О свободном доступе к водным объектам и береговой полосе. В шаге от воды Сколько стоит аренда береговой линии

ВК РФ Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

В мире очень мало истин. Почти любое событие можно подвергнуть критике. Кроме смены времен года. Хотим мы или нет — лето, рано или поздно, придет. Может быть через день, а может через месяц, в крайнем случае — через год. Но, лету быть! А большинство наших летних ассоциаций связано с пляжем. Удивительно, но и бизнес летом старается быть поближе к воде. И на это есть свои веские причины.

Лето — замечательная пора: снега, практически, нет; одежды — минимум; желаний и возможностей, наоборот, максимум. Едем в лес, на дачу, курорт или просто местный пляж — отдыхать и проводить теплые деньки с удовольствием. Шашлык недожаренный, потому что махать лень было; кебаб подгоревший, потому что слишком часто махали; кальян горчит — уголь плохой, а не потому что… что!?; теплая шаурма вместо холодного мороженого; комары, честное слово, размером со слона, да и жужжат еще; первый урожай редиски с грядки, прямо немытую; и ночной воздух, будоражащий желания и воображение. И это только за первый летний день. Что же делать в остальные? Отдыхать, поближе к воде! Ведь и сам человек, по правде говоря, это 70% воды, умеющих передвигаться.

Многие планы связаны с этим временем года. Некоторые направления бизнеса, с ярким сезонным характером, активизируются именно в летний период. Когда, как не летом, можно заработать на всем, что может хоть каплю ассоциироваться с летом? Заработок везде! Он легко находится на метре прибрежной полосы у более-менее неплохого водоема или реки. Но, для этого, дабы избежать трений с местными представителями власти, необходимо сделать все по закону — взять этот пляж в аренду .

Берем пляж в законную аренду

Законы Российской Федерации гарантируют гражданам страны беспрепятственный проход к любому естественному проточному водному объекту. Прибрежная полоса, шириною в 20 метров, также включена в этот доступ, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. На этой территории невозможно никаких ограждений, заборов, препятствий и платного прохода к воде — это федеральный закон !

Прочая законная деятельность, включая платное оказание услуг — разрешены. Стоит знать, что у всех водных ресурсов есть владелец. Большая часть объектов находится в муниципальной или федеральной собственности. Право собственности регулируется на основании статьи 8 Водного кодекса РФ №74-ФЗ .

Где конкретно говорится:

  • Все водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) за исключением ряда случаев.
  • Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

То есть, пляж у пруда или карьера может принадлежать какому-либо собственнику — владельцу самого земельного участка, где расположен водоем. Остальные пляжи (море, река, озеро) — в федеральной собственности.

В первом случае можно купить или взять в аренду участок с прудом и организовать полноценную зону отдыха. Именно здесь можно поставить забор, взимать плату за проход к воде, и, вообще, вести себя как настоящий собственник. Если нет пруда, его можно создать на собственном участке земли.

Пруды и обводненные карьеры с обустроенными пляжами, находящиеся в черте города говорят нам о том, что бизнес на них успешен, и это бизнес непосредственно владельца земельного участка. Конечно, он может сдавать пляж и в аренду, если, например, не хочет им заниматься. Но, размер аренды будет зависеть только от его желаний. И все, опять же, по закону.

В остальных случаях все поступают следующим образом. Если вы хотите взять участок городского пляжа, то необходимо обратиться в исполнительный комитет района города, где находится пляж. Если аренда возможна, то местные органы самоуправления обязаны устроить тендер и разыграть право аренды между всеми желающими. Чиновники в документации к тендеру выставят требования и правила оформления этого пляжа. Участники тендера, кроме предлагаемой цены, должны представить собственный проект этого пляжа, отвечающий требованиям муниципальных органов.

С проточными водоемами вне города работает представитель федеральной собственности — региональное управление Федерального Агентства водных ресурсов. Принцип аренды пляжа и, даже, части акватории примерно похож на муниципальный. Первоначально необходимо составить проект использования данного участка. С этой задачей справится любая проектная организация. Главное правило — никаких капитальных построек типа домов, коттеджей и прочих строений. Исключение — лодочные гаражи. С проектом необходимо обратиться в управление, где проект изучат и, в случае успеха, выдадут, так называемое, решение на строительство. Это не разрешение — это решение, не нужно путать. Решение — допуск к тендеру, где данный участок, по закону, чиновники разыгрывают на аукционе среди всех желающих обладателей готового проекта и решения на строительство. И… Правильно! Участников на аукционе будет не так много. В 99% случаях выигрыш аукциона гарантирован тому, кто первый захотел взять этот пляж в аренду.

