Палаццо Мадама – один из самых изысканных дворцов Рима. Дворцы и галереи рима, италия Дворцы и галереи Рима

Федеральное агентство по образованию

«Белгородский Государственный Технологический университет им.В.Г. Шухова»

Кафедра архитектуры

Реферат на тему

«Дворцы Древнего Рима»

Выполнила: ст.гр. АД-31

Муравецкая Кристина

Проверила: Токарева Т.В.

Белгород

Введение.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм и масштабу строительства. И нам достаточно сложно поверить в то, что римская культура возникла и полного хаоса.

В те времена Рим олицетворял собой бесконечные войны, кровопролитие и варварством. Можно с уверенностью сказать, что Рим воевал с половиной мира. Государства, вошедшие в состав колоссальной Римской державы разбросаны от Британских островов до самого Египта. Многие из порабощенных стран и народов стояли более высокой ступеньке развития, чем собственно Рим.

Рим и не имел, и не знал ничего красивого, в нем не было ничего привлекательного, утонченного, радующего взор: переполненный варварским оружием и окровавленными доспехами, сорванными с убитых врагов, увенчанный памятниками побед и триумфов, он являл собой зрелище мрачное и грозное. Уставшие от этой жестокости римляне обращаются к культуре покоренных народов: Греции, Египта, Германии, Галлии. Они учатся, на примерах их городов, дворцов и храмов, гармонии, созиданию и красоте. Таким образом, Древне - Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов (в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры) и культуры завоеванных государств. Так римляне познакомились с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

Особого внимания заслуживают дворцы Древнего Рима.

Золотой дом императора Нерона.

Рассказ о Золотом доме Нерона мы начнет с короткой характеристики личности самого Нерона. Изображать его исключительно черными красками было бы неправильно.

Император Нерон (официальное имя - NERO CLAVDIVS CAESAR AVGVSTVS GERMANICVS) родился 15 декабря 37 г.н.э. Римской империей он правил с 13 октября 54 года н.э. по 9 июня 68 года н.э. Нерон стал нарицательным персонажем, прославив себя в веках как символ разврата, непостоянства и самолюбования; он воплотил едва ли не все пороки человеческие. В сети имеется немало текстов посвященным этой личности. Для себя отметим тут следующее. Несмотря на экстравагантность, Нерон был человеком культуры. Познания он черпал у других, но стремился также оставить в ней и свой след. С ранних лет он использовал живость своего ума в другом направлении: вырезать, гравировать, рисовать, петь, приручать и объезжать лошадей. Иногда он сочинял и читал свои стихи. Нерон проявлял определенный интерес к наукам о природе с целью ее сохранения - предпринимал поездки за пределы империи для изучения окружающей среды. Он любил разговоры с мудрецами, чтобы тренировать свой ум и оттачивать остроту реакции. Прежде всего Нерон был артист. Он любит, когда его встречают аплодисментами на сцене как поэта или актера, кифариста, музыканта, атлета. Нерон всегда считал себя не пылким любителем, а настоящим артистом, профессионалом. В разгар кризиса 68 года не он ли воскликнул: «В искусстве - наша жизнь!» Он считал себя величайшим артистом своего времени. Поэтому нет ничего удивительного, что живая, реальная жизнь стала для Нерона жалкой и будничной; человеческие чувства, не встречавшиеся в сконцентрированном виде или не выражавшиеся эстетично, его не трогали. Живя в призрачном мире, служа лишь культу вечной красоты, Нерон не принимал действительность с ее суровыми законами, так плохо мирившимися с его дивными фантазиями. Он был воспитан на мифологии и искусстве.

Именно такой человек создал самый большой и роскошный дворец античности, воплотив в нем саму идею земного элизиума. Разумеется, у каждого свои понятия о райском саде. Нерон, при своей воистину глобальной утопичности, создал свой Золотой дом с истинно императорским размахом, показав тем самым что он, по сути может все, как те олимпийские боги, которым ничего не стоит реализовать сон в явь.

План этого грандиозного дворца был составлен архитекторами Севером и Целером. Север и Целер (Severus и Celer) обладали талантом и смелостью издеваться над императорской казной и добиваться искусством того, в чем отказала природа. По их замыслу это был целый дворцовый комплекс, в который входили рощи, поля, луга, виноградники, фруктовые сады, искусственные пруды. При планировании дворца для Нерона Север и Целер вознамерились создать не один дворец, а своего рода дачную резиденцию в центре Рима. Они задумали представить в ограниченных пределах образцы египетского и восточного дворцово-паркового искусства, представить целый мир в миниатюре, воссоздать в центре столицы как бы естественную природу - красивые виды и островки сельского уединения. Причем царская резиденция должна была соединяться со всеми частями Рима, поэтому она представлялась городом, который был выстроен в окружающей его деревне. В своем проекте Север и Целер совместили одновременно элементы римского загородного поместья, кампанской виллы и дворцовой резиденции, и этим очень угодили Нерону. Однако возведение "Золотого дома" тогда могло бы и не осуществиться. Помимо финансовых затруднений, Нерон столкнулся с религиозным законом и обычаем римского народа. Огромная площадь, которая была необходима императору для застройки, как уже указывалось выше, была занята дворцами, храмами, общественными зданиями и другими сооружениями. Эти препятствия могли оказаться для Нерона непреодолимыми, но случившийся в Риме в 64 году пожар сыграл на руку императору. Одновременно с восстановлением города возводился и дворец для императора. Главный вход во дворец располагался на Форуме, в том месте где сейчас стоят руины храма Венеры и Рома (построен при Адриане), а вела к нему часть Священной дороги (Via Sacra). Чтобы придать ей монументальный характер, Нерон повелел построить по обе стороны от дороги большие арки.

