Пост памяти советской стюардессы надежды курченко, погибшей в небе от пули террористов. Последний рейс надежды курченко Памятник надежде курченко

Песня с историей =Звездочка моя ясная...=

Я с детства очень люблю песню "Звездочка моя ясная" в исполнении ВИА Цветы!! Некоторое время назад, я наткнулась на статью об этой песне. В которой говорилось, что стихотворение, на которое впоследствии наложили музыку, было посвящено советской стюардессе Надежде Курченко.

Меня очень впечатлила эта история и я думаю, что она заслуживает нашего внимания.

Был конец «бархатного сезона». Из города Батуми рейсом N244 на Батуми-Сухуми-Краснодар вылетел самолет Ан-24 с 46 пассажирами на борту. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло стать свидетелями и участниками драмы, связанной с первым в истории СССР удавшимся угоном пассажирского самолета за границу.

Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров - Отец и сын Бразинскасы подозвали стюардессу и, угрожая взрывом, потребовали посадку в Турции. В те годы в самолётах дверь в кабину пилотов не запиралась, спецсотрудников в салоне самолёта тоже не дежурило. Надя пыталась преградить бандитам путь в кабину пилотов. Она рванулась в кабину и закричала: «Нападение!».

Террористы первыми выстрелами убили бортпроводницу, преградившую им дорогу, и ворвались в кабину. Террористы стреляли во все стороны. Позже в обшивке насчитают 18 пробоин. Несколько пуль были выпущены в сторону салона; никто из пассажиров не пострадал. Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник, и у него отнялись ноги.

Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: "Держать берег моря слева. Курс на юг.

В облака не входить!" Пилот попытался обмануть террористов и посадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но угонщик еще раз предупредил, что взорвет машину (впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу, а спустя еще полчаса оказался над аэродромом в Трабзоне.

Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив освободить ее для экстренной посадки. Сразу после приземления угонщики сдались турецким властям. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.

Бразинскасам в 1983 году выдали американские паспорта. Еще в 1976 году Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами. В США Бразинскасы написали книгу о своих "подвигах", в которой пытались оправдать захват и угон самолета "борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации.

По свидетельству газеты "Лос-Анджелес таймс", в литовской общине Америки отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась - практически никто из литовских иммигрантов не дал им ни доллара. Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным и желчным, а потому в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали часто возникать ссоры.

Во время одной из таких ссор 45-летний сынок насмерть забил своего 77-летнего папашу бейсбольной битой и был осуждён за убийство своего отца на бытовой почве. Эта трагедия получила в то время очень широкий резонанс. По сути это был не только первый в истории СССР удавшийся акт воздушного терроризма, но и первый в мире случай, когда при угоне самолета погиб член экипажа. О трагедии много писали в газетах всего мира.

Смерть совсем еще юной Нади Курченко, у которой через три месяца была назначена свадьба потрясла страну. Одна из них, известная вологодская поэтесса Ольга Фокина, в начале 70-х годов написала стихотворение под названием «Песни у людей разные». На одной из творческих встреч Фокина призналась, что ее до глубины души поразила трагическая смерть Надежды Курченко, случившаяся в канун свадьбы Нади, что стих написан с мыслью о погибшей бортпроводнице и как бы от имени ее молодого человека, оплакивающего гибель своей невесты, своей звездочки....

Через некоторое время стихотворение Ольги Фокиной попалось на глаза начинающему тогда композитору, гитаристу Владимиру Семенову. Он то и написал в 1971 году песню «Звездочка моя ясная» с этими стихами. Специально для исполнения песни и записи пластинки с ней был создан музыкальный коллектив который получил название ВИА "Цветы" (позже "Группа Стаса Намина").

А необычайно лирично и проникновенно спел песню солист "Цветов", ныне покойный Александр Лосев. Песня «Звездочка моя ясная», вознесшая ВИА «Цветы» на эстрадный олимп и сделавшая ансамбль суперпопулярным в СССР, не теряет своей популярности вот уже почти 40 лет и благодаря необычайной лиричности, душевности и искренности до сих пор живет в сердцах очень многих людей.


Живет в памяти людей и имя ЗВЕЗДОЧКИ - погибшей молоденькой бортпроводницы Нади Курченко, ценой собственной жизни пытавшейся спасти людей от вооруженных бандитов... ВЕЧНАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ! Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и астероиду.

В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись "Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей".

Вспоминает Георгий Чахракия — командира экипажа Ан-24, №46256, выполнявший 15 октября 1970 года рейс по маршруту Батуми-Сухуми — Я помню все. Досконально помню.

Такие вещи не забываются, — В тот день я Наде сказал: «Мы договорились, чтобы в жизни ты считала нас своими братьями. Так почему ты не откровенна с нами? Мне известно, что скоро придется погулять на свадьбе...» — вспоминает с грустью летчик. — Девушка подняла голубые глаза, улыбнулась и сказала: «Да, наверное, на ноябрьские праздники». Я обрадовался и, покачав крыльями самолета, во весь голос закричал: «Ребята! На праздники гуляем на свадьбе!»... А уже через час знал, что никакой свадьбы не будет...

