Запретный город в Пекине: величие и мощь Китая. Запретный город в Пекине: величие и мощь Китая Запретный дворец

В самом центре Пекина располагается большой императорский дворцовый комплекс, прозванный китайцами «Гугун» (故宫 gùgōng , «Бывший дворец»). Двадцать четыре императора времён династий Мин и Цин жили в нём, сменяя друг друга на троне правителей Поднебесной, установленном здесь же.

Комплекс был возведен за 14 лет при императоре Чжу Ди (династия Мин, 1368-1644 гг.). Древние китайские астрономы считали, что пурпурная (Полярная) звезда расположена в центре небес, и, следовательно, император Неба живёт в дворце пурпурного цвета. Соответственно, обитель императора земного была выполнена в тех же тонах и названа Пурпурным Городом. В город этот запрещено было входить без специального разрешения самого императора. Таким образом, в именование комплекса добавилось еще и «Запретный» (紫禁城 zǐjìnchéng , Пурпурный запретный город), но вскоре цвет отошел на второй план, осталось лишь название, известное и поныне - «Запретный Город ».

Сегодня это знаменитый дворец-музей к северу от площади Тяньаньмэнь. Строгий прямоугольник Запретного города является крупнейшим в мире дворцовым комплексом и занимает 74 гектара. 8886 комнат располагаются в 980-ти дворцовых зданиях, окруженных 52-метровым (в ширину) рвом с водой и 10-метровой (в высоту) стеной. С каждой стороны стена имеет ворота. Между восточным и западным воротам расстояние составляет 750 метров. Уникальные резные башни возвышаются над каждым из четырёх углов наружной стены. С них хорошо видны дворцы и городские пейзажи Пекина.

Запретный Город разделен на две части . Южная часть, или Внешний Дворец, была местом, где император осуществлял свою верховную власть над народом. Северная часть, или Внутренний Дворец - место, где он жил со своей семьёй.

Наиболее важный зал как во Внешнем Дворце, так и во всем комплексе - Зал Высшей Гармонии (太和殿 tài hé diàn ). Он построен в 1420 году, занимает площадь 2400 квадратных метров, а высотой 36,57 метров - самый высокий дворец в комплексе. Во времена правления императора ни одно здание в Пекине не могло быть выше Зала Высшей Гармонии. В этом дворце находится трон дракона - императорский трон, окруженный слонами, символизирующими мир.

До 1924 года, когда последний император Китая Пу И был изгнан из Внутреннего Дворца, четырнадцать императоров династии Мин и десять императоров династии Цин уже успели пожить в Запретном городе. Будучи на протяжении пяти веков домом властителей Поднебесной, дворец сохранил немало редких сокровищ и легенд.

Строительство дворцового комплекса , на котором в тяжелейших условиях трудилось, по разным данным более миллиона рабочих, включая сто тысяч ремесленников, началось в 1407 году во времена династии Мин, а завершилось спустя четырнадцать лет. Огромное количество древесины и других материалов было доставлено из дальних провинций. Камень для постройки добывали в округе Фаншань (район на юго-западе нынешнего Пекина). Для облегчения доставки вдоль пути через каждые 500 метров вырыли колодцы, откуда черпали воду, чтобы в зимний период заливать дорогу и катить огромные глыбы по льду. К примеру, в передней части дворца Высшей Гармонии есть каменная плита под названием «Императорский путь» или Юньлун. Ее площадь - более 50 квадратных метров, вес - 239 тонн. Для доставки потребовалось 20 тысяч рабочих и 28 дней.

Древесина, в том числе весьма ценные сорта, добывалась в южных провинциях Чжэцзян, Цзянси, Хунань и Хубэй и сплавлялась к Пекину водными путями.

В следующем году после окончания строительства дворцового комплекса столица Китайской империи, как и планировалось, была перенесена из Нанкина в Пекин.

Древние китайцы проявили свои весьма неординарные навыки в строительстве и проектировке дворца. Взять хотя бы грандиозную красную городскую стену. У основания она имеет 8,6 метра в ширину, постепенно сужаясь к верхушке, где достигает уже 6,66 метра. Угловатые формы стены полностью пресекают попытки на нее взобраться. Кирпич, из которого она построена, сделан из белой извести и клейкого риса, а цемент - из клейкого риса и яичных белков. Эти невероятные стройматериалы делают стену чрезвычайно прочной.

