Фото Никко (Япония) – национальный парк, храмы, город. Город никко, япония «Не говори ни о чём, что это прекрасно, пока не увидел Никко», так говорят в Японии об этом городе

В некоторых храмах Никко в последние годы ведутся реставрационные работы. Зал Санбуцудо в Риннодзи, главный зал храма, в настоящий момент находится на глобальной реставрации, которая завершиться лишь в 2020 году. В Тосёгу ворота Ёмэймон в реставрации с 2013 года и на данный момент опутаны строительными лесами. Зал Хайдэн и ворота Нитэнмон (вторые ворота) в Таюинбё также были в реставрации. Перед посещением храмового комплекса проконсультируйтесь у менеджеров «Фудзи Трэвел» о последней информации.
Древний мох на каменной стене, идеально ровные ряды каменных фонарей, пунцовые ворота и взмывающие ввысь кедры – это лишь часть Никко, сокровищницы лучших творений периода Эдо (1600-1868). Рассыпанный по холмистым лесам Никко – одна из главных достопримечательностей Японии. Религиозная история Никко уходит корнями в середину VIII века, когда буддийский монах Сёдо Сёнин (735-817) основал в этих местах отшельнический приют. Хотя Никко был священным местом для обеих религий (синтоизма и буддизма) на протяжении более тысячи лет, постепенно эти места канули в Лету. Настоящая слава пришла к Никко лишь со смертью Токугавы Иэясу в 1616 году. В своем завещании сёгун приказал возвести здесь святилище в его память, что и было сделано. Строительство закончилось в 1617 году. Впрочем, архитектура строений показалась внуку сёгуна недостаточно выразительной, и Токугава Иэмицу повелел воздвигнуть в честь деда роскошный мавзолей, который можно видеть и сегодня.
Иэмицу руководствовался соображениями не только эстетическими, но и практическими. Сёгун не хотел видеть своих соперников-лордов излишне богатыми и распорядился, чтобы даймё поставляли все необходимые материалы для постройки святилища и оплачивали работу тысяч мастеров-ремесленников. Мавзолей Тосёгу был закончен в 1634 году и по праву считается архитектурным шедевром того времени. Тосёгу вместе с более скромным мавзолеем Иэмицу – усыпальницей Тайюинбё – олицетворяет безграничную мощь и благополучие клана Токугава. Каждый год, 17 и 18 мая, на Великом празднике воссоздается зрелищная картина погребения Иэясу в Тосёгу. В этой церемонии участвуют более тысячи священников и воинов, проходящих красочной процессией по землям святилища в сопровождении конных лучников. В первый день проходят состязания по стрельбе из лука верхом, а во второй – костюмированная инсценировка переноса останков Иэясу. На это стоит посмотреть, как и на более скромное торжество 17 октября. Правда в октябре лучников уже не будет и всё действо займет половину дня, но зато оно совпадает по времени с красочным праздником «Зажжем Никко» (16-20 октября), во время которого все основные храмовые постройки подсвечиваются ночью.
ТОСЁГУ и художественный музей НИККО ТОСЁГУ
Обрамленная деревьями аллея Омотэсандо поднимается к главному входу в Тосёгу. Путешественникам предстоит пройти через огромные каменные тории (оригинальный фрагмент постройки 1617 года), по левую сторону выситься впечатляющая красно-зеленая пятиярусная пагода, построенная в 1819 году на месте сгоревшего в 1650 году оригинала. Впереди ворота Омотэмон, вход в святилище Тосёгу, здесь продаются билеты – комбинированные или только для осмотра Тосёгу и помещения с фигуркой спящей кошки.
На территории святилища находятся Три священные кладовые (сандзинко) и Конюшня Священной лошади (синкюся). Перед ней обычно толпятся фотографы, желающие запечатлеть на память барельеф с тремя знаменитыми обезьянками – «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла», символизирующих три главных принципа буддийской секты Тэндай. Ещё выше, на главной дороге стоят, 11-метровые ворота Ёмэймон (Ворота солнечного света), покрытые позолотой и отделанные многоцветной резьбой. Панели на боковых колоннах изображают фантастические цветы и птиц. Перед воротами, посередине каменного пруда, стоят барабанная и колокольная башни, а позади них – Хондзидзо. Этот небольшой павильон – часть буддийского храма Риннодзи, наиболее интересное в нем изображение «ревущего дракона» на потолке. Если хлопнуть в ладоши, стоя прямо перед драконом, эхо возвращается к вам его рёвом.
Менее выразительная скульптура спящей кошки (нэмури нэко) перед воротами Сакаситамон. За воротами начинается древняя каменная лестница, она ведет вверх к наудивление скромной гробнице Иэясу посреди сосновой поляны – единственное место в святилище, где не бывает многолюдно.
Прямо перед воротами Ёмэймон – белые с золотом ворота Карамон, ведущие в молитвенный зал Хайдэн. Боковой вход в зал справа от ворот, здесь надо снять обувь и нельзя фотографировать. Внутри можно спуститься в Хондэн – главный зал святилища, сохранивший прекрасную оригинальную отделку. Возвратившись через ворота Ёмэймон, вы минуете Дзинъёся – строение, где хранятся микоси (миниатюрные святилища), их устанавливают на носилки и проносят во время весенних и осенних фестивалей в Тосёгу.
Но прежде чем покинуть святилище Тосёгу, посетите художественный музей Никко Тосёгу в конце храмового комплекса. Простая деревянная постройка в традиционном стиле раньше служила главной конторой святилища: в 1928 году здесь разместился музей. Скользящие двери и ширмы музея расписаны лучшими художниками Японии и составляют одну из лучших в стране коллекций этих произведений искусства.
Недалеко от музея территория Мэйдзи-но-яката – загородной виллы американского торгового представителя Хорна (начало ХХ века). Различные строения, окруженные деревьями и прекрасными садами, сегодня приспособлены под специализированные рестораны.
Аллея криптомерий
К святилищу Тосёгу в Никко ведёт знаменитая «Аллея криптомерий». Это дерево по-японски называется суги, что означает «прямое дерево». Другое название криптомерии – «Японский кедр». Аллея была засажена криптомерией более 370 лет назад крупным князем-феодалом, находившимся под особым покровительством сёгуна Иэясу. Аллея состоит из трёх дорог, которые тянутся на 37 км. и сходятся в Имаити. Посадка деревьев заняла более 20 лет. Когда-то их было высажено более 40 000, но за 370 лет более половины деревьев было уничтожено, и сегодня их осталось только 13 тысяч.
Согласно народной легенде, князь, посадивший деревья, не мог себе позволить делать богатые подношения в святилище, подобно тем, что делали другие богатые феодалы. Поэтому он предпринял менее дорогостоящую, но более трудную работу по высаживанию деревьев на территории святилища и вдоль дорог от священного моста до некоторых близлежащих деревень. С течением времени именно его вклад стал самым памятным.

