Какие статуи на египетском мосту. Сфинксы на египетском мосту

Это один из первых цепных мостов в Петербурге. Идея конструкции таких переправ родилась на рубеже XVIII и XIX веков одновременно в разных странах. Тогда в строительстве инженерных сооружений начали активно внедрять железные конструкции, которые в отличие от традиционного чугуна работают не только на сжатие, но и на растяжение. Именно это свойство железа позволило родиться идее подвесить на железные цепи мостовое полотно.

Первым цепным висячим мостом в Петербурге в 1823 году стал Екатерингофский мост (одна из первых подобных переправ в Европе), не дошедший до наших дней. В том же 1823 году приступили к сооружению Пантелеймоновского моста , а вскоре было решено перекинуть через Фонтанку ещё один висячий мост, названный Египетским.

Выбор названия моста вполне традиционен для первой четверти XIX века, когда в моде было искусство Древнего Египта. Архитектурные детали в характерном для Египта стиле были свойственны позднему классицизму. Их в своём творчестве применял Тома де Томон , проектируя фонтаны со сфинксами у подножья Пулковской горы. В тот же период А. Менелас возвёл Египетские ворота в Царском Селе. В 1830-х годах на берегу Невы напротив Академии художеств были установлены знаменитые сфинксы .

Когда началось проектирование Египетского моста осталось неизвестным. Но зато сохранились сведения, что 6 февраля 1825 года главнокомандующий путей сообщения и публичных зданий герцог А. Вюртембергский напоминал о необходимости скорейшего окончания проектирования. Этим занимался инженер В. А. Христианович при консультации Г. М. Треттера . Они же, кстати, перед этим возводили цепной Пантелеймоновский мост. Они же затем возводили пешеходные висячие мосты: Банковский , Почтамтский , Львиный .

17 апреля Треттер предоставил герцогу А. Вюртембергскому два варианта чертежей с пояснительными записками. Они отличались сметами: 148 500 и 158 500 рублей. Эти суммы показались начальству слишком большими. Был заказан третий вариант, который отличался от предыдущих тем, что мост проектировался строго перпендикулярно берегам Фонтанки, без учёта направления прилегающих улиц .

Строительство Египетского моста началось 9 августа 1825 года с забивки свой под береговые устои. До 25 августа в грунт было забито 264 сваи длиной 8,52 и 10,65 метров. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка . Строительство планировалось завершить до конца года, но из-за запоздания каменных работ, завершившихся в начале ноября, монтаж железных конструкций перенесли на следующий год.

Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского - его усовершенствованной версией. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы скульптора Петра Павловича Соколова. Изначально на заводе было изготовлено две пробных фигуры. Они долгое время оставались лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста . На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. П. П. Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Другое его знаменитое произведение - статуя "Девушка с кувшином" в Царском Селе.

Движение по Египетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Этому событию придавалось большое значение. Ещё за месяц до окончания строительства был разработан торжественный церемониал открытия переправы. Длина цепного Египетского моста составляла 54,8 метра, ширина - 11,7 метров, высота порталов - 6,5 метров .

Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:

«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?» [Цит. по: 1, с. 87]

20 января 1905 года через Египетский мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему - 11 саней с возницами. Мост затрещал и рухнул. В воде оказались все кроме двух всадников и трёх лошадей. Подоспевшие пожарные помогли пострадавшим выбраться на берег. Позже в полиции выяснилось, что пострадал один кавалерист, женщина и девочка. Погибших к счастью не оказалось. Газета "Новости дня" так описала это событие:

Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>

Обрушение Египетского моста многим показалось более чем странным. Ведь последние его ремонты дважды проходили в 1904 году, и один раз - в январе 1905 года. После обследования конструкций появилась официальная причина происшествия - плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде. В школьных учебниках обрушение Египетского моста с тех пор приводится как доказательство эффекта резонанса. А в воинском уставе "благодаря" аварии появилась новая команда "идти не в ногу", которая отдаётся строю перед началом движения по любому мосту. Тем не менее, точной причины происшедшего так и не найдено. Есть свидетельства, что солдаты передвигались по Египетскому мосту не сойдя с лошадей, а значит в ногу они идти не могли, соответственно не могли создать эффекта резонанса.

Существует и ненаучная, мистическая версия причины обрушения Египетского моста. В одном из близлежащих домов якобы жила женщина, которую в свою время обманул один из гвардейских офицеров. Увидев в окне проезжающих по мосту военных, женщина воскликнула: "Чтоб вам, военным, провалиться!". Тут же это и случилось.

Как бы то ни было, из аварии были сделаны необходимые выводы. В начале XX века были разработаны новые системы висячих мостов, в которых применяли уже не цепи, а ванты (гибкие многопроволочные канаты), выдерживающие гораздо большую нагрузку.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов. Например, ещё в 1913 году инженер А. И. Пшеницкий и архитектор М. С. Лялевич предлагали свой проект. Но его реализации помешали начало Первой мировой войны и последующая Революция 1917 года.

