Коряки — живой голос Камчатки. Коряки — коренное население Камчатки История промысла медведя в корякском округе

Коряки проживают в северной части полуострова Камчатка, Россия. Первые поселения в Азии европейцы обнаружили вдоль Охотского моря. Коряки — единственный народ, который не имеет самоназвания, а лишь групповые именования, что в переводах на наш язык звучит как: местный житель, кочующий житель, оленевод, богатый на олени, поселяне. Разговаривают, естественно, на корякском языке. Всего примерно 8,7 тысяч человек.

Численность

В мире насчитывается 8,7 тыс коряков. Все население находится на территории РФ:

  • Камчатка (7,3 тыс);
  • Магадан (890 чел);
  • Москва (90 чел);
  • Санкт-Петербург (70 чел);
  • Чукотка (55 чел);
  • Хабаровск (50 чел).

В других странах коряки не зафиксированы.


Камчатка

Происхождение

О происхождении народности очень сложно судить, потому как исторических фактов, археологических раскопок и иных сведений недостаточно, чтобы иметь представление о былом. Единственное, можно точно сказать, что коряков нашли в период открытия Камчатки. Хотя о происхождении названия также существует несколько мнений:

  1. В XVII веке русские казаки, которые попали на остров прозвали так местное поселение.
  2. Соседские племена юкагиры так называли своих соседей.

Описание народности

Это очень добрый народ, всегда придет на помощь, не зависимо от обстоятельств. Они очень эмоциональны, умеют сочувствовать. С опасением относятся к русским. Внешне — это представители монголоидной расы, поэтому имеют зауженные глаза, круглое лицо и выраженные скулы.

Распределение по группам

Всe коряки разговаривают на корякском языке, который относят к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Но сам язык распределяется на несколько форм диалектов (аж 12):

  • керекский;
  • чавчувенский;
  • гижигинский;
  • карагинский;
  • пареньский;
  • апукинский;
  • итканский;
  • олюторский (алюторский);
  • каменский;
  • палланский (паланский или лесновский);
  • рекинниковский;
  • кахтанинский.

Но только лишь 2 тыс. человек поддерживает традиции и постоянно говорит на родном языке, вся основная масса на русском и еще небольшой процент поселения — на алюрском. Поэтому корякский язык относят к языкам, которые под угрозой исчезновения.

Имеют сходство с чукчами. Самих же коряков делят на 2 группы:

  • тундровые (кочевые, оленеводы);
  • приморские (оседлые, рыболовы).

Коряки не сильно образованный народ, письменность появилась поздно, лишь в 1931 году на основе латыни. Позже за основу взятый русский язык, но скорректирован под чавчувенский диалект, который самый распространенный на Камчатке.

Религия

Большинство коряков поддерживает православие, но не редкость и шаманизм. Бога они называют — «Тот, что сверху» и приносят в жертву собак, как дарование. В наше время шаманы теряют свою силу, ранее они могли воскресить мертвого, то есть вернуть душу с того мира (или просто не дать умереть). Современным шаманам это уже не под силу.

Распространен анимизм, одушевленность предметов, а тажже аняпели — магические камни, знаки и др.

Кухня

Коряки едят, то что им даровала природа: рыбу, оленей и др. Поэтому национальными блюдами считается такая еда:

  • кислые головки (что-то вроде квашеных голов рыбы);
  • уил-уил (суп из заквашенной свежей олениной крови);
  • когошки (морская картошка);
  • юкола (шкурка рыбы);
  • тутгау (копченная рыба).

Уил-уил — традиционное новогоднее блюдо. А вот красную икру используют в качестве корма для собак.

Одежда

У коряков вся одежда глухого типа, то есть одевается через голову. В основном одежду шили из оленьих шкур. Летняя и зимняя одежда отличалась лишь толщиной. Также со временем покупали ткани у торговцев и шили более легкие варианты. Среди традиционного — кухлянки. Могут носить украшения из серебра, но в небольшом количестве.

Жилье

Оленеводы строят яранги (очень похоже на юрту), а береговые коряки жили в землянках.

Традиции

Коянайтатык — главный праздник оленеводов, праздновали его 2 раза в году. Заключался он в перегонке оленей в осеннее и весеннее время на новые пастбища, примерно в дни солнцестояния. В эти дни коряки веселились: катались на оленях с упряжками, взбегали на обледенённые столбы и многое другое. Рыболовы же празднуют нерест рыбы.

Среди богатых коряков встречается многоженство. И не редко бывали случаи, что для хозяина была большая честь, когда гость-мужчина выбирал себе на ночь одну из его жен. А вот в других семьях, где одна жена, муж, наоборот, очень ревнивый. Жене не редко приходилось выходить в люди в «плохой одежде», чтобы на нее не обращали внимание.

Народ в Российской Федерации. Коренное население Корякского автономного округа. Живут также в Чукотском автономном округе и в Магаданской области. Язык корякский чукотско-камчатской семьи палеоазиатских языков. Численность - 8942 человек.

Коряк - этноним, который начинает использоваться с ХVII в. Его происхождение связывают с формантами (к о р) - "олень" и (а к) -"находящийся при", "с", т.е. "оленные".

Этническая территория коряков расположена на севере Камчатского полуострова.

Численность в РФ – 8942 человека.

В хозяйственно-культурном отношении коряки делятся на две группы. Оленеводы (чавчувены), монолитные в культурном плане, представлены несколькими территориальными группами, которые кочевали в материковых тундрах от Камчатского перешейка, до верховьев левых притоков р. Колыма.

Береговые коряки (нымыланы), более разнообразные в хозяйственно-культурном плане. Иногда они обозначаются как этнотерриторальные группы: каменцы, паренцы, иткинцы (побережье Пенжинской губы Охотского моря), апукинцы (Брингоморское побережье Камчатки, на север от бассейна реки Пахачи). Далее на север - кереки (в настоящее время учитываются как самостоятельный народ, численностью около 100 чел.). На юг, по восточному побережью Камчатки, живут карагинцы, а параллельно им, на западном, расселяются паланцы. Сложнее определяется культурно-хозяйственный статус олюторцев, которые расселяются на восточном побережье от залива Корфа на юг и имеют поселения на Охотском побережье. В их хозяйстве наблюдается сочетание оленеводства, рыболовства и охоты. В настоящее время олюторцы выделяются в самостоятельный народ (численность около 2OOO человек). Различия между перечисленными группами фиксируется в языке на уровне диалекта, а в культуре, в соотношении основных видов хозяйственной деятельности (например: у паданцев преобладает рыболовство, а у каменцев, охота на морского зверя).

