Запретный город. Запретный город (Императорский дворец) Императорский дворец гугун запретный город


Запретный город (Императорский дворец Гугун в Пекине) - самый обширный дворцовый комплекс в мире. Задуманный еще в 1406 году, он на протяжении веков был закрытым для простых смертных (отсюда происходит и название дворца). С этого места Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Но даже сегодня, спустя 75 лет после того, как дворец покинул последний китайский император, он все еще остается запретным, половина города по-прежнему закрыта для любопытствующих туристов и окружена ореолом таинственности. Этот Дворец был первым из китайских объектов занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества (в 1987 г.).

Императорский дворец Гугун был построен в 1406-1420. Его общая площадь - 720 тыс. кв. м; дворцовый комплекс насчитывает 9999 комнат. Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется «Золотая вода». В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тысяч других специалистов - мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. Ведут в него Врата Небесного Спокойствия.

Императорский дворец в Пекине (в разных путеводителях называют по-разному: Запретный город, Гугун, Пурпурный дворец, Дворец прежних правителей)

***Внимание: ВСЕ названия в различных путеводителях - особенно, если они переведены с иностранных, а не используют китайский оригинал - могут отличаться. Да и в «прямом» переводе они сильно зависят от того, какое значение иероглифа выбрал переводчик. «Устоявшихся» значений мало. Но на нашем сайте мы стараемся давать несколько наиболее используемых названий.

Вас ждет музей "под открытым небом" древней китайской АРХИТЕКТУРЫ, поэтому, беря , вы обязательно должны отметить это место в своем путеводителе.

Дворец начал строиться в 1406 году, и с 1421г. – резиденция 24 императоров (до 1911 года). Закон запрещал строить здания выше Императорского дворца – Гугун. Запрет не распространялся только на буддистские пагоды.Не раз Дворец горел, но каждый раз любовно восстанавливался "близко к тексту".
С 1925 – музей.

Почему Императорский дворец назывался Запретным (Закрытым) городом.

До 1925г. Вход в Гугун в Пекине простым смертным был запрещен. А ранее, при императоре вообще карался смертной казнью.

Это был «Зимний» дворец - можно сказать «офис» императоров, место официальных приемов и непродолжительного жительства (до 2-3 месяцев короткой зимы, а затем, переезд на «дачу» - в Летний Императорский дворец в Пекине )

Самый простой способ попасть в Императорский дворец - через

Врата Небесного спокойствия - на главной площади Пекина Тяньаньмень (с портретом Мао), так как найти их труда не представляет.

Вообще-то дворец Императора в Пекине можно посещать, проходя через четверо ворот: Главный вход - на юге- Ворота - Умэнь. Находятся (после ворот Небесного спокойствия. Выход из дворца строго на севере – называется Ворота военной доблести, с востока и запада – соответственно - Восточные и Западные Цветочные ворота.

Время посещения: С 8.30 до 17.00 (зимой до 16.30) Вход платный.

Все основные строения Запретного города в Пекине выстроились друг за другом в таком порядке:

Главный вход в Императорский дворец,
Канал «Золотая вода»,
Ворота высшей гармонии,
Зал высшей гармонии – главное здание
Зал Срединной или полной гармонии
Зал сохранения гармонии
Ворота Небесной чистоты
Дворец Небесной чистоты
Зал Объединения и Мира
Ворота Земного спокойствия,
Императорский сад,
Ворота Военной доблести – Выход из Императорского дворца

Советы от Аннири:
*Если хотите избежать толп туристов – начните осмотр Запретного города с северных ворот – выхода из Императорского дворца, а не с южных – главного входа. Вы сразу попадете в чудесный Императорский садик, который потом, когда заполниться шумной толпой, во многом потеряет свое очарование. Затем вы перейдете к жилым покоям, и лишь в самом конце – то, с чего обычно все начинают осмотр – официальные здания и большие площади.

*У входа в Запретный город можно взять на прокат аудиогид на русском. Устроен так хитро, что будет говорить только о том, - что вы видите рядом. Хотя аудиогид даст самые общие факты - названия павильонов Императорского дворца, их длина, ширина, высота, назначение и т.п., но для тех, кто плохо владеет английским (или китайским – будет очень хорошим решением. Гиды говорят в основном на английском, есть таблички у павильонов, но тоже на английском.

Интересный факт.
Император хотел, чтобы в его дворце было 10 000 комнат. Но увидел сон: явился ему сам разгневанный его дерзостью Нефритовый император (верховное даосское божество) и строго настрого запретил делать количество комнат равное тому, что в его Небесном дворце. Испугался император, но уж очень не хотелось делать комнат меньше. Ведь 10 000 – священное число и само говорило бы о его величии. Строители нашли выход: пусть число комнат будет 9999,5. Знаменитая половинка находится в Императорской библиотеке: расстояние между колоннами (так считались комнаты) не 3, как положено, а 1.5 метра. Император остался доволен. Ох, не здобровать строителям, если бы точно посчитал….На самом деле комнат всего – 8728  Строители, наверно, испугались возможной кары Нефритового императора еще сильнее  и на всякий случай сделали комнат намного меньше.

Основные достопримечательности Запретного города в Китае подробно.

Главный вход в Запретный город – Ворота Умэнь

Эти ворота в разных путеводителях называют: Срединные ворота, Ворота меридиана, Полуденные, Башня Пяти Фениксов. Они имеют пять проходов. Только император имел право проходить через центральный проход, даже императрице дозволялось сделать это только один раз в жизни – в день свадьбы. Так что проходя по центральному проходу, преисполнитесь важности и помечтайте Чиновники проходили по левым проходам, члены императорской семьи –по правым.
Интересный факт
Если ВХОДИТЬ через центральный вход ворот Умэнь мог только император, то ВЫХОДИТЬ представлялось почетное право самым лучшим из тех, кто сдавал экзамены на государственную должность. И это право было даровано пожизненно. Как знак уважения и восхищения. Что это были за экзамены? Дело в том, что при императорах Китая занять государственную должность можно было только после серьезных испытаний, проводимых во дворце.

