Нижегородский район г. Нижнего Новгорода, памятники истории и культуры

Лик Николай Иванович (1811 - 1872?) после окончания в 1827 году института корпуса путей сообщения учатсвует в прокладке Свирского северного канала. В 1837 году он переезжает в Н. Новгород для участия в инженерно-градостроительных работах. Здесь Лик по своему проекту возводит через Почаинский овраг вместо древнего рубленного моста земляную дамбу, получившую название Лыковой, участвует в прокладке полотна Похвалинского съезда и в подсыпке Н.-Окской и Н.-Волжской набережных. Наиболее значительной же его проектной работой можно считать создание главной на Нижнем базаре Софроновской площади. Во время проведения работ Лика призывают в действующую армию. Служа на Черноморском побережье Кавказа в ночь с 21 на 22 марта 1840 года он вместе с адъютантом Архипом Осиповым совершает подвиг - взрывает захваченный шамилевцами форт Михайловский. Лику удаётся спастись, хотя к службе вернутья он уже не смог.

Малиновский Павел Петрович (1869 - 1943) приехал в Н. Новгород после окончания институтов гражданской инженерии. С сентября 1893 года он участковый городской архитектор. На следующий год Малиновский приступает к проектированию и возведению на площади перед окским плашкоутным мостом здания электростанции, осуществляет наблюдение за постройкой новго театра, а также за реконструкцией Дмитриевской башни кремля. В 1897 году Общество по распространению начального образования привлекает его к проектированию и строительству городского Народного дома (1899 - 1903 года). В 1900 - 1904 годы по проекту Малиновского в Сормове возводится Спасо-Преображенский собор (ул. Щербакова, 15). В стиле модерн он строит по своим проектам в 1901 - 1903 годы клуб инженеров и служащих Сормовского завода (ныне Дом пионеров) и в 1902-1904 года школу (ул. Коминтерна, 175). Последней работой Малиновского в городе стало строительство на откосе причудливого деревянного здания Коммерческого летнего клуба (1908 г.), в архитектуре которого формы модерна сочетались с "ропетовской" пропильной резьбой убранства фасадов. В 1908 году он переезжает в Москву, где после Октябрьской революции назначается гражданским комиссаром Московского кремля и председателем комиссии по охране памятников искусства и старины Московской губернии.

Моннерот дю Мэнь Эдуард Иванович (1824 - 1878) по окончани училища Главного управления путей сообщения начал службу архитекторским помощником в Н. Новгороде в 1848 году. Сроит бараки общественной Мартыновской больницы, участвует во многих градостроительных работах. Он благоустраивает Кремлёвский пруд Сарка, проектирует тракт от Бора до Семёнова и далее до Вятки.

Небольсин Иван Федорович (1836 - 1869) после окончания в 1857 году строительного училища Главного управления путей сообщения служит в Н. Новгороде городовым архитектором. В 1858 году ремонтирует Лыковую дамбу и переносит отсюда кузницы на волжский берег под Казанский съезд. По его проектам были возведены здания Курбатовского завода. В 1859 году Небольсин благоустраивает Н.-Волжскую набережную под откосом и проектирует частновладельческие пристани, в том числе и пристань кампании "Кавказ и Меркурий". Разрабатывает проект площади Новой. В 1859-1860 годы Небольсин проводит ремонт жилого флигеля Добролюбовых (Лыковая дамба, 2а). Последней работой архитектора стало строительство по своему проекту в 1867-1868 годы каменного двухэтажного дома М. Андреевой (ул. Минина, 8а).

Никитин Александр прихал в Н. Новгород в 1882 году после окончания строительного училища Главного управления путей сообщения на должность младшего городового архитектора. С 1890 года он епархиальный архитектор. В 1894 - 1896 годы Никитин участвует в градостроительных пребразованиях города и в работах по его благоустройству к открытию Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. В 1899 году он разбирает высотную колокольню (1827) дома причта ярмарочного собора. Тогда же Никитин проводит ремонт нижнепасадской Иоанно-Предтечинской церкви (Ивановский съезд, 2). Во время этих работ подаёт в отставку и уезжает в тулу.

Овсянников Павел Авраамович приезжает в Н. Новгород в 1846 году в 23-летнем возрасте после окончания института гражданских инженеров. Служил ярмарочным архитектором. Вел проектно-сметные работы на ярмарке. Выполнял проекты зданий для уездных городов Нижегородской губернии. В 1846 - 1847 годы он капитально отремонтировал здания нижегородского училища для детей канцелярских служителей и городской больницы, а также разработал план развития ярмарки. В 1849 году правительство принимает решение о создании Урюпинской южнорусской ярмарки. Образцовый проект её на основе нижегородского торгового комплекса выполняет Овсянников. В 1857 году он участвует в строительстве ярмарочного цирка. В 1858 году переехал в Петербург.

Пахомов Алексей Алексеевич (1815 - 1850) родился в Петербурге в семье купца. В девятилетнем возрасте был отдан на обучение в Академию художеств. После её кончания 1836 году он один из строителей Пулковской обсерватории. Через два года его включают в состав архитекторов Комиссии для возобновления Зимнего дворца. Под руководством А. П. Брюлова Пахомов восстановил галерею Отечественной войны 1812 года и Георгиевский парадный зал эрмитажа. В 1842 году он переехал в Н. Новгород, где служил помощником губернского архитектора и выполнял проектные работы по частным заказам. В 1843 - 1848 годы проектирует и строит учебный корпус Дворянского института на Варваской улице (ул. Фигнер, 3), выполняет начисто проекты интерьеров зданий для подачи в совет Академии художеств на получение звания академика архитектуры. В 1844 году Пахомов надстраивает над старыми палатками А. Паниной (ул. Маяковского, 12) третий этаж и изменяет их фасад, перестраивает дом М. Нестерова (ул. Маяковского, 29). Уже после смерти Пахомова в Н. Новгород пришло известие о присвоении ему звания академика.

Полтанов Алексей Николаевич (1876 - 1942) приехал в Н. Новгород в 1908 году после окончания архитектурного класса Высшего художественного училища Академии художеств. Занял должность епархиального архитектора. Участвовал в восстановлении зданий древнего ансамбля Макарьев-Желтоводского монастыря. В 1909 году разработал проект реставрации его Троицкого собора. В Н. Новгороде проектирует и строит в формах модерна усадебный комплекс - жилой дом, службы и конюшни (ул. Семашко, 9). В 1914 году Полтанов участвует в строительстве по проектам архитекторов братьев Весниных дома купца-промышленника Д. В. Сироткина (В.-Волжская набережная, 3) и тогда же спасает от разрушения древнейший рубленый храм Нижегородского Поволжья - шатровый собор Арзамаса (1652 г.) и организует ег о перенос на другое место - в село Костылиха. После Октябрьской революции Полтанов становится одним из ведущих местных зодчих, участвует в строительстве Нижегородской радиолаборатории им В. И. Ленина, в 1829-1930 годы проектирует и возводит сормовский Дом культуры.

