Столица косово как называется. История конфликта в Косово

Кандидат от Демократической партии Борис Тадич с небольшим отрывом во втором туре выборов одержал победу над лидером Сербской радикальной партии Томиславом Николичем.

Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.
В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980 х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана «Освободительная армия Косово» (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием «Союзническая сила», продолжавшаяся до 20 июня 1999 г., когда был завершен вывод югославских войск.

Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тыс. этнических сербов.

Сегодня косовское урегулирование остается наиболее проблемным вопросом балканской повестки дня. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

Под эгидой МООНК действует международная полиция (3 тыс. чел.). В ее задачи входит обеспечение законности и правопорядка в крае, мониторинг деятельности Косовской полицейской службы (6,2 тыс. чел.). Квота Российского полицейского контингента в составе МООНК 81 человек.

В мае 2001 года глава МООНК утвердил «Конституционные рамки временного самоуправления в Косово», в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.

24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28 29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Россия поддерживает международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции №1244 СБ ООН. Россия активно участвует в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивает приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считают, что единственный выход из тупика «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляют, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.

История:

В результате Балканских войн 1912-1913 годов большая часть территории Косова вошла в состав Сербии (небольшой район на северо-западе был присоединён к Черногории). Тогда же было образовано независимое Албанское государство. Тот факт, что более половины этнических албанцев осталось за пределами Албании способствовал обострению албано-славянских противоречий в регионе. Кроме того, территориальные изменения стали началом нового витка этнических миграций: в Косово стали переселяться сербы из других районов, что поощрялось правительством Сербии, часть албанского населения эмигрировала за пределы страны. В годы Первой мировой войны в результате поражений сербской армии в 1915 году территорию Косова захватили войска Австро-Венгрии и Болгарии. Албанцы в войне в целом поддерживали Центральные державы и участвовали в боях против сербов. Летом-осенью 1918 году сербские войска вновь освободили Косово, а по завершении войны край вошёл в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года - Югославия). В рамках Югославии албанский вопрос сохранял свою актуальность. Албанские националисты развернули партизанскую войну за присоединение Косова к Албании, в то время как правительство поощряло колонизацию края черногорскими крестьянами. В межвоенный период Косово покинуло несколько десятков тысяч албанцев.

В годы Второй мировой войны большая часть Косова была включена в состав итальянского протектората Албания. В период итальянской оккупации албанские вооружённые формирования развернули борьбу за изгнание сербов с территории края. По сербским оценкам, от 10 до 40 тысяч было убито, от 70 до 100 тысяч человек было вынуждено покинуть Косово. В 1944 году, во многом благодаря усилиям косовских партизан, территория края была освобождена и вновь вошла в состав Югославии. По конституции Федеративной народной республики Югославия 1946 года был образован автономный край Косово и Метохия в составе Социалистической республики Сербия. Тито, надеясь на вхождение в состав Югославии Албании, поощрял переселение в Косово албанцев и, наоборот, ограничивал возможности для возвращения сербского населения. Хотя по уровню развития экономики Косово уступало другим регионам Югославии, уровень жизни здесь был существенно выше, чем в соседней Албании, что способствовало притоку беженцев оттуда. К 1960-м годам соотношение долей албанцев и сербов в крае составляло уже 9:1. Несмотря на постепенное расширение автономии Косова, среди албанского населения усиливались стремление к самостоятельности и ориентация на режим Энвера Ходжи в соседней Албании.

В 1968 году по краю прокатилась волна выступлений албанских радикалов. Борьба приобрела форму партийных разногласий Союза коммунистов Сербии и Союза коммунистов Косова. В том же году власти края убрали из его названия слово «Метохия» под предлогом его неиспользования албанским большинством, однако официально край сохранял своё старое название ещё 6 лет до 1974 года, когда была принята новая Конституция, а в название края было также внесено слово «социалистический» (Социалистический автономный край Косово), данный вариант был отменён Милошевичем в 1989 году.

По новой Конституции автономия Косова была существенно расширена. Край получил своего представителя в составе Президиума Югославии с правом вето, албанский язык стал одним из официальных, открылась возможность создания албанских средних и высших учебных заведений. Однако Косово по-прежнему оставалось автономным краем в составе Сербии.

В 1981 году в крае состоялись массовые студенческие манифестации с требованием предоставить Косову статус полноправной республики в рамках Югославии, вылившиеся в кровавые столкновения и подавленные федеральными войсками. Сербо-албанское противостояние вышло на новый уровень: сербы подвергались дискриминации местными органами власти, участились столкновения на этнической почве, албанское национальное движение радикализировалось, а среди сербов росли антиалбанские настроения. В 1986 году был опубликован первый манифест части сербской интеллигенции, призывавший к «деалбанизации» Косова.