От Главного входа - ворот Умэнь (Срединных) до следующих Ворот Высшей гармонии располагается площадь, прорезанная нешироким каналом «Золотая вода» Через канал перекинуто пять мраморных мостиков, символизирующих конфуцианские добродетели: доброжелательность, справедливость, соблюдение традиций, мудрость, честность.

По всей территории Запретного города видны возле павильонов огромные медные чаны с ручками – кольцами вделанными в пасти драконов.


В них хранилась вода на случай пожара. А эти случаи были частым явлением в Императорском дворце. Только вот всегда ли они были такими уж случайными?))) Может к стихийному бедствию (удар молнии) или простой халатности прибавлялись и расчет, и желание что – то скрыть?

Интересные факты
*Были чрезвычайно частые пожары дворца в самом начале его истории - при почти насильственном переселении аристократии с юга в новую Северную столицу (Пекин). Ну не хотели люди здесь жить, «на юга» хотели. Некоторых за это желание даже казнить пришлось!).
* Последний император Пу И (начало ХХ в) , живя во дворце (уже после революции), догадываясь, что евнухи растаскивают богатства дворца, решил провезти ревизию оставшегося и сразу – пожар!
Внимание!
Все постройки в Императорском дворце - деревянные, и горели уже не раз. (Потому почти все только XVIII –XIXвв) и Курение строго запрещено!
Рассчитывайте свои силы, если Вы заядлый курильщик: осмотр-то несколько часов!

Пересекли площадь после ворот Умэнь и перед нами самые красивые ворота Императорского дворца
Ворота Высшей Гармонии.

Эти ворота – вход в так называемый Внешний Двор-место торжественных официальных приемов, решения государственных дел.

У входа замерли на страже грозные бронзовые лев и львица. Лев положил лапу на шар – символ священной и вечной императорской власти, а львица – мать на наш взгляд играет с львенком, но мастер изобразил момент кормления! За неимением львов в своей стране (даже в древности) китайцы не знали как действительно происходит кормление. Для них лев был созданием мифическим, что-то вроде единорога. Считалось, что львицы кормят детенышей через лапу, как и показано.
За Воротами Высшей гармонии до Зала Высшей гармонии – опять площадь, только еще больше первой. Вмещает 100 000 человек! Это место проведения важных многолюдных мероприятий, одного из тех, ради которых люди торопятся получить .

Что означают и для чего здесь:

Солнечные часы – олицетворяют власть императора даже над временем

Меры зерна - символ справедливости решения императора при судействе, воздаянии по заслугам.
Бронзовые:

Журавль – символ долголетия, продвижения по службе, в Китае почиталась как святая птица

Черепаха – символ долголетия, силы, выносливости и постоянства
Вдвоем черепаха и журавль - пожелание долголетия.
Здесь они служили сосудами для благовоний.

Обратите внимание как на террасе художественно решена проблема водосливов – в виде голов дракона

Зал Высшей гармонии – самый большой зал дворца.


Главный тронный зал.

В этом зале проходили самые важные церемонии империи. Чиновники стояли строго определенно: гражданские – с восточной стороны трона, военные - с западной. Трон назывался троном Дракона. Ведь дракон - символ императора. Повсюду и в орнаменте изображения дракона. Один дракон находится над троном. В зубах он держит «жемчужину» - шар из стекла. Считается если на трон взойдет самозванец – жемчужина упадет ему на голову и убьет.
*Обратите внимание на «золотые» плиты из которых сделан пол зала. Вид их необычен как и необычен был способ их получения. Только лучшая в стране глина из города Сучжоу была пригодна для производства плит. Их формировали, сушили. Затем, более четырех месяцев шла непрерывная температурная обработка. После нее плиты старательно вымачивали в тунговом масле, полировали и тщательно подгоняли друг к другу. Так возникал пол Зала -крепкий, с красивым таинственным мерцанием. Когда видишь «золотой» пол Зала Высшей гармонии, невольно поражаешься китайскому мастерству из простых вещей делать произведения искусства.

Чем больше фигурок на крыше дома, тем значительнее хозяин. Вот у императора их 9 – больше, чем у всех. Число 9 – священное, очень уважаемое в Китае потому как звучит похоже на слово «вечность» А китайцы очень большое значение придавали похоже звучащим словам, считая это добрым знаком. И было официально утверждено: число «9» -это число императора. Только у неба выше – 10. У Зала Высшей гармонии на крыше целых 12 фигурок. Единственное строение в Китае! Крайние фигурки – это «бессмертные», 10 друг за другом между ними- мифические существа. Впереди всех, возглавляя ряд - дракон и феникс – символы императора и императрицы – указывают «кто в доме хозяин» (ведь никто кроме них не мог изображать на своих строениях эти символы), а долее существа – обереги от врагов, пожара и других бедствий и те, которые символизируют правосудие, единство, славу, мудрость, высокую мораль и справедливость.

Зал Срединной(или полной)гармонии.

Отличить: на самой высокой точке крыши находится позолоченный шар.

Название этого зала отражает древнюю китайскую идею: именно средний путь ведет к полной гармонии. Здесь император отдыхал, общался с детьми, переодевался и, готовился к проведению обрядов т.д.


В этом зале трон поскромнее, чем в Главном тронном. По обеим сторонам трона стоят фигуры мифического животного Лудуань (с четырьмя лапами и рогом) как символ мудрости и прозорливости императорских решений.

Зал Сохранения гармонии

Зал построен так искусно, что при большом внутреннем размере в нем почти нет колон.