Сами же дворцы, в основном, построены из дерева, и древние китайские инженеры, опасаясь пожаров, разработали для них особую систему отопления , при которой тепло поступало под пол помещения по подземным трубам, ведущим из бронзовых угольных печей, находящихся за пределами здания. Таким образом, у дворцов Запретного города нет ни одной печной трубы, и полы всегда тёплые.

С тех пор, как желтый цвет стал символом императорской семьи , он приобрел доминирующее положение и в дворцовой архитектуре. Крыши построены с желтыми изразцами; украшения во дворце окрашены в желтый цвет; даже кирпичи на земле сделаны желтыми по специальной технологии. Тем не менее, есть одно исключение. Вэньюаньгэ, Императорская библиотека, имеет черную крышу. Причина в том, что древние китайцы считали черный цвет символом водной стихии, а значит и оберегом от возможных пожаров. Но всё-таки 90% крыш Запретного города выложены желтой или «золотой» плиткой. Данная плитка весьма тяжела, при её простукивании раздаётся чёткий звон, а для придания ей особого блеска во время полировки используется тунговое масло.

Ещё один символ: статуи золотых львов у императорского дворца имеют на головах по тринадцать кудрей-шишек. Это самое большое число, зарезервированное только для императорских придомовых львов. Другие высокопоставленные политики и чиновники ранжировались по количеству кудрей: если чиновник не заслужил их более семи, то львов у его дома даже не ставили.

Запретный город является главной достопримечательностью Пекина и, без сомнения, весьма заслуженно. Включенный в список ЮНЕСКО как объект Всемирного культурного наследия в 1987 году, дворцовый комплекс уже стяжал лавры одной из самых популярных туристических достопримечательностей мира.

В дополнение, всем, кому интересна история Китая и, в частности, жизнь Запретного города настоятельно рекомендуем посмотреть замечательный историко-художественный фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император» (1987), действие которого происходит в реальном Запретном городе, в том числе в тронном зале и прочих примечательных местах. Сюжет так же крайне интересен, даже для некитаистов.

Трейлер фильма:

Запретный город (Гугун) — самый большой дворцовый комплекс в мире. Занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. Был построен в 1406-1420 годах. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Каждый год его посещают более 7 млн. туристов.

Запретным город называется потому, что на протяжении почти 500 лет на его территории мог жить только император, его семья, наложницы, евнухи, охранники и слуги. Остальным людям входить сюда без приглашения было строго запрещёно. Практически все здания датируются XVIII веком. Из-за того, что практически все они выполнены из дерева, курить здесь нельзя.

Вид на Запретный город с парка Угольная горка

Запретный город представляет собой прямоугольник, вытянутый с севера на юг. В него ведут несколько ворот. Дворец окружает ров, шириной 52 м. На сегодняшний день в Запретном городе 980 дворцовых сооружений, а в них 8728 комнат.

Внутренние дворики Запретного города

Полуденные ворота

Южный вход во дворец охраняют Полуденные ворота, в которых есть пять проходов - три центральных и два боковых. Центральный проход предназначался исключительно для императора. Раз в жизни (в день свадьбы) им могла пройти императрица.

Полуденные ворота

Основные цвета Запретного города - жёлтый и красный. Эти цвета не случайно стали главными во дворце императора. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почитание. Жёлтый - самый чистый цвет, цвет земли - самого важного из пяти первоэлементов.

Красный и жёлтый — основные цвета Иператорского дворца

Зал Высшей гармонии

Главное сооружение Запретного города и самое большое деревянное здание в Китае - зал Высшей гармонии. Вход в него охраняют бронзовые лев и львица. Лев играет с цветным шёлковым шаром - символом вечной власти императора, а львица изображена со львёнком.

Ворота Высшей гармонии

Зал Высшей гармонии

Боковые сооружения на площади возле зала Высшей гармонии

Лев с шёлковым шаром на входе в зал Высшей гармонии

Тронный зал Высшей гармонии

Во дворе перед дворцом с каждой стороны расположены два миниатюрных храма. Храм на восточной стороне символизирует территориальную целостность, на западе — символ богатого урожая.

Миниатюрный храм

На западной стороне террасы у Дворца Небесной Чистоты стоит небольшой павильон, в котором находится Мера Зерна. Она означала, что император предназначен судить, мерить и объединять страну.

Мера Зерна у Дворца Небесной Чистоты

Здесь же можно увидеть пару бронзовых журавлей и черепах с головами дракона, которые символизируют долголетие.

