Новые заботы полиции: к чему приведет переход фмс и фскн под начало мвд. Фскн- взгляд генерал-лейтенанта полиции на ситуацию

Спустя 13 лет МВД вернуло себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили

Сотрудники УФМС и ФСКН во время совместного рейда по ночным клубам в Москве (Фото: «РИА Новости»)

Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы — увеличение полномочий.

ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.

Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.

Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.

Но за свою основную работу — по противодействию обороту наркотиков — ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского ​​​института проблем правоприменения , посвященном эффективности работы двух ведомств, констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.

Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов.

Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.

Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, ​обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.

В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.

В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», — пояснил Песков.

Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.

«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», — добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.

После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия — дознание, допрос, оперативная работа — сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские — участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.

Говорят, ФСКН упразднили по просьбе наркомафии...

Спустя неделю после официальной ликвидации ФСКН и передачи функций наркоконтроля МВД в Перми завершился громкий судебный процесс над двумя химиками, выпускавшими в промышленных масштабах вещество, являвшееся основой для изготовления амфетаминов. Это стало одним из самых крупных и неординарных дел уже упраздненной наркополиции. Страны Европы и Ближнего Востока были буквально "залиты" дешевым российским прекурсором, из которого были приготовлены, по самым скромным подсчетам, до 3,5 млрд наркотических таблеток, а общая выручка наркомафии могла составить более $50 млрд. Двое россиян, стоявших у истоков преступного бизнеса, получили длительные сроки, а за границей к ответственности были привлечены десятки их сообщников.

С мелкой химии - на промышленный уровень

Приговор Илье Кудрявцеву и Александру Недугову огласила во вторник судья Дзержинского райсуда Перми Елена Вяткина. Она признала обоих виновными в производстве и сбыте наркотических веществ, совершенных группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 228.1 УК РФ), приговорив первого к 17,5 года колонии строгого режима, а его подельника - к 12,5.

Как пояснили "Ъ" следователи ФСКН, расследовавшие это дело, производителем прекурсора являлось пермское ООО НПП "Тривектр", созданное еще в 1990-х годах Павлом Кудрявцевым - бизнесменом, химиком по образованию. До 2010 года он даже числился председателем Пермской торгово-промышленной палаты.

МВД вступило в права наследования

Ликвидация упраздненных президентом РФ Владимиром Путиным Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) завершится к концу года

Поначалу это небольшое предприятие занималось малотоннажным производством достаточно ограниченного ассортимента химической продукции и ее продажей. Однако предприниматель Кудрявцев довольно быстро понял, что гораздо большую прибыль может принести изготовление высококонцентрированного 1-фенил-2-пропанона. Это вещество хорошо известно в Европе как основа для изготовления синтетических наркотиков амфетаминовой группы и чаще сокращенно называется БМК или МБК, а его оборот строго контролируется правоохранительными органами. Сначала в списке продукции БМК стоял всего лишь шестым в списке товаров "Тривектра", но потом стал основным. По некоторым данным, Кудрявцев не раз бывал за границей на различных выставках и семинарах химиков, где, судя по всему, к продукции его предприятия и проявили интерес представители преступных кланов Западной Европы, нуждавшихся в дешевом и качественном сырье для нарколабораторий. Чтобы наладить синтез вещества в Перми, из одной из прибалтийских стран был даже направлен специалист. Впрочем, после того как процесс вышел на промышленный уровень, от услуг иностранца отказались. Примерно с 2001-2002 годов БМК пошел большим потоком в страны Евросоюза. По оперативной информации, из высококачественного российского сырья амфетамины производили в Нидерландах, Англии, а также Польше и Прибалтике. Особенностью пермского БМК являлось то, что наркотик из него можно было приготовить практически в домашних условиях. Для этого нужен был минимальный набор аппаратуры и автоклав. Есть данные, что периодически синтетические наркотики изготавливались в трейлерах - домах на колесах, которые постоянно переезжали с места на место. Сам же наркотик массово сбывался в основном в ночных клубах и других местах отдыха молодежи. Кстати, в то время оборот прекурсоров в России находился под относительно мягким контролем, а единственным действенным ограничением был лишь его запрет на вывоз без специального разрешения.

Тогда господин Кудрявцев и его подельники применили довольно примитивную схему. Наркосодержащая смесь продавалась "Тривектром" своим же "торговым домам", учрежденным самим бизнесменом или при его участии - ООО "Химтехпром" и ООО "Урал-Химтехпром". Кстати, руководителем последнего стал сын Кудрявцева Илья. По документам эти ООО реализовывали БМК фирмам, которые на самом деле оказывались "однодневками". В реальности же смесь уходила из Перми напрямую в Московскую область, где ее получателями выступали структуры некоего Варежкина - знакомого Кудрявцева-старшего. Здесь БМК заливался в дополнительные топливные баки фур - перевозчиков грузов, чьи водители и их хозяева получали свою часть вознаграждения. Нередко такие топливные баки представляли собой специально предназначенный для контрабанды контейнер, в котором небольшая часть рядом с заправочной горловиной отводилась топливу, а основной объем отделялся непроницаемой перегородкой для перевозки любой жидкой контрабанды.

Чемпион по контрабанде наркотиков

В мае в Санкт-Петербурге было завершено расследование уголовного дела преступной группировки наркодилеров, которую создал бывший оперативник регионального управления ФСКН, многократный чемпион Европы по кикбоксингу Александр Большаков. Как следует из обвинительного заключения, злоумышленники не только организовали производство наркотиков в Северной столице, но и создали канал по оптовым поставкам зелья в Россию из-за рубежа