В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

Длина Египетского моста составляет 44 метра, ширина - 27 метров.

В наше время интересы каждый выбирает по себе. А вот в начале XIX века наблюдалось повальное увлечение древнеегипетской культурой и историей. Даже в очень далекой от Черной земли Северной столице. Такое повышенное внимание к стране фараонов и пирамид привело к тому, что один из цепных мостов, построенных в Петербурге, оформили в присущем Египту духе. Орнаменты из иероглифов украшали части моста, а по обе его стороны проезд охраняли чугунные фигуры сфинксов.

Доверить такое непростое дело самой постройки изначально могли лишь отменным мастерам.

Проект этого необычайного красавца разработал дуэт умельцев, подаривший петербуржцам не один уникальнейший цепной мост – инженеры Василий Христианович и Вильгельм фон Треттер. А египетские скульптуры отлили по модели «отца» мостовых львов и грифонов Петра Соколова. К сведению, все три моста возводились приблизительно в одно время.

Египетское в России: оно еще и поёт…

Начавшись в 1825, строительство Египетского моста длилось всего год. За это время зодчие успели сотворить 11,7 м ширины и 55 м длины пролета. Первоначальный его вид был необычным, на то время модным и более живописным, нежели теперешний, современный. Огромные ворота с иероглифами встречали всех желающих, а цепи и колоритный египетский орнамент служили главным украшением, неизменно притягивающим взор. Непонятные русскому человеку, а оттого более загадочные, иероглифы, украшали и ажурную решетку. Установили мост на облицованных гранитом опорах. Конструкция была облегченной: вместо обычных пяти имела три поддерживающие цепи, закрепленные на чугунных створах.

На головах сфинксов возвышались шестигранные фонари. И скульптуры, и металлические элементы делались умельцами завода Берда, а каменные работы проводились подрядчиком Васильевым.

Поздним вечером 25 августа 1825 года Египетский мост был торжественно открыт. Народ моментально оценил особенности новой переправы, неофициально назвав мост «поющим»: при передвижении по нему, шествующих сопровождали различные звуки, издаваемые цепями. Порой – довольно заунывные. Позже люди скажут: возможно, мост сам себе напевал погребальную песню…

Дело о «резонансном» обрушении

Вроде обычное дело: зимой 1905 года на Египетский мост ступил эскадрон конного полка: лошадки браво стучали копытами, военные дарили улыбки окружающим, ну а прохожие, в свою очередь, умилялись всей этой картинке. И тут в одночасье все сложилось, как в игрушечном карточном домике. Воистину «смешались в кучу кони, люди»: крашенный египетской росписью мост заколебался, и вся конструкция очутилась на дне реки. Благо, событие стало лишь случайным развлечением для зевак: по счастливому стечению обстоятельств, рухнувший мост не утащил за собой человеческие жизни. «Резонанс и фатальность» – такое заключение вынесли знатоки, хотя конкретных математических и физических расчетов-подкреплений по этому поводу так и не было выдвинуто. Очевидцы же уверяли, что животные строго «в ногу» идти не могли, и, мол, виноваты просчеты в конструкции. Как бы там ни было, но попасть в учебники по физике в качестве ярчайшего примера резонирования этому неординарному случаю все-таки судилось.

Новый мост: все египетское просто

Итак, мост рухнул, и следовало возобновить движение – открыли временный, деревянный мост. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное: переправа исправно служила петербуржцам с 1905-го аж до 1956-го года. При этом некие неудобства ощущались, ведь оптимальная схема движения нарушилась. Лишь в послевоенное время удалось решить эту проблему. Рассмотрев до двух десятков поданных проектов, специалисты остановились на варианте архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева – он наиболее соответствовал изначальному внешнему виду моста.

Новый мост ничего общего с «родным» уже не имел: создатели упростили его, не забыв при этом оставить оформление в прежнем стиле. Не имея изначальной архитектурной широты, мост все же привлекал египетскими мотивами в узоре ограды. Да и уцелевшие фигуры сфинксов без малого 200 лет наблюдают за прохожими со своих мест…

На современном Египетском мосте плита проезжей части закреплена на 9 параллельных рамах, основания декорированы гранитом. Облик сооружения украшают фонари-обелиски.

А на сфинксов тем временем ожидали новые перипетии: весной 1989 года на одну из фигур наехал «КамАЗ». Скульптура упала в Фонтанку и от удара сильно пострадала. Сфинкса вытащили из реки, занялись реставрацией, и тут оказалось: первоначально головы египетских дев имели позолоту, но со временем слой краски укрыл от людского взора все это богатство. Когда же в начале XXI века время стало разрушать пьедесталы и фигуры сфинксов, то провели полную реставрацию нуждавшихся в ней частей. В остальном же обошлись профилактическим ремонтом: убрали многолетние изъяны, подлатали слабые места – позолотили головы скульптур, расчистили гранитные постаменты, а все швы заделали свинцом.