Куда можно съездить на пару дней из Токио? Я на этот вопрос для себя ответил так - на Фудзи и в Никко. Про Фудзи я , а в этой заключительной записи из моего японского цикла попробую показать и описать Никко - один из старейших религиозных и паломнических центров Японии. Этот город заинтересует как любителей истории, так и желающих познакомиться с японской природой, поскольку одноимённый национальный парк считается одним из самых красивых в стране.

Из Токио в Никко идёт прямой поезд, поэтому добираться туда гораздо удобнее, чем до Фудзи, несмотря на расстояние в 140 км. По дороге можно посмотреть на японскую глубинку - деревни стоят очень близко к путям и приятно отражаются в зеркалах рисовых полей.

2


3

Никко окружён горами и с первого взгляда радикально отличается от Токио. Тем не менее, здесь довольно крупный вокзал и хорошо развитая туристическая инфраструктура.

4

В Токио я купил специальный многодневный билет, в который входит поездка на поезде туда-обратно и неограниченное пользование местными автобусами. Садимся в один из них и отправляемся в сторону храмов. Первый храм - величественный буддийский храм Риннодзи . К сожалению, он будет реставрироваться аж до 2021 года, и его фасад закрыт заглушкой (впрочем, довольно хорошо сделанной).

5

Японские туристы поджигают палочку благовоний у входа в храм.

6

Комплекс включает более сотни культурных объектов на территории трёх храмов, записанных в список всемирного наследия. Вокруг - невероятный кедровый лес, свежий воздух и пение птиц.

7

Школьники приехали на экскурсию. Никко ужасно популярен в Японии. Существует даже поговорка: «Не говори о красоте, пока не увидел Никко».

8


9


10


11

Посетители.

12


13

Если вам нравятся японские каменные фонарики, то в Никко вам их будет предостаточно.

14

Они здесь на любой вкус и размер.

15

Самые живописные - старые, покрытые лишайником и мхом.

16

Хотя есть и более современные, металлические.

17

От одного храма к другому ведёт целая аллея из фонариков. Сказочное место.

18


19


20


21

22, 23

Монахи подтверждают - сюда стоит приехать.

24

Территория комплекса довольно большая и содержит много разных построек, усыпальниц, памятников и т.д. За два дня всё посетить невозможно, особенно если будет желание съездить ещё и в национальный парк, в горы.

25

Жемчужина Никко - храм-мавзолей Тосёгу , посвящённый сёгуну и полководцу Токугаве Иэясу.

26

Здания богато украшены полихромными орнаментами, резьбой и золотом.

27


28


29


30

Длинная лестница ведёт на какой-то холм, мимо высоченных кедровых деревьев.

31

Оказывается, здесь расположена бронзовая усыпальница сёгуна.

32

Тут гораздо тише и спокойнее, чем внизу, потому что лестница отбивает у многих желание сюда забраться.

33

Пожертвования храму. Здесь можно увидеть, как выглядят японские йены.

34

Вход в разные части комплекса символизируют ритуальные ворота - тории.

35


36

Волшебный лес - почти как в мультфильмах Миядзаки.

37

Мавзолей Тайюинбё посвящён внуку сёгуна Иэясу- Иэмицу Токугава. Усыпальница похожа на храм Тосёгу, но намеренно сделана более скромной.

38

Мавзолей закрывается довольно рано - в 5 часов вечера, поэтому на фотографиях уже абсолютно безлюдно. Кстати, это ещё одна причина, почему приезжать в Никко стоит на несколько дней.

39


40

Вход в усыпальницу (довольно симпатичный) выглядит как китайский иероглиф. К сожалению, внутри большинства зданий фотографировать запрещено, поэтому показываю только виды снаружи.

