Ялта как добраться до горы ай петри. Гора ай-петри в крыму

Гора Ай-Петри является одним из самых популярных мест Крыма и одной из его визитных карточек. Так же как и знаменитая канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри», которая делает посещение горы легкодоступным. Название горы греческих корней и означает «Святой Петр». Высота горы Ай-Петри в 1234 м даст вам возможность насладиться отличными панорамами и почувствовать разницу между субтропическим и горным климатом.

Как добраться до Ай-Петри

Гора Ай-Петри является одной из вершин Ай-Петринской яйлы, располагается над городом Алупка и поселком городского типа Кореиз (Мисхор не является отдельным населенным пунктом, а включен в состав Кореиза).

Канатная дорога на Ай-Петри

Официальное название канатной дороги на Ай-Петри — «Мисхор – Ай-Петри». Канатную дорогу можно считать отдельной достопримечательностью. Время работы с 9:00 до 17:00 на подъем и до 18:00 на спуск. Без перерыва и выходных. Только весной закрывается на профилактические работы. Актуальные цены и новости можно посмотреть на официальном сайте канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» .
Канатная дорога состоит из трех станций: «Мисхор» (располагается на высоте 86 м над уровнем моря) — нижняя станция, «Сосновый бор» (304 м) — средняя станция пересадки и верхняя станция «Ай-Петри» (1152 м).
Путешествие по канатной дороге начинается с нижней станции «Мисхор».

Название от одноименного селения Мисхор, которое сейчас не является самостоятельным и включен в состав поселка городского типа Кореиз. Сейчас Кореиз, Гаспра, Алупка, Семеиз располагаются так плотно друг к другу, что сложно визуально выделить один от другого. И все они, кстати, входят в городской округ Ялта. Поэтому когда мы выезжали из Алупки, то было не понятно, выехали ли мы из нее и въехали ли в Кореиз, было ощущение единого населенного пункта. Самое время ответить на вопрос:

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Как добраться до канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри»

  • На машине. С Южнобережного шоссе необходимо около бетонного указателя «72.Севастополь.Ялта.» и АЗС свернуть в сторону Кореиза (Мисхор) на ответвление дороги к Севастопольскому шоссе. Далее по кольцу выходим на Кореизское шоссе, а с него — на Алупкинское шоссе. Немного проехав, вы увидите стенд «Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри». Платная стоянка есть прямо рядом с нижней станцией Мисхор. Может быть, можно поставить машину и на обочине, но дорога там очень узкая и нам было боязно.
  • На общественном транспорте. Автобусная остановка «Канатная дорога», располагается непосредственно у нижней станции «Мисхор» и территориально принадлежит Кореизу. На ней останавливаются автобусы маршрутов № 102 (Автовокзал Ялты — Воронцовский парк Алупки) и №132 (Вещевой рынок Ялты – Воронцовский дворец Алупки). Интервалы движения: 15-30 мин.

Длина канатной дороги составляет 2980 м. Расстояние между нижней станцией «Мисхор» и средней станицей «Сосновый бор» — 1310 м. А вот расстояние между средней станцией и верхней «Ай-Петри» уже 1670 м, и нет ни одной опорной вышки. Часто встречается информация, что это самый длинный безопорный пролет в Европе, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Так же встречается информация (Википедия), что есть канатная дорога Reiteralpe которая обгоняет канатную дорогу «Мисхор — Ай-Петри» по этому показателю. На счет книги рекордов Гиннесса проверить информацию доподлинно не удалось, а вот канатная дорога Reiteralpe действительно есть и находиться она в Германии в населенном пункте Оберйеттенберг (Oberjettenberg). Длинна канатной дороги Reiteralpe 2100 м, а длинна ее безопорного пролета 1980 м, и введена она в эксплуатацию в 1965 году.

В то время как канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри» в 1967 году только начала строиться, в 1987 году первыми пассажирами была приемная комиссия, а введена в эксплуатацию она только в 1988 году. Получается, что в то время, когда была построена канатная дорога в Крыму, в Германии Reiteralpe уже была. Другое дело, что канатная дорога Reiteralpe используется техническим центром бундесвера, это военно-технический объект, соответственно, не уверен, что простым туристам получится прокатиться на этой канатной дороге. С этим же, наверное, и связана ее малоизвестность. Соответственно, можно однозначно сказать, что канатная дорога в Крыму «Мисхор – Ай-Петри» действительно обладает одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе и уж точно на первом месте по этому показателю из общедоступных.

Мы прибыли к нижней станции в 14:00 и довольно быстро пошли на посадку, но иногда бывают и большие очереди, особенно в сезон. Подъем происходит в среднем за 15 минут. На станции «Сосновый бор» пересаживаемся в следующую кабинку. Отсюда же операторы управляют канатной дорогой.



Канатная дорога маятникового типа, курсируют 4 кабинки в противофазе. Угол подъема кабинки возле горы 46 градусов. И это один из самых волнующих моментов, когда кабинка снижает скорость и вплотную подходит к стене горы.







Тропа к скалам «Зубцы»

После выхода с верхней станции, не долго думая, мы направились к главной достопримечательностям, на вершину и к скалам «Зубцы».



По пути встречается еще одна достопримечательность — клен Стевена. Данному дереву около 250 лет. Эти деревья являются эндемиками Крыма, то есть встречаются только на территории Южного берега Крыма. Этот вид был открыт Стевеном Христианом Христиановичем, российским ботаником шведского происхождения, первым директором Никитинского ботанического сада.

Идти до вершины недалеко, всего 500 м, периодически попадаются приободряющие знаки.