Шерше ля фам. Будь ты даже мостом…

Легенды о Египетском мосте так либо иначе связаны с женщинами. По одной из них, лицо сфинкса на Египетском мосту есть точной копией лика Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра Первого. Она была заметна своей необычайной красотой и удостоилась многих посвящений: Пушкин слагал в ее честь стихи, а для Бетховена Элиз стала музой.

Специалисты, так те вообще уверяют: сфинксы, оберегающие мост, никак не египетского, а греческого типа. Ему характерен классический реалистический вид – звериное тело и правильное утонченное лицо.

Еще одной легендой, гуляющей в свое время по Санкт-Петербургу, была мистическая история о некой Марии, проживающей недалеко от Египетского моста. Приключилось с ней в молодости неприятное событие с участием офицера. И повлекло оно за собой проклятие с уст бедной женщины. Произнесенная «Марией Египетской» фраза: «Что б вам, военным, провалиться!», возможно, и вызвала знаменитый обвал моста. Женщины, они ведь такие – порою довольно коварные…

Санкт-Петербург Египетский.

Египетский стиль в архитектуре Санкт-Петербурга.

Сфинксы В Санкт-ПетербургЕ Пирамиды Санкт-Петербурга. Египетские Ворота. Египетский Дом. Обелиски Санкт-Петербурга.

В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов (например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков (прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города... Архитектура – искусство не столько изобразительное, сколько выразительное. И если хотя бы бегло взглянуть на историю архитектуры, то можно убедиться, что нет, и не может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе определенной идеи.

Сфинксы в Санкт-Петербурге.

Сфинкс - чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы. Его история начинается за несколько тысячелетий до нашей эры и восходит к истокам культуры и искусства Древнего Египта. Древнейшие обитатели Нильской долины верили, что рожденный их фантазией и изваянный ими каменный сфинкс не только наделен умом и силой, но что в него может вселяться могущественный дух, которого боятся злые демоны. Поэтому нередко у входа в храм или дворец фараона устанавливали, попарно каменные изваяния, считая их надежными стражами от злых духов. С течением времени сфинксам стали приписывать силу и могущество богов. Затем, когда фараоны обрели невиданную власть и могущество, сфинксов начали изображать с головой фараонов, с атрибутами царской власти: короной, головным платком, уреем - священной коброй, ожерельем. Изваяния стали не только изображением царствующего фараона, но и символом его безграничной власти, олицетворением нечеловеческой мощи. Египтяне называли изваяние человекоподобного царственного зверя "господином", "владыкой". Употребляемое же нами теперь слово "сфинкс" греческого происхождения и в переводе на русский язык означает "душительница". В представлении древних греков сфинкс был существом женского пола, а его диковинный вид мифы объясняют так: от змееподобного чудовища Тифона и Ехидны, имеющей три головы (льва, козы и дракона) произошла не менее фантастическая Химера - демон с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химера и двуглавый пес Ортр породили дочь Сфингу (сфинкса) - злого демона в женском образе. Вот почему в античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва, крылатым львом с годовой женщины и змеиным хвостом или же львом с туловищем женщины, орлиными крыльями и когтями. Мифы рассказывают, что Сфинкс обитал на скале вблизи Фив и, подстерегая путников, задавал им хитроумные загадки. Никто не мог отгадать их, и кровожадное страшилище душило и пожирало беззащитные жертвы, наводя ужас на фиванцев и окрестные земли. В наше время слово "сфинкс" иносказательно означает "загадка", "загадочный человек".

Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. В 20-х годах прошлого века в районе древних Фив французами под руководством ученого Ж.-Б. Шампольона производились археологические раскопки, и первой интересной находкой, извлеченной из-под многовекового слоя песка, была пара прекрасно сохранившихся гранитных сфинксов.



Фото tazman17


С этого момента, по сути дела, и начинается история петербургских сфинксов, и поныне украшающих пристань на Неве перед зданием Академии художеств. История эта сводится к следующему. Один из откопанных сфинксов был отправлен в Александрию, где его увидел А. Н. Муравьев, молодой русский офицер и путешественник; увидел и загорелся желанием приобрести древние египетские изваяния для России. Но статуи были оценены в 100 000 франков, и для их покупки нужно было получить разрешение Николая I. Пока письмо Муравьева, сообщавшего о редкой находке, дошло до Петербурга, пока о нем доложили царю, а тот передал его на рассмотрение в Академию художеств, пока совет Академии одобрил прошение Муравьева, пока нужная бумага догнала путешествовавшего царя и он наложил окончательную резолюцию, каменные изваяния чуть было не купила Франция. И не стоять бы сфинксам на невской пристани, если бы не июльская революция. Французскому правительству стало не до покупок исторических ценностей, и тут, уже не мешкая, Россия купила сфинксов за 64 000 рублей ассигнациями. На парусном корабле "Буэна сперанца" ("Добрая надежда") их доставили в Петербург и в конце мая 1832 года поместили на Круглом дворе Академии художеств.