В Зале Сохранения гармонии проходили легендарные императорские экзамены. Отбор государственных чиновников шел так сказать на конкурсной основе) После экзаменов самым лучшим пожизненно давалось право выходить через Главный вход в Запретный город - ворота Умэнь.
Имена людей, успешно выдержавших экзамены на право быть государственным чиновником, высекались на камне. И эти каменные стелы сохранились до наших дней.
Императорские экзамены – первые в мире экзамены на занятие государственной должности. Никто точно не может сказать, с какого года стали проводиться эти испытания, но отдельные упоминания о них есть даже в документах датируемых VII веком. Может быть именно благодаря этой древней традиции к учению в Китае всегда испытывали большое уважение?
Императорские экзамены, проводимые во дворце - были чрезвычайно важным мероприятием в Поднебесной. К их сдаче готовились иногда по несколько лет. Но зато после успешной сдачи – гарантированная должность, обеспеченная жизнь и всеобщее уважение.
*Зал использовался и для проведения пиров
Обратите внимание на спуск вниз позади Зала Сохранение гармонии. В центре лестницы находиться так называемая «Плита с девятью драконами, летающими в облаках и играющими с жемчужинами». Она вырезана из целого куска мрамора весом 250 тонн. Во дворец его доставили по льду (специально заливались зимой дороги и тянули, тянули канатами) Размер плиты впечатляет: Длина – 16,6 м, ширина 3 м. Плита предназначалась для прохода императорского паланкина.
Интересный факт.
Не случайно, что в названии самых значимых строений Императорского дворца присутствует иероглиф "хэ" - гармония. Китайцы считали, что все в мире взаимосвязано и должно находиться в гармонии. Иначе - смута, болезнь, разные неприятности. И этому учению-философии не одна тысяча лет!

Ворота Небесной чистоты.

С них начинается помещения внутреннего двора.

Здесь тоже два льва, но чуть поменьше, чем перед Вратами Высшей гармонии. И ещё отличие - с прижатыми ушами. Это, говорят, означало: женщины не должны вмешиваться в дела управления государством.

Дворец Небесной чистоты со своим троном.


В этом павильоне не только жили, но и занимались государственными делами императоры династий Мин и Цин. Принимали иностранных послов.
Интересна роль, которую играл этот зал в престолонаследовании. В Китае не было правилом наследования престола старшим сыном. И император сам назначал своим приемником того, кого считал нужным. До самой смерти правителя оставалось тайной кого он решил оставить вместо себя. А делалось это так: имя наследника император записывал на двух табличках, которые клал в разные шкатулки. Их опечатывали. Одну прятали во Дворце Небесной чистоты, а другую император хранил у себя. После его смерти таблички доставались и имена сверялись. Если они совпадали наследник объявлялся всему народу. Оспаривать волю покойного императора было не принято.
Эту традицию «поломал» император Цяньлун (1711-1799), годы правления которого 1736-1795гг.
Для Цяньлуна его Великий дед –император Канси(1662 -1723) был всю жизнь большим авторитетом. И в знак уважения и почтительности к его памяти не хотел Цяньлун править больше. А Канси правил не много-не мало 61 год. Вот и покинул Цяньлун престол на 60 году правления (а взошел на него в 24 года) и еще при жизни отрекся в пользу своего сына. Отречение было обставлено с большой пышностью. Пишут, что в 1796 году Цейлун устроил грандиозный пир в честь пожилых людей (кому за 65), пригласив со всей страны 5000 человек.

Зал Объединения и мира
Этот Зал - тронная комната императрицы. Здесь хранились императорские печати. Очень красив потолок зала.

Дворец Земного спокойствия

В этом дворце жила императрица, здесь императорская (общая) спальня. Где император в обязательном порядке проводил с императрицей первые брачные ночи и первую ночь каждого нового года (другие уже по желанию). Кровать была особой конструкции, которая называлась «кан». Полые кирпичи подогревалась с низу теплым воздухом, идущим от печей. Покрывало кровати – с вышитым иероглифом, который означает «двойное счастье». Ложе окружено журавлями и черепахами – китайскими символами долголетия.

Стена Девяти драконов – Цзюлунби (Jiulongbi)

Девять разноцветных драконов, играющие жемчужиной над голубыми волнами.

Находится на востоке от Дворца Небесной чистоты, перед южными воротами Дворца Безмятежности и Долголетия. Размер этого произведения китайского мастерства довольно значительный – длина 30, а высота -3.5 метров. (еще более высокая - 5 метровая – есть в расположенном рядом с Императорским дворцом парке Бэйхай) Назначение этого экрана (стены духов) – оберегать дворец, отгонять от него злых духов.
Число «9» у китайцев священное. Дракон – символ не только императорской власти, а также бдительности и безопасности. Так как каждый из девяти драконов отвечает за свое, то мощь драконьего коллектива – ну просто безгранична.
Жемчуг символизирует чистоту помыслов и изысканность. Все вместе – супер благоприятно и надежно.)))

Драконы разных цветов - белый, пурпурный, желтый (цвет императора) в центре как самый главный. Эта картина - мозаичное панно под открытым небом сделана из 270 из сделанных по специальной технологии керамических плиток. Их 270. Это тоже неслучайное число. А китайцы очень суеверны и большое значение придают цифрам.. То, что число 270 делиться и на такие замечательные (для них) цифры как 9, и 5 – для них очень хороший знак. Императора иногда называли «Верховный Господином 9 и 5» Если посмотреть повнимательнее, на брюхе одного из белых драконов можно увидеть явный «брак в работе» -вместо плитки – тщательно замаскированный кусочек дерева. С этим связана такая легенда: Мастер трудился над стеной не покладая рук и очень тщательно выполнял свою работу – ведь заказчиком был сам император! .И надо же было такому случиться, что за день. до конца отпущенного срока на работу выпадает и разбивается одна из плиточек! Что было делать? Сделать новую мастер уже не успевал. Казалось, смерть неминуема. Выручила хитрость. Он делает недостающую деталь из дерева и красит под цвет остальным плиткам. Пришедший проверяющий был восхищен качеством работы и подмены не заметил.