Минимальная арендная плата в обоих случаях строго регламентируется законом и, по сути, довольно мала, что не может не радовать. Так, например, в ряде российских областей аренда нескольких метров пляжа не превышает 200 рублей в год. Договор можно заключить сроком до 20 лет.

Что делать дальше? Зарабатывать! А на чем? На всем!

На пляже деньги может принести всё, даже сам пляж. И речь идет не о платном входе, напоминаем, проход — бесплатен. Речь идет о всевозможных удобствах, размещенных на песке. От бунгало до шатра; лежаки, кресла и прочая мебель; в последнее время набирает популярность всевозможные надувные изделия — от матрасов до целых надувных городков. Все это, сдаваемое в аренду, за пару летних месяцев окупится сторицей. А в хранении занимает не так много места в любом гараже или на балконе.

Кроме самого пляжа, в зоне, отстоящей дальше 20 метров от береговой линии, можно также взять землю в аренду на общих условиях. В этом случае у бизнеса открывается еще больше возможностей. От фаст-фуда и проката спортивного инвентаря, до продажи сувениров и открытия бассейна — не обязательно в закрытом виде.

SPA-зона, находящаяся рядом с пляжем, с удобным чистым и теплым бассейном, позволит начать бизнес ранней весной, а зимой останавливаться лишь в самые морозные дни. Такие бассейны, при четкой организации, могут отобрать львиную долю популярности у пляжа. Удобство нынче в цене! Правда в цене и стоимость постройки такого объекта.

Кстати, говоря об удобствах. Они самые, да еще оборудованные душевыми кабинками — весьма доходный пляжный бизнес. И не забудьте про кабинки для переодевания.

В пляжном бизнесе важную роль играют новинки. Ежегодно, к сезону, производители выпускают массу новых аксессуаров, устройств и приспособлений для пляжного отдыха. Задача организатора бизнеса — отслеживать подобные новинки и своевременно их предлагать всем желающим — за деньги и денежки! Например, плавучий аквапарк… хотя нет, не будем об этом, это уже совсем другая история.

Новинка последних лет из области недорогих видов пляжного отдыха — надувные SUP борды. SUP (Stand Up Paddle) Boarding — гребля на доске стоя, серфинг с веслом. Вид активного отдыха на воде. Стоя на большой доске для серфинга, человек, гребя веслом, катается по водной глади. Подобный отдых подходит для любого спокойного водоема, в отличие от серфинга, невозможного без высоких волн. SUB боарды, с каждым новым летнем сезоном, покоряют все больше людей — от мала до велика!

В настоящей статье мы рассмотрим, какие действия необходимо произвести для того, чтобы арендовать озеро.
Учитывая специфику водных отношений, аренда водоемов происходит несколько иным образом, нежели аренда земельных участков. Арендовать озеро как отдельный земельный участок не получится по той простой причине, что в соответствии с Земельным кодексом РФ на землях покрытыми поверхностными водами не осуществляется образование земельных участок. То есть сформировать на озере земельный участок и взять его в аренду по закону нельзя. По этой же причине не получится оформить озеро в собственность или арендовать озеро.

Можно ли взять озеро в аренду?

Но это не означает, что озеро вообще никак не получится взять в аренду.
Имея некоторые познания в области водного законодательства, сделать это будет достаточно легко.
Аренда озера, например, под рекреационные цели оформляется через договор водопользования.
В этом случае можно оформить водопользование, как на все озеро, так и оформить аренду участка озера. Однако следует учесть, что после оформления водопользования ограждать его ни в коем случае нельзя.

Куда обратиться для аренды озера?

Для того чтобы оформить аренду (водопользование) озера нужно обратиться в территориальное подразделение Федерального агентства водных ресурсов (ФАВР) или же в региональный орган власти, уполномоченный распоряжаться водными объектами. Для начала с целью пониманию общей картины и возможности получения водного объекта в пользование рекомендуется сходить на прием специалистов органа власти. При предварительном одобрении можно готовить и подавать предусмотренный пакет документов для


Как узнать какие озера уже в аренде?

Сведения об арендуемых (используемых на основании договора водопользования объектах) содержаться в государственном водном реестре. Для запроса сведений о водном объекте из ГВР нужно предоставить в территориальный орган ФАВРа запрос по специальной форме. По результату получения этого запроса вы сможете узнать, арендовано уже озеро или нет. Следует иметь ввиду, что по данным водного реестра не всегда можно однозначно определить находится водный объект в аренде (пользовании на основании договора водопользования) или нет. Это связано с тем, что многие озера имеют достаточно большую площадь, поэтому для того, чтобы узнать находится испрашиваемая часть акватории в аренде или нет, необходимо сперва провести геодезические работы и определить границы на бумаге.