В 12.40. Через пять минут после взлёта (на высоте около 800 метров) мужчина и парень, сидевшие на передних креслах, вызвали бортпроводницу и отдали ей конверт: «Передайте командиру экипажа!». В конверте был отпечатанный на печатной машинке «Приказ №9»:

1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа — Смерть.
(Свободная Европа) П.К.З.Ц.
Генерал (Крылов)

На листе стояла печать, на которой по-литовски было написано: «... rajono valdybos kooperatyvas» («кооператив управления... района»). мужчина был одет в парадную форму советского офицера.

Поняв намерения «пассажира», бортпроводница Надежда Курченко рванулась в кабину и закричала: «Нападение!» Преступники кинулись за ней. «Никому не вставать! — заорал младший. — Иначе взорвём самолет!» Надя пыталась преградить бандитам путь в кабину: "Туда нельзя!" . “Они вооружены!” — были последние слова Нади. Тут же бортпроводница была убита двумя выстрелами в упор.

- Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам,

— рассказывает ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в 1970-м были пассажирами злополучного рейса. — Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружьё, одна граната у старшего висела на груди. (...) Самолёт кидало влево-вправо — летчики, наверное, надеялись, что преступники не устоят на ногах.
Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин, а всего было выпущено 24 пули. Командиру одна из них попала в позвоночник:
Георгий Чахракия — У меня отнялись ноги. Сквозь усилия я обернулся и увидел страшную картину, Надя без движения лежала на полу в дверях нашей кабины и истекала кровью. Рядом лежал штурман Фадеев. А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: «Держать берег моря слева! Курс на юг! В облака не входить! Слушаться, а не то взорвем самолет!»

Преступник не церемонился. Сорвал с пилотов наушники радиосвязи. Топтался по лежащим телам. В грудь был ранен бортмеханик Оганес Бабаян. Во второго пилота Сулико Шавидзе тоже стреляли, но ему повезло — пуля застряла в стальной трубе спинки сиденья. Когда штурман Валерий Фадеев пришёл в себя (у него были прострелены лёгкие), бандит выругался и ударил тяжелораненого ногой.

Владимир Гаврилович Меренков — Я жене сказал: «Летим в сторону Турции!» — и испугался, что при подлете к границе нас могут сбить. Жена еще заметила: «Под нами море. Тебе хорошо. Ты умеешь плавать, а я нет!» А я подумал: «Какая глупая смерть! Всю войну прошел, расписался на рейхстаге — и на тебе!»
Пилоты все же сумели включить сигнал SOS.
Георгий Чахракия — Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь второй пилот», — А бандит ответил: «На войне все бывает. Можем и погибнуть». Мелькнула даже мысль направить «Аннушку» на скалы — самим погибнуть и сволочей этих прикончить. Но в салоне сорок четыре человека, включая семнадцать женщин и одного ребенка.
Я второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров! Мы пытались сесть на советской территории, в Кобулети, где был военный аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину, предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль. Я принял решение пересечь границу. И через пять минут мы пересекли ее на малой высоте.
...Аэродром в Трабзоне нашли визуально. Для летчиков это не составило труда.
Георгий Чахракия — Мы сделали круг и пустили зеленые ракеты, дав понять, чтобы освободили полосу. Зашли со стороны гор и сели так, чтобы, случись что — приземлиться на море. Нас сразу оцепили. Второй пилот открыл передние двери, и турки вошли. В кабине бандиты сдались. Все это время, пока местные не появились, мы находились под дулами...
Выходя из салона уже после пассажиров, старший бандит кулаком постучал по машине: «Этот самолет теперь наш!»
Турки оказали всем членам экипажа медицинскую помощь. Тут же предложили желающим остаться в Турции, но ни один из 49 советских граждан не согласился.

На следующий день всех пассажиров и тело Нади Курченко вывезли в Советский Союз. Чуть позже перегнали угнанный Ан-24.

Рассказывает мама Надежды Генриетта Ивановна Курченко: — Я сразу просила, чтобы Надю похоронили у нас в Удмуртии. Но мне не разрешили. Сказали, что с политической точки зрения этого нельзя делать.

И вот двадцать лет я ездила в Сухуми каждый год за счет Министерства гражданской авиации. В 1989 году мы с внуком приехали в последний раз, а там началась война. Абхазцы дрались с грузинами, и могилка была запущена. Мы шли к Наде пешком, рядом стреляли — всякое было... И тогда я нахально написала письмо на имя Горбачева: «Если вы не поможете перевезти Надю, я поеду и повешусь на ее могилке!» Год спустя дочку перезахоронили на городском кладбище в Глазове. Хотели похоронить отдельно, на улице Калинина, а улицу переименовать в честь Нади. Но я не разрешила. Она за людей погибла. И я хочу, чтобы она лежала вместе с людьми..