Выходим к вершине.





Подвесные мосты на скале «Зубцы»

Самый знаменитый символ Ай-Петри — это скалы Зубцы. Эта группа скал высотой 60-80 метров является древним рифом. Скалы образованы результатом выветривания пород неустойчивых известняков.

К одной из скал на летнее время делают подвесные мосты, по которым можно пройти со страховкой. Естественно, это развлечение платное – 500 рублей. В зимнее время подвесные мосты убирают, их просто может сорвать порывом ветра. Гора Ай-Петри славится своими сильными, порывистыми ветрами и является самой ветряной точной Крыма. Максимальная зафиксированная скорость 50 м/с.









Кроме того, для любителей воздушных процедур и приключений на вершине Ай-Петри организованна трасса троллей.

Вершина горы Ай-Петри

Высота горы Ай-Петри — 1234 м, и она является не самой высокой горой Ай-Петринской яйлы. Самой высокой является гора Рока (1346 м).

Ну и конечно, самое главное, зачем все поднимаются на гору Ай-Петри — это великолепные панорамы и виды.







И большой плюс Ай-Петри в том, что не надо обладать навыками альпиниста или идти в долгий и не простой для каждого поход, или даже брать дорогую экскурсию с заброской на внедорожнике (лошадях), чтобы оказаться на такой высоте с подобными красотами. Гора Ай-Петри доступна каждому. Конечно, в этом есть и свои особенности: посещаемость Ай-Петри очень высока. Но без этого никак: либо одно, либо другое. Кто же вдохновился высотными красотами, может посетить и другие вершины Крыма. Например, вершину высотою 1239 м, которую мы тоже посетили в рамках небольшого похода.

Некоторые фотографии уже можно назвать историческими. Они сделаны в первых числах октября 2016 года. Пространство рядом с верхней станцией очищается от торговых рядов и многочисленных кафе; как будет обустроено оно в будущем — покажет время. Надеемся, что красиво и разумно, с точки зрения сохранения природных объектов. Так же сознательно не писали о стоимости прохода по тропе к зубцам. Это тропа входит в перечень объектов Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Ранее проход был платный, как организовано будет в будущем, тоже покажет время.

Ай-Петринская Яйла

Обернувшись назад, увидим панораму Ай-Петринской яйлы.

Площадь Ай-Петринской яйлы около 300 км2. Климат резко отличается от субтропического климата Ялты. Поднимаясь на Ай-Петри надо это учитывать, температура может быть ниже, чем у моря на 6-10 градусов, одежду надо брать с собой соответствующую. Зимы тут полноценные, снежные и морозы до -25. Соответственно, это одно из немногих мест в Крыму, где возможно катание на горных лыжах, сноуборде и прочих вещах. Горнолыжный комплекс располагается недалеко от радиотехнического батальона, который не заметить не возможно, это белые шары, похожие на обсерваторию.

Так как гора Ай-Петри сложена известняками, то распространен сильный процесс карстования. Проще говоря, на Ай-Петри много пещер и карстовых воронок, провалов. В километре от вершины, и еще ближе от стоянки, расположены три оборудованных для посещения пещеры: Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка. Если есть время, то советуем их посетить. Мы же торопились, решили их посетить в следующий раз, так как в этот собирались в пещеры и , находящиеся на плато Чатыр-Даг. Но для их посещения надо ехать в отдельную экскурсию, а упомянутые три выше — рядом, в этом их несомненный плюс. И для первого ознакомления с пещерными красотами будут кстати.

Ай-Петринская яйла богата на достопримечательности природные и исторические, и, по-хорошему, требует отдельного изучения и осмотра. Наша прогулка на этом заканчивается. Спустились мы так же на канатной дороге, хотя можно было спуститься по серпантину и осмотреть по пути еще несколько достопримечательностей. Это, кстати, отличный вариант, если на канатную дорогу большая очередь, и она уже заканчивает свою работу (к 18:00).

Друзья, привет. Сегодня мы посетим необычное место - одну из вершин Крыма, гору Ай-Петри, которая находится на высоте 1234 метра над уровнем моря. И в отличии от многих других вершин, где уровень моря не виден, с Ай-Петри открывается вид на Черное море и весь Ялтинский район.

На высоте более 1000 метров над уровнем моря расположилось плато Ай-Петри, где поля, луга и холмы простираются до самого горизонта и наполнены невероятно девственной природой. Это место прекрасно подходит для прогулки. Мы решили посетить гору Ай-Петри. =)

Канатная дорога Мисхор - Ай-Петри


Добраться до плато можно на автомобиле или с помощью канатной дороги. От Ялты, на автовокзале сели на автобус № 102, маршрут которого проходит по самым известным достопримечательностям Ялтинского района, таким как: Ливадийский дворец, Ласточкино Гнездо, Воронцовский парк, и конечно, станция канатной дороги Мисхор-Ай-Петри, куда мы и направились.

Мы вышли из автобуса около канатной дороги, и к нам сразу подлетели таксисты с активными предложениями доехать до Ай-Петри на автомобиле, с заездом на водопад и лесное озеро, а обратно спуститься по канатной дороге. Подъем на канатной дороге стоит 250 рублей со взрослого человека. Автомобильную экскурсию на плато Ай-Петри нам предложили за такую же цену, и мы согласились.