Покровский Владимир Александрович (1871 - 1931) прибыл в Н. Новгород для разработки проекта комплекса зданий Государственного банка в 1910 году. Он уже был академиком (1907 г.), действительным членом совета Академии художеств (1909 г.). В 1911 году состоялась закладка фундаментов главного банковского здания (ул. Свердлова,26), к исходу строительного сезона кладка его стен была завершена. Кассовый зал второго этажа (800 кв. м.) был перекрыт чрезвычайно смело - без внутренних опор единым сводом на забетонированной стальной подвесной сетчатой конструкции. В 1912 году были возведениы жилой двухэтажный дом банковских служащих, дворовые конюшни и кухни, а также кирпичная ограда. В следующем году была построена "часозвоння" со знаками зодиака на циферблате. В 1914 году Покровский по просьбе "миллионщиков" Рукавишниковых и Акифьевых разрабатывает проект церковного комплекса зданий на старообрядческом кладбище. Возведение их было завершено в 1916 году. Тогда же Покровский разрабатывает проект комплекса зданий переведённого в Н. Новгород из Варшавы политехнического института. Но из-за экономических трудностей в стране этот проект не был осуществлен.

Ставассер Александр Андреевич (1822 - 1848) образование получил в академии художеств. В 1844 году был зачислен на должность помощника городового архитектора Н. Новгорода. Первая его крупная работа - проект трёхэтажного каменного дома строителя-подрядчика И. Дубицкого на ул. Варварской. В 1846 году Ставассер строит и проектирует здание 1-го детского приюта (ул. Краснофлотская, 78). Тогда же он продолжает строительство Красных казарм на Н.-Волжсокй набережной. В 1847 году он подает в Академию художеств конкурсный проект и получает звание академика.

Султанов Владимир Николаевич (1850 - 1908) прибыл в Н. Новгород в 1895 году по приглашению городской думы для "реставрации" и приспособления под историко-художественный музей Дмитриевской башни кремля. К этому времени он считался признанным исследователем древнерусской архитектуры, отреставрировал палаты "царевича Дмитрия" в Углича, был членом совета Академии художеств и директором Института гражданских инженеров. Султанов детально исследует древние описи Нижегородского кремля и предлагает восстановить башню в формах китайгородских укреплений Москвы. Султанов принял участие в обсуждении проектов перестройки Михайло-Архангельского собора. По его требованию осталась неприкосновенной его древняя архитектура, а вещи, найденные при раскопках в соборе, помещены в краевой музей.

Татаринов Евгений Александрович впервые упоминается среди инженеров-строителей Н. Новгорода в 1898 году, когда он участвовал в геологических исследованиях грунта при строительстве церкви Спаса (ул. М. Горького, 177а). Он автор проекта первого корпуса губернской гимназии (ул. Улянова, 1) и расширения здания Мариинской женской гимназии (ул. Краснофлотская, 69). Татаринов детально исследует конструктивные, объемно-пространственные и художественные особенности Троицкого собора и крепостных стен Макарьев-Желтоводского монастыря, а также Гордеевской церкви Строгановых (XVII в.) с целю их сохранения и реставрации. В 1903 году он переехал в Рязань.

Трамбицкий Алексей Егорович (1860 - 1922) окончил в 1881 году Академию художеств со званием неклассного художника, но с правом производства строительных работ. В 1884 году за проект "великокняжеского загородного замка" получил от Академии художеств большую золотую медаль, что дало ему право зарубежной поездки за счёт казны. По возвращении в Россию за исполнение им работы "в качестве пенсионера" получает звание академика. В 1889 году едет в Н. Новгород для Главного дома Нижегородской ярмарки, является одним из авторов его доработанных фасадов и планов, осуществляет временный надзор за его строительством. С 1898 года Трамбицкий архитектор императорских театров. Принимает участие в восстановлении нижегородского городского театра после его пожара.

Трейман Карл Васильевич (1855 - 1890) окончил в 1878 году Академию художеств. В 1889 году он принимает участие в конкурсе на проект Главного дома Нижегородской ярмарки, получает первую премию. Однако фасады и планы требовали уточнений, поэтому авторами доработанного проекта стали все получившие тогда конкурсные премии архитекторы (в том числе фон Гоген и Трамбицкий). В 1894 году нижегородское купечество к открытию всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года заказывает Трейману проект здания биржи. Здание возвели в районе нижнепосадского торга (Н.-Волжская набережная, 16).

Турмышев Афонасий Ермилович (1814 - 1856) в 1836 году после окончания Академии художеств приехал в Н. Новгород на должность помощника губернского архитектора. В 1838 году после отставки Леера продолжает строительство комплекса военно-губернаторского дома-дворца, перестраивает здание губернской гимназии. В следующем году по своему проекту возводит дом М. Водовозовой в Благовещенской слободе (Мельничный пер., 5). В 1841 году Турмышева назначают губернским архитектором. Он ведёт строительные работы в Арзамасе, Балахне, Лукоянове, Семёнове, Княгинине и их уездах. В 1845 году Турмышев перестраивает каменный двухэтажный дом Г. Сверчкова (ул. Свердлова, 6), а через три года проектирует въездные ворота в его хозяйственный двор с лавкой (помещение будущей граверной мастерской отца Я. М. Свердлова, ныне мемориальный музей). Эти ворота - интересный образец архитектуры малых форм. Тогда же он планирует на площади перед Окским мостом усадебный дом Абамелек-Лазаревых (ул. Маяковского, 46), фасад которого сохраняет ещё черты классицизма. В разных частях города до сих пор существуют возведённые по проектам Турмышева здания, в том числе дом П. Ильиной (ул. Минина, 18).

