Сказочные замки. Сказочная архитектура: самые красивые замки мира

Замок Нойшванштайн, Германия

Где : Швангау, Бавария, Германия.

Стоимость : взрослый билет обойдется в 13 евро (855 рублей), для детей и подростков до 18 лет посещение бесплатное.

Именно это место стало прототипом замка Спящей Красавицы - того самого, который встречает гостей в Диснейленде. Нойшванштайн возвели в XIX столетии по прихоти короля Людвига II, потратив на строительство рекордную по тем временам сумму - шесть миллионов золотых марок! Правда, самому монарху довелось пожить в сказочном замке всего около 170 дней. Полностью строительство завершилось уже после его смерти.

Нойшванштайн - одна из самых популярных достопримечательностей Баварии и, пожалуй, самый известный и популярный замок Европы, так что туристов здесь очень много. Бывалые путешественники советуют приезжать рано утром и отдавать предпочтение спортивной одежде: Нойшванштайн стоит на скале, а значит, путь к нему будет непростым. Добраться можно из Мюнхена на поезде - замок находится в 130 километрах от этого крупного города.

Виндзорский замок, Англия

Где : Виндзор, графство Беркшир, Англия.

Стоимость : для взрослых - 20,5 фунта (1500 рублей), для студентов и людей старше 60 лет - 18,7 фунта (1400 рублей), для подростков до 17 лет и инвалидов - 12 фунтов (900 рублей), для детей до пяти лет - бесплатно.

Любимая загородная резиденция королевы Елизаветы II, великолепный замок почти с тысячелетней историей, хранилище картин Рембрандта и Рубенса, символ монархии - все это о нем, о Виндзорском замке. На протяжении более 900 лет он является резиденцией британских монархов, но, несмотря на то что замок «действующий», сюда может попасть любой желающий. Правда, советуем перед посещением заглянуть на сайт Виндзорского замка и уточнить, не собирается ли в этот день Елизавета II нагрянуть в свою резиденцию: во время визитов королевы замок закрывают.

Если хотите воочию увидеть, как живут ныне правящие монархи, а также узнать историю британской королевской семьи, обязательно приезжайте в Виндзорский замок: он находится всего в 30 километрах от Лондона, добраться можно за 20 минут на поезде.

Замок Шенонсо, Франция

Где : Шенонсо, департамент Эндр и Луара, Франция.

Стоимость : для взрослых - 13 евро (855 рублей), для студентов и детей до 18 лет - 10 евро (650 рублей), дети до семи лет могут посетить замок бесплатно.

Один из самых романтичных французских замков расположен на реке Шер в 214 километрах от Парижа и всего в 34 - от Тура. Во Франции хорошо развито железнодорожное сообщение, так что добраться сюда будет нетрудно. В народе замок Шенонсо прозвали «дамским», а все потому, что большинство его владельцев были женщинами. В разные времена здесь жили Диана де Пуатье, Екатерина Медичи, жена короля Генриха III Луиза де Водемон. Так что неудивительно, что женское «влияние» здесь заметно во всем: в изящном убранстве замка, в прекрасных садах, раскинувшихся рядом.

Замок Бран, Румыния

Где : город Бран, Румыния.

Стоимость : для взрослых - 7,8 евро (515 рублей), для людей старше 65 лет - 5,6 евро (370 рублей), студенты - 4,5 евро (300 рублей), школьники - 1,5 евро (100 рублей).

Это место привлекает своей готической романтикой. Согласно легенде, именно в этом замке, построенном в конце XIV века, останавливался князь Влад Цепеш - прототип знаменитого графа Дракулы. Исторических доказательств этому нет, но именно благодаря мифу замок Бран является самым посещаемым местом в Румынии. Атмосфера в замке самая что ни на есть мистическая, и окунуться в нее очень просто: доехать удастся на автобусе из Брашова или Рышнова.

Замок Химэдзи, Япония

Где : Химэдзи, префектура Хиого, Япония.

Стоимость : для взрослых - 1000 иен (530 рублей), для школьников и студентов - 300 иен (160 рублей).

Свое название Химэдзи, что в переводе означает замок Белой цапли, это место получило благодаря белоснежному цвету и элегантной форме, которая напоминает очертаниями птицу. Замок был построен в XIV веке князьями Акамацу. В то время в Японии велись кровопролитные междоусобные войны, так что изначально крепость, окруженная садом-лабиринтом, служила оборонительным сооружением. Сегодня замок привлекает не только туристов, но и кинорежиссеров - например, именно здесь проходили съемки фильма из серии «бондианы» «Живешь только дважды».

Добраться до замка не составит труда: Химэдзи находится всего в 1,5 часа езды от японского города Осаки или в четырех - от Токио (ехать нужно будет на скоростном поезде). Бывалые путешественники советуют приезжать в период цветения сакуры.

Замок Глубока, Чехия

Где : Глубока-над-Влтавой, район Ческе-Будеевице, Чехия.

Один из самых красивых замков Европы, построенный в середине XIII века, находится в 140 километрах к югу от Праги (добраться можно на автобусе). Изначально замок Глубока-над-Влтавой назывался Фрауенберг, а его внешний вид сильно отличался от современного: только за первые 400 лет здесь сменилось 26 хозяев, и каждый владелец замка не отказывал себе в удовольствии перестроить его на свой вкус. Нынешнему облику замок обязан семье Шварценбергов: очарованная резиденцией британских монархов в городе Виндзор, герцогиня Элеонора Шварценберг задумала создать в Чехии его аналог - только немного в более «романтичном» духе. Сейчас оценить старания герцогини может любой желающий.

