Слоны во вьетнаме экскурсии. Где во Вьетнаме покататься на слонах? Специфика вьетнамской кухни

Заказать экскурсию на остров можно в любом турагентстве Нячанга, благо, их здесь немало. Ее стоимость – около 18 - 25 долларов: это путешествие сразу на два острова (обезьян и орхидей).

Билет на катер, везущий туристов на Остров орхидей - 150 000 донгов взрослый и 75 000 - детский. Катера отправляются только утром: ориентировочно в 8:30 и в 9:30. Лодки следуют каждые полчаса.

Фото с животными - 20 000 донгов. Поездка на слоне - 300 000 донгов. Добавьте затраты на еду, напитки, корм животным, сувениры.

Сколько времени уйдет на знакомство с красотами острова

Для неспешного обозрения всех достопримечательностей Острова орхидей, купания и загорания на местном пляже, а также следования на остров и с острова понадобится не менее половины дня. Если возьмете в путешествие детей, то вояж затянется на весь день.

Знакомство с Островом орхидей

Еще во время пути по воде к достопримечательности вы увидите плавучие крабовые фермы, на которых выращивают лобстеров и креветок, а также добывают крабов. Приплыв на остров, попадаете в красочный мир цветов разнообразных расцветок и форм. И цветы эти - орхидеи.

Остров Орхидей - это природный заповедник. В нем в естественной среде живут страусы, слоны, обезьяны, олени, попугаи, гималайские медведи и прочие представители фауны. Животные, живущие на острове, не из робкого десятка и людей абсолютно не стесняются. Они подходят к туристам и слезно «выпрашивают» еду.

Для экскурсионных групп местные дрессировщики демонстрируют цирковые представления с участием медведей и слонов. Предусмотрены и катания на страусах. Местная «звезда» - слониха Лена, не прочь (хотя ее особо никто и не спрашивает) прокатить вас на своем хоботе. С животными можно сфотографироваться.

Для маленьких туристов обустроена детская площадка: красочные аттракционы сделаны из обычных шин. Вот это креативно и бюджетно. Среди развлечений - игра в пейнтбол. Любители сноркелинга возле коралловых рифов, что невдалеке от пляжа, имеют возможность исследовать подводный мир острова.

Вьетнамцы добавили и свое оформление в этом уголке Вьетнама: каменные лестницы на подъемах, мостики над ручьями, красивые фонтанчики, деревянные и каменные скульптуры. Оригинально выглядят клумбы с зелеными скульптурами животных, героев мультфильмов.

И, конечно, орхидеи - цветные «жемчужинки» острова. Сорта высажены таким образом, что их цветение можно наблюдать круглый год. Распустившиеся орхидеи туристы могут наблюдать в разное время года.

Увидеть прекрасные маленькие порхающие создания природы можно в парке бабочек, открытом здесь же.

За пределами курорта Нячанг скрывается удивительный и самобытный Вьетнам. Любуясь красотой рисового поля, многие даже не представляют, какой тяжелый ручной труд стоит за ней. Вьетнам во многом такой: безумно красивый и притягательный; и только всмотревшись в эту красоту, начинаешь осознавать и ценить ее ещё больше.

Провинция Даклак во Вьетнаме

Провинция Даклак находится в Южном Вьетнаме и расположена на плоскогорье Тэйнгуен. Здесь выращивают кофе, чай и фрукты. Главным административным городом является Буонметхуот. Провинция Даклак славится своими живописными пейзажами, то бескрайние рисовые поля, то не знающие горизонта каучуковые леса, то плантации цветущего кофе, а то и настоящие зелёные джунгли. На территории провинции проживают как вьеты, так и представители других народных меньшинств, таких как тхо, эде и мнонги. В своем хозяйстве местные жители используют не так много достижений технического прогресса (но телик, тарелка и караоке есть у всех!). И вот тут открывается ещё одна привлекательная сторона Даклака, особенно для туристов. Провинция Даклак это маленькая страна слонов во Вьетнаме. Прирученный слон отличный помощник по хозяйству: он и поле вспахать поможет, и тяжести перенесёт, и туристов покатает, правда кушает очень много, часто слоны недоедают.

Отправляемся на экскурсию в провинцию Даклак

Для знакомства с этой удивительной местностью мы взяли экскурсию. Экскурсионных компаний в Нячанге много, изучив вдоль и поперёк все предложения и отзывы, выбрали лучшее для нас. Нас ожидало два насыщенных дня экскурсии по провинции Даклак и ночёвка в маленьком отеле в деревне на берегу озера Лак. В этой статье расскажем про первый день:

  1. Знакомство с племенем Мнонгов.
  2. Катание на слонах по деревне и озеру Лак.
  3. Прогулка по настоящей деревне Мнонгов, где турист такая же диковинка для местных, как и они для нас.
  4. Вечернее шоу племени Мнонгов с песнями и танцами и дегустация местного рисового вина и рома Амаконг.

По пути в Даклак

Выехали мы в 8 утра из Нячанга небольшой группой в 14 человек. С некоторыми пассажирами мы уже были знакомы по прошлой поездке на водопады Янг Бэй. Дорога предстояла длиною в 5 часов, но она прошла достаточно быстро и незаметно. Тут сыграло 2 фактора: первый это живописные виды за окном, а второе это наш гид, кладезь полезной и интересной информации. Для тех, кто хочет самостоятельно добраться из Нячанга на байке в провинцию Даклак, рассчитывайте правильно свои силы и время. По дороге успели полюбоваться главным административным городом Буонметхуотом. Наша поездка выпала на дни празднования Тета (вьетнамский новый год). С одной стороны это было нам на руку. Город был украшен яркими красками: красные фонарики, пёстрые цветочные клумбы, жёлтые хризантемы на каждом углу и весёлые символы огненной мартышки. С другой стороны, очень много людей, особенно туристов из Китая. Кое-где это очень мешало.