По историческим и археологическим источникам известно, что Нерон смог реализовать свой проект на 70-80% - вся территория была спланирована, озеленена, большинство из построек было возведено и отделано внутри. Основной дворец, ядро ансамбля, был недоделан, в частности не все стены были покрыты фресками, однако это не помешало Нерону поселится в нем. Планы Севера и Целера не сохранились, но современные историки оценивают площадь дворца от 40 до 120 га.

Главный вход вел в огромный вестибюль, а перед ним возвышалась почти 35-метровая статуя Нерона в позе Колосса Родосского (работа скульптора Зенодора). В скульптурном Колоссе отчетливо виделось портретное сходство с Нероном. Плиний, посещавший скульптурную мастерскую Зенодора, писал: "В его мастерской мы удивлялись необычайному сходству предварительного наброска из глины". Колосс, выполненный из бронзы, золота и серебра, пережил Нерона: впоследствии он один из всех других портретов «обожествленного» императора не был разрушен. Немного изменилось лишь его местоположение и лик колосса. Но это произошло уже на много позже разрушения главного здания дворца.

Гипотетическая реконструкция вестибюля Золотого дворца. Внизу слева – Римский форум, за храмом памяти Ю.Цезаря начинается композиционный вход во дворец, дорога ведет к вестибюлю, за которым виднеется искусственное озеро.

Еще одна реконструкция – все они отличаются, т.к. единой версии о том, как точно выглядела территория дворца, нет.

Через вестибюль дворца посетители входили в просторный портик, который занимал весь холм Велия, а дальше, в долине, разливалось искусственное озеро, наполненное соленой водой: это было как бы море, возникшее по прихоти императора, на нем устраивали лодочные прогулки. Позднее на месте этого озера, осушенного по приказу Веспасиана, был построен Колизей. Портики-перекрытия, поддерживаемые рядами колонн, тянулись и между отдельными частями дворца. Некоторые из них имели по три ряда колонн, а в длину до полутора километров. Тот, кто прогуливался под таким портиком, через каждые 15-20 шагов как бы переносился в новые края. То ему улыбались яркие цветы тщательно ухоженного сада, то манила прохлада рощ и зелень пастбищ. В парках и садах были устроены затейливые фонтаны, в акведуках журчала вода, в прудах плескались птицы и плавали разноцветные рыбы, в лесах гуляли прирученные звери. Среди зелени деревьев белели статуи, а белоснежные мраморные скульптуры оживляли еще и берега прудов, окруженных цветущими кустарниками.

В первую очередь поражает то, как искусно и тщательно было продуманно освещение: солнце проникало и наполняло даже самые дальние комнаты, не говоря уже о роскошных залах. Через проделанные отверстия в потолках и стенах солнечный свет хитроумно направлялся на струи воды, позолоченные фрески. Светило играло в золотистых камнях и тканях, украшавших внутреннее пространство дворца. Трудно переоценить величие архитектурного замысла и его ведущую идею: золотое сияние Непобедимого Солнца (Sol Invictus) во дворце отождествлённого с ним императора Нерона.

Осуществить столь грандиозный замысел архитекторам Северу и Целеру помог изобретенный уже к тому времени цемент. Они были одними из первых, кто начал использовать неизвестный дотоле строительный материал. Арки и купола не требовали больше мощных стен для опоры, и потому весь "Золотой дом" получился легким и воздушным. Это было строение светлое и романтическое, царство искусства и безмятежности.

Реконструкции вида главного здания настолько сильно различаются из-за отсутствия верхнего яруса здания, а также в связи с недоступностью отдельных фрагментов здания, т.к. они оказались замурованы в террасе времен Траяна.

Золотой дом строился несколько лет, а самые красивые его залы были возведены на Оппиевом холме. Внутреннее их убранство отличалось более чем сказочным великолепием. Стены всех помещений, облицованных различными сортами мрамора, были так обильно украшены позолотой, что из-за нее дворец и получил название "Золотого дома".

Фрески в Золотом Доме Нерона

Просторы белого грунта на стенах и потолках щедро покрыты широкой сетью живописных панно, обрамленных прямыми линиями или хрупкими, филигранными решетками. Часто центры этих живописных панно образуют покрытые зеленью площадки, занятые группами птиц или животных или крошечными человеческими фигурками в непринужденных позах, реалистичными или фантастическими.

Под стать стенам было и живописное убранство потолков: на пример, в одном из залов свод был разделен тонкими позолоченными рамками на круглые, квадратные и овальные поля (декоративные кессоны), в которых были изображены мифологические сцены. В пиршественных залах легкие ажурные потолки могли раскрываться, и тогда сверху на пирующих сыпались цветы, розовые лепестки или рассеивались благовония. В главном зале (восьмиугольном) потолок был устроен в виде небесного свода, который безостановочно вращался, следуя движению небесных светил; в купальнях текли соленые и серные воды.

Один из залов дворца – художественная реконструкция.

Для конструкции Domus Aurea использовались самые последние технологии того времени. При входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду. Почти в каждом зале имелись своеобразные технологические сюрпризы, например был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие вручную. Во многих покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами. Следует отметить, что его увенчанный куполом Восьмиугольный зал, в который свет попадал через круглый проем в центре, являл собой древнейший пример кирпичной постройки, возведенной с использованием цемента. Здание было оборудовано всеми видами тогдашних технических новшеств: это и бани с серной и минеральной водой, и крупнейший в мире гидравлический орган, и движущиеся панели, посыпавшие обедающих цветами и источавшие благовония, и механически вращающийся купол главного трапезного зала, венчавший здание и воспроизводивший движение небесных светил.