Сербо-албанский антагонизм обострился после прихода к власти в Югославии Слободана Милошевича в 1988 году, который используя националистическую риторику смог завоевать широкую популярность среди сербского населения в условиях начавшегося распада Югославии. В 1989 году в Сербии состоялся референдум, утвердивший новую конституцию, которая радикально урезала автономию национальных краёв. Косовские албанцы бойкотировали референдум. По его результатам в Косове был распущен парламент, прекратилось вещание государственных радио и телевизионных станций на албанском языке, начались увольнения албанцев из государственных структур, в некоторых учреждениях образования было свёрнуто преподавание на албанском. В ответ начались массовые забастовки, акции протеста, этнические столкновения. В 1990 году в Косово было введено чрезвычайное положение. Тем не менее сепаратисткие стремления среди албанцев возрастали. 22 сентября 1991 года было провозглашено создание независимой республики Косово, а затем проведены несанкционированные (среди албанской общины) референдум о независимости и президентские выборы, на которых президентом был избран Ибрагим Ругова. 22 октября 1991 года независимость Республики Косово признала Албания. Началось формирование вооружённых формирований сепаратистов, которые в 1996 году были объединены в Армию освобождения Косова. В крае развернулась партизанско-террористическая война, жертвами которой стали сотни мирных жителей, чиновников и военных Югославии. Первоначально борьбу с сепаратистами вели лишь милицейские подразделения, но в 1998 году в военные действия вступила югославская армия. Война сопровождалась массовыми репрессиями, убийствами мирных жителей и этническими чистками с обеих сторон конфликта. Албанскими боевиками были разрушены многие памятники православной культуры. В 1999 году в военные действия вмешалась НАТО: массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты. Около полумиллиона, в основном албанцев, осталось без крова. В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН, что и было осуществлено на основании резолюции СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 года.

После установления в Косове временной администрации миссии ООН значительное число беженцев осталось на территории Сербии, главным образом из числа сербов и цыган. По сербским данным, их число в 2002 году составляло 277 тыс. человек.

23 октября 2004 года под контролем временной администрации прошли выборы в парламент Косова. Большинство голосов (47 %) было отдано Демократическому союзу Косово (лидер - Ибрагим Ругова, умеренные). Демократическая партия Косово (лидер - бывший полевой командир Хашим Тачи) получила 27 % голосов. Ещё один бывший командир Армии освобождения Косова - Рамуш Харадинай - возглавлял партию Альянс за будущее Косово. Все албанские партии выступали за независимость края. Подавляющее большинство косовских сербов выборы проигнорировало - проголосовало около 900 человек, то есть менее 1 % сербского населения. По их мнению, в крае не было создано нормальных условий для проведения выборов, что доказало кровопролитие в марте 2004 года, когда в результате беспорядков и погромов 19 человек погибли, 4 тысячи сербов и других неалбанцев лишились крова, были сожжены сотни домов и разрушены десятки православных храмов и монастырей.

Количество мест в парламенте Косово распределяется по этническому признаку: этническим албанцам принадлежит 100 мест из 120, остальные зарезервированы за национальными меньшинствами, в том числе 10 - за сербами. Президента и правительство Косова выбирает парламент. В ведении временной администрации миссии ООН находились милиция и система правосудия, гражданская администрация, формирование гражданских институтов и демократизация, восстановление хозяйства и экономическое развитие. Постепенно функции внутреннего управления были переданы органам власти Косова.

6 декабря правительство Косова возглавил Рамуш Харадинай. В марте 2005 года он подал в отставку. Ему на смену пришёл более умеренный Байрам Косуми. После смерти в 2006 году Ибрагима Руговы президентом был избран Фатмир Сейдиу, а премьер-министром вновь стал бывший полевой командир АОК - Агим Чеку. В ноябре 2006 года Чеку находился с неофициальным визитом в Москве по приглашению Комитета Госдумы РФ по международным делам, где провёл переговоры в МИД РФ, а также с российскими депутатами, которые призвали албанское руководство к прямым контактам с Белградом. C 9 января 2008 года правительство Косово возглавляет Хашим Тачи, в прошлом полевой командир Армии Освобождении Косова.

Первоначально в отношении Косова мировое сообщество пыталось применить формулу «стандарты до статуса», которая предполагала достижение консенсуса между всеми политическими силами и этническими группами, и лишь после этого - определение статуса края. Эта политика, однако, не привела ни к возвращению в край сербов, ни к прекращению насилия. В октябре 2005 года Совет безопасности ООН высказался за начало переговоров о статусе края.

31 января 2006 года на заседании контактной группы по Косову на уровне министров иностранных дел (Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, ЕС и НАТО) было принято заявление, согласно которому «при решении вопроса о статусе Косово необходимо полностью принять во внимание характер косовской проблемы, которая оформилась в результате распада Югославии, последовавших за этим конфликтов, этнических чисток и событий 1999 года, а также его длительного пребывания под международным управлением на основе резолюции ООН 1244». Министры высказались за необходимость предпринять все усилия для достижения договорённости по Косову уже в 2006 году. Россия выступила против установления конкретных сроков урегулирования, так же как и Сербия. Были согласованы три основных принципа переговоров: Косово не может быть возвращено под управление Сербии, не может быть разделено и не может быть присоединено к другому государству. Главой международных посредников по урегулированию проблемы Косова назначен бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари.

Переговоры о статусе Косова между сербами и косовскими албанцами начались 20 февраля 2006 года в Вене при посредничестве специального представителя генерального секретаря ООН Марти Ахтисаари. Албанская позиция заключалась в требовании предоставить Косову полной и безоговорочной независимости. Сербия рассчитывала сохранить хотя бы формальный контроль над Косово и настаивала на том, чтобы косовским сербам в местах компактного проживания было предоставлено самоуправление в вопросах здравоохранения, образования, юридической и социальной службы, а также вопросах безопасности. Правовой основой переговоров оставалась резолюция 1244, в которой, в частности, содержалось подтверждение «незыблемости суверенитета и территориального интегритета Федеральной республики Югославия» и не упоминалось ничего большего, чем «предоставление существенной автономии в составе Югославии».