41

При входе в здания принято снимать обувь и оставлять её у входа. Внутри прохладно и тихо. Я рассматривал один из храмов, когда внутрь вошли пожилые японцы и уселись на полу. К ним вышел настоятель и начал что-то рассказывать (наверное про историю храма), а я присоединился к сидящим, хотя и ничего не понимал. В конце монах сделал какие-то ритуальные движения (благословил посетителей, наверное), и японцы так же быстро разошлись, а я купил у молодого служки талисман в виде маленького свёртка.

42

В 17 часов храмы закрылись, но солнце ещё не село, поэтому оставалось время погулять по Никко. Чувствуется, что вокруг горы - вдруг натыкаешься на бурную речку с живописными порогами.

43

А через реку перекинут священный мост Синкё - настолько священный, что на него пускают только за деньги и только в рабочие часы.

44

Легенда гласит, что основатель Никко, буддистский священник Сёдо исполнил здесь молитву, благодаря которой к нему снизошёл бог реки Дзиндзя-Даё и перекинул через бурлящий поток двух змей, которые образовали мост.

45

Я переночевал в частном пансионате в европейском стиле с очень любезным хозяином, а на следующее утро сел в автобус и поехал в национальный парк. Дорога занимает около 45 минут и проходит по живописному, но довольно крутому горному серпантину - настолько крутому, что движение на нём одностороннее, а спуск проходит по дублирующей дороге. Рядом с первой остановкой автобуса высоко в горах находится один из самых живописных водопадов Японии - Кэгон .

46

Этот стометровый водопад вытекает из высокогорного озера Тюдзендзи, которое я покажу чуть дальше.

47

Водопад особо хорош осенью, в окружении разноцветных листьев, но и весной тоже неплох.

48, 49

Рядом образовалось множество маленьких каскадов.

50


51


52

Озеро Тюдзендзи находится на высоте в 1271 метр над уровнем моря, но при этом располагает превосходной туристической инфраструктурой - рестораны, сувенирные лавки, бани на горячих источниках, водные прогулки, яхт-клубы...

53

Можно просто сидеть и созерцать спокойную гладь озеро и время от времени проходящие кораблики.

54


55


56


57

58

По сути здесь два водопада, разделённых каменной глыбой.

59

Прямо над каскадами расположился чайный домик, где можно посидеть и перекусить с видом на природу.

60, 61

На открытую террасу десятки японцев приезжают со штативами и огромными «зеркалками» (в основном с Никонами, с удовольствием отметил я про себя), чтобы запечатлеть вот такой кадр.

62

У меня штатива не было, поэтому пришлось выходить из положения с помощью ограждения. Достаточно 1/8 секунды, чтобы красиво размыть воду и при этом не дать руке дрогнуть.

63

После Никко был долгий путь назад в Токио, расслабленные прогулки по столице и ещё более долгий путь домой. Этой записью я завершаю цикл рассказов о Японии. Надеюсь, что вам было интересно. А тем временем с той поездки прошло уже больше двух месяцев, поэтому настало время рассказать о чём-нибудь другом, тем более что материалов и впечатлений у меня очень много. Не переключайтесь и до скорого!

Как добраться: поездом из Токио со станции Asakusa . Проездной (четыре дня: 4520 йен, 33 евро, 1575 рублей) можно купить прямо на вокзале. Время в пути - 2 часа 20 минут. В самом Никко можно передвигаться на автобусах 2A, 2B и 2C бесплатно (если купить проездной). Вход в храмы оплачивается отдельно.

В наших планах путешествия по Японии значились два интересных места, расположенных недалеко от Токио: Фудзи и национальный парк «Никко». Так сложилось, что благодаря теплой встрече с новыми японскими друзьями, о которой я рассказывал в четвертой части, график был сбит, и нам пришлось выбирать, куда из двух этих мест ехать. Выбор пал на «Никко».

Путеводитель сообщал: «Не говори великолепно, пока не увидишь Никко». Текст был подкреплен красочными фотографиями пейзажей - буйство цвета, интересные ландшафты и водопады.

Никко - один из старейших религиозных и паломнических центров Японии. Расположен в 140 км к северу от Токио.
Главная достопримечательность Никко - синтоистское святилище Тосёгу - место упокоения великого полководца и государственного деятеля сёгуна Иэясу Токугавы. Рядом расположен мавзолей его внука Иэмицу. Эти сооружения расположены в роще огромных японских кедров и выделяются изобилием позолоченных деталей.

Многие японцы никогда не посещают Никко, потому что богатое убранство храмов противоречит, по их мнению, сути самой религии.

С утра пораньше мы отправились в путь. Сначала надо было доехать до вокзала.

Кстати, парикмахерские обычно обозначают вот такими вертикальными трубками, с крутящимися внутри цветными полосками:

Название полицейских забавно для русского уха:

В метро как всегда, толкучка:

На вокзале мы сели на скоростной поезд – Синкансен:

Нос у них раскрывается и соединяется при необходимости с другим составом:

Как обычно, все спокойно стоят в очереди:

Поезда просто космической красоты:

На синкансене ехать минут 40 на северо-восток от Токио, виды застроены невысокими домами:

Потом надо пересесть на отдельную линию парка «Никко» и проехать ещё минут 50. Поезда ходят с большим интервалом, поэтому лучше заранее посмотреть расписание (хотя, есть ещё какой-то другой путь из Никко в Токио):

Если в пустой вагон войдут два японца, они сядут подальше, чтобы не мешать другому человеку:

Поезд привез нас на конечную станцию, высота тут повыше, чем в Токио, поэтому более прохладно и мало зелени. От станции минут 15 идти до входа в парк, но, можно и на автобусе проехаться. Городок тихий и спокойный:

Хороший домик:

При входе в парк – одна из самых фотографируемых достопримечательностей – знаменитый священный мост через речку.