Знакомство с племенем Мнонгов

Мнонги это горный народ, переводится название как «Ловец слонов», что не удивительно. Они до сих пор занимаются одомашниванием диких слонов и используют этих животных в хозяйственных целях. Внешне они отличаются от вьетов (обычные вьетнамцы), у них более тёмная кожа, они крупнее, форма губ и глаз другая. Вообще, это племя мало поменяло уклад своей жизни за последние сотни лет, живут почти так же, как жили и деды их прапрадедов. Да, несколько лет назад появились в хозяйстве мотоблоки, немного облегчившие труд, но основная роль отдана человеку и слону.

Живут мнонги в длинных домах на сваях (уберегают дома от потоплений и «не прошеных гостей» среди живности). Когда стоит сухая погода, дом используется как навес от солнца, где пасется домашняя живность, да и сами хозяева могут отдохнуть в тени. По длине дома можно сказать, сколько примерно семей в нём живёт. Дома достраиваются в длину, и обычно под одной крышей живут несколько семей и их поколений. У мнонгов в семье царит матриархат. К дому ведёт обычно 2 лестницы, одна для мужчин, вторая для женщин и гостей, в том числе гостей мужского пола. Женская лестница украшена выступами, символизирующими грудь, а мужская черепахой.






У обычных жителей дома деревянные. А у тех, кто побогаче, дом более основательный, бетонный фундамент, например, крепкая крыша, хотя внутреннее убранство почти не отличается. Живут очень бедно, спальное место огорожено занавеской, а кроватью служит обычная циновка. Душ принимают, обливаясь водой из колодца. Маленьких деток носят в самотканых слингах: и руки свободны, и ребёнок под присмотром. Мнонги приверженцы анимизма (поклонение духам)




Купи слона! Ну, пожалуйста!

Вернёмся к слонам, главным помощникам мнонгов. В данный момент в деревне приручены около двух десятков этих животных. Дело всё в том, что слоны почти не размножаются в неволе, поэтому их ловят уже взрослыми в лесах, дав возможность «погулять». Одомашнивание в среднем занимает от 4 месяцев до полугода, используется стандартный метод «кнута и пряника».

Слоны в среднем живут 80-100 лет, в неволе, конечно же, чуть меньше. С учётом такой продолжительности жизни животного, к каждому слону прикрепляется два погонщика, если один из погонщиков умрёт, чтобы второй мог его заменить. Слонов после смерти хоронят со всеми почестями, к ним очень уважительно относятся, не разделывают на продажу, а именно хоронят.

Слоны провинции Даклак привлекают иностранных туристов и жителей самого Вьетнама, давая возможность мнонгам подзаработать живую денежку. Ведь здесь можно не просто покататься по деревне на слоне, но также и переплыть озеро Лак. Особенно захватывающе данный аттракцион проходит в период полноводья озера, примерно, с октября по январь. В среднем глубина озера составляет до 3,5 метров глубины.



Озеро Лак можно пересечь не только на слонах, но и на лодках, как ежедневно делают мнонги. Лодки не простые, они высечены из цельного ствола дерева, длинные и узкие. Движение осуществляется при помощи палки, которой просто отталкиваются от дна. Все лодки, на которых нас прокатили, были высечены еще более ста лет назад, но до сих пор служат верой и правдой.







В гостях у Мнонгов, вечернее гонг-шоу

Когда стемнело, и мнонги закончили свой тяжёлый рабочий день, они переоделись в праздничное и ждали нас, чтобы познакомить со своей культурой и обычаями по ближе. Танцы, песни, игра на самодельных музыкальных инструментах и угощение рисовым вином. Вино делается из рисовой шелухи, её заливают водой и настаивают несколько недель. Перед употреблением опять разбавляют водой и подают к столу в большом кувшине и трубочками. На вкус нам не понравилась, бражка одновременно и кислая, и горькая. Хотя в соревнованиях всё равно приняли участие. Смысл в том, кто кого перепьёт, наши парни против местных девушек, а наши девушки против местных мужчин. Есть впечатление, что местные не только поддаются, но ещё и халтурят.



В конце шоу, мы уже танцевали все вместе, пробовали сами играть на местных инструментах. Было очень интересно познакомиться с традициями мнонгов, люди очень открытые и доброжелательные в своём большинстве. Хотя иногда на лицах проскакивала тень усталости. Вернувшись в свой маленький отель на берегу озера Лак, нас угостили местным ромом Амаконг. Его настаивают в огромных глиняных кувшинах, и на вкус он похож на травяной самогон.


День был неимоверно интересный и насыщенный, получили кучу впечатлений и огромное желание вернуться на более глубокую экскурсию по провинции Даклак. Впереди нас ждал второй день с дегустацией настоящего слонового кофе, посещением виллы последнего императора Вьетнама Бао Дая и поездкой на водопад Драй Нур.

Для большинства людей со слонами ассоциируются Таиланд, Индия и Шри-Ланка. Но во Вьетнаме также можно увидеть слонов и покататься на них. Здесь даже есть деревня, которая знаменита именно прогулками на слонах. Итак, в этой статье мы расскажем вам о том, где во Вьетнаме покататься на слонах.