Водитель лихо вписывался в повороты по узкому серпантину старой трассы Ялта-Бахчисарай, ведущему на плато Ай-Петри. Этот участок дороги считается очень опасным, за 23 километра подъема от Ялты до плато Ай-Петри насчитывается более 280 поворотов. По количеству поворотов на километр, эта дорога превзошла знаменитый серпантин, ведущий из Чиангмая в Пай. Так что, если кого-то укачивает, мы рекомендуем пользоваться канатной дорогой в обе стороны.

По пути наверх, мы остановились около водопада «Учан Су», что означает «летящая вода» (входной билет - 50 рублей). Этот водопад имеет 2 каскада общей высотой 98 метров, в сезон таяния снега и обильных дождей достигает максимального паводка.

Водопад Учан Су


Следующей остановкой было небольшое лесное озеро, а рядышком находился родник с вкусной водой.

Третью остановку на нашем подъеме на Ай-Петри мы сделали на высоте примерно 1000 метров: на одном из поворотов серпантина открывалась красивая панорама на Ялту и окрестности.

Далее, мы наконец-то заехали на плато Ай-Петри, и через несколько минут вышли из машины, недалеко от верхней станции канатной дороги. Здесь расположился целый городок - кафе и ресторанчики, конюшни, даже ослы и верблюды гуляют. Заглянули в чайхану, на стенах развешаны ковры, низкие столики с мягкими подушечками, за одним столом двое мужчин играли в нарды - ну, чем не Средняя Азия. =) А в меню лагман и шашлык, лепешки и салат, и прочие прелести кухни народов Азии.

Немного перекусили и пошли покорять плато горы Ай-Петри. Высочайшая точка плато Ай-Петри - это гора Рока - 1346 м над уровнем моря. Надо заметить, что нам очень повезло с погодой, целый день было солнечно. К чему я о погоде, дело в том, что плато Ай-Петри считается рекордсменом по количеству туманных дней в году, еще это самое ветреное место, да и уровень количества осадков здесь намного выше, чем на побережье.

Дорога на плато Ай-Петри


Далеко не безызвестный Большой каньон Крыма считается наиболее крупным образованием в Крыму, протяженность его составляет до 4-х километров, глубина которого достигает до шестисот метров, в некоторых местах расщелина каньона узкая, едва ли достигает 3-х метров. В конце каньона располагается озерцо, очень чистое с голубым отливом, на дне можно заметить рыбок, рядом располагается источник, который называется «Ванна Молодости и озеро Кара-голь», даже в знойное лето вода очень холодная.

За ограждение заходить не рекомендуется, но многие хотят постоять около мачты, символизирующей абсолютную вершину горы Ай-Петри. Я тоже сходил к мачте, там довольно скользкие камни, сильный ветер и пропасть рядом. Но вид открывается великолепный.

Полюбовались видами вокруг и пошли вниз на канатную дорогу. Внизу нас стали зазывать хозяева кафе и ресторанчиков, сувенирные лавочники предлагали свою продукцию, и конечно таксисты. Кстати, о такси, добраться до Ялты предлагают от 150 -200 рублей с человека. Обратили внимание на старинный автомобиль, на котором можно также прокатиться в Ялту, но цена прогулки будет 1500 рублей. =)

И хотя такси до Ялты казалось заманчивой идеей, мы проследовали нашему плану, в котором обязательным пунктом была канатная дорога. Не каждый день ведь можно прокатится по самой длинной, безопорной канатной дороге в Европе.

Канатная дорога состоит из двух пролетов. Верхний пролет занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный пролет канатной дороги в Европе, протяженностью 1670 метров под углом 46 градусов.

Поездка от верхней станции до нижней занимает чуть более 10 минут. Сначала, мы садимся на верхней станции, откуда спускаемся до средней станции на вагончике, вагончик двигается плавно и быстро, примерно за 5 минут спускается на среднюю станцию «Сосновый Бор», где все пассажиры пересаживаются в другой вагон, который еще минут 5 везет до самого низа.

Приветствую! Я приготовила для вас экскурсию с экстремальным восхождением. Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. Обновлено 04.01.2019 г.

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с перевозчиками (список перевозчиков за январь 2019 г. в ВК: https://vk.com/ai.petri?w=page-1728944_54122784 ). Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

Из-за отсутствия снега на крымских курортах в начале января 2019 г. плато Ай-Петри стало самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке.

2 января 2019г. на плато Ай-Петри движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».



Уважаемые, перед поездкой смотрите в Сети погодные условия в зимнее время! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Расчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак.

Актуальная информация о погоде на Ай — Петри: https://ru.snow-forecast.com/resorts/Ay-Petri/6day/mid или в указанной группе в ВК.


4 января 2019 года сошло 6 лавин, транспорт сам выбраться не смог, вызвали тяжёлую технику и шнекороторы для пробивки к застрявшим людям. Лавины накрыли много транспорта.


Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Наша поездка на Ай-Петри состоялась в середине марта, с дорогой повезло — снежные заторы повстречались нам лишь на северном спуске.


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса.


По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне).

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

На вершину Ай-Петри мы направились после прогулки по Ялтинской набережной во второй половине дня. С моря дул холодный ветер и я опасалась, что на верху мы замерзнем окончательно, но вышло наоборот.

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта нашего маршрута.

Просмотреть увеличенную карту

Второй отрезок ближе к плато настоящие американские горки с поворотами на 180°.

Как, я уже сказала, поездка состоялась в начале весны, поэтому листвы на деревьях не было. На середине пути мы остановились сделать несколько фото, дальше такой возможности не представилось из-за особенности трассы. Есть «карманы», но их лучше не занимать, мало ли кто свалится вам на голову …

Фото из группы ВКонтакте «Погода на Ай-Петри» сделаны 2 декабря 2018 года. Со стороны Бахчисарая дорога на Ай-Петри намного хуже, много ям.