По данным источников "Ъ", уже в 2005 году Европол обратился к компетентным органам России с просьбой разобраться, почему из нашей страны поступает огромное количество БМК. В 2006 году ФСКН провела операцию, в результате которой партия БМК была перехвачена и изъята, а Варежкин и четверо его подельников оказались на скамье подсудимых по обвинению в контрабанде. Впрочем, они ни в чем не сознались, Павла Кудрявцева не выдали, а по приговору суда получили относительно мягкий приговор - в среднем около трех лет лишения свободы. Кстати, сам Кудрявцев тогда также допрашивался и даже заявлял о готовности сотрудничать со следствием. Он заявлял о своей невиновности, настаивая, что его продукция предназначена только для промышленных целей - производства ядохимикатов, парфюмерии и т. д. Уже гораздо позже ФСКН выяснила, что на самом деле практически никто из легальных российских промышленников в БМК заинтересован не был. Знали об этом и сами отец и сын Кудрявцевы, а также их ведущий химик Александр Недугов, которые постоянно проводили анализ соответствующего рынка. Зато клиенты находились, например, в Прибалтике. В частности, ФСКН во взаимодействии с Бюро криминальной полицией Литвы было установлено, что крупные партии БМК приобретались предпринимателями, связанными с участниками литовского оргпреступного сообщества "Агуркиняй" ("Огурцы"). После пяти лет разработки "Огурцов" сообщество было ликвидировано в ходе совместной операции сотрудников правоохранительных органов Литвы, Латвии, России и Белоруссии. Только в Литве арестовали 52 участников ОПС, обвиняемых в торговле наркотиками, контрабанде, вымогательствах и убийствах.

Мастера спорта и наркоторговли

В апреле в Дагестане были задержаны члены организованной преступной группы, распространявшей синтетические курительные смеси спайс. Почти все лидеры банды оказались мастерами спорта

При этом некие сообщники из Голландии успели предупредить Павла Кудрявцева и его людей о том, что Европол еще в марте 2007 года вместе со специалистами из Нидерландов в своих лабораториях установили: большинство изъятого амфетамина производится из БМК, имеющего одно российское происхождение. Наркотик выдавал один из компонентов прекурсора, который сотрудники ФСКН называли между собой "родимым пятном".

Канал переброски БМК в Европу был перекрыт, но группа Павла Кудрявцева решила не прекращать свою деятельность. По его указанию Александр Недугов провел даже специальные исследования, закупив дорогостоящее оборудование на Украине. В конечном итоге химикам удалось избавиться от "родимого пятна". Но канал сбыта БМК изменился кардинально.

Следствие побило все рекорды

По данным ФСКН, в Москве Павел и Илья Кудрявцевы провели переговоры с представителями армянской компании "Химтек" - бывшего ереванского НИИ, которым руководил Самвел Хачатрян, и договорились о поставках. Кстати, сам товар уже назывался техническим моющим средством - натриевой солью ГМФЭСК, производившейся из того же БМК и пиросульфита натрия. Этот препарат превращался обратно в БМК путем несложных химических реакций, но уже мог беспрепятственно провозиться через границу, так как не находился в списке запрещенных веществ. Сначала армянской стороне через одну из служб доставки был направлен образец натриевой соли, а затем через другую компанию был заключен первый контракт на поставку 1,1 тонны вещества. После того как покупателям не удалось выделить из нее прекурсор, налаживать производство в Ереван, как установили в ФСКН, отправились Илья Кудрявцев и Александр Недугов. В один из визитов Илья Кудрявцев показал, как из БМК синтезировать амфетамины. В итоге окончательная схема поставки была организована через фирмы-"однодневки". Производство же было поставлено на поток, "Химтек" закупил даже оборудование для фасовки таблеток.

Как «Тривектр» нашел заначку

В июне 2011 года в Перми была обнаружена крупная партия запрещенных к обороту веществ, из которых производятся синтетические наркотики. Компания «Тривектр», которая фигурировала в уголовном деле о контрабанде метилбензилкетона (сырье для производства амфетамина) в Западную Европу, передала сотрудникам УФСКН еще 800 килограммов этого вещества

Раскручивать "армянское" дело сотрудники правоохранительных органов начали в 2010 году с показаний одного из свидетелей, знавших о каких-то поставках химической продукции из "Тривектра" через аэропорт Домодедово. Еще через четыре года следствие собрало весь необходимый объем сведений, открывающих общую картину преступления. Было доказано, что за период с 2007 по 2009 год отец и сын Кудрявцевы и их подельник Александр Недугов поставили в Армению порядка 10 тонн ГМФЭСК. Проведенной же по делу экспертизой установлено, что поставленного в Ереван из Перми прекурсора вполне достаточно для производства не менее 60 млн разовых доз амфетамина, что с учетом процентного содержания чистого амфетамина в непосредственно реализуемом наркотике может быть оценено в сумму порядка $3 млрд. Реализовывался же наркотик не только в Армении - основная часть продукции направлялась в Турцию и Сирию.

В самой Армении после обнаружения нескольких нарколабораторий состоялся громкий судебный процесс над химиками, получивший название "дело профессоров". Его фигуранты получили в среднем по десять лет лишения свободы. Между тем, учитывая, что само преступление было совершено не в России, а в Армении, уголовное дело в отношении Кудрявцевых и Недугова было возбуждено только в 2014 году после консультации и переговоров с армянской стороной. Кстати, к тому времени Илья Кудрявцев уже находился в колонии - он еще в 2013 году получил три года лишения свободы за мошенничество, связанное с хищением нескольких тонн прекурсоров, проходивших в качестве вещдока по уголовному делу и находившихся у него на ответственном хранении.

«Тривектр» пострадал от наркозависимости

В январе 2012 года НПП «Тривектр», сотрудники которого фигурировали в уголовном деле о незаконном изготовлении и распространении психотропных веществ, обратилось в краевой арбитраж с иском о самобанкротстве. Его владелец Павел Кудрявцев утверждал, что у предприятия имеются финансовые проблемы, которые не разрешимы иным способом

Оказавшись под следствием, Кудрявцев-младший и Недугов отрицали свою вину. Илья Кудрявцев, в частности, утверждал, что ездил в Армению просто как турист и для общения с друзьями, но при этом никакого отношения к наркобизнесу не имел. А Недугов говорил, что посещал Армению по поручению своего руководства, общался с местными химиками, но речь между ними шла исключительно о технологических процессах, не имевших никакого отношения к производству амфетаминов. Однако сотрудники правоохранительных органов нашли и изъяли инструкции по выделению БМК из "моющего средства", написанную для армян российскими химиками.