Реконструкция Восьмиугольного(Октогонального) зала.

Современный вид Восьмиугольного зала Дома Нерона.

Все эти излишества привели к огромным народным волнениям. Сенат низложил Нерона и объявил его вне закона. Всеми покинутый, кроме нескольких рабов и вольноотпущенников, низложенный император бежал из Рима и после долгих колебаний покончил жизнь самоубийством в одной из пригородных вилл. Перед смертью он не переставал повторять: «Какой артист погибает!». После гибели Нерона события, связанные с его Золотым домом развивались следующим образом. Отон, правивший всего три месяца, выделил на достройку дворца 50 миллионов сестерциев, но дворец был уже обречен. После Нерона императоры делали всё возможное, чтобы уничтожить память о нём. Флавии, преемники Нерона и Отона, тяготились доставшимся им дворцом-виллой. На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку. В 104-109 гг. император Траян начинает возводить термы, и исчезло то немногое, что ещё оставалось от дворца.

Древнего Древнего Рима . 2.Древнеримская архитектура. 3.Литература Древнего Рима . 4.Искусство Древнего Рима . Заключение. Список используемой... картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. Увлечение...

Дворец Барберини является одним из двух зданий, в котором располагается Национальная римская галерея.

Дворец строился как монаршая резиденция для папы Урбана VIII и его семьи Барберини. Новый дворец строился на территории бывшего виноградника Сфорца. За время работ над возведением палаццо сменился ни один архитектор. В начале строительством руководил Карло Мадерно, после него – Франческо Борроминин. В итоге и ему пришлось уступить главную роль Джанлоренцо Бернини, который и закончил строительство в 1634 году при помощи Пьетро да Кортона.

Резиденция Барберини на протяжении XVII века служила очагом для деятелей искусства. Ее посещали Габриэелло Кьябрера, Франческо Браччолини, Джованни Чамполи и многие другие. В это же время во дворце располагалась мастерская гобеленов.

Потомки семьи Барберини владели паллацо вплоть до XX века. Из-за кризиса сначала в 1935 году компания Финмаре выкупила старое крыло дворца, а потом в 1949 году государство купило комплекс полностью. Именно в это время в левом крыле дворца и расположилась Национальная галерея.

В галерее собраны исключительные работы итальянских художников XVI-XIX веков, которые выставлены в сохранившихся интерьерах дворца.

Сенаторский дворец

Исторически это место было всегда связано с политической жизнью города. Дворец был построен в качестве государственного архива ещё в 78 году до н.э. В настоящее время Сенаторский дворец на Капитолийской площади Рима является резиденцией мэра.

Один из семи холмов, на которых возник старейший город мира - Капитолийский. На его вершине и был построен средневековый Сенаторский дворец, в античном подвале которого находится часть экспозиции знаменитого Капитолийского музея. С падением Римской империи дворец пришёл в упадок, а в средние века это здание использовали в качестве крепости. Римский папа Павел III пригласил для реставрации дворца в 1538 известного скульптора Микеланджело Буонарроти, творениями которого стали фонтан и лестница. По центру фонтана была установлена статуя Ликующий Рим

Работы по строительству и восстановлению также вел Джакомо дела Порта. По его чертежам выполнен сегодняшний фасад здания, а завершен был весь комплекс Капитолийской площади в 1940 году. Сегодня туристы могут насладиться колокольней, которая была разрушена от удара молнии, а после восстановлена по эскизам Мартино Лонги. В 1200 году в Рим из Витербо привезли колокол, и сегодня он звонит при выборах столичного мэра.

Дворец Юстиции

Дворец Юстиции, или дворец Правосудия, - величественный и роскошный дворец, построенный на рубеже XIX-XX веков. Монументальное здание построил архитектор Гульельмо Кальдерини для размещения в нем судебной власти.

Дворец расположен на холме, который в древние века назывался холмом Висельников - раньше здесь казнили преступников. Торжественное открытие дворца состоялось в 1911 году при короле Викторе Эммануиле III.

Дворец состоит из центрального 3-этажного здания и двух боковых крыльев. Здание украшают разнообразные статуи, балконы и лоджии. На фасаде дворца установлена пышная бронзовая колесница, выполненная скульптором Этторе Ксименсом, а по бокам входа – статуи итальянских юрисконсультов.

– наверное, самая притягательная часть архитектурного достояния итальянской столицы эпохи Средневековья. По своим масштабам они не могут сопоставляться с постройками античных времен, однако, касательно изящества архитектура эпохи Возрождения не имеет себе равных. В дворцах Рима нужно побывать еще и по той причине, что почти в каждом из них находятся любопытные музеи и галереи.

Палаццо Барберини – дворец , находящийся на одноименной площади в районе Треви. В настоящее время в его стенах обосновалась Национальная галерея античного искусства. Любопытно, что совершенно недавно в задней части строения был найден митреум – храм культа Митры, датированный, наверное, 2-м столетием нашей эры.

Над сооружением полнокровного Палаццо работали 3-и великих архитектора, любой из которых оставил свои особые черты. Карло Мадерно, трудившийся в те годы над базиликой Святого Петра, должен был наделить здание типичным обликом дворца периода ренессанса. Ему ассистировал племянник Франческо Борромини, а после к работе присоединился гениальный Бернини, тогда еще больше получивший известность как талантливый скульптор. Возведение Палаццо было закончено Бернини в 1633-м году.