В Сети появилась информация о том, что зимой 2019 г. дорогу на Ай-Петри закрывать не будут.

В этом году специалисты «Крымавтодора» решили изменить правило. На подходах к горе установят метеостанции, которые будут прогнозировать погоду и состояние дорожного полотна. Это даст дорожникам вовремя среагировать, обработать дорогу и привести её в рабочее состояние.

В марте в лесу целые поляны подснежников, но фраза «ой какие цветочки, давайте остановимся» была явно не уместной, поэтому сфотографировала то, что росло рядом с дорогой.


На некоторых участках ограждение полностью отсутствовало. Но мой вопрос: «Почему нет отбойников?», друг ответил: «Если мы будем лететь вниз, они нам не помогут». Спасибо, успокоил…

Оставалось дождаться, когда мы поднимемся на Ай-Петри. Мысленно я представляла, как выглядит плато, ведь в последний раз я была там еще лет ….дцать назад. Въехав на гору, оставили машины на свободном участке рядом с администрацией метеорологической станции.


С так называемой обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури утопало в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляли своими зарослями Алупку и Кореиз.

Тишина и умиротворение летали в воздухе, пока под моими ногами …..не зазвенело стекло.

В общем, вниз лучше не смотреть и до ограждения «видовой» площадки не дотрагиваться. Это я потом поняла, что для радости туристов есть совсем другая обзорная площадка, а эта, просто так, на всякий случай…

Вот и само ограждение с витиеватым орнаментом. Жаль, что еще немного, и оно улетит в пропасть. Как же обзорная площадка без ограждения останется….


Правее вдали, хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.

Прямо пойдешь — на разборки попадешь.

Вот такое «архитектурное» сооружение осталось после чей-то дележки. До 2011 года на этом месте находился лыжный клуб. Видимо, теперь эти развалины будут служить в назидание потомкам.

Дальше было совсем грустно. Настроенные рядами «кафе» и торговые палатки с непонятными сувенирами, не имеющими ничего общего с изделиями крымских мастеров. Особого колорита национальной кухни тоже не заметили, поэтому на обед никуда не заходили, оценить предлагаемые блюда не могу.



Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

По всем городам проходят субботники, а самая известная гора Крыма, из-за сложного подъема, остается в стороне от цивилизации. Нет даже самых обычных мусорных баков.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»….

На краю обрыва еще одна «архитектурная достопримечательность». Строилась с размахом так, чтоб ы из всех окон и горы, и море и солнце были видны.


На выцветшей вывеске надпись — Кафе «Веселый Роджер», лучшие рецепты восточной кухни.

Рядом с «восточной кухней» еще одна видовая площадка.



Здесь можно повернуться к морю и отвлечься от действительности, но только в одном направлении, потому что с других сторон всю красоту плато закрывают стройка и частные дома.




Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.

Еще в 2014 году в СМИ сообщили, что плато Ай-Петри приведено в порядок, убран весь строительный мусор и нет незаконных построек. Неужели было еще интереснее….

Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.

Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.

Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…

Вернувшись на стоянку, мы отправились на машинах через всю равнину плато.

Чем дальше на север, тем снега становилось больше. В низинах, там где снег еще не растаял, на склонах катались сноубордисты. Первый снег выпадает на Ай-Петри в октябре, а устойчивый слой сохраняется с середины декабря и до марта-апреля.


А нам предстоял затяжной спуск по горному серпантину в сторону Бахчисарйского района. В начале дороги была колея из снега и льда.

Раньше, при плохих погодных условиях для частных авто дорогу на Ай-Петри перекрывали и со стороны Ялты и со стороны Бахчисарая. Везде дежурила ДПС. Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки.

Желающие добраться на Ай-Петри могут без особого труда найти контакты перевозчика (ссылка выше) в социальных сетях. Отправляется комфортабельный транспорт ежедневно из Ялты.

Организаторы трансфера не скрывают, что на самом деле трасса закрыта. При этом, как именно «пробираются» перевозчики через посты ДПС выяснить не удалось: «У нас другие ходы. Неважно как, но мы доберемся».

Примерно в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .

Конечно, в марте там не так интересно, как в октябре.

Наша мартовская поездка на Ай-Петри завершилась. Впечатления остались неоднозначные.

Что происходит на Ай-Петри в июне 2018 года.

Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Интересно, чем удивит верхняя станция подъемника на Ай-Петри. Как будут развиваться события, покажет время. Статья все время обновляется.

Отели Крыма на Букинге . Под формой бронирования обязательно установите галочку в графе «Я путешествую по работе», из-за санкций Букинг заблокировал поиск отелей Крыма.

Благодарю за внимание!

Гора Ай-Петри - одна из самых ярких и интересных достопримечательностей Южного берега Крыма. Здесь путешественников ожидает живописный природный ландшафт, чистый горный воздух, тишина и покой, уникальные виды растений, завораживающие точки обзора как на Чёрное море, так и на города, окружающие Ай-Петри (Алупка, Мисхор, Ялта и др.).

Если и выбирать какие-нибудь обязательные пункты культурно-развлекательной программы в ходе посещения Крыма, то Ай-Петри определённо должно достаться одно из первых мест.

Гору на Южном берегу видно едва ли не отовсюду - поверни голову от Чёрного моря, и вот она - Ай-Петри, далёкая, прекрасная и манящая. С греческого название горы переводится как "Святой Пётр".