Коряки, как и другие палеоазиатские народы северо-восточной Сибири, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов (см.: ительмены).

Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков, в которой он ближе всего чукотскому. Эта близость лингвистами объясняется общностью языкового субстрата из которого, в различные временные периоды, обособлялись языки современных народов Северо-востока Сибири. Вначале, это был ительменский язык, который длительное время развивался автономно, а затем, чукотский и корякский, которые дольше сосуществовали в субстратном состоянии, а затем, в условиях достаточно активных контактов между этими народами. Культурно-хозяйственное разнообразие коряков, в структуре их языка отразилось в диалектах, названия которых, соответствуют выделяемым группировкам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. Как отмечалось выше, в связи с мнением о возможности наделения олюторцев и кереков статусом самостоятельной этнической общности, их диалекты также получают статус самостоятельных языков.

В 1932 г. под руководством В.Г.Богораза С.Н.Стебницкий подготовил «Красную грамоту» - первый букварь на корякском языке. Сложность распространения грамотности среди коряков заключалась в делении их языка на две диалектные группы - северную и южную - каждая из которых состояла из говоров - 4 и 3 соответственно. Наряду с ними выделялся еще один диалект коряков-оленеводов чаучу. Поскольку чаучу составляют около половины численности коряков, именно их язык был взят за основу создания письменности, учебной и массовой литературы. В 1937/1938 учебеном году обучение было переведено на алфавит с русской графической основой.

Верующие коряки - Православные.

История коряков связывается с автохтонной основой формирования их культуры. В бассейне Охотского моря археологами выявлены памятники т.н. охотской культуры (1 тыс. н.э., культура морских зверобоев, рыболовов, охотников на дикого оленя), в которой прослеживаются черты корякской культурной традиции, в относительной хронологической непрерывности вплоть до древнекорякских поселений ХУ1 - ХУ11 вв. Основу охотской куль туры составили внутриконтинентальные неолитические традиции (Прибайкалье) и юго-восточные компоненты (Приамурье).

Наиболее тесное коряки взаимодействовали с ительменами, что фиксируется практически во всех сферах культуры. С ХУ11 в. наиболее значимым фактором определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи.

Совместное проживание с русскими, прежде всего береговых коряков, изменило их хозяйство и быт. Оленные коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общеригиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Этническая культура коряков представлена двумя хозяйственно-культурными типами. Основу экономики коряков-чавчувенов составляет оленеводство, которое дополняется охотой и рыболовством. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков, значимость данных видов хозяйства могла меняться. У алюторцев оленеводство дополняется промысловым комплексом.

Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направленности соответствует самодийскому. Региональные отличия фиксируются в менее протяженных маршрутах сезонных перекочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойбища, отсутствии пастушеской собаки. Для олюторцев характерна меньшая обеспеченность хозяйств оленями и кооперация малооленных хозяйств, больший удельный вес промыслов. Для коряков-оленеводов был характерен высокоспециализированный олений транспорт.

Основу хозяйства оседлых коряков составляло рыболовство (карагинцы, олюторцы, паланцы), морской зверобойный промысел (пенжинцы, апукинцы). В начале XX в. охотой на морских животных занимались 63 % хозяйств коряков. В отличие от пушной охоты, которая до прихода русских большого значения не имела, коряки охотились на медведя, горного барана, диких оленей. Особенностью культуры оседлых коряков было упряжное собаководство, более разнообразные средства передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими.

Специфика проведения промысла, прибрежный лов рыбы и добыча морских животных, определяла характер расселения. Поселки береговых коряков располагались по берегам рек, чаще в устьях и на морском побережье.

Основным типом жилища была полуземлянка, отличающаяся от аналогичных построек других народов Сибири воронкообразным сооружением на крыше, в поселениях имелись свайные хозяйственные постройки. Основным типом жилища оленных коряков было переносное жилище - яранга.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Коряки. «Полёт "пятой точки"», 2010


Общие сведения

КОР‘ЯКИ (единого самоназвания не имели; групповые самоназвания: чавчыв, чав"чу, "оленевод"; нымылгын, "местный житель"; нымылг - аремку, "кочующий житель" и др.), народ в России - 9 тыс. человек, коренное население Корякского автономного округа Камчатской области (7 тыс.) - с 1 июля 2007 Камчатская область и Корякский автономный округ объединены в один Камчатский край, живут также в Чукотском автономном округе и в Северо-Эвенкийском районе Магаданской области.

По данным Переписи населения 2002 года численность коряков, проживающих на территории России, составляет 9 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 7 тыс. 953 человека.

Основные этнографические группы: Коряки береговые, оседлые (нымыланы), Коряки оленные, кочевые (чавчувены). Говорят коряки в основном по-русски. Около двух тысяч человек сохраняют корякский язык, около тысячи - алюторский язык. В корякской бытовой лексике развиты слова, относящиеся к охоте, зиме, снегу и оленеводству. Письменность на русской графической основе. Письменность коряков создана в 1931 году (на латинской графике), в 1936 переведена на кириллицу. В основу литературного языка коряков положен чавчувенский диалект.

Среди коряков распространено христианство (русское православие), но остаются сильны и традиционные верования (шаманизм). От смерти и от хворей коряки защищались с помощью амулетов, а также совершая различные жертвоприношения. В случае чего (например, неожиданной болезни) за помощью обращались к шаманам. На бытовом уровне все недомогания объяснялись происками-кознями злых духов. Следовательно, вылечиться - значит отогнать от больного тех духов, которые вызвали хворь. Этим, как правило, и занимались шаманы.

У коряков распространены мифы и сказки-былички о животных (лымныло). Помимо Ворона (Куйкынняку), в сказках фигурируют мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери.

