Что такое аттика по истории. Образование афинского государства

Вконтакте

Аттика в переводе с древнегреческого «прибрежная страна» - юго-восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, площадью приблизительно в 3808 км², граничит на севере с Беотией, на западе через Коринфский перешеек - с Мегарой и всем Пелопоннесом. С юга омывается Сароническим, с востока - Петалийским и северо-востока - Эвбейским заливами Эгейского моря.

TUBS , GNU 1.2

География

Большая часть Аттики покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора, и представляет в настоящее время одни обнажённые, лишённые растительности пространства.

CrniBombarder!!! , Public Domain

Только более высокие части Киферона и Парнаса, а также северо-западные склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над уровнем моря).

Киферон главным своим кряжем отделяет Аттику от Беотии; от Мегары Аттика отделяется его ветвью, идущей к югу и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточного края области, образуют в этой части Аттики настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних).

Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южной части, там, где он вдаётся в море против острова Саламина, носит название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион.

BishkekRocks , Public Domain

На северо-востоке афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне ещё Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, ещё теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зёрна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириной отделяет на юге подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишён лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населён дикими пчёлами, дающими превосходный мёд.

H. Grobe , GNU 1.2

Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к югу от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором ещё теперь высятся развалины храма Афины, по колоннам которого ещё теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес.

Apanag , CC BY-SA 3.0

Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для Аттики высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после начала н. э. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.

Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности.

Rabe! , GNU 1.2

Замечательнейшая из них Марафонская равнина на северном берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиной и от 2-4 км шир., с обширным болотом к северо-востоку. Здесь в 490 до н. э. персидское войско потерпело поражение от афинского войска.

Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто «равнина» (педион); 2) меньшая, отделённая от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афинской равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета.

Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афинской равнине, а именно: Кефисс, начинающийся у юго-западного подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западном направлении и к западу от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; Илиссус начинается у северного подножья Гимета, протекает у восточной и южной стороны города и к юго-западу от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к северу от Марафона древней местности) и о Эрасиносе, протекающем дальше к югу от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).

Grzegorz Wysocki , GNU 1.2

История

Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени. Жители называли себя автохтонами, то есть коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времён земля состояла в их непрерывном владении.

Как все ионические народы, жители Аттики распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времён существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, ещё позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевсин, Декелея и Афидна (последние два на севере страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырёх городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырёх деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины.

Hansueli Krapf , CC BY-SA 3.0

Административное деление

На карте префектур (номов) децентрализованная администрация Аттика разделена на 4 нома (номархии), показанные на карте ниже:

  1. Афины
  2. Восточная Аттика
  3. Пирей
  4. Западная Аттика

После административной реформы 2011 года децентрализованная администрация Аттика состоит из 65 муниципалитетов.

Сельское хозяйство и ископаемые

Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза. Скотоводство значительно и сегодня, а в древности аттическая шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебряных рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полосе, идущей к юго-западу от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), даёт отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространённый сбыт.

Фотогалерея











Полезная информация

греч. Αττική
англ. Attica

Политическое устройство в древности

В политическом отношении Аттика была в древности наиболее централизованной областью Греции.

Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и законченных Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел.

Значение, которое Аттика благодаря своему главному городу Афинам имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции.

Административное деление в древности

Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах. Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу.

Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеаттического героя (эпонима).

Каждая из этих фил обнимала собой определённое число общин (демы), лежавших в разных частях страны.

Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую «дему», большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371.

Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне, в пределах 80-100 тысяч. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40 000, число рабов доходило до 400 000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500 000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 до н. э.

Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидой и Деметриадой. Но первая была переименована в 265 до н. э. в честь египетского царя Птолемея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в 200 г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду.

Наконец, при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидой по имени этого благодетеля города Афин.

Достопримечательности

Область Центральной Греции, расположенная на юго-востоке Балканского полуострова и омываемая водами Эгейского моря. Три залива подступают к берегам этого полуострова – Эвбейский, Саронический и Петалийский. Значительная часть территории полуострова покрыта невысокими горами из известняка и мрамора. Горы покрыты хвойными лесами.