Колодец Чжэн Фэй
Находиться в самом северном конце Запретного города, и (на восток) от Императорского сада. (От него надо пройти вдоль северной стены до восточной чуть больше половины). Если вы с гидом или у вас ауди гид или карта Запретного города – они подскажут
С этим колодцем связана одна драматическая история. Колодец находиться в самом дальнем углу Запретного города. История насильственной гибели любимой наложницы императора: Императрица Цы Си, давно желая избавиться от наложницы племянника – императора Гуансюя нашла циничный повод. В 1900году, во время бегства всего двора от армий иностранных держав, она сказала Чжэн Фэй: «Велика вероятность, что враги настигнут нас и надругаются над женщинами. Почему бы тебе не умереть раньше, не испытав позора?» Несмотря на сопротивление, евнухи задушили девушку и бросили в колодец.

Ворота Земного спокойствия ведут в императорский сад.



Императорский сад.


Небольшой классический китайский сад со старыми деревьями, цветами, беседками, павильонами, причудливыми камнями и водоёмом с золотыми рыбками.
Обратите внимание на тропинки сада – искусную мозаику из маленьких камушков.
Любимое место для фото в Запретном городе Пекина – два старых, более 400 лет (!) «Дерева влюбленных», с крепко сплетенными ветвями.

Выход из Запретного города

Ворота Военной доблести (еще их называют Ворота воинской доблести или Воротами Божественной силы).

Любопытно:
*У всех строений Запретного города желтые крыши и красные стены. В древнем Китае – красный цвет – цвет торжественности, богатства, почтения. Красные дворцы начали строить еще 200 лет ДО нашей эры. Желтый цвет – символ наивысшего положения, цвет императора, цвет земли – самого важного первоэлемента.
Только одно здание не подчиняется общему цветовому решению – здание императорской библиотеки. У него черная крыша. Черный – цвет воды, побеждающей огонь. Черный цвет должен был хранить библиотеку от пожара..

*Вы заметили, что во многих старых зданиях порог у дверей очень высокий? Это сделано для того, чтобы злые духи не могли проникнуть в жилище.
*Количество заклепок на воротах говорит о важности хозяина. У императора их 9 (И все равно как считать: по горизонтали, по вертикали и даже по диагонали)
* Полы основных зданий Запретного города были обогреваемыми: под полом шли горизонтальные трубы, через которые подавался теплый воздух от печей.
* Печки для обогрева внутри помещения разрешалось иметь только членам
императорской семьи
*Уголь, которым эти печи топились был только отличного качества.
Он практически не дымил (а значит, и не портил богатого убранства залов) долго горел и почти не давал запаха. Норма угля строго регламентировалась в зависимости от положения.
* Кровати в Императорском дворце были необычные. Считай, все спали словно наши крестьяне -на печи. Конструкция кроватей называлась «тан» - состояла из полых кирпичей, подогреваемые снизу теплым воздухом, идущим от специальных печей

В остальных павильонах различные экспозиции. Различные выставки (фотографий, документов, керамики, бронзы, изделий из нефрита, печатей, оружия, часов, посуды, одежды, муз. инструментов и т.п.).

По углам стен Императорского дворца находятся угловые башни - их фото часто встречаются в фильмах и когда пишут об Запретном городе. Теперь вы их видели своими глазами. Желая проникнуться настроением Китая, но не имея возможности в ближайшее время в столицу Китая, можно сходить в тематические развлекательные места, заведений можно узнать на этом же сайте.

– это древняя резиденция китайских императоров, сегодня превратившаяся в огромный музей. В настоящее время город называется просто Гугун или Бывший дворец. Это самый большой дворцовый комплекс на свете.

Он находится немного севернее площади Тяньаньмэнь и считается главной культурной и исторической достопримечательностью и всего . Сюда ежегодно приходят и приезжают туристы со всех концов света.

Главный дворец Запретного города стал резиденцией императора с момента постройки, т.е. с начала XV столетия. В те времена в царствовала династия Мин. А прекратил ею быть в 1912 году, когда свергли последнего императора династии Цин.

Строился дворец около 15 лет. В его возведении участвовали лучшие архитекторы, зодчие, мастера каменных дел, художники и миллионы простых безвестных строителей. Строительство осуществлялось из драгоценных пород деревьев и дорогих материалов.

В Запретном городе жил император с семьей и слугами. Никто иной под страхом смертной казни сюда не допускался. Дворцовый комплекс обнесён мощными стенами и широким рвом, наполненным водой.

Всего за все время империи в этом городе жили 24 императора династии Мин и Цин. Здесь проводились все значимые церемонии, это был политический центр Великой Минской империи и Империи Цин.

В 1912 году последний император из Цинской династии по имени Пу И был свергнут, но ему разрешили продолжать жить во Внутреннем дворце. А во Внешнем дворце был организован музей. Несколько лет спустя, Пу И был изгнан из своего дворца.

В 30-е годы прошлого столетия, когда Япония напала на Китай и захватила Пекин, драгоценности дворца пришлось спешно вывозить. Значительная их часть была захвачена японцами, но из уважения к бывшему императору сохранена.

Больше всего ущерба этому объекту принесла Культурная революция. В 50-60 годы XX века здесь были разрушены некоторые артефакты. Однако вандализм был прекращен, около Гугуна были выставлены армейские батальоны для защиты культурного наследия.

За весь период своего существования до того, как в 1925 году стать музеем, Запретный город претерпел множество изменений. Он постоянно расстраивался и укреплялся, в него вкладывались огромные деньги.

Весь комплекс дворцов – это образец китайской традиционной дворцовой архитектуры. В конце 80-х прошлого века он первым в Китае вошел в известный список ЮНЕСКО, как самое большое древнее деревянное строение.

Запретный город сегодня

Запретный город – центр древнего Пекина, который называется Имперский город. Сам Гугун разделен на несколько частей, окружен стеной длиной в 3,4 км и высотой почти 8 м и рвом, ширина которого составляет более 50 м.