Дворцы Рима: Дворец Барберини

Палаццо Барберини построен вокруг внешнего двора. В центре находится просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Часть этого дворца Рима превалирует над площадью Пьяцца Барберини, расположенной на нижнем уровне. Сзади длинное крыло заслоняет сад. Основное здание выделяется тремя рядами громадных арочных окон, похожих на застекленную галерею. Две лестницы приводят на бельэтаж – грандиозная лестница Бернини с левой стороны и небольшая овальная лестница Борромини с правой стороны. Потолок салона декорирован гениальным творением Пьетро да Кортона – барочной фреской, ставшей эталоном для аналогичных украшений дворцов и храмов. Фресками еще декорированы комнаты бельэтажа.

Сад Палаццо Барберини – пример «секретного сада», так как он укрыт от глаз посторонних. Тут возможно посмотреть на памятник датскому художнику и скульптору Бертелю Торвальдсену, который в начале девятнадцатого столетия трудился в соседнем театре «Кватро Фонтане».

В настоящее время в стенах Палаццо Барберини находится Национальная галерея античного искусства – одно из наиболее великих собраний в Италии с творениями Рафаэля и Ганса Гольбейна. В здании еще функционирует Итальянский институт нумизматики. А также как раз тут в 1950-м году была оформлена конвенция, давшая начало созданию Европейского суда по правам человека.

Латеранский дворец в Риме

Латеранский дворец в Риме - прежний Апостольский дворец, старинная постройка времен Римской империи, а позже - основная резиденция Папы Римского. Находящийся невдалеке от базилики Сан Джованни ин Латерано, кафедрального собора Рима, Латеранский дворец Рима сейчас вмещает в себя Исторический музей Ватикана, в котором показана история Папской области. Тут еще располагаются офисы Римской епархии и апартаменты генерального викария Рима, папского наместника для занятия делами епархии. Практически до 1970-го года во дворце еще содержалась коллекция Латеранского музея, сейчас превратившаяся в часть Ватиканских музеев.


Дворцы Рима: Латеранский дворец

В 10-м столетии дом и базилика были восстановлены после ужасного пожара, а позже роскошно декорированы по указу Папы Римского Иннокентия III. Невдалеке от построек поставили Латеранский обелиск, у которого древнеегипетское происхождение. Высотой в 45,7 метров, обелиск и сейчас признан наиболее высоким в Риме и наиболее крупным стоящим древнеегипетским обелиском на свете (весом примерно 230 тонн).

В конце семнадцатого столетия Папа Иннокентий XII устроил в части Латеранского дворца приют для сирот, трудившихся на маленькой шелковой фабрике. В 19-м веке в данном дворце Рима образовали музей религиозного искусства и языческой культуры. А в 1925-м году к нему прибавили этнографический музей, коллекцию которого собрали миссионеры. Тут же в 1929-м году заключили Латеранские соглашения - систему договоров, регламентирующих отношения меж Папским престолом и Итальянским государством. Позже коллекции Латеранского музея передали Ватикану, а во дворце устроили Исторический музей Ватикана, начавший работать в 1991-м году.

Палаццо Боргезе – это дворец Рима, резиденция семьи Боргезе. Прославился под прозвищем Иль Чембало («клавесин») по причине своей трапециевидной формы. Узкий фасад смотрит в сторону Тибра. Основной вход в здание находится на противоположной стороне – «клавишах клавесина». Через и тот, и другой входы возможно пройти в большой внутренний двор, с одной стороны которого находится двухуровневая галерея с дорическими и ионическими колоннами.

В настоящее время Палаццо Боргезе может похвалиться восхитительным внутренним двориком, обрамленным 96 гранитными колоннами и декорированным статуями. Тут же располагаются нимфеум и маленький сад с 3-я фонтанами семнадцатого столетия. Двор признан одним из наиболее поразительных и в Риме, и в целой Италии.

Продолжительное время в Палаццо Боргезе находилась роскошная семейная коллекция произведений искусства, среди которых творения Рафаэля и Тициана. В 1891 году ее переместили в Галерею Боргезе на одноименной вилле. Еще нужно заметить, что это дворец в Риме, где была снята сцена гениальной киноленты «Ромео и Джульетта» 1968-го года.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Галерею Боргезе, покупаем билеты заранее через Интернет .

Вилла Мадама – знаменитый дворец в Риме периода Возрождения, находящийся на склоне горы Монте Марио к западу от Рима и в нескольких милях к северу от Ватикана. Шикарная вилла с ее лоджией, обрамленная колоннами, основным садом и висячими садами все время оказывала особое воздействие на архитекторов Высокого Возрождения.


Дворцы Рима: Вилла Мадама

Кардинал Джулио де Медичи, кузен правившего в тот период Папы Римского Лео X, возложил возведение этого дворца Рима на легендарного Рафаэля. Но в 1520 году Рафаэль скончался в возрасте 37 лет, оставив виллу далекой от окончания, и сооружение, начатое двумя годами до этого, было отдано под управление его учеников. Так и вышло, что над зданием трудилась одна из наиболее блестящих команд всех времен: Антонио да Сангалло Младший создал итоговый план виллы и курировал ее достройку, Джулио Романо и Бальдассаре Перуцци были ответственны за декорации, Джованни да Удине сделал лепные барельефы, являвшиеся имитацией творений периода Нерона. Над виллой еще трудились Джован Франческо Пенни и флорентийский скульптор Баччио Бандинелли. Кроме лоджии, которую создал Рафаэль, достопримечательностью имения служит большой зал, который расписан Джулио Романо.