Ужумедский-Грицевич Николай Иванович (1822 - 1877) прибыл в Н. Новгород после окончания училища гражданских инженеров в 1841 году. Сначала он младший инженер местного строительного комитета, а по его закрытии продолжал службу в Нижегородской Строительной и дорожной комиссии городовым архитектором. Ужумедский-Грицевич осуществлял повседневный надзор за состоянием съездов и набережных, ремонтировал их. В 1851 году спроектировал дом Е. Гребенщиковой в Благовещнской слободе (ул. Черниговская, 8). В 1850 года он проектирует и строит доходные дома промышленникам братьям Блиновым, И. Соболеву, П. Бугрову, К. Мичурину, С. Бубнову и др. В 1852 - 1853 года для П. Бугрова проектирует и строит трёхэтажный доходный дом на Благовещенской площади (старое здание городского театра) и каменный корпус с лавками в первом этаже (ул. Кожевенная, 5). Тогда же Ужумедский-Гриицевич активно застраивает М. Покровскую улицу. В 1852 году он проектирует, а затем возводит дом бывшего декабриста-нижегородца и музыкального критика А. Улыбышева (ул. Свердлова, 59), а в 1856 году строит недалеко от него два особняка (ул. Воробьева, 23/1 и 25). Наиболее интересной его работой стало строительство в 1856 году двух флигелей и ограды купца усадьбы купца 1-й гильдии А. Шушляева (ул. Маяковского, 30 и 32). При этом впервые в городе дворовый флигель был выполнен в формах псевдоготики. В 1860 году Ужумедский-Грицевич по своему проекту строит гостиницу для купца И. Соболева (ул. Маяковского, 40). Проектирует два торговых общественных дома: один на подсыпанной терассе между корпусами гостинного двора XVIII в. "Скоба" (ул. Маяковского, 17), а второй - в квартале Никольской нижнепосадской церкви (ул. Мяковского, 15). В 1860 годы он возводит пристроенные друг к другу лабазы с жилыми вторыми этажами для купца 1-й гильдии Ф. Гущина (Ивановский съезд, 3-9). Прослужил Ужумедский-Грицевич в нашем городе до 1874 года, после чего переехал в Казань.

Фалин Федор Николаевич с начала 1870-х годов служил архитектором нижегородской военной Аракчеевской гимназии, осуществляя надзор за состоянием воинских казарм. С 1872 года по договру с губернскими властями состоял в должности архитектора городской управы. В 1879 году Фалин проектирует и возводит здание графини О. Кутайсовой (ныне школа на пл. М. Горького), а в следующем году по просьбе Бугровых приступает к строительству ночлежного дома (1885 год; Ивановский съезд, 2). Инженер-подполковник Фалин в 1894 году был назначен городовым архитектором 2-й Кремлёвской и Макарьевской частей. Участвовал в отделке доходного дома Обрядчикова (ул. Ульянова, 2) и в создании общественного сада напротив здания Дворянского собрания (место сквера с памятником Я. М. Свердлову).

Фёдоров Фёдор Петрович (1870 - 1941) в Н. Новгород приехал в 1900 году после окончания Академии художеств. Здесь он строит по проекту Кочетова церковь Спаса на Острожной улице. Кладка стен храма закончена под надзором Фёдорова в 1901 году. В 1902 году "вольноопределяющийся архитектор-художнгик" Фёдоров был привлечён для разработки проектов восстановления древних зданий Макарьев-Желтоводского монастыря. Он проектирует и возводит рядом со строгановским храмом в Городеевке новую церковь. После завершения этой работы Фёдоров возвратился в Петербург.

Фельдт Николай Богданович (1825 - 1880) после окончания института корпуса путей сообщения в 1849 году был определён в Н. Новгород помощником ярмарочного архитектора. В 1868 году Фельдт по своему проекту возводит возле Ильинской церкви каменный двухэтажный дом её причта (ул. Красноялотская, 7). В 1860 - 1870-е годы он, будучи участковым архитектором, вместе с Далем произвёл перепланировку Всесословного клуба (ул. Дзержинского, 3). В 1879 году Фельдт проектирует каменный доходный дом муромской крестьянке Мокеевой (Крутой пер., 1). В следующем году он проектирует и строит дом П. Баташева на Полевой улице, а в 1862 году - дом А. Башкировой (ул. Лядова, 5).

Фон Гоген Александр Иванович (1856 - 1914) окончил Академию художеств в 1882 году. В 1889 году принял участие в конкурсе на проект Главного дома Нижегородской ярмарки и стал одним из авторов его доработанного проекта. В 1890 году он осуществлял надзор за художественной отделкой здания. Удостоен звания академика в 1895 году.

Фостиков Лев Васильевич (1824 - 1870) прибыл в Н. Новгород в 1846 году, после окончания строительного чилища главного управления путей сообщения. Первой крупной работой городового архитектора Фостикова стало проектирование доходных домов купца В. Мичурина (Н.-Волжская набережная, 1) и его жены Авдотьи (ул. Маяковского, 49). Участвует в достройке корпусов Мариинского женского института. В 1847 году Фостиков проектирует доходный дом князя Б. Юсупова (ул. Свердлова, 19), но в процессе строительства его внешнее архитектурно-художественное решение было изменено. Тогда же он присваивает к доходному дому причта Никольской верхнепосадской церкви двухэтажный каменный дом (ул. Свердлова, 9а). В 1852 году Фостиков перепланировал Новую площадь и возвёл на ней здание арестантской роты (ныне высшая школа милиции). В 1856 году он уже губернский архитектор. В 1856 - 1857 годы Фостиков выполняет подсыпку Н.-Окской набережной, вымащивает её булыжником, осуществляет инженерную защиту склонов Кремлёвского холма под губернаторским домом. В 1864 году он переезжает в Ставрополь.

Фрелих Николай Адамович (1826 - 1900) был назначен архитекторским помощником Нижегородской строительной и дорожной комиссии в 1849 году. после окончания института корпуса путей сообщения. С 1856 года он городовой архитектор. В 1857 году он организует засыпку Мироносицкого пруда, выполняет проект церкви Трёх Святителей, построенной в 1867 году на пересечении Канатной и Немецкой улиц, спрямляет Б. Покровскую улицу на выходе её на Новую площадь. В 1857 - 1860 годы Фрелих разрабатывает проект и строит на Гребешке часовую башню - "Муравьёвскую дылду", как прозвали её в народе. В 1860 году проектирует каменный двухэтажный дом Н. Лизакина (ул. М. Горького, 107). В 1867 году он стал архитектором Мариинского женского института. В 1872 году он был назначен участковым архитектором. Проектирует жилой дом А. Бугрова (Н.-Волжская набережная, 12). С 1875 года Фрелих проектирует здания лишь по частным заказам. В 1879 году по своему проекту возводит Александровскую богадельню с родовспомогательным отделением (ул. Фигнер, 42). В 1885 - 1887-е годы по заказу Бугровых и Блиновых он разрабатывает проект и строит Вдовий дом (пл. Лядова, 2), а на следующий год возводит каменный двухэтажный жилой флигель со службами для Н. Бугрова (Н.-Волжская набережная, 13).