В свою очередь, Кудрявцев-старший успел скрыться от следствия в Израиль. Он уехал туда вместе со своей женой-иудейкой и даже получил гражданство. Впрочем, он уже объявлен с международный розыск, а с властями Израиля идут переговоры о возможности его выдачи российскому правосудию.

В Тулу со своим прекурсором

В октябре 2013 года в Тульской области был вынесен приговор членам ОПГ, похитившей в 2010 году по поддельным документам в Перми 1,89 тонны прекурсоров для изготовления синтетических наркотиков и продавшей его неустановленным лицам. По мнению силовиков, производимый в Перми метилбензилкетон отправлялся в Западную Европу, где было налажено производство амфетамина. Организатор ОПГ Ремигиюс Пенкаускас получил девять лет колонии строгого режима

По данным ФСКН, за годы своего существования "Тривектр", позже признанный банкротом, произвел и продал наркодельцам более 100 тонн БМК. Как утверждают специалисты, из этого количества прекурсора можно изготовить примерно 70 тонн чистого наркотика. А это уже около 700 тонн уличного наркотика, что в количественном исчислении равняется 3,5 млрд таблеток. При этом совокупная выручка производителей, контрабандистов, нарколабораторий и сетей дистрибуции наркотиков, по подсчетам ФСКН, могла достигать $54 млрд.

Таким образом, дело, по которому пермским судом был вынесен приговор, стало одним из самых громких и неординарных в истории ФСКН. В соответствии с указом президента 5 апреля ведомство, которым руководил Виктор Иванов, было упразднено, а его функции с 1 июня перешли к МВД России, в котором воссоздано главное управление по контролю за оборотом наркотиков. В МВД уже переданы все уголовные дела и разработки ФСКН, однако многих из наркополицейских, в том числе участвовавших в этом расследовании, в новую структуру пока не взяли. По официальным данным, это связано с тем, что новая штатная численность МВД после выделения из него нацгвардии и передачи функций ФСКН и ФМС пока не определена.

Сергей Сергеев; Максим Стругов, Пермь

Из статьи в газете ВЕРСИЯ № 14 от 11.04.2016г.

Министерство нераскрытых дел

Слияние ФСКН и ФМС с Министерством внутренних дел стало одной из самых обсуждаемых тем минувшей недели. За кадром реформ остались, к сожалению, тревожные цифры низкой раскрываемости преступлений. В марте 2014 года Владимир Путин констатировал, что раскрываемость преступлений равна 44%, и был крайне недоволен этим показателем. Сейчас цифры уже никто не называет. Известно лишь, что в 2015 году в России каждое второе преступление оставалось нераскрытым. При этом практически отсутствует статистика о количестве людей, пропавших без вести, часть из которых может находиться в числе убитых. Нет информации по количеству найденных тел со следами насильственной смерти, которые остались неопознанными. Ещё несколько лет назад все эти данные можно было найти в открытом доступе без труда. Время идёт, МВД меняется, становясь всё более закрытым…

Сами сотрудники правоохранительных органов не скрывают: уголовные дела сегодня возбуждают с неохотой, чтобы не портить отчётность. Некоторые мрачно шутят: «Министерство внутренних дел превратилось в Министерство положительной статистики». За рубежом, как известно, всё иначе. Там по любому обращению правоохранительные органы сразу возбуждают дело. Если информация не подтверждается, его просто закрывают. У нас же сначала будут долго собирать доказательную базу, писать километровые протоколы, чтобы потом отказать в возбуждении дела.

Непрофессиональная пригодность

Эксперты связывают негативные перемены в работе правоохранительных органов с реформой МВД 2011 года, когда вступил в силу закон «О полиции». Именно после этого начали появляться данные о резком снижении раскрываемости преступлений. Следствием этой реформы стало сокращение оперативников, которые непосредственно раскрывали преступления. Нельзя забывать, что у каждого оперативного сотрудника были своя агентурная база, информаторы, наработки - всё это разом было разрушено. В результате уже по итогам 2011 года раскрываемость преступлений снизилась на 6%.

Олег Хатюшенко, ветеран УБОП, полковник полиции в отставке, считает: «Реформы последних лет сказались на системе внутренних дел болезненно. Тысячи профессионалов высокой милицейской пробы попали под сокращение. В результате мы получили рост криминала в геометрической прогрессии. Преемственность поколений в органах внутренних дел прекратилась, в профильных вузах преподают люди, не имеющие опыта, офицерских должностей сейчас в вузах МВД практически нет.

Оперативников по учебникам учат, а не на личном опыте. Независимые, профессиональные сотрудники оказались на улице. Отсюда и развал, который подтверждается падением показателей раскрываемости преступлений».

Особую роль в деградации ведомства сыграла, по мнению многих, клановость нынешней системы МВД, которой не было при СССР и даже в 90-е. Вот что рассказывает генерал-лейтенант полиции

Александр Михайлов: «Пришёл недавно в одно районное УВД, а там все друг с другом не по-русски разговаривают. Почему? Да очень просто. Приезжает руководитель из региона, увольняет неугодных, а на их место ставит своих земляков». Именно так оказываются на руководящих должностях послушные непрофессионалы. Недостаток квалифицированных следователей, которые могли бы расследовать сложные дела, сегодня главная, на мой взгляд, проблема МВД. Например, дела об интернет-мошенничестве и неправомерном доступе к компьютерной информации расследовать попросту не умеют. Потому что нет специалистов, которые могли бы работать с такими случаями: для этого нужна особая квалификация. Сотрудников таких готовить необходимо, потребность в них растёт с каждым годом. Сегодня нет, к сожалению, и методики расследования подобных преступлений. Мы отговариваемся тем, что у правоохранительных органов законов не хватает, нормативная база совершенствуется, реформы идут. Этим самым мы вооружаем преступников. Хватит отговариваться, работать надо, а за нежелание работать - наказывать по всей строгости .

«Статистика должна быть только хорошей!»