Высота Ай-Петри составляет 1234 метра. Много это или мало? Не Эверест, конечно, который возвышается аж на 8848 метров. Но он к нам и не близко. Лучше измерим Ай-Петри чем-то более доступным. Возьмём, например, обычный 20-этажный дом и поставим на него Останкинскую башню, а на неё ещё одну Останкинскую башню. И вот получится экзотическое сооружение сходное по высоте с горой Ай-Петри. А теперь представьте, какой оттуда вид открывается...

На Ай-Петри температура в среднем на 10 градусов ниже, чем в Ялте, и нередко бушует сильный ветер. Поэтому, едете вы или идёте к вершине, обязательно возьмите с собой тёплую одежду и/или ветровку, иначе рискуете заболеть или отбыть обратно несолоно хлебавши. Как пел Высоцкий , здесь вам не равнина, здесь климат иной .

Как добраться до Ай-Петри на транспорте?

Вопреки заголовку заметки, начнём с самых распространённых вариантов транспортировки себя на гору. Сразу стоит отметить, что и вагончик канатной дороги, и автомобиль частника доставляют туристов только до плато Ай-Петри , от него до вершины ещё придётся пройтись минут 15-30.

1) Канатная дорога "Мисхор - Ай-Петри"

Длина дороги составляет почти три километра, с учётом одной пересадки на промежуточной станции "Сосновый бор". Ехать всего 15 минут. Цена билета в один конец - 400 рублей (детям с 6 до 12 лет - 250 рублей ).

Из Ялты к началу канатной дороги следуют автобусы №102 и №132 , остановка "Канатная дорога". Можно добраться и от Воронцовского парка или Ласточкина гнезда на тех же автобусах, это удобно при ограниченном запасе времени, когда задача стоит - посмотреть всё за день, что вполне возможно. Хотя, я бы советовал так не делать, и уделить прогулке на Ай-Петри целый день, подробнее об этом ниже.

c 10 до 16 - на подъем; с 10 до 17 - на спуск. Без выходных. Однако канатная дорога может не функционировать из-за метеоусловий , это не такая уж и редкость. Поэтому если хочется прибыть на Ай-Петри именно таким путём, а за окном не пойми что, нелишним будет перед выходом уточнить работоспособность канатки - на официальном интернет-ресурсе и/или позвонить администраторам (телефоны есть на сайте). В зимний сезон канатная дорога может вовсе закрыться на профилактику, о чём проинформирует сайт.

Мне по канатной дороге не довелось прокатиться из-за погодных условий, дальнейшие строки основаны на отзывах из различных источников.

В сезон посетители жалуются на большие очереди в кассу - как на подъём, так и на спуск, доходит до двух часов ожидания. Это и понятно, Ай-Петри - место популярное, а кабинки на канатке небольшие, человек на 40. Запускать их в большем количестве тоже нет возможности по техническим причинам.

Стоит ли ожидание впечатлений? Тут мнения расходятся - у кого-то доступная визуальная панорама вызывает восторг, затмевающий очередь в кассу. Другие рецензенты сетуют на переизбыток людей в вагончике и духоту, а также на невозможность приемлемого обзора для всех пассажиров. Третьи сходятся на том, что один раз в любом случае прокатиться нужно, интересно, а вот второй уже не стоит. В плане экономии времени поездка выгодна только если не ждать посадки более 30 минут.

2) Частный легковой автотранспорт

Частники сосредотачиваются около кассы канатной дороги. Искать никого не надо, вам ещё на подходе много раз предложат "увлекательную поездку в горы".

Стоимость такая же, как и на канатке, 400 рублей [зимой, когда канатка не работает, ценник поднимается до 500 рублей ]. Бонусом к поездке некоторые водители предлагают бесплатную экскурсионную программу и три остановки в интересных точках по пути к Ай-Петри, в частности у водопада Учан-Су. С одной стороны - это безусловный плюс, с другой - сковывающие лимиты времени, не дающие возможности прогуляться по достопримечательностям в своё удовольствие.

Ехать на машине 30-40 минут, если без остановок. Привлекательных пейзажей за окном практически не будет. Дорога приемлемая, есть кочки, но никаких "американских горок". Хотя, некоторые туристы жалуются именно на некачественную дорогу, а также на лихачей-водителей. Тут кому как повезёт.

В зимнее время из-за снежных заносов автомобильная дорога на Ай-Петри может быть перекрыта .

Чтобы попасть на гору по средствам частного извоза, не обязательно добираться в Мисхор до начала канатной дороги. В Ялте, например, возле автовокзала хватает криков "Ай-Петри, кому на Ай-Петри?".


В обратную сторону ситуация схожая - почти все таксисты концентрируются у канатной станции. Уехать можно практически в любой из близлежащих городов (Алупка, Ялта, Мисхор, Кореиз и т.д.) за те же 400 рублей . Мест хватает, машин хватает.

3) Личный автомобиль

Здесь всё понятно. Дорога есть. Стоянка есть. Ехать недолго. Единственное, о чём не стоит забывать, - если дело происходит в зимнее время, не каждая машина способна проехать наверх без цепей на колёсах, да и с ними не каждая.

4) Централизованная экскурсия

Об экскурсиях подробнее в конце заметки - в дополнении от 2018 года.

Прогулка к плато Ай-Петри

Если хотите от посещения Ай-Петри действительно запоминающегося приключения, отличных эмоций и потрясающих видов, на гору нужно идти пешком. Либо с горы. А в идеале - без транспорта проделать путь и туда, и обратно. Благо, широкое разнообразие различных пешеходных маршрутов позволяет не повторяться, и с не меньшим интересом забираться на Ай-Петри и во второй, и в третий раз.