Памятник у нее на могилке временный, из плохого гранита. Высекли лицо, которое смывается дождем... Власти обещали новый поставить, но потом комсомол распался, и про все обещания забыли...
— После смерти Нади вам хоть как-то помогли?
— Квартиру дали в Глазове трехкомнатную. Живем я и сын с семьей. Еще у меня есть две дочери.
— А внуки есть?
— Два внука и три внучки. Хотели дочку сына Надей назвать.

А он, знаете, что сказал? «Мам, а кто знает, кем она вырастет? Вдруг опозорит Надю?» И Аней девочку назвали...

- В 1970-м вас завалили письмами...
— Очень много писем было..

Тысячи! Я читала все, но отвечать не могла. И в музей их отправляла. Только у нас в Глазове было 15 школ. И в каждой был или отряд, или дружина имени Нади.

В Ижевске, в Татарии, на Украине, в Курске, в Алтайском крае, на ее родине были народные музеи, посвященные Наде Курченко...

Знаете, я до сих пор плачу каждый день. Столько лет прошло, а я плачу. Жалко мне ее — и все.
— У вас нет ощущения, что вашу дочь забыли?
— Нет! Помнят! Помнят, слава Богу! Здесь, в Глазове, помнят! В школе-интернате, где Надя училась.

Надежда Владимировна Курченко (1950—1970)
Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета террористами. В 1970 году похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила перенесена на городское кладбище Глазова. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете.


В конце 1970 года у Надежды должна была быть свадьба. Вологодская поэтесса Ольга Фокина написала стихотворение «Песни у людей разные» о Надежде и как бы от имени ее молодого человека. В 1971 году композитор Владимир Семенов написал на эти стихи музыку и получилась песня «Звездочка моя ясная», которую в 1972 году записал ВИА Цветы (Стас Намин, Сергей Дьячков, Юрий Фокин и Александр Лосев-вокал).

Сразу после угона в СССР появляются скупые сообщения ТАСС:
“15 октября самолет гражданского воздушного флота “Ан-24” совершал регулярный полет из города Батуми в Сухуми. Двое вооруженных бандитов, применив оружие против команды самолета, вынудили самолет изменить маршрут и совершить посадку на территории Турции в городе Трабзоне. Во время схватки с бандитами была убита бортпроводница самолета, которая пыталась преградить бандитам путь в пилотскую кабину. Два пилота получили ранения. Пассажиры самолета невредимы. Советское правительство обратилось к турецким властям с просьбой выдать преступников-убийц для предания их советскому суду, а также возвратить самолет и советских граждан, находившихся на борту самолета “Ан-24”.
Появившаяся следующим днем, 17 октября, “тассовка” сообщила, что экипаж самолета и пассажиры возвращены на Родину. Правда, в госпитале Трабзона остался получивший серьезные ранения в грудь штурман самолета, которому была сделана операция. Имена угонщиков не называются: “Что касается двух преступников, совершивших вооруженное нападение на экипаж самолета, в результате чего была убита бортпроводница Н.В.Курченко, ранены два члена экипажа и один пассажир, то турецкое правительство заявило, что они арестованы и органам прокуратуры дано указание провести срочное расследование обстоятельств дела”.

О личностях воздушных пиратов широкой общественности стало известно только 5 ноября после пресс-конференции генпрокурора СССР Руденко.

Бразинскас Пранас Стасио 1924 года рождения и Бразинскас Альгирдас 1955 г. р.
Пранас Бразинскас родился в 1924 г. в Тракайском районе Литвы.

Альгирдис (крайний слева) и Пранас (крайний справа) Бразинскасы

Согласно биографии написанной Бразиньскасом в 1949 г. «лесные братья» выстрелом через окно убили председателя совета и смертельно ранили отца П.Бразинскаса случайно оказавшегося рядом. При помощи местных властей П.Бразинскас приобрёл дом в Вевисе и в 1952 г. стал заведующим склада хозтоваров вевисского кооператива. В 1955 г. за хищения и спекуляцию стройматериалами П.Бразинскас был осуждён на 1 год исправительных работ. В январе 1965 г. по решению Верховного Суда он снова осуждён уже на 5 лет, однако уже в июне досрочно освобождён. Разведясь с первой женой уехал в Среднюю Азию.

Занимался спекуляцией (в Литве покупал запчасти автомобилей, ковры, шёлковые и льняные ткани и отправлял посылками в Средней Азии, за каждую посылку имел прибыль в 400-500 руб.), быстро накопил денег. В 1968 г. он привёз в Коканд своего тринадцатилетнего сына Альгирдаса, а через два года — оставил и вторую жену.

7-13 октября 1970 г., последний раз побывав в Вильнюсе, П.Бразинскас с сыном взял свой багаж — неизвестно где приобретённое оружие, накопленные доллары (по данным КГБ, более 6000 долларов) и вылетел в Закавказье.


