Архитектурные памятники древнего мира. Всеобщая история архитектуры

«Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970. Авторы: Афанасьева В.К., Беридзе В.В., Бородина И.Ф., Брайцева О.И., Владимиров В.Н., Воронина В.Л., Глухарева О.Н., Дьяконов И.М., Кауфман С.А., Квитницкая Е.Д., Оганесян К.Л., Проскурякова Т.С., Пугаченкова Г.А., Розентуллер П.Б., Титов В.С., Флиттнер Н.Д., Халпахчьян О.X., Ходжаш С.И., Циркунов В.Ю., Яралов Ю.С.

Зарождение зодчества. Первобытно-общинный период

История строительной деятельности человека, послужившей основой для возникновения архитектуры, начинается с того времени, когда древние люди (неандертальцы), не довольствуясь созданными природой укрытиями (гротами, навесами скал и пещерами, стали приспосабливать эти укрытия для временного и постоянного обитания, т. е. строить жилища. К числу таких сооружений относятся: вымощенные камнем площадки-стоянки Ла-Ферраси и Кастильо, круговые ограды из камней с внутренними каменными очагами - стоянка Ильская, искусственные жилые западины, огражденные по краю завалом камней, - стоянка Волчий грот и др.

Архитектура Древнего Египта. Всеобщая история архитектуры

Название Египет происходит от древнегреческого названия страны Айгуптос. Древние египтяне называли свою страну Кеми, что по-египетски означает «Черная», так как илистая почва долины Нила была черного цвета. Благоприятные природные условия способствовали раннему появлению человека в долине Нила. На высоких скалистых нагорьях было найдено много кремневых орудий древнего каменного века (палеолита). Обилие камня разных пород (гранит, диорит, базальт, порфир, известняки, песчаники, яшма, алебастр) оказало огромное влияние на египетскую архитектуру. Оно способствовало монументальности, величию и прочности египетских сооружений.

Архитектура Древнего Египта. Додинастический период (V-IV тысячелетия до н.э.)

Поселения времени энеолита (медно-каменного века) в Египте были обнаружены на большой территории. Особенно характерны памятники, открытые в Бадари, в Верхнем Египте. Население Бадари вело оседлый образ жизни, занималось охотой и рыболовством, разводило скот и выращивало ячмень и полбу. Большого развития достигло ремесло: здесь умели полировать твердые породы камня, делали каменные топоры, тесла и наконечники стрел. Из слоновой кости вырезали гребни, ложки, амулеты. Из глины делали правильной формы сосуды, покрытые белой росписью. В результате длительной борьбы в долине Нила образовались два царства: Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта...

Архитектура Древнего Египта. Раннее царство. Период I-II династий (начало III тысячелетия до н. э.)

Ранним царством в истории Египта называют время, непосредственно следующее за созданием около 3000 г. до н. э. единого государства. В это время в долине Нила уже сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация свободных людей. Население было объединено в сельские общины. Во главе государства стоял фараон. Столицей государства был Мемфис, расположенный в начале дельты Нила. Мемфис рано стал главным религиозным и художественным центром страны, оказавшим огромное влияние на формирование египетской культуры и искусства.

Архитектура Древнего Египта. Древнее царство. Период III-VI династий (около 2800-2400 гг. до н. э.)

Древнее царство охватывает период III-VI династий, т. е. 2800-2400 гг.до н.э. Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Территории прежних свободных общин, подчиненные центральной власти, превратились в административные округа, известные под греческим названием «номов». Во главе нома стоял номарх. Помимо личной собственности, передаваемой по наследству, номархи владели имуществом, полученным ими по должности. Фараоны располагали огромными земельными богатствами, которыми они наделяли храмы и знатных вельмож, занимавших важные посты в государственном управлении.

Архитектура Древнего Египта. Среднее царство. Период VII-XVII династий (конец III тысячелетия до н. э. - XVII в. до н. э.)

Среднее царство охватывает период около 300 лет - от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов. Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междуусобной борьбы. В конце концов это привело к распаду страны на полузависимые от власти фараона области. Последним сильным фараоном VI династии был Пепи II. После него правила VII династия, во время которой, по свидетельству древнего греческого историка Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам.

Архитектура Древнего Египта. Новое царство. Период XVIII-XX династий (XVI-XI вв. до н. э.)