Где во Вьетнаме покататься на слонах?

Слонов во Вьетнаме осталось не так уже много. Если раньше дикие слоны жили на довольно большой территории, то сейчас они обитают лишь в нескольких отдаленных провинциях. Ученые предсказывают, что к 2021 году они могут окончательно исчезнуть.

Сейчас прирученных животных можно встретить в нескольких вьетнамских провинциях. Покататься на слонах во Вьетнаме можно, например, отправившись на экскурсию в Далат . Здесь в парке работают погонщики и все желающие могут покататься на огромных животных, усевшись на деревянную конструкцию, привязанную к спине слонов.

Слона, а точнее слониху можно увидеть и в популярном городе Нячанге. Правда для этого вам нужно будет отправиться на один из близлежащих к материку остров. Слониха Лена - это прямо-таки местная знаменитость. От нее приходят в восторг и дети взрослые. Слониха катает людей на своем хоботе!

И наконец, самое популярное место, где во Вьетнаме можно покататься на слонах - это провинция Даклак. Здесь есть деревня, в которой живет около двадцати прирученных слонов. Именно сюда стремятся попасть все туристы. Интересно то, что в период полноводья озера Лак здесь можно не просто покататься на слонах по суше, но и проплыть на животных по воде. Слоны величественно и неторопливо шагают по деревне, затем переплывают озеро и возвращают обратно. Кроме того, туристов привлекают местные жители провинции Даклак - мнонги. Они строят лодки из цельных стволов дерева и вытянутые в длину дома, пьют рисовое вино при помощи специальных трубочек, играют на гонгах, а женщины-мнонги носят своих детей в самодельных слингах.

Как видите, решая где покататься во Вьетнаме на слонах, наиболее привлекательным местом является провинция Даклак, но здесь есть один минус - удаленность провинции от основных курортных зон. Поэтому, если вы не хотите ехать так далеко - отправляйтесь в Далат или на острова близ Нячанга .

Слоны во Вьетнаме: символика и использование в искусстве и ремесле

Слоны всегда считались символом мудрости, достоинства и благоразумия. Люди восхищались их непобедимой мощью и создавали искусно выполненные статуэтки в виде слонов и использовали фигурки этих животных при изготовлении украшений. У некоторых буддийских и индуистских храмов встречаются скульптуры слонов. И сейчас во Вьетнаме можно купить на память фигурки слонов. Считается, что слон, хобот которого полнят вверх, приносит хозяевам дома удачу. Главное поставить его «лицом» к окну, чтобы он притянул ее с улицы. А вот слонов с опущенным хоботом покупают женщины, которые мечтают завести потомство. Вьетнамцы верят, что такая фигурка слона обязательно поможет завести детей. В торговых лавках вы также можете встретить красивые браслеты и кольца из различных материалов, которые украшены фигурками слонов. А вот изделия из слоновьих бивней покупать мы не рекомендуем. Ведь за редким и дорогостоящим материалом охотятся браконьеры, уничтожая и без того малочисленную популяцию слонов.

Super User

Так ли разнообразна кухня Вьетнама и что категорически нельзя есть?

Собираясь во Вьетнам, вы наверняка прочли немало полезной информации и, естественно уделили большое внимание вьетнамской кухне, которая, по мнению многих, дюже экзотическая. Так ли это на самом деле? Здесь я расскажу о том, как по-настоящему питаются вьетнамские семьи, какая еда во Вьетнаме популярна

и действительно ли кухня Вьетнама так разнообразна, как представляется будущим путешественникам.

Начнем с того, что вьетнамцы не мыслят свою еду без риса! Еда во Вьетнаме – это в первую очередь рис, а уже потом все остальное. Без риса немыслим ни вьетнамский завтрак, ни обед, ни ужин. Рис всегда на столе! В кафе дополнительную порцию риса часто приносят бесплатно, потому что рис у них, как у нас хлеб. Ни одно блюдо, за исключением супов, кухня Вьетнама, не представляет без риса.

Рис во Вьетнаме готовится исключительно в рисоварках , которые вьетнамцы приобретают, как правило, на долгое время. Одна рисоварка может служить семье на протяжении нескольких лет, эксплуатируясь при этом по три раза в день.

Сортов риса во Вьетнаме много, но каждая семья выбирает, какой сорт риса ей больше по нраву и рис этот закупается огромными, двадцати килограммовыми мешками. Обычная вьетнамская семья, состоящая из четырех-пяти человек, съедать двадцать килограмм риса примерно за месяц-полтора.

Одним из самых вкусных сортов риса, на наш взгляд, является липкий рис. Он действительно липкий, только не расплывающийся, как каша, а твердые зерна риса будто слеплены между собой клеем. В России этот сорт риса, к сожалению, не продается. Говорят, его можно купить в Москве, но мы пока не нашли.

Вьетнамские друзья, у которых мы гостили, открыли нам секрет, что они покупают тайский рис, так как он вкуснее! Проехав весь Вьетнам, мы в этом не сомневаемся, так как сделать что-то просто нормально, вьетнамцы не могут. Вот даже сами вьетнамцы признались, что тайский рис вкуснее. Да, дороже, но предпочитают все-таки его.