Замок Мирамаре, Италия

Где : Триест, Италия.

Стоимость : для взрослых - 8 евро (530 рублей), льготный тариф - 5 евро (330 рублей).

Замок Мирамаре, что в переводе означает «смотрящий в море», величественно возвышается над Адриатикой в бухте Гриньяно к западу от итальянского города Триест. Его возвели по приказу австрийского эрцгерцога Максимилиана в 1860 году. Согласно легенде, Максимилиан был еще тем ревнивцем, так что замок стал «золотой клеткой» для его супруги Шарлотты Бельгийской.

Теперь эта красивейшая «клетка», является одной из жемчужин Триеста - и ежегодно привлекает массу туристов. Посетители могут не только насладиться убранством замка, но и прогуляться по роскошному парку, который спускается к самому морю. Добраться к Мирамаре удобнее всего от города Триест на общественном транспорте или на автомобиле.

Причудливый дворец находится на высокой скале и возвышается над Атлантическим океаном, так что здесь можно не только погулять по сказочным интерьерам и пройтись по красивому парку, но и полюбоваться бескрайними просторами. До Синтры (самый ближайший к дворцу город) можно за полчаса добраться на электричке из Лиссабона, а оттуда советуем совершить пеший маршрут по горам (для ленивых на скалу также ходит автобус).

Мы в TravelAsk решили, что в нашей с вами жизни катастрофически не хватает сказки, волшебства и величественной красоты. А что может быть сказочнее, чем великолепный старинный замок, будто сошедший со страниц книги? Поэтому сегодня знакомим вас с очередной порцией самым красивых и впечатляющих замков на планете. Ну и пару слов о них, конечно же, не забудем рассказать!

Замок Шенонсо, Франция

Имеет «народное» название - «Дамский замок». Один из наиболее любимых, известных и посещаемых замков Франции. Является частной собственностью, но открыт для посещения.

Замок Святого Ангела, Рим, Италия


Замок Кохем, Германия

Впервые он документально упоминается в 1051 году.

Замок Данноттар - средневековый замок на восточном побережье Шотландии


Эдинбургский замок - древняя крепость на Замковой скале в центре шотландской столицы


Херст-касл («замок Херста»), Калифорния, США

Национальный исторический памятник на тихоокеанском побережье Калифорнии. В доме 56 спален, 61 уборная, 19 гостиных, на территории усадьбы имеется несколько бассейнов и теннисных кортов, кинотеатр, аэродром и крупнейший в мире частный зоопарк (сейчас без животных).

Замок Херстмонсо, сооруженный в XV веке, расположен в 10 км к северо-востоку от Истборна. Это самое старое и крупное в Англии сооружение из кирпича


Замок Хоэнверфен расположен в Австрии, на уровне 155 м над долиной реки Зальцах, в 40 км от Зальцбурга

Замок Гогенцоллерн - старинный замок-крепость в Баден-Вюртемберге, Германия


Впервые средневековая замковая крепость упоминается в 1267 году, однако предполагается, что она была построена ранее, в XI веке.

Замок расположен на высоте 855 м над уровнем моря на отдельно стоящей горе, носящей название Гогенцоллерн. Среди местного населения эта гора более известна как Цолленберг или просто Цоллер.


Сегодня замок - популярная туристическая достопримечательность.

Замок Лихтенштайн - «сказочный замок» XIX века в местечке Хонау, в коммуне Лихтенштайн в Баден-Вюртемберге


Расположен на высоте 817 м. Сегодня замок открыт для посетителей. В нем расположилась большая коллекция исторического оружия и доспехов.

Замок Мацумото - старинный японский замок в городе Мацумото, префектура Нагано


Монастырь Пантанасса, Мистра, Греция


Дворец Пена - дворец в Португалии, находящийся на высокой скале над Синтрой и отличающийся фантастическим псевдосредневековым стилем


Вся композиция из горы, замка и прилегающего парка площадью 270 га - один из ранних образцов романтической ландшафтной архитектуры XIX века. Замок и парк возникли в 1840 году как летняя королевская резиденция на месте маленького заброшенного монастыря.

Кинта да Регалейра, Португалия


Дворцово-парковый комплекс, на территории которого находятся романтический дворец в стиле неоготики, часовня и парк с озерами, гротами, фонтанами и различными архитектурными капризами


Носит название по имени баронессы Регалейра, которая приобрела поместье в 1840 году, известен также как дворец миллионера Монтейру.

Крепость Мехрангарх, Джодхпур, Индия


Мон-Сен-Мишель, Франция


Ситэ или крепость Каркасон - средневековый архитектурный ансамбль, расположенный во французском городе Каркасон на территории департамента Од


Замок Морицбург, Германия


Альгамбра («Красный замок») - архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании


Тракайский островной замок - самый большой из сохранившихся в Литве старинных замков


Замок Вишеринг, Людингхаузен, Германия


Крепость Фернихерст в Шотландии


Замок Ниномару, Япония


Сказочные замки всегда присутствовали в истории, искусстве, сказках и легендах. Замок - это дом, показывающий могущество, защищающий от врагов, и дарящий ощущение полного покоя и простора. Большинство замков, которые вы когда-либо видели, существуют на самом деле. Даже замок из заставки Walt Disney существует на самом деле. Каждый из этих величественных сооружений стоит множество веков и десятилетий, поэтому не удивительно, что они хранят свои тайны и свою историю.