Многие связывают надежды на возрождение МВД с присоединением к этому ведомству ФСКН и Федеральной миграционной службы. Однако на самом деле речь, по всей видимости, идёт о фактическом провале деятельности последних двух структур. Так, ФСКН за последнее время потрясли несколько коррупционных скандалов. В 2013 году Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту обнаружения у сотрудников столичного управления ФСКН марихуаны и кокаина - наркополицейских обнаружили в служебной машине в бессознательном состоянии в результате передозировки. В автомобиле нашли марихуану и кокаин. А чего стоит появление в продаже у уличных торговцев секретной базы ФСКН? В результате оказались раскрыты имена многих осведомителей, адреса наркопритонов, фамилии и фото наркоманов, личные данные осведомителей, а также обычных граждан, позвонивших на телефон доверия ФСКН… Также стало известно о том, что материалы на бывшего заместителя руководителя ФСКН Николая Аулова переданы Интерполу. Процедура по организации международного розыска уже начата. До этого судья Центрального следственного суда № 5 Испании счёл, что Аулов имел отношение к деятельности преступного сообщества. Как такой человек мог стать одним из руководителей ФСКН? Как сообщил генерал Александр Михайлов, в системе МВД Николай Аулов получил полное служебное несоответствие. Однако после этого буквально через месяц он занял должность заместителя начальника ФСКН.

«Не удивлюсь, если сейчас будут возбуждены уголовные дела в отношении руководителей региональных управлений ФСКН, - говорит Александр Михайлов. - Известно, что у бывшего главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков четыре заместителя входили в десятку самых богатых силовиков . Разумеется, бизнес там был записан на жён, но неизбежно возникают вопросы к этим людям. Что касается самого руководителя этого ведомства, г-на Иванова, то главным в его деятельности были зарубежные поездки. Иванов в Москве бывал реже, чем за границей. При этом работой территориальных органов вообще никто не занимался, в регионы почти никто не выезжал, руководили из Москвы. И в итоге сам руководитель ФСКН рапортует, что число наркозависимых в стране увеличилось и достигло 7 миллионов. Это как?!»

Печальный итог деятельности ФСКН за последние пять лет таков: число наркозависимых в России возросло на 3,5 млн человек, число изъятий наркотиков резко сократилось. В январе этого года Иванов на встрече с президентом рапортовал об изъятии 29 тонн наркотических веществ как о каком-то невероятном достижении. Известно, что до его прихода ежегодно изымалось из оборота до 139 тонн наркотиков.

О какой эффективной деятельности тут может идти речь? «Решение о передаче ФСКН в ведение МВД с соответствующим сокращением управленческого аппарата ведомства я считаю абсолютно логичным. Прежде всего потому, что у МВД больше возможностей в оперативно-разыскной деятельности. К тому же борьбой с употреблением и распространением наркотиков там и так занимаются ежедневно от участковых и патрульно-постовой службы до инспекторов по делам несовершеннолетних», - считает Александр Михайлов. У ФМС проблем в последнее время тоже хватало. Во-первых, это ведомство не обладало правом оперативно-разыскной деятельности. В результате при каждом рейде на нелегальных мигрантов, количество которых в последнее время растёт, там вынуждены были обращаться за помощью в МВД. Собственных ресурсов у этого ведомства явно не хватало, особенно учитывая террористическую угрозу. Штат в этой структуре периодически сокращался, а работы прибавлялось. Полковник полиции в отставке Олег Хатюшенко отмечает: «Если штат ФМС ещё больше сократить, очереди на получение документов вырастут. Люди и так ждут регистрацию по три месяца. Ситуация в этой структуре плачевная: людей лишили офицерских званий, зарплаты сократили. Естественно, есть опасение, что при окладе в 25 тыс. рублей человек будет стремиться получить «улыбку в конверте». Да и о каком качестве работы можно говорить при такой зарплате? В итоге имеем соответствующий результат. Недавно узнал о парадоксальной ситуации: люди, находящиеся в розыске, были зарегистрированы в Воронеже на улице, которой не существует, в доме, которого нет. Как такое могло произойти при тотальной компьютеризации и созданных базах данных? Моё мнение - без серьёзных изменений эта структура эффективно работать не сможет». Скорее всего очередная реформа в системе МВД обернётся, как обычно, сокращениями, разоблачениями и громкими отчётами. Закончится всё тоже как обычно: полицейское начальство снова начнёт требовать положительную статистику по раскрытию преступлений. Добиваться этого скорее всего начнут, как водится, любой ценой: фальсификациями, приписками, отказом регистрировать заявления, возбуждать дела. В результате Министерство внутренних дел снова окажется в стороне от дел уголовных.

Ещё о и

«Путин видел реальное положение дел в ФСКН»
Интервью «Русской Планете» согласился дать известный эксперт в сфере борьбы с преступностью Александр Михайлов / Эксперт в сфере борьбы с наркопреступностью рассказал о причинах ликвидации ФСКН

У Александра Михайлова множество регалий. Собеседник РП является генерал-лейтенантом полиции в запасе и генерал-майором ФСБ в отставке.


Здание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ / Фото: Артем Геодакян


В настоящее время он занимается общественной работой в президиуме организации «Офицеры России», в Совете по внешней и оборонной политике и управляет Фондом по борьбе с терроризмом и наркотиками.
Михайлов стоял у истоков создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая была создана 11 марта 2003 года и упразднена 5 апреля 2016 года. Он работал в должности заместителя директора ФСКН и покинул ведомство с приходом Виктора Иванова в 2008 году. Михайлов рассказал о причинах ликвидации ведомства, трудностях, с которыми столкнулись наркополицейские, а также о том, как можно победить наркомафию.


Александр Михайлов. Фото: из его личного архива


МВД не принимает сотрудников ФСКН

В сфере борьбы с наркопреступностью сложилась не очень понятная ситуация. Согласно указу президента ФСКН распустили, однако уволенных сотрудников в структуры МВД до сих пор не перевели. Наркополицейские оказались в подвешенном состоянии. Более того, как сообщила Общественная палата, 16 тысяч бывших работников ФСКН перестали получать какие-либо деньги. При этом в ведущих СМИ об этом молчат. Что происходит? Чем можно объяснить такое пренебрежение к сотрудникам ликвидированной ФСКН?