Вплоть до нынешних дней у коряков сохранялись обычаи левирата и сорората. В случае, смерти старшего брата, младший должен был жениться на его жене (вдове). И взять на себя заботу о ней и ее детях. В случае смерти жены вдовец должен был жениться на сестре умершей жены.

Первые упоминания о Коряках в русских документах относятся к 30-40-м годам 17 века, тогда же впервые появляется и этноним "коряки". Существует предположение, что он восходит к корякскому слову хора ("олень").

Коряки разделялись на две большие хозяйственно-культурные группы: береговые - рыболовы и охотники на морского зверя и тундровые - оленеводы. Традиционные занятия Коряков - оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел. Оленеводством занимались чавчувены и большинство алюторцев. Традиционное хозяйство береговых Коряков комплексно. В хозяйственном комплексе оседлых Коряков рыболовство занимало ведущее место. Рыбный промысел наиболее развит был у карагинцев, алюторцев и паланцев. Рыболовство преимущественно речное, прибрежное. Морским зверобойным промыслом в Охотском и Беринговом морях занимались все группы оседлых Коряков и оленеводы-алюторцы. Был развит пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку). Собирательство особенно было распространено у оседлых Коряков (съедобные моллюски, яйца диких птиц, ягоды, орехи, ивовую кору, морскую капусту, дикий щавель, сарану, кипрей, борщевик и другие растительные и животные продукты).

Из традиционных домашних промыслов известны обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности Корякам было известно гончарство. Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана Коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы. Каменные топоры, наконечники копий использовались ещё в начале 20 века, а скребки для выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные отрасли: оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную направленность Корякского автономного округа.

Основной экономической единицей всех групп Коряков в 19 - начале 20 века была большая патриархальная семья. Известно многожёнство, хотя в конце 19 века оно не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брачная система Коряков исключала двоюродных кузенов, при патрилокальном браке существовала отработка за жену. Соблюдался обычай левирата и сорората. Существовало строгое половое разделение труда.

Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом, мездрой внутрь. У оседлых Коряков преобладала полуземлянка с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. В центре жилища - очаг. Входили в землянку зимой через дымовое отверстие. С середины 18 века стали появляться срубные жилища.

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки, штанов, капора и обуви. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Летняя одежда Коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей.

Основная пища оленеводов - оленье мясо в основном в варёном виде. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Все оленные группы Коряков заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых Коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой. Мясо морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца 19 века всё большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Народное декоративно-прикладное искусство Коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный. Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни. Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками.

Традиционное мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утёсам). Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют культовые предметы - аняпели (особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.). Существовал профессиональный и семейный шаманизм.

Традиционные праздники - сезонные: весной праздник рогов - кильвей, осенью праздник забоя оленей у оленеводов. У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы - хололо (ололо). Существовали праздники "первой рыбы", "первой нерпы". И у береговых, и у оленных Коряков устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). В последние десятилетия развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографического (национальный танцевальный ансамбль "Мэнго") и изобразительного искусства.

Е.П. Батьянова, М.Я. Жорницкая, В.А. Тураев

Очерки

ДАВНО ЭТО БЫЛО. ДОЛГО НЕ ПЕРЕСТАВАЛ ДОЖДЬ…

В популярном советском фильме один геройский моряк с гордостью произносил следующую фразу «Нас мало, но мы в тельняшках». Это выражение многим запомнилось, и его стали употреблять в разных случаях - по делу и без дела. Для красоты слога, шутки ради или просто для бахвальства. Но если серьезно, то зададимся таким вопросом: по каким признакам тот или иной народ определяет свою особость, свою непохожесть на других? Вот, например, коряки. Их численность в Российской Федерации, по данным переписи 2002 года, составляет 8743 человека (в Корякском автономном округе - 6710). И фраза «Нас мало, но мы …» в устах коряка могла бы звучать так:

Нас мало, но мы знаем толк в лососевой рыбе.

Нас мало, но меховые головные уборы мы носим и зимой и летом.

Нас мало, но мы с амулетами, которые нам помогают.

Нас мало, но когда мы танцуем млавытын, кажется, что нас очень много…

(Танец млавытын сопровождался характерным гортанным хриплым пением).

Конечно, все это догадки, предположения, варианты, но они полезны в тех случаях, когда мы начинаем размышлять о своеобразии того или иного народа.

УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ У ВОРОНА

Остановимся на фразе «Нас мало, но наши легенды и сказки - самые интересные. Особенно про Куйкынняку, то есть про Ворона». В разных мифологических сказках-быличках он представлен по-разному. То как герой и творец, а то, как плут, хитрец-проказник (трикстер). Короче говоря, и характер у Куйкынняку противоречивый, и поступки у него довольно-таки запутанные, не однозначные. И к тому же он часто меняет обличья: может появиться в человечьем облике, а может легко превратиться в Ворона.

Не стоит, читая сказки-легенды про Куйкынняку, пытаться сразу же извлекать из них мораль или какие-то полезные советы для жизни. Мифы придумываются не для этого, а для создания целостной (космической) картины мира. Или, говоря другими словами, миф должен воздействовать на подсознание, на архаическую память. Или, если хотите, миф - это дневник тысяч и тысяч поколений, спрессованный до размеров короткой истории. Или цикла историй.

Вчитаемся в небольшую, но очень важную сказку-быличку «Как Куйкынняку прекратил дождь». Она записана С. Н. Стебницким в 1928 году в селе Кичига Корякского национального округа, ему же принадлежит и перевод на русский язык.

Давно это было. Долго не переставал дождь.

Тогда Куйкынняку сказал своим сыновьям:

Ну-ка, сыновья, наловите оленей!

Наловили сыновья оленей. Куйкынняку большую ладью сделал. В нее этих оленей загнал. Потом стал всех зверей собирать. Всякие звери к нему пришли. И мыши тоже пришли.

Сказка ничего не объясняет. Не объясняет, почему герой начинает поступать именно так, не иначе. Почему появляются звери. Почему акцент сделан на мышах. О них, кстати, упомянуто отдельно. Есть в этом некая тайна, загадка. Вот она-то и интригует слушателя, который, допустим, слышит или читает эту сказку впервые.