К рису вьетнамская кухня предлагает мясо, разнообразные травы, рыбу, бульоны, соусы, омлеты, грибы и так далее. Мясо – курица, свинина, говядина, змея, собака, кошка, крыса, голуби, воробьи, утки, гуси, куропатки (все, что движется!). Да-да, все это едят во Вьетнаме! Однако, зачастую (даже почти всегда), вьетнамские семьи все-таки подают на стол рис со свининой или говядиной, тушеные и свежие травы и овощи, а так же бульон. Просто так, без особого повода, дома не будут готовить змею или крысу. Собак и кошек вьетнамские семьи, в гости к которым заезжали мы, тоже не ели.

Вьетнамский стол выглядит так:

В центр ставятся тарелки с мясом, рыбой и овощами, а так же большая чаша с бульоном, каждому в пиалу кладут рис. В рис можно налить бульона, сверху положить кусочки мяса и овощей, а можно сразу отправлять их в рот, подхватывая палочками из общей тарелки. Пиалы маленького размера, потому что во Вьетнаме считается неприличным много себе накладывать, как будто ты жадный. Так нам объяснил наш вьетнамский друг. Добавки риса можно просить сколько угодно, но вот мясо заканчивается очень быстро, так как его подают немного (видимо потому, что вьетнамцы мало едят).

Вот так выглядит обычный вьетнамский стол. Эти блюда на всю семью, которая состоит из шести человек! На протяжение двух недель после приезда во Вьетнам, я каждый день плакала, что хочу кушать, потому что не могла понять, как вьетнамцы могут так мало есть.

Вьетнамская кухня на улицах городов.

Теперь о том, какая кухня Вьетнама вам будет встречаться во время самостоятельного путешествия, что можно кушать, а от чего стоит отказаться.

Прежде хочу отметить, что еда во Вьетнаме всегда свежая! Ни в одном кафе не будут оставлять еду, приготовленную утром, чтобы продать её в обед или вечером. Из-за жары еда быстро портиться, и кафе, в котором подают несвежую пищу, люди обходят стороной.

Кафе делятся на утренние и вечерние. Первые работают с 5-6 утра до обеда, вторые с 13-14 часов до 20-21 часа. Есть и такие, которые работают до 22-23 часов и даже до часу ночи (это в основном в крупных городах). Еда готовится тут же, ничего, что может испортиться, не храниться! За все наше двухмесячное пребывание во Вьетнаме, мы ни разу не травились едой в кафе! По возможности добавляйте в еду перец, который стоит на столах, он дезинфицирует.

Путешествуя самостоятельно, на автобусе, самолете или мотоцикле, и не имея большого бюджета, чтобы ходить каждый день в ресторан, вы будете питаться в небольших частных кафе, которых во Вьетнаме на каждом шагу. Еда в таких кафе разнообразием не отличается. Есть, конечно, оригиналы, у которых суп не такой, как у всех, улитки к рису и необычные по вкусу овощи, но таких кафе немного.

В основном вы будете видеть вывески с надписями COM (рис) или PHO (суп). Бывает, что в одном кафе подают и суп и рис, тогда можно наесться до отвала! И первое, и второе, и ещё дадут чай!

COM (Рис)

Рис подается, как правило, с куском мяса (в основном свинина или курица), в некоторых местах сверху ещё кладут жареное яйцо (или вареное коричневого цвета, готовится по особой вьетнамской технологии), и обязательно к рису подают небольшую пиалу с бульоном. Мы часто поливали этим бульоном рис, чтобы был не такой сухой. Но бульон дают не везде! Мясо в таких кафе часто бывает жирным, поэтому если ваш организм не переносит жирной, обжаренной в масле пищи, то лучше, прежде чем, заказывать еду, посмотреть, как она готовится. Это не составит трудности, так как кухни располагаются прямо в помещении, где едят посетители.

Так же в некоторых кафе вам могут предложить на выбор к рису различные овощи, и всякие замысловатые вьетнамские кручености. Можете смело экспериментировать!

Очень вкусный жареный рис, по-вьетнамски он называется Com rang, но его редко, где можно встретить. Спрашивайте, возможно, вам повезет.

Почти везде дополнительные порции риса подают бесплатно (или просят доплатить около 5 тысяч донгов).

PHO (Суп)

Суп. Супы это отдельная песня! Я их очень любила во Вьетнаме, другое дело, что они совсем не сытные и после такого супа через полчаса снова хочется кушать, так как в их основе используется рисовая лапша, которая быстро усваивается организмом.

Супы, в основном, на курином бульоне с длинной рисовой лапшой. В суп кладут тонко нарезанные кусочки курицы, говядины или свинины. Вас обязательно спросят, что вы хотите! Не теряйтесь, везде, где подают суп, написано Bo – говядина, Ga – курица, или Lon – свинина. Просто показываете пальцем, и вам через 5 минут приносят желаемое блюдо.

К супу везде подают зелень либо проростки фасоли. Обратите внимание, что некоторые вьетнамцы мешают зелень прямо в суп и едят такой вот своеобразный винегрет. Я больше любила жевать зелень отдельно от супа, мне казалось, что зелень в супе перебивает вкус основного блюда.

Супы едят следующим образом: в правую руку вы берете палочки, в левую – ложку. Палочками выуживаете лапшу, укладываете её на ложку и отправляете себе в рот. Ложкой же, которая у вас в левой руке, вы хлебаете бульон, а палочками в правой руке ловите в супе кусочки мяса. Понимаю, не очень удобно, но после нескольких тренировок вам даже понравится такая техника поедания супа! Иначе никак. Лапша-то длиннющая, и съесть её, используя только ложку, невозможно, будет соскальзывать.