Фильм «Ложь и ненависть» (шпионаж США против СССР). 1980 снимался для просмотра на комсомольских и партийных собраниях. Члены экипажа авиалайнера АН-24 №46256 говорят о захвате на 42:20 минуте фильма.

В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Суд первой инстанции Трабзона не признал нападение преднамеренным. В свое оправдание Пранас заявлял, мол, самолет они угнали перед лицом смерти, якобы угрожавшей ему за участие в “Литовском сопротивлении”.И приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса — к двум. В мае 1974 отец попал под закон об амнистии и тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на домашний арест. В этом же году отец с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и обратились в американское посольство в Турции с просьбой предоставить им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы снова сдались в руки турецкой полиции, где их продержали еще пару недель и... окончательно отпустили на свободу. Затем через Италию и Венесуэлу они вылетели в Канаду. Во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были "задержаны" Службой миграции и натурализации США. Статуса политических беженцев им так и не предоставили, но для начала снабдили разрешением на жительство, а в 1983 году выдали обоим американские паспорта. Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас — Фрэнком Уайтом.
Генриетта Ивановна Курченко — Добиваясь выдачи Бразинскасов я даже ездила на встречу с Рейганом в американское посольство. Мне сказали, что отца ищут, поскольку он нелегально живет в США. А сын получил гражданство американское. И его нельзя наказать. Надю убили в 1970 году, а закон о выдаче бандитов, где бы они ни были, якобы вышел в 1974-м. И возврата не будет...

Бразинскасы поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами, В Америке в литовской общине отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась. В США Бразинскасы написали книгу о своих "подвигах", в которой пытались оправдать захват и угон самолета "борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации". Чтобы обелить себя, П.Бразинскас заявлял, что попал в бортпроводницу случайно, в «перестрелке с экипажем». Ещё позже А.Бразинскас утверждал, что бортпроводница погибла во время «перестрелки с агентами КГБ» Однако поддержка Бразинскасов литовскими организациями постепенно сошла на нет, о них все забыли. Реальная жизнь в США сильно отличалась от того, что они ожидали. Преступники жили убого, под старость Бразинскас-старший стал раздражительным и невыносимым.

В начале февраля 2002 года в службе “911” калифорнийского города Санта-Моника раздался звонок. Звонивший тут же повесил трубку. Полиция определила адрес, откуда звонили, и прибыла в дом 900 по 21-й стрит. Дверь полицейским открыл 46-летний Альберт Виктор Уайт и провел служителей закона к холодному трупу своего 77-летнего отца. На голове которого судмедэксперты потом насчитали восемь ударов от гантели. В Санта-Монике убивают редко — это была первая в том году насильственная смерть в городе.

Джек АЛЕКС. адвокат Бразинскаса-младшего
— Я сам литовец, и защищать Альберта Виктора Уайта меня наняла его жена Вирджиния. Здесь в Калифорнии довольно многочисленная литовская диаспора, и вы не думайте, что мы, литовцы, хоть сколько-нибудь поддерживаем захват самолета 1970 года
— Пранас был страшным человеком, бывало, в приступах бешенства он гонялся с оружием за соседскими ребятишками.
— Альгирдас — нормальный и здравомыслящий человек. На момент захвата ему было всего 15 лет, и он вряд ли соображал, что делает. Он всю свою жизнь провел в тени сомнительной харизмы отца, а теперь по его же вине сгниет в тюрьме
— Это была необходимая самооборона. Отец направил на него пистолет, угрожая застрелить сына, если тот его бросит. Но Альгирдас выбил у него оружие и несколько раз ударил старика по голове.
— Присяжные посчитали, что, выбив пистолет, Альгирдас мог бы и не убивать старика, так как тот был очень слаб. Еще против Альгирдаса сыграл и тот факт, что он позвонил в полицию только через сутки после произошедшего — все это время он находился рядом с трупом.
— Альгирдас был арестован, в 2002 году и приговорен к 20 годам тюрьмы по статье “преднамеренное убийство второй степени”
— Я знаю, что это звучит не по-адвокатски, но позвольте мне высказать свое соболезнование Альгирдасу. Когда я последний раз его видел, он находился в жуткой депрессии. Отец терроризировал сына как мог, и вот когда тирана наконец не стало, Альгирдас, мужчина в расцвете сил, будет еще многие годы догнивать в тюрьме. Видимо, это судьба...

Ей было 19 лет. Красивая девушка встала на пути вооруженных бандитов, захвативших самолет Аэрофлота 15 октября 1970 года. Случай был первым. До этого момента в СССР не было...

Ей было 19 лет. Красивая девушка встала на пути вооруженных бандитов, захвативших самолет Аэрофлота 15 октября 1970 года. Случай был первым. До этого момента в СССР не было угонов самолетов. Или мы о них ничего не слышали?