В первой половине XVI в. до н. э. египетский фараон Яхмос, окончательно изгнав гиксосов из пределов страны, положил начало периоду Нового царства. Египет вновь стал сильной державой и достиг небывалой доселе мощи. Победные походы фараонов в Переднюю Азию и Нубию укрепили авторитет Египта. Для того чтобы закрепить захваченные территории, фараоны Нового царства строили крепости в покоренных странах, превращая эти страны в египетские провинции. Оживленные дипломатические сношения установились с Критом, Библосом, Рас-Шамрой. Экономическое влияние Египта распространилось далеко за его пределы.

Архитектура Древнего Египта. Период XXI-XXX династий (около 1050-332 гг. до н. э.)

Рамсес III был последним могущественным фараоном Египта периода Нового царства. После его смерти власть в Фивах перешла в руки жреца Амона Хрихора, который основал XXI династию. Одновременно с воцарением Хрихора в Фивах один из потомков Рамессидов захватил власть в дельте, в городе Танисе. Египет фактически оказался разделенным на две части - северную, где царствовали фараоны XXI династии, находившиеся в Танисе, и южную, со столицей в Фивах, где правили фиванские жрецы Амона. При фараонах XXI династии в Танисе было построено несколько храмов, в настоящее время сильно разрушенных.

Архитектура Древнего Египта. Эллинистический период (332-30 гг. до н. э.)

В 332 г. до н. э. армия Александра Македонского вступила в Египет. Египтяне, тяготившиеся властью персов, пропустили войско Александра без сопротивления. Персидский сатрап сдался новому завоевателю без боя и передал ему крепость в Мемфисе, войско и государственную казну. Египетское жречество всячески приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона». В дельте Нила, между морем и озером Мареоти, Александр построил новый город, названный по имени основателя Александрией. Город имел регулярный план. В конце IV в. Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром греко-восточного мира.

Особенности стиля египетской архитектуры. Египетский ордер. Стилевые особенности египетских колонн

За 3000-летнюю историю своего развития - от плетеных хижин и вырытых в песке ям-могил до грандиозных пирамид Древнего царства и храмов-исполинов Нового царства - египетская архитектура пережила несколько периодов, из которых каждый имел свои признаки и отличительные черты. И вместе с тем для египетской архитектуры может быть в большей степени, чем для архитектуры какой-либо иной страны, свойственно наличие общих признаков, характерных для всех периодов развития. Один из этих признаков - монументальность. Как отмечает советский египтолог В.В. Павлов, «культ количественного коренится во всей природе Древнего Египта».

Пропорции в египетской архитектуре

Система пропорций, применявшаяся в архитектуре Древнего Египта, построена на квадрате и его производных. Эту систему построения ряда последовательно увеличивающихся производных квадрата мы будем называть в дальнейшем системой диагоналей. Эти четыре фигуры, связанные между собой общим построением, обладают интересными свойствами. Первая фигура - квадрат - одна из простейших фигур, имеющая равные стороны. Она является основной формой в ранней архитектуре Древнего Египта, так же как и связанная с ней вторая фигура - прямоугольник с отношением сторон, равным отношению стороны квадрата к его диагонали...

Архитектура Эфиопии (Аксумское царство)

Зодчество Эфиопии, одно из самых монументальных и своеобразных в мире, зародилось в глубокой древности. Первые памятники строительной деятельности человека - дольмены и менгиры - в большом числе рассеяны по окрестностям Сидамо. Между 1000 и 400 г. до н. э. в северо-восточную Африку хлынули племена из Южной Аравии, где в то время процветали Сабейское и Минейское царства. Слияние их с местными племенами тигре и амхара заложило основы культурного развития Эфиопии. Пришельцы из Аравии принесли свою письменность, религию, искусство и архитектуру.

Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира. Всеобщая история архитектуры

Наиболее выдающиеся памятники архитектуры Эгейского мира находятся на о. Крит и в материковой Греции. Самым развитым государством были Микены. С неолитического периода до начала II тысячелетия до н. э. наибольшего развития достигла культура городов Трои, островов Лемнос, Лесбос, Кипр. Затем ведущая роль перешла к острову Криту, пока на рубеже XV и XIV вв. до н. э. не возвысилась микенская Греция. Расцвету архитектуры периода бронзы в Эгейском мире предшествовало высокое развитие строительства неолитического периода, окончившегося примерно на рубеже IV и III тысячелетий до н. э.

