Земля планета людей виды хозяйственной деятельности. Презентация на тему "освоение земли человеком"

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт).

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Значительно расширились и знания европейцев о земном пространстве в 13 веке в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов.

Когда на смену феодализму пришел капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам.

В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. В конце 1492 года произошло открытие, ставшее величайшим событием в истории человечества - Х. Колумб открыл Америку. А в 1521 году началось первое кругосветное плавание под началом Магеллана. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров. Благодаря этим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле.

Во второй половине 17 и в 18 веке путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науки внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий.

Многочисленные экспедиции 18 - 19 вв и начала 20 в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Новейшие открытия (20 в) внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях цель которых - проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабу экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях. В 60-е гг.67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.

Впервые увидеть шарообразность и рельефность Земли из космоса посчастливилось нашему соотечественнику Юрию Алексеевичу Гагарину, когда он 21 апреля 1961 года за 108 минут облетел Землю на корабле-спутнике «Восток».

> Проблемы освоения Земли

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Так же создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией, но за все это время человеку так и не удалось целостно освоить землю. Даже в наш век, век информационных технологий, Земля полна для нас Таин и загадок.

Проникнуть в глубь земли человеку удалось всего на 12 - 15 км. Строятся тоннели, шахты для добычи полезных ископаемых, ведутся раскопки. И поэтому удалось изучить лишь ту часть литосферы, в которую нам удалось действительно проникнуть.

Очень скромно изучена мантия планеты. Дойти до ее глубины естественным путем невозможно и поэтому ученые могут исследовать ее во время извержения вулканов.

Так же плохо изучен океан. Не удается проникнуть на глубину более 200 км. Поэтому дно океана практически не исследовано.

Конечно используя самое совершенное оборудование человек удалось составить примерное представление о нашей планете. Но ведь примерное - это не точное.

Так почему же человеку до сих пор не удается целостно освоить Землю?

Существует целый ряд факторов которые не дают человеку это проникнуть во все сферы Земли и прежде всего это физические условия. Так самые глубокие шахты очень сложно построить потому что нет таких прочных материалов которые бы выдержали давление Земли. Так же, как известно, чем ближе к центру Земли, тем больше температура воздуха (температура ядра составляет 1000 оС), создается риск для жизни человека.

Из-за огромного давления под водой на подводных лодках не выдерживает оборудование. Человеку еще не удалось создать такой подводный аппарат, который мог бы опустить человека до дна морского без риска для жизни.

В условиях вечной мерзлоты очень тяжело строить дороги, здания, вести добычу полезных ископаемых. Но все же в мире накопился большой опыт строительства и хозяйственной деятельности в условиях вечной мерзлоты. В частности в нашей стране в суровых условиях были построены такие города как Норильск, Мирный Шаткин Г.А. Наша планета - Земля// Наука и жизнь.-1999.-№5, с.19-20..

Cлайд 1

Освоение Земли человеком. Учитель географии МБОУ СОШ №5 Нестеренко Ирина Николаевна

Cлайд 2

Цели урока: называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей; дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;

Cлайд 3

Cлайд 4

Возникновение человека Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовле ния орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75).

Cлайд 5

Cлайд 6

Расселение человека Пути расселения людей пролегали через континенты, с материка на материк. Почти 30 тыс. лет назад древние племена оказались в Северной Америке, а через 10 тыс. лет была освоена и Южная Америка. В одно время с Северной Америкой люди появились и в Австралии. Вот так и оказалось, что человек расселился по всей планете. Только до Ан тарктиды он не сумел добраться. Но, если бы даже он туда попал, вряд ли ему там понравилось бы (рис. 76).

Cлайд 7

Cлайд 8

Главные области расселения Южная Азия Восточная Азия Западная Европа Восточная часть Северной Америки

Cлайд 9

Cлайд 10

Основные виды хозяйственной деятельности Первобытный человек занимался охотой и собирал съедобные расте ния, поэтому не так уж и сильно изменял природу. Человек брал у природы только то, что она охотно давала ему сама и это был пока еще самый примитивный тип хозяйства, которое называют присваивающим хозяйством. Но примерно 10 тыс. лет назад жизнь человека начала меняться. Воз можно, климат планеты изменился или человек стал слишком многочис ленным, но охота перестала удовлетворять его потребности в пище. И че ловек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения, которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. Так произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству (рис. 77).

Cлайд 11

Cлайд 12

Производящее хозяйство XVII в Производящее хозяйство продолжало развиваться. В течение многих веков все необходимые человеку для жизни предме ты: одежду, обувь, мебель, посуду, орудия труда, оружие - производили ремесленни ки в многочисленных, но маленьких ма стерских. К XVII в. ремесленничество уже не могло обеспечить товарами выросшее на селение. И оно уступило место промышлен ности (рис. 78).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Заселение Земли человеком. Расы. 7 класс

Главное отличие Земли от других планет? Наличие человека

Первой стадии развития предшествует интенсивная эволюция высших обезьян. Возникают разные формы человекообразных обезьян, населявших Европу, Южную и Юго-Восточную Азию, Африку. Дриопитеки -предки гориллы, шимпанзе и человека. 20-25 млн. лет назад.