1. Замок Нойшванштайн, Германия.

Время постройки:: 1869-1886 гг

Сооружение было построено королем Людвигом и, несмотря на сложное для русского человека произношение, его название очень романтичное по смыслу. В переводе с немецкого языка, замок называется "Новый лебединый утес". Это поражающее воображение строение было выбрано в качестве прототипа для замка Спящей красавицы, который построили для парижского DisneyLand.

Несмотря на то, что в 1886 году Нойшванштайн не был достроен, смерть короля приостановила строительство. Именно поэтому в нем есть недостроенные объекты. Интерьеры помещений поражают воображение, Людвиг явно не скупился на убранство и обладал очень неплохим для тех времен вкусом. Во времена второй мировой войны, правительство Германии воспользовалось неприступностью замка и спрятало там часть золота Рейхсбанка, которое позже пропало. Кроме того, туда свозились картины, антиквариат и драгоценности, которые принадлежали Гитлеру.

2. Замок Хоэнверфен, Австрия

Годы постройки: 1075-1078 гг

Относительно предыдущего замка, Хоэнверфен был построен очень быстро, в самые сжатые сроки. Князь-архиепископ Гебхард Зальцбургский очень удачно выбрал место постройки, благодаря чему в замок было практически невозможно прорваться. В 1524 году восставшие крестьяне захватили Хоэнверфен и разрешили его. Однако это восстание было достаточно быстро подавлено, и впоследствии, сами же разрушители восстановили все постройки.

На протяжении веков, князи и епископы достраивали и совершенствовали Хоэнверфен, однако в 1931 году огромный пожар уничтожил все, что было внутри. Сегодня этот мрачный замок является объектом туристического внимания, а для привлечения денег, организаторы экскурсий регулярно проводят шоу птиц в помещениях Хоэнверфена.

3. Замок Вадуц, Лихтенштейн
Время постройки: XII век

До сих пор достоверно неизвестно, кто же построил замок. Ученые полагают, что замок Вадуц был создан по приказу графов Верденбергов-Заргансов, по крайней мере, они были первыми задокументированными хозяевами. Это одно из немногих исторических сооружений, в котором по сей день живут люди. Вадуц закрыт для посещения, поскольку до сегодняшнего дня там живет княжеская семья.

На протяжении всех этих веков замком владели исторические персоны. Неудивительно, что каждый из хозяев привносил в убранство этого сооружения что-то свое, а в начале прошлого века князь Иоганн Второй провел маштабнейшую реконструкцию и модернизацию Вадуца, которая длилась 15 лет.

4. Скала Кашел, Ирландия
Время постройки: IV век

С этим замком связана интересная легенда. По преданию, в 5 веке Святой патрик занимался изгнанием сатаны из пещер в горах. Противник, не долго думая, откусил кусок скалы, и сломал зуб. Кусок скалы выпал изо рта сатаны и упал в 30 километрах от первоначального места. Именно на этой странной 60-метровой скале и стоит готичная скала Кашел.

История замка такая же мрачная, как он сам. в 17 веке на Кашел напали войска Кромвеля и захватили его. Несмотря на защиту от врагов, горожане оказались лицом к лицу с опасностью. В то страшное для них время погибло более 3000 человек, из которых основное количество людей сгорели заживо. До сегодняшних дней замок напоминает о бессердечности средневековых англичан, и о обреченном мужестве храбрых ирландцев.

5. Замок Бодиам, Англия
Время постройки: 1385 год

Один из самых необычных и фотогеничных замков был построен во времена Столетней войны, когда англичане не без повода опасались нападения французов. Благодаря огромному рву, заполненному водой, крепость так и осталась неприступной. Несмотря на внешнюю суровость, помещения Бодиама были потрясающими, однако в начале прошлого века все это пришло в запустение. Основное имущество было разграблено и уничтожено.

Удивительно, как строители создали по-настоящему комфортные и уютные условия проживания для людей внутри и такой неприступный фасад - снаружи. Сегодня Бодиам - один из самых посещаемых замков, благодаря живописному виду, озеру с кувшинками и прекрасным ракурсам для съемки.

6. Замок Эстенсе, Италия
Время постройки: 1385 год

Этот замок - настоящий счастливчик, поскольку один из немногих, который был полностью отреставрирован. История его постройки началась с восстания разъяренного народа против повышения налогов и истощения людей в Ферраре. Маркиз Николло II д"Эсте задумался о построении резиденции, в которой ему бы ничего не угрожало. Оборонительное сооружение было огорожено рвом, а с его стен на жителей города смотрела боевая техника.

Именно в этом замке спаслась от неминуемой гибели Элеонора Арагонская со своими детьми. Спустя века, в 19 веке замок использовался как офисное здание, а через двести лет началась полная реставрация фасада и внутренних помещений. Уже десять лет все желающие могут посетить Эстенсе и представить себе жизнь прошлых веков, и события, которыми она кипела.

7. Хенцинский замок, Польша
Время постройки: 1306 год

Еще один потрясающий замок, который был построен в 14 веке, но уже в Польше. Несмотря на все свое величие и внушительность, это историческое сооружение было заброшено в 18 веке и до сих пор никто им не занимается. Первое время замок использовался в качестве сбора войск при Казимире III Великом, затем стал домом для королевы Венгрии, Владислава III Варна и королевы Боны Сфорца.