АН-24 взлетел из Батуми и стал двигаться в сторону Сухуми. Обычный, ничем не примечательный рейс. Такие полеты были почти автобусными рейсами. Тридцать минут и посадка. Но оказалось, что курс не совпадал с планами бандитов.

Радиолокаторы зафиксировали резкое отклонение от курса в сторону Турции. Самолет молчал. Капитаны в море получили приказ следовать к возможному месту падения воздушного лайнера. Никому в голову не пришло, что самолет угнан.

Через несколько минут приборы зафиксировали, что самолет пересек государственную границу СССР. Экипаж выстрелил из ракетницы определенный сигнал аварийного приземления.

Шасси покатились по чужой территории. Через полчаса весь мир услышал сообщение: угон воздушного судна Советского Союза. Погибла стюардесса, среди пассажиров раненые.

…Девушка Надя собиралась замуж. Уже готово свадебное платье и белые туфли. Свадьба назначена через три недели. И командир приглашен с экипажем. Через час после взлета командир понял, что свадьба не состоится.

В последний час ее юной жизни, она была доброжелательна и улыбчива. Разлив по стаканчикам «Боржоми», понесла в кабину экипажа. Как всегда. Экипаж любил эту скромную девушку.

Возможно, она думала об этих людях, который скоро придут к ней на свадьбу? Она любила свою работу, ей нравилось улыбаться людям. Напоив команду летчиков, она услышала звонок вызова стюардессы.

Пассажир протянул листок бумаги и приказал срочно передать экипажу. На листке отпечатаны требования об изменении курса и выключение радиосвязи с землей. Иначе самолет будет взорван.


Человек, передавший конверт, был в парадной форме офицера. Они встретились взглядами, но чувствительность волка всегда выше, чем любая другая. Он увидел неприязнь в глазах юной девушки.

Тень опасности подбросила его с кресла вслед за Надей. Распахнув дверь отсека, он понял, что сейчас эта девочка поломает его планы. Тень зверя нависла над ней. Надя закричала. Ее услышали в кабине самолета, а она решилась вступить в схватку с врагом.

Молоденькая девушка не могла даже предположить, что сделает захватчик. Маньяк? Психически ненормальный? Он мог…Она не могла пропустить его в кабину. Прыгнув, бандит пытается сбить ее с ног. Надя сопротивлялась. Бандит был готов на все.

Первый выстрел. Надя ранена в бедро. Надя прижалась спиной к кабине пилотов, а он попытался схватить ее за горло. Она пытается выбить пистолет, но…Второй выстрел. Мимо. Девушка сопротивлялась, как могла – пиналась, дралась.

Командир быстро понял, что происходит за дверью. Стал кренить самолет в разные стороны, надеясь опрокинуть напавшего. А стюардесса устоит, бывалая. Люди еще пристегнуты ремнями.

Пассажир рванулся на помощь, но вскочил второй бандит и выстрелил в проход из ружья. Пассажиры поняли, что двигаться не стоит. А пилот все кидал машину из стороны в сторону.

Опять выстрел в обшивку самолета. Высота была незначительной, и разгерметизация не грозила самолету. Надя закричала: «Нападение! Он вооружен»! Захватчик распахнул плащ. На поясе висели гранаты.

Самолет будет взорван, если они не уйдут за границу. Он яростно рвал Надежду, вцепившуюся в дверь. Какая-то пигалица не пропускает в кабину. Третий выстрел – и хрупкая, нежная голубоглазая девушка падает уже навсегда.

Никто не стоит между бандитом и пилотом. Надя упала. И началась бойня. Стреляли в кабине, хотя летчики были нужны, чтобы воздушное судно продолжило путь в чужую страну.


Восемнадцать отверстий было в кабине самолета после приземления. Командир Чахракия получил ранение в позвоночник. Ужасающая картина за спиной. Мертвая Надя и тяжело раненый штурман. Стонет раненый бортмеханик Бабаян.

Повезло только второму пилоту Шавидзе. Его пули застряли в спинке кресла. А бандит орал, как будто подбадривал себя. Среди дикого ора слышно только слово Турция!

Пассажиры были готовы к смерти. Преступники тоже. Они пинали упавших раненых ногами, командиру главный из них сказал, что все случается. Возможно они погибнут. Их могут сбить турецкие ПВО.

Через несколько минут воздушное судно пересекло государственную границу СССР. Включенный сигнал «SOS» сработал. Их не сбили. Выстрелили зелеными ракетами, чтобы освободили взлетно-посадочную полосу аэродрома Трабзон.

Самолет покатился по чужой полосе. Его сразу оцепили силы безопасности Турции. Бандиты сразу сдались представителям власти Турецкой республики. Была оказана срочная помощь всем пострадавшим.


На ломанном русском языке предложили желающим политическое убежище. Желающих не оказалось. На следующий день все пассажиры покинули Турцию. Тело юной Нади Курченков тоже отправлено в СССР.

Поколение семидесятых помнит ошеломительную новость о смерти стюардессы, закрывшей своим телом весь мужской экипаж самолета. Ее имя присвоено школе, где она училась, в нескольких городах есть улицы с табличкой, где написана ее фамилия.