Вилла Мадама стала одной из первых загородных вилл римского типа, возведенных для развлечения и досуга, и сооружена так, чтоб восстановить в памяти описания античных вилл. На вилле имелся внутренний двор с грандиозной лестницей, дворик круглой формы, возле которого был посажен сад, театр под открытым небосводом, устроенный непосредственно в склоне холма, ипподром и висячий сад с панорамой на Тибр.

В настоящее время Вилла Мадама – собственность Правительства Италии, эксплуатирующей ее для устроения пресс-конференций и размещения значимых зарубежных гостей. Проход в здание ограничен, а для устроения экскурсии по саду нужно получить согласие МИДа.

Палаццо Фарнезе – один из наиболее видных дворцов Рима в стиле Высокого Возрождения в Риме. В 1936 году его отдали в аренду Франции на 99 лет, и сейчас в здании находится Посольство Франции в Италии.


Палаццо спроектировали в 1517 году для семьи Фарнезе, а в 1534 году, после того, как Алессандро Фарнезе получил сан Папы Римского Павла III, было осязаемо увеличено по проекту Антонио да Сангалло Младшего. В возведении здания был задействованы великие архитекторы 16-го столетия, в том числе Микеланджело, Якопо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. В конце 16-го столетия художник из Болоньи Аннибале Карраччи написал в Галерее Фарнезе цикл фресок, давший начало двум различным стилям живописи очередного века – римского барокко и классицизма.

В данном же дворце Рима была сконцентрирована видная коллекция скульптур, сейчас находящаяся в Национальном Археологическом музее Неаполя, и коллекция произведений искусства, экспонированная в Музее Каподимонте в Неаполе.

К возведению Палаццо Фарнезе приступили в 1517 году, и оно было заморожено десятилетием позже во время разграбления Рима. А в 1534 году Алессандро Фарнезе подключил к работе над данным дворцом Рима гениального Микеланджело, который закончил строительство 3-го этажа и внутренний дворик. В 1541 году им же был размещен над центральным окном фасада громадный папский герб – наиболее крупный из когда-либо сделанных в Риме.


Дворец в Риме: Палаццо Фарнезе

А в 17-м столетии Папа Александр VII позволил шведской королеве Кристине расположиться в Палаццо на несколько месяцев, но она сетовала на наличие «исчадий ада». После отбытия Кристины в Париж прояснилось, что ее слуги похитили из дворца серебро, гобелены и художественные полотна, а еще сожгли часть дверей и сняли медную кровлю.

Этот дворец в Риме примером для множества зданий по всему свету, среди них – Шато Гримальди в Экс-ан-Провансе (Франция), Национальный строительный музей в Вашингтоне, Королевский дворец в Стокгольме.

Палаццо Браски – неоклассический дворец в Риме, находящийся меж площадями Пьяцца Навона, Пьяцца ди Паскуино, Кампо дей Фьори и улицей Корсо Витторио Эммануэле II. В настоящее время в его стенах находится Римский музей, повествующий об истории города с эпохи Средневековья до 19-го столетия.


Дворцы Рима: Дворец Браски

Основной вход в Палаццо находится на улице Виа Сан Панталео, на которую еще смотрят окна овального зала вестибюля. Из вестибюля по грандиозной лестнице с 18 колоннами из красного гранита, завезенными из галереи императора Калигулы, возможно подняться наверх. Лестницу еще украшают античные скульптуры и восхитительная лепнина Луиджи Акуисти. На бельэтаже находится небольшая часовня – проект архитектора периода неоклассицизма Джузеппе Валадье.

Галерея Дориа Памфили в Дворце Дориа Памфили в Риме

Галерея Дориа Памфили – громадное собрание произведений искусства, содержащееся в Палаццо Дориа Памфили в Риме. Находится меж Виа дель Корсо и Виа делле Гатта. Основной вход в галерею имеется с Виа дель Корсо. Фасад палаццо, смотрящий на ту же улицу, примыкает к храму Санта Мария ин Виа Лата. Галерея и палаццо располагается в персональной собственности римского семейства Дориа Памфили.


Дворцы Рима: Галерея Дориа

Внушительная коллекция картин, мебели и статуй была собрана, начиная с 16-го столетия членами семей Дориа, Памфили, Ланди и Альдобрандини, которые со временем в итоге браков образовали одно семейство. В коллекции среди остального можно посмотреть на полотна и мебель из Палаццо Памфили (на площади Пьяцца Навона), принадлежавшего Папе Римскому Иннокентию X.

Палаццо увеличивалось в течение нескольких столетий. Видимо, сейчас оно – наиболее крупное в Риме, состоящее в персональной собственности. Основная коллекция находится в парадных залах, а еще в часовне. Однако преимущественная часть коллекции экспонирована в небольших галереях, окаймляющих внутренний дворик. Часть комнат переделаны в отлично освещенные галереи, в которых возможно посмотреть произведения средневекового и византийского искусства.

В 1767 году Палаццо Дориа-Памфили отреставрировали к свадьбе Андреа IV Дориа Памфили Ланди и принцессы Леопольдины Марии Савойской. Реставраций управлял архитектор из Трапани Франческо Николетти.