Цены на еду во Вьетнаме.

PHO (суп) в уличных кафе не может стоить дороже 50 000 донгов. Это уже считается очень дорого. Как правило, цена за тарелку супа составляет 20 000 – 30 000 донгов. Но не более. Дороже стоит только на трассах, где останавливаются дальнобойщики, либо в центре большого города. Хотя и в Ханое, и в Сайгоне Pho мы всегда ели не дороже 25 000 донгов.

COM (рис) будет стоить примерно так же. Кстати, не удивляйтесь, но супы часто дороже. Почему, мы так и не поняли. Цена на тарелку риса с мясом и яйцом будет примерно 25 000 – 35 000 донгов.

Дороже еда в уличных кафе стоить просто не может! Иногда при входе в кафе нужно оглядеться, цены уже могут быть написаны на стенах, либо в меню на столах.

Что касается цен на фрукты и овощи, то они так же невысоки. Дорогие апельсины и яблоки. Но если вы пойдете на вьетнамский рынок, купить экзотические фрукты вы можете по ценам от 10 000 до 30 000 донгов. Есть фрукты, например, личи, за которые просят и по 70 000. Не удивляйтесь, вьетнамцы платят столько же. В основном же, фрукты стоят не дороже еды в кафе (цена за 1 кг).

В некоторых крупных городах есть огромный супермаркет BIG C. Там можно купить еду по фиксированным ценам, ни с кем не торгуясь.

http://www.bigc.vn На этом сайте вы можете посмотреть, в каких городах Вьетнама есть BIG C и какой ассортимент там представлен. В BIG C можно купить уже готовую еду. Мы любили ходить в этот магазин в Ханое, брали готовой еды, бутылочку виски, и устраивали пик-ник возле Озера Возвращенного Меча в центре Ханоя.

Алкоголь во Вьетнаме.

Алкоголь во Вьетнаме такой же, как и у нас. Можно нарваться на подделку, купив выпивку даже в нормальном магазине.

Пиво по вкусовым качествам такое же, как наше. Нормальное пиво Tiger и Heineken. Неплохое пиво Saigon.

Вьетнамский виски Wall Street заслуживает отдельного внимания. Очень хороший алкоголь! И по вкусовым качествам, и голова на утро не болит. Пол литровая бутылка стоит около 100 000 донгов, что сравнительно не дорого. Однако, как-то раз, купив его в большом магазине, на утро мы оба проснулись с жуткой головной болью. Это к тому, о чем я писала выше. Нарваться можно везде. Лучше покупать Wall Street в BIG C.

Не берите какие-то непонятные бутылки в уличных лавках!
Есть 30-ти градусный местный алкоголь, который пьют вьетнамские алкоголики и наши туристы. По-нашему называется Зум-Зум (на знаю, почему его так назвали). Ниже есть фото половинки этикетки. Муж с хохлами пил его в Дананге, говорит, вполне нормально, но Вьетнамцев передёргивает при одном виде. Стоит он 30 000 донгов за бутылку объемом 0.5 л. (сами посудите какой алкоголь может стоить 1,5 доллара?).

Традиционные напитки Вьетнама.

Cha da . Восхитительный вьетнамский чай со льдом под названием Cha da, произносить примерно так: «Чаада», подают почти в каждом кафе бесплатно. Где-то за него возьмут пару тысяч донгов, где-то пять тысяч, но чаада, есть везде. Где-то надо просить, чтобы принесли, где-то уже стоит на столах в кувшинчиках. Это вьетнамский зеленый чай – очень освежает и утоляет жажду. Вкус очень легкий, со слабым оттенком зеленого чая.

Будет очень вкусно, если в чаада выдавить лайм. Кстати, лайм во Вьетнаме очень популярен и есть на столах почти во всех кафе! Если лайма где-то нет, то это, скорее, исключение, причем печальное. Лайм вьетнамцы добавляют в суп, поливают им рис, и так же выдавливают в чаада.

Тростниковый сок . Очень вкусный сладкий напиток! Мы всегда, когда была возможность, останавливались, чтобы выпить по стаканчику. Стоимость одного стакана тростникового сока от 5000 до 15 000 тысяч донгов, в зависимости от места расположения. На трассе тростниковый сок будет стоить не больше 10 000 донгов.

Как-то встретили в Ханое человека, который заплатил за стакан тростникового сока 40 000 донгов! Это немыслимо! Его обманули, назвав цену в три раза выше, чем она есть на самом деле. В том же месте, мы пили этот сок за 12 000 донгов. Будьте внимательны.


Лед. Про лед в Юго-Восточной Азии ходят легенды. И что хранят его в земле, и режут на асфальте и т.д. Как думаете, это правда возможно в 21 веке?!

Ответ ДА! Это так и есть до сих пор! Мы сами были удивлены, ведь думали, что это всего лишь сказки, однако, когда мы увидели, КАК добавляют лед в напитки, наши фантазии о цивилизованности вьетнамцев, развеялись.

Постарайтесь не брать напитков со льдом! Лед для кафе покупают брикетами и пилят его на земле (в Камбодже так же).

Однажды мы хотели выпить чаю со льдом, но когда увидели, каким образом нам этот чай хотят приготовить, быстро смотали удочки.