Пик горного хребта, малая планета в далеком космосе. Есть даже именной самолет. За мужественный поступок юную девушку наградили посмертно орденом боевого Красного Знамени.

Что стало с угонщиками? Их арестовали и судили в Турции, отказавшись выдать властям СССР. Несмотря на довольно суровое наказание, они попали под амнистию. И вскоре были освобождены.

Судя по дальнейшим событиям, Бразинскасы Пранас и Альгирдас – отец и сын — хотели уехать в Америку. Но Америка отказала в просьбе о политическом убежище. США не хотели ссоры с СССР.

Тогда бандиты купили билеты в Канаду. Промежуточная посадка в Нью-Йорке стала поводом к их задержанию миграционными властями. Политический статус они не смогли получить. Но американские паспорта им выдали.

Успеха в Америке отец и сын не добились. Жили на пособие по безработице, бедствовали. Уже совсем старого отца Альгирдас забил гантелей. Голова погибшего превратилась с кашу. Суд присяжных приговорил его к двадцати годам тюремного заключения.

Как 45 лет назад 19-летняя стюардесса Надежда Курченко встала на пути вооруженных бандитов


Тогда, в октябре 1970-го, сама попытка вооруженного захвата гражданского самолета выглядела невиданным злодейством. Это потом террористы всех мастей откроют охоту за лайнерами по миру. Стоит порыться в памяти — и тут же на свет явятся угон заключенными якутской тюрьмы рейсового Ту-154 в Пакистан, захват в Минводах борта «Аэрофлота» Шамилем Басаевым, атака террористами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и еще десятки случаев. А первой жертвой воздушного пиратства стала наша стюардесса Надя Курченко. Трагедия, потрясшая СССР, стала поводом к ужесточению контроля за безопасностью на бортах гражданских судов. Хрупкая девушка отдала свою жизнь, чтобы сохранить многие другие.

Итак, 15 октября 1970 года из Батуми вылетел пассажирский Ан-24 по маршруту Симферополь — Одесса. Самолет еще не успел набрать высоту, когда двое пассажиров, отец и сын Бразинскасы, вызвали стюардессу и, угрожая обрезом, передали требование экипажу: взять курс на Турцию. Надя успела подать сигнал тревоги, преградить бандитам путь к пилотской кабине — и была сражена выстрелом в упор. Бразинскасы стреляли не переставая — и в кабине, и в салоне. Потом в обшивке Ан-24 насчитают 18 пулевых отверстий! Серьезные ранения получили штурман Валерий Фадеев и бортмеханик Оганес Бабаян. Пилоту Георгию Чахракия пуля раздробила позвоночник, и самолет в турецком Трабзоне он сажал с почти отказавшими ногами. Посадил...

Турецкие власти вернули пассажиров и самолет, но отказались выдать угонщиков. Пранас и Альгирдас Бразинскасы, недолго отсидев в турецкой тюрьме, вышли по амнистии и перебрались в США. Там они получили новые имена, вид на жительство и домик в Калифорнии. Но не зря говорят, что бог шельму метит: в ссоре младший Бразинскас убил отца, за что получил уже 16 лет лишения свободы.

Звериная сущность убийц Нади Курченко проявилась в полной мере, но Америка даже не смутилась. А ведь власти США в свое время оставили без внимания и требования советской стороны выдать преступников, и письма членов экипажа, оставшихся инвалидами. Мать погибшей стюардессы Генриетта Ивановна Курченко добилась встречи с президентом Рейганом в американском посольстве. После чего Госдепартамент США объявил, что «озабоченность США международным терроризмом не распространяется на случай с Бразинскасами». А тогдашний госсекретарь Сайрус Вэнс объявил убийц борцами за права человека.

Все строже, и строже, и строже...

После угона батумского самолета в СССР были приняты меры по повышению безопасности на бортах гражданских воздушных судов. На всех пассажирских самолетах усилили двери в кабины экипажей, установили глазки. Начали продавать авиабилеты только по паспортам, в аэропортах ввели выборочный досмотр багажа. Рейсы с маршрутами вблизи госграницы сопровождались сотрудниками милиции в штатском. Советский Союз стал 120-м членом ИКАО, ратифицировал Гаагскую конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

Но 23 апреля 1973 года последовал новый инцидент — на этот раз с Ту-104, следовавшим из Ленинграда в Москву. Угонщик потребовал лететь в Стокгольм, а при попытке посадки в советском аэропорту привел в действие взрывное устройство. Погибли угонщик и командир экипажа, а пассажиров успели спасти из горящего самолета.

После того случая в гражданской авиации ввели обязательный досмотр пассажиров, в аэропортах появились металлоискатели. Угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления, за которое давали 15 лет лагеря и даже смертную казнь. Для борьбы с терроризмом 29 июля 1974 года распоряжением председателя КГБ Юрия Андропова было создано спецподразделение — группа «А».