С трёх его сторон произрастают великолепные императорские сады и знаменитые парки. Южнее от Гугуна расположено Святилище, где все без исключения императоры Китая поклонялись духу нации и своим предкам.

Также на юг находятся Ворота Небесного Спокойствия с портретом отца народа – Мао Цзэдуна. Эти ворота – связующее звено между древним Гугуном и современной площадью Тяньаньмэнь.

Весь дизайн этого прекрасного архитектурного шедевра наполнен символами китайской религии и философии, а также подчеркивает величие императорской власти и ее прямую связь с небесами. Планировка соответствует старинным традициям.

Этот дворцовый комплекс – настоящее чудо света, о котором рассказано в книгах и фильмах. В 1918 году о нем рассказывалось в одном из первых китайских художественных фильмов, в биографическом фильме о последнем императоре Пу И, сериале про Марко Поло и пр.

Современность

В настоящее время Запретный город посещают не менее 7 млн. туристов в год, особенно много их летом. Это наиболее известная китайская достопримечательность. Недавно Си Цзиньпин принимал Дональда Трампа во Внутреннем дворце.

Ворота имеют пять дверей – три по центру и две двери по бокам. Боковые двери использовались обслуживающим персоналом, и сейчас они закрыты. Из трех центральных дверей правая использовалась чиновниками, левая членами императорской семьи, а через центральную большую дверь мог пройти только сам император, но было два исключения.

Первое исключение делалось только для императрицы и только один раз – в день свадьбы. Второе исключение делалось один раз в несколько лет для победителей императорского экзамена. Туристам мы рекомендуем проходить именно через центральную дверь. Почувствуйте себя императором.

Туристам стоит обратить внимание на заклепки на дверях. Всего тут 9 рядов заклепок и 9 столбцов (можете посчитать самостоятельно на фото в галерее справа). 9 – это счастливое число императора, и в Запретном городе вы будете его встречать постоянно.

Полуденные ворота потрясают своими размерами – они 35 метров в высоту, что эквивалентно 11-этажному дому. Наверху расположены 5 башен, которые называются “башни феникса”. Вся конструкция действительно напоминает эту мифическую птицу.

На краях центральной башни были установлены главные колокола и барабаны Пекина. Колокола звенели каждый год, извещая об отбытии императора в , барабаны били при отбытии императора в Храм Предков. При самых важных церемониях колокола и барабаны звучали одновременно, извещая о коронации или свадьбе императора.

Полуденные ворота были местом “общения” власти и мира. Тут официально декларировались новые законы, император приветствовал подданных по праздникам, принимал парады и смотрел на наказания провинившихся чиновников.

Ворота Высшей Гармонии (Таихимэн) (2)

После Полуденных ворот вы попадете на большую площадь – Внешний двор Запретного города. Тут проходит водный канал “Внутренняя Золотая река”, через который наведено пять мостов. Правила прохода через эти мосты были полностью аналогичны правилам дверей в Полуденных воротах.

Этот канал имел несколько функций. Первая – источник воды на случай пожара, вторая – естественная преграда для атакующих в случае нападения на Запретный город. Туристам стоит обратить внимание на балюстрады мостов, украшенные фигурами драконов и фениксов – символами императора.

Еще один интересный момент на этой площади, на который стоит обратить внимание, – это кирпичи мостовой. Эти кирпичи выполнены по специальной технологии, они производят приятный звенящий звук, когда на них наступишь. Это свойство покрытия площади уже почти исчезло, но в некоторых местах этот звук еще можно услышать.

Главная достопримечательность площади – два гигантских бронзовых льва. Правый лев держит под лапой сферу, символизируя власть императора, которая распространяется на весь мир. Левая львица держит под лапой львенка, символизируя благополучие и плодовитость императорской семьи. Китайцы верят, что такие львы охраняют дом от злых духов и привлекают добрых. Естественно, эти львы самые большие в Китае.

За львами находятся сами Ворота Высшей Гармонии. Название “ворота” – это условность, в действительности, это настоящий павильон. Он использовался во всех случаях, когда кого-то не хотели пускать дальше, но встреча с императором была необходима. К примеру, приемы иностранных послов или императорский суд.

Зал Высшей Гармонии (Тайхидиан) (3)

Пройдя сквозь Ворота Высшей Гармонии, вы попадете на самую большую площадь в Запретном городе - 30 000 квадратных метров. За ней возвышается Зал Высшей Гармонии – главное здание Запретного города.

Это “сердце” Запретного города. Именно здесь император принимал чиновников и генералов, здесь устраивали все самые важные церемонии и празднования. Зал находится на мраморном основании в три яруса. Наверх ведут две большие лестницы. По центру находится мраморная плита весом 250 тонн, о которой мы уже рассказывали выше, украшенная барельефами с фениксами и драконами.

Высота здания – 37,5 метра, и долгое время Зал Высшей Гармонии был самым высоким зданием в Пекине. Законом было запрещено строить постройки выше него. Когда смотришь на Зал Высшей Гармонии, в голову даже не приходит мысль, что это строение высотой с 12-этажный дом.

Традиционная архитектура Китая никогда не стремилась к гигантизму. Гармония размера, формы и содержания – вот основная цель древних китайских архитекторов. И, признаться честно, у них это получилось великолепно.

На некоторых сайтах в интернете пишут, что Зал Высшей Гармонии – самое большое деревянное здание в мире. Конечно, это не так. Стадион “Одате Жукай Дом” в Японии имеет высоту 52 метра и площадь 25 000 квадратных метров. По сравнению с ним, Зал Высшей Гармонии – малютка.

Еще перед Залом Высшей Гармонии туристы увидят много всего интересного. Обратите внимание на огромные чаны для воды – еще одна мера противопожарной безопасности. Еще тут находятся главные в Запретном городе солнечные часы. Также тут можно посмотреть очень интересные каменные колонны, похожие на фонари, которые служили хранилищем эталонов мер и весов.