Архитектура Трои

Наиболее замечательны поселения на холме Гиссарлык, на реке Скамандр, невдалеке от западного морского берега Малой Азии. По-видимому, падение одного из поздних (седьмого) поселений Гиссарлыка описано в «Илиаде» Гомера. Уже за две тысячи лет до Трои Гомера, на рубеже IV и III тысячелетий до н. э., здесь возникла первая цитадель - Троя I, которая примерно одновременна поселениям на островах Лесбос и Лемнос и мегарону Димини. В этом древнейшем периоде, при первом появлении здесь металла, строительство не было примитивным. Мегарон имел ясную прямоугольную форму и сильно выступающие анты...

Архитектура Крита

Период ранней бронзы занимает на Крите все III тысячелетие до н. э. Это было время перехода от примитивного строительства неолита к весьма развитой архитектуре периода расцвета. Период расцвета критской (минойской) культуры, именуемый иногда «периодом дворцов», охватывает примерно первые шесть веков II тысячелетия до н. э. На протяжении этих шести веков поселения и дворцы Крита многократно разрушались вследствие землетрясений или же в результате социальных катастроф. Для критской архитектуры характерны жилые и общественные здания. Гробницы лишь изредка приобретали архитектурное значение. Отдельно стоящие храмы на Крите неизвестны.

Архитектура материковой Греции

Не имеется никаких указаний на существование в материковой Греции в 1-й половине II тысячелетия организованного государства. Вплоть до XVII в. до н. э. здесь нет больших поселений - столиц. Экономический подъем и связанный с ним подъем архитектуры начинается на материке только с XVI в. до н. э. Судя по фрагментам фресок, уже в XVI-XV вв. до н. э. создавались богато отделанные дворцы со стеновыми росписями. Лучшие монументальные постройки материковой Греции относятся преимущественно к XIV-XIII вв. до н. э. Крупнейшими центрами микенской культуры были: Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас (Гла) в Беотии.

Архитектура стран Двуречья и Месопотамии. Всеобщая история архитектуры

Месопотамией (т. е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Евфрата и Тигра. К ней относится и Ассирия - область, расположенная в средней части долины Тигра, по обеим сторонам реки. Тигр и Евфрат образуют как бы огромную восьмерку, и часто только ее северную часть называют Месопотамией. В настоящей работе мы будем употреблять название Месопотамия только в этом узком смысле слова, а южную часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек, будем называть Двуречьем, как это сейчас принято в специальной литературе.

Архитектура Двуречья (IV-II тысячелетия до н. э.)

Особенности архитектуры Двуречья в значительной мере объясняются природными условиями. На безлесной равнине, где почти не было камня (и лес и камень имеются только на севере и востоке, в горах), где разливы рек нередко вели к катастрофам, для поселений старались выбирать относительно возвышенные места, и часто для новых сооружений использовались развалины старых зданий. Обычай строить одно здание на месте другого стал одной из причин сложности археологических работ в Двуречье, поскольку в одном и том же месте в разных слоях находят остатки нескольких посвященных одному божеству храмов.

Архитектура Ассирии (I тысячелетие до н. э.)

Военный характер Ассирийского государства наложил определенный отпечаток на характер зодчества. В градостроительстве широкое распространение получают города-крепости и укрепленные дворцы; в изобразительном искусстве преобладает военная тематика. В ассирийской архитектуре прежде всего ощущаются следы хурритско-малоазийского влияния (в середине II тысячелетия до н. э. Ассирия находилась в политической зависимости от хурритского государств ва Митанни), а также влияния Южного Двуречья, культура которого сыграла решающую роль в сложении ассирийского искусства.

Архитектура Двуречья (Нововавилонское царство, VII-VI вв. до н. э.)

Архитектурные памятники Нововавилонского царства исследованы гораздо обстоятельнее памятников других периодов истории Двуречья благодаря раскопкам архитектора Р. Кольдевея (проводились в 1898-1917 гг.). После разрушения Ассирийской державы и нового возвышения Вавилона при царе Навуходоносоре II (605-563 гг. до н. э.) начинается в огромных масштабах строительство в различных городах страны и в особенности в ее столице - Вавилоне. О Вавилоне времен Навуходоносора II можно говорить как о городе, создававшемся по определенному плану и представлявшем собой целостный ансамбль.