А в 1980-1990-е в нашей стране случился новый всплеск воздушного пиратства. Мы даже выбились в лидеры среди европейских держав в этом виде преступности. И всякий раз первыми с угонщиками сталкивались стюардессы. Ирина Викторова — одна из них.

«В «Аэрофлоте» имя Нади Курченко у всех было на слуху, но я не могла представить, что со мной может случиться нечто подобное, — рассказывает мне Ирина, бывшая в ту пору стюардессой тбилисского авиаотряда. — В ноябре 1983 года наш Ту-134 следовал в Батуми. На подлете к Кутаиси попали в грозовой фронт, командир решил вернуться. Когда я вышла сообщить об этом пассажирам, то увидела жуткую картину. В проходе стоял парень с гранатой. Другой выстрелил из пистолета в сидящего впереди мужчину... Как потом стало известно, семеро угонщиков из грузинской «золотой молодежи» зарегистрировались в депутатском зале, минуя досмотр. Меня бандиты избили. Они схватили стюардессу Валю и поволокли к кабине. В глазок пилоты увидели ее лицо и дверь открыли. Штурман Владимир Гасоян открыл огонь на поражение, началась беспорядочная пальба. В этом аду хрупкая Валя оттащила от двери раненого бандита и помогла пилотам закрыться в кабине. Экипажу чудом удалось посадить самолет.

На суде оставшихся в живых угонщиков спросили: «Вы же дети обеспеченных родителей — взяли бы турпутевки и остались за границей». Ответ вызвал шок: «А мы хотели улететь как Бразинскасы — с шумом и со стрельбой! Тогда бы нас не выдали...»

Нервы горят на такой работе

А вот стюардессе боинга «Аэрофлота» Ане Филатовой 18 марта 2005 года, можно сказать, повезло — как и всем 214 пассажирам, летевшим рейсом Сидней — Токио — Москва.

«Мы уже зашли на посадку в 15 километрах от Шереметьево, и тут загорелась лампочка вызова. Подошла к пассажиру, парень пригласил меня сесть рядом. Показывает — на поясе взрывчатка. Требует произвести посадку в Грозном. Доложила командиру, а сама продолжила разговор с угонщиком. Потом не могла вспомнить, о чем мы говорили, как он реагировал — таково было нервное напряжение. К счастью, все наземные и спецслужбы сработали четко — угонщика нейтрализовали. Выяснилось, что на поясе у него был муляж бомбы. Но нервы-то мы расходовали всерьез. Мне та история аукнулась: нервный срыв, больничная койка. До сих пор мне иногда снятся глаза того пассажира...»

Инструкции инструкциями, а мужество никто не отменял

Сегодня в гражданской авиации много сделано, чтобы та трагедия 45-летней давности не повторилась. Пилотская кабина надежно укреплена, дверь всегда на замке. Даже бортпроводник может в кабину попасть, лишь предварительно связавшись с экипажем. Ну а если все-таки преступник проник на борт и решился на угон? Служебная памятка вменяет бортпроводнику в обязанность принять дополнительные меры к предотвращению возможного проникновения правонарушителей в пилотскую кабину. Для начала сообщить по внутренней связи командиру обстановку в салоне, предпринять попытку убедить правонарушителей, что экипаж вынужден выполнить их требования, поэтому нет необходимости входить туда. Согласиться на передачу записки командиру ВС только при условии нахождения правонарушителей на своих местах. В подробном перечне дальнейших необходимых действий помимо указания отвлекать и сдерживать правонарушителей от насилия напоминать о неотвратимости за это уголовной ответственности.

Про личное мужество в инструкции ничего не сказано. Видимо, потому, что у наших стюардесс это качество считается само собой разумеющимся.

P.S. В Сухуми хотели поставить на постамент в парке имени Надежды Курченко тот самый Ан-24. Но ту машину ждала непростая судьба. Борт № 46586, пройдя капитальное восстановление на Киевском авиаремонтном заводе, попал потом в советский Узбекистан. Там честно трудился на местных трассах до 1997 года, после чего был распилен на металлолом.

Награждена (посмертно) орденом Красного знамени.
Сегодня, 15 октября, исполнилось 48 лет со дня гибели 19-летней стюардессы Надежды Курченко, которая ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват советского пассажирского самолета террористами.

В современной России имя Надежды Курченко практически забыто. Наверное,официальная пропаганда старается, чтобы современные девушки старались подражать не чистым, светлым людям, способным без колебаний отдать жизнь, выполняя свой долг, а девушкам из телешоу и "глянцевых журналов".

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года работала бортпроводницей Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета АН-24, летевший рейсом Батуми-Сухуми-Краснодар, захваченный террористами отцом и сыном Бразинскас (45-ти и 13-ти лет). На высоте 800 метров двое пассажиров - отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: "Нападение!" Преступники кинулись за ней, открыв огонь. "Никому не вставать! - заорал младший из угонщиков. - Иначе взорвем самолет!"