Зал Высшей Гармонии 64 метра в ширину и 37,2 метра в глубину, площадь - 2381 квадратный метр. Крышу держат 72 колонны – 6 рядов по 9 штук. Заметьте, и тут использовано число 9 – символ императорской власти.

Внутри находится главный императорский трон. Он называется Трон Высшей Гармонии. Туристам бывает сложно на него посмотреть, так как внутри помещения темно. В Зале Высшей Гармонии редко открывают больше четырех дверей, и света не хватает. Центральную дверь открывают очень редко, и на трон приходится смотреть под углом. Вдобавок, при таком ракурсе трон загораживают колонны. На фото справа вы можете посмотреть, как печально это выглядит.

Желающих посмотреть трон очень много, и к открытым дверям еще нужно “пробиться”. В будние дни это сделать вполне реально, но в выходной день – это эпический подвиг. Отсюда вывод: не ходите в Запретный город в выходные и праздничные дни. В выходные в Пекине лучше ходить на рынки или или пройтись по торговым центрам района . Культурные достопримечательности в эти дни всегда переполнены посетителями.

Кроме трона, внутри можно увидеть шесть золоченых колонн, украшенных барельефами с драконами. Эти колонны видно немного лучше (смотрите фото справа). На крыше прямо над троном находится большой золотой дракон, играющий с жемчужиной. Есть легенда, что если кто-то узурпирует трон, то эта жемчужина упадет на него и задавит насмерть. Этого дракона очень сложно разглядеть туристам, а сфотографировать подавно.

Зал Центральной Гармонии (Жонхедиан) (4)

Это небольшое здание с крышей в форме пирамиды. Этот зал служил для отдыха императора и переодевания перед церемониями. Внутри также есть трон, но гораздо скромнее, чем Трон Высшей Гармонии. Зал часто использовался как место разговоров императора с приближенными министрами и генералами.

Надписи около трона гласят: “Путь Небес глубок и загадочен, а путь человечества сложен. Только если составить точный и единый план и следовать ему, то можно править страной хорошо”. Эти слова тут оставил император Цяньлун из династии Цин. Он знал, о чем говорил, ведь он правил страной 60 лет.

Зал Сохраненной Гармонии (Баохедиан) (5)

Это последнее здание “внешнего дворца” – рабочей части Запретного города. После него вы попадете уже во “внутренний дворец” – место жительства императора и его семьи.

У Зала Сохраненной Гармонии было множество функций. Во времена династии Цин он чаще всего служил банкетным залом. В эпоху Мин он служил местом подготовки императрицы и принцев к церемониям.

По внешнему виду он похож на Зал Высшей Гармонии, но меньшего размера. Внутри также есть императорский трон, и также меньшего размера.

Все эти три зала стоят на едином основании из трех ярусов. Если во время вашего посещения Запретного города пойдет дождь, то не стоит сразу огорчаться. Это хорошая возможность посмотреть на потрясающую дренажную систему. Туристы замечают в основании каменные головы дракона, и кажется, что это просто декор, но это выходы труб, выводящих воду вниз. Всего тут 1412 таких драконьих голов.

Нам, людям современным и простым, всегда интересно узнать, как жила знать прошлых веков. Правители Китайской империи – не исключение. Самый обширный дворцовый комплекс – Запретный город – принадлежал именно им. Так что посетить его стоит обязательно, как и . Я лично побывала там два раза и хочу сходить еще, если буду в Пекине снова. Мне нравятся такие жутко-историчные места. Ну и что, что дворцовый комплекс постоянно реставрируется, ведь без этого мы уже и не смогли бы ничего посмотреть! Шутка ли – простоять больше пяти веков и пережить смену династий, вторжения захватчиков и революции?

Запретный город – это историческое сердце Пекина, на протяжении практически 500 лет являвшийся и центром всего Китая. Почему он так называется? Потому что никто не имел права входить сюда и уходить отсюда без разрешения императора. Простолюдинам (таким как мы:)) вообще было запрещено находиться там под страхом смертной казни. Потому и запретный.

Но император был изгнан, а его резиденция превратилась в исторический памятник, внесенный в список ЮНЕСКО. Современное официальное название – 故宫博物馆, или «Дворец-музей». Ну а в простонародье он зовется «Запретный город», «Запретный дворец», или просто «Гугун» (именно так звучат первые два иероглифа из названия). В общем, теперь и мы можем поглазеть, как жил император, во что он одевался и из какой посуды ел.

Визит в «Гугун» приятен еще и тем, что его осмотр можно (и нужно!) совместить с обходом других достопримечательностей, находящихся поблизости, например, площадью Тяньаньмэнь. Но о том, что находится поблизости, я расскажу ниже.

Как добраться

У «Запретного города» есть официальный адрес – Пекин, улица Цзиншаньцянь, 4 (北京市景山前街4号). Но, право, к чему такие сложности с адресами? Можно спокойно обойтись без него. И вообще, я думаю, что если назвать китайцу адрес, то вряд ли даже коренной пекинец догадается, о чем речь, а вот название «Запретный дворец» ему будет роднее и понятнее. Так что забудьте про адрес:)

Итак, у нас есть три способа добраться до «Гугуна»:

  1. Метро. Самый простой и самый удобный, и, возможно, самый быстрый способ: а вдруг на такси в пробку попадете? Здесь может быть два варианта.
    Во-первых, станции на первой линии – Tiananmen dong и Tiananmen Xi (天安门东 и 天安门西), если вы хотите попасть сразу ко дворцу. Нужные выходы: для Tiananmen dong – выход B, для Tiananmen Xi – выход А. С этих станций вы попадаете к южному входу в Запретный дворец, который считается главным.
    Во-вторых, станция Qianmen на второй ветке, если вы хотите начать маршрут с площади Тяньаньмэнь, которая расположена прямо перед «Запретным дворцом».
    Стоимость проезда в метро 2 юаня.