Дворец в Риме: Палаццо Дориа-Памфили

Гениальным творением коллекции принято считать портрет Папы Римского Иннокентия X работы Веласкеса. Урожденный Джованни Баттиста Памфили, Иннокентий поднялся на папский престол в 1644 году. С 1927 года картина Веласкеса содержится в специальной небольшой комнате совместно с бюстом Папы работы Бернини.

Палаццо Корсини – видный дворец Рима в барочном стиле, возведенный для семьи Корсини меж 1730-м и 1740-м годами по проекту знаменитого архитектора Фердинандо Фуга. Дворец построен на месте иного здания, виллы 15-го столетия, принадлежавшей семьи Риарио. Он находится в районе Трастевере, поблизости от Виллы Фарнезина.


В 1659-1689 годах на вилле Риарио проживала экстравагантная шведская королева Кристина, отказавшаяся от престола, принявшая католичество и переселившаяся из Стокгольма в Рим. Под ее присмотром тут проводились первые встречи будущей римской Аркадской академии – сообщества ученых, поэтов и почитателей искусства.

В 17636-м году уроженец Флоренции кардинал Нери Мария Корсини, племянник Папы Римского Клемента XII, купил виллу и участок земли и распорядился преобразовать все это в шикарный дворец. В нем в годы оккупации Рима войсками Наполеона жил Жозеф Бонапарте, старший брат императора. В 1883-м году Палаццо и все его имущество продали итальянскому государству.

В настоящее время в Палаццо Корсини находятся офисы Национальной академии наук (Аккадемия дей Линчеи), а еще Галерея Корсини. Сады дворца, взбирающиеся к Яникульскому холму – часть ботанического сада Римского университета «Ла Сапьенца». Национальная галерея античного искусства Палаццо Корсини – великое собрание произведений искусства, находящееся на одном из этажей дворца.


Дворец в Риме: дворец Корсини Экскурсии по Риму с местными жителями Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

Виллы и дворцы - это, пожалуй, наиболее привлекательная часть архитектурного наследия Рима периода Средневековья. По своим масштабам они не могут сравниться с сооружениями античной эпохи, но в плане изящества архитектура эпохи Возрождения не знает себе равных. Виллы и дворцы в Риме стоит посетить еще и потому, что практически во всех из них располагаются интересные музеи и галереи.

Вилла Боргезе

Вилла чрезвычайно популярна у приезжающих в Рим путешественников и на это есть несколько причин: во-первых, здесь находится галерея с богатейшей коллекцией живописи; во-вторых, на обширной территории виллы также расположено два любопытных музея - Музей современного искусства и Музей этрусков; в-третьих, вокруг виллы разбит парк - один из самых крупных и красивых в Италии. Парк огромный: на то, чтобы обойти его пешком, уйдет не меньше, чем полдня. Его территория украшена скульптурами и фонтанами, работают аттракционы, мини-зоопарк и прокат лодок для прогулок по озеру.

Центральное место в композиции виллы отведено дворцу Палаццо Боргезе. Здание XVI века несколько раз достраивалось и расширялось, обретая все более впечатляющий внешний вид. Семейство Боргезе, а конкретно Сципион Боргезе, денег на виллу не жалели. Будучи кардиналом, Сципион Боргезе мог позволить себе построить роскошный дворец, чем он и воспользовался.

Спустя несколько веков, в начале XX века вилла и весь комплекс зданий были переданы городу, так что теперь резиденция кардинала служит общественным парком и музеем.

Вилла Фарнезина


С момента строительства в XVI веке у этого здания сменилось несколько владельцев: оно поочередно принадлежало крупному банкиру, кардиналу, династии Бурбонов, некоторое время в нем располагалось посольство Франции, в начале XX века его передали муниципалитету Рима. Вилла частично перестраивалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик, кстати, довольно оригинальный для своей эпохи: в то время фасады зданий строили плоскими, а здесь крылья сильно выступают вперед.

Главная ценность виллы - ее внутренние помещения. Стены и потолок залов расписаны фресками авторства Рафаэля и Микеланджело.

Сюжеты картин иллюстрируют сцены из мифов Древней Греции и сочинений древнегреческих писателей. Окружающая территория виллы занята пышным садом, где растут фруктовые деревья. По своим размерам сад, разумеется, сильно уступает парку на вилле Боргезе, но он довольно приятный и фотогеничный.

Вилла Волконских

У этого поместья непростая судьба: здание было построено в 30-е годы XIX века, когда этим участком земли владела Зинаида Волконская. При жизни княгиня Волконская устраивала на этой вилле творческие вечера, куда приходили видные деятели искусства. Часто здесь гостили известные русские писатели и живописцы. Княгиня собрала внушительную коллекцию античных статуй, но до наших дней она не сохранилась.

Через сто лет после строительства наследники княгини Волконской продали виллу и она оказалась во владении фашистов. Те в подвале здания соорудили тюрьму с пыточной камерой. Во времена Второй мировой войны в застенках виллы пытали и расстреливали участников движения Сопротивления, а этажом выше во время визитов в Рим размещались высокие гости - руководство СС, Гебельс и Гитлер. После Второй мировой войны здание стало резиденцией британского посла.

Дворцы Рима
Палаццо Барберини

Этот дворец некогда принадлежал влиятельному семейству Барберини. Построили его в начале XVII века, когда один из представителей этого рода стал Папой римским. Над возведением фамильного поместья трудились несколько архитекторов, в том числе знаменитый Бернини. В духе традиций тех лет поверхность внутренних стен и потолка была украшена фресками с библейскими сюжетами.