Два гранитных сфинкса, найденные при раскопках древней столицы Египта - Фив, были установлены в 1834 году на набережной Невы у здания Академии художеств. На пьедесталах высечена надпись: Сфинкс из древних Фив в Египте привезен в град Святого Петра в 1832 году.




Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры - покровительницы и защитницы фараонов. Сфинксы эти свидетельствуют о высоком мастерстве и огромном труде безвестных египетских каменотесов. Обе статуи испещрены иероглифами. Они высечены и на картушах, и на груди сфинксов, сплошной лентой тянутся по боковым краям гранитных плит, служащих основаниями статуй. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III. Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог, впоследствии академик В. В. Струве. Надпись на груди и между лапами на обоих сфинксах почти одинакова: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, "Небмара". Сын Ра, "Аменхотеп, властитель Фив", любимец Амона Ра". Надпись перед лапами: "Да живет благой бог, "Небмара, отпрыск Ра". Сын Ра, "Аменхотеп властитель Фив", любимец Амона Ра".



Фото ";qwert11


В этом же месте, ближе к воде, установлены две скульптуры крылатых львов, которых многие ошибочно называют грифонами. Львы были отлиты из бронзы на Колпинском заводе. В конце 19-го столетия они бесследно исчезли. В 1958 году советские архитекторы И. Н. Бенуа и А. Е, Поляков на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составили проект восстановления утраченных скульптур; модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков, а отливку их в металле произвели в литейной мастерской Академии художеств.



Фото ave-fima


Египетский мост через Фонтанку, через который проходит Лермонтовский проспект, охраняют четыре чугунных сфинкса. Существующий ныне мост мало напоминает прежний Египетский, который был однопролётным, цепным. Эти цепи проходили через высокие чугунные ворота со множеством украшений и орнаментов, сделанных в египетском стиле. В 1826 году после окончания строительства моста по обеим его сторонам на постаментах установили четырех сфинксов работы скульптора П. П. Соколова. В январе 1905 года мост обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона конногвардейского полка. Спустя 50 лет на месте старого моста был построен новый. Хоть мост и называется Египетским, сфинксов, которые его охраняют, трудно именовать египетскими. Чистокровные египетские сфинксы изображались с мужскими, а не женскими ликами. Стилизованный облик сфинксов у Египетского моста с высоким золоченым гребнем головного убора и гибким сильным телом скорее напоминает греческие скульптуры.

Фото Татьяны Николаевой

Изначально эти скульптуры оказались ненужными, лишними. Они были отлиты первыми – представляли собой пробные экземпляры. По каким-то причинам они не устроили экспертов и после этих сфинксов появились ещё четверо. Они то и сторожат Египетский мост. Для скульптурной группы изначально требовалось четыре изваяния, и третья пара оказалась не у дел. Она была извлечена буквально со свалки, по некоторым данным, одна скульптура долгое время стояла во дворе жилого дома на улице Можайской. В декабре 1971 года сфинксы легли на парапеты пристани набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. Они неплохо вписались в пейзаж, однако, не обрели покоя. Статуи заняли низкие гранитные тумбы практически на уровне воды, под ногами. По сути, они стояли в реке и однажды, можно сказать, даже плыли по ней во время наводнения, когда постаменты скрылись под волнами Малой Невки. Случилось это наводнение в ночь с 28 на 29 декабря 1975 года, и было оно не последним.



Фото Татьяны Николаевой


Надругались над ними и вандалы. Доморощенных варваров не пугали легенды о том, что изначально сфинксы выполняли охранную функцию - стерегли гробницы фараонов именно от посягательств. Состояние памятников повергало в ужас. Сфинксы неопределённого цвета стояли, исписанные маркерами и краской, разбитые, изуродованные, у одного из них была отпилена диадема. На их спинах распивал спиртные напитки люд, гуляющий на Каменном островеизвестном месте городских увеселений.Потом сфинксов сняли для реставрации, после которой установили уже в другом месте.



Фото pengwinka


Строгановский дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века В. В. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. Строился он с 1752 по 1754 год для богатейшего елизаветинского вельможи С. Г. Строганова 1. Роскошный дворец своим внешним видом, отделкой и убранством внутренних помещений подчеркивал богатство его владельцев. У дверей бывшего парадного входа на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Облик сфинксов женский. И снова - невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчужденный взгляд. Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо. Ровную гладкую поверхность платка оживляют узкие, продольно идущие бороздки. Плечи и спину покрывает ткань. Форма львиного туловища обобщена, слабо обозначены ребра и когти. История сфинксов берет начало в конце XVIII века и связана с постройкой А. Н. Воронихиным для графа А. С. Строганова роскошной загородной дачи на берегу Большой Невки. От причала широкая лестница вела на пристань, которую и украшали статуи двух гранитных сфинксов. Это были первые по времени сфинксы, появившиеся на набережных Петербурга. Вслед за ними еще две пары таких же гранитных изваяний украсили пристань перед загородной дачей А. А. Безбородко. Можно предположить, что все они были изваяны одним и тем же скульптором, имя которого осталось неизвестным. В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы после некоторого "блуждания" попали на их нынешнее место.