ПОДСКАЗОК НЕ БУДЕТ

Любопытно, что и сам Куйкынняку ведет себя странно, не логично. Никак не объясняет своих поступков.

Как было уже сказано, нарушен установленный порядок вещей. Идет дождь. Что-то надо делать. Дальнейшие события выстраиваются следующим образом. Куйкынняку составляет из мышей упряжку, запрягает их в ладью, едет к морю. Важная подробность: он берет с собой некоторое количество грибов-мухоморов. На всякий случай. Затем Куйкынняку добирается до моря. И во время путешествия он все время всматривается, вслушивается в природу. Вдруг что-то такое произойдет. Вдруг ему будет дан какой-то четкий знак свыше, или снизу, или сбоку…

Но ничего такого знакового или судьбоносного не происходит. Просто тотально идет дождь. Льет не переставая. Целый день Куйкынняку ждет у моря погоды, а затем (на другой день) отплывает. Долго плывет по морю. Наконец подплывает к острову и высаживается на берег. Видит - поселок. Идет туда.

Сделаем маленькую остановку. Несмотря на то, что сказка про Куйкынняку рассказывается медленно, события в ней происходят стремительно. Для сравнения - в русских сказках есть такой зачин: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Здесь же - с точностью до наоборот. Сказка медлит, не спешит, а дела и события мчатся на всех парах.

Куйкынняку приходит в поселок, движимый какой-то непонятной силой, и видит: женщина сидит, волосы расчесывает.

Наступает кульминационный момент. Герой должен узнать главное: из-за чего, по какой причине так долго льет дождь. Ситуация опять-таки невероятно странная. Никаких подсказок нет. Ни сверху, ни снизу, ни сбоку. Но правильный ответ надо угадать сразу. Взвешивать варианты, как в игре «Что? Где? Когда?» нельзя. И Куйкынняку, посмотрев на женщину, которая расчесывает волосы, сразу же выдает правильный ответ - репликой в сторону:

Ага, вот из-за чего дождь идет!

Самое интересное, что женщина и не подозревает о причине появления Куйкынняку пред ее светлыми очами. Для нее это обычное явление. Мало ли кто заезжает на остров. Видимо, путешественников, странников и бродяг хоть пруд пруди. Она просто спрашивает Ворона:

Мимо поедешь или здесь остановишься?

Куйкынняку отвечает уклончиво: - Переночую, а завтра дальше отправлюсь!

А женщина все причесывается. Следовательно, дождь льет не переставая. На правах гостя Куйкынняку начинает угощать женщину экзотическими мухоморами. Она ест их и пьянеет. Этого нашему герою Ворону только и надо. С опьяневшей женщины он срезает волосы. Все - до единого волоска. Затем снимает с нее одежду и закапывает в землю. И при этом выкрикивает, как бы настраивает себя на геройский поступок:

Погоди же, совсем тебя измучаю!

Пьяная женщина дрожит от холода, но по инерции тянется к голове, чтобы расчесать волосы, которых на самом деле уже нет.

Куйкынняку, который действует по наитию, опасается, что все вернется на круги своя. Поэтому на всякий случай он срезает у женщины брови и ресницы.

И МЫШКА ПРИГОДИЛАСЬ

Вот тут-то начинается самое интересное. Куйкынняку действовал радикально, но он не уверен в успехе. Вдруг он все сделал не так, как надо. Чтобы удостовериться в правильности содеянного, он посылает домой мышку посмотреть, не прояснилось ли небо.

Мышка плывет домой и вскоре возвращается. С хорошей вестью: дождя нет, солнечно.

С героя, как говорится, взятки гладки. Он победил, он выиграл. Победителя, естественно, не судят и судить никогда не будут. А женщина мерзнет, умоляет вернуть ей одежду. Но Куйкынняку ничего ей не возвращает. Не потому, что он плохой. Этот вопрос даже не затрагивается в данной истории. А потому, что логика мифа странная, абсурдная. Как знать, вернешь женщине одежду, она согреется и опять начнет делать что-то такое, что нарушит установленную картину мира.

Сказка заканчивается уникальным хеппи-эндом. Куйкынняку просто возвращается домой. И все. Никаких аплодисментов, приветствий, никакого праздничного веселья. Это все - от лукавого. Мир просто вернулся на круги своя. Вновь стал нормальным. И род (народ) может спокойно продолжать жить дальше. Именно это, жизнь и судьба рода, похоже, и ценится у коряков (и не только у них, а и у других малочисленных народов) превыше всего.

У коряков распространены мифы и сказки-былички о животных (лымныло). Помимо Ворона (Куйкынняку) в сказках фигурируют мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери.

Есть у коряков и исторические повествования (панэнатво). В них отражены реальные события прошлого. Например, войны коряков с чукчами, с эвенами, а также различные межплеменные стычки.

ЖЕНИХ ПОГНАЛСЯ ЗА НЕВЕСТОЙ

Интересно проследить, каким образом мифологическое (архаическое) сознание влияет на социальную жизнь. Скорее всего, это происходит не впрямую, а опосредованно. Через серию устойчивых привычек и ритуалов. У коряков основой социальной жизни была большая патриархальная община, объединявшая близкородственных людей. А если община занималась оленеводством, то ей помогали отдаленные родственники по отцовской линии. Во главе общины стоял старейший мужчина. Перед тем как вступить в брак, жених был обязан отработать испытательный срок в хозяйстве будущего тестя. Кстати сказать, «придумка» очень хорошая, ибо за время испытательного срока все получают возможность присмотреться друг к другу, притереться. И опять же, полезно оценить силы и способности жениха.

Допустим, испытательный срок закончился, жених проявил себя с лучшей стороны. Значит, можно играть свадьбу - без промедления. И вот тут-то дает о себя знать архаическое сознание (родовая память). Жениху уготовано еще одно испытание, корни которого уходят в далекое прошлое. Это так называемый обряд хватания. Жених должен поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела. Все это похоже на ситуацию, когда охотник преследует свою жертву.