До 16 века Хенцинский замок использовали в качестве тюрьмы, и он уже перестал нести в себе первоначальную идею защиты королевской семьи от неприятельского заговора. Дважды замок был разрушен, а затем сами местные жители по кирпичику разбирали стены для собственных нужд. Уже после Великой Отечественной войны правительство частично пыталось восстановить историческое сооружение, однако, как и прежде, замок очень нуждается в хозяйственной руке и внимании.

Воспитанники подготовительной группы на занятиях изобразительным творчеством затрагивают самые разные темы. Одна из них - рисование разнообразных зданий и сооружений. Поскольку в этом возрасте большое внимание уделяется развитию творческой фантазии, то дошкольники не ограничиваются изображением построек, с которыми они сталкиваются в реальной жизни. Ребята с удовольствием создают образы волшебных замков и дворцов - места обитания их любимых сказочных персонажей.

Особенности рисования по данной теме в подготовительной группе

Изображать здания дошкольники начинают еще во второй младшей группе: это примитивные домики в виде квадратика с крышей в форме линии, выступающей с боков. В средней группе малыши уже рисуют треугольную крышу, намечая для этого точку по центру на небольшом расстоянии от основной формы.

В этом старшем возрасте ребята активно изображают многоэтажные дома. Для этого они делят прямоугольник на сектора с помощью продольных и поперечных линий, а затем внутри ячеек рисуют окна. Другой способ - рисование начинается с первого этажа в виде прямоугольника с окнами и дверями, затем над ним «надстраивается» второй этаж и т.д. Многоэтажные постройки могут иметь крышу разной формы - плоскую, треугольную или же в виде трапеции. Отметим, что воспитанникам старшей группы также предлагается рисованием фантазийных домиков по мотивам сказок – «Избушка на курьих ножках», «Теремок», «Заюшкина избушка» и пр. Они могут иметь самую разную форму, цветовое оформление, однако у всех этих объектов присутствуют обязательные элементы - крыша, дверь и окна.

Что касается воспитанников подготовительной группы, то они знакомятся с самыми разными зданиями, имеющими свое назначение (жилые дома, школа, детский сад, кинотеатр, торговый центр и пр.) и успешно их рисуют. Кроме того, в этом возрасте детям уже предлагаются для изображения сложные архитектурные сооружения - величественные дворцы, устремленные ввысь замки, красивые храмы, древние крепости. Причем, это могут быть как образы реальных объектов, которые дошкольники могут видеть на фотографиях или даже посетить их с родителями (например, Зимний дворец в Санкт-Петербурге или замок Ласточкино гнездо в Ялте), так и вымышленные сказочные образы.

Достопримечательность Санкт-Петербурга

Средневековый замок в Ялте

Волшебные дворцы и замки ребята могут увидеть на иллюстрациях к любимым сказкам (например, «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена, «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина, арабская сказка «Волшебная лампа Алладина», «Дворец из мороженого Дж. Родари).

Иллюстрация к сказке «Волшебнаялампа Алладина» Иллюстрация к одноименной сказке Дж. Родари Иллюстрация к «Сказке о царе Садтане…» Иллюстрация к сказке «Снежная королева»

Также это может быть вымышленный образ (дворец золотой рыбки, замок Солнца и Луны). Он не встречается в сказках, однако воспитатель подбирает соответствующие картинки, чтобы дети имели представление о том, как его можно изобразить.

Картинка, которую можно использовать на занятии

Картинка, которую можно использовать на занятии

Образ сказочного дворца складывается из ряда деталей - это многочисленные башни, арки, пристройки, красивые окна затейливой формы с резными наличниками, балконы. Это сооружение отличается самой неожиданной и яркой цветовой гаммой (хотя в некоторых случаях цветовая палитра будет ограничена определенными цветами, например, замок Снежной королевы или дворец Солнца).

Что касается волшебного замка, то он отличается от дворца характерной формой построек - вытянутой, словно устремленной ввысь, наличием множества башен, увенчанных куполами.

В отличие от дворца замок более вертикально ориентирован, имеетмножество башен с острыми шпилями

Хотя замок традиционно имеет более сдержанную окраску, чем дворец, однако на детских рисунках замки порой также окрашены в яркие цвета. Отметим, что издревле замки, как и крепости, строили в труднодоступных местах, окружая их рвом и надежной высокой стеной. Дошкольники в своих рисунках часто передают эти характерные детали.

При рисовании фантазийных сооружений задача педагога - обозначить детям ключевые особенности того или иного образа, при этом перед глазами воспитанников не должно быть шаблонного образца. Например, если тема занятия «Замок Снежной королевы», то при создании этого образа нужно использовать ограниченное число красок - только холодные тона (белый, синий, голубой, серый, фиолетовый), допустим также желтый цвет, чтобы изобразить, как на снегу отражаются солнечные лучи. Кроме того, можно отразить в рисунке, что этот замок соорудили некие злые мистические силы, – изобразить его несимметричным с неправильными пропорциями. Это сооружение окружено снежными глыбами, огромными льдинами - словно его построил сам холод. Поскольку Снежная королева - злой персонаж, то хорошо отразить это в рисунке, сделав ее замок зловещим. Для этого можно нарисовать окна в виде темных дыр. Но в то же время королева обладает силой и могуществом, поэтому и обитель ее должна быть величественной, громоздкой (огромные башни, витиеватые пристройки). Некоторые окна можно украсить узором подобно тому, который мороз оставляет на стекле.

Соответственно, дворец Солнца будет выполнен исключительно в теплых тонах (желтый, золотистый, оранжевый).