Невозможно дать однозначную оценку ситуации. Я попробую рассказать о множестве факторов, которые привели к проблемам при приеме на службу наркополицейских. Начну с того, что ФСКН прожила короткую жизнь - всего 13 лет. Однако ее развал - это в первую очередь вина бездарной политики руководства ведомства. От осознания этого, конечно, никому не легче. Просто надо понимать, что Иванов завел ФСКН в тупик, и все вернулось на исходные позиции, на которых мы стояли до 2003 года.

Печально, что созданный за 13 лет работы ФСКН оперативный базис, скорее всего, частично будет потерян. Хотя это неизбежный и закономерный процесс, когда происходит ликвидация какого-либо ведомства. Половина сотрудников ФСКН написала рапорты об увольнении, другая половина согласилась перейти в МВД. И здесь возникли трудности, потому что Министерство внутренних дел не было готово к приему столь большого количества людей из ФСКН, тем более с ней нередко возникали серьезные конфликты.

К тому же само МВД неоднократно сокращали. Последний раз штат министерства урезали на 110 тысяч человек, и начальство было вынуждено, что называется, «резать по живому». Естественно, что после вынужденных увольнений своих людей брать чужаков руководителям не хочется. И потому сотрудники ФСКН оказались не у дел. Я оставляю за скобками тех, кто не участвовал в оперативной работе. Беда в том, что пока пропадают опытные оперативники ФСКН.

Мы недавно участвовали в заседании Общественной палаты, где присутствовали представители МВД и ФСКН. От дискуссии сложилось ощущение, что у Министерства внутренних дел нет большого желания брать в свои подразделения наркополицейских. Если говорить о регионах, то в ряде субъектов РФ на работу изначально приняли минимальное количество сотрудников ликвидированной структуры. Все это привело к провалу в оперативной работе, то есть заниматься поиском и ловлей преступников в переходный период оказалось практически некому. В этом году показатели борьбы с наркопреступностью сильно упадут.

Тем не менее не стоит воспринимать такой вывод как катастрофу: в 2003 году, когда создавалась ФСКН, была точно такая же ситуация. Затишье на антинаркотическом фронте - явление временное. МВД - структура ресурсная. Помимо собственной службы по борьбе с наркотиками, в оперативном процессе участвуют многие подразделения. А они кратно больше упраздненного ведомства.

Сейчас на поляне остался один хозяин. Главный вопрос: сколько времени пройдет, пока не будут утрясены все бюрократические и кадровые вопросы? На мой взгляд, полной интеграции наркополицейских в МВД стоит ожидать к концу года. Я уверен, что после этого прежние результаты ФСКН будут быстро достигнуты, а потом значительно улучшены.

Нельзя недооценивать возможности и профессионализм органов внутренних дел. Я анализировал статистику уголовных дел по фактам наркопреступлений. В некоторых субъектах (Москва, Петербург) 85% дел раскрывали сотрудники МВД, а в некоторых ситуация была в пользу ФСКН. Но важно понимать, что на сотруднике Министерства внутренних дел «висит» гораздо больше обязанностей. Полицейский не только выполняет свои прямые служебные обязанности, его привлекают к охране общественного порядка во время массовых мероприятий, к разного рода усилениям…

На этом фоне у сотрудников ФСКН был «льготный режим». Их практически не привлекали к мероприятиям, не связанным с борьбой с наркотиками. Так что им придется примерять на себя новую шинель, хотя в ФСКН было много выходцев из МВД. Но здесь возникает иная проблема. Все-таки ФСКН имела и некоторые в последнее время не используемые профилактические задачи. Не получится ли так, что мы продолжим «рубить хвосты», а не заниматься решением первопричин распространения наркотиков (отмечу, что это компетенция не только правоохранительных органов)?

Хотя именно профилактическая работа является ключевой проблемой, и на сегодняшний день я не вижу людей, в том числе в МВД, которые бы знали эту тему досконально. В результате ведомственных пертурбаций мы пока отошли на нулевую отметку и теперь будем заново выстраивать систему комплексной борьбы с наркопреступностью.

Вы отказываетесь называть сложившуюся хаотическую ситуацию катастрофой, и в ваших словах присутствуют нотки оптимизма. Но нет ли у вас опасений, что наркомафия воспользуется затянувшимся переходом наркополицейских в МВД? Не захлестнет ли Россию волна наркотиков, пока в Москве и на местах оформляются бумажки?

Любая структурная реформа сопряжена с потерей качества до какого-то этапа. Вопрос лишь том, в какой форме это происходит, в каких масштабах и как быстро будет наверстано упущенное. Касательно качества работы ФСКН повторю, что туда пришло множество сотрудников из МВД. Однако некоторые искали более комфортной службы, а некоторые не прошли или по каким-то причинам не захотели проходить переаттестацию. Я не хочу быть резким, но в ФСКН порой брали откровенный «мусор», и сегодня избавление от этой помойки только пойдет на пользу.

Опять же медлительность МВД объясняется, в том числе этими кадровыми проблемами, в которых, по сути, повинно руководство ФСКН. Уходить надо красиво. Также министерству необходимо пристраивать выпускников ведомственных вузов. Под них нужно держать должности и ставки. И это после сокращений! Несмотря на это, честным и профессиональным сотрудникам ФСКН должны быть выделены места. И тут мы сталкиваемся с субъективным фактором - проблемой предвзятости.

Очень часто наркополицейских не берут по различным мотивам. Например, формальными причинами отказа в приеме на службу становятся административные правонарушения - как правило, превышение скорости, случаи ДТП и прочее. И понятно, что это лишь повод. По линии организации «Офицеры России» мы пытаемся исправить ситуацию и заступаемся на уровне министра за тех, кому отказывают в службе без реальных оснований. При этом мы понимаем, что таким образом проблему, конечно же, не решить.

Надо понимать, что процесс перехода на службу в МВД для настоящих офицеров - это также вопрос чести. Если на порядочного человека начинают косо смотреть, придираться без причин, то он служить больше не будет. Один из моих знакомых, занимавший в ФСКН достаточно высокий пост, сказал, что после устройства в МВД уволится. Он решил добиться справедливости и потом самостоятельно уйти, а не ждать, пока его «съедят».