Поражает простота данного ритуала. При любом раскладе жених-юноша догонит невесту-девушку. Слишком все просто, препятствий мало. Те, кто начитался волшебных сказок, знают, что жених (принц, царевич, королевич) должен пройти сквозь огонь, воду и медные трубы, прежде чем получит в жены принцессу, царевну, королевну. Но не надо забывать, что вся эта сложная череда испытаний - более поздняя «писательская» придумка. Община коряков, как родовая единица, не может послать жениха за тридевять земель. И к тому же на долгие годы. Жених и так показал себя с лучшей стороны во время испытательного срока. Он продемонстрировал свои лучшие качества, следовательно, нет смысла тянуть резину, длить испытания. «Взбаламученное море человеческих страстей» надо срочно привести к устойчивой семейной норме. Вот почему после того как «рука жениха ухватила руку убегающей невесты», следует переход в новую жизнь. Молодая жена оказывается в доме мужа. И через серию обрядов происходит ее приобщение к очагу и семейному культу.

Вплоть до ХХ века у коряков сохранялись обычаи левирата и сорората. Если, не дай бог, умирал старший брат, то младший должен был жениться на его жене (вдове). И взять на себя заботу о ней и ее детях. Это левират. А если умирала жена, то вдовец должен был жениться на сестре умершей жены. Это сорорат. Вопрос о любви или о взаимной симпатии даже не стоит. Смерть - нарушение привычной картины мира, как бы дыра в озоновом слое. Ее надо любой ценой зашить, залатать, ликвидировать. И на смену умершему сразу же приходит живой. И жизнь продолжается.

У человека западноевропейской культуры, ориентированного на индивидуальное бытие и эгоистичное сознание, может сложиться впечатление, что эмоциональная жизнь коряков была тусклой, неинтересной. Это явное заблуждение. Эмоциональная жизнь была регламентированной - это факт, но от этого она не становилась менее интересной. Точнее будет сказать так: свои эмоции коряки «включали», интенсивно проявляли во время праздников и ритуалов.

К ШАМАНУ ЗА ПОМОЩЬЮ

Главные обряды и праздники оседлых коряков ХХ - начала ХХ века посвящены промыслу морских животных. Это торжественные встречи и проводы, например, кита, касатки, а также пушных зверей. Интересно, что после исполнения ритуала шкуры, носы, лапы «убиенных животных» переходили в новое качество. Они становились домашними оберегами, семейными охранителями. И опять-таки, в этой картине мира поражает то, что в ней нет ничего лишнего, нет мусора. Каждой вещи и каждой живности находится свое место под солнцем и под луною, на земле и на небе.

Назовем еще несколько важных корякских праздников. Главный осенний праздник кочевых коряков - Коянайтатык («Перегонять оленей») - устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы отмечали «возвращение солнышка». В этот день происходили состязания в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками. Соревнующиеся набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб. Надо ли говорить, что эмоции во время таких праздников бьют через край?

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей и похороны. Как защищаться от болезней, когда вокруг нет лекарей? От смерти и от хворей коряки защищались с помощью амулетов, а также совершая различные жертвоприношения. В случае чего (например, неожиданной болезни) за помощью обращались к шаманам. На бытовом уровне все недомогания объяснялись происками-кознями злых духов. Следовательно, вылечиться, значит, отогнать от больного тех духов, которые вызвали хворь. Этим, как правило, и занимались шаманы.

Погребальную одежду коряки готовили еще при жизни. Но оставляли ее недошитой. Существовало поверье, что если одежду дошить, то и смерть придет.

А смерть по представлениям коряков - это нарушение привычной картины мира. Что-то вроде дыры в «озоновой сфере бытия». Конечно, это уже современный образ. Как выглядел ритуал погребения у коряков?

Во-первых, пока покойник находится в жилище, спать строго запрещается. Сурово, но в то же время и справедливо. Неспящие коряки получают возможность вспомнить все то хорошее, что связывало их с покойным. Во-вторых, погребальную одежду надо дошить. Интересная подробность: ее дошивают крупным, некрасивым швом. Как бы в нарушение всех эстетических норм! Видимо, когда рядом смерть, то тут не до красоты. Это слишком европейская точка зрения. Точнее будет сказать так: крупный, некрасивый шов, а рядом с ним ровненькие «стежки-дорожки» - это как две разные сферы, стык бытия и небытия.

В мир иной умерший коряк уходил через обряд сожжения. Сжигали покойника на костре из кедрового стланика. К этой части погребального корякского ритуала людям западной культуры полезно внимательно присмотреться, чтобы уловить суть иного, не европейского, «круговорота вещей». Вместе с умершим на костер укладывали вещи покойного, предметы первой необходимости, лук, стрелы, продукты. А также подарки ранее умершим родственникам. С точки зрения какого-нибудь Плюшкина - действие совершенно не разумное. Какая-то незапланированная материальная растрата! Но все дело в том, что и вещи в мире патриархально-общинных отношений функционируют не по материальным законам, а по духовным. Вещи включены в непрерывную цепь ритуалов и жертвоприношений. Сами по себе они представляют ценность разве что в пространстве этнографического музея.

ВАККЫ ПО-КОРЯКСКИ - БЫТЬ!

Коряки говорят на корякском… Это один из многочисленных чукотско-камчатских языков. Он включает в себя несколько диалектов: чавчувенский, апукинский, каменский, итканский и паренский.

Характерные черты фонетики корякского языка: сингармонизм гласных, отсутствие вибранта /р/. Наличие поствелярного фрикативного. Есть и другие языковые «хитрости»: дистактная ассимиляция зубных согласных по палатализованности, приращение добавочного слога после односложных основ. Это аспект будет нагляднее, если провести сравнение с чукотским языком. Глагол «быть» в чукотском варианте - вык, в корякском - ваккы.

В корякском языке хорошо развиты лексические средства, используемые в таких темах, как охота, зима, снег, оленеводство. Письменность коряков создана в 1931 году (на латинской графике), в 1936 переведена на кириллицу. В основу литературного языка коряков положен чавчувенский диалект.

В последние десятилетия у коряков успешно развивается профессиональная культура, главным образом в хореографической сфере (танцевальный ансамбль «Мэнге»). В Корякском округе созданы объединения художников-любителей и литераторов. Особой популярностью пользуются произведения художника Кирилла Кильпалина и писателя Коянто (В. Косыгина).