17 февраля 2008 года Парламент Косова объявил о независимости Косова в одностороннем порядке. 14 марта косовские сербы, протестующие против независимости края, приступили к действиям и захватили здание албанского суда. Здание штурмовало около 200 человек и они удерживали здание 3 дня. 17 марта усиленные войска ООН в количестве 500 человек отбили здание и арестовали 53 человека. Однако когда арестованных перевозил конвой ООН, на него напала толпа сербов и закидала камнями, бутылками с зажигательной смесью, гранатами. Всего оказались ранены 42 военных и сильно повреждены 2 машины. После этого войскам ООН было приказано покинуть сербский анклав на севере края. В ночь на вторник один украинский миротворец скончался.

15 ноября 2009 года в Косове состоялись первые с момента объявления независимости края муниципальные выборы. Победу на них одержала Демократическая партия Косова премьер-министра страны Хашима Тачи. Второе место досталось их оппонентам из Демократической лиги Косова, возглавляемой президентом страны Фатмиром Сейдиу. Третьим пришёл Альянс за будущее Косова во главе с одним из основателей Армии освобождения Косова Рамушем Харадинаем.

1 декабря 2009 года в Международном суде в Гааге начались слушания о законности одностороннего провозглашения независимости Косово. 22 июля 2010 года Международный суд ООН признал законность решения властей Косово о провозглашении независимости от Сербии

15 октября 2010 года в стране произошёл первый в её истории политический кризис: Демократическая лига Косова под руководством бывшего президента Фатмира Сейдиу решила выйти из правящей коалиции. Кризис начался в октябре, когда конституционный суд страны вынес решение, согласно которому президент страны не может быть одновременно лидером партии.

8 марта 2011 года в Брюсселе прошли первые за историю Косова переговоры с Сербией. Политический статус Косова не обсуждался. Позиция Белграда: улучшение жизни сербской общины в Косово. Позиция Приштины: нормализация отношений с Сербией.

В июле 2011 года возник конфликт между властями самопровозглашённой Республики Косово и косовскими сербами за контроль над двумя переходами на границе края с Центральной Сербией, которую косовские власти рассматривают как государственную. Фактически на стороне Косова выступили и силы KFOR. Конфликту предшествовали безуспешные переговоры Приштины и Белграда о таможенном регулировании.

19 апреля 2013 г. в Брюсселе премьер-министр Сербии Ивица Дачич и премьер-министр Косово Хашим Тачи парафировали соглашение о принципах нормализации отношений. Оно касается статуса и функций сербских общин на севере Косово, но не статуса самого Косово. Соглашение предусматривает формирование нового единого сообщества/ассоциации сербских общин Косово, которые должны контролировать области экономического развития, образования, здравоохранения, городского и сельского хозяйства. Дополнительными полномочиями это объединение могут наделить “центральные власти” Косово. Полицейские подразделения сербской части Косово должны быть полностью интегрированы в единую косовскую службу, однако командовать региональным полицейским управлением, которое возьмет под контроль четыре сербские общины (Северная Митровица, Звечан, Зубин Поток и Лепосавич), должен косовский серб. Судебные органы северного Косово должны быть интегрированы в косовские и действовать по косовским законам, однако в сербской части города Косовска-Митровица должен быть учрежден особый окружной суд. Предусмотрено проведение в 2013 году при поддержке ОБСЕ выборов в руководство сербских муниципалитетов. Сербия и Косово договорились не блокировать процесс вхождения друг друга в состав ЕС. Для реализации соглашения при поддержке ЕС должен быть сформирован совместный комитет. Многие сербские оппозиционные партии, Сербская православная церковь, движения националистического толка и косовские сербы выступают против соглашения с Косово, поскольку считают его предательством национальных интересов.

Признавшие страны:

Афганистан, Коста-Рика, Албания, Франция, Турция, США, Великобритания, Австралия, Сенегал, Латвия, Германия, Эстония, Италия, Дания, Люксембург, Перу, Бельгия, Польша, Швейцария, Австрия, Ирландия, Швеция, Нидерланды, Исландия, Словения, Финляндия, Япония, Канада, Монако, Венгрия, Хорватия, Болгария, Лихтенштейн, Республика Корея, Норвегия, Маршалловы Острова, Науру, Буркина-Фасо, Литва, Сан-Марино, Чехия, Либерия, Сьерра-Леоне, Колумбия, Белиз, Мальта, Самоа, Португалия, Черногория, Македония, ОАЭ, Малайзия, Микронезия, Панама, Мальдивы, Палау, Гамбия, Саудовская Аравия, Коморы, Бахрейн, Иордания, Доминиканская Республика, Новая Зеландия, Малави, Мавритания, Свазиленд, Вануату, Джибути, Сомали, Гондурас, Кирибати, Тувалу, Катар, Гвинея-Бисау, Оман, Андорра, Центральноафриканская Республика, Гвинея, Нигер, Бенин, Сент-Люсия, Нигерия, Габон, Кот-д’Ивуар, Кувейт, Гана, Гаити, Уганда, Сан-Томе и Принсипи, Бруней, Чад, Папуа - Новая Гвинея, Бурунди, Восточный Тимор, Сент-Китс и Невис, Фиджи, Доминика, Пакистан, Гайана, Танзания, Йемен, Египет, Сальвадор, Гренада, Ливия, Таиланд, Тонга

Флаг:

Карта:

Территория:

Демография:

1 733 872 чел.
Плотность – 220 чел./км²

Религия:

Языки:

албанский, сербский

Вооруженные силы:

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244 были, после войны НАТО против Югославии были созданы коллективные силы безопасности KFOR, которые вступили в Косово 12 июня 1999 года. Максимальная численность KFOR достигала 50 тыс. военнослужащих. Основные базы КФОР:

Кэмп-Бондстил
Кэмп-Касабланка

Корпус защиты Косова - гражданский орган власти, созданный 21 сентября 1999 года под эгидой UNMIK. В него вошли многие бывшие участники Армии Освобождения Косова. Насчитывал приблизительно 5000 служащих.