Цейдлер Владимир Петрович (1857 - 1914) прибыл в Н. Новгород в 1894 году после того, как был назначен правительством главным производителем строительных работ на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года. Он автор проекта её Музыкального павильона. Цейдлер проектирует и строит в 1896 году по заказу Н. Бугрова здание Волжско-Камского банка (ул. Маяковского, 27). Фасад здания был облицован цветной поливной плиткой. В 1899 - 1903 годы он проектирует здание городской думы. Цейдлер по завершении работ в Н. Новгороде строит по своим проектам Коммерческий банк в Петербурге и церковь в Анапе.

Шеффер Август Иванович (1801 - 1850) приехал в Н. Новгород в 1819 году как один из помощников А. Бетанкура на строительстве ярмарочного комплекса. С 1833 года он член Строительной комиссии, а в 1836 году становится помощником губернского архитектора. Ремонтирует Дмитриевскую и Ивановскую башни кремля, приспосабливает сгоревший корпус присутственных мест под школу военных кантонистов. Шеффер рпоектирует на ул. Б. Покровской каменное здание вместо обветшавшего деревянного дома (XVIII в.) вице-губернатора. В 1838 - 1839 годы проводит капитальный ремонт Печерского монастыря. В 1841 - 1842 годы он возводит в прилегающих к ярмарке районам кирпичные торговые корпуса. С 1848 года Шеффер архитектор государственного Починковского завода.

Шехтель Федор (Франц) Осипович (1859 - 1926) - ведущий мастер русского модерна, хотя и не получил архитектурного образования. Работал театральным художником-декоратором и иллюстратором книг, затем, став помощником архитекторов М. С. Терского и А. С. Каминского, в 1880-е года самостоятельно проектирует и строит частные доходные дома, загородные дачи, театры и банковские здания. В его творчестве отразились все основные стилевые направления отечественного зодчества рубежа XIX и XX веков. В Н. Новгороде Шехтель проектирует в 1910-е годы в стиле модерн для промышленников Рукавишниковых интерьеры их городского дома (ул. Свердлова, 39а) и состоящий из двух корпусов банк (ул. Маяковского, 23 и Н.-Волжская набережная, 11), широко используя в их искусстве поливную керамику, чугунное литьё и скульптуру. Видимо, он же тогда перестраивает для размещения ресторана первый этаж дома Остатошниковой (ул. Свердлова, 12), фасад и интерьеры которого сохранились.

Шреттер Виктор Александрович (1839 - 1901) в Н. Новгород был приглашён в 1894 году городской думой для проектирования и строительства здания театра к открытию Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года. Ещё будучи студентом Академии художеств, он изучает архитектуру в Берлинской строительной Академии, а затем исследует римские арены и театры Италии, Франции, Испании, Бельгии, Швейцарии, Германии, изучает их акустические качества. В России Шреттера назначают главным архитектором императорских театров. Он разрабатывает 15 проектов театральных зданий, в том числе и нижегородского. В 1894 году эскизы и поэтажные планы театра были утверждены городской думой. 15 мая 1896 года на сцене театра состоялся первый спектакль. Для Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года Шреттер проектирует павильон департамента уделов.

Ястребов Михаил Кузьмич приезжает в Н. Новгород в 1846 году из Астрахани. Первой его крупной работой было проектирование и надзор за строительством двухэтажного с подвалами каменного дома на В.-Волжской наб. (ныне Дом архитектора). В 1852 году Ястребов проектирует и возводит усадебный дом К. Белокрыльцева (ул. Лядова, 43). С 1857 года Ястребов архитекторский помощник Нижегородской строительной и дорожной комиссии, но прослужил он в ней лишь до 1860 года.

Бубнов Ю. Н.
"Архитектура Н. Новгорода сер. XIX - нач. XX века"

Исторические памятники XVIII века

Несмотря на указ 1714 года, запрещавший каменное строительство повсеместно, кроме Петербурга, в Нижнем Новгороде продолжалась постройка каменных церквей. Так, в 1700 – 1715 годах были построены 3 церкви, а с 1715 по 1725 год сооружено 6 церквей. Большинство из них просуществовало недолго, и было перестроено в конце XVIII или в XIX веке.

В Нижнем Новгороде церковная архитектура начала XVIII века была довольно разнообразной. Наряду со строгоновскими церквями возводились церкви пятиглавые или небольшие одноглавые с деталями, мало отличавшимися от стиля XVII века. Не менее излюбленным типом храмов этого времени были ярусные, к лучшим из них принадлежала Георгиевская церковь, построенная в 1702 году.

Церковь была украшена деталями из белого камня, основным элементом орнамента служили многочисленные раковины, сходные с каменными раковинами строгоновских церквей.

Ярусный тип церквей, потеряв первоначальную узорчатую декорацию, продержался в Нижнем Новгороде весь XVIII век и был вытеснен купольными ампирными постройками. Ярусными были, кроме Георгиевской, Духовская церковь (1703), Одигитриевская на Гряде (1715 – 1719) и все 7 церквей, построенных в период с 1725 года до начала XIX века.

Классицизм не нашел отражения в нижегородских церквях. Построенная в 1782 году Петропавловская церковь, а также Казанская кладбищенская (1794 – 1798), сохраняют в деталях черты барокко.

Исторические памятники XIX века. В 1817 году на левый берег Оки из города Макарьева была перенесена крупнейшая в России ярмарка. В 1825 году население Нижнего Новгорода составляло 16 тысяч. После переноса ярмарки началось быстрее экономическое развитие города, он начинает расти быстрее, и к 1841 году число жителей удваивается, достигая 32 тысяч человек. Обустройство ярмарочного городка на низком берегу Оки стало выдающимся градостроительным проектом: был вырыт искусственный канал и создана канализационная система.

В 1824 году утверждается новый проект планировки, дополняющий и исправляющий проект 1770 года. Из кремля окончательно выносится вся жилая постройка. Крупнейшее из городских зданий – присутственные места – превращается в казармы, а городская площадь – в плац-парад (1834 – 1835). Целостность ее архитектурно-планировочного замысла была нарушена еще ранее, в 1827 году, когда вместо второго корпуса была построена однокупольная Успенская церковь (1827). Кроме нее, в 1820-е годы было построено несколько других ампирных церквей, из которых наиболее удачной была колокольня Покровской церкви (1824).

В 1825 году в кремле был поставлен памятник Минину и Пожарскому (архитектор Мельников) в виде обелиска из розового гранита. В нижней части памятника находились позолоченные бронзовые доски с бюстами руководителей нижегородского ополчения и крылатыми богинями победы. В этот же период было построено здание Дворянского собрания (архитектор Коринфский) и лютеранская церковь (1828).