Вот что пишут про него в издании «Япония сегодня»:
«В древних преданиях рассказывается о том, что, когда в VII в. буддийский монах Сёдо прибыл в эти места, он заметил на вершине горы Нантайсан "пятицветные облака". Поняв это как божественное знамение, монах попытался подняться на вершину, но путь ему преградила горная река Дайя.
Сёдо стал молиться Будде, прося его о помощи. И вдруг он увидел на противоположном берегу старца в белоснежных одеждах. Это был Дух змей, по знаку которого две змеи - красная и синяя - перекинулись над бурлящим потоком и образовали своими телами мост. В следующее мгновение этот живой мост покрылся ветками кустарника.
Монах переправился на другой берег, достиг вершины горы Нантайсан и воздвиг там буддийский храм.
Якобы в память об этом событии позднее через горный поток Дайя был перекинут деревянный мост, получивший наименование Синкё ("Священный мост").
Темно-красные, покрытые лаком перила моста прекрасно гармонируют с черными балками, покоящимися на каменных столбах. Особенно красив этот мост после дождя, когда краски от влаги становятся насыщенными и яркими.»

Главным разочарованием «Никко» стало то, что в конце ноября тут практически нет яркой растительности. Большинство деревьев уже давно сбросили свою листву, последнюю собирали детишки:

Вход в храмы платный, а их самих тут огромное количество:

Монахи звонят в колокола:

Тут можно смело гулять целый день:

Ещё одно разочарование – красивая дорога с фонариками была забита людьми, а за фонарями красовалась жестяная стена (а я специально ехал сюда поснимать это место, но, увы, не повезло):

К концу нашего путешествия нам уже поднадоело гулять по храмовым комплексам:

Разглядывать таблички с желаниями:

Совершать омовения:

Поэтому, мы решили поехать смотреть какое-то горное озеро и водопады. Для этого надо было найти автобусную остановку. По дороге встретилась христианская церковь, в которой венчались японцы:

Периодически встречаются клевые Mini:

Японский дворик:

Автобус мы еле нашли. Система оплаты – по остановкам. При входе в автобус вы получаете маленькую карточку с номером остановки. У лобового стекла висит электронное табло с номерами всех остановок. Стоимость проезда постоянно меняется вместе с перемещением автобуса. Самое забавное – момент оплаты. Рядом с водителем стоит аппарат доисторического вида (к сожалению, я его не снял), по форме напоминающий чемодан. Его верхняя часть состоит из прозрачного пластика с прорезью сверху. Внутри этой пластиковой колбы безостановочно крутится резиновая лента. Пассажир при выходе смотрит на табло, узнает, сколько ему обошелся проезд, кидает в прорезь маленькую карточку со своим номером, мелочь и\или бумажные деньги. Всё это падает на ленту и постепенно зажевывается автоматом. При необходимости автомат выдает сдачу. Как он там всё пережевывает правильно, я так и не понял:

Преодолев несколько десятков крутых поворотов, мы поднялись на самый верх, к горному озеру. Понятное дело, тут было ещё холоднее и ещё меньше растительности. Ледяной ветер не настраивал на прогулки:

Взглянули на озеро, промерзли, побежали смотреть красивый водопад:

Поняли, что водопад наверняка очень красивый, но не в это время года, а делать тут особо нечего. Можно вот посидеть в одном из многочисленных ресторанчиков, или отведать местных специалитетов на улице:

Мы решили погреться внутри:

Японцы с увлечением смотрели любимый гольф:

Традиционная еда:

Обратная дорога шла по другому склону и состояла всё из тех же нескольких десятков крутых поворотов. Автобус постоянно раскачивался, а вид помятых в поворотах ограждений добавлял адреналину:

Забавная деталь – склоны тут укрепляют бетонными сетками, повторяющими ландшафт:

В общем, в Никко лучше ездить в другое время года.

Вернулись в Токио мы уже в темноте и сразу отправились в район самых дорогих магазинов – Гинзу. Тут полно интересных зданий известных мировых брендов.

Cartier и Bvlgari:

Светодиодное здание CHANEL:

Тут каждое здание стремится выделиться:

Алмазный монстр De Beers:

Мы же пошли в TIFFANY. Вопреки расхожему мнению, тут очень много недорогих ювелирных украшений:

Вот, например, прекрасное серебряное колечко с сердечком, всего за 230 долларов:

Отмечать покупки мы поехали к центральному токийскому рыбному рынку – Цукидзи. Здесь есть круглосуточный суши бар, где подают отменного тунца!

Никко – это место последнего упокоения Иэясу, основателя сёгуната Токугава, скончавшегося в 1616 г. После смерти императорский двор объявил его богом, и впоследствии он стал известен как Тосё Дайгонгэн («Великое воплощение, озаряющее собой Восток») , Годом позже останки Иэясу торжественной процессией были доставлены сюда, на территорию основанного восемью столетиями раньше религиозного центра. При жизни Иэясу сделал себя всевластным повелителем Японии. Его собственные феодальные владения в состоянии были прокормить и дать кров 2,5 млн человек. Тосёгу (ежедневно апрель - октябрь 8.00-17.00, ноябрь - март 8.00-16.00) - погребальный комплекс, который он повелел возвести в свою честь, великолепен.