В марте 2008 года KFOR и Корпус защиты Косова начали приготовления к формированию новых сил безопасности. По плану Силы безопасности должны включать 2,500 бойцов в частях постоянной готовности и 800 резервистов в возрасте 19-35 лет. Главой Генерального Штаба назначен генерал-лейтенант Сулейман Селими.

КОСОВО (РЕСПУБЛИКА КОСОВО)
KOSOVA (REPUBLIKA E KOSOVЁ)

Д.В.ЗАЯЦ, А.О. КОШЕЛЕВА

(Статья дана в сокращении)

Самопровозглашенное государство Косово занимает территорию автономного края Косово и Метохия, входящего в состав Союзной Республики Югославия (СРЮ). Косово лежит внутри континента, в 85 км от побережья Адриатического моря. По форме край напоминает ромб, каждая из диагоналей которого протягивается по Балканам примерно на 145 км. Основная часть территории Косово представляет собой возвышенную равнину, которая делится на две приблизительно равные межгорные котловины: восточную - Косово, или Косово Поле, - часть гигантского ареала Дунайского бассейна* и западную - Метохию, по которой протекают притоки Дрина - реки, несущей свои воды в Адриатику. По периметру края высятся среднегорные массивы: Мокра-Гора, Рогозна и Копаоник - на севере, Голяк и Црна-Гора - на востоке, Шар-Планина - на юге и Проклетие - на западе.

Карта Косово

Соседи Косово** - Албания и Черногория (на западе), Македония (на юге), сербские земли (на севере и востоке). Протяженность границы Косово с Албанией - 114 км. некоторые участки границ Косово оспариваются косовскими лидерами. В социалистической Югославии автономный край занимал территорию площадью в 10,9 тыс. км2, но националистически настроенные косовские албанцы считают, что в состав их государства должны входить еще по меньшей мере три общины Сербии за пределами собственно Косово: Прешево, Буяновац и Медведжя. На этих землях, расположенных в бассейне Южной Моравы, к востоку от Приштины, так же как и в Косово, проживает преимущественно албанское население. После «освобождения» Косово от сербов лидеры радикальных албанцев вынашивают планы отторжения от Сербии еще и этих приграничных участков. Численность боевиков так называемой Освободительной армии Прешево, участвовавших здесь в течение всего 2000 г. в столкновениях с регулярными силами югославской армии, по различным подсчетам, составляет от нескольких сот до пяти тысяч человек, большинство из которых прошли боевую школу в рядах Освободительной армии Косово (ОАК).

Население

Численность. Последняя состоявшаяся официальная перепись населения проводилась в Косово еще в 1981 г., и сейчас сложно установить реальную демографическую и этническую картину региона. По оценкам Центра демографических исследований, в 1997 г. в крае проживало около 2,3 млн человек. Косово обладает самой высокой плотностью населения в регионе: 210 чел./км2. В сопоставимой по размерам соседней Черногории проживает всего 680 тыс. человек.

Народный танец косовских албанцев

Демографические показатели . Косово - одна из двух территорий бывшей Югославии (вторая - Македония), где баланс полов смещен в сторону мужского населения. Эта типичная для исламских стран особенность довольно непривычна для Европы, но вполне объяснима: край в культурном и историческом плане выступает скорее фрагментом Востока, нежели составной частью Запада. Естественный прирост в Косово составлял в 1997 г. 2,1% - очень высокий показатель для Европы, давно находящейся в зоне демографического кризиса. Благодаря высокой рождаемости (27‰*** в 1997 г.) велика доля младших возрастов: на детей до 15 лет приходится более трети населения. Расширенное воспроизводство населения характерно в основном для косовских албанцев, называющих себя косоварами. Быстрый демографический рост стал одним из элементов албанской стратегии постепенного растворения сербской общины края. Другой путь усиления демографического давления на сербов, испробованный в послевоенные десятилетия, заключался в нелегальной миграции жителей Албании через югославскую границу. Новые мигранты не спешили регистрироваться по месту своего проживания, в связи с чем реальная численность албанского населения в крае была сокрыта от сербских властей.

Этнический состав . Форсированное увеличение доли албанцев в населении Косово привело к усилению межэтнических конфликтов в крае. Ранее сербы и албанцы, хотя и не были дружественными народами (слишком много накопилось между ними счетов за века совместного проживания), все же не отказывали друг другу в праве проживать на косовской земле. За сравнительно небольшой период времени (60 лет) доля албанцев в населении края возросла с 60 до 90% (табл. 1). Проводимая режимом С. Милошевича кампания по борьбе с албанскими экстремистами и - в гораздо большей степени - бомбардировки Косово авиацией стран НАТО привели к тому, что албанское население стало массово покидать край. Общая численность албанских беженцев из Косово в 1999 г. достигла, по некоторым оценкам, 700-900 тыс. человек.