Музыка коряков особенная. Она представлена пением, речитативом, горлохрипением на вдохе и выдохе. Песни, как правило, делятся на именные и родовые. В них коряки воспроизводят местные и семейные напевы.

Для всех музыкальных инструментов есть общее название - г’эйнэчг’ын. Это слово может обозначать и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Упомянем еще пластинчатый варган (это зубной бубен в виде костяной или железной пластинки) и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

Нам кажется, что другой народ можно понять через сказки и легенды, через песни и ритуалы. Через музыку - тоже. Не забудем про загадки. У коряков они особенные. Исследователи установили, что для типичных корякских загадок характерна форма прямого вопроса. То есть загадывающий не ходит кругами, не темнит, не запутывает слушателя, а сразу выдает на-гора проблему. И тем самым отсылает отгадывальщика к сути вещей. Мы тоже предлагаем отгадать три корякских загадки. Они не сложные. И в принципе отгадать их возможно.

Что безостановочно?

Европейцы скажут, что время. А мудрый коряк скажет, что река.

Что это за старик, который ест горячее?

Чтобы отгадать эту загадку, надо съесть с коряками пуд соли и центнер мяса. А правильный ответ такой: «старик» - это крючок, которым вынимают мясо из котла.

И совсем неожиданная загадка. Прямо-таки не загадка, а какой-то философский парадокс, правда, только по первому впечатлению.

Что ненасытно?

Ответ такой: дверь. Почему дверь ненасытна? Да потому, что мы каждый день кормим ее ключами, а ей все равно хочется есть.

Коряки — основное население севера Камчатки. По хозяйственным занятиям народность можно условно разделить на две группы — оседлых и кочевых коряков. Жители побережья называли себя нымыланами. Слово «нымыланы» в переводе означает «обитатели оседлых селений». Кочевники, бродившие со стадами оленей по тундре, именовали себя чавчувенами, то есть «оленными людьми». И оседлые, и оленные коряки, несмотря на некоторые языковые и бытовые различия, сознавали себя единым народом.

Название коряки появилось в русских документах ещё в XVII веке. Оно было заимствовано от юкагиров (Юкагиры — народность Северо-Восточной Сибири, жившая на территории от реки Лены до устья реки Анадыря.), с которыми коряки общались задолго до встречи с русскими. Вероятно, название происходит от корякского слова «кор» — «олень» и означает людей, находящихся при оленях. На северо-востоке коряки граничили с чукчами , на севере и северо-западе — с юкагирами и эвенами , на юге — с ительменами .

ОСЕДЛЫЕ КОРЯКИ жили на восточном и западном побережьях Камчатки. При единстве происхождения они все же делились на группы, связанные с их расселением по полуострову: на карагинцев, алюторцев, апукинцев, паланцев, коряков побережья Пенжинской губы, коряков северо-западного побережья Охотского моря.

Оседлые коряки занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. Корякские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении орудий охоты и рыболовства. Часть добычи обменивали у кочевых коряков на оленьи шкуры и мясо. Добычу делили поровну между семьями, члены которых участвовали в охоте. Часть ее отдавалась престарелым и нетрудоспособным жителям селения.

Важным средством существования береговых жителей являлась и рыбная ловля, способы которой походили на ительменские. Похожими были и способы охоты. Подсобное значение имела охота на уток, гусей, лебедей. Этим часто занимались дети. Собирали и дикорастущие растения — ягоды (шикшу, жимолость, бруснику), кедровые орехи, съедобные корни.

Жилищем корякам-нымыланам, как и ительменам, в зимнее время служила полуземлянка. Летом переселялись в шалаши-балаганы. Несколько жилых построек-зимников составляли селения — острожки (От слова «острог». Название дано землепроходцами, хотя русские остроги существенно отличались от острожков народовКамчатки.). Они строились на возвышенных местах с обзором округи, иногда постройки обносились земляными стенами и частоколом.

В хозяйстве оседлых коряков мужской и женский труд разделялся, однако женщины, занимавшиеся приготовлением пищи, выделкой шкур, собирательством, могли принимать участие в рыбной ловле, а при необходимости и помогать мужчинам в охоте на морского зверя.

Основной социальной единицей у оседлых коряков была семья. Мужчины из нескольких семей объединялись для строительства байдары. Добыча распределялась в таком случае поровну. Если же хозяином байдары был один из людей, принимавших участие в охоте, то он получал два пая. Мясом и жиром добытых морских зверей наделялись не только участники охоты, но и старики, и сироты, и немощные. Имущественное расслоение среди береговых оседлых коряков было слабее, чем среди оленных.

КОРЯКИ-ОЛЕНЕВОДЫ в отличие от оседлых коряков были более едины. Их хозяйство и быт существенно отличались от хозяйства и быта обитателей морских побережий.

Оленеводческое хозяйство коряков было замкнутым и обособленным. В нем не происходило заметных усовершенствований, все шло по выработанным веками традициям. Оленеводы кочевали по тундре, перемещаясь иногда на очень дальние расстояния: с Охотского моря на , оттуда к реке Апуке, впадающей в Берингово море.

Чавчувены приспособили свою жизнь к заботам об оленьих табунах. Зимовали в укрытых от ветра долинах, где снег не препятствовал оленям искать подножный корм.

Охота и рыболовство имели у коряков-оленеводов подсобное значение. Осенью они возвращались к семьям, а с первым снегом вновь отправлялись на зимние пастбища.

Стойбища оленных коряков состояли из нескольких яранг, крытых оленьими шкурами. В центре зимнего жилища раскладывали костёр, внутри были меховые пологи по количеству семей. При перекочевках все имущество перевозили на прочных легких нартах. В изготовлении нарт, возведении яранг люди проявляли изобретательность и мастерство.

Одежда оленных коряков изготовлялась из выделанных шкур. Она была разной: каждодневной и праздничной. Праздничную шили из тонко обработанной замши. Женщины носили серьги и браслеты из бисера, нанизанного на кожаный ремешок или нитку из жил.

Мужской и женский труд также разделялся: мужчины пасли оленей, охотились, изготовляли средства передвижения, а женщины готовили пищу, выделывали шкуры. Но при необходимости женщины помогали и в выпасе оленей.