Австралопитеки - Восточная и Южная Африка. 6 - 2 млн лет назад.

Презинджантроп -Танзания (Восточная Африка), возраст находки составляет около 2 млн лет.

Первыми находками Homo erectus были скелетные остатки, найденные в Азии (питекантроп) , Восточной и Северной Африке (олдувайский человек и атлантроп) и Европе (гейдельбергский человек), где они появились около 1 млн лет назад.

Современный человек (хомо сапиенс) появился в Африке всего около 200 тыс. лет назад.

Переход к оседлому образу жизни произошёл 11 тыс. лет назад. Это способствовало развитию древних цивилизаций. Цивилизация (от лат. -гражданин) - определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

Длительное существование людей в различных природных условиях привело к появлению рас. Раса (от франц. race - род, порода) - исторически сложившаяся общность людей с передаваемыми по наследству внешними признаками. Выделяют четыре расы: негроидную, монголоидную, европеоидную, австралоидную.

Европеоидная раса

Монголоидная раса

Негроидная раса

Австралоидная раса

Мулаты - потомки смешанных браков представителей негроидной и европеоидной рас.

Метисы - потомки межрасовых браков (европеоидов и индейцев).

Самбо - потомки смешанных браков негров с индейцами.

Мальгаши - народ, основное население Мадагаскара, сочетающий в своём внешнем виде признаки негроидной и монголоидной рас.

Незаселенные территории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Заселение земли человеком"6 класс

Презентация история заселения земли человеком, влияние различных условий обитания на формирование рас....

Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»

1. Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...

Освоение Земли человеком

Тема: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. Цели:-называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельност...

1. Почему в разных местах земного шара плот­ность населения неодинакова?

Длительное время человечество рассе­лялось по территории Земли, постепенно накапливаясь в местах, наиболее благо­приятных для проживания (например, до­лины Нила, Инда, Ганга, междуречье Тигра и Евфрата, где формировались так называемые «речные цивилизации»). Дальнейшее развитие общества показало, что, несмотря на стремление государства выровнять плотность населения по терри­тории страны, сами люди стремятся жить там, где климат более комфортен для про­живания человека. Основное население России сосредоточено в центре и на юге европейской части, население Канады — и южных районах, Китая — на востоке и юго-востоке (Великая Китайская рав­нина).

2. Какие виды хозяйственной деятельности лю­дей особенно сильно изменяют природные комп­лексы?

Человек в процессе своей хозяйствен­ной деятельности нарушает естествен­ное взаимодействие между природными компонентами в природных комплексах. В местах наибольшей плотности населе­ния эти воздействия наиболее сущест­венны.

3. Как хозяйственная деятельность населения в вашей местности изменила природные комплексы?

Используя различные источники ин­формации (газеты, журналы, сообщения по радио и телевидению и т. п.), определи­те, какой вид хозяйственной деятельнос­ти населения в вашей местности наносит природе наибольший вред. Предложите свои пути оптимизации (сглаживания противоречий) во взаимодействиях при­роды и человека в процессе хозяйствен­ной деятельности общества.

4. На каких материках особенно много стран? Почему?

В настоящее время люди постоянно жи­вут на всех материках (кроме Антарк­тиды, где существуют только научные станции и население периодически меня­ется).

На всех остальных материках люди живут на территориях различных госу­дарств. На каждом из материков сформи­ровалось различное количество госу­дарств. Сравните количество стран в Евра­зии и Африке — эти материки имеют наибольшее количество стран и различ­ных народов, которые эти страны образу­ют и формируют. В то же время в Австра­лии сформировалась всего одна страна.

Географическое положение стран, нахо­дящихся на одном материке, может су­щественно различаться. Это может быть островная или полуостровная страна, кон­тинентальная страна, не имеющая выхода к морю.

5. Назовите страны, в которых в настоящее вре­мя происходят особые природные явления (извер­жения вулканов, землетрясения, ураганы, наводне­ния и т. п.), а также важные события в жизни на­родов.

Приведите примеры стран, наиболее подверженных стихийным природным явлениям, и нанесите их на контурную карту. Найдите и подпишите действую­щие вулканы, укажите годы последних разрушительных землетрясений.