Сразу же после фактической капитуляции Белграда и прекращения военных действий маятник качнулся в обратную сторону. Албанцы постепенно стали возвращаться в свои родные места (некоторые из них, пользуясь статусом беженцев, сумели осесть в благополучных странах Западной Европы), сербы, чувствуя свою незащищенность перед празднующими победу боевиками ОАК, потянулись из края на север. Наблюдатели ООН отмечают, что только за июнь-июль 1999 г. Косово покинули около 130 тыс. сербов - более половины православной общины края. В октябре 2000 г., по словам нового президента СРЮ В. Коштуницы, в Косово оставалось лишь 75 тыс. граждан сербской национальности. Но и они не свободны в своих передвижениях, так как немногие места скопления сербов, взятые под охрану военными контингентами стран НАТО и России, по сути превратились в своеобразные гетто, отделенные от внешнего мира колючей проволокой и бетонными заграждениями. Стремясь к созданию этнически чистого государства, косовары пытаются «зачистить» край и от прочих нацменьшинств: цыган, черногорцев, македонцев. При этом они отказывают в праве на существование даже своим единоверцам славянам-мусульманам, считая, что они должны признать себя чистокровными албанцами.

Таблица 1

Этнический состав Косово в 1931-1991 гг.

Население Косово, тыс. чел.

Албанцы, %

Черногорцы, %

Славяне-мусульмане, %

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

* Приведены оценочные данные из-за бойкота переписи 1991 г. косовскими албанцами.
** В 1931 и 1991 гг. в это число включены черногорцы, турки и славяне-мусульмане.

Религиозный состав. Конфликт в Косово бесспорно отягощается и тем обстоятельством, что, помимо этнического, между противостоящими сторонами пролегает и религиозный разлом. Албанцы, а также турки и небольшая часть проживающих в крае славян исповедуют ислам суннитского толка. Мечети с высокими минаретами - характерная черта панорамы любого крупного косовского города.

Мечеть Синана-Паши в Призрене
Монастырь Грачаница (XIV в.) под Приштиной

Но Косово - одновременно и колыбель сербского православия. Здесь расположены десятки монастырей, в тяжелое время османского владычества (в 1557 г.) здесь, в городе Печ, была учреждена сербская патриархия. Влияние православия отразилось и в названии западной части автономного края - Метохии (в переводе - церковные земли). В Косово десятки православных монастырей, крупнейшие - Грачаница близ Приштины и Дечане близ города Печ - существуют с XIV в., сотни храмов. Религиозность обеих конфессиональных общин Косово весьма велика, поэтому и сербы, и албанцы полны решимости до конца защищать религиозные святыни на земле своих предков. Наличие на территории современного Косово национальных реликвий сербского православия делают требования албанцев о независимости совершенно неприемлемыми для сербской стороны.

Карта, показывающая размещение православных церквей и монастырей Косово

Качество жизни населения невысоко. Четверть населения автономного края не имеет полного начального образования. Уникальный для Европы уровень неграмотности - 18% в 1981 г. (последние данные, которые заслуживают доверия). Причем среди женщин неграмотность превышала 26%! Младенческая смертность составляет 55 чел. на тысячу рожденных. Такая сложная социальная ситуация объясняется прежде всего тяжелым экономическим положением края в составе Югославии, которая вот уже почти десять лет живет в условиях экономических санкций со стороны мирового сообщества. Положение отягощают неискорененные феодальные пережитки в общественной жизни, многие из которых, например элементы исламского права, представляют собой своеобразные атавизмы, сохранившиеся еще со времен существования Османской империи. Даже высокий естественный прирост населения больше, пожалуй, служит свидетельством низкого уровня экономического и социального развития Косово: невысокой экономической активности, в особенности женской, пониженного статуса женщины, решающей роли религии в семейных отношениях.

Главная социальная проблема края, которую не смогут решить никакие этнические чистки, - это проблема безработицы. Уже в 1990 г. безработица охватывала до половины трудоспособного населения, что в первую очередь было следствием бурного демографического роста албанской общины края и неумением, а возможно, и боязнью сербских властей создать для косоваров новые рабочие места. В 1997 г., еще до начала полномасштабных военных действий, число безработных оценивалось в 860 тыс. человек, или 65% трудоспособного населения. Высокий прирост населения ежегодно поставляет порядка 30 тыс. пар рабочих рук, но при неуклонном падении производства найти им применение практически невозможно. Молодежь пополняет ряды безработных или же (что в последнее время происходит все чаще) ряды незаконных вооруженных формирований.

Центральная улица Приштины - главного города Косово

Урбанизация и города. Косово - преимущественно сельская территория. В городах проживает около 35% населения. Крупнейший город - столица края Приштина (с пригородами более 300 тыс. жителей). Другие крупные города (численность населения дана по албанским источникам): Печ (85 тыс. жителей), Призрен (70 тыс.), Косовска-Митровица (68 тыс.), Джяковица (60 тыс.) У некоторых городов Косово зона притяжения**** выходит за пределы края, распространяясь на сопредельные территории Черногории, Сербии и Македонии. Многие города края наряду с сербскими имеют и албанские названия, например, Печ - Пея, Джяковица - Джякова, Гнилане - Джилане, Србица - Скендерай. Именно албанской транскрипции косовских топонимов в последнее время отдают предпочтение западные средства массовой информации.