Аренда берега озера

Взять в аренду берег озера не будет такой уж сложной задачей, особенно если у Вас уже оформлено . Следует отметить, что взять в собственность берег озера (20-ти метровую полосу общего пользования) не получится, это запрещено законом. Для оформления аренды земли Вам необходимо обратиться в земельный отдел районной администрации и предоставить туда схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Для подготовки такой схемы необходимо будет заказать услуги кадастрового инженера. После проведения вышеуказанных действий земельный участок, который вы просите предоставить в аренду выставят на аукцион и за него еще придется поторговаться.

Сколько стоит аренда озера?

Стоимость платы за пользование озером совершенно незначительна. И так каковы конкретные цифры? Сколько стоит взять озеро в аренду? За 0.5 ГА вы заплатите не более 500 рублей в год. Однако не стоит забывать, что на водопользователя возлагается ряд других обязательств помимо внесения арендной платы.

Так, например, водопользователю вменяется обязанность по проведению регулярных наблюдение за экологическим состоянием озера. Такие работы по наблюдению может выполнять только специализированная организация с соответствующим допуском к таким работам. Услуги этой организации обходятся минимум 100 000 рублей в год.

Аренда озера документы

Основным документом, который подтверждает Ваше право аренды озером это заключенный договор водопользования. Кроме договора водопользования у Вас обязательно должна быть согласованная в Бассейном управлении программа регулярных наблюдений. Также обязательным документом при водопользовании является план водоохранных мероприятий, утвержденный органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение водным объектом.

После заключения договора водопользования необходимо обратиться в лабораторию, которая будет отбирать пробы воды и проверять их на предмет превышения предельно допустимых концентраций. Соответственно кроме указанных выше документов в обязательном порядке у Вас в наличии должен быть заключенный с аккредитованной лабораторией договор на отбор проб.

Участки, примыкающие к водоёмам

Действующее законодательство не относит земельные участки, прилегающие к водному объекту к составу земель водного фонда. Их предоставление осуществляется по общим правилам, регламентированным земельным законодательством, однако при этом следует учитывать специфику, установленную водным законодательством.

В преддверии рассмотрения данной специфики следует отметить, что согласно терминологии, используемой в Водном кодексе РФ, под береговой линией понимается граница водного объекта (а не земельный участок). В отношении же земельных участков, прилегающих к водному объекту, законодательством установлены определенные режимы их использования (в том числе, влияющие на возможность аренды такого земельного участка или ограничивающие арендатора в реализации определенных правомочий).

Вдоль береговой линии водного объекта общего пользования выделяется полоса земли (береговая полоса) предназначается для общего пользования. В связи с назначением указанной земли как объекта общего пользования предоставление земельных участков в пределах береговой полосы в собственность или постоянное пользование частным лицам не допускается. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженностью не более десяти километров (береговая полоса данных водных объектов составляет пять метров).

Помимо береговой полосы вдоль береговой линии водного объекта устанавливаются также водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Ширина водоохранных зон для пресных водоемов может составлять от 50 до 200 метров, для морей - до 500 метров. Ширина прибрежных защитных полос устанавливается от 30 до 50 метров, а для озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение - до 200 метров.

В границах водоохранных зон запрещаются:

Использование сточных вод для удобрения почв;

Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

Осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В целях аренды земельного участка, расположенного в границах водоохранной зоны, принципиально важное значение имеет то, что в границах водоохранных зон законодательством допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Более жесткие ограничения использования земельных участков установлены для земель в границах прибрежных защитных полос. Наряду с указанными выше ограничениями запрещаются:

Распашка земель;

Размещение отвалов размываемых грунтов;

Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Важное прикладное значение имеет то обстоятельство, что помимо отражения водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствующих документах на земельный участок,

границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос должны быть закреплены на местности специальными информационными знаками.

Следует учитывать, что в отношении водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, могут быть установлены зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В этом случае на земельные участки, входящие в соответствующие зоны или округа санитарной охраны, будут распространяться дополнительные ограничения в их использовании.

Лесной участок

Действующий в настоящее время Лесной кодекс РФ допускает возможность предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду как юридическими лицам, так и гражданам. При этом законодательством устанавливается ряд особых требований к порядку предоставления лесных участок в аренду и условий аренды, в том числе, с учетом вида использования лесного участка.