Со временем династия Барберини обнищала и в XX веке ее представители стили распродавать фамильное наследие - собрание картин, античных статуй и редких рукописей. Здание тоже было частично продано. Чтобы сохранить дворец, власти города решили выкупить его и прилегающую территорию и провести реставрацию. Сейчас здесь открыта Национальная галерея античного искусства, где выставлено порядка 1500 экспонатов.

Палаццо Спада


Дворец, принадлежавший семейству Спада известен тремя особенностями: его фасад - один из самых пышно украшенных в Риме; в нем расположена Галерея Борромини - девятиметровый коридор, который из-за оптической иллюзии кажется длиннее в несколько раз; в здании находится одноименная художественная галерея с приличной коллекцией полотен художников эпохи Возрождения.

Здание с богато декорированным фасадом было построено в шестнадцатом веке, реставрировано в семнадцатом, а в двадцатом выкуплено государством для размещения в нем галереи и заседаний Государственного совета.

Дворцы Капитолийской площади


На относительно небольшом участке земли, вплотную друг к другу, на Капитолийском холме построены три дворца: по центру располагается Дворец Сенаторов, а по правую и левую сторону от него - дворцы-близнецы Дворец Консерваторов и Новый Дворец. Зеркальная симметрия фасадов дворцов - идея Микеланджело: здания уже были построены к моменту когда ему доверили реставрацию площади, он решил видоизменить их лицевую часть, чтобы они выглядели как составная часть архитектурного ансамбля. Все тот же Микеланджело пристроил к фасаду Дворца Сенаторов монументальную лестницу, благодаря которой, площадь смотрится более парадно.

Во дворцах Капитолийского холма сейчас работают музеи, где хранится много интересного, так что посетить этот место стоит обязательно, при этом времени лучше выделить с запасом - экскурсия с хорошим гидом выходит довольно насыщенной и продолжительной.

Облик современного Рима, начиная со времен Средневековья и эпохи Возрождения, во многом формировали виллы и дворцы знатных итальянских родов. Конечно, по масштабности они не идут ни в какое сравнение с постройками эпохи Античности, типа и , но по изяществу форм и богатству наполнения, приведут в восторг любого ценителя архитектуры. Виллы и дворцы в Риме интересны и с культурной точки зрения, так как в настоящий момент в них разместились роскошные римские музеи.

Blogoitaliano провел свое исследование, и из всего многообразия дворцов и вилл Рима выбрал 5 самых интересных.

Вилла Боргезе

Первую строчку нашего независимого рейтинга лучших вилл и дворцов Рима по праву занимает вилла Боргезе. Она была построена в XVII в. племянником Папы Павла V Шипионе Боргезе. Денег на виллу не жалели. Вокруг был разбит один из крупнейших в Риме английских парков, украшенный фонтанами и античными скульптурами. Особое восхищение у посетителей виллы вызывал «Боргезийский борец», которого в 1807 г. с прочими произведениями искусства продали Наполеону.

Тенистый английский парк – одно из сокровищ виллы Боргезе

Безусловно, центральной составляющей виллы считается роскошный особняк Боргезе. Шипионе Боргезе хотел казаться знатоком современного искусства, поэтому в стенах своего детища, он собрал невероятно богатую коллекцию живописи.

Здесь можно увидеть картины Караваджо, Рафаэля, Тициана, лучшие шедевры Рубенса и Рембрандта, скульптуры Бернини и множество других выдающихся произведений искусства. О Галерее Боргезе и особенностях ее посещения Blogoitaliano .

В галерее Боргезе собраны выдающиеся произведения живописи и скульптуры

Отдельно заметим, что Галерея считается одним из самых труднодоступных музеев Италии, потому что в нее существуют лимиты на допуск посетителей, которые не могут быть превышены. По этой причине многие посетители на месте сталкиваются с тем, что билетов в кассе нет и попасть внутрь невозможно.

Чтобы этого не произошло с Вами, билеты лучше приобрести заранее – через интернет. Сделать это можно на этом сайте .

Помимо собственно галереи на территории виллы Боргезе находятся:

  • вилла Джулия с богатой коллекцией этрусского искусства;
  • Галерея современного искусства, где собраны работы Моне, Ван Гога, Гогена и современных итальянских художников;
  • дом-музей скульптора и композитора Пьетро Каноника;
  • музей Билотти с частной коллекцией работ сюрреалиста;
  • театр «Глобус», где ежегодно в августе, сентябре проходят фестивали по мотивам пьес У. Шекспира;
  • биопарк, в котором можно понаблюдать за жизнью редких и экзотических животных в условиях естественной среды обитания;
  • зоологический музей с богатой коллекцией мировой фауны.

Вилла Фарнезина

Еще одна заслуживающая внимания вилла Рима – вилла Фарнезина. Эта вилла, расположенная в , на правом берегу Тибра, строилась в начале XVI в. для банкира из Сиены Агостино Киджи. Она стала первой в Риме виллой так называемого «павильонного» типа, без привычных галерей и внутренних двориков, открытая в сторону сада и реки. Вилла несколько раз меняла хозяев. С 1577 г. ею стало владеть богатое семейство Фарнезе, а в XVIII в. им на смену пришла династия Бурбонов, какое-то время здесь даже размещалось посольство Франции.

Вилла Фарнезина стала первой в Риме виллой так называемого «павильонного» типа

Основную ценность виллы Фарнезина составляют стенные росписи кисти Рафаэля, Себастьяно дель Пьомбо, Джулио Романо и иль Содомы. Тема сюжетов – мифы Древней Греции.