Аттика – исторический регион Греции, на его территории находятся столица Афины, легендарный город Марафон, город Элевсин, в котором жители поклонялись Деметре, порт Пирей. Первые поселения на этой земле относятся к эпохе неолита (III тысячелетие до н.э.). Древние историки Платон и Геродот писали, что жители Аттики были автохтонами – то есть не пришлыми завоевателями, а исконными жителями, произошедшими буквально из самой земли. В глубокой древности на территории Аттики каждый город или область представлял небольшое государство, почитавшее свое божество. Таких государств было 12, их объединил, согласно легендам, царь Тесей. Главным городом Аттики стали Афины – колыбель греческой государственности и демократии. Уже в древности Аттикой управляли девять выборных должностных лиц, в руках которых была сосредоточена исполнительная, военная и судебная власть. Через год эти девять передавали власть вновь избранным магистратам, а сами переходили пожизненно в ареопаг – орган власти аристократии. Сами Афины стали местом развития культуры, искусств, философии.

Климат Аттики – мягкий, умеренный средиземноморский. Средние температуры летом почти всегда выше +30 градусов. В конце сентября здесь начинается сезон дождей, который длится до апреля. С апреля по сентябрь продолжается купальный сезон, максимально море прогревается к августу (до +26). Зимой здесь, несмотря на плюсовые температуры, может выпадать снег, почти сразу тающий и не образующий снежного покрова.

Транспорт


В Афинах расположен международный аэропорт «Элефтериос Венизелос», открытый в 2001 году, служащий воздушными воротами в Грецию и в Аттику в частности.

Внутри Аттики можно передвигаться на железнодорожном транспорте (электрички) и междугородних автобусах. В восточную и западную части Аттики автобусы отходят с двух разных автовокзалов в Афинах. Первый расположен недалеко от Акрополя, второй – на Египетской площади. К островам Эгина и Саламин туристов перевозят паромы. Один из быстрых способов передвижения по Афинам – метро с тремя линиями, одна из которых наземная. В Афинах также есть автобусные экспресс-маршруты, ведущие в аэропорт, городские автобусные, троллейбусные, трамвайные маршруты.

Курорты Аттики

Административно Аттика разделена на четыре нома: , Восточная и Западная Аттика. Наиболее популярен, как в плане пляжного, так и в плане культурно-исторического отдыха ном Афины. Пригороды столицы – это курортные городки с общим названием «Афинская Ривьера». Они расположены вдоль побережья и кроме отелей и пляжей содержат яхт-клубы, ночные клубы, гольф-клубы, имеют свою специфику. Так, считается курортом для состоятельных, Лагонисси – для семей с детьми. Специализация и Вульягмени – оздоровление.

Отдых в Пирее обойдется дешевле, чем в Афинах. Из-за расположения порта здесь только один пляж, но красивые виды и древние достопримечательности Пирей гарантирует.

Достопримечательности и экскурсии


Знакомство с богатым наследием Аттики начнем с Афин и его священного холма Акрополя. Второе название холма – Кекропия, в честь Кекропса, первого царя Афин. Акрополем называли также хорошо защищенное место и расположенное внутри этой крепости поселение. В древности в Акрополе и находился основной город. По легенде, он был резиденцией собирателя земель Аттики Тесея. Когда в Афинах установился культ богини Афины, здесь был воздвигнут храм в ее честь – Парфенон.

На территории Аттики сохранилось множество достопримечательностей самых разных эпох. Наследие Эллады – руины древних городов и храмов, посвященных богам греческого пантеона. Например, на мысе Сунион, на берегу сохранились остатки храма Посейдона. От византийцев сохранились христианские монастыри и храмы. Один из них – монастырь Дафни неподалеку от Афин. В основании монастыря лежат остатки храма Аполлона. Возле горы Имитос в окружении хвойных и кипарисовых лесов расположен монастырь Кесариани, также византийского периода.

Остров Эгина посещают, чтобы увидеть Палеохору. Ее называют заброшенным городом, но на самом деле это долина, в которой сохранились здания примерно семи десятков церквей и часовен византийского и более позднего периода. Считается, что каждое из этих сооружений было построено во исполнение обета, данного за спасение близкого человека. В это место для молитвы приходили родственники, жены рыбаков и воинов.

Саламин, хоть его и называют «дачным» островом, располагает такими достопримечательностями, как пещера Эврипида, еще одного древнегреческого драматурга. Она находится на высоте более ста метров, в городе Саламин в честь древнего автора ежегодно проходит театральный фестиваль. На острове также можно посетить музей, посвященный народному искусству и истории античного флота, монастырь Фанеромени и старинный город Амбелакия с руинами акрополя.