Царство Луны рисуется в серебристом, синем, голубом цвете, но в отличие от замка Снежной королевы здесь есть жизнь - стены дворца можно дополнить сверкающими звездочками, диковинными птицами, растениями (также в темном цвете). Подводное царство Золотой рыбки будет украшено кораллами, зелеными водорослями, морскими камушками.

Используемые материалы и основа

При рисовании сказочных дворцов и замков часто важное значение имеет цвет основы. Если на занятии дошкольники будут использовать краски, то лист бумаги необходимо заранее затонировать (в подготовительной группе этим занимаются сами дети под присмотром педагога). Цвет тона зависит от тематики занятия: например, для замка Снежной королевы понадобится холодный голубоватый цвет (основа может быть и темно-синей, в таком случае можно нарисовать дворец одной белой гуашью). Для дворца Солнца основа соответственно тонируется в желтоватый или розовый (как утренняя заря) цвет.

Сам дворец можно рисовать красками, цветными карандашами, восковыми мелками. Интересный результат дает сочетание материалов, когда акварельный рисунок дополнительно обводится более ярким фломастером.

Рисунок акварелью и фломастерами

Поскольку речь идет о сказочных образах, то в композицию можно использовать гуашь и акварель с блестящим эффектом.

Что касается коллективных композиций, то возможный вариант – «Дворец Солнца и Луны». В этом случае лист бумаги большого формата (А3) условно делится на две части. Одна половина тонируется в голубоватый оттенок, а другая в теплый - золотистый или рыжеватый.

Техники и приёмы, которые используются при рисовании сказочных дворцов в подготовительной группе

Поскольку рисование сказочного дворца - довольно сложный процесс, то контур здания предварительно намечается простым карандашом, избегая сильного нажима.

Перед тем, как приступить к процессу творчества, ребенок должен определиться с ориентацией листа бумаги: если он планирует изобразить устремленный ввысь замок с острыми шпилями башен, то расположить основу стоит вертикально, если же будет создаваться образ величественного широкого дворца - то бумага кладется горизонтально.

Начинать изображение лучше с центрального прямоугольника - главного входа во дворец. Сбоку дополняем рисунок постройками, они могут быть двух- или трехэтажными. Эти элементы могут быть частично закрыты центральной частью здания, поэтому вспомогательные линии нужно потом стереть. Эффектно будут смотреться высокие сторожевые башни, изображенные по краям сооружения.

Следующий этап - рисование крыши главных ворот и других построек, а затем оформление верхней части сторожевых башен. Форма этих элементов может быть самой разной.

Наглядное пособие для дошкольников

Сами центральные ворота дворца также имеют множество вариантов оформления.

Наглядное пособие для дошкольников

Следующий этап работы - выбор формы окон. Ведь, у дворца их очень много, причем, все они одинаковые. Здание будет смотреться гармонично, если форма окон будет перекликаться с оформлением ворот (например, все элементы округлые или, наоборот, угловатые).

Наглядное пособие для дошкольников

Последний этап карандашного наброска - украсить дворец такими элементами, как колонны, балконы, решетки и пр.

Наглядное пособие для дошкольников

Отметим, что если дошкольники рисуют сказочный замок-крепость, то можно еще обозначить кирпичную кладку.

Раскрашивается полученный эскиз красками, цветными карандашами или мелками. Хотя у воспитанников подготовительной группы уже сформированы ключевые навыки работы с основными инструментами, педагог все же следит за правильной техникой рисования на занятии. Поскольку дворец или замок состоит из множества мелких элементов, то прорисовывать и раскрашивать их необходимо кончиком кисти, держа ее в руке вертикальным образом. При использовании цветных карандашей ребенок должен регулировать силу нажима для получения оттенка нужной яркости.

В подготовительной группе ребята должны хорошо смешивать краски для получения разнообразных оттенков. Это будет особо актуально для такой композиции, как замок Снежной королевы, где используются разные оттенки синего и голубого.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при оформлении композиций

Такая увлекательная тема рисования, как сказочный дворец, открывает большие возможности для внесения в композицию дополнительных элементов. Например, можно создать необычный образ, если украсить дворец Снежной королевы белым пластилином, аппликацией из блесток или кусочков серебристой фольги. Льдинки причудливой формы можно вырезать и из обычной цветной бумаги.

Рисование с элементами аппликации

Работа станет еще более оригинальной, если украсить изображение тканью - приклеить кусочки белого тюля.

Аналогичным образом можно декорировать и другие виды сказочных сооружений: дворец Солнца украсить золотистой фольгой или пайетками, подводное царство Морского царя - нитями новогоднего «дождика» зеленого цвета.

Конкретные варианты композиций, в том числе и коллективные

Во второй половине учебного года (январь) воспитанникам подготовительной группы предлагается рисование на тему «Сказочный дворец» (или «Тридевятое царство»). Дошкольники придумывают образ здания и украшают его различными деталями. При желании изображение можно дополнить волшебными деревьями, цветами, диковинными птицами, стражниками.

В феврале ребята выполняют еще одну фантазийную работу - изображение «Сказочного царства». Здесь акцент ставится на умении создавать образ в определенной цветовой палитре: теплые тона - дворец Солнца, холодные - дворец Луны, замок Снежной королевы.

Кроме этих тем, ребятам можно предложить еще такую тему, как «Подводный дворец» (как вариант – «Дворец Русалочки», «Сказочный дворец Золотой Рыбки»). Это сооружение уже будет изображаться в другом ключе - иметь причудливую форму, украшенную морскими атрибутами (кораллы, водоросли, скульптуры рыбок).