Добираться до Никко из Токио лучше всего на поезде по линии «Shinkansen» Японских железных дорог со станций Токио или Уэно с пересадкой в Уцуномии или по линии «Tobu» на «Limited Express» из Асакусы. Время в пути около 2 ч. Сам городок Никко - по преимуществу одна длинная авеню, связывающая вокзал со святилищем Тосёгу.

Хотя по духу Никко очень японский город, он также испытал на себе влияние других наций. В главном святилище выставлены статуи трех китайских персонажей, а также скульптурные изображения мандаринов - плодов неизвестных в те времена в Японии. Многие архитектурные сокровища Никко были созданы корейскими мастерами.

Комплекс Тосёгу

После короткой поездки на автобусе с привокзальной площади вы окажетесь у красного лакового «священного моста» Синкё длиной 28 м, перекинувшегося через реку Дайя.

Отсюда начнется знакомство с Тосёгу. Согласно легенде, мост отмечает место, где в 766 г. буддистский священник Седо переправился через реку на двух огромных змеях, чтобы основать храм, позже превратившийся в храм Рин-нодзи. Вход в комплекс святилища открывается через дорогу за мостом. Каменные ступени лестницы сначала приведут вас к храму Сёдо.

Риннодзи принадлежит к буддистской секте тэндай. Главный зал, именуемый Санбуцудо, с его почти чувственной цветовой гаммой - черный, зеленый и алый - датируется 1648 г. и является крупнейшей самостоятельной постройкой Тосёгу. Внутри находятся три огромные, покрытые золотистым лаком статуи высотой 8 м, представляющие три разные сущности Будды. В центре - Амида Ниорай, Будда, ведущий верующих в рай; справа - богиня милосердия Сэндзю (Тысячерукая) Каннон; слева - Бато-Каннон, изображаемая с головой лошади и воспринимаемая как защитница животных. К северу от главного зала располагается Гоотендо - малый храм, в котором верующие пишут свои просьбы о здоровье и благополучии на деревянных дощечках, позже сжигаемых, чтобы молитвы вознеслись к небесам. Южнее находится резиденция настоятеля (традиционно принца крови) с восхитительным садом в стиле периода Эдо.

Покинув Риннодзи с западной стороны, вы окажетесь на широкой аллее Омоте-сандо, ведущей в гору к самому святилищу. Обратите внимание на памятник даймё Мацудаире Масатане, доверенному слуге Иэясу. Мацудаира более 20 лет занимался высаживанием величественных криптомерий (японских кедров) на территории святилища и вдоль идущей к нему 64-км дороги. К сожалению, большая часть этой дороги утрачена. Несколько участков уцелело к востоку от города, где многие из 13 тыс. деревьев по-прежнему стоят благодаря поддержке корпоративных спонсоров.

В верхней части Омоте-сандо слева стоит пятиярусная пагода святилища, украшенная 12 знаками азиатского зодиака и тремя штокрозами - символом клана Токугава. Отсюда каменные ступени ведут к первым воротам Тосёгу, Омотемон, охраняемым двумя окрашенными в красный цвет грозного вида небесными царями-дэвами. В первом дворе располагается конюшня священного белого коня святилища. Резное панно над дверью изображает знаменитую группу из трех обезьян - «Не слышу зла, не вижу зла, не говорю зла!», - ставшую символом Никко и фигурирующую практически на всех местных сувенирах. В дальнем конце двора находится Киодзо (библиотека сутр) , где в огромном вращающемся шкафу хранятся порядка 7000 священных книг буддизма. Библиотека недоступна для посетителей.

С приближением ко второму пролету каменных ступеней справа вы увидите колокольню и высокий бронзовый канделябр, а слева - башню барабанов и вращающийся бронзовый светильник. Оба изделия из бронзы были в XVII в. подарены голландским правительством в благодарность за особые привилегии, предоставленные его торговцам в период изоляции Японии. Дальше слева возвышается храм Якуси-до в честь Будды-исцелителя.

Двухъярусные ворота Ёмэймон, или Ворота солнечного света, в верхней части лестницы - подлинный шедевр Тосёгу, по праву причисленный к национальным сокровищам страны. Они представляют собой высшее выражение пышного стиля периода Момояма, вдохновленного скульптурой и архитектурой китайской династии Мин. Колонны цвета слоновой кости высотой 11,3 м, балки и карнизы, покрытые резьбой с изображением драконов, фениксов, львов и тигров на фоне облаков, пионов, китайского шалфея и ангелов, - все золоченое и окрашенное в красный, золотистый, синий и зеленый цвета. Справа и слева от ворот - облицованные панелями галереи, также украшенные резьбой и расписанные сценами живой природы: соснами и сливовыми деревьями, полевыми и водоплавающими птицами.

За воротами слева находится Микоси-гура - хранилище портативных святилищ, используемых в процессиях проходящего два раза в год (17-18 мая и 17 октября) фестиваля Тосёгу. Справа расположен Кагураден - зал, в котором исполняются ритуальные танцы в честь богов и где за небольшую плату пары могут заказать синтоистскую свадебную церемонию со звуками флейт и барабанов, участием незамужних жриц святилища.