У коряков-оленеводов существовали стойбищные объединения, при которых хозяева равного достатка выпасали оленей сообща. С появлением имущественного неравенства малооленные коряки группировались вокруг владельца больших оленьих табунов, являясь фактически его батраками. И хотя все же сохранялись некоторые правила уравнительного распределения мяса и шкур, наряду с общинной собственностью на пастбища и угодья появлялась и частная.

Использованные источники:

  • Сергеев В. Д. «Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период.» Дальневосточное книжное издательство, г. Петропавловск-Камчатский, 1992 г.

Коряки - одна из самых многочисленных народностей Камчатки, являющаяся древним коренным населением региона. Коряки имеют общих предков с североамериканскими индейцами: мифология и обрядовая культура, связывающая народы, сохранилась поныне.

Название

Впервые употребление названия «коряки» встречается в заметках российских колонизаторов XVIII столетия. Этноним заимствован у соседних племен эвенов и юкагиров. Первые употребляли название «карака», вторые - «хэёкэл», что означало «появляющийся из-за бугра». Русскоязычная адаптация привела к возникновению привычного наименования народности.
Существует версия, что этноним восходит к местному слову «хора», означающему «олень». А коряки - это «владеющие оленями», «связанные с оленями». Самоназвание народа иное, точнее существовало две группы этнически единых коряков, именовавших себя по-разному. Они различались территорией обитания и преобладающими занятиями.

  1. Тундровые кочевые коряки, занимающиеся разведением оленей. Места проживания - материковая часть Камчатки, полуостров Тайгонос, Пенжинская губа, низовые территории реки Апука. Основное занятие - оленеводство. Самоназвания - чавчыв, чавчувены, чавчывав, означает «оленевод».
  2. Оседлые береговые коряки. Занимали северо-западное и северо-восточное побережья Камчатки, побережье Карагинского залива. Основные занятия - добыча морских зверей, рыболовство, собирательство. Самоназвания - нымылъын, нымыланы, нымылъу.

Где живут, численность

Перепись 2010 года показала наличие 7953 представителей корякской народности на территории России. Проживание ограничивается зонами исторических мест обитания. Среди них:

  • Камчатский край - 6640 человек.
  • Магаданская область - около 700 человек.
  • Чукотский АО и другие регионы - около 600 человек.

Национальных поселений с преобладающим корякским населением не осталось. Коряки ассимилировались с русскими и другими соседскими народами, образовали единые населенные пункты. Представители народности составляют 30-40% в поселке Палана, Пенжинском, Карагинском районах Камчатского края.

Язык

Корякский язык относится к палеоазиатской языковой группе, чукотско-камчатской семье. Ежегодно число носителей языка сокращается, по данным переписей, им владело, считая родным:

  • 1959 г. - 99,6% коряков;
  • 1989 г. - 52,4% коряков;
  • 2010 г. - 18,3% коряков.

Письменностью народность не обладала, первый алфавит создан в 1931 г. на основе латиницы. Русская графика вводилась с 1937 г., в 1950 г. алфавит реформирован, приведен к современному виду. Существует алюторский диалект, свойственный для береговых коряков. Часть исследователей выделяет наречие в отдельный язык.

История


Древнейшие предки коряков пришли в регион 15 000 лет назад, мигрировав из Восточной Сибири. Часть племен осела в холодных северных регионах. Часть двинулась дальше, по льду перейдя перешеек и оказавшись на американском континенте, став предками индейцев Северной Америки. Между народностями прослеживаются единые мифологические представления, похожие обряды, ряд общих генов.

Коряки считались воинственным племенем, отлично владеющим луком и стрелами. Фольклор сохранил свидетельства о стычках с соседскими племенами и чужаками. Начало XVIII столетия ознаменовано колонизаторской политикой Российского государства. Последующее столетие береговые коряки отказывались принимать новую власть, отстаивая в сражениях независимость территорий.
Кочевые коряки согласились стать подданными России, платили ясак оленьими шкурами. Зафиксированы случаи участия в военных действиях на стороне русских против береговых коряков, соседних народностей. К середине XIX века положение нормализовалось, российская власть установилась на территории региона, началась ассимиляция коряков. С приходом советской власти кочевая жизнь сокращается, строятся общие с русскими переселенцами поселки, образуются колхозы. Ведется искоренение частной собственности, личных оленьих стад, преследуются шаманы.

Внешность


Наряду с другими северными народами, коряки относятся к арктическому типу монголоидной расы. Характерными чертами внешности являются:

  • низкий рост;
  • стройная и крепкая фигура;
  • круглое лицо:
  • сплюснутая голова;
  • выступающие скулы;
  • темная пигментация кожи;
  • большой рот с яркими губами;
  • длинный нос;
  • небольшие «живые» глаза»;
  • черные жесткие волосы;
  • малая растительность на теле и лице.

Исследователи отмечали привлекательность девушек, однако впечатление портило отсутствие гигиены. Представители народности никогда не мылись: для девушек это даже считалось позором, склонностью к распутству. Волосы расчесывали и заплетали в косы только старики и девушки, в ряде прибрежных корякских поселений мужчины брились наголо.

Одежда

Нательная одежда мужчин - штаны и рубаха из меха или шкуры, женщин - комбинезон из аналогичного материала. Береговые коряки шили штаны из тюленьих шкур, кочевые - из ровдуги, оленьих камусов. Национальная верхняя одежда обоих полов - кухлянка, плотная шуба глухого покроя ниже колен или до пола. Шили из оленьих шкур, зимой во время вылазок использовали двойные шубы - мехом внутрь и наружу.