Так, объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Законодательно установлен максимальный и минимальный срок аренды лесного участка - от 10 до 49 лет. Специальный срок аренды (от 1 года до 49 лет) установлен для следующих видов использования лесных участков: а) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; б) использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; в) использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Следует принимать во внимание, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Принципиально важным моментом является то, что право на заключение договора аренды лесного участка может быть предоставлено лицу только по итогам проведения аукциона по продаже такого права. Исключения из данного правила установлены лишь в отношении указанных выше видов использования лесных участков, а также в отношении использования лесного участка для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Организация аукциона по продаже права аренды лесного участка и порядок его проведения подробно регламентированы главой 8 Лесного кодекса РФ. Положения данной главы во многом схожи с положениями Земельного кодекса РФ, регламентирующими проведение торгов по продаже земельных участков или права аренды земельных участков.

Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Помимо указанных особенностей заключения договоров аренды лесных участков, следует учитывать, что действующее лесное законодательство возлагает на арендатора некоторые обязанности, связанные со спецификой предмета аренды, а именно обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности, санитарной безопасности, лесовосстановления.

Таким образом, подытоживая сказанное Андреем Лебедевым, можно сделать следующие выводы:

. Если Вам обещают в аренду или собственность часть берега, примыкающего к воде, например, Истринского водохранилища, не спешите радоваться - 20 метров береговой полосы (от кромки воды) не разрешается передавать в собственность или постоянное пользование частным лицам.

. Собственник или арендатор водохранной зоны, размер которой варьируется от вида водоема, ограничен законом в использовании береговой земли. Строительство в таких зонах разрешено, но опять-таки с условиями и оговорками.

. Лесной участок, примыкающий к Вашим владениям Вы можете арендовать, но на условиях аукциона по продаже права аренды.

. Для собственных нужд, Вам не удаться арендовать лес на год или пять -- минимальный срок аренды лесного участка (за исключением специальных сроков) 10 лет, максимальный - 40.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Лесненко С.Ю.

Судей: Гребенщиковой В.А., Новиковой С.Н.

при участии

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013

по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.

По иску общества с ограниченной ответственностью "Вудлэнд"

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

заинтересованное лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края

об оспаривании решения

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.02.2014 до 15 часов 40 минут 25.02.2014.

Общество с ограниченной ответственностью "Вудлэнд" (ОГРН 1022501901366, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Союзная, 19-11; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Западная, 15; далее -управление), выраженного в письме от 25.02.2013 N 3140/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации здания - лодочный гараж (лит.12) и о возложении на управление обязанности в течение месяца со дня принятия решения утвердить и выдать обществу схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22; далее - департамент).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе управление просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - лодочный гараж (лит.12), о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.09.2007.

04.02.2013 общество обратилось в управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации указанного здания, в целях дальнейшего оформления земельного участка в аренду, приложив пакет необходимых документов.

Письмом от 25.02.2013 N 3140/20у орган местного самоуправления отказал в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с нахождением части площади участка (881 кв.м) в береговой полосе моря.

Считая, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы моря и относится к территориям общего пользования, в связи с чем заявитель не претерпевает негативных последствий от отсутствия договора аренды такого участка.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ управления в утверждении обществу схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотиву нахождения его в береговой полосе противоречит требованиям действующего законодательства.

В силу пунктов 11, 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В рассматриваемом случае общество испрашивает земельный участок в аренду.

Между тем, запрет либо ограничения на передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной двадцать метров), предназначенная для общего пользования; каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, положениями Водного и Земельного кодексов Российской Федерации не исключены из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе, при этом их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы действующим законодательством, в том числе пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал незаконным оспариваемый отказ управления, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, и обязал управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта является несостоятельным, поскольку вопросы использования арендатором земельного участка по назначению с учетом требований и ограничений, установленных действующим законодательством относятся к мероприятиям земельного контроля, а не к порядку рассмотрения обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Ссылка управления на то, что департамент не является уполномоченным органом на распоряжение данным земельным участком, поскольку собственность на него разграничена в силу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку предметом настоящего спора является вопрос об утверждении схемы земельного участка, что положениями пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочию органа местного самоуправления.

Иных доводов, препятствующих предоставлению земельного участка обществу для целей, не связанных со строительством (для установки и эксплуатации временной постройки для эксплуатации здания лодочного гаража), управлением не приведено.

Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судьи В.А. Гребенщикова
С.Н. Новикова

Обзор документа

Собственник лодочного гаража просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации данного объекта и оформления земли в аренду. Ему отказали на том основании, что часть участка находится в береговой полосе моря.

Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, признавшей такой отказ незаконным.

В силу Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

ЗК РФ запрещает приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом (ВК) РФ, а также земельные участки, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В спорном же случае земельный участок испрашивался в аренду. А ЗК РФ не запрещает и не ограничивает передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду.

В соответствии с ВК РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной 20 м), предназначенная для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т. ч. для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, ВК РФ и ЗК РФ не исключают из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе. Их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы не установлено.