Современный статус и административное устройство

Де-факто в Косово ныне сложилось двоевластие: краем одновременно управляют международная администрация, представляющая страны-участницы КФОР (миротворческие силы по поддержанию мира в Косово), и организационные структуры косовских албанцев, образовавшиеся «снизу» на базе местных отделений ОАК. В крае действуют парламент и правительство самопровозглашенной Республики Косово, разработана конституция (считается принятой в сентябре 1990 г.), формируются органы местной власти, представляющие интересы исключительно албанской общины. 28 октября 2000 г. прошли парламентские выборы, на которых умеренно-националистическая Демократическая лига Косово, возглавляемая профессором Ибрагимом Руговой, одержала убедительную победу над партией известного полевого командира ОАК Хашима Тачи. Белград не признает легальность созданных косовскими албанцами властных институтов, но не исключает повышения статуса Косово в рамках югославской федерации.

Де-юре Косово, территория Сербии, одной из двух республик, входящих в новую Югославию. Детально международный статус Косово пока еще не определен, поскольку ни Республика Косово, ни Союзная Республика Югославия - новый союз Сербии и Черногории - официально не признаны большинством стран мира. Правда, ситуация существенно изменилась с недавним приходом к власти в Белграде нового президента В. Коштуницы. Югославия постепенно стала выходить из международной изоляции, ее стали восстанавливать в европейских и всемирных интеграционных структурах, что вызывает плохо скрываемое недовольство нынешнего приштинского режима.

За развитием политической ситуации в крае наблюдают, практически не вмешиваясь в происходящие события, миротворческие силы по поддержанию мира в Косово. Территория Косово в июне 1999 г. была поделена на пять секторов ответственности крупнейших стран НАТО. Северная часть Косово, где выше доля сербского населения, вошла в зону ответственности Франции (штаб контингента расположен в Косовска-Митровице), центральная часть Косова Поля и Подуевская долина вошла в сектор Великобритании (штаб в Приштине), восток и юго-восток края контролируется американскими миротворцами (штаб в Гнилане), сектор Италии ограничивается северной частью Метохии (штаб в Пече),

Российские миротворцы не имеют своего сектора. Их зоны ответственности находятся в разных концах Косово: Косовска-Каменица в американском секторе КФОР, Малишево - в германском, Девича - во французском, аэропорт Слатина (единственный в крае) - в британском. По численности личного состава российские войска составляют 7-8% всего контингента КФОР. Примерно такова же их доля в контролируемой территории.

Официальный язык - албанский, сербское меньшинство использует сербский язык, рабочий язык международных миротворческих сил - английский.

Государственная символика. Флаг косовских албанцев, ныне практически ставший официальным флагом Косово, копирует национальный флаг Республики Албании: черный двуглавый орел на темно-красном полотнище (видимо, еще одно напоминание о былой символике могущественной Византии). Албанские знамена, ранее находившиеся под запретом, теперь можно увидеть в Косово везде: на административных зданиях, на дорожных блокпостах, на фасадах домов. Без появления знамени с черным орлом не обходится ни одна из многочисленных демонстраций косоваров. ОАК имеет свой флаг, также созданный на основе албанского знамени.

* Небольшой участок на юге Косова Поля принадлежит бассейну Эгейского моря.

** Склонять или не склонять название Косово - этот вопрос не имеет однозначного решения. Русские названия - Иваново, Бородино, Измайлово - принято склонять (Иванова, Иванову, в Иванове). О неславянских названиях (Бордо, Глазго) нет и речи - они не склоняются. Нерусские, но славянские названия (Ровно, Гродно, Брно) на языках своих народов иногда склоняются, а по-русски - нет. Поэтому мы решили принять здесь несклоняемый вариант. - Прим. ред.

*** Приведены оценочные данные из-за бойкота переписи 1991 г. косовскими албанцами.

**** Во времена существования СФРЮ - Титова-Митровица. Этот топоним до сих пор можно найти в последних по времени издания атласах, но он уже не применяется в современной Югославии.

******** Любопытно, что зоны ответственности, которые были определены для воинских контингентов стран НАТО совпадают с районами их экономических интересов. Вряд ли можно назвать случайностью тот факт, что французы заняли в Косово северный сектор, ведь французские бизнесмены уже лет пять назад присматривались к горнометаллургическому комбинату «Трепча». Великобритания выбрала сектор в центре края, видимо, потому, что английские фирмы во время проводившейся в Сербии приватизации проявили интерес к находящимся там предприятиям энергетики. Итальянцы контролируют город Печ, где находилось совместное югославско-итальянское предприятие «Застава ивеко».

Из Белграда в Приштину можно добраться рейсовым ежедневным автобусом, что мы и сделали, нагулявшись по столице Сербии. Территория Республики Косово, согласно конституции Сербии, является частью Республики Сербия и входит в её состав как Автономный край Косово и Метохия, поэтому формально из Сербии мы не выезжали. Однако Косово - самопровозглашенное государство, и в 2010-м году Международный суд ООН признал законность решения властей Косово о провозглашении независимости. Многие страны мира также признали их независимость. При выезде из Сербии нам не ставили никаких штампов в паспорта о пересечении границы, а вот косовские пограничники "проштамповали" наши документы, отметив как прибывших... В столице Косово - городе Приштина мы поселились в небольшом отеле, принадлежащем одной семье албанцев, которая сама в нем и живет. Отец семейства - пожилой мужчина, профессор русского языка, и раньше он преподавал в университете. А вот его сын, управляющий делами в отеле, русский язык не знает совсем, поэтому с ним мы общались только на английском.