Напротив Ёмэймона через двор стоят Карамон (Китайские ворота) - официальный вход во внутреннее святилище. Постройка, как и Ёмэймон, имеет статус национального сокровища и столь же обильно покрыта резьбой и живописно раскрашена. Стены по обе стороны ворот заключают в себе хонден (главный зал) святилища. Вход - справа. Здесь входящие снимают обувь (пользуясь ящичками) для посещения части зала, именуемой хайденом (молельней) . Дальше пройти нельзя, так как в дальнем конце молельни находятся найдзин (внутренняя комната) и най-найдзин (самая внутренняя комната) , где покоится дух Иэясу. Здесь нашли упокоение две другие достойные личности - воспитатель Иэясу Тойотоми Хидеёси и великий воин XII в.

Минамото-но Ёритомо, основатель сёгуната Камакура, которого Иэясу объявил своим предком.

Далее вы приблизитесь к еще одной иконе Тосёгу - знаменитым Воротам спящей кошки. Говорят, что сама кошка над входом - произведение Хидари Дзингоро, легендарного мастера-резчика периода Токугава. Отсюда 207 каменных ступеней вознесут вас через прекрасный кедровый лес к могиле Иэясу Токугавы, именуемой Хото. Подняться стоит, хотя бы только ради открывающегося вида, деревьев и прохладного бурного потока. Сама могила в виде миниатюрной бронзовой пагоды с прахом великого сёгуна ничего особенного из себя не представляет.

Короткая прогулка к западу от Тосёгу - безусловно, старейшая из традиций этого священного места. Футарасан-дзиндзя (ежедневно апрель - октябрь 8.00-17.00, ноябрь - март 9.00-18.00) -- синтоистское святилище, основанное в VIII в. в честь Окунинуси-но-Микото (бога рисовых полей) , его супруги и их сына. В одном углу участка стоит бронзовый светильник «Призрак» высотой около 2,3 м. Глубокие зарубки в бронзе были сделаны дежурившими в святилище стражниками, верившими, что по ночам светильник превращается в гоблина. Такой была потрясающая мощь японского меча, к тому же, вероятно, усиленная суеверием японцев.

Внук Иэясу и третий сёгун рода Токугава Иэмицу (1603-1651) отторг здание у Тосёгу. Здесь в Дайу-ин, к западу от Футарасана, он и упокоен. Меньший по размерам Дайу-ин тем не менее является более внушительным мавзолеем, стоящим на поросшем лесом склоне холма. К нему ведут три марша каменных ступеней и пять декоративных ворот. Самые величественные стоят на самом верху лестницы и известны как Ясамон (Ворота демониц) , названы они так по фигурам в четырех их альковах. Святая святых святилища, отнесенная к числу национальных сокровищ, имеет золоченый и лакированный алтарь высотой около 3 м с деревянной фигурой сидящего Иэмицу, который сверху взирает на свое великое творение.

Вот и завершился мой двухнедельный вояж по Японии. Начинаю потихоньку делиться впечатлениями. Сегодня мы посетим первый японский город - Никко.

Никко, расположенный в окружении одноименного национального парка, своей популярностью обязан лишь находящимися в нем достопримечательностями.
Главная улица города - Kokudo, проходит через весь город, от вокзала и до окраин.

Никакого многоэтажного строительства нет и в помине. Все дома в городе - 2-3 этажа. Вот эти домики в полоску веселой раскраски напомнили мне отдалённо французский Руан.


Автобусная остановка.

Интервалы движения автобусов - от 20 до 40 минут, в зависимости от маршрута и времени суток.

Утром следующего дня я поднялся максимально рано. Завтрак в ресторане был "японским": мизерная порция омлета и свежие овощи.
Погода была хмурая, но без дождя. По Kokudo я отправился к мосту Синкё - это был первый значимый городской объект, намеченный к осмотру.
Но сначала я свернул к замеченному по ходу движения святилищу. В путеводителе оно не было отмечено никак, надписи и указатель на английском так же отсутствовали....
Сначала надлежало пройти под каменными ториями.

Затем минуть двух стражников, отдалённо похожих на львов. Задача оных проста - отпугивать от святилища злых духов. Левый стражник.

И правый.

Само святилище крайне небольшое. Подобные ему тысячами разбросаны по всех Японии.

В десятке метров за святилищем обнаружил лужайку, на которой восседали разнокалиберные будды.
При чем очищен от мха был лишь один будда.


Остальные являли такое зрелище.

Ещё.

За спинами святых стояли лингамы - фаллические символы... "Лингам (санскр.) - фаллический символ в индуизме, символ бога Шивы." (с) Википедия.

Отправившись дальше по улице, я наткнулся на епископскую церковь.

По другую сторону дороги бежала местная река - Дайягава (Daiya - gawa)


В 767 году на место теперешнего Никко прибыл монах Сёдо.

На вершине местной горы Нантай Сёдо хотел возвести храм, но дорогу ему и десяти его ученикам преградил как раз поток Дайягавы. Поток был силен, никакого моста на тот момент не было. Сёдо начал молиться, и его молитвам ответил бог, который перебросил через реку двух змей - красную и синюю. Из тел змей проросла дикая осока и Сёдо смог переправиться на другой берег. В теперешнем виде мост был построен в 1636 году.