  1. Автобусы. Есть две остановки, названные одинаково со станциями метро – Tiananmen dong и Tiananmen Xi (天安门东 и 天安门西). Собственно, они располагаются там же, где и станции. Номера маршрутов – 1, 2, 52, 59,82, 99.
    Если вы хотите зайти в «Гугун» с севера, то вам нужна остановка Gugong (故宫), на которой останавливаются маршруты 58, 101, 103, 109, 124. Идти пешком после выхода из маршруток очень близко, вы никак не заблудитесь.
    Хотя есть и другие остановки, но те, что около западных и восточных ворот, самые удобные, потому что ведут к южному входу, с которого лучше всего приступать к осмотру Дворца.
  2. Такси. Объяснить таксисту, куда вам надо, труда не составит – просто скажите Gugong, или покажите название, либо ткните в карту:) Стоимость поездки рассчитывается от дальности, минимальная цена – 13 юаней, в которую входит три километра, а каждый километр свыше этой нормы стоит 2,3 юаня. Например, поездка от Пекинского вокзала до Гугуна обойдется примерно в 20 юаней. Будьте осторожны и смотрите, чтобы таксист обновил счетчик, когда вы сядете. А то потом назовет сумму с потолка.

Выйдя с автобуса или метро, вы сразу увидите красную стену вдоль дороги. Это и есть «Запретный дворец». Если вы начинаете осмотр с южных ворот, то не спешите сразу искать кассы: сначала вам нужно пройти сквозь внешнюю стену дворцового комплекса, на которой красуется портрет Мао Цзэдуна. После нее нужно идти минут пять вперед, и только тогда вы увидите билетные кассы и вход во внутреннюю часть дворца.

Если вы проходите через северные ворота, то вам нужно пройти по мостику через водный канал, и уже непосредственно на входе будут кассы.

Стоимость билетов и расписание

Стоимость входного билета составляет:

  • с апреля по октябрь примерно 10 долларов (60 юаней),
  • с ноября по март – около 7 долларов (40 юаней),
  • вход в «Павильон сокровищ» и «Зал часов», посещение которых не включено в основную стоимость, оплачиваются отдельно – по 1,5 доллара (10 юаней).

Таким образом, если вы хотите посмотреть все-все, то вам понадобится не больше 10-15 долларов (80 или 60 юаней).

Время работы:

  • с апреля по октябрь – 08:30~17:00, продажа билетов заканчивается в 16:00, вход закрывается в 16:10;
  • с ноября по март – 08:30~16:30, продажа билетов заканчивается в 15:30, вход закрывается в 15:40.

По понедельникам «Запретный дворец» обычно не работает, за исключением государственных праздников и каникул. Время работы галерей и музеев совпадает с работой самого комплекса.

Что внутри

Стены, стены, ...и камни... У меня, как и у многих других, посещение площади Тяньаньмэнь плавно перетекло в осмотр «Гугуна». Это очень удобно. Сфотографировались на площади, перешли через дорогу и попали во дворец.

После ворот Умэнь (Полуденные врата), которые, собственно, и являются входом, где проверяются билеты, мы попадаем на внутреннюю площадь с пересекающим ее водным каналом, через который переброшено пять мостиков.

После них снова будут ворота, пройдя через которые, мы, наконец, попадем к главному императорскому залу. Это центр дворцовых построек и главная их часть. В северной, западной и восточной частях Запретного города расположены парковые зоны (хотя в боковых частях, на мой взгляд, не очень-то много растительности). В небольших домиках, расположенным по бокам, часто бывают разные выставки, расписание которых можно найти на . Там же можно посмотреть карту Дворца, осмотра, объявления о закрытых на реставрацию галереях и другую полезную информацию (на английском или китайском языках).

Карту ниже я немного проапгрейдила:) Темные участки – это места, в которые вы не попадете: они либо реставрируются, либо вообще закрыты для посещения. Но и без них топать придется ой-ой-ой!

В «Павильоне сокровищ», «Зале часов» и других галереях выставляются предметы императорского быта: одежда, украшения, посуда и разные принадлежности, изделия из нефрита и фарфора. В общем, все, чтобы мы могли почувствовать роскошь жизни правителя.

Также проводятся выставки живописи и других видов художественного искусства: как современных, так и исторических. Осмотр бесплатный за исключением «Павильона сокровищ» и «Зала часов». Купить билет можно как на кассе, так и тогда, когда будете заходить внутрь.

Пройдя почти весь комплекс и порядком утомившись, мы попадем в небольшой, но очень красивый императорский сад в северной части Дворца.

По обеим сторонам от него расположены «коммерческие» территории – средоточие закусочных и сувенирных магазинов. Здесь продают очень много украшений, фарфоровых, нефритовых изделий, репродукций сокровищ «Гугуна» и многое другое. Цены на эти вещи разные – от доллара и до беспредела! Но за 10-30 долларов вы точно сможете приобрести какой-нибудь вполне приличный сувенир или украшение. У меня глаза разбежались, и в итоге я ничего не купила:)

Когда я прошла в первую часть дворца, меня охватило какое-то странное чувство, которое я для себя называю ощущением забытых столетий. Потому что, проходя сквозь ворота и попадая на пустынные (относительно, куда уж без китайцев и туристов -__-) площади, окруженные кольцом стен, сразу чувствуешь, что это место уже стало историей и никогда не оживет снова. Даже немного грустно становится от этого осознания.

Дворцовые постройки очень красивы, а сам комплекс грандиозен. Лично мне очень нравится декоративная роспись на зданиях и резные украшения.


Понятно, что это все постоянно реставрируется, и настоящая «историческая» краска давно похоронена под слоями современных, но все же впечатляет. Поначалу, комплекс кажется пустым – стены и огромные пространства, особенно в южных частях Дворца. Этот факт вполне объясним, ведь где еще могли выстроиться войска перед императором, как не на этих больших площадях.