Оздоровительный отдых


Лутраки, Вулиагмени, Сунион – курорты, куда приезжают ради поправки здоровья и косметических процедур. В Лутраки находится центр гидротерапии, в котором специализируются на лечении заболеваний кожи, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Бьющие из-под земли источники насыщены радоном, микроэлементами.

Курорт Вулиагмени вырос рядом с одноименным озером, которое наполнено водой термальных источников. Здесь лечат проблемы кожи, суставов, заболевания женской репродуктивной сферы. Воздух напитан ароматами хвойных лесов и способствует укреплению органов дыхания, нервной системы.

Сунион специализируется на косметологии с использованием препаратов на основе местных трав и минералов. Здесь также используются методы с применением морской соли и водорослей.

Пляжный отдых


Многие пляжи Аттики имеют высшую европейскую награду за чистоту моря и берега – Голубой флаг. Многие из пляжей являются бесплатными. В окрестностях Афин (так называемые Большие Афины) все пляжи благоустроены – Фалирон, Глифада, Ракета и другие. Пляж в Пирее называется Вотсалакия. На западном побережье хороши песчаные пляжи Лагонисси, на восточном лучшим признан Схиниас вблизи города Марафона.

В Лутраки пляжи покрыты мелкой галькой. Этот курорт отличает разнообразие средств размещения: от пяти звезд до недорогих семейных отелей. Курорт Лутраки также выбирают из-за близости городов Коринф и Дельфы с их знаменитыми достопримечательностями.

Прекрасные песчаные пляжи есть на острове Эгина, лежащем в Сароническом заливе. От Пирея его отделяет получасовая поездка на пароме. Еще один остров Аттики, до которого можно добраться из Пирея, - Саламин. Этот остров популярен в первую очередь среди самих греков. На Саламине есть пляжи, но мало отелей.

Отдых с детьми


Развлечения для детей в Аттике находятся в основном в Афинах. Пожалуй, стоит начать с обзорной поездки по городу на экскурсионном автобусе, чтобы познакомиться с Афинами в целом, а затем перейти к интересующим ребенка увеселениям. В рамках познавательного досуга стоит запланировать посещение главных афинских достопримечательностей Акрополя и Парфенона, увидеть своими глазами предметы быта и искусства, созданные древними греками.

Дальнейший отдых может зависеть от предпочтений самого ребенка: любители животных могут посетить центр спасения морских черепах и даже покормить их там, а также посетить зоопарк «Аттико». Юным художникам будет интересен интерактивный музей детского творчества. Посещение кукольного театра Харимидос можно совместить с осмотром Агоры – древней городской площади, расположенной поблизости. Юных астрономов ждет афинский планетарий.

И, конечно, любой ребенок вряд ли откажется от посещения афинских кондитерских, Национального сада с парком и зоосадом, городского парка Флизвос, парка развлечений Allou Fun Park и аквапарков, два из которых расположены в самих Афинах, один в пригороде, третий – возле города Истимия в 20 км от столицы. Недалеко от Афин расположен Парк приключений с веревочной трассой.

Активный отдых и развлечения


Аттика предложит неугомонным множество вариантов активного досуга. На побережье это водные виды спорта: рафтинг, виндсерфинг, подводное плавание. Древний город Мегара примерно в 40 км к северо-западу от столицы известен экстремалам как центр парашютного спорта. Здесь есть парашютная школа.

Горную Аттику туристам предложат исследовать пешком и с помощью внедорожников: маршруты составлены таким образом, чтобы была возможность увидеть и историю этой части Греции, и современный быт жителей маленьких поселков, полюбоваться красотой природы. Часть маршрутов проложена по древним дорогам.

Подножие Акрополя, 156-метрового холма в Афинах, служит местом старта гоночных соревнований «Акрополис», которые проходят в начале июня.

Клубная жизнь кипит в Афинах и курортных пригородах, например, в Глифаде. В ночных клубах проходят дискотеки, концерты мировых звезд, вечеринки и шоу. В Лутраки приезжают любители азартных игр – там находится казино.

В течение всего туристического сезона в разных городах Аттики проходят фестивали. Крупнейший из них – Фестиваль Афин и Эпидавра в столице. С июня по сентябрь в Афинах проходят спектакли и концерты, приезжают мировые звезды и выступают греческие артисты и коллективы. С апреля по октябрь Акрополь становится местом проведения световых шоу, посвященных истории греческой столицы. Элевсин становится местом проведения театрального фестиваля в честь Эсхилла, древнего драматурга.