Фото Б. Н. Стукалова


Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе ленинградского Горного института. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями. От калитки идет прямая аллея, по сторонам которой стоят массивные чугунные вазы в виде античных жертвенников - курильниц на мощных львиных лапах, с рельефными украшениями в виде бараньих и козлиных голов, а в глубине аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Статуи невелики, установлены без постаментов, но благодаря черной окраске резко выделяются на фоне зелени; совершенно одинаковые, они хорошо сохранились. Выразительны и благородны их лица. Само здание Горного института было перестроено из ранее стоявших на его месте небольших домов по проекту А. Н. Воронихина. Монументальное здание с мощным двенадцатиколонным дорическим портиком возведено в 1806- 1811 годах. Модель, по которой сфинксы отливались в металле, вылепил скульптор, имя которого пока также документально не установлено, хотя известно, что в оформлении здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Сфинксы же не раз меняли свое местонахождение; летом 1966 года их поставили в сквере.



Фото Б. Н. Стукалова


В 1807 году по проекту А. Н. Воронихина сооружается фонтан-грот на северном склоне Пулковской горы, а в 1809 году - три фонтана архитектора Тома де Томона, сохранившиеся до настоящего времени. Один из фонтанов Томона представляет собой довольно большое сооружение в виде открытого павильона из блоков серого гранита. На высоком цоколе стоят четыре дорические колонны, поддерживающие фронтоны и купол; между колоннами помещена изящная чаша из полированного камня. Все сооружение ограждено парапетом высотой около метра. На парапете покоятся две пары гранитных сфинксов, изваянных по одной модели; с шоссе отчетливо видны профили двух статуй, обращенных в противоположные стороны. У сфинксов женский облик, они напоминают статуи сфинксов, находящиеся во дворе Строгановского дворца, и созданы приблизительно в это же время. Первоначально фонтан служил украшением дороги; если именитые путники останавливались у воронихинского грота, чтобы утолить жажду родниковой водой, то у фонтана Томона кучера поили лошадей.



Фото spb.old.kp.ru


Самого маленького сфинкса (он с 1832 года живет у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на здании Российской национальной библиотеки) наверняка не видело подавляющее большинство горожан, не говоря уже о гостях Петербурга. Он сидит на шлеме богини мудрости Минервы, которая находится на главном фасаде здания. Скульптор - Василий Демут-Малиновский.



ФотоPavel Borisovich


Это самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге, их установили на набережной Робеспьера 28 апреля 1995 года, как памятник жертвам политтеррора и репрессий. У сфинксов работы Михаила Шемякина по два разных профиля. Смотришь с одной стороны и видишь традиционный женский, который обращен к домам на набережной. А с другой - вместо лица видишь оголенные кости черепа. На пьедесталах монументов нанесены цитаты из Высоцкого. Солженицына, Заболоцкого и других авторов 20века, соприкасающиеся с темой политических репрессий. Особых легенд об этих «зверях» пока нет. Но кое-кто утверждает, что они якобы помогают неправедно попавшим за решетку сидельцам вернуться домой.

В начало.

Пирамиды Санкт-Петербурга.



Фото Svetlana Ivanets


Самой известной является четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста в Царском Селе. Пирамида достаточно характерное для своей эпохи парковое сооружение. Она построена в 1770-1771 архитектором В. И. Нееловым. Изначально пирамида предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Пирамида была возведена из кирпича и облицована тесаным гранитом. В 1782г. она была разобрана и отстроена заново в 1783 году архитектором Ч. Камероном. В начале XIX века пирамиду называли Египетской. Вход, расположенный в её лицевой грани, ведет во внутреннее помещение, перекрытое сферическим куполом. Здесь в стенных нишах была размещена коллекция античных урн и ваз.



Фото Pitkin_friend


Пожалуй, самый своеобразный храм Петербурга - это Троицкая церковь недалеко от м. "Пролетарская", в народе - "Кулич и Пасха", т.к. своими формами напоминает круглый пасхальный кулич и пирамидальную творожную пасху. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк, в центре которого князь решил возвести храм. Воплощение идеи он поручил архитекторуН.А. Львову . Постройка церкви велась в 1785-1787 на средства Екатерины II.

Название церкви - "Кулич и Пасха" объясняется её внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т.е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести.

Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма.

Звонница храма имеет форму 4-хгранной пирамиды, прорезанной с 4-х сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня (сама колокольня почему-то обита железными листами). Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов.

Однако одобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.

С марта 1938 храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и с 17 апреля открыт для богослужения.



Фото lavraspb.ru


Архитектурно-скульптурное надгробие над могилой оперного певца, главного режиссера Мариинского театра, профессора Петроградской консерватории Тартакова Иоакима Викторовича (1860-1923). Архитектор И.А. Фомин. Надгробие выполнено в виде шестиступенчатой пирамиды, на прямоугольном постаменте, поддерживаемом четырьмя бронзовыми акротериями в виде театральных масок, на профилированном массивном цоколе. На северной стороне пирамиды - квадратный картуш с барельефным профилем Тартакова, на южной - в фигурном картуше вырублена надпись: ЗАСЛУЖЕННЫЙ/АРТИСТ/И.В. ТАРТАКОВ. Материалом для пирамиды послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца.