Вокруг разбит живописный парк, обильно усаженный апельсиновыми деревьями.

Внутри восхищение вызывают стенные росписи кисти Рафаэля и других выдающихся живописцев

Палаццо Барберини

Теперь скажем несколько слов о самых впечатляющих дворцах Рима. Откроет наш независимый рейтинг палаццо Барберини, расположенный в восточной части «Вечного» города. Его строительство не обошлось без участия еще одного Римского Папы – Урбана VIII из рода Барберини, который и стал заказчиком роскошного палаццо.

Идея строительства палаццо Барберини принадлежит Папе Римскому Урбану VIII

Над созданием постройки в стиле барокко трудились 3 великих зодчих середины XVII в. –Модена, Бернини и Борромини. Двум последним принадлежит авторство изящных винтовых лестниц внутри палаццо.

Некоторое время во дворце размещалась фламандская мастерская, где изготавливали гобелены для дворца. Последний этаж был отдан под размещение обширной библиотеки семьи Барберини. Среди прочих экспонатов в библиотеке хранится рукопись Рафаэля Барберини, который в 1564 г. для налаживания экономических связей посетил Москву и удостоился личной встречи с Иваном IV Грозным. Позже в своей рукописи он дал подробное описание того, что ему удалось увидеть в русской столице.

К сожалению, история этого дворца в Риме повторила судьбу семейства Барберини. Многие произведения искусства в трудные времена были проданы «с молотка». Часть сокровищ некогда влиятельного римского рода досталась . А в 1949 г. и сам дворец перешел в ведение государства.

В левом крыле здания в настоящее время разместилась Национальная галерея старинного искусства, где можно увидеть произведения живописи Караваджо, Рафаэля, Тинторетто, Пуссена, Тициана, Рубенса и других прославленных итальянских живописцев, антикварную мебель, а также изделия из майолики и фарфора. Правое же крыло заняли вооруженные силы Италии, разместившие здесь Офицерское собрание.

Палаццо Спада

Заслуживает отдельных слов и дворец Спада в Риме, где сейчас размещается одноименная галерея с частной коллекцией живописи и Государственный Совет.

Палаццо Спада был построен Бартоломео Баронио для кардинала Джироламо Каподиферро в первой половине XVI в. Почти 100 лет спустя палаццо приобрел другой кардинал – Бернардино Спада. Желая превратить дворец в роскошную фамильную резиденцию, он заметно видоизменил постройку. Реконструкцией руководил Франческо Борромини – один из выдающихся архитекторов того времени. В результате палаццо обзавелся одним из самых богато декорированных в Риме фасадов.

Пышной отделкой фасада палаццо Спада обзавелся в XVII в.

Прибавилось пышности и во внутреннем дворике дворца, который помимо наличия языческих скульптур прославился прекрасным видом на знаменитую Перспективную Галерею Борромини. Эта галерея была создана на основе принципов оптических иллюзий. В результате общая протяженность галереи в 9 м кажется значительно длиннее (30-35 метров), а 60-сантиметровая статуя Меркурия в конце галереи напоминает фигуру выше человеческого роста.

Особо впечатляет во дворце Перспективная галерея Борромини

Внутри дворца, как мы уже упоминали выше, размещается частная коллекция произведений искусства Бернардино Спада. Впрочем, Бернардино был не единственным представителем рода, проявлявшим интерес к искусству. Его начинание продолжили его брат, а затем внуки и правнуки.

Сейчас в 4 залах палаццо можно увидеть работы Рени, Карраччи, Гверчино, Прети, а также особо ценные работы северной школы живописи, среди которых есть и подлинники кисти Тициана. В галерее также собрана коллекция античной скульптуры. Из всего представленного собрания интерес представляет колоссальная статуя Помпея, найденная в эпоху Средневековья в районе . Многие исследователи и историки склоняются к мнению, что именно рядом с этой статуей был жестоко убит римский император Юлий Цезарь.

Кроме произведений искусства во дворце Спада в Риме практически в первозданном виде сохранился весь интерьер, антикварная мебель из красного дерева и две прекрасные люстры из муранского стекла.

Дворцы Капитолийской площади в Риме

Капитолийская площадь одна из древнейших площадей Рима. Первые дворцы на появились еще на заре Римской Империи. Однако ее современный облик – во многом заслуга бессмертного гения Микеланджело.

Формировался он в середине XVI в. по поручению Папы Римского Павла III. По изначальному замыслу Микеланджело, который в итоге завершили его ученики, ансамбль площади должны были сформировать три дворца – Дворец сенаторов в центре, Дворец консерваторов и Новый дворец по бокам.

Облик современной Капитолийской площади формируют три дворца, по замыслу Микеланджело объединенные в единое целое

В архитектуре дворцов Капитолийской площади в Риме Микеланджело впервые применил архитектурный прием, называемый колоссальным ордером, когда колонны или пилястры охватывают сразу несколько этажей здания.

В тон Дворцу сенаторов были возведены Дворец консерваторов, где заседали судьи (консерваторы) и его брат близнец – Палаццо Нуово (Новый дворец), строительство которого завершилось лишь в середине XVII в. за что он и получил свое название.

Во Дворце консерваторов можно увидеть знаменитую Капитолийскую волчицу

В настоящее время во Дворце Сенаторов заседает мэрия Рима, а в двух других дворцах разместилась экспозиция Капитолийских музеев. Так в Палаццо Нуово можно увидеть жемчужины античной скульптуры, бюсты римских философов и императоров, во дворце Консерваторов хранятся знаменитая