Название мост получил Yamasuge - no - Jabashi (Мост Змей с Дикими Осоками). Кроме больших религиозных праздников, пересекать реку по этому мосту позволялось лишь сёгуну и его свите. Перед мостом лежал большой камень, заставляющий всадника спешиться, перед тем как вступить на мост.
Перила моста украшены позолоченными металлическими деталями. Мост - 27 метров в длинну, 6 метров шириной и на 16 метров выше поверхности воды, поддерживается каменными столбами по обоим берегам.
В настоящее время попасть на мост может любой желающий, заплативший 300 йен. Однако перейти с берега на берег все же не получится, т. к. один конец, примыкающий к дороге, закрыт.
Ночью мост не подсвечивается, или мне просто не повезло в тот день.

Осмотрев мост Священным мост Синкё, можно подниматься по ступенькам наверх, в сторону от дороги. Вот здесь и начинается то, о чем говорит японская поговорка: "Не говори ни о чем, что это прекрасно, пока ты не увидел Никко"
Итак, несколько десятков пологих ступеней выводят к храму Риннодзи. В отдельно стоящей кассе я купил комбинированный билет за 1000 йен, дающий право осмотра вышеупомянутого храма, храмовый комплекс Тосёгу, храм Футарасан и мавзолей Тайюин.
Никко впервые упоминается с 782 года, когда монах Сёдо, о котором шла речь ниже, основал в этих местах первую обитель. Долгие годы послушники и мудрецы искали здесь путь к спасению в уединении и покое.
Японию как государство сплотил великий сёгун Иэясу Токугава. Он положил конец истощавшим страну кровавым междоусобицам крупных феодалов-даймё. В конце жизненного пути Токугава завещал похоронить себя именно в Никко. Потомки выстроили Великому сёгуну пышный мавзолей. Так святилище Тосёгу стало и сакральным и светским памятником. Работы по возведению мемориального комплекса продолжались 17 месяцев (с ноября 1634 г. по апрель 1636 г.). В строительстве и оформлении принимали участия только лучшие мастера Японии того времени.
Сначала давайте заглянем в небольшой садик Сёё-эн, который расположился аккурат напротив главного здания здания Риннодзи.


Сад по-дзенски минималистичен. Разумеется, пруд - неотъемлемая часть японского сада.

Посредине пруда небольшой островок с каменной пагодой.




Перед Риннодзи. Здесь можно оставить зажженные благовонные палочки перед тем, как проследовать к храму.


Храм Риннодзи.

В большом зале Санбутсу-до находятся позолоченные буддийские статуи. Снимать категорически запрещено, о чем предупреждают объявления. В Риннодзи находится Зал Трех Будд. Трехметровые изваяния святых буддийского пантеона Будда Амида-Нёрай, тысячерукая Канон, Ботон-Каннон восседают на постаментах в виде лепестков лотоса.
Риннодзи.

Отправимся от храма Риннодзи к с святилищу Тосёгу.
Широкая дорога ведет к каменным ториям.

Высота торий 9 метров и 3,6 метров ширина. Установлены в 1618 году. Это самые большие тории, сделанные из камня.

Слева от торий стоит пятиэтажная пагода, высотой около 35 метров. Не удивляйтесь, что в синтоистском храме находится подобная деталь храма буддийского, ибо синто и буддизм в Японии тесно переплетены.

Минуем вотора с охранниками - дэвами...


Далее, напротив друг друга, стоят два очень интересных здания. Вот одно из них.

Оно же крупнее....


Главный элемент декора - деревянный рельеф "Слоны". Вырезан по оригинальным рисункам мастера Кано. Считается, что особо реалистично вырезаны уши и хвосты животных.

А напротив находится здание Священной Конюшни священной же лошади. Не знаю, священная или нет, но белая лошадь в конюшне действительно имеется. Висит табличка с просьбой не фотографировать животное со вспышкой. Само здание - единственная непокрытая лаком постройка всего ансамбля.


Украшает конюшню знаменитое изображение трёх обезьян: "Ничего не слышу, ничего не говорю, ничего не вижу".


Собственно эти три обезьяны - визитная карточка Никко. Рядом есть ещё один рельеф с обезьянами, но он такой славы не сыскал. Почему обезьяны, спросите? В средневековой Японии считалось, что обезьяны способны охранить лошадей от заболеваний. Поэтому стены Священной конюшни и декорированы резьбой по дереву на темы различных событий из жизни обезьян.


Далее проходим мимо священного источника. Здесь следует омыть руки и прополоскать рот водой в знак ритуального очищения от мирской скверны.


Всякое святилище Японии имеет непременный атрибут - колокол. Вот такой он в Тосёгу.

Слева и справа от дорожки стоят такие вот мощные каменные фонари, обильно поросшие мхом. Особую прелесть Тосёгу придаёт окружающий его многовековой лес. К сожалению, фотографии не могут передать ни запах древесины, ни вид могучих кедров.


Проходим под вторыми ториями, выполненными из бронзы. Их высота шесть метров.

Башни близнецы. Shoro.....

.... и Koro. По правую и по левую руку.

И вот подходим к Yomei-mon Gate ("Ворота Солнечного света")

Ещё....

Вид с внутренней стороны....


Освещение в тот день было не ахти, но Yomei-mon Gate - номер один во всем святилище Тосёгу. У ворот есть и второе название - Higurashinomon ("Ворота сумерек"): посетители могут задержаться на целый день, пока не спохватятся, что наступили сумерки. Здесь шедевры одного вида изобразительного искусства накладываются на поразительные достижения другого. Мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов. Рассмотрим работу резчиков поподробнее.....





