1. Население Приштины около 200 тыс. человек. Гуляя в первый день по улицам, мы с danlux натолкнулись на памятник Биллу Клинтону. Да и бульвар, где расположена эта скульптура, также назван в честь экс-президента Америки. Рядом с памятником на газоне лежит плита с высеченной цитатой из речи Клинтона, где он уверяет, что идею о свободе Косово он будет поддерживать до самого конца. Албанцы благодарны ему за помощь в достижении независимости. На открытии памятника Билл присутствовал лично.



2.


3. Вообще "американской темы" в этом городе как-то уж слишком много: в пяти метрах от памятника Клинтону расположился магазин женской одежды «Hillary». То и дело встречается молодежь, облаченная в футболки с изображением американского флага. Есть улица, названная в честь Джорджа Буша-младшего, есть американская школа и даже американский университет. А на крыше одной из гостиниц стоит небольшая копия статуи Свободы. В Америке я еще не бывала, но в Приштине у меня порой возникало ощущение, что нахожусь в одном из штатов США...


4. Жилые дома рядом с памятником Клинтону.


5.


6.


7. На одной из площадей в центре города была установлена палатка, где дежурили врачи. На улице было довольно жарко и солнечно, можно было подойти к такой палатке, измерить давление (что Денис и сделал), взять бесплатно бутылированной воды, получить консультацию.


8. Памятник Скандербергу - вождю албанского антиосманского восстания 15 века, национальный герой албанцев, воспеваемый в народных песнях. Позади - здание правительства.


9. Пешеходная улица в центре города.


10. Памятник Матери Терезе на пешеходной улице, также в городе строят католический храм ее имени (его видно на шестом фото). Албанцы очень гордятся тем, что Мать Тереза, хотя и родилась на территории современной Македонии, была албанкой по национальности.


11. Такие мемориальные таблички в память о погибших бойцах армии освобождения Косова можно нередко встретить в городе.


12. Необычно придают кронам деревьев форму.


13. В центре Приштины есть «космическое» здание, являющееся визитной карточкой города. Это Публичная библиотека.


14.


15. Рядом с библиотекой заброшенный недостроенный и оскверненный не однажды православный храм. Многие православные храмы в стране были разрушены.


16.


17.


18.


19. Инсталляция "Newborn" (новорожденный) была установлена на первую годовщину провозглашения независимости. Буквы раскрашены флагами стран, признавшие суверенитет Косово, российский флаг здесь отсутствует, как не сложно догадаться.


20.


21. Здесь раньше располагался спорткомплекс, а теперь это большой торговый центр.


22. Лежачий полицейский в Приштине.


23.

24. Честно говоря, когда мы ехали в Косово, я ожидала увидеть большое количество военной техники и людей в форме, ведь война за независимость проходила на этой территории не так уж давно. Но никаких танков в Косово мы не видели, встречались только оставшиеся дорожные знаки, ограничивающие не то скорость, не то грузоподъемность натовских танков на дорогах. Мир и спокойствие в регионе обеспечивает КФОР (Kosovo Force - международные силы под руководством НАТО) из разных стран, и среди них много женщин.


25. Краеведческий музей.


26. Кое где в центре Приштины можно встретить маленькие домики позапрошлого века.


27. Прогулялись по жилым районам.


28.


29. Спустя полтора месяца после нашего возвращения, с 1 июля этого года власти Косово ввели визовый режим для 87 стран, включая Россию. Граждане России могут получить визу Косово только через посольство страны в Стамбуле.


30. После Косово мы путешествовали по Черногории, а потом снова вернулись в Белград, так вот на вылете из Белграда пограничники в паспорте Дениса поверх штампов, поставленных косовскими пограничниками на въезде и выезде из Косово поставили штамп "не действительно". В моем паспорте эти штампы не заметили, потому ничего поверх не поставили:)

После одностороннего провозглашения независимости Косово распространилось мнение, что в Европе возникло новое «исламское государство». Но насколько правомерно говорить о религиозном факторе в этом межэтническом конфликте? Об этом «НГР» рассказал сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт.

- Георгий Николаевич, какую роль играет вероисповедание противостоящих сторон в косовском конфликте?

Религиозный фактор не главный в этом противостоянии, которое носит в большей степени межобщинный характер, но в силу различий в вероисповедании сербов и косовских албанцев конфессиональный аспект не мог не отразиться на самом конфликте и на его конкретных проявлениях. Одним из таких проявлений стали кампании по разрушению православных храмов в Косово. Стремясь уничтожить следы присутствия сербов в крае, албанцы старались в первую очередь стереть с лица земли именно религиозные святыни и памятники.

Сейчас лидеры самопровозглашенного государства демонстрируют свою верность США и ЕС, благодарность им за поддержку и поэтому публично заверяют международную общественность в своей приверженности демократическим ценностям. Однако 10 лет назад в создании Освободительной армии Косово (ОАК) - боевых отрядов косовских албанцев - значительное участие принимали инструкторы «Аль-Каиды». Правда, в то время американцы сотрудничали с «Аль-Каидой» на Балканах.

После войны 1999 года на территории Косово с одобрения временной администрации ООН активно работали благотворительные организации из стран Персидского залива (Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ). За это время в крае на средства зарубежных благотворителей построены десятки мечетей, что и указано на табличках при входе. В странах Персидского залива прошла обучение и часть исламского духовенства региона.

В конце 2001 - начале 2002 года прошли аресты и разоблачения представителей исламских благотворительных организаций, запрещенных после терактов 11 сентября, например BIF (Benevolence International Foundation). Многие из них были активны и в Косово, по крайней мере на начальном этапе де-факто независимого существования анклава.