На этой странице искали:

  • как хозяйственная деятельность населения в вашей местности изменила природные комплексы
  • назовите страны в которых в настоящее время происходят особые природные явления
  • какие виды хозяйственной деятельности людей особенно сильно изменяют природные комплексы
  • почему в разных местах земного шара плотность населения неодинакова
  • страны в которых в настоящее время происходят особые природные явления

Цели:

  • дать образное представление о путях расселения человека по материкам;
  • выделить главные районы современного размещения населения;
  • сформировать представление о неравномерности заселения планеты и выявить причины неравномерности расселения;
  • познакомить с «комплексной картой» и картой «Плотность населения»;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • формировать мировоззрение «Я – житель планеты Земля»;
  • формировать пространственное мышление.

Дидактическая структура занятия:

I. Организационный момент

II. Постановка учебных задач на урок

– Итак, мы изучили с вами все типы природных ландшафтов. Сейчас на Земле почти не осталось естественных природных ландшафтов, которые не изменил бы человек в результате своей деятельности. И так же почти не осталось территорий, не заселенных человеком. Даже в Антарктиде живут люди, которые изучают ледовый покров, рельеф и климат материка.
А где появились первые люди и как они заселили все материки? Вот об этом мы сегодня и будем с вами говорить.

Учащиеся записывают тему и план урока. (Приложение 1 . Слайды 1, 2)

III. Изучение нового материала

1. Расселение человека по материкам

? – Вспомните из курса 6 класса и древней истории: где, на какой территории появился первый человек? Почему?

Анализ схемы расселения человека по материкам (Слайд 3)

2. Главные области расселения

В настоящее время на земле примерно 6 млрд. человек (Слайды 4-6).Но население размещено крайне не равномерно.

? – Как вы думаете, в каких местах численность населения должна быть выше: в горах, на равнинах, по долинам рек, вблизи океанов?

Заслушиваю и дополняю ответы учащихся.

– Давайте с вами выявим самые густо заселенные территории Земли. Для этого нам необходимо обратиться к карте «Плотность населения» откройте ее в своих атласах.

Учащимся было дано задание, дома познакомиться с этой картой, выяснить, какую информацию она содержит. Задаю об этом вопросы.
Учащимся было дано опережающее задание, найти в интернет источнике определение и пояснение – что такое плотность населения. Предлагаю ответить на этот вопрос, затем правильность ответов проверяется с учителем (Слайд 8)

? – Как вы думаете, какие причины (факторы) влияют на такое размещение?

Путем беседы с учащимися, выявляем факторы размещения населения . (Слайд 9)

Слайд 10 (климат)
Слайд 11 (природные зоны)
Слайд 12 (рельеф)
Слайд 13 (течения)

? – Какие еще есть причины, влияющие на плотность населения?

Записать в тетрадь. (Слайд 14)

Факторы:

1) природные условия;
2) полезные ископаемые;
3) давность заселения территории;
4) исторический фактор

3. Виды хозяйственной деятельности человека.

– Итак мы уже определили, что одними из факторов расселения людей являются полезные ископаемые и благоприятные природные условия. Эти условия являются предпосылками для различной хозяйственной деятельности людей.

? – Какие выды хозяйственной деятельности вы знаете?
Занимаясь хозяйственной деятельностью: возделыванием земель, добычей полезных ископаемых и т. д. человек изменяет природу земли. При этом различные виды деятельности, влияют на природу по разному.

Предлагаю учащимся прочитать текст на стр. 74-75 учебника от слов «Особенно сильно и т. д… заранее озвучиваю вопрсы, которые будут заданы после прочтения текста.
? – Какой вид хозяйственной деятельности оказывает наибольшее влияние на природу? приведите примеры такого воздействия.
? – Какое влияние на природу оказывает промышленность?
– Информацию о хозяйственной деятельности населения содержат комплексные карты.

4. Знакомство с комплексными картами

Предлагаю определить по легенде, какою информацию содержит карта, какие объекты изображены на карте.

5. Страны мира

– Итак, мы уже знаем, что население по земному шару размещено не равномерно. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся группу – этнос. Великие этносы в последствии сформировались в государства.

– По карте «плотность населения» определите самые заселенные страны мира.

IV. Заключение

1-й вариант: Итак, давайте с вами попробуем обобщить все, о чем мы сегодня говорили на уроке. А в качестве проверки полученных сегодня знаний ответим на вопросы:

– Какая территория является древней родиной человека?
– Какие материки были заселены в последнюю очередь?
– Что называется плотность населения?

2-й вариант. Если времени остается больше, то предлагаю индивидуально-ориентированные задания:

3-й вариант: заполнение бортового журнала.

V. Домашнее задание: предлагаю учащимся выбрать Д/З по силам.

  • § 16 читать и отвечать на вопросы параграфа (удовлетворительно)
  • прочитать § 16 и составить вопросы для проверки (хорошо)
  • для удовольствия – “ Зависимость жилищ (занятий, костюмов) народов мира от природных условий”. (отлично)
  • учебный проект “Жилища народов мира” (отлично)