Представьте, в какой патовой ситуации оказались молодые ребята, у которых семьи, кредиты, ипотека… Их не берут в МВД, не выплачивают зарплат и пособий. Они рвутся служить, но вынуждены сидеть сложа руки, ожидая решения своей судьбы, не имея возможности на что-то повлиять. Это настоящая драма. На мой взгляд, мы наблюдаем далеко не последнюю реформу правоохранительных органов, которая будет сопровождаться кадровой перетряской. И здесь возникает неприятная ситуация в социальном да и просто человеческом плане.

Дело в том, что под сокращения в том числе попадают те сотрудники, которым осталось порой несколько месяцев до пенсии. Это совершенно негуманно. Понятно, что на рынке труда 50-летние офицеры в отставке будут никому не нужны. Мы бросаем офицеров на произвол судьбы, и потому законодатели должны продумать регулирование ситуации в случае подобного форс-мажора. Необходимо давать им возможность отслужить срок до пенсии. Поступать иначе неправильно и с политической точки зрения: преданный государству человек должен чувствовать защиту.

Меньшее из зол

Около двух лет назад в СМИ стали появляться сообщения о грядущем упразднении ФСКН. В ведомстве начались сокращения: ставки резали следователям, аналитикам и другим сотрудникам, не задействованным в оперативной работе. При этом Иванов упорно отрицал все слухи о возможной ликвидации структуры, а сокращения объяснял «оптимизацией». Есть ли у вас ощущение, что приговор ФСКН был вынесен задолго до апреля 2016 года?

Здесь есть два аспекта. Во-первых, я бы хотел заметить, что брать во внимание слухи и любую неподтвержденную информацию не всегда правильно. Когда я пришел в ФСКН, мне также говорили: «Вас скоро разгонят!». Но мы продолжали работать и, я думаю, доказали свою профпригодность. Другой момент в том, что произошло позже.

Иванов был кремлевским кадром. Он был, несомненно, «ресурсным» человеком, и, учитывая его влияние, казалось, что ведомство только обретет дополнительную динамику развития. Однако, как я полагаю, Иванов на должности главы ФСКН наделал кучу ошибок, в том числе и как бывший кадровик. Не знаю, кто ему внушил мнение, что он может заниматься политический деятельностью. Я говорю про то, что Иванов уделял повышенное внимание вопросам, далеким от реальной работы. Бесконечные поездки за рубеж, инициативы по экономическому развитию Средней Азии, конфликт с другими ведомствами, включая Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Минздрав... Это не мог не видеть Кремль.

Но самое отвратительное, что после 2008 года коренным образом изменилась внутренняя атмосфера ФСКН. Воцарившаяся морально-нравственная обстановка сделала невозможной службу для порядочных офицеров. В ФСКН возобладали чванливость и пренебрежение к коллегам (даже тем, у которых был колоссальный авторитет), а также принцип «я начальник - ты дурак». На высокие посты назначались люди с крайне сомнительной репутацией. Чем они занимались? Награды, многомиллионные субсидии…

Я, как и многие мои коллеги, ушел со службы в том самом 2008 году и с тех пор был последовательным критиком ФСКН. Потому что все перечисленные мною факторы в итоге затащили некогда эффективное ведомство в могилу. Взять хотя бы распространенную в МВД палочную систему, которая не направлена на выкорчевывание преступности как явления.

Думаю, что президент видел реальное положение дел в ФСКН. Но катализатором, скорее всего, стал возникший в России экономический кризис. Государство не в состоянии содержать такое количество оперативно-розыскного состава, особенно если правоохранители дублируют функции друг друга. Да, ликвидация ФСКН вызвала серьезные проблемы, о которых мы говорили выше. Но президент выбирал из двух зол меньшее.

Поэтому я соглашусь, что вердикт ФСКН был вынесен раньше апреля 2016 года. На этом фоне меня поражает, что ее руководство не ощущало скорого конца. До последнего момента звучали бравые заявления о том, что ведомство не будет распущено. На мой взгляд, глава ФСКН забыл, что такие решения принимает не он, а президент.

Ликвидировать рынок сбыта

Сложно рассматривать ситуацию в вакууме, но все-таки хочется внести ясность: наиболее эффективная борьба с наркотиками должна осуществляться с помощью какой-либо отдельной компактной структуры или же усилиями громоздкого ведомства наподобие МВД? Ведь на муниципальном уровне местные правоохранители нередко сращиваются с криминалом и теми же наркодельцами, покрывая притоны. В этом плане ФСКН воспринималась как относительно «чистое» ведомство, которое вступало в конфликты с погрязшими в коррупции сотрудниками МВД.

На бумаге можно красиво расписать любую схему уничтожения наркопреступности. Но то, что будет происходить на самом деле, предсказать практически невозможно. Поэтому имеет смысл пользоваться теми ресурсами, которые находятся под руками. Сейчас в составе МВД чуть менее миллиона человек, и половина из них может принимать в разных долях участие в борьбе с наркопреступностью. Это те же оперативные службы, участковые, сотрудники ППС, инспекторы, сотрудники уголовного розыска и даже специалисты по делам несовершеннолетних.

Около 400 тысяч полицейских могут включиться в эту работу (если все будет грамотно организовано). И представьте, что против этой армии была лишь 30-тысячная группа (имеется в виду штат ФСКН до расформирования. - РП), в которой менее 20% занималось конкретной работой по борьбе с наркотиками (оперативный состав ФСКН. - РП). Это же несопоставимые величины!

Но для этого новый главк должен «нарезать» каждому подразделению на земле задачи, включить в план отчета соответствующие графы и спрашивать за них. В той или иной степени этим, думаю, будут заниматься. И совокупные результаты их работы значительно превзойдут показатели ФСКН.

Тем не менее и это не будет идеально работающей системой. Важно не забывать про главный принцип выкорчевывания наркопреступности: главные усилия должны быть направлены на снижение спроса на различные виды дурмана, у дилеров не должно быть рынка сбыта! До 2008 года мы пытались выстроить подобную работу, искали контакты, запускали проекты с привлечением молодежи.