Дело было так. Подъезжаем мы к кафе и просим сделать нам чай со льдом. Бабка, работающая в кафе, подошла к какой-то стоящей на улице ванне, накрытой сверху бетонной плитой (может не бетонной, но очень похоже), отодвинула эту плиту. Там лежал лед! Он был засыпан песком и какими-то зернами. Она начала стряхивать это все ладошкой, потом взяла брикет, окунула его в ведро с водой (типа, смыла песок), положила на стол, взяла в руки напильник и хотела было резать этот кусок льда. Тут мы поняли, в чем дело, и ретировались.

Так же делают и кофе со льдом. Некоторые колют лед в специальных мешочках, но часто кусок льда просто берут в руку и колют тупой стороной ножа. Потом со стола собирают получившиеся осколки льда руками и засыпают вам в чашку.

Я надеюсь, вы не думаете, что при этом кто-то одевает перчатки?

Где можно есть?

Кушать во Вьетнаме можно далеко не во всех местах. Итак, несколько правил, которые помогут вам избежать неприятностей в местах общепита:

  1. Всегда, прежде чем сесть за стол, спрашивайте, сколько стоит еда! Если вам отказываются называть цену, или говорят что-то невнятное, или говорят, мол, садись, потом разберемся, ни в коем случае не ешьте в таком кафе! Уходите сразу, и не реагируйте на дальнейшие уговоры! Можете поиметь много неприятностей!!!

Спросить, сколько стоит, по-вьетнамски будет «Бао нью тын?». Эту фразу понимают везде, так что если вам отказываются отвечать или делают вид, что не понимают, разворачивайтесь и уходите из такого заведения. Потому что в итоге могут предъявить счет в десять раз больше, мотивируя тем, что вы не узнали сразу стоимость еды, а как раз сегодня она стоит целых 100 баксов.

  1. Останавливайтесь там, где сидят люди. Если в кафе много людей, значит, заведение проверенное, пользуется популярностью у местного населения, потому что там вкусно и недорого. Обращайте так же внимание на транспорт, стоящий возле кафе. Если там стоят мопеды, можете смело заходить. Это значит, что еда там недорогая и местные жители предпочитают именно это кафе. Если же стоят в основном автомобили, то, как нам объяснял местный житель, еда будет стоить дорого, так как это уже что-то типа ресторана.
  1. Обращайте внимание на общую обстановку. Чисто, светло и на столах стоят салфетки и блюдца с лаймом? Сидят местные жители, а хозяин кафе старается вам объяснить, что сколько стоит? Тогда добро пожаловать! Но это правило не всегда работает в уличных кафе в мегаполисах. Оно больше подходит для кафе, расположенных в маленьких городках или на трассах. В больших городах, типа Сайгона или Ханоя, уличные кафе могут производить впечатление не очень приятное, однако там будет ну очень вкусно и за приемлемую цену.
  1. Если в кафе никого нет, вам называют какую-то непомерную цену и при этом вы ещё и имеете возможность посмотреть, как готовится еда, лучше воздержаться от такой трапезы. Скорее всего, будет невкусно, дорого, и еда может быть не совсем свежей (хотя такое понятие как «несвежая еда», во Вьетнаме, в принципе нет).

Как люди, проехавшие весь Вьетнам на мотоцикле, и повидавшие много «вьетнамских чудес», мы дадим вам наш добрый совет – никогда, никогда не ешьте собаку или кошку!

Во-первых, чисто с этической точки зрения это, на наш взгляд, противно даже представить.

Во-вторых, посмотрите, каких собак они едят!

(бедные собачки, жалко).

Эти собаки были отловлены на улицах вьетнамских городов и деревень, а теперь их везут на бойню. У них могут быть разные болезни, в том числе болезни крови, которые не убиваются при тепловой обработке. Оно вам надо?

Не сомневаюсь, что и с кошками такая же ситуация. Мы не видели в северной части Вьетнама бездомных кошек и собак. Как вы думаете, почему?

На юге Вьетнама – от Фукуока, Сайгона до Дананга, собак и кошек не принято употреблять в еду, но на севере Вьетнама, от Дананга до Сапы, в еду идут и собаки, и кошки, и крысы. На юге считается дурным тоном есть собаку. На севере же можно кушать все!

Такую еду вы, конечно, не найдете в обычных уличных кафе, а только в ресторанах.

Когда вы проедите весь Вьетнам, у вас, конечно, появятся свои любимые блюда. Возможно, вы даже подумаете, что здесь написана полная чушь и поделитесь своими открытиями в области вьетнамской кухни. Если так, то буду только рада дополнениям и поправкам!

Последнее. Всегда носите с собой дезинфицирующий лосьон для рук и протирайте им палочки! Иногда палочки падают на пол, работники кафе их поднимают и ставят обратно в общую корзинку на стол…. Бывает. Сама видела.

Ох уж эта Вьетнамская кухня! Приятного аппетита, так сказать!


Смотрите также

Отсюда до границы с Камбоджей всего несколько часов пешего хода. Утоптанная слонами дорога делает резкий поворот - чтобы не покидать вьетнамской территории. Роскошные заросли бамбука, типичного для этих мест растения, поражают разнообразием. Здесь и желтый цвет всех оттенков, и нежная зелень только что проклюнувшихся ростков, и коричневая теплота толстенных стволов - некоторые из них достигают высоты четырехэтажного дома. Двигаться по тропе трудно - все вокруг заросло густым кустарником; его жесткие, похожие на железные когти колючки нещадно царапаются - наши руки долго еще потом болели от этих ран.