Архитектура арабских царств

Античные авторы делили Аравийский полуостров на Аравию Каменистую (к югу от Мертвого моря), Пустынную (нынешний Хиджаз на западе полуострова) и Счастливую (нынешний Йемен). Плодородный юг Аравийского полуострова стал колыбелью древней цивилизации. Уже к концу II тысячелетия до н. э. здесь сложилось рабовладельческое общество с письменностью и развитым искусством, на протяжении I тысячелетия до н. э. процветали царства Минейское, Сабейское, Катабан, Хадрамаут. Цивилизация южной Аравии базировалась на поливном земледелии и транзитной торговле...

Архитектура Палестины и Финикии

Палестина и Финикия занимали сравнительно небольшую территорию, вытянувшуюся параллельно восточному побережью Средиземного моря, прорезанную идущими также параллельно берегу горными хребтами. Палестина является одним из древнейших центров возникновения высоко развитой культуры. Уже в IV тысячелетии до н. э. она была заселена оседло-земледельческими семитскими племенами. В начале II тысячелетия до н. э. на территорию Палестины проникают аморитские племена, а около 1200 г. до н. э. - филистимляне, от которых она получила свое название.

Какие вы можете назвать величайшие архитектурные чудеса мира? Наверняка это Тадж Махал, Египетские пирамиды Гизы, Великая Китайская стена, Римский Колизей и ряд других древних достопримечательностей. Вне всяких сомнений, это сооружения являются настоящими шедеврами инженерной мысли своего времени. Но есть также множество современных структур, символизирующих гениальность человеческого разума и отсутствие границ возможностей. 10 архитектурных чудес современного мира в этой подборке - шедевры гениальной креативности человечества.

Небоскреб Capital Gate в Абу-Даби

Capital Gate - удивительный падающий небоскреб в штате Абу-Даби ОАЭ. Это культовое здание имеет наклон в 18 градусов на Запад. Книга Мировых рекордов Гиннеса зарегистрировала Capital Gate, как ‘самое наклоненное искусственное сооружение в мире’. 35 этажное здание возвышается на 160 метров и принадлежит компании Abu Dhabi National Exhibition. Небоскреб строился шотландской компанией RMJM в течение 4 лет, а официальное открытие состоялось 21 декабря 2011 года. Достигнуть такого наклона инженерам удалось за счет смещения платформ вплоть до 12-го этажа. Небоскреб Capital Gate построен на особом бетонном фундаменте по технологии diagrid. Он защищает здание от воздействия сильных ветров и сейсмического давления, значительно возрастающего при таком наклоне. Дубай не прекращает удивлять мир архитектурными чудесами современного мира, и несомненно продолжит делать это в будущем.

Сент-Мэри Экс 30 в Лондоне

Небоскреб Сент-Мэри Экс 30 - популярная достопримечательность Лондона . Это 41-этажное криволинейное здание с поразительной архитектурой также известно, как ‘Корнишон’ из-за его отличительной криволинейной формы. Это также первый экологичный небоскреб в Лондоне, особая стеклянная структура которого обеспечивает естественную вентиляцию. Здание Сент-Мэри Экс 30 было создано в 2003 году компанией Swiss Re из Цюриха. Небоскреб был официально открыт в апреле 2004 и в то время назывался Swiss Re. В 2007 компания продала здание за 600 миллионов фунтов, после чего его переименовали в честь улицы.

У культового здания особая удлиненная и искривленная форма. Фасад покрыт 744 стеклянными панелями и стеклянным куполом сверху. Окна особым образом отражают спектр темных и светлых цветов. Это создает особый эффект, когда смотришь на небоскреб со стороны. Окна с двойным остеклением также помогают уменьшить использование энергии на 50 процентов. Сент-Мэри Экс 30 включает 76400 квадратных метров офисов, а также клуб на верхнем этаже, обеспечивающий посетителям 360-градусный обзор Лондона.

Башни Петронас, Куала-Лумпур

Достигающие высоты 452 метра башни Петронас в городе Куала-Лумпур являются самыми высокими башнями-близнецами в мире. Это культовое чудо современной архитектуры является символом культуры и экономического роста Малайзии. Башни-близнецы Петронас были построены в 1998 и официально открылись в августе 1999. Это было самое высокое здание в мире, пока не завершилось строительство небоскреба Тайбэй 101 в 2004.