"Стражники" с внешней стороны ворот....

И с внутренней стороны...



Теперь наш путь лежит к могиле самого Иэясу. Придется немного доплатить, около 400 йен, т. к. комбинированный билет дальше не действует. Боковой проход украшает не менее знаменитый, чем "Три обезьяны", вырезанный мастерски из дерева рельеф "Спящая кошка"


Спящая кошка олицетворяет недопустимость каких-либо внешних раздражителей, способных нарушить покой божественных духов. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему свято выполнять свои обязанности - в храме никогда не отмечалось появления мышей. Авторство этого "Спящей кошки" принадлежит известному японскому мастеру Дзингоро Хидари (Jingoro Hidari).
Теперь поднимаемся по двухстам каменным ступеням и пройдём несколько ворот, что бы оказаться перед небольшой, выполненной из бронзы пагодой Ходо (Hodo).

Там же....

Ещё...


А теперь вернёмся вниз.... В этом святилище находятся три небольшие святыни, которые извлекаются из него два раза в год во время религиозных праздников.


В остальное время от посторонних глаз они скрыты.

На святилище Тосёгу надо не меньше трех часов времени, но зависнуть там можно и на большее время. Световой день короткий осенью, пора было отправляться дальше.
Футарасан - самое древнее святилище Никко, правда по внешнему виду это никак не скажешь.
Тории перед святилищем.

Главных помещений два: поменьше....


И побольше. Сюда можно войти, предварительно сняв обувь.


На территории Футарасан находятся миниатюрные кумирни покровителей здоровья, удачи, знаний и семейного благополучия

Но в целом Футарасан не настолько интересен, как Тосёгу, потому и туристов здесь в разы меньше.
Выходил я через другие тории, сбежав вниз по лестнице.

Начали надвигаться сумерки. Пора поспешать к мавзолею Тайюин.
В Тайюине покоится Иэмитсу - основатель Тосёгу, третий сёгун и внук Иэясу Токугавы. Входные ворота мавзолея.

Непременные "стражники" по обеим сторонам.


И с внутренней стороны....



Как и Тосёгу, к Тайюин нужно постепенно восходить по широченной лестнице. Справа и слева стоят башни а-ля Тосёгу. Одна из них.

Мавзолей окружен плотным вековым лесом. Тишину нарушало лишь пение цикад. Минуем ещё один вход, более пышный, нежели предыдущий.


Ещё парочка "стражников"


Основное здание Тайюина.


Деревянные фигуры, позолота.


Фонари на территории мавзолея.




На прямоугольной территории немало интересных строений.


И очередные "стражники". Если собрать всех - получится целый взвод.


При спуске, по правую сторону, обнаружился боковой вход, фонари и дорожка. Но ворота были закрыты.


Когда я спустился вниз, наступили сумерки. Служащие больше никого не пускали в Тайюин. Вообще, при планировании посещений многих объектов в Японии (храмы, святилища...) следует помнить, что открыты они с 9-00 и до 16-00, максимум - до 17-00.
Как я уже писал, Никко - городок маленький. Вечерних развлечений нет никаких. Потому я все же решил не возвращаться в отель (17-00 всего лишь!) А съездить на озеро Чузендзи (Chuzenji)
Автобус прибыл через 20 минут ожидания. Ехать было не близко. Сначала выехали за город, потом стали натужно подниматься в гору, покрытую густым лесом по извилистой дороге. Стемнело окончательно. На землю начал плотной пеленой опускаться туман. Автобус, проходя повороты, забирался в гору все выше и выше.

Вдруг я увидел в окно сидящего посреди дороги человека. Водитель сделал мягкий вираж и объехал препятствие. В этот момент меня чуть не посетил Святой Кондратий..., однако на дороге сидел вовсе не человек, а зачем-то вышедшая из леса довольно крупная обезьяна. Фух! Пронесло! Обезьяна с пофигистическим видом проводила автобус задумчивым взглядом, но продолжила сидеть на дороге.

Наконец приехали на конечную станцию Chuzenji-onsen. Вот здесь меня настигла настоящая жесть.... Возле озера расположен то ли поселок, то ли некий городок. Почему я говою так неуверенно, да потому что выйдя из автобуса, я нырнул в туман, который плотным влажным покрывалом висел над землей, начиная от моих коленей. Видимость была метров 5-10, не больше. ВОКРУГ НЕ БЫЛО НИ ДУШИ! А теперь представьте себе: наступившие сумерки, белёсый туман, гробовая тишина, в отдалении плещутся волны озера и никого кругом. Атмосфера была что-то среднее между "Сайлент хиллл" и "Живые мертвецы". Лишь редкие фонари горели белёсыми расплывчатыми пятнами, и в тумане угадывались светящиеся окна домов. Туман можно было резать ножом, настолько он был плотным. Покрутившись по окрестностям минут 20 и стараясь не потерять в качестве ориентира автобусную станцию, я все же решил покинуть это неуютное место.

В общем в середине осени один день на Никко - это недостаточно, по моему разумению. Природные красоты включающие в себя озеро, водопад Кэгон, реки, ущелья, плато и горячие источники - все это на 90% выпало из обоймы. Но, ничего - будет повод вернуться сюда снова.
Так я утешал себя, поедая суши с тунцом вечером в одном из немногочисленных ресторанчиков города.

Завтра мне предстоял путь в Киото.