Сейчас политикой противодействия распространению наркотиков занимается Государственный антинаркотический комитет (ГАК) под председательством министра МВД Владимира Колокольцева. В него также входят главы всех силовых ведомств. Однако в связи с роспуском ФСКН возникает вопрос: стоит ли наконец выводить профилактику потребления наркотиков на первый план? По-хорошему, конечно, стоит. Но кто этим конкретно будет заниматься?

У министра внутренних дел море проблем. И назначение его на должность председателя ГАК… Но решения комитета носят рекомендательный характер. Наиболее оптимальное решение было бы, если бы председателем ГАК стал вице-премьер, у которого есть полномочия, возможности, влияние, в том числе и на силовой блок. Важно понимать, что профилактика потребления наркотиков носит не столько уголовный, сколько социально-политический и культурный характер.

К примеру, один из способов профилактики - это активное вовлечение молодежи в позитивные занятия: спорт, искусство… Это инструмент поднятия давления. Чем выше давление изнутри, тем меньше негатива проникнет в среду молодежи. Снизим спрос - снизится и предложение (при условии активной борьбы). Необходимо укреплять наркологические службы, расширять их права, улучшать оснащение кабинетов, принять на работу дополнительные профессиональные кадры. Именно это является ключевым звеном борьбы с наркопреступностью. Если его поставят во главу угла - ситуация будет меняться на глазах. Невозможно полностью очистить наши города от наркотиков, реально лишь минимизировать спрос, изменив отношение к потреблению не только наркотиков, но и алкоголя. И здесь необходимы не только усилия полицейских, но и в первую очередь других сопричастных структур.

Лично я не испытываю большой радости от того, что каждый год нам рассказывают, как оперативники изъяли немыслимое количество тонн дурмана или ликвидировали такие-то бандгруппы. Да, нужно ловить преступников, но такие новости свидетельствуют о том, что у криминала есть питательная почва, и ситуация не улучшается…

В продолжение темы борьбы с первопричинами хочется отметить порочность палочной системы, которая господствует в МВД и перекочевала оттуда в ФСКН. К сожалению, полицейские заняты выполнением показателей и строят всю работу на этом. Эксперты и журналисты очень мало говорят на эту тему. Но ведь корень зла порой именно в палочной системе. К чему она приводит? Например, сотрудники ФСКН выполняли планы по «закрытию» наркодилеров и притонов, но не имели возможности дотянуться до тех, кто наверху мафиозной структуры.

За решетку часто попадали и, наверное, продолжают попадать слабохарактерные парни, которым иногда даже нет 20. Они первый раз оступились в жизни, решив получить легкие деньги, но наша система не дает шанса на ошибку и жестко карает за сбыт, смешно сказать, коробка марихуаны. При этом наркобароны, получающие миллионы, а может быть, и миллиарды, чувствуют себя спокойно, понимая, что палочная система не предполагает выделения ресурсов на то, чтобы посадить их в тюрьму. Есть ли надежда, что эта работа все-таки начнется?

Такие задачи - это прежде всего компетенция руководства управлений правоохранительных органов, и они могут выполняться даже при палочной системе, которая на первый взгляд не предполагает погоню за качеством. Я приведу пример Чечни. Рамзан Кадыров однажды заявил: «Не рассказывайте мне, сколько вы изъяли наркотиков. Не надо этим хвалиться! У нас в республике их быть вообще не должно!». И это совершенно правильный подход.

Результат оперативной деятельности - это отсутствие наркотиков. Уже давно сложилась идиотская ситуация, при которой наркополицейские обязаны отчитываться за изъятие. При этом регион действительно может быть «чистым». Но нет пресловутого АППГ (аналогичный период прошлого года). Снизились показатели - наказали. В итоге полицейские «затаскивают» к себе в город партию дурмана, потом «накрывают» ее и докладывают об «успехах». То есть ради показателей оперативники буквально затаскивали груз домой.

Вот такие вещи нужно полностью исключать из оперативной работы! Хотя перекрытие каналов внешних поставок сегодня не решит всей проблемы, потому что активизируется производство наркотиков на местах: начиная от выращивания конопли на садовых участках и заканчивая мини-лабораториями по производству синтетических препаратов.

Кажется, что это замкнутый круг, но это не так. Ситуация с наркотиками обязательно выправится, если полицейские перестанут спекулировать показателями, а социальные и медицинские институты будут заниматься профилактикой употребления наркотиков, пропагандировать как норму здоровый образ жизни. И, наконец, в России исчезнет культ получения удовольствия от уколов и таблеток.

Эксперт Центра Наталия Шишкина

В СМИ появилась информация о слиянии ФСКН, ФМС и МВД, масштабном сокращении кадров ФСКН в связи с необходимостью оптимизации расходов бюджета. Инициатива, по данным СМИ, принадлежит Минфину, хотя официально ФСКН и ФМС не подтвердили подлинность информации.

Информация о слиянии ФСКН и МВД не нова – ещё в 2012 году заговорили о слиянии ФСКН, МВД и СК. А осенью 2014 года – о создании Объединенного следственного комитета. Впервые идея была выдвинута Д. Козаком в 2003 году, в 2007 году вновь вспомнили об этом проекте после подписания Президентом указа о создании Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ.

В 2013 году в очередной раз заговорили о создании Объединенного следственного комитета, и эта идея уже была поддержана Советом безопасности России, но введение подобного института предполагалось в 2017 году из-за дефицита средств. По подсчетам, для слияния требовалось около 100 млрд. рублей.

На этот раз речь идет не о создании объединенного ведомства, а практически о ликвидации ФСКН.

Чего шумим?

Основной причиной слияния ФСКН, ФМС и МВД именно сейчас называют необходимость экономии средств путем традиционных массовых сокращений, в основном затрагивающих наркополицейских, лишь малая часть которых будет переведена на работу в уголовный розыск. Тем более что в структуре самого МВД проходит «оптимизация», в ходе которой высвободившихся сотрудников либо отправляют на пенсию, либо в Крым, либо служить в другие управления, либо – если повезло меньше – действительно увольняют.