Голову защищали съемными или пришитыми к кухлянкам меховыми капюшонами. На руки надевали двойные рукавицы из меха или оленьего камуса. Летом носили старые кухлянки с вытершимся мехом, легкие рубахи из ровдуги, в зимнее время укрывавшие кухлянку от загрязнений. Детям до 5 лет шили закрытые комбинезоны, часто без прорезей для конечностей. Задняя часть дополнялась кармашком, внутрь которого клали мох, хорошо впитывающий жидкость, - аналог современного подгузника.
Женщины украшали кухлянки по подолу собачьим или оленьим мехом, позже мехом пушных зверей. Широко использовалась меховая мозаика с геометрическим, анималистическим орнаментом. Нагрудник и спинка украшались бисером, бахромой, ремешками, кусочками меха нерпы. Девушки из кочевых племен отдавали предпочтение пестрому меху. Береговые чередовали полосы светлых и темных шкур.
Мужчины и женщины имели татуировки, несущие сакральное значение, обозначающие социальный статус. Размещали рисунки на видном месте: на ушах и лице. Способ нанесения типичный для северных народов: иглу с ниткой смазывали в жире и угле, затем пропускали под кожей, нанося узор. Например, продольные полоски вдоль носа женщины накалывали для излечения бесплодия.

Семейный уклад

Коряки селились родовыми патриархальными общинами, главами которых были старшие по возрасту мужчины. Семья численностью от 20 до 100 человек жила в одном или нескольких домах (ярангах, полуземлянках) в пределах одного стойбища, общинного поселения.
Береговые коряки практиковали индивидуальную собственность, личное ведение хозяйства. Для ловли рыбы и охоты на морских зверей создавали байдарочные объединения. Кочевые коряки признавали право общинного владения пастбищами и личных оленьих стад. Главой общины считался владелец наибольшего числа голов, вокруг которого объединялись родственники.


Мужчина выступал главой семьи, решал общественные вопросы, обеспечивал семью пищей, жильем, занимался тяжелым домашним трудом. Культ женщины, сохранившийся с древних времен, закреплял за женой равные с мужем права. Бытовал обычай отработки: сватовство предполагало переселение в дом выбранной девушки, работу на тестей.
Во время отработки запрещались контакты с будущей невестой: коряки ценили целомудрие. Незамужние девушки ограничивались в общении с противоположным полом, даже дать незнакомцу стакан воды считалось позором. Коряки слыли ярыми ревнивцами: комплимент, взгляд, тем более намерение в сторону чужой жены наказывалось, доходило до потасовок и убийств. Дабы не прослыть распутными, жены ревнивцев старались выглядеть непрезентабельно, предпочитали скромное поведение и замкнутость.

Жилище


Кочевые коряки отдавали предпочтение переносным ярангам: каркасным сооружениям, покрытым оленьими шкурами. Форма яранга напоминает азиатскую юрту небольшого размера: сохранение тепла стояло в приоритете. Внутри жилища размещался очаг, считавшийся неприкосновенным для чужаков. Вдоль стен размещали подвесные гамаки по числу проживавших в яранге пар. В холода в центре устанавливали «палатку», ставя внутрь лампу с тюленьим жиром: это позволяло спать без одежды даже в сильные морозы.

Береговые коряки строили полуземлянки, располагавшиеся в 3-10 км от побережья. На глубине 1,5 м устанавливались шесты-основы, заполнявшиеся по бокам бревнами высотой 4-6 м. Венчала конструкцию законопаченная восьмискатная крыша, защищавшая от снега и дождя, с вентиляционным окошком для дыма и зимним выходом.

Жизнь

Кочевая часть народности занималась разведением больших стад оленей: от 400 до 2000 голов. Каждый сезон ознаменовывался перекочевкой:

  1. Весна - переход на богатые ягелем пастбища, поскольку близилось время отела.
  2. Лето - перемещение в зоны с меньшим количеством мошкары, насекомых.
  3. Осень - перегон оленей ближе к постоянным стойбищам вблизи рек, поскольку близилось время забоя.
  4. Зима - недалекие перекочевки вблизи стойбища.

Главное занятие береговых коряков в древние и средневековые времена - охота на крупных морских животных: китов, тюленей, нерп. Охота на кита проводилась силами общины. Между скалами вблизи берега закреплялась сеть, придавленная тяжелыми валунами. На байдаре - лодке, обитой шкурами морских животных, - мужчины выслеживали кита, загоняя его в ловушку. Животное могло мучиться днями, когда ослабевало - добивали острогами, стрелами, гарпунами.

В XIX веке американский китобойный промысел снизил успех корякской охоты, основное значение приобрела рыбная ловля. Весной в прибрежные реки заплывали косяки лососевых рыб - нерка, кета, горбуша, в марте наступал сезон корюшки, апрель давал богатый улов сельди, зашедшей в спокойные воды для метания икры. Женщины занимались собирательством орехов, кореньев, трав, моллюсков. Зимой коряки охотились на оленей, горных баранов, зайцев, медведей, волков.

Религия

Традиционные верования коряков связаны с одушевлением всего сущего: животных, растений, явлений природы. Главный мифологический персонаж - Бог-Ворон, предания о котором сохранились у всех северных народов и индейцев Северной Америки. Ворон - создатель всего сущего, вместе с тем - плут и проказник, попадающий в нелепые истории.


Обрядами коряков заправляли шаманы, одетые в волчьи шкуры, сопровождающие сакральные действа горловым пением, игрой на варгане и большом бубне. Действа проходили в особых местах - аппапелях, наделенных в сознании народа мистическими свойствами. Среди них встречались сопки, камни причудливой формы, утесы, мысы. Обряды сопровождались жертвоприношениями оленей, собак, морских животных. Практиковалось использование сакральных предметов - аняпелей: тотемов, церемониальных масок, гадальных камней, амулетов, фигурок, символизирующих образы предков.

Традиции

Похоронные традиции коряков не искоренил даже приход христианства. Погребальную одежду готовили при жизни, не дошивая до конца: считалось, готовый наряд ведет к скорой гибели. После смерти родные дошивали костюм, обязательно грубыми стежками.
На протяжении трех дней после гибели умерший находился в общей юрте. Обязательно должен был быть один или несколько человек, которые в это время не спали, сидели с покойным, обращались с ним, как с живым. После тело предавали огню, собирая погребальные костры из хвойных веток.

Еда

Основу рациона кочевых коряков составляло вареное оленье мясо, береговых - мясо и жир морских животных. Из рыбы делали - юколу: жирные лососевые породы разделывали и высушивали на открытом воздухе. Шокирующее иностранцев блюдо - квашеные с икрой рыбьи головы, очищенные от жабр. Неприятный аромат отпугивает, однако коряки до сих пор считают блюдо изысканным лакомством.

Видео