Еще один интересный вариант - дворец в восточном стиле. Это образ из восточных сказок, таких как «Волшебная лампа Алладина». Там могла бы поселиться, например Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина.

Также можно предложить детям нарисовать дворец из мороженого (образ из одноименной сказки Дж. Родари).

Что касается коллективных композиций, то при желании можно организовать и такую работу: ребята делятся на пары, воспитатель предлагает им основу формата А3: один ребенок рисует дворец солнца, а другой дворец Луны. А между ними можно оформить красивый радужный мостик.

Еще одно оригинальное решение для коллективной работы - рисование дворцов, где живут времена года. Дошкольники, соответственно, разбиваются на четыре подгруппы и создают фантазийные образы дворцов, где могли бы жить Зима, Весна, Лето и Осень.

Варианты мотивирующего начала занятия: сюрпризный момент, сказка, познавательная беседа, рассматривание иллюстраций и пр.

Рисование сказочных дворцов и замков - очень увлекательное занятие, особенно если педагог продумает соответствующую мотивацию, которая станет для дошкольников стимулом к продуктивной деятельности. Можно привести ряд примеров организации начала занятия.

Например, воспитатель сообщает детям, что к ним на ковре-самолете прилетел гость из далекой восточной страны - Алладин. Ему нужно построить прекрасный дворец для принцессы Будур по заданию ее отца султана. У Алладина есть строительные материалы, однако ему нужен проект дворца с красивыми окнами, воротами, крышей, колоннами и пр. У него в стране нет архитектора, который мог бы помочь, поэтому герой обращается за помощью к ребятам.

Другой вариант мотивации - педагог рассказывает дошкольникам, что по дороге в детский сад она зашла в библиотеку и взяла книгу. Однако эта книга необычная - предыдущий читатель намочил ее под дождем. Некоторые страницы размылись - и сказочные герои остались без своих красивых дворцов и замков. Задача детей - отреставрировать иллюстрации.

Еще одно интересное решение - ребятам предлагается перевоплотиться в архитекторов (раньше их называли зодчие) и перенестись в тридевятое царство. Здесь правит добрый и мудрый царь, у которого есть три сына-царевича и три дочки-царевны. Царь дает задание архитекторам придумать и изобразить дворцы для всех своих детей.

Подойдет и такой вариант - в группу приходит письмо от Снежной королевы. Она пишет, что раньше была злой, высокомерной и равнодушной. Однако доброта девочки Герды растопила ее холодное сердце, и теперь королева изменилась - стала доброй и нежной. И свой мрачный ледяной замок она хочет превратить в теплый и радостный. Героиня просит ребят помочь ей и придумать образ прекрасного замка.

«Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал.
Входит он на широкий двор, в ворота широкие растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды, высокие, большие и малые».

Опираясь на это описание, ребята могут изобразить подобное сказочное сооружение.

Рисование на тему «Дворец Солнца и Луны» можно построить на основе русской народной сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», в которой старик выдал своих дочерей замуж за Солнце, Месяца и Ворона.

Иллюстрация к русской народной сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Еще одна интересная сказка, в которой фигурирует образ фантазийного дворца – «Дворец из мороженого» Дж. Родари. По сюжету на площади итальянского города Болоньи соорудили дворец из мороженого. «Крыша дворца была из взбитых сливок, дым, что поднимался над трубами, из фигурного сахара, а сами трубы - из цукатов. Все остальное было из мороженого: двери из мороженого, стены из мороженого, мебель из мороженого». Со всего города сюда прибегали дети, чтобы полакомиться. Дворец стал подтаивать, и городской стражник позвал еще больше ребят. Даже одна бедная старушка стала облизывать кресло из крем-брюле. Это был настоящий праздник в городе! И даже ни у кого из жителей не болели в тот день животы.

Дошкольники наверняка с восторгом воспримут такую сказку, а после прочтения можно предложить им нарисовать ее главный образ - съедобный дворец из вкусного мороженого и других сладостей.

Отметим, что физкультминутки, которые проводятся перед непосредственно продуктивной деятельностью, должны быть связаны с темой занятия. Если, например, дошкольники будут рисовать замок Снежной Королевы, то можно порекомендовать следующую разминку:

Еще один вариант на снежную тематику:

Мы ладошки выставляем, Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх
Ловить снежинки начинаем! Дети, подпрыгивая, выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
дети «ловят» снежинки
А снежинок много-много! дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз
И растут везде сугробы. дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»
Снег в ладошки наберём дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега
И лепить снежки начнём! начинают «лепить» снежки
Лепим, лепим, лепим ком дети продолжают «лепить» снежки
И бросаем вверх потом! мнимый снежок подбрасывается вверх
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе!
все возвращаются к работе

Если же тема занятия – «Сказочный дворец Золотой рыбки», то подойдет такая физкультминутка:

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Первушина Ю. «Волшебный замок»
Образовательные задачи : учить изображать замок или дворец, закрепить содержание знакомых сказок, знание геометрических фигур.
Развивающие задачи : развивать цветовосприятие, композиционные навыки, воображение.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к сказкам.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки и рисунки дворцов и замков разной конструкции и цветовой гаммы, аудиозаписи: Э. Григ «В пещере горного короля», В. Моцарт «Менуэт», вальс из балета «Спящая красавица».
Раздаточный материал: листы белой бумаги разного размера (по выбору) согласно количеству детей, акварель, палитра, кисти, подставки под кисти, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребятам отправиться в сказочную страну. Вход туда откроется тому, кто отгадает загадки (нужно выбрать из трех ответов правильный):
  • Кто из героев русской сказки просил: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь!»? (Русалка, Щука, Золотая рыбка).
    Кто приказал: «Мамки, няньки собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела!» (Пеппи, Снежная королева, Царевна-лягушка).
    Чья это песенка: «Битый небитого везет»? (лисы, Чебурашки, Карлсона).
    Кто спрашивал: «Бабушка, почему у тебя такие большие руки? (Дюймовочка, Мальвина, Красная Шапочка).
    Как величал своего хозяина Кот в сапогах? (Карабас Барабас, Маркиз Карабас, Мюнхгаузен).
    Какая из этих собак пудель? (Тотошка, Каштанка, Артемон).

Внимание дошкольников обращается на картинки с изображением разнообразных дворцов и замков (на доске). Дети должны по внешнему виду определить, какой герой живет в каждом из них: добрый или злой. Ребята также выделяют общие признаки всех строений: есть крыша стены, окна, ограда. Обсуждаются варианты крыш (треугольная, в форме трапеции, полукруглая), башен (квадратные и прямоугольные). Дошкольники изображают формы в воздухе пальчиками.
Проводится динамическая пауза - дети танцуют под аудиозаписи отрывков из музыкальных произведений, а затем показывают на картинки, которые, по их мнению, подходят е каждой музыке.
Дошкольникам предлагаются загадки-описания:

  • Вот каменная крепость на высокой горе с узкими окнами-бойницами, высокими стенами и остроконечными башнями, на которых развиваются флаги с устрашающими изображениями. Вокруг замка - глубокий ров с мутной водой, через него перекинуты узкие мостики. Кто может проживать в таком замке? (дети называют сказочного героя).
    А вот еще один замок. Он стоит на берегу красивого озера и сложен из светлых камней. Вокруг много зелени, цветов, а на крышах и в распахнутых окнах сидят птицы. На башнях развеваются красивые флаги, колышутся воздушные шары. Кто может жить в таком замке? (ответы детей)

Далее дошкольникам предлагается нарисовать любой из описанных замков либо придумать свой образ.
Самостоятельная работа. По окончании рисования организуется игра-драматизация «Бал в сказочном замке»: каждый ребенок превращается в персонажа, который пришел на бал и принес рисунок своего замка. Герой должен представиться и рассказать о себе.

Мясникова И.А. «Сказочный дворец золотой рыбки»
Детям демонстрируется портрет А.С. Пушкина. Ребята вспоминают сказки этого великого поэта - воспитатель показывает соответствующие книги. Рассматриваются иллюстрации разных художников к одной сказке.
Воспитатель рассказывает детям сказочную историю о том, как появились иллюстрации к книгам. Один художник однажды увидел цветок, красный, как огонек. Роса на его лепестках была похожа на драгоценные камни. Художник решил нарисовать его. После этого он увидел вазы и также изобразил ее на холсте. После он нарисовал деревья, небо, людей, дома и все на свете. Другой же художник, который жил по соседству очень любил читать, представляя при этом героев книг. Он хотел, чтобы и все люди увидели этих персонажей. Такой художник называется иллюстратором, он украшает книжки, чтобы они стали еще интереснее.

Появляется игрушечная Золотая рыбка. Она грустит, потому что еще ни один художник не нарисовал ее красивый подводный дворец (мотивация).
Дошкольникам демонстрируются изображения самых разных дворцов с различной формой крыши, окон и т.д. Ребятам предлагается придумать дворец для Золотой рыбки - очень красивый, чтобы она могла в нем поселиться.

Самостоятельная работа. Обсуждение рисунков.

Корень В.Н.

Педагог предлагает ребятам отправиться в сказочное путешествие, чтобы помочь Герде спасти мальчика Кая, которого Снежная королева увезла в свой дворец.
На доске появляется слайд с изображением прекрасного замка Принца и Принцессы, в пруду рядом с ним плавают красивые лебеди. Дети определяют, что это не замок Снежной королевы.
Второй слайд - восточный дворец Султана. Здесь могут жить Алладин, Жасмин, Шехерезада, принцесса Будур. Тут тепло и жарко, это место не подходит для Снежной королевы.
Третий слайд - мрачный серый замок, где может обитать злой колдун либо Кощей Бессмертный.
Наконец появляется картинка с изображением сверкающего ледяного замка Снежной королевы. Педагог включает аудиозапись с завыванием вьюги и зачитывает описание дворца из сказки.
На следующем слайде дети видят мальчика Кая, который по заданию злой королевы старается собрать из льдинок слово «вечность» и сложить из них же замок. У него это не получается. Ребята помогают герою - на магнитной доске из геометрических фигур складывают ледяной дворец.
Дидактическая игра «Составь букет для Снежной королевы».
Дети еще раз рассматривают изображение ледяного дворца. Им предлагается нарисовать свой вариант.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Кай спасен - появляется слайд, где Герда и Кай сидят возле окна с розами.