Есть ли разница в степени религиозности между албанцами в Косово и в самой Албании? Ведь режим Энвера Ходжи отличался гораздо большим прессингом в отношении вероисповеданий, чем режим Иосипа Броза Тито. Возможно, в Югославию (Косово и Македонию) бежали именно приверженцы старых традиций, которых на родине ждали репрессии?

Косовская община в религиозном плане более однородна, чем Албания, где среди албанцев примерно 60-70% мусульман, 20% православных и 10% католиков. Албанцы же бывшей Югославии (косовские и македонские) в подавляющем большинстве мусульмане. По последним доступным исследованиям, к мусульманам относили себя более 90% косовских албанцев, а к католикам - около 7%. Вы правы, что в Албании коммунистический режим был крайне своеобразен, и в стране проводилась наиболее жесткая антирелигиозная политика из всех европейских социалистических стран. Достаточно вспомнить официальный запрет религий в 1967 году. Там и духовенство, и религиозная традиция понесли наиболее сильный урон. А в югославских Косово и Македонии все-таки была не в пример более либеральная атмосфера, во многом благодаря политике заигрывания с арабским миром, проводившейся титовским Белградом в рамках «движения неприсоединения». Например, специалисты по балканскому суфизму в течение десятилетий вели полевые исследования именно в этих регионах, в то время как традиционные суфийские центры в Албании были разгромлены властями.

- Возможно ли в Косово возникновение исламистского анклава наподобие «Хамасстана» в секторе Газа?

Наверное, в ближайшее время этого ожидать не приходится. ХАМАС потребовалось двадцать лет, чтобы из конгломерата подпольных групп и благотворительных организаций вырасти в протогосударственную структуру. С другой стороны, если сейчас радикальные религиозные взгляды большинству албанцев чужды, то сеть исламистских организаций, возникшая в 1990-х годах, сохраняется. Источники в полиции ООН указывают на существование таких групп в регионе и на то, что они обладают достаточным боевым потенциалом.

В 2007 году наблюдалась активизация ваххабитских групп в Новом Пазаре, в Сербии. Это и обнаружение тренировочного лагеря группы Исмала Прентича, и конфликты в мусульманских структурах Санджака (область на границе Сербии и Черногории, населенная преимущественно славянами-мусульманами, Санджак был последней территорией, которую сербы отвоевали у турок в XX веке. Жители его традиционно считаются наиболее приверженными исламу из мусульман бывшей Югославии), а также обострение ситуации в мусульманской общине Боснии и Герцеговины летом 2007 года. Во всех этих случаях речь шла о трансграничных скоординированных группах, работавших и в Санджаке, и в Косово, и в Боснии, с центром управления, в частности, в Вене. Косово под властью администрации ООН стало «серой зоной», которую ваххабитам удобно использовать как тыловую базу и для подготовки людей, и для переброски грузов.

Тревожным симптомом радикализации албанской диаспоры стало раскрытие готовившегося нападения на базу армии США Форт-Дикс вблизи Нью-Йорка - из шести задержанных заговорщиков четверо были выходцами из Косово.

- Как складываются отношения между мусульманами-славянами и албанцами в регионе?

Для ваххабитской среды этнический фактор отходит на второе место, и в рамках этих организаций мусульмане различного происхождения сотрудничают. Для более традиционных групп характерно иное отношение к мусульманам неалбанского происхождения. Еще с 1960-х годов албанские националисты последовательно стремились ассимилировать все мусульманские этнические общины Косово, чтобы упрочить свои позиции в крае. Например, горанцы - славяне-мусульмане, проживающие в районе Шар-Планины на юге Косово, - даже после войны 1999 года постоянно подвергались давлению со стороны албанцев. Во внутрикосовском политическом раскладе они, как правило, поддерживали позицию сербов и Белграда. То же самое относится и к части цыган, турок и адыгов (последние в 1999 году из-за преследований со стороны албанцев вынуждены были переселиться на историческую родину, в Адыгею).

Сербская Православная Церковь отказалась сотрудничать с властями самопровозглашенного Косово. Чем этот демарш может обернуться для сербского меньшинства?

После оккупации Косово силами НАТО косовская епархия СПЦ стала одним из главных политических институтов сербской общины края. Правящий епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич) 3 марта запретил духовенству епархии сотрудничество и с косовскими властями, и с миссией Евросоюза.

Сейчас страны Запада стремятся упразднить администрацию ООН в Косово и передать ее полномочия Международной управляющей группе под эгидой ЕС. Завершение этой передачи контроля запланировано на начало лета. Епископ Артемий последовательно поддерживает позицию Белграда: власти Сербии не признают приштинскую администрацию и назвали незаконным направление в Косово миссии ЕС, признавая при этом мандат миссии ООН. Действия главы Рашко-Призренской епархии направлены на сохранение в какой-либо форме присутствия ООН в крае, единственным каналом взаимодействия с международными структурами он считает именно гражданскую администрацию ООН и миротворческий контингент КФОР. Что касается реакции на заявление епископа со стороны оппонентов, то на данный момент ни ЕС, ни власти Приштины политически не заинтересованы в том, чтобы произошел резкий всплеск насилия, прежде всего против сербов и православных святынь в Косово. Им необходима контактная инстанция в отношениях с сербской общиной и с епархией как с очень важным политическим представителем этой общины в крае.