Кухня и сувениры


Называемый в России греческим, а в самой Греции крестьянским, этот салат здесь подают с оливками местного сорта коломата. На десерт – местный инжир. Каменистые почвы Аттики подходят лучше всего для выращивания оливок и инжира, а местные травы-медоносы добавляют свои ароматы получаемому здесь меду.

Жители этой части Греции предпочитают суп авголемоно с добавлением яйца и лимонного сока, долмадакью – местный вариант долмы, жареные на гриле морепродукты, острый перец, начиненный сыром. Из алкоголя здесь стоит попробовать, кроме раки и узо, ликер мастиха, который приобретает особенный вкус после добавления смолы дерева из семейства фисташковых.

На побережье Аттики добывают глину, поэтому керамические изделия здесь выше всяких похвал. Сувенирная торговля сосредоточена, главным образом, в Афинах. Очень часто сюда приезжают ради покупки шубы или одежды из кожи, ювелирных изделий. Менее затратной будет покупка натуральной косметики, травяных сборов, керамики, гастрономических сувениров – масла, оливок, сыра, меда и традиционных медовых десертов.

Сегодня? Лучшие курорты и археологические памятники Аттики .

Древнейший период в исторической жизни Аттики , ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

Конец раздробленности Греции, по преданию, положил герой и афинский царьТесей, который объединил население вокруг Афин и учредил один общий совет. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини Афины всенародное празднество синойкии (объединения).

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику .

У древних афинян существовало суровое долговое право, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и свободой самого себя и членов своей семьи. Несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

Смоковницы (инжирные деревья) в Аттике росли в огромном количестве и давали такое множество плодов, что они даже вошли в пословицу как нечто бесполезное, чего родится очень много. Подобная пословица существовала в отношении сов, гнездящихся в окрестностях Акрополя.

Аттика - это район, ограниченный с юга Эгейским морем. Его прихотливая конфигурация свидетельствует о существовании множества бухт, заливов и мысов. Земля здесь обрабатывалась с незапамятных времен. Сама богиня Афина спорила за обладание Аттикой с могущественным Посейдоном и выиграла этот спор, принеся в дар людям оливу. Аттика знаменита с глубокой древности мягким, теплым климатом , здесь расположено большое количество античных памятников. Именно близость к столице и обусловила бурное развитие этого района практически во все времена греческой истории.

Пригодную для питья воду доставляли, кроме рек Илисса и Кефиса, только источники Панопа и Каллирроя. Лишь император Адриан (117-138) устроил водопровод для восточной части города. Надзиратель за колодцами был важным лицом, наблюдавшим за тем, чтобы никто не отводил воды, не имея права на это.

Отдельно надо сказать о замечательно сохранившихся памятниках античной архитектуры Аттики . Пожалуй, самый известный из них – это храм Посейдона, расположенный на мысе Сунион. Храм состоит из колонн, расположенных на расстоянии 70 метров. Большой храм, стоящий на мысе, где гуляют только ветра, оставляет незабываемое впечатление. Стоило бы посетить древний храм Деметры в Элевсине, находящийся в 22 км от Афин , посвященный тайному культу богини Деметры и ее очаровательной дочери Персефоны.

Основные курорты Аттической Ривьеры - Палио Фалиро, Глифада, Вульягмени, Вула, Кавури, Варкиза, Лагонисси, Анависсос, мыс Сунион, Мати, Неа Макри. И, конечно же, остров Эвия - с его шикарными курортами Еретрия, Амаринтос, Эдипсос

В Греции есть все, что ищет современный турист. Эта страна ласкает солнцем 300 дней в году, ее границы омывает 4 моря и окружает 1400 островов.

Греция приглашает в увлекательные походы по древним руинам и музеям, где хранятся античные сокровища. Манит эта солнечная страна своими фруктовыми рощами и вкусностями, приготовленными из даров Средиземного моря.

Греческие пляжи заслужили звание лучших для отдыха во всем мире. Сюда стекаются туристы, чтобы позагорать, провести время на молодежных дискотеках, сделать уникальные фотосессии и насладиться вкусом ароматных оливок.

Одним из таких туристических мест является Аттика. Она расположена в сердце страны. Это область, где закладывалась государственность, и где расположилась столица Греции.

Аттика в переводе означает «береговая страна» . Аттика расположена на полуострове, который с трех сторон омывается заливами Эгейского, Эвбейского, Петалийского и Саронического морей.