В первой половине XIX века в Нижнем Новгороде выстроены такие известные здания, как чайная «Столбы» (архитектор Кизеветтер), связанная с общественной деятельностью М. Горького. По проекту Кизеветтера были построены бывший дом Никлауса (1841), где в 1900 году жил В.И. Ленин, а также дом на Лыковой дамбе (1838), в котором жили родители Н.А. Добролюбова.

На окраинах современного города, бывших прежде пригородами и слободами, деревнями, еще сохранились дома украшенные резьбой и росписью. В архитектуру городских домов проникают резные детали, подчас покрывающие стены богатой резьбой.

Ярмарка. В конце XVI – XVII планировочная структура Нижнего Новгорода состояла в Нагорной части из Города (т.е. кремля), окружавших его Верхнего и Нижнего (под высоким берегом) посадов, разбросанных по соседским холмам слобод (в Заочье входила Канавинская слобода). Линия оборонительных стен кремля (1500 – 1512) с многочисленными башнями (первоначально их было 13; крупные квадратные башни с воротами чередуются с меньшими круглыми; реставрация – 1960-1970-г годы под руководством С.А. Агафонова), очерчивает территорию в форме неправильного треугольника; в кремле – кубический, завершенный 8-гранным шатром на низком восьмерике Михайло-Архангельский собор (сооружен в 1631 году, в честь победы Нижегородского ополчения 1612 года, архитекторы Л. Возоулин и Л. Константинов; с 1962 года в соборе находится прах Кузьмы Минина).

Над берегом Оки, между кремлем и Похвалинским оврагом, сохранились сооружения посада. Церкви: Жён мироносиц (1649, пятиглавая на высоком подклете, облик изменен переделками ХХ века, кровля 4-скатная, лишенная глав); Успения на Ильинской горе (1672), увенчана покрытыми черепицей 5 главами на высоких барабанах, с кокошниками у основания), а также прославленный памятник архитектуры Нижнего Новгорода – Рождественская церковь при усадьбе Строгановых в так называемом строгановском стиле, завершенная 5 главами с узорными крестами, с обширной 2-ярусной трапезной, на фасадах – богатый декор из кирпича в виде мотивов плодов, картушей, завитков (1719); в интерьере трапезной – белокаменная резьба, в интерьере церкви – иконостас с тонкой деревянной резьбой, иконами XVIII века, живописные панно; ныне музей).

Сохранились дома XVII – начала XVIII веков, преимущественно 2-этажные, из кирпича, с окнами, украшенными фигурными обрамлениями, кокошниками, с деревянными пристройками, крыльцами, высокими кровлями: Чатыгина (так называемый дом Петра I, который останавливался здесь в 1695 году, направляясь в Азовский поход), палаты Пушниковых, состоящие из двух соединенных зданий, построенных в разное время, дом Олисова. На левом берегу Оки находится пятиглавая, с богатым декором в строгановском стиле церковь Смоленской Богоматери при усадьбе в Строгановых в Гордеевке (1697).

Для Нагорной части города в 1770 году был разработан радиально-кольцевой план с системой улиц, расходящихся от трапециевидной площади у внешних ворот кремля. По переработанному плану в черту города на левом берегу Оки наряду с Канавинской слободой вошла и территория Нижегородской ярмарки.

По плану 1838 года устроены Верхневолжская набережная (с обоих ее концов – Георгиевский и Казанский съезды), на склоне – Александровский сад.

В конце XVIII – первой половины XIX веков здания здесь строились в стиле классицизма, во второй половине XIX – начале XX веков – в стиле эклектики, стилизаторства и в стиле модерн. В Нагорной части сохранились бывшие дом вице-губернатора (1788), дом аптекаря Г. Эвениуса (1799 – 1792, архитектор И. Немейер), здание семинарии (1823 – 1829), архитекторы И.И. Межецкий, А.Л. Леер), Дворянского собрания (1826, архитектор И.Е. Ефимов; в интерьере – небольшой колонный зал; дополнительный корпус построен в 1860 – 1870-е годы, Дворянского института (1840-е годы, архитектор А.А. Пахомов; на главном фасаде – фриз в виде растительного орнамента с изображением гербов городов Нижегородской губернии, ныне областная библиотека) с домом для проживания (1836, архитектор И.Е. Ефимов), дом З. Добролюбовой (1840– е годы, архитектор Г.И. Кизеветтер, ныне – Дом-музей Н.А. Добролюбова), дом губернатора в кремле (1841, архитектор П.Д. Готман), дом С. Никлауса (1841, архитектор Кизеветтер), Драматический театр (1896, архитектор В.А. Шретер); здание Городской думы (1902), архитектор В.П. Цейдлер; главный фасад с тремя небольшими окнами, завершен парапетом с нижегородским гербом и крутой шаровой кровлей), Государственный банк в неорусском стиле (1913, архитектор В.А. Покровский; состоит из нескольких объемов, перекрытых кровлями различной формы; в интерьере – росписи на стенах и сводах по эскизам И.Я. Билибина, люстры, фонари, железные решетки, майоликовые ограждения лестницы), церковь на Новом (ныне Старом) кладбище (1916, архитектор Покровский).

Внизу, по берегам Волги и Оки, охраняются как памятники архитектуры усадьбы Строгановых (с 1870-х годов – Голицыных; 1827, архитектор П.Иванов) и Голицыных (1821 – 1837), бывшие Блиновский пассаж в духе русской архитектуры XVII века (последняя треть XIX века), Волжско-Камский банк в стиле эклектики (1894 – 1898, архитектор В.П. Цейдлер), банк братьев Рукавишниковых в стиле модерн (1908 – 1912, архитектор Ф.О. Шехтель; над входом скульптуры, олицетворяющие промышленность и земледелие, скульптор С.Т. Коненков).

На Верхневолжской набережной находится бывший дом С.М. Рукавишникова в духе необарокко (1877, архитектор П.С. Бойцов; у входа – скульптура атлантов и кариатид, скульптор М.О. Микешин); дом Д. В. Сироткина в стиле неоклассицизма (1914 – 1916, архитекторы – братья Л.А. и В.А. Веснины музей).

На левом берегу Оки, на территории Нижегородской ярмарки, не утрачены центрический 5-купольный Спасский староярмарочный собор (1817 – 1822, архитектор О. Монферран), на Стрелке – Ярмарочный собор Александра Невского (1881, архитектор Р.Я. Килевейн, Л.В. Даль; с начала 1990 идут восстановительные работы), Главный дом Нижегородской ярмарки (1890; с начала 1990-х годов – центр возобновленной биржевой и ярмарочной деятельности.