Переходим еще одну из речушек - в этот период они довольно мелкие - и видим маленькое кладбище. По краям его расставлены молчаливые стражи - деревянные скульптуры в виде стилизованных фигурок животных, в частности, слона. Сверкающе-белый череп буйвола, который призван отгонять злых духов, как, впрочем, и другие символы, говорит о том, что место святое. А несколько больших, вкопанных в землю амфор, содержащих приношения для богов, указывают на то, что где-то поблизости живут люди - в некоторых сосудах мы видим свежие фрукты. Так оно и есть: еще десять минут пути, и весь наш караван, слоны и люди, входит в маленькую, построенную на сваях деревню - к большому удивлению ее обитателей.

Зярай - одно из 54 живущих во Вьетнаме меньшинств. Много веков они сохраняют в нетронутом виде свой первозданный образ жизни. Им это удается благодаря тому, что обитают они в труднодоступных местах вьетнамских джунглей, и все неоднократные попытки "вьетнамизировать" эти племена, которые предпринимали власти, окончились неудачей. Мужчины зярай низкого роста, их кожа своим цветом напоминает амбру. Вся одежда состоит из набедренной повязки. Женщины ходят с обнаженным торсом. Как только наша экспедиция вступила на территорию деревни, местные жители с любопытством окружили необычных гостей - только дети держались поодаль, боясь подходить к людям невиданной расы. Это понятно: маршрут нашей экспедиции на слонах пролегает по запрещенной для иностранцев зоне. Зярай не говорят по-вьетнамски, и поэтому нам необходим переводчик - с местного на вьетнамский. Мы привезли его из Плейку. Он быстро говорит о чем-то с пожилым человеком, кажется, старостой деревни.

Потом другой переводчик - с вьетнамского на русский - Вао - говорит нам: в деревне нам рады. И подтверждает то, что мы уже прочли по глазам окруживших нас жителей: мы первые белые люди, ступившие на территорию, где они живут.

Понемногу узнаем, что эта маленькая народность, обосновавшаяся здесь две тысячи лет назад, всегда отказывалась участвовать в военных конфликтах. Да, они снабжали вьет-конговцев продуктами, но только потому, что те силой заставили их. А вообще у них хорошие контакты с другими племенами, которые населяют равнину за пределами джунглей. Зярай предлагают им табак, лекарственные растения, меди другие продукты леса, а сами получают в обмен металлические изделия, сельскохозяйственные орудия.

Глава деревни приглашает нас в свою скромную бамбуковую хижину. Внутри темно, попахивает дымом, но глаза скоро привыкают. В углу - сложенный из камней очаг и все необходимое, чтобы готовить пищу, довольно большой набор ножей самых разных размеров, орудия для охоты и рядом с очагом - циновки для отдыха. Внутри хижины - приятная прохлада. Мы приехали сюда зимой, но если по ночам температура довольно низкая, то днем она сменяется нестерпимой жарой.

Хозяин дома подвигает к нам сосуд, наполненный "жиу ге" - алкогольным напитком из перебродившего риса. Пьем по очереди, пользуясь одной-единственной рисовой соломинкой. По традиции, этим напитком угощают во время ежегодных празднеств и других торжеств или когда появляется совсем незнакомый гость. Тем временем одна из женщин готовит рис, который затем подают вместе с кусками курицы и соусом "ныуок-мам" - его варят из рыбы и овощей. Переводчик передает нам слова хозяина, который очень огорчен тем, что не может угостить нас змеиным мясом, лягушачьими лапками и обезьяньими мозгами - любимыми лакомствами зярай.

Альберто, самый молодой член нашей экспедиции, вообще-то не пьет, но вот "жиу ге" время от времени потягивает. И правильно делает: этот напиток значительно менее опасен для здоровья, чем, например, речная вода. Так же и Игорь, сначала не очень-то благосклонно относившийся к этому продукту перегонки риса, теперь его пьет с удовольствием.

Сосуд с соломинкой уже сделал несколько кругов, и хозяйка дома становится очень веселой. В какой-то момент в приступе громкого смеха она демонстрирует всем свои сточенные почти до основания передние зубы, пеньки которых выкрашены черным. Зрелище поистине ужасное. Невозможно угадать, сколько лет этой женщине. И когда она говорит о своем возрасте, о том, что вышла замуж, когда там, в долине, еще падали с неба бомбы, - в это трудно поверить.

Улыбаюсь, чтобы скрыть свои чувства, и пытаюсь сделать несколько снимков... Узнаю, что традиция протыкать мочки ушей и вставлять в отверстия бамбуковые палочки, а также стачивать и выкрашивать в черный цвет зубы - все это часть ритуала, означающего вступление во взрослую жизнь.

Наша Суан, девушка редкой грации и красоты, которая учится на третьем курсе Ханойского университета, качает головой и уже во второй раз выражает на своем ломаном русском языке удивление - до сих пор она просто не могла представить, что в ее стране существует такая жизнь. Время от времени она с любопытством спрашивает о чем-то хозяина, но каждый раз вместо ответа получает лишь улыбку и покачивание головой - он явно не понимает, о чем ему говорят.

Я никогда не мог представить, что во Вьетнаме на пороге 2000 года мне доведется встретиться с представителями первобытных племен, жизнь которых отмечена самой крайней простотой. Здешние охотники пользуются теми же арбалетами и отравленными стрелами, а рыболовы такими же сетями и ловушками, которыми пользовались и их предки. Лес удовлетворяет все их нужды, разве что за редкими исключениями. Они получают здесь все - от материала для строительства жилищ до дичи и фруктов. Например, из коры некоторых растений выделывают нечто вроде циновок, которые и подкладывают под корзины, укрепляемые на спинах слонов. Та же кора дает нити, из которых ткут грубые ткани.