Бронзовая черепаха

Бронзовый журавль

Во дворах Запретного города можно заметить железные чаны для хранения воды от пожара. Всего их 308, а 18 из них — позолоченные. Зимой чаны накрывались одеялами, чтобы вода не замерзала, а в особо холодные дни подогревали углем.

Позолоченные чаны для хранения воды от пожара

Дворец Собранного Превосходства

Дворец Собранного Превосходства — был местом жительства вдовствующей императрицы Цыси. Все перекрытия и балки дворца расписаны цветами, птицами, рыбками и пейзажами. Украшением дворца служат бронзовые драконы и олень, установленные перед входом. Сейчас дворец выглядит точно также, как в то время.

Бронзовый дракон во дворе Дворца Собранного Превосходства

Искусный орнамент на крыше павильонов

Императорский сад

Перед северными воротами Военной доблести находится императорский сад, где императоры и императрицы отдыхали и развлекались. В саду сохранилось много старых кипарисов, декоративных каменных горок, есть беседки и павильоны.

Павильон Тысячи Осеней в Императорском саду

Императорский сад

Северные ворота Военной доблести

Территория Запретного города огромная, целого дня не хватит, чтобы обойти все его закоулки. Традиционно группы туристов ведут по прямому маршруту - от южных ворот до северных. Но если есть время, то можно просто побродить по улицам этого удивительного сооружения. Каждый двор уникален и имеет свои отличительные особенности. В павильонах проходят различные выставки: изделий из бронзы, нефрита, украшений императрицы, оружия и др. Не стоит стремиться посмотреть всё. Лучше посетить несколько улиц, дворцов, посидеть в тенёчке уютных двориков и ощутить царящую здесь атмосферу, чем галопом пронестись по всему Запретному городу так ничего толком и не увидев.

Паланкин во Дворце Вечного Долголетия

Зал Центральной гармонии

Тронный зал Сохранённой гармонии

Как добраться до Запретного города

Запретный город — это самое сердце Пекина, его центр. Поэтому добраться сюда достаточно просто. Станция метро Tian’anmen East (красная ветка метро). Чтобы подойти к Императорскому дворцу нужно пересечь знаменитую площадь Пекина — Тяньаньмень.

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

Ворота имеют пять дверей – три по центру и две двери по бокам. Боковые двери использовались обслуживающим персоналом, и сейчас они закрыты. Из трех центральных дверей правая использовалась чиновниками, левая членами императорской семьи, а через центральную большую дверь мог пройти только сам император, но было два исключения.

Первое исключение делалось только для императрицы и только один раз – в день свадьбы. Второе исключение делалось один раз в несколько лет для победителей императорского экзамена. Туристам мы рекомендуем проходить именно через центральную дверь. Почувствуйте себя императором.

Туристам стоит обратить внимание на заклепки на дверях. Всего тут 9 рядов заклепок и 9 столбцов (можете посчитать самостоятельно на фото в галерее справа). 9 – это счастливое число императора, и в Запретном городе вы будете его встречать постоянно.

Полуденные ворота потрясают своими размерами – они 35 метров в высоту, что эквивалентно 11-этажному дому. Наверху расположены 5 башен, которые называются “башни феникса”. Вся конструкция действительно напоминает эту мифическую птицу.

На краях центральной башни были установлены главные колокола и барабаны Пекина. Колокола звенели каждый год, извещая об отбытии императора в , барабаны били при отбытии императора в Храм Предков. При самых важных церемониях колокола и барабаны звучали одновременно, извещая о коронации или свадьбе императора.

Полуденные ворота были местом “общения” власти и мира. Тут официально декларировались новые законы, император приветствовал подданных по праздникам, принимал парады и смотрел на наказания провинившихся чиновников.

Ворота Высшей Гармонии (Таихимэн) (2)

После Полуденных ворот вы попадете на большую площадь – Внешний двор Запретного города. Тут проходит водный канал “Внутренняя Золотая река”, через который наведено пять мостов. Правила прохода через эти мосты были полностью аналогичны правилам дверей в Полуденных воротах.

Этот канал имел несколько функций. Первая – источник воды на случай пожара, вторая – естественная преграда для атакующих в случае нападения на Запретный город. Туристам стоит обратить внимание на балюстрады мостов, украшенные фигурами драконов и фениксов – символами императора.