Башни Петронас были разработаны аргентино-американским архитектором Сесаром Пельи. Было использовано 33000 панелей из нержавеющей стали и 55000 стеклянных панелей для дизайна башен. Каждая из близнецов состоит из 88 этажей. Специальные панели также обладают функцией фильтрации света и шумоподавления. Стеклянный фасад Петронас напоминает исламские художественные мотивы. Башни соединены между собой двумя небесным мостом длиной в 58.4 метров, протянувшимся на 41-42 этажах. Башни-близнецы обеспечивают общую площадь в 4,252,000 квадратных метров, а все пространство выше 41-го этажа занято арендаторами.

Дворец Искусств Королевы Софии, Валенсия

Дворец Искусств Королевы Софии - удивительный оперный театр и культурный центр, расположенный в испанском городе Валенсия. Это современное архитектурное чудо было разработано всемирно известным испанским архитектором Сантьяго Калатравой . Строительство началось в 1995, но потребовалось 10 долгих лет для завершения. Сегодня это популярная достопримечательности Валенсии и один из самых красивых оперных театров в мире. С высотой в 75 метров - это самый высокий оперный театр в мире, состоящий из 17 этажей. Самой впечатляющей частью Валенсийской оперы является красивая мозаичная крыша.

Штаб-квартира CCTV в Пекине

Штаб-квартира CCTV - 44-этажный небоскреб высотой 234 метра в Пекине. Здание известно своей необычной формой и несомненно является одним из больших архитектурных чудес современности. Это культовое здание было сформировано двумя наклонными башнями, которые сливаются в перпендикулярной вершине и в основании, образуя замкнутый контур. Инженеры описали эту структуру, как ‘трехмерную петлю’.


Главный офис центрального телеканала Китая был создан известными архитекторами Ремом Кулхасом и Оле Шеереном в период между 2004 и 2012 годами. В 2013 совет по высоким зданиям и городской среде обитания назвал штаб-квартиру CCTC ‘Лучшим высотным зданием во всем мире’. Падающие башни главного офиса CCTC достигают высоты в 234 и 194 метра. В точке слияния они формируют 15-этажную консоль.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Музей Гуггенхайма в испанском городе Бильбао - инновационное современное архитектурное чудо. Музей был официально открыт в октябре 1997. Его проект разработан известным американо-канадским архитектором Френком Гери и представляет из себя ряд связанных зданий с титановыми и стеклянными элементами. Все кривые линии музея Гуггенхайма сделаны из титана, как самая впечатляющая черта дизайна музея. Эти кривые отражают свет и придают зданию особый вид с любой точки зрения. 11000 из 24000 квадратных метров площади музея посвящены выставочному пространству с 19 галереями.

Национальный Стадион Пекина

Национальный Стадион Пекина является одной из самых больших и самых впечатляющих стальных конструкций в мире. Его обычно называют ‘птичьим гнездом’ из-за соответствующей внешности. Этот стадион за $33 миллиона был создан в период между 2003 и 2008 годами и открыт 28-го июня 2008 года, как главный стадион Олимпийских игр в Пекине. Это также самая большая стальная конструкция в мире.


Круглый дизайн стадиона был вдохновлен традиционной глиняной посудой Китая. Круглая форма этого архитектурного чуда современности также символизирует небеса, а вращающиеся стальные секции считаются самым впечатляющим элементом сооружения. Общая площадь стадиона составляет 254600 квадратных метров, а вместимость - 91000 зрителей. Чтобы не зависеть от условий окружающей среды, Национальный Стадион Пекина также оборудован подвижной крышей.

Национальный Театр в Пекине

Национальный Центр исполнительских искусств также известен, как Большой Национальный театр Пекина . Это великолепный центр искусств с удивительной эллиптической структурой, построенный из титана и стекла. Из-за особой формы его называют ‘Гигантским яйцом’. Комплекс включает оперный театр, концертный зал и театр общей площадью в 118900 квадратных метров.


Это архитектурное чудо было спроектировано французским архитектором Полом Эндрю. Строительство центра искусств было запущено в 2001 и завершено в 2007. Приблизительно 18000 титановых пластин и 1000 листов ультрапрозрачного стекла использовались для создания впечатляющего фасада этой структуры. Большой театр окружен искусственным озером, в котором отражается футуристический фасад сооружения.