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Еда и напитки XVIII века Роскошны были пиры при дворе и во дворцах знати, но и просто дворяне любили хорошо поесть. Описание обеденного стола в стихотворении Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская» остается одним из самых «аппетитных» в истории русской литературы: Я

Из книги Пугачев и Суворов. Тайна сибирско-американской истории автора

14. Многочисленные уральские города якобы бронзового века, в том числе и знаменитый Аркаим - это следы разгромленной Московской Тартарии XVIII века н. э Сравнительно недавно на Южном Урале открыли довольно много старых поселений, среди которых наиболее известен Аркаим,

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Основные исторические события бронзового века в южнорусских степях по сообщениям источников. Господство скифов (ариев) над Азией в IV–III тыс. до н. э Современных бронзовому веку источников по истории Великой Скифии не сохранилось, однако основные события все же можно

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Песни XVIII века

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Как в XVII–XVIII веках внедрялись в жизнь сдвинутые со своего места имперские географические названия и связанные с ними исторические описания Народы XVII–XVIII веков, жившие в отдаленных землях, над которыми распростерлось невесть откуда взявшееся их «древнее название» -

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Как в XVII–XVIII веках внедрялись в жизнь сдвинутые со своего места имперские географические названия и связанные с ними исторические описания Народы XVII–XVIII веков, реально жившие в отдаленных районах, над которыми в воздухе «распростерлось» невесть откуда взявшееся их

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века §1. Социальная и экономическая система В период утверждения советского оккупационного режима и его трансформации (первая половина 20-х годов XX века) отмечается упадок экономики и

Из книги Нижний Новгород автора Мельников Илья

Исторические памятники и достопримечательности Нижнего Новгорода XVII – XVIII веков Архангельский собор В начале XVII века большая часть городского населения жила уже за пределами кремля, в Верхнем и Нижнем посадах, которые защищали деревянные стены и земляные валы. Нижний

автора Безобразов Кассиан

Из книги Полная гибель всерьез автора Пивоваров Юрий Сергеевич

Русская власть и исторические типы ее осмысления (или: Два века русской мысли) Но тебя опишу я, Как свой Витебск - Шагал. Анна Ахматова Вот уже много десятилетий русская власть и русская мысль являются предметом моего самого жгучего интереса. В какой-то момент в сознании

Из книги Князь Василий Михайлович Долгоруков-Крымский автора Андреев Александр Радьевич

Хроника XVIII века 1730–1740 годы. Анна Иоанновна. 1731 год. Основание Ростова-на-Дону.1733–1735 годы. Участие России (в связи с Австрией) в борьбе за польский престол.1735 год. Русские войска впервые появились на Рейне. 1736–1739 годы. Турецкая война.1736 год. Взятие Азова Минихом.1737 год.

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 2. Дворянская историография XVIII - начала XIX в. Исторические взгляды дворянских революционеров XVIII столетие - важный этап в развитии историографии как в странах Западной Европы, так и в России. История как наука постепенно приобретает самостоятельное значение, все

Из книги Историческая культура императорской России. Формирование представлений о прошлом автора Коллектив авторов

Вера Каплан Исторические общества и идея исторического просвещения (конец XIX – начало XX века) Одним из лучших средств для распространения исторических знаний, несомненно, служит постоянное напоминание о местах славных исторических событий. Но на Руси так водится,

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

3. Письменные Памятники Третьего Периода Истории Апостольского

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

1.1.6. Летописание и другие исторические произведения XVII века В 1612–1615 гг. появился Пискаревский летописец (известен в единственном списке 40?х годов XVII в.). Судя по всему, он был составлен московским печатником, проживавшим в Нижнем Новгороде (Никитой Федоровичем


Архитектура административного центра Приволжского федерального округа, расположенного на месте слияния рек Оки и Волги, представлена главным образом шедеврами русского зодчества. Нижний Новгород знаменит своими многочисленными соборами, однако сегодня в городе строятся и современные комплексы. И в нашем материале - первая часть обзора о 25 примерах потрясающей архитектуры Нижнего Новгорода .





Один из древнейших храмов Нижнего Новгорода, церковь преподобного Сергия Радонежского, было возведена в 1869 году по проекту архитектора Р.Я. Килевейна. Зодчий спроектировал и пристроил по сторонам основания колокольни овальные в плане пониженные помещения, тем самым увеличив площадь для проведения служб. За всю историю своего существования церковь столкнулась с большим количеством трудностей, пожалуй, главной из которых был советский атеизм. Именно ввиду советского "неверия в Бога" при коммунистической власти в храме располагался Союз художников. Новый виток истории церкви начался в 2006 году, когда была полностью оборудована колокольня, на ней были установлены 12 колоколов, самый большой из которых весит 4 тонны.

2. Нижегородское Законодательное Собрание





Нижегородское Законодательное Собрание расположено в стенах здания бывших Присутственных Мест, которое было построено в 1782-1785 гг. на территории нижегородского Кремля. В этом трехэтажном сооружении желтого цвета с рядом полуколонн на фасаде трудятся нижегородские чиновники. О государственной принадлежности этого объекта говорят национальные герб и флаг, расположенные в верхней части главного фасада.





Здание Храма Всемилостивого Спаса было построено в 1903 году в память о чудесном спасении семьи императора Александра III при крушении поезда на Курско-Харьковской Железной дороге в 1888 г. Здание храма вместимостью 1700 человек было выполнено по проекту Санкт-петербургского академика архитектуры А. М. Кочетовым. Как и в случае с большинством церквей России, самое трудное время для Храма Всемилостивого Спаса пришлось на период правления новой, советской власти, отрицавшей любую религию, кроме коммунизма. Так, первая попытка ликвидации церкви была предпринята в 1930 году, однако храм был закрыт лишь спустя 7 лет, в 1937 году. Сегодня в это трудно поверить, но в те годы помещения храма использовались под склад швейного предприятия «Весна». Лишь в 1992 году этот потрясающий храм был возвращен верующим.





Нижегородская ярмарка считается самой крупной в России. Она располагается в роскошном здании в стиле барокко, построенном в 1824 году по проекту зодчего А. Бетанкура. Понимая важность постройки нового экономического центра страны, император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца, направив все выделенные для этого деньги, 6 млн. рублей, на постройку ярмарки. Отправной точкой для создания архитектурного ансамбля послужил план, разработанный ещё в 1804 году зодчим А. Захаровым (автором здания Адмиралтейства). Ярмарка, раскинувшаяся на площади в 8 кв. метров на левом берегу реки Оки, сегодня является крупнейшим выставочным комплексом, в распоряжении которого находятся 6 выставочных павильонов и 5 конференц-залов.