Стрельба продолжилась и в кабине. Командиру Георгию Чахракия одна из пуль попала в позвоночник: Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: "Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не входить!"

Пилот попытался обмануть террористов и посадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Пилоты все же сумели включить сигнал SOS, но до турецкой границы было слишком близко. Но угонщик еще раз предупредил, что взорвет машину (впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу, а спустя еще полчаса оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив освободить ее для экстренной посадки. Сразу после приземления угонщики сдались турецким властям. На место выехали представители турецких и американских спецслужб. Пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.

По воспоминаниям друзей и сослуживцев Надя была чистым и светлым человеком, у нее через три месяца была назначена свадьба. Эта драма всколыхнула тогда всю страну. Советский Союз был потрясен - подобное преступление случилось впервые. Имя Надежды в один день облетело весь мир. И на долгие годы стало символом комсомольского героизма. Это был первый такой случай в СССР, инструкций на этот счет не было и 19-летняя советская девушка действовала так, как подсказывало ей сердце и совесть.

Сулико Шавидзе, Валерий Фадеев и бортинженер Оганес Бабаян вылечились и потом смогли летать, проработав до пенсии. Командир Чахракия два года был прикован к инвалидной коляске, перенес несколько операций на позвоночнике, летать больше не смог, остался инвалидом второй группы.

Надежда Курченко похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила была перенесена на городское кладбище города Глазова. В селеПонино,где она училась, ей установлен памятник. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.

Пранас Бразинскас родился в 1924 г. в Тракайском районе Литвы. В 1949 г., согласно биографии написанной Бразиньскаосм, руководитель одного из отрядов «лесных братьев» выстрелом через окно убил председателя совета и смертельно ранил отца П.Бразинскаса случайно оказавшегося рядом. При помощи местных властей П.Бразинскас приобрёл дом в Вевисе и в 1952 г. стал заведующим склада хозтоваров вевисского кооператива. В 1955 г. за хищения и спекуляцию стройматериалами П.Бразинскас был осуждён на 1 год исправительных работ. В январе 1965 г. по решению Верховного Суда он снова осуждён уже на 5 лет, однако уже в июне досрочно освобождён. Разведясь с первой женой уехал в Среднюю Азию.

Занимаясь спекуляцией (в Литве покупал запчасти автомобилей, ковры, шёлковые и льняные ткани и продавал в Средней Азии, за каждую посылку имея прибыль в 400-500 руб.), он быстро накопил денег. В 1968 г. он привёз в Коканд своего тринадцатилетнего сына Альгирдаса, а через два года - оставил вторую жену.

7-13 октября 1970 г., последний раз побывав в Вильнюсе, П.Бразинскас с сыном взял свой багаж - неизвестно где приобретённое оружие, накопленные доллары (по данным КГБ, более 6000 долларов) и вылетел в Закавказье.

СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Бразинскасы попросили политического убежища. Турки отказались выдать террористов, им дали смехотворные сроки, а через три года амнистировали. Пожив несколько лет на роскошной вилле "под домашним арестом" они отправились в США, куда и мечтали попасть.
Фарс с «бегством» преступников в Америку был обставлен следующим образом: в 1976 г. отец с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и 23 июня обратились в американское посольство в Турции с просьбой предоставить им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы снова «сдались» в руки турецкой полиции, их под охраной ещё пару недель продержали в больнице Стамбула и... окончательно отпустили на свободу. 11 июля они получили визу Венесуэлы. Затем через Италию и Венесуэлу они без проблем вылетели в Канаду. 24 августа во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были «задержаны» Службой миграции и натурализации США.

Бразинскасам выдали американские паспорта с новыми именами. Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Реальная жизнь в США сильно отличалась от того, что они ожидали. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами, жили вдвоем в однокомнатной квартире, личная жизнь у обоих не сложилась. В США Бразинскасы написали книгу о своих "подвигах", в которой пытались оправдать захват и угон самолета "борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации". Чтобы обелить себя, П.Бразинскас заявлял, что попал в бортпроводницу случайно, в «перестрелке с экипажем». Ещё позже А.Бразинскас утверждал, что бортпроводница погибла во время «перестрелки с агентами КГБ»... Однако литовский телеканал LNK незадолго до гибели взял интервью у Пранаса Бразинскаса, который прямо заявил, что «убил эту суку потому, что она встала у него на пути».

В литовской общине Америки отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась. С обретением Литвой независимости, никаких попыток вернуться на родину «патриоты» не предпринимали. Однако поддержка Бразинскасов литовскими организациями постепенно сошла на нет, о них все забыли. Преступники жили убого, под старость Бразинскас-старший стал раздражительным и невыносимым. Во время одной из таких ссор 45-летний "литовский патриот" Альберт Виктор Уайт ударом насмерть забил своего 77-летнего папашу гантелей, был осуждён за убийство своего отца Фрэнка.