Еще один интересный момент на этой площади, на который стоит обратить внимание, – это кирпичи мостовой. Эти кирпичи выполнены по специальной технологии, они производят приятный звенящий звук, когда на них наступишь. Это свойство покрытия площади уже почти исчезло, но в некоторых местах этот звук еще можно услышать.

Главная достопримечательность площади – два гигантских бронзовых льва. Правый лев держит под лапой сферу, символизируя власть императора, которая распространяется на весь мир. Левая львица держит под лапой львенка, символизируя благополучие и плодовитость императорской семьи. Китайцы верят, что такие львы охраняют дом от злых духов и привлекают добрых. Естественно, эти львы самые большие в Китае.

За львами находятся сами Ворота Высшей Гармонии. Название “ворота” – это условность, в действительности, это настоящий павильон. Он использовался во всех случаях, когда кого-то не хотели пускать дальше, но встреча с императором была необходима. К примеру, приемы иностранных послов или императорский суд.

Зал Высшей Гармонии (Тайхидиан) (3)

Пройдя сквозь Ворота Высшей Гармонии, вы попадете на самую большую площадь в Запретном городе - 30 000 квадратных метров. За ней возвышается Зал Высшей Гармонии – главное здание Запретного города.

Это “сердце” Запретного города. Именно здесь император принимал чиновников и генералов, здесь устраивали все самые важные церемонии и празднования. Зал находится на мраморном основании в три яруса. Наверх ведут две большие лестницы. По центру находится мраморная плита весом 250 тонн, о которой мы уже рассказывали выше, украшенная барельефами с фениксами и драконами.

Высота здания – 37,5 метра, и долгое время Зал Высшей Гармонии был самым высоким зданием в Пекине. Законом было запрещено строить постройки выше него. Когда смотришь на Зал Высшей Гармонии, в голову даже не приходит мысль, что это строение высотой с 12-этажный дом.

Традиционная архитектура Китая никогда не стремилась к гигантизму. Гармония размера, формы и содержания – вот основная цель древних китайских архитекторов. И, признаться честно, у них это получилось великолепно.

На некоторых сайтах в интернете пишут, что Зал Высшей Гармонии – самое большое деревянное здание в мире. Конечно, это не так. Стадион “Одате Жукай Дом” в Японии имеет высоту 52 метра и площадь 25 000 квадратных метров. По сравнению с ним, Зал Высшей Гармонии – малютка.

Еще перед Залом Высшей Гармонии туристы увидят много всего интересного. Обратите внимание на огромные чаны для воды – еще одна мера противопожарной безопасности. Еще тут находятся главные в Запретном городе солнечные часы. Также тут можно посмотреть очень интересные каменные колонны, похожие на фонари, которые служили хранилищем эталонов мер и весов.

Зал Высшей Гармонии 64 метра в ширину и 37,2 метра в глубину, площадь - 2381 квадратный метр. Крышу держат 72 колонны – 6 рядов по 9 штук. Заметьте, и тут использовано число 9 – символ императорской власти.

Внутри находится главный императорский трон. Он называется Трон Высшей Гармонии. Туристам бывает сложно на него посмотреть, так как внутри помещения темно. В Зале Высшей Гармонии редко открывают больше четырех дверей, и света не хватает. Центральную дверь открывают очень редко, и на трон приходится смотреть под углом. Вдобавок, при таком ракурсе трон загораживают колонны. На фото справа вы можете посмотреть, как печально это выглядит.

Желающих посмотреть трон очень много, и к открытым дверям еще нужно “пробиться”. В будние дни это сделать вполне реально, но в выходной день – это эпический подвиг. Отсюда вывод: не ходите в Запретный город в выходные и праздничные дни. В выходные в Пекине лучше ходить на рынки или или пройтись по торговым центрам района . Культурные достопримечательности в эти дни всегда переполнены посетителями.

Кроме трона, внутри можно увидеть шесть золоченых колонн, украшенных барельефами с драконами. Эти колонны видно немного лучше (смотрите фото справа). На крыше прямо над троном находится большой золотой дракон, играющий с жемчужиной. Есть легенда, что если кто-то узурпирует трон, то эта жемчужина упадет на него и задавит насмерть. Этого дракона очень сложно разглядеть туристам, а сфотографировать подавно.