Маршрутов много , отличаются они не только географической принадлежностью и окружающим ландшафтом, но и протяжённостью, и сложностью, и уклоном, и расчётным временем на подъём. Есть специально обозначенные туристические тропы, есть и безымянные тропинки, иногда позволяющие срезать путь, а иногда от него уводящие.

В ходе прогулки настоятельно советую иметь на смартфоне навигатор . Да, вдоль троп встречаются указатели, но не часто и заметны они не всегда. К тому же, лишняя программа на мобильном в любом случае рюкзак не оттянет. В который раз, говоря о Крыме, рекомендую программу Maps.me . Она мало того, что отображает большинство тропинок, но и с успехом выстраивает по ним маршрут. А ещё навигатор показывает не только горизонтальное расстояние между конечными точками пути, но и вертикальное (уклон дороги), что позволяет наиболее продуктивно распределить свои силы. Maps.me - бесплатная программа с минимумом рекламы, легко устанавливается на большинство современных телефонов, подключения к интернету не требует (только чтобы саму карту скачать). А вот карты от Яндекса или Гугла мало помогут при походе на Ай-Петри, большинства троп на них попросту нет.

Нужна ли какая-то специальная подготовка, чтобы пройти по туристическим тропам, сложно ли это? Нет, всё вполне доступно. Прогулкой за грибами, правда, этот поход тоже не назовёшь, но ничего сверхъестественного. На пути часто попадаются беседки, скамейки, удобно поваленные деревья и уютные камешки, на которых можно присесть и отдохнуть, попить водички, перекусить. Тут и там встречаются завораживающие виды на окрестности, любование которыми и фотографирование тоже добавляют свои минуты отдыха. В итоге двигаешься вперёд в охотку и даже лёгкая усталость необременительна и приятна.

В зависимости от выбранного маршрута, скорости, рюкзака за плечами, путь до плато Ай-Петри (там, где располагается верхняя станция канатной дороги) отнимет от 2-х до 4-х часов . Это в среднем. Имеет смысл планировать свою прогулку только в светлое время суток, иначе существенно увеличивается риск заблудиться.

Какую тропу выбрать - этого советовать не буду, поскольку у каждой есть свои привлекательные стороны, точки маршрута и особенности. Можно и к Ялте выйти, и к Алупке, и к Гаспре...

Как выбирал я - по географическому признаку (ближе к месту жительства/автобусной остановке) и по принципу "покороче", поскольку и время поджимало, и в подобных походах у меня опыта лишь на чуть (вдруг, заплутаю). Выбор пал на Кореизскую тропу . Как говорят путешественники, она самая сложная в плане уклона. Но и самая короткая.

Немного о моей прогулке по Кореизской тропе

Не совсем понятно - где именно начинается Кореизская тропа, навигатор показывает одно место, большая часть путешественников говорят о другом. Но разницы по сути немного. Обе точки начала Кореизской тропы - на Южнобережном шоссе: одна у автобусной остановки (Гаспра или Самота, название на картах различается), другая - на следующей (Кореиз). От Гаспры до плато идти чуть дальше.



Вышел из автобуса я на остановке Гаспра и направился к тропе, но тут меня смутил шлагбаум, её перегораживающий, и вывеска, запрещающая проход. Они там на постоянной основе. Людей, правда, вокруг нет, непонятно, кто будет штрафовать. А вдруг? В общем, поскольку автобус уже уехал, я отправился по шоссе до следующей остановки пешком.

Пройти или проехать остановку Кореиз сложно, ведь рядом располагается огромный дорожный знак, Кореизская тропа начинается в двух шагах от него. Весь путь можно условно разделить на две половины. Первая - до беседки с родником (на картах выше - красная точка), лёгкая прогулка по лесу: удобная широкая дорога длиной в 2 километра, уклон сравнительно небольшой (290 метров). Идёшь по ней и идёшь, а вершина Ай-Петри всё далеко, и думаешь: "Неужели я попаду наверх? Или там где-то лифт будет дальше?". Но нет, лифта не будет, будет вторая половина пути, посложнее.

По поводу родника - к своей досаде я на него не наткнулся, но, как впоследствии уверяли местные жители, он там точно есть [похоже, он даже на фото попал], равно как есть и ещё один повыше (его я тоже не встретил). А вот беседку не заметить не получится. Здесь можно комфортно отдохнуть: скамейка, спинка, стол, крыша над головой. Правда, это будет более актуально при спуске. При подъёме и устать-то к тому времени ещё не успеваешь. От беседки можно пойти прямо по довольно внушительному уклону, а можно свернуть направо и сделать небольшой крюк, дорога здесь будет длиннее, но полегче.

Вторая условная половина Кореизской тропы - от беседки до плато Ай-Петри - длится 1,7 километра [если не делать крюк], а уклон увеличивается до 530 метров, что уже весьма ощутимо. Рекомендую до начала второго отрезка пути найти себе подходящую палку для дополнительной опоры , благо дефицита в них здесь не наблюдается. Да, уклон местами крут, но идти всё же комфортно. Тропа уже не широкая и чёткая, она не всегда различима, здесь может понадобиться gps-навигатор.

Виды окрестностей всё чаще и чаще будут стягивать на себя внимание и заставлять немного уйти с тропы в сторону, чтобы попасть на более привлекательную точку обзора. Тут важно не забывать смотреть себе под ноги. Каких-то серьёзных опасностей нет, но любители острых ощущений, конечно, найдут, как пощекотать себе нервы. Однако это вовсе не обязательно.