Один из главных символов города, Чкаловская лестница, соединяет Площадь Минина и Пожарского и набережную Волги. Лестница, построенная по проекту зодчих Яковлева, Руднева и Мунца в 1949 году, начинается от смотровой площадки у памятника Чкалову (отсюда и её название). Лестница состоит из 560 ступенек и построена в виде цифры 8. В местах пересечений боковых спусков расположены смотровые площадки, откуда открываются завораживающие виды Волги. Лестница также ведёт к памятнику - катеру «Герой», который находится у самой Волги.





Невероятное здание Центра Международной Торговли, выполненное из стекла, считается, пожалуй, главным символом современной архитектуры Нижнего Новгорода. Это 10-этажное здание представляет собой классический пример многофункционального комплекса XXI в - в первых этажах расположена общественная зона с кафе, ресторанами, магазинами, конференц-залом, комнатами переговоров и другими объектами обслуживания, а верхние этажи сдаются под офисы.





Здание нижегородского цирка было возведено на берегу Оки в 1964 году. В 1984 году была проведена реконструкция здания, которая из-за недостатка финансирования была заморожена на несколько десятилетий. Активные работы по реконструкции были возобновлены лишь в 2005 году, а 1 сентября 2007 года произошло повторное открытие цирка. Вместимость зрительного зала была увеличена до 2000 мест, а общая площадь цирка расширена до 30 000 кв.м. В структуру нижегородского цирка входят 2 больших манежа и собственная автономная котельная. Согласно некоторым источникам, здание нижегородского цирка вскоре может стать объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

8. Музей усадьба Рукавишниковых





Нижегородский музей был основан в 1895 году и первоначально помещался в доме Петра I. Лишь в 1924 году музей переехал в усадьбу Рукавишниковых, самое роскошное здание на Верхне-Волжской набережной. Здание представляет собой двухэтажный дворец 1870-х гг, построенный стале-промышленным магнатом Сергеем Рукавишниковым. Недавно усадьба была полностью отреставрирована - как снаружи, так и внутри дом-музей отличается многочисленной лепниной, пышными интерьерами и росписью стен. В сегодняшней экспозиции музея находится более 320 тысяч предметов самой разной тематики: природа, этнография, археология, история, нумизматика и др.





Главное сооружение Нижегородского кремля, Дмитриевская башня, выходящая на площадь Минина и Пожарского, является неофициальным символом Нижнего Новгорода. Согласно Лаврентьевской летописи, главную башню нижегородского Кремля воздвиг в 1372 году великий князь Дмитрий Константинович, задумавший перестроить деревянную крепость в камне. К сожалению, сегодня Дмитриевская башня, как и весь нижегородский кремль, находится в неудовлетворительном состоянии. Реставрация башни не производилась уже более шестидесяти лет. Наружная кирпичная кладка со временем разрушается и осыпается, а оказавшийся под землёй нижний ярус подтопляют грунтовые воды. Дмитриевской башне требуется не просто ремонт, а полная её реконструкция с возвращением первоначального облика.





Здание Нижегородского государственного академического театра кукол, расположенное на улице Большая Покровская, было построено в 1912 году по проекту знаменитого русского архитектора Ф. О. Шехтеля. Здание театра, существующего с 1929 года, носит звание архитектурного памятника XX в. Нижегородский театр кукол и по сей день пользуется огромной популярностью как у детей, так и у их родителей. В «копилке» театра больше 300 спектаклей, а в афише - около 30 постановок для детей и несколько для взрослых.





Дом быта «Спектрум» был построен в Нижнем Новгороде в 2013 году и благодаря своей необычной архитектуре стал одним из символов нового города. В первую очередь, в этом здании поражает его яркий фасад с разноцветными витражными пленками, благодаря которым оно видно издалека несмотря на небольшую высоту. Ввиду того, что "Спектрум" открылся относительно недавно, о нем мало, что известно, но уже сегодня ясно, что это здание способно изменить представление об архитектуре Нижнего Новгорода.





Нижегородский драматический театр расположен в одном из красивейших зданий на центральной улице города, построенном по проекту академика В. А. Шретера в 1896 году. Театр открылся парадным спектаклем - оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя», в которой принимал участие молодой и тогда еще мало кому известный Ф. И. Шаляпин. Вместимость главного зрительного зала составляет 705 мест. Cценическая площадка оборудована самой современной звуко- и светотехникой.





Дворец труда, одно из самых красивых зданий Нижнего Новгорода, был построен в 1904 году по проекту петербургского архитектора В. П. Цейдлера. Строительство здания частично финансировал нижегородский купец и филантроп Николай Бугров, который предварительно выкупил старый театр, стоявший на этом месте. Немного позднее здание было отдано Городской Думе, но с рядом условий: никогда не располагать в нем театр, а доходы от дома раздавать городским беднякам. Название «Дворец Труда» здание Бугровых получило позднее, когда в 1919 году в нем разместились профсоюзные органы. Сегодня в доме Бугровых располагается Областной суд, а в его вестибюле ведут торговлю.





Здание Нижегородского филиала «Саров Бизнес Банка», расположенное на улице Малая Покровская, входит в число лучших зданий России XX в и является своего рода визитной карточкой города. Здание банка с крайне необычным и запоминающимся фасадом с округлыми формами и входом в виде замочной скважины
в народе получило шутливое прозвище "Сундучок с замочком". Также удивительны и расписные украшения в духе русских народных узоров на фасаде здания. Наилучшим доказательством красоты и значимости этого сооружения служит тот факт, что его авторы, архитекторы Е.Пестов и А.Харитонов, были удостоены Государственной премии Российской Федерации за разработку и реализацию своего потрясающего проекта.

Нижний Новгород является не только историческим городом России, но и одним из ее современных технологических и инновационных центров, доказательством чему послужит yfif статья . О том, как обстоят дела с архитектурой в соседней Казани, можно узнать из недавнего материала .

Бурным и тревожным для России было начало 19 века. Народно – освободительная война с Наполеоновской армией, зарождавшиеся прогрессивные настроения в гуще народных масс и в среде дворянства, стремление России к возвеличиванию своего положения, развитие экономических и культурных связей со странами всего мира; - всё это давало динамическое движение к развитию архитектуры, строительству из более долговечных материалов.

Но, прежде чем говорить об архитектуре, несколько слов об экономике Нижегородской губернии. Господствующей формой промышленности в первой половине 19 века была мануфактура, но она постепенно переходит в фабрику.

Нижний Новгород – 19 век.