Фото lavraspb.ru


Пирамида на стене усыпальницы Белосельских-Белозерских. Скульптурное надгробие (1810), скульптор Ж. Камберлен, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон. Князь Александр Михайлович, действительный тайный советник (с 1801), камергер, сенатор (с 1796), дипломат и литератор, коллекционер изобразительного искусства (к концу его жизни коллекция считалась лучшей в России). Награжден орденом Св. Александра Невского. Почетный член Петербургской Академии наук (1800). Был одним из образованнейших людей своего времени, меценатом среди художников и литераторов. Переводил на французский язык произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.С. Баркова, имел труды по музыке и искусству.

В Петербурге встречается множество изображений пирамиды, которые нанесены на архитектурные памятники, храмы, надгробия и даже над иконой Девы Марии в Исакиевском соборе. Вот несколько самых известных

Пирамида на фасаде Казанского собора, на противоположном фасаде точно такая же.



Фото Анатолий Газарян


Исаакиевский собор. Глаз в пирамиде, над православной иконой.



Фото Анатолий Газарян


Глаз в пирамиде. Большой Сампсониевский пр. 41.



Фото Анатолий Газарян


Пирамида на Смольном соборе.



Фото Анатолий Газарян


Глаз в пирамиде. Чесменская церковь. Ул. Ленсовета д.12



Фото Анатолий Газарян


Финская церковь. Большая Конюшенная улица, дом 6А.Пирамида в лучах на фасаде.



Фотоpetteri199


Пирамида в лучах на фасаде Знаменской церквив Царском Селе. Сейчас этой пирамиды уже не существует.




Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова. 1900-е годы. Современное фото Igor Moisejev


Пирамида в лучах, и всевидящее око внутри наАлександрийской колонне.



Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака. Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке.

В начало.

Египетские ворота. Царское село.


Фото Куприянов Сергей




В 10 минутах ходьбы от католической церкви, на пересечении Кузьминской улицы и бульвара, составляющего границу города, стоят Кузьминские (Египетские) ворота. 3а ними начинается деревня Кузьмино, населенная потомками тех «переведенцовъ» из дворцовых сел, что были вызваны Петром Великим для колонизации возвращенного им России края. Руками предков нынешних кузьмичей строилось все Царское Село. Египетские ворота построены в 1827-1830гг. по проекту арх. А. Менеласа. Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми массивными карнизами, отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами. Плоскости стен караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов, причем высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы. Аналогичные гермы, но двусторонние, служили опорами ворот. Отливка всех элементов ворот производилась на С.-Петербургском чугунолитейном заводе. Рисунки рельефов в натуральную величину исполнил художник Василий Додонов. Он использовал в своей работе графические материалы многотомного издания, вышедшего в свет в начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Модели барельефов и герм лепил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Все модели были выполнены в течение весны и лета 1827 года. В процессе строительства гранитный цоколь заменили цоколем из чугунных плит, поверх которого устанавливались плиты с иероглифическими изображениями. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В 1941-1944 годах воротам были нанесены тяжелые повреждения. Часть чугунных плит была разбита осколками снарядов. При восстановлении ворот поврежденные части облицовки отлиты заново.


Элементы декора "Египетских ворот"



Фото из книг "Памятники архитектуры пригородов Ленинграда", "Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. справочник-путеводитель "(Н.С. Алешина).


Использованы материалы: http://www.geolines.ru


Жители Санкт-Петербурга, да и многие его гости, хорошо знают, что в этом городе сфинксы – совсем не редкость. Они - одно из украшений города, и к ним все уже привыкли. Но почему сфинксы и сколько их здесь? Давайте прогуляемся по тем местам, где «обосновались» эти необычные и загадочные существа…

У разных народов представления о сфинксах тоже были разными. У древних египтян сфинксы представляли собой существа с телом гордого льва и головой человека. Нередко лики египетских сфинксов напоминали лица их фараонов. У греков же сфинксы были крылатыми, имели тело льва или собаки и женские голову и грудь.

Сфинксы на парадной набережной


Это единственные в Петербурге самые настоящие сфинксы из Древнего Египта, им более трех тысяч лет. Они очень большие – более 5 метров в длину и высотой 4.5 метра. Вес каждого из них – 23 тонны.

«По мастерству исполнения, - фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, - обилию надписей и хорошей сохранности, Невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов. » В. Струве

Они давно уже прижились в этом северном городе, став его неотъемлемой частью.
Но каким образом эти огромные сфинксы из далекой страны попали сюда?