За всеми этими красотами как-то и не замечаешь, что путь-то закончился , и вот ты уже на плато Ай-Петри, довольно улыбаешься, оглядывая впереди толпу туристов, приехавших на машине или по канатной дороге. Огромную часть интересного приключения они пропустили, а ты нет. Приятно же?

Отчётное время прохода по Кореизской тропе - 2 часа . У меня прогулка заняла на час больше, избыток - это фотографии, видео, отдых на втором отрезке пути едва ли не каждые 50 метров. Вообще, я шёл расслабленно и в своё удовольствие, за спиной меня отягощал лишь наполовину пустой 40-литровый рюкзачок. За весь путь мне повстречалось всего три человека: девушка-турист с огромным рюкзачищем (она до плато добралась на час позже меня) и два тренирующихся местных парня.


Не забудьте взять с собой в дорогу достаточное количество питьевой воды. Само собой нужна удобная обувь, одежда, ветровка, головной убор. В период активации клещей, не лишними будут соответствующие нормы безопасности: заправленная длинная одежда, спрей, повышенное внимание к себе, любимому.

Плато Ай-Петри и путь на вершину

Помимо станции канатной дороги на плато располагаются смотровые площадки, кафе, несколько торговых лотков с сувенирами, платный туалет, автомобильная стоянка и прогрессирующая стройка. Раньше здесь было гораздо больше и палаток, и кафе, и различных торгашей. Недавно площадку "почистили", теперь на плато пустовато, но и прилипал значительно меньше. Впрочем, вам обязательно (и не раз) предложат покататься на лошади или квадроцикле.

Что похвально, некоторые торговые точки здесь принимают к оплате банковские карты. Цены более-менее средние.

Пройдя вглубь плато 500-800 метров, можно попасть к пещерам, доступным для посещения, - Ялтинской, Трёхглазке и Геофизической. Вход платный - по 200 рублей за каждую, экскурсии прилагаются.

Если повернуться к канатной дороге спиной, то путь на вершину будет слева. Всего 700 метров по сравнительно комфортной широкой каменистой дороге с небольшим уклоном (62 метра). Здесь уже туристов немало, заблудиться практически невозможно, а удобная обувь по-прежнему обязательна.

Что наверху?

Огороженная триангуляционная вышка с российским флагом, по ней отсчитываются те самые 1234 метра. Да, вышка за заборчиком, но никому из желающих это не мешает перелезть его и пофотографироваться над пропастью: полшажочка назад, и пиши пропало. Впрочем, легко можно сфотографироваться и на менее опасном месте, разницы по фото всё равно никто не заметит.

Между зубцами Ай-Петри протянуты канатные дорожки, за 500 рублей по ним предлагается прогуляться. Со страховкой, конечно. А ещё можно съехать с вершины на плато на неком подобии тарзанки. Стоит это удовольствие 1000 рублей , но учтите - имеются ограничения по весу.

Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса.
В горах моё сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах моё сердце, а сам я внизу!

Роберт Бёрнс

Дополнение от апреля 2018 года

В мартовской поездке по Крыму в 2018 году у меня в планах присутствовала прогулка на Ай-Петри, только уже другим маршрутом - через водопад Учан-Су; более длительным (10 км), но от этого и менее интенсивным. Перед поездкой, конечно, начались активные поиски в интернете - ходил ли кто на Ай-Петри в марте, какие сложности могут возникнуть в это время года, не опасно ли и пр. К сожалению, так ничего полезного мне найти и не удалось, разве что различные группы на просторах Вконтакта, предлагающие трансферы на гору.

Оказывается, зимой Ай-Петри весьма популярна у любителей сноуборда и лыж. Здесь имеется несколько весьма качественных спусков. Но да сейчас не о том. Насторожило меня достаточное для катания количество снега на горе в марте месяце. Ведь снег и сам по себе способен существенно утяжелить прогулку, а уж что говорить о насте и льде, которые в горах попросту опасны. И вот в таких условиях ни одного хоть более-менее подробного рассказа о прогулке на гору. Не будет его и от меня, поскольку у нас по разным причинам поход на Ай-Петри был заменён экскурсией, о которой подробнее ниже.

Но добавлю несколько наблюдений - в самом начале пути на Ай-Петри земля очень даже пригодна для комфортной прогулки, с подъёмом она становится более влажной, но не до кашеобразной степени, чтобы ноги в ней хлюпали, наверху всё вновь выглядит здорово. К 15 марта снег стаял почти весь, лишь на плато (и, возможно, на самой вершине) остались небольшие снежные островки (см. на фотографии). Температура при этом в течение ближайших дней колебалась на нулевой отметке (+/- 5°C), минус - ночью, плюс - днём. В общем, на первый взгляд вполне приемлемо для похода, сам бы, как минимум, рискнул попробовать, но никого не агитирую.

Экскурсия на Ай-Петри, или Долгая поездка в харчевню

Мы брали билеты на набережной Ялты, в одной из экскурсионных палаток. Насколько я понял, экскурсии на Ай-Петри (а возможно и в другие места) наборные, и все эти палатки и лоточки в различных частях города лишь посредники. Нам билет продала одна гражданка, она же ждала у палатки в день экскурсии, до маршрутки вела другая, а непосредственно сопровождающим и «экскурсоводом» выступал уже мужчина. Вероятно, как брат предположил, здесь очередная схема, чтобы не платить налоги и уйти от ответственности в случае чего. На руках нам даже билетов не оставили.