Как добраться в Аттику

Добираться до Аттики лучше всего из Афин, куда туристов доставляют регулярные международные рейсы из любой страны мира.

А ближе познакомиться с этой исторической областью можно с помощью развитой системы общественного транспорта.

Станция пригородных автобусов расположился по адресу 100, Kiffissou Street . Отсюда транспорт фирмы КТЕЛ Аттикис доставит до автовокзалов Аттики, один из которых расположен недалеко от Акрополя, а второй на Египетской площади.

Расписание местных электричек доступно на Афинских станциях. Кроме того до Аттики действует паромное и авиасообщение.

Royal Olympic Hotel расположен в пешей доступности от Акрополя. Из роскошно обставленных комнат отеля открывается великолепный вид на храм Зевса или благоухающий сад с бассейном.

Poseidonion Grand Hotel расположился на острове Спетсес и является его достопримечательностью, за счет своей богатой архитектуры. Номера обставлены стильной мебелью, и роскоши им добавляют деревянные полы. С балконов комнат открывается вид на морской пейзаж или цветочный сад.

  • Отели 4*


    Amalia Hotel находится в пешей доступности до Акрополя и центральной площади города Плаки. За использование натуральных туалетных принадлежностей, чистящих средств и органических продуктов гостиница была отмечена экологическим значком Green Key.

    Herodion расположен у подножия Акрополя. В этом отеле каждый номер оформлен в элегантном стиле. На крыше гостинице разбит великолепный сад, где можно отдохнуть в гидромассажных ваннах и шезлонгах с видом на Афины.

  • Отели 3*


    Hermes Hotel спрятался в тихом районе Плаки. К услугам гостей здесь предлагают просторный холл для отдыха и сад на крыше.

    Номера отеля обставлены современной мебелью, а интерьер выполнен в светлых тонах.

    Plaka Hotel расположен в историческом центре столицы Греции. На крыше гостиницы работает кафе-бар с впечатляющим видом на Акрополь.

  • Чем заняться в Аттике: осмотр достопримечательностей

    Земли Аттики впитали в себя древние легенды и мифы, которые оживают в глазах впечатлительных путешественников.

    Читайте также: Где и когда отдыхать в Греции - обзор курортов и туристических развлечений по месяцам

    Гуляя по достопримечательным местам можно легко перенестись в античные времена, когда смертных страну населяли всемогущие божества. Оказавшись в Аттике, не откажите себе в удовольствии посетить следующие храмы и монастыри и просто интересные места:

    • Храм Посейдона

      Уникальная постройка, расположенная на мысе Сунион . В этом храме совершались таинства и обряды, чтобы задобрить грозного морского бога.Стройные колонны храма, которые обрамляются массивное строение, поражают воображение. В здании сочетаются тонкость и величие, олицетворяющие связь земли и моря.

    • Монастырь Дафни
      Его можно найти в 10 километрах от Афин. Это строение возведено на месте языческого храма Аполлона Дафнийского в VI веке. На сегодняшний день монастырь имеет статус памятника.

    • Остров Энгина

      Этот небольшой островок притягивает своими роскошными пляжами и прозрачной морской водой. Он находится посреди Сардонического залива.В истории этот остров известен тем, что на нем было построено порядка 360 храмов. Большинство из них было стерто с лица земли, но путешественники, любящие старину могут попасть в город Палеохора, считающийся привидением, в котором уже давно никто не живет.

    Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины-главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.

    Аттика-область Средней Греции-представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.

    Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.

    В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.

    Социально-экономический строй Аттики XII-VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.

    Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии-на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации- соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.

    Афинский ландшафт.

    Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой » на Элевсин. Направо Эрехтейон.

    Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы- геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

    Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.

    Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис-город в собственном смысле.

    Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители-архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов-хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.

    По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг , высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.

    Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.

    Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII-VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.

    Влияние совершавшихся экономических перемен-рост денежного хозяйства и рост рабовладения-болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.

    «...Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» .

    Положение сельской массы-геоморов и фетов-в VII-VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.

    Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.

    «Дело в том,-говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),-что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».

    Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо.причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII-VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.

    «Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .

    «Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство...»

    Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.

    Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.

    Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.

    Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов-законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».

    Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,-так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.

    И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.

    • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938 г., стр. 106.
    • Там же.
    • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938, стр. 4.
    • Там же, стр. 109.
    • 8 Фукидид, 1, 126.