В стране начинается промышленный переворот. В 1827 году в губернии действует более 2000 промышленных заведений, в том числе 74 мануфактуры (металлургическая, канатно – прядильная, шляпно – валяльная, кожевенная и мн. др.). Самым значительным промышленным и торговым городом губернии оставался Нижний Новгород. В первой половине 19 века в городе получает дальнейшее развитие ремесло. Ремеслом занимается 3000 человек. Кузнечным делом занимаются жители Кунавинской слободы. Они изготавливают мелкие гвозди разных сортов, торгуют железом на ярмарке. Среди нижегородских умельцев было немало, чьи изделия на русских и заграничных выставках получали высокую оценку. Ученики И. П. Кулибина: – Ф. Волков, Ф. Весовщиков, И. Тихановский - демонстрировали башенные часы, часы с месячным заводом, токарный и сверлильный станки. Канатно – прядильное производство – традиционная отрасль нижегородских промышленников в начале 19 века, но к пятидесятым годам постепенно приходит в упадок. С развитием парового флота в Нижнем Новгороде и его окрестностях растут металлургические заводы. Купцы первой гильдии: Шепелев, Пятов, Рукавишников, выплавлявшие высоко качественную сталь; продавали её в Персию, в Бухару. В 1849 году на берегу Волги были построены мастерские, называвшиеся в то время «Фабрика буксирного и завозного пароходства», где ремонтировались и даже строились новые суда. Из этих мастерских и вырос прославленный Сормовский завод. Но самыми крупными предприятиями Нижегородской губернии продолжали оставаться Выксунские железоделательные и чугунолитейные заводы. Расширяется выпуск продукции заводов, Сормовский завод становится крупнейшим в России, здесь строятся буксиры, наливные баржи, морские шхуны, изготовляются машины, судовые котлы. В 1870 году на Сормовском заводе пустили первую в России мартеновскую печь, а в следующем году со стапелей спускают на воду первый двухпалубный пассажирский пароход.

Нижний Новгород становится городом «мукомольным» - в конце века в нём действуют мельницы, принадлежащие Башкировым, Бугрову и Дегтярёву. думы.



Важное место в экономике города занимала торговля. Общий экономический подъем в стране отразился на всех сторонах жизни Нижнего Новгорода.

План Нижнего Новгорода 19 века.

Разложение феодально – крепостнической системы в России 30 – 40 – х годов 19 века способствовало росту городов и их хозяйственной специализации. В это время изменились взгляды на город. Если раньше градостроители концентрировали внимание на его размерах и проблемах архитектурного стиля, то теперь город рассматривался с учетом комплекса общественных и природных факторов. Первый регулярный план Нижнего Новгорода был выполнен в традициях русского классицизма 18 века и высочайше утверждён в 1770 году. Однако для его претворения в жизнь не было в то время ни материальных средств, ни квалифицированных специалистов.

Впоследствии он неоднократно переделывался, приближаясь к реальным потребностям развития города. В 1779 – 1796 годах на строительство административных зданий и жилищ для сановников выделялись крупные ассигнования, позволившие провести реконструкцию и застройку центральной части города.

Ещё более крупным мероприятием было сооружение в 1820 –х годах под руководством А.А. Бетанкура огромного ярмарочного комплекса, реконструкция района Нижнего базара и развитие Канавина. Это потребовало создания и утверждения нового плана в 1824 году, включившего в городскую черту заречные территории. Город бурно развивался, но его внешний вид и благоустройство оставляли желать лучшего, почти все постройки были деревянные, отсутствовали удобные дороги, что было вызвано недостаточным учётом в планах сложного рельефа местности. Для осуществления мероприятий по реконструкции Н.Новгорода в 1836 году был создан Особый комитет, деятельность которого регламентировало «Положение об устройстве губернского города Нижнего Новгорода». В нём, в частности, говорилось, что «.. все вновь строящиеся здания должны быть возведены на каменных фундаментах, чтобы фасады на украшение наружных видов сих строений были сообразны общим Высочайше утвержденным планам… и чтобы были красивы, прочны и украшения их не многосложны …Строить каменные строения в течение пяти лет…».

Вдоль внешней стороны кремлёвских стен устраивалась зона отдыха горожан с прокладкой прогулочных троп, обсаженных деревьями и кустарниками. В северо – восточной части кремля предполагалось возвести обширный комплекс военно – губернаторского дома – дворца со службами и арсеналом. Около кремля был прокопан Зеленский съезд. Для прибывавших в город по Казанской столбовой дороге обозов создавались Казанский и Георгиевский съезды. Московско – Муромский древний тракт связывался с мостом через Похвалинский съезд, который был проложен по дну монастырского оврага. Благоустраивались главные улицы города. Были засыпаны пересекавшие их овраги, заключены в коллекторы речки и протоки и устроены над ними дамбы: Покровская, площадь А.М.Горького, Варварская, площадь Свободы.

Вдоль Оки и Волги были запроектированы набережные со спусками к пристаням, с замощением их булыжником. Преобразовывался Волжский откос. Он выравнивался, в его центральной части разбили общественный Александровский сад с живописной планировкой, ставшей в середине 19 века любимым местом отдыха нижегородцев, была образована Верхнее – Волжская набережная.

Быстрому росту города и его благоустройству способствовало развитие торговли. Инженер А.И. Дельвиг в 1847 году, благодаря изысканиям, выявил наиболее мощные токи подземных вод, собрал их в огромный бетонированный бассейн и при помощи паровых машин поднял на площадь перед кремлём – осенью забил первый в городе фонтан, затем на площади Маркина, перед плашкоутным мостом, и на ярмарке. Была открыта страничка в истории города – водоснабжение.

В период 1841 – 1855 год население города – 30 790 человек. Из 2 343 жилых домов – 254 (более – 10 %) были уже каменными, в городе насчитывалось 8 крупных и несколько мелких площадей, 128 улиц, 41 из них была замощена булыжником. Их освещали около 400 керосиновых фонарей.

Развитие капиталистических отношений привело к дальнейшим социальным преобразованиям, отразившимся на городском строительстве. Сооружаются крупные здания промышленных предприятий, банков, гостиниц, клубов. Технический прогресс требовал развития образования, а следовательно, и сооружения специальных учебных заведений. В 1885 году в городе появляется телефонная связь.

Вдовий дом (пл. Лядова).

Несмотря на бурное развитие Нижнего Новгорода, проблема сообщения между нагорной и заречной частями города была решена только в 1934 году - построен мост через Оку.

Плашкоутный мост через Оку.


Здание городской думы. Государственный банк на ул. Покровкой.