Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Авиационный транспорт Правила поведения при чс на воздушном транспорте

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, ЧС все же происходят. ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкну-том пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия. ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

Категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

Запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.


Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то,

что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепен-

ное внимание, ЧС все же происходят.

ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с

высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого ко-

личества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкну-

том пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных

мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстро-

течностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте яв-

ляются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отрав-

ляющие газы, декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. По-

этому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их

возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находит-

ся на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять

безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на ко-

лени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара

они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не под-

нимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэро-

порта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, тро-

гать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

териалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядо-

витые, отравляющие, едкие вещества;

Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;__

• запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по

здоровью;

• запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по

земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по

спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основ-



ные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия,

проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как

изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физиче-

ских усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков по-

крашены яркими красками.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травми-

рованных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного

средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается рас-

стояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эва-

куации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на

трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса

во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного

средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является бы-

строе отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через не-

сколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не ме-

нее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю

одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации

для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой во-

ды, медикаментов, средств сигнализации.


Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.


Сегодня воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки самолеты перевозят в среднем более 300 тыс. человек, за год более 100 млн пассажиров. В среднем ежегодно в мире происходит 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все люди. Для сравнения: ежегодно на дорогах мира гибнет 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах менее 2000 человек. Статистика утверждает, что самолеты самый безопасный вид транспорта. Однако для сотен тысяч жертв авиакатастроф это не утешение.




Декомпрессия связана с быстрым выходом воздуха из салона воздушного судна. Декомпрессия сопровождается оглушительным ревом и свистом выходящего наружу воздуха. Салон наполняется туманом и пылью, видимость резко падает. Из легких человека выходит воздух, в ушах стоит звон, газы в кишечнике расширяются, и это создает дополнительную, резкую боль. Чтобы избежать смертельного исхода от удушья и разрыва легких, надо в первые же секунды декомпрессии надеть кислородную маску, находящуюся возле каждого сиденья. Плохо надетая или просто прижатая к носу и рту кислородная маска не всегда спасает от потери сознания, поэтому ее надо именно надеть. Чтобы оказать помощь рядом сидящему пассажиру или своему родственнику, надо сначала надеть маску себе. Иначе погибнуть, оставшись без кислорода, можете вы оба! Действия экипажа самолета - это немедленное снижение до высоты менее 3000 м, на которой содержание кислорода считается почти нормальным. Декомпрессия


Пожар в самолете может возникнуть по нескольким причинам. Одна из них - это возгорание одного или нескольких двигателей. В этом случае в иллюминаторы можно увидеть пламя, вырывающееся из двигателей или турбин, на крыле самолета, а в самом начале возгорания густой черный дымный шлейф, исходящий из них. Такое возгорание связано с нарушениями и серьезными неполадками в работе двигателей самолета и, как правило, приводит к отключению двигателей и вынужденной посадке. В другом случае пожар может возникнуть из-за небрежности в обращении с огнем в салоне воздушного судна. Современные самолеты изготовлены не только из алюминия, они несут в себе значительное количество синтетических и других легко воспламеняющихся веществ, таких, как пластик, поролон, пенопласт и другие. Эти материалы опасны не только своей повышенной горючестью, при горении или тлении они выделяют ядовитые вещества, которые вместе с огнем распространяются по салону очень быстро, при этом выделяется много густого черного дыма, затрудняющего дыхание и способствующего потери ориентировки. При возникновении пожара в двигателях самолета или внутри салона экипаж совершает вынужденную посадку. При этом главное не создавать панику, а организованно после остановки самолета направиться к основному или запасному выходам, соблюдая установленную очередность дети, беременные женщины, инвалиды, потом все остальные. Пожар


Авария при взлете Это, пожалуй, самый опасный вид аварии, так как воздушное судно имеет при взлете полную загрузку горючим, которое от удара может взорваться или воспламениться. Кроме того, авария при взлете - это возможный отказ двигателей на небольшой высоте, что приводит к резкому падению самолета. В такой ситуации выжить практически невозможно, хотя в мировой практике есть случаи спасения одного или даже нескольких человек чудом оставшихся в живых. Вынужденная посадка При вынужденной посадке самолет или вертолет может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки необходимо принять безопасную, фиксированную позу.