С одной стороны, при слиянии все службы в составе МВД могли бы работать быстрее и слаженнее. К тому же, сотрудники МВД нередко занимались той же работой, что и ФСКН, да и с нелегальной иммиграцией часто боролись сотрудники МВД.

«Раздутость» полицейского аппарата в России известна – в пересчете на душу населения один из самых высоких показателей количества полицейских, по данным некоторых рейтинговых агентств – наибольший в мире. При этом эффективность работы правоохранительных органов была и остается не самой высокой.



Изменение количества не раскрытых преступлений от общего количества зарегистрированных, по данным МВД

Сокращение управленческого аппарата может стать положительным результатом возможной новой реформы – если, конечно, не будут допущены ошибки реформы прошлой, когда масштабное сокращение сотрудников МВД проводилось преимущественно за счет «полевых» сотрудников.

Опыт прошлого

Кого-то сокращение количества сотрудников правоохранительных органов и общего количества преступлений по данным официальной статистики приводит к выводу, что за годы реформы выросла эффективность работы правоохранительных органов.

Здесь есть важный момент: падает количество зарегистрированных преступлений, но никто не знает, сколько в действительности совершается преступлений. Так же, как никто не знает, сколько осталось тех, кто совершил преступления и не был привлечен к ответственности. То есть падение количества зарегистрированных преступлений может быть признаком увеличения латентной преступности. Особенно, когда речь касается преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – по оценкам экспертов, выявляется только 10-15% таких преступлений.



Количество полицейских, зарегистрированных преступлений и выявленных лиц, совершивших преступления, по данным Генеральной прокуратуры РФ и УНП ООН

Проведенная реформа МВД уже принесла свои негативные последствия: недостаток сотрудников патрульно-постовой службы и инспекторов по делам несовершеннолетних, рост уровня уличной преступности и ДТП.

Россия входит в пятерку стран, лидирующих по количеству убийств, краж, грабежей, ДТП со смертельном исходом на душу населения, занимает пятое место по организованной преступности.

Несмотря на это, отношение к МВД у россиян улучшилось, так что этот пункт прошлой реформы выполнен. На имидж потрачено достаточно большое количество ресурсов – причем именно в целях пропаганды позитивного имиджа (т.е. образа), а не создания позитивной действительности с реальными ее показателями. Больше внимания стало уделяться работе со СМИ – и это хорошо, если бы одновременно увеличивалась и эффективность ведомства, и Россия опускалась бы в рейтингах стран по показателям преступности, а не инвестиционного климата.

Постоянное реформирование и перереформирование системы правопорядка не могло не сыграть своей роли в увеличении латентной преступности – которой не может не быть хотя бы потому, что прошлая реформа выкосила ряды далеко не управленцев. А учитывая сложную экономическую обстановку, которая сама по себе является криминогенным фактором, ситуация представляется тревожной.

ФСКН – какие «за»?

ФСКН изначально создавалось в условиях осложнения наркоситуации с целью борьбы с организованной преступностью. Согласно итогам деятельности ФСКН, именно они имеют наибольший вклад в дело борьбы с наркопреступностью. Конечно, было немало накладок, и ситуация с наркотиками в стране остается неблагоприятной. Согласно мониторингу Государственного антинаркотического комитета, около 6% населения, или 8,5 миллионов человек, употребляют наркотики. Количество состоящих на учете наркоманов увеличилось в 8 раз с 1992 года.

При этом смертность от потребления наркотических и психотропных веществ, по словам главы ФСКН В. Иванова, удалось сократить на треть. От общего количества умерших в возрасте 15-35 лет, 15% погибли из-за наркотиков. Наркотизация населения представляет сейчас прямую угрозу национальной безопасности России, особенно с учетом увеличивающегося количества синтетических наркотиков и их разновидностей.

ФСКН является той структурой, которая профессионально на протяжении уже 11 лет занимается именно этой проблематикой. Что будет, если оставить только 7 тысяч специалистов из 27? Вряд ли стоит ожидать, что поток наркотиков внезапно иссякнет, а наркоманы и наркодилеры одумаются, убоявшись слияния ФСКН с МВД. Скорее уж наоборот.

Будет ли лучше, если сократить сотрудников, профессионально занимающихся незаконным оборотом наркотиков, знающих тонкости работы по выявлению таких преступлений и преступников? И главное – ради чего, экономии средств бюджета? Стоит ли экономить на устранении прямой угрозы национальной безопасности страны, и не обернется ли такая экономия ещё большими потерями?

Выводы

Всё это подводит к выводу, что реформа органов правопорядка должна проводиться, но не так, как это делается сейчас. В конце концов, странно совпадение, что откровенно прозападные оппозиционеры выдвигают требование, которое по факту реализуется в России с 2009 года после реформы МВД Д. Медведева.

Да и поднятие вопроса о ликвидации ФСКН сейчас выглядит странно – 3 февраля Президент подписал ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В нем, в числе прочего, указано, что решение о включении психотропного или наркотического вещества в Реестр принимается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ. То есть ФСКН теперь получил право запрещать новые психоактивные вещества, и ликвидация ведомства выглядит нелогичным шагом. Что-то опять не продумано, опять какие-то импровизации? Или «вброс» информации в СМИ в поисках пределов допустимого?

Хотя, учитывая то, как проводилась прошлая реформа МВД, может, это и не удивительно – российские реформы часто и внезапные, и даже эпатажные.

Конечно, звучат заверения в том, что под увольнение попадут преимущественно сотрудники управляющих аппаратов, но свежо предание – да верится с трудом. Уже имеется и опыт сокращений, и опыт расформирования Налоговой полиции в 2003 году – большая часть штата которой и стала штатом ФСКН – реформа очередного перераспределения штатных единиц может окончиться подобным же переливанием из пустого в порожнее и обратно. Только с далеко идущими последствиями для национальной безопасности страны и человеческого капитала, что напрямую может сказаться на дальнейшем развитии России.

Интересно задуматься – а будут ли чиновники из числа финансистов сокращать свой, не менее раздутый управленческий аппарат ради высвобождения бюджетных средств? Не говоря уже о сокращении постоянно растущих расходов на оплату труда постоянно растущего количества чиновников.