Следующий день подарил нам уникальное зрелище: мы были свидетелями жестокого ритуала. Среди многих племен этого региона распространено разведение буйволов - но не столько для работы и не ради мяса, а для жертвоприношений. Буйвол считается самым дорогим даром.

С первыми лучами утренней зари в воздухе разливается ощущение чего-то торжественного. День солнечный, небо цвета темной лазури. Церемония начинается где-то около полудня. Посреди деревни вкопаны в землю несколько толстых бамбуковых стволов, крепко связанных между собой. Сверху каждый ствол богато украшен. К стволам привязывают буйвола - мощное животное с огромными рогами, весящее не менее трех тонн. Призывные крики, дробь барабанов, удары священного гонга, рев животного - все это смешалось в один дикий, невообразимый вихрь звуков. Обезумевший от страха буйвол яростно мечется, пытаясь освободиться. Музыка и крики постепенно утихают, буйвол стоит как вкопанный, раздувая ноздри, - он чувствует приближающуюся смерть. Двое мужчин, держа в руках остро заточенные ножи с непомерно длинными рукоятками, подкрадываются к животному и двумя точно рассчитанными движениями мгновенно перерезают ему сухожилия передних ног. Испустив ужасный крик, буйвол падает на колени, и тут на него обрушивается град стрел - стрелки тщательно целятся, чтобы не попасть в жизненно важные места. Всеобщая экзальтация, крики - и несчастная жертва умирает в страшных мучениях. Для жителей деревни это великий день, для нас же - просто ужасный, вызывающий содрогание спектакль. Зярай считают, что чем больше страдает приносимый в жертву буйвол, тем лучше: тем дальше уйдут от деревни злые духи, причина всех несчастий. Праздник заканчивается обильным угощением - и все это происходит в двух шагах от залитой кровью площадки.

Жизнь зярай делится как бы на два этапа. Десять месяцев они работают на рисовых полях, возделывают сладкий картофель, маис, другие зерновые культуры, маниоку, табак, а два месяца занимаются строительством и починкой своих хижин, изготавливают глиняную посуду, плетут корзины и, повалив большое дерево, долбят каноэ. А также празднуют свадьбы. Время от времени мужчины ходят на охоту и, как правило, приносят оленя либо антилопу.

Спрашиваю, есть ли здесь тигры, - я слышал о них, когда много месяцев назад путешествовал по Камбодже и забрел в места, расположенные недалеко отсюда. Мне говорят, что несколько лет назад в деревне, отстоящей отсюда на расстоянии дня пути, один тигр убил девочку. Она собирала дрова и отошла совсем недалеко от дома. "Но мы решили, что не будем на него охотиться", - говорит мне мужчина, спина которого обильно украшена татуировкой, в основном геометрическими рисунками.

Назавтра мы оставляем этот необыкновенный оазис, открывший перед нами совсем иной мир. Наши послушные слоны идут вперед, и кажется, что они продвигаются очень медленно, но когда Игорь соскакивает на землю, чтобы сделать несколько снимков, ему приходится потом бегом догонять нас. Огромные корзины, в которых мы сидим, не очень-то удобны для длительных переездов, и я с сожалением вспоминаю верблюжьи седла - по сравнению с этими корзинами они кажутся просто пуховыми подушками.

Приходит вечер, появляется полная луна - здесь она кажется просто огромной. Мы отдыхаем у огня, растянувшись в гамаках, подвешенных к стволам бамбука. С каждым днем усталость накапливается все больше, но мы тем не менее продолжаем наше путешествие, которое приносит нам все новые впечатления. Мы изолированы от всего мира, нас окружают опасности, мы вынуждены преодолевать массу трудностей. Мириады насекомых, ядовитые змеи, комары - и малярийные тоже, труднопереносимый климат... Ну и что же!

"Все это - ничто по сравнению с блеском великолепной природы, такой потрясающей, такой многообразной - именно здесь человек чувствует, как он мал и слаб", - записал я в своем дневнике.

Под стрекотание сверчков Куанг, чиновник из Ханоя, который путешествует с нами, рассказывает, что джунгли Вьетнама были театром кровавых битв. 27 лет назад, еще мальчиком, он участвовал в атаке на американскую базу в Плейку, что в двух днях пешего перехода от того места, где мы находимся. Куанг пришел по "тропе Хошимина", которая тянулась вдоль границы по территории Лаоса и Камбоджи. В том сражении у Плейку погибли 8 американских солдат и по крайней мере 200 вьетнамцев. В тот же день Пентагон осуществил ответные атаки на объекты Северного Вьетнама. Это было началом вовлечения США в войну, которая продолжалась десять лет.

"Из тех, кто сражался вместе со мной в те дни, - рассказывает Куанг, - вернулись домой только по одному из каждой пятерки".

Наше путешествие заканчивается в Шузе - селении, расположенном на самом краю цивилизации, у дороги номер 14, что ведет от Плейку в Далат - курорт, основанный французами. Мы пережили незабываемые дни, совершив путешествие, похожее на великие экспедиции прошлого. С грустью расстаемся с нашими друзьями-слонами - незаменимыми товарищами в этом путешествии, терпеливыми, упрямыми и забавными гигантами.

Яцек Палкевич, итальянский путешественник. Перевела с итальянского Людмила Филатова