История появления египетских сфинксов в Санкт-Петербурге

В начале 19 века Европу охватило увлечение восточной культурой, не миновало это и Санкт-Петербург. В Павловске появляется Египетский вестибюль, в Царском Селе - Египетская пирамида, а в самом городе - Египетский мост, а вскоре и эти египетские сфинксы. Начиная с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах. Сменялись годы, века, тысячелетия, и время было не властно над ними.

Но когда цивилизация Древнего Египта пришла в упадок, храм разрушился, а сфинксы оказались надолго погребенными под толстым слоем песка. Откопали их лишь в конце 20-х годов 19 столетия, после чего было решено выставить их на продажу.


Один из этих сфинксов как-то попался на глаза офицеру Андрею Муравьеву, находящемуся в то время в Египте. Это доныне невиданное им существо настолько поразило русского офицера, что Муравьев тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России.

Однако Николай I не сразу одобрил эту идею, потом последовала долгая возня с бумагами. Но когда все подготовили, оказалось, что сфинксов уже купила Франция для того, чтобы украсить ими Париж.

Однако вывести их из Александрии французы не успели, началась революция 1830 года, и им стало совсем не до сфинксов. Тогда они и согласились перепродать их России. И, наконец, весной 1832 года сфинксы прибыли в Петербург. Целый год вез их из Александрии греческий корабль под названием «Добрая надежда».

При погрузке на корабль, у одной из скульптур лопнул трос. Огромный сфинкс упал, разбив борт корабля, и чуть не потопил его. Сам он тоже пострадал при этом – отбилась часть подбородка, повредилось и лицо, на котором канат оставил глубокий след.


Два года сфинксы простояли во дворе Академии художеств в ожидании своего часа. Наконец пристань была достроена, и в 1834 году их водрузили на высокие пьедесталы из финского гранита.
И с тех пор они являются великолепным украшением набережной Невы в парадной части столицы.


Глаза их устремлены в бесконечность, и порой кажется, что эти древние сфинксы скрывают от нас какую-то тайну. Ведь они столько повидали в этой жизни…


Частенько вдоль этой набережной, любуясь на сфинксов, прогуливался и А.С.Пушкин.
«...лица этих сфинксов как загадка, которую нужно разгадать ».


Многие поэты посвящали им стихи:

«Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?»
Вячеслав Иванов

«Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест...» В. Врюсов

Да и в наше время они тоже не остаются без внимания:



В 2002 году была проведена очень большая и сложная работа по их реставрации, после которой древние скульптуры предстали в своем первозданном виде и будто даже помолодели внешне.


Сфинксы во дворе Строгановского дворца


Эти два гранитных сфинкса – самые первые из появившихся в Петербурге. С 1796 года они украшали пристань на даче у А.С. Строганова. C 1908 года, после перестройки дачи, их несколько раз перевозили, пока, наконец, они не заняли свое окончательное место - во дворе Строгановского дворца.

Сфинксы на Египетском мосту


Этот старинный мост с четырьмя чугунными сфинксами получил такое название, поскольку был украшен в характерном для Египта стиле. Однако скульпторы Павла Соколова больше напоминают греческих сфинксов, нежели египетских – ведь они имеют женские обличья.


Многие слышали про трагедию, случившуюся на этом мосту в 1905 году. Мост обрушился, не выдержав нагрузки, когда на него въехал кавалерийский эскадрон. Скорее всего, это случилось из-за ошибок в расчетах при строительстве моста.

На этом месте был временно построен деревянный мост. Но заменить его основательным каменным смогли лишь в 1955 году. И хотя по своему оформлению новый мост значительно уступал первоначальному, египетские мотивы все же сохранились. И, конечно, свои места заняли и его стражи - великолепные сфинксы.

Сфинксы на набережной Малой Невки


Историки сходятся во мнении, что эти сфинксы представляют собой не что иное, как первоначальные пробные отливки сфинксов с Египетского моста. Уж очень они похожи друг на друга.

Видимо, по какой-то причине забракованные, эти сфинксы где-то долгое время хранились, а в 1971 году их установили на пристани набережной Малой Невки. Однако, время их не пощадило, и в начале 21 века этим сфинксам потребовалась срочная реставрация.

Она была проведена на средства, выделенные «Мостотрестом». После этого
отреставрированные скульптуры несколько лет красовались во дворе этой организации, но в 2010 году были возвращены на прежнее место, на набережную.


Сфинксы во дворе Горного института


Во дворе Горного института, находящегося на Васильевском острове, среди зелени старинного сада в 1826 году появились небольшие и грациозные скульптуры сфинксов.
У этих скульптур насыщенного темного цвета очень выразительные женские лица. Не зря их считают самыми женственными. Автор этих работ - скульптор А. Постников.

Сфинксы на Свердловской (Полюстровской) набережной


Скульптуры, напоминающие сфинксов со строгановской дачи, появились здесь в конце 18 века, а в 19 веке каким-то образом исчезли. И лишь при реставрации пристани, проводившейся в 1985 году, было решено вновь установить здесь такие же скульптуры.