Зал Центральной Гармонии (Жонхедиан) (4)

Это небольшое здание с крышей в форме пирамиды. Этот зал служил для отдыха императора и переодевания перед церемониями. Внутри также есть трон, но гораздо скромнее, чем Трон Высшей Гармонии. Зал часто использовался как место разговоров императора с приближенными министрами и генералами.

Надписи около трона гласят: “Путь Небес глубок и загадочен, а путь человечества сложен. Только если составить точный и единый план и следовать ему, то можно править страной хорошо”. Эти слова тут оставил император Цяньлун из династии Цин. Он знал, о чем говорил, ведь он правил страной 60 лет.

Зал Сохраненной Гармонии (Баохедиан) (5)

Это последнее здание “внешнего дворца” – рабочей части Запретного города. После него вы попадете уже во “внутренний дворец” – место жительства императора и его семьи.

У Зала Сохраненной Гармонии было множество функций. Во времена династии Цин он чаще всего служил банкетным залом. В эпоху Мин он служил местом подготовки императрицы и принцев к церемониям.

По внешнему виду он похож на Зал Высшей Гармонии, но меньшего размера. Внутри также есть императорский трон, и также меньшего размера.

Все эти три зала стоят на едином основании из трех ярусов. Если во время вашего посещения Запретного города пойдет дождь, то не стоит сразу огорчаться. Это хорошая возможность посмотреть на потрясающую дренажную систему. Туристы замечают в основании каменные головы дракона, и кажется, что это просто декор, но это выходы труб, выводящих воду вниз. Всего тут 1412 таких драконьих голов.

С огромными усилиями были выстроены дворцовые сооружения, соответствовавшие величию императорской власти. Самые ранние из полностью сохранившихся построек датируются XVIII в. Сам Запретный город был выстроен только в 1420 году. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин.

Во дворцах Запретного города всего около 9 000 помещений, в которых раньше жили император и окружавшие его женщины (мать, жены, наложницы). В Запретном городе имелись также жилые кварталы для тысяч слуг, евнухов и наложниц, которые всю свою жизнь проводили за стенами. Жизнь при дворе была подчинена строжайшим правилам этикета. Запретный город был чем-то вроде клетки, где, отгородившись от реальности, жил император со своими приближенными. Весь Запретный город был предназначен для удовлетворения прихотей императора. Около 6 000 поваров были заняты приготовлением пищи. 9 000 императорских наложниц, которых сторожили 70 евнухов, ублажали и развлекали императора.

Император и его приближенные очень редко выходили за ворота города, и каждый раз это сопровождалось пышной и торжественной церемонией. Вот как выглядел один из редких выходов китайского императора Мин за пределы Запретного Города в Пекине: первыми выходили 24 барабанщика, за ними 24 трубача; после них шли солдаты охраны - 100 вооруженных гвардейцев и 100 солдат с булавами; четыре сотни людей несли факелы. В торжественном выходе участвовали также уланы, носители опахал и государственные чиновники. Наконец, проходила огромная колесница, запряженная слоном.

В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цинн, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты.

В 1937 году Запретный город был разграблен японцами, а в 1949 году националисты вывезли очень много драгоценностей из Сицзин Чэня в .

Ранние деревянные здания уничтожались частыми пожарами и неоднократно разрушались жестокими завоевателями, склонными к мародерству. Сооружения Запретного Города много раз восстанавливались и перестраивались, но всегда архитекторы старались сохранить первоначальную конструкцию и, самое главное, впечатляющий внешний вид.

Особенности строения запретного города в Пекине

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады.

Китайские архитекторы должны были заботиться не только о том, как выглядят постройки и какие материалы следует использовать. Они должны были создавать такие здания, которые находились бы в гармонии с природой и не беспокоили духов земли, воды и воздуха. Чтобы добиться этого, они следовали набору правил, называемых фэн сюи (фэн шуй). Существовали строгие правила расположения зданий, с ориентировкой на север и юг или на запад и восток. Воздушно-легкие внутренние дворики сады и водоемы были также частью продуманной схемы. Перестройка Пекина по приказу императора Юнглу проходила в соответствии с правилами фэн сюи. Китайцы верили, что если здание построено с соблюдением этих правил, то это обеспечит обитателям доброе здоровье и благосостояние.

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным из Сибири.