Сеитмерова Э.М. «Сказочный дворец»

Детям предлагается отправиться в путешествие по разным сказкам. Появляется злая колдунья (картинка), которая заколдовала сказочных героев. Чтобы помочь им, ребята должны выполнить задания.
Первое задание - собрать из пазлов замок колдуньи.
Далее дошкольники должны по картинке с изображением дворца или замка отгадать, кто в нем живет (воспитатель показывает замок Снежной королевы, дворец Царевны Лебедь, замок Кощея Бессмертного, дворец Шамаханской царицы).
Воспитатель сообщает детям, что они помогли сказочным героям - расселили их в свои сказки. Теперь они хотят поиграть с ребятами - проводится физкультминутка:

  • Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
    Поскорее в круг вставайте
    И зарядку начинайте.
    Потягушка, потянись!
    Поскорей, скорей проснись!
    День настал давным - давно,
    И стучит в твое окно.

Чтобы злая колдунья вернулась обратно в свою сказку, дошкольникам предстоит выполнить последнее задание - нарисовать сказочные дворцы и замки. Ребятам предлагается выбрать себе картинку с любым персонажем и
Нарисовать место, где он живет.
Самостоятельная продуктивная деятельность.

Рисунки воспитанников подготовительной группы по теме «Сказочный дворец» с комментариями по выполнению работы

Фотогалерея «Сказочный дворец, или Тридевятое царство»

Воспитанники подготовительной группы создают яркие и красочные образы волшебных дворцов. Почти все они имеют симметричное строение. Так, переливается всеми цветами радуги «Волшебное царство», нарисованное гуашью, отметим необычное оформление неба на рисунке.

Интересна работа «Рисунок Деда Мороза» – образ дворца складывается из разноцветных геометрических фигур.

Позитивным настроеним проникнут рисунок «Радужный дворец», дополненный улыбающимися юным королем и королевой. Похожая композиция – «Дворец принца и принцессы».

Рисунок «Тридевятое царство», напротив, выполнен в сдержанной пастельной цветовой гамме.

Рисунок акварелью Рисунок карандашами и фломастерами Рисунок восковыми мелками Рисунок гуашью Рисунок карандашами Рисунок карандашами Рисунок карандашами Рисунок карандашами

Фотогалерея «Волшебные замки»

Дошкольники создают замечательные образы сказочных замков. Реалистично изображен грозный и мрачный «Замок-крепость в горах», окруженный рвом: детально прорисованы решетчатые ворота, обозначена кирпичная кладка. В том же ключе выполнен и”Одинокий замок-крепость», стоящий, очевидно, на горном утесе.

На изящный кукольный домик похож «Замок доброго волшебника», украшенный большими часами и вазой с цветами на окне. Отметим красивые решетчатые окна, красивый рисунок куполов башен. Возле замка раскинулся красивый парк с ярко-голубым озером.

Заслуживает особого внимания цветовое оформление замков. Так, «Изумружный замок» раскрашен различными оттенками зеленого цвета. А в «Розовом замке» словно создан, чтобы там поселилась прекрасная юная принцесса. Очаровательна композиция «Белая крепость», а стенами которой раскинулся целый зеленый лес. Отметим красивый градиентный фон рисунка.

Сказочной атмосферой проникнута работа «Разноцветный замок». Строение украшают необычные полукруглые окна, переливающиеся всеми цветами радуги, на шпилях башенок сидят озорные петушки, а возле самого замка растет волшебное розовое дерево.

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Фотогалерея «Замок Снежной Королевы»

Сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева» – одно из любимых детских произведений, ведь, в нем очень много ярких моментов, мудрости и правды жизни. Ребята с удовольствием фантазируют на тему дворца злой и высокомерной колдуньи с ледяным сердцем. Все работы выполнены в холодных тонах - самых разных оттенках синего, голубого и фиолетового. Небо на рисунках часто переливается яркими цветами, ведь замок расположен на Севере, где обычное явление - необычайной красоты северное сияние.

Очень оригинальна работа «Дворец в снегах»: небо, изображенное фиолетовыми мазками, украшено черно-желтыми звездами, а не переднем плане красуются большие сине-зеленые ели, запорошенные снегом.

Замечательная композиция – «Царство льда»: купола многочисленных башен замка, украшенные блестками, похожи на тяжелые снежные шапки, а с помощью витиеватых белых мазков передан образ кружащейся вьюги. Похожая работа – «Снежное королевство» с крупными хлопьями снега на переднем плане.

Почти все представленные на фото постройки угловатые, с острыми верхушками башен, похожими на перевернутые вверх сосульки. Показателен в этом плане рисунок «Ледяной дворец».

Работа «Замок из снега и льда» приметальна тем, что с неба загадочно смотрит огромный желтый месяц с человеческим лицом.

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок карандашами Рисунок восковыми мелками и фломастерами Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Фотогалерея «Подводное царство»

Воспитанники подготовительной группы не прочь и пофантазировать на тему подводного замка, где может обитать Морской царь, прелестная русалочки или мудрая Золотая рыбка. Такие постройки гармонично вписываются в подводный пейзаж, украшены нитями щеленых водорослей и разноцветными морскими камушками.

Наглядное пособие для дошкольников

Видео по теме

Рисуем замок карандашом и раскрашиваем (обучающее видео для детей)

Дворцы Санкт-Петербурга (познавательное видео для дошкольников)

Дж. Родари «Дворец из мороженого»

В подготовительной группе дошкольники отличаются уже довольно широким кругозором, им нравится перевоплощаться в представителей самых разных профессий. Так, на занятии рисованием они могут почувствовать себя архитектором, проектирующим красивые здания. Особенно нравится ребятам изображать сказочные дворцы и замки в причудливой цветовой гамме, с многочисленными башнями и куполами, арками и резными ставнями. Эти рисунки часто бывают очень выразительными, похожими на настоящую книжную иллюстрацию к сказке.