Сфинксы на набережной Робеспьера

В 1995 году напротив знаменитых питерских «Крестов» появились два жутковатых бронзовых сфинкса. Для людей, находящихся на набережной, эти сфинксы выглядят вполне традиционно – у них обычные женские лица.

Один из самых маленьких сфинксов на шлеме богини мудрости. Скульптура богини - на здании Российской национальной библиотеки на Невского проспекте

Огромный интерес не только у жителей Питера,
но и у гостей северной столицы вызывает .

Цепной через Фонтанку c высокими чугунными воротами, украшенными иероглифами, был сооружен в период повышенного интереса к истории и культуре Древнего Египта в XIX веке. По обеим сторонам размещались четыре чугунных сфинкса работы скульптора П. Соколова. В таком виде мост существовал вплоть до своего обрушения в начале XX века.

Проект нового моста принадлежит архитекторам П. Арешеву, В. Васильковскому и инженеру В. Демченко. В оформлении ограды моста также присутствуют египетские мотивы, его украшают чугунные обелиски с фонарями.


От старого сооружения остались фигуры сфинксов на гранитных постаментах

История создания

Первым цепным висячим мостом, предназначавшимся для проезда экипажей, был Пантелеймоновский. По подобию этого изящного и элегантного моста в августе 1825 года началось строительство проезжего моста через Фонтанку, названного Египетским , авторами которого стали В. Христианович и Г. Треттер.

Однопролетный мост поддерживался тремя рядами цепей и был декорирован древнеегипетскими изображениями. Для более полной стилизации у въездов установили скульптуры сфинксов с небольшими фонарями над головами.


Спустя 79 лет Египетский мост неожиданно рухнул. Обрушение произошло 20 января 1905 года, когда по мосту проходил эскадрон конногвардейского полка, навстречу которому двигались 11 саней с возницами.

Ремонт сооружения

Вместо рухнувшего моста уже в апреле 1905 года возвели деревянный балочный мост. Временная конструкция неоднократно ремонтировалась, также создавались проекты постоянного моста, регулярно поднимался вопрос о его строительстве. В 1956 году был возведен новый однопролетный мост длиной 53,3 метра, шириной 27,6 метров, наискосок пересекающий Фонтанку и довольно органично вписывающийся в общую панораму.


Египетский мост не является разводным

Легенды старого моста

С обрушением моста связано несколько легенд. Одна из них гласит, что в доме на Фонтанке, из окон которого открывался вид на мост, жила девушка Мария, некогда обманутая офицером конногвардейского эскадрона.

Увидев, как мост переходит его полк, она воскликнула в сердцах: «Чтоб вам, военным, провалиться!», после чего мост рухнул на дно реки, а Марию прозвали Египетской.

Другая легенда связана с тем фактом, что мост облицовывался гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов . Ходили слухи, что тот гранит взяли с мест древних капищ, и это прогневало богов.


Цепи, удерживающие мост, часто скрипели, издавая заунывные звуки, но люди считали, что это сфинксы поют свои погребальные песни. Им часто приписывали мистическую силу и обвиняли в крушении моста.

Жители города считают, что если удастся, проходя через мост, не останавливаясь, по часовой стрелке окинуть взглядом позолоченные уборы на головах всех четырех сфинксов, то в ближайшее время можно ожидать поступления денег, а для того чтобы получить удачу в любви, нужно потереть лапку сфинкса.

Мосты рядом

Рядом с Египетским мостом расположены Обуховский, Измайловский, Красноармейский, Английский, Старо-Калинкин и Галерный мосты.

Обуховский мост

Красноармейский мост

Измайловский мост

Все эти мосты можно увидеть, прогуливаясь вдоль набережной реки Фонтанки

Старо-Калинкин мост

Египетский мост перекинут через реку Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта, соединяя Покровский и Безымянный острова.

Метро

Балтийская

Как добраться

Пересечь набережную Обводного канала и идти прямо по Лермонтовскому проспекту до набережной Фонтанки. Автомобилисты могут припарковаться вдоль Фонтанки.

  • Египетский мост стал одним из первых цепных транспортных мостов, построенных в 20-е годы XIX в. Всего их было шесть, до наших дней сохранились пешеходные Почтамтский, Банковский и .
  • Интересно, что за год до крушения, мост ремонтировался в 1904 году, а в начале января 1905 года там проводились укрепительные работы. Достоверная причина крушения моста осталась невыясненной. Высказывались различные предположения, например, что конструкция не выдержала колебаний ритмичного шага военных, создавшего резонанс. Однако очевидцы утверждали, что военные проезжали мост на лошадях.
  • По другим версиям, мост обрушился из-за наличия полостей в конструкции, а также некачественной стали цепей, которые не выдержали огромного веса и динамической нагрузки.
  • При отливке в 1825 году фигур сфинксов на заводе Берда, были изготовлены две пробных копии. Их приобрел купец Галактионов в начале XX века и установил около своего дома на улице Верейской. Впоследствии, в связи с переездом владельца, их переместили на Можайскую улицу, а в 1971 году установили на набережной Малой Невки около Каменноостровского моста.