Что предлагают : 4-часовая экскурсия с несколькими остановками и интересным рассказом. Всё удовольствие обойдётся в 1000 рублей . Т.е. цена та же, что и у частников (зимой, напомню, они берут 500 рублей за дорогу в один конец), однако имеется какая-никакая гарантированная программа и времени вполне достаточно для осмотра, как мы предполагали : 1,5 часа на дорогу туда-обратно, 1 час на остановки по пути к плато и 1,5 часа на прогулку до вершины Ай-Петри и неспешное созерцание окрестностей. Минусом выглядела только маршрутка на 16 человек, полностью забитая, но зато не надо искать частника, договариваться с ним.

Что получили :


Учан-Су с крымскотатарского переводится как «Летящая вода». Высота водопада составляет почти 1 километр. В начале весны, когда обильно тает снег, Учан-Су особенно примечателен и эффектен. Портят картину разве что множественные заграждения и какая-то длинная труба (похоже, водозабор).


Помимо обычной пешей прогулки добраться до водопада можно и другим бюджетным способом, безо всяких экскурсий или частников. До Учан-Су от автовокзала Ялты ходит обычный рейсовый автобус №30 . Время отправления от автовокзала: 7-30, 8-40, 10-20, 12-00, 14-00, 15-40, 17-30 . В обратную сторону: 7-50, 9-30, 11-10, 13-00, 14-50, 16-30, 18-15 . Перед поездкой имеет смысл лишний раз уточнить расписание на вокзале.

Этот автобус позволяет не только полюбоваться на водопад без лишних затрат, но и существенно сократить пешеходный маршрут до Ай-Петри или обратно.

О других достопримечательностях Ялты и окрестностей читайте в этой заметке. На этом всё. Благодарю за внимание!

Чаще всего этот вопрос возникает у приезжих пилотов, хотя и местные могут знать не все варианты. Рассмотрим плюсы и минусы каждого способа. Разберемся, какому отдать предпочтение в разных ситуациях. Приступим.

Способ №1. На своем авто

Подъем на плато Ай-Петри на автомобиле занимает около 40 минут.

Едем по Севастопольской трассе до санатория «Узбекистан». Там увидим развилку и указатель на Ай-Петри. Дальше по серпантину до поселка Охотничье.

Преимущества:

  • Вы ни от кого не зависите.
  • Едете от своего дома непосредственно к месту старта, в нужное время.

Недостатки:

  • Машину надо будет как-то спустить с горы. Если Вы улетели далеко, это становится проблемой. Выход — пригласить знакомого водителя (друга, родственника), который спустит машину.
  • Поездка по горной дороге требует от водителя определенного опыта.

Вариант: попроситься в машину к другому пилоту, у которого есть место.

Способ №2. На такси

Всем идеальный вариант, но дорогой.

Помимо классического вызова такси по телефону, можно заказать трансфер на Ай-Петри в интернете. Сейчас в социальных сетях есть великое множество групп, предоставляющих эту услугу. Их не сложно найти через поиск:

Способ № 3. Заказать машину (скорее микроавтобус) вместе с группой пилотов

Преимущества:

  • В складчину намного дешевле.
  • Вы прибудете непосредственно к месту старта и в оптимальное, заранее оговоренное время.

Недостатки:

  • Организационные сложности. Кому-то надо искать и водителя и пилотов, договариваться о цене, сделать много звонков по телефону (или, как вариант, переписываться в интернете). Довольно хлопотно.

Способ №4. На маршрутке

Маршрутки на Ай-Петри отправляются с ялтинского автовокзала. Это не рейсовые, а частные микроавтобусы. На момент написания статьи стоимость проезда — 350 р. Но может измениться. Обычно маршрутчики громко зазывают всех подряд в рйоне нижней платформы автовокзала, найти их не составляет труда.

Преимущества:

  • Вы не привязаны к оставшейся на горе машине.
  • Не надо заморачиваться с организацией трансфера.
  • Ощутимо дешевле, чем такси.

Недостатки:

  • Зависимость от расписания.
  • К месту старта от остановки придется топать пешком.
  • Водителю и другим пассажирам может не понравиться ваш рюкзак.

Способ №5. На попутках от санатория «Узбекистан»

Один из любимых способов ялтинских пилотов.

Добраться до остановки «санаторий Узбекистан» не сложно: сюда ходит много рейсовых автобусов. Голосовать выше развилки.

Вариант: на своей машине доехать до кладбища (это немного выше по серпантину). И уже отсюда ловить попутку, а машину оставить внизу. Ялтинские пилоты делают так довольно часто. В любом случае, проблема спуска машины с горы отпадает.

Преимущества:

  • Дешево. Как правило, водители берут символическую плату.
  • Просто в реализации. Не надо ни с кем заранее договариваться и созваниваться.
  • Не болит голова из-за спуска автомобиля с горы.
  • Вы едете в удобное для вас время, а не по расписанию.

Недостатки:

  • Иногда долго никто не подбирает (такое случается крайне редко).

Способ №6. На канатной дороге

Не совсем из Ялты, но тем не менее. Нижняя станция канатной дороги расположена в поселке Мисхор.

Контакты и график работы со страницыканатной дороги «Мисхор-Ай-Петри» на LemonPages (lemonp.ru/23.4-mishor-aj-petri.html ):

Преимущества:

  • Дешевле, чем такси.
  • Красиво. Хотя теми же видами можно любоваться уже с параплана.

Недостатки:

  • Из Ялты надо сначала ехать в Мисхор
  • Зависимость от расписания
  • К месту старта еще порядочно топать

UPD: Информация с официального сайта: канатная дорога закрыта на профилактические работы. Ориентировочно до 20 апреля.