Запретный город - это архитектурный шедевр, его прелесть заключается не столько в красоте отдельных частей, сколько в упорядоченной планировке всего комплекса:

  • Полуденные Врата - мощная оборонительная башня, построенная для того, чтобы защищать вход в Запретный Город. Здесь в свое время император инспектировал свои войска. Сейчас здесь находится касса, где продаются билеты для входа в комплекс.
  • Врата Высшей Гармонии отделяют внешний двор (Золотой Поток) от более официального внутреннего двора в церемониальной зоне Запретного Города.
  • Врата Небесной Чистоты обозначают вход во внутреннее святилище, дворцовую зону Запретного Города, куда могли входить только члены императорской семьи.
  • Чертог Высшей Гармонии самый большой из официальных павильонов (высотой 28 м). Использовался для важных государственных событий, таких, как совещания с высшими чиновниками или празднование дня рождения императора. Перед входом стоят две курильницы для благовоний, одна в виде аиста, другая в виде дракона. Мозаичный пол и выкрашенные золотой краской колонны, наделены художниками переплетающимися, резными драконами и увенчаны зелено-золотистым потолком, с которого свисает сферическое зеркало.
  • Дворец Небесной Чистоты. До начала XVIII в. спальные покои императоров располагались в этом дворце. Дворец был щедро украшен резьбой, лепниной и скульптурами драконов и других мифических чудовищ. В центре дворца был установлен огромный трон. Примерно после 1500 года императоры династии Мин выбирали для жительства дворцы поменьше, расположенные в парке, а Дворец Небесной Чистоты стал еще одним залом для аудиенций с посетителями.
  • Чертог Совершенной Гармонии - изящный зал (богато украшенный, с расписным потолком и балками), созданный для императорских банкетов, служил для переодевания императора перед официальными церемониями. В зал вели три лестницы, одна из которых имела такой уклон, что по ней можно было проносить паланкин императора. У входа крыша опиралась на колонны. Шесть центральных колонн имели позолоту и были отделаны скульптурами драконов.
  • Чертог Соединения - это небольшое здание, известное также как Чертог Плодородия, его украшают водяные часы, или клепсидра. Здесь императрица собирала свой «малый» двор.
  • Дворец Земной Безмятежности во времена династии Цинн была официальной резиденцией императрицы, здесь находилась спальня императорской четы в первые дни после бракосочетания.
  • Зал Объединения находится между дворцом Небесной чистоты и Дворцом Земного спокойствия. Символизирует единство императора и императрицы, неба и земли, «ян» и «инь», мужчины и женщины. За дворцами раскинулись великолепные императорские сады.
  • Императорские Сады расположены к северу от Врат Земной Безмятежности и вокруг Чертога Имперского Благоденствия. Площадь этого сада, выдержанного в классическом китайском стиле, составляет примерно 7000 кв. м. Впечатляющие каменные сооружения, пруды и растительное убранство создают атмосферу очарования и спокойствия. Сады усажены деревьями, украшены статуями, каменными садами, прудами и водопадами. В этот мирный оазис можно войти через Ворота земного покоя.
  • Свирепые звери - Бронзовые львы сидят по бокам Входа дракона. Лишь через него можно попасть в зал Высшей гармонии, где на мраморном филигранной работы Троне дракона восседал император. Город изобилует бронзовыми животными.

Изображение драконов, символа императора, встречаются на каждом углу Запретного Города. В других культурах дракон часто символизирует зло. Но китайские драконы не такие: они дышат огнем, и это символизирует императорскую власть. Однако драконы «отвечали» также за своевременный приход дождей и, таким образом, защищали Китай и его народ от .

С террас больших залов на вас смотрят мраморные драконы. Через центр города проходит дорога, на мраморной поверхности которой, также вырезаны драконы. Эта дорога раньше считалась настолько священной, что только духи могли пользоваться ею. Императора несли в паланкине слуги, которые шли по обе стороны от священных камней.

Постройки и сады, предназначенные для государственных церемоний и повседневной жизни императорской семьи, оставляют весьма сильное впечатление. Повернув в восточном направлении, можно обнаружить библиотеки и музеи (включая музей произведений искусства разных династий), а также ряд дворцов, павильонов и садов.

Постепенно исчезает тайны, которая окружала императора и его двор еще 100 лет назад. И все же в каждом дворе и у каждой стены слышны отзвуки прошлого. Отпечатки древности лежат на каждом предмете, выставленном на обозрение: на оружии, ювелирных украшениях, императорских одеждах, музыкальных инструментах и подарках, подносившихся императорам правителями со всех концов света.