Самое интересное внутри зданий и в музеях. Но не во все постройки есть доступ, а у тех, что можно посмотреть, обычно открыты только окошки или двери, а внутрь заходить нельзя. И это тоже объяснимо, если учесть, какое количество туристов там бывает ежедневно – после таких толп от «Гугуна» ничего не останется.

А вот такие вещи можно увидеть на выставках!

Ну что сказать... Круто жил император:)

Кстати, есть небольшая, но очень интересная деталь. Наверху, на крыше каждой постройки, по четырем углам сидят маленькие фигурки. Их количество разное, в зависимости от важности здания.

Самое большое количество – 9 штук – на центральных зданиях. На других меньше. Попробуйте посчитать:)

С чем совместить осмотр Гугуна

Как я уже говорила, около дворца есть немало достопримечательностей, которые тоже достойны осмотра. Я считаю, что самый удобный маршрут будет с юга на север: станция метро Qianmen – площадь Тяньаньмэнь – «Запретный город» – парк «Цзиншань» – парк «Бэйхай» (если успеете). В зависимости от ваших предпочтений и желаний, конечно, можно его изменить, добавив что-то свое, или, например, посетить только парк « Цзиньшань», а «Бэйхай» оставить на другой день. Сам «Бэйхай» довольно большой, и на него уходит, как минимум, половина дня. Можно проделать все тоже самое, но только с севера на юг, то есть в обратном порядке.

Такой маршрут будет удобен тем, кто хочет после осмотра достопримечательностей заняться шопингом. К примеру, можно начать с парка «Бэйхай» утром, заскочить в «Цзиншань», вторую половину дня посвятить «Гугуну», пройтись по площади Тяньаньмэнь и закончить пешеходной торговой улицей на Qianmen или Ванфуцзин. Ниже карта с указанием достопримечательностей в пешей доступности от Дворца. Что именно выбрать – решать вам.

Например, я за один день посетила площадь, Дворец и парк «Цзиньшань». Но я люблю все подробно осматривать и не спешить. После небольшого отдыха вечером я даже прогулялась по торговой улице. Но спринтеры могут успеть и больше:)

Если вы не собираетесь внутрь здания Пекинской оперы, а хотите полюбоваться на него снаружи, или просто зайти внутрь, но не ради представления, а просто посмотреть на местные красоты, то этот пункт можно смело включать в прогулку одного дня. Что касается Национального музея, то рекомендую оставить данный пункт на потом – он огромен! Сама я там так и не побывала, но очень-очень хочется когда-нибудь это компенсировать.

Торговые улицы лучше оставить на вечер – магазины там работают допоздна, часов до 22, в отличие от достопримечательностей, которые открыты максимум до 18 часов. Если вам хочется попробовать экзотических закусок типа скорпионов, то отправляйтесь на Ванфуцзин. Архитектура на этой улице современнее, чем на Qianmen, где все магазины и кафе располагаются в исторических постройках. На мой взгляд, Qianmen интереснее и красивее. Но скорпионов там, кажется, не предлагают:)

О чем стоит подумать перед тем, как отправляться на осмотр Дворца? Как всегда о том, что, где и когда покушать:) Я, конечно, шучу, но ведь и без этого никуда! Так что вам стоит поразмыслить о следующем:

  • Еда и напитки. Лично я всегда запасаюсь водой, а вот что касается еды, то мне кажется, кушать прямо в таких достопримечательностях несколько неприлично. Но китайцам (а может и не только им) такое чувство чуждо, поэтому даже здесь есть маленькие закусочные. Если вы ничего с собой не возьмете, от голода не умрете точно. Закусочные расположены в северной части Запретного дворца. Ну и в сувенирных магазинах всегда есть вода, мороженое, и другие мелкие закуски. Но цены, конечно, выше, чем в городе. На одного человека вам понадобится не меньше 5 долларов, это примерно 35-40 юаней.
  • Время посещения. Никогда не ходите в Гугун в период с 1 по 7 октября, если у вас есть возможность выбрать другое время. Лучше вообще в Пекин не соваться в это время, ведь 1 октября – это государственный праздник, и следующая за ним неделя – выходная. Поэтому множество китайцев устремляются в столицу, чтобы отдохнуть, приобщиться к истории, ну а кто-то и почтить память Мао Цзэдуна. Вот такие толпы перед главным императорским дворцом в это время. Да-да, мне пришлось это пережить. Посмотреть тронный зал было непросто...

  • Какой билет покупать? Лучше купите сразу полный билет, чтобы попасть во все части Запретного города, в том числе и музей, в котором выставлены сокровища Дворца. Да, выйдет чуть дороже, но зато будет интереснее. Если вы на входе купили обычный входной билет за 60 или 40 юаней, а после решили, что посмотреть выставки в музеях тоже не помешает, внутри комплекса есть дополнительные кассы. Узнать, какая часть дворца не включена в стоимость входного билета, легко – вас туда просто-напросто не пустят.
  • Защита от солнца. Ели вы приехали в Пекин летом, то готовьтесь к тому, что будет жарко. В Гугун стоит взять с собой зонтик, особенно, если вы относитесь к людям, плохо переносящим солнце. Внутри Дворца придется много ходить по открытым пространствам, поэтому, возможно, стоит воспользоваться солнцезащитными кремами. Но по моему личному опыту эти средства помогают не очень хорошо, тем более, что они требуют того, чтобы их регулярно наносили заново, и при чудовищной пекинской жаре вы быстро и обязательно испачкаетесь.
  • Очень рекомендую посетить наряду с Запретным дворцом парк Цзиншань, без этого ваше впечатление от дворца будет неполным. И если вы считаете, что прогулка по мощеной камнями земле внутри красных стен – это неинтересно, а сокровища, выставленные в музее, вас не интересуют, вам стоит сходит именно в этот парк. Отсюда можно оглядеть золотые крыши Запретного дворца, и ощутить великолепие этого исторического памятника. Я, увидев все это, долго не хотела уходить:)

Удачного путешествия!