Причины ДТП на воздушном транспорте Основными причинами аварий являются: ошибки пилота 50-60%, неисправности в системах управления, связи, электропитания, разрушение некоторых конструкций самолета, отказ двигателей и т.д 15-30%, воздействие внешней среды 10-20%, прочие(международный терроризм) 5-10%. По элементам полета они распределяются: взлет 30%, крейсерский полет 18%, заход на посадку 16%, посадка 36%.




Правила поведения в аварийной ситуации Самое главное, при аварийной посадке или при возникновении других проблемных ситуаций, это слушать все указания бортпроводников. Даже самые глупые замечания или наставления могут помочь спасти вам жизнь, что при данной ситуации является самым главным. Даже если вы не говорите не том языке, на котором говорят бортпроводники, просто напросто нужно смотреть на их жесты, которые помогут вам разобраться, что и как делать. Очень важно быть пристегнутым при любой ситуации. Причем, пристегиваться нужно правильно: очень плотно и ремень безопасности должен лежать на ваших тазовых костях и ни в коем случае ни на животе. При посадке аварийной всегда нужно снимать обувь, если она на высоком каблуке, а также, очки и все серьги и другие элементы, которые могут находиться на вас. В случае использования спасательного жилета, очень важно не надувать его в салоне самолета. Делать это необходимо только после того, как вы покинули судно. В противном случае, вы рискуете тем, что вы застрянете в салоне, тем более, если он начнет наполняться водой жилет не даст вам возможности двигаться.


Правила поведения при пожаре на самолете Помните: В случае пожара на борту самолете представляет дым, а не огонь. Дышите только через элементы одежды, смоченные водой; Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках(внизу салона задымленность меньше) Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно: Направляйтесь к ближайшему выходу, т.к. высока вероятность взрыва; Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки При эвакуации избавьтесь от ручной клади Избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прикрыв голову руками(так как возможен взрыв)


Правила безопасного поведения в самолете если пассажир занимает место, не дающее непосредственного доступа к проходу, ему следует постараться не беспокоить соседа частыми просьбами подняться и пропустить его. В крайнем случае предложите соседу поменяться местами; без самой крайней необходимости не стоит беспокоить персонал просьбами подать вам еды или питья сразу после посадки в самолет: стюардессы сервируют прохладительные напитки и обед вскоре после взлета; если вы путешествуете группой, старайтесь не перемещаться все вместе из одного салона самолета в другой, не скапливайтесь в проходах и возле туалетов; в салоне рекомендуется говорить тихо, чтобы не беспокоить соседей: очень часто люди летают самолетами ради экономии времени и пользуются случаем, чтобы просмотреть дела или почерпнуть информацию из свежей газеты. Кроме того, не рекомендуется занимать болтовней своего соседа, особенно в тот момент, когда стюардесса или пилот сообщают данные о полете или о правилах поведения в самолете и мерах безопасности, даже если объяснения даются на незнакомом вам иностранном языке; не злоупотребляйте курением хотя бы потому, что в правилах поведения в самолете, в отличие от поезда, не существует реальной возможности отделить курящих от некурящих; если вы путешествуете с ребенком, усадите его рядом с иллюминатором: это поможет его отвлечь; в момент взлета и посадки, а также если самолет попадет в зону турбулентности, пассажирам «с большим стажем» не следует вести себя слишком вольно или подшучивать над страхами «новичков»; наоборот, было бы любезно с их стороны обронить несколько слов, направленных на то, чтобы успокоить соседей. Выйдя из самолета и не увидев свой багаж на ленте транспортера, обратитесь в специальную справочную: возможно, ваши чемоданы направили по неверному адресу. Обычно неприятности такого рода рано или поздно разрешаются благополучно, но придется запастись терпением, а главное, помнить: в ручном багаже всегда следует иметь при себе рубашку, смену белья и туалетные принадлежности во избежание подобных недоразумений.



Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.


Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.