Сиднейский Оперный Театр

Сиднейский оперный театр - одно из бесспорных современных чудес архитектурного мира, а также самое распознаваемое здание в Австралии. Опера прославилась на весь мир из-за своего удивительного дизайна и выдающихся куполов в форме паруса. Благодаря уникальной архитектурной форме и структурному дизайну ЮНЕСКО признал Сиднейский Оперный театр объектом всемирного наследия в 2007. Строительство Сиднейского оперного театра было запущено в 1957, но потребовалось 16 долгих лет для его завершения. Здание было разработано датским архитектором Йорном Утзоном. Сегодня Сиднейский оперный театр является самым популярным центром исполнительских видов искусства в мире. Опера ежегодно привлекает 2 миллиона посетителей со всех частей мира.


Паруса крыши Сиднейского оперного театра сделаны из 2100 сборных бетонных секций. Архитектор использовал специальный вид керамических плиток для дизайна крыши, чтобы сделать структуру более привлекательной на фоне Сиднейской гавани. Потребовалось более трех лет для создания более миллиона этих плит и завершения крыши. Сиднейская Опера состоит из пяти главных секций – концертного зала вместимостью 2679 человек, оперного театра вместимостью 1547 посетителей, театра драмы на 544 гостя, еще одного театра вместимостью 398 и студии на 364 человека. Все залы отличаются идеальной акустикой и имеют особый дизайн.


Современные архитекторы поражают своими невероятными проектами – небоскрёбами, невероятной длины мостами, зданиями для стекла. Но стоит отдать должное и древним архитекторам, которые были весьма искусны в строительстве и создавали здания, которые восхищают людей даже в технологичном XXI веке.

1. Церковь Святой Рипсимэ



618 г.н.э.

Первой страной, принявшей христианство в качестве официальной государственной религии, была Армения. Неудивительно, что именно в Армении сохранились некоторые из наиболее старых и почитаемых святынь, одной из которых является церковь Святой Рипсимэ, построенная в седьмом веке в честь раннехристианской святой. Примерно в 300 г. н.э. Рипсимэ жила в римском монастыре как отшельница, вместе с 35 другими женщинами. Однако, она была вынуждена бежать в Армению, поскольку ее захотел взять в жены римский император Диоклетиан. Но и там ее красота привлекла внимание языческого армянского царя Трдата III, который захотел овладеть ей.

Когда Рипсимэ отказалась, царь пришел в в такую ярость, что велел забить Рипсимэ и всех ее подруг-христианок камнями до смерти. После этого Трдат стал безумен, а когда Григорий Просветитель исцелил его, то царь крестился, провозгласил христианство официальной религией страны и построил первую часовню в честь Рипсимэ.

2. Джокханг



639 г.н.э.

Буддийский храм Джоканг, расположенный в столице Лхасе, считается самым священным храмом в Тибете. Хотя точная дата его строительства не известна, обычно принято считать, что храм создали примерно в 639 году. Согласно тибетской легенде царь Тибета Сонгцен Гампо женился на двух разных женщинах: непальской принцессе Бхрикути и китайской принцессе Веньчэн.

Его китайская невеста привезла с собой статую Будды, которая привела Гампо в такой восторг, что он решил построить для нее храм. Обуреваемая ревностью, принцесса Бхрикути также потребовала для себя храм, после чего был построен Джоканг. Другая легенда о храме гласит, что он был построен на дне высохшего озера, над спящей демоницей, чье сердце был заключено в клетку при строительстве Джокханга.

3. Арка Тита



82 г. н.э.

Как и многие из величайших творений ранней архитектуры, арка Тита была построена в честь человека, в данном случае - в честь римского императора Тита. Хотя его правление было кратким (оно длилось всего два года), Тит считался хорошим правителем, а также известным военачальником. Именно он захватил Иерусалим и разрушил Второй Храм.

Триумфальная арка Тита была построена как раз в честь этого подвига. Ее южный барельеф изображает триумфальное шествие Тита с трофеями, захваченными в Иерусалиме, а северный барельеф - императора, управляющего квадригой. Построена арка была младшим братом Тита Домицианом после того, как он стал преемником своего брата в 81 г. н.э..

4. Соккурам



774 г. н.э.

Соккурам - скальный храм, построенный на склонах горы Тхохамсан в Корее. Знаменит он тем, что в нем находится довольно большая статуя Будды. Построен он был в восьмом веке премьером-министром государства Силла Ким Дэ-Сонгом, который хотел таким образом почтить своих родителей. К сожалению, Ким умер до того, как было завершено строительство храма, который сегодня считается одним из самых прекрасных примеров восточноазиатского буддийского искусства.

5. Дхамек



249 г. до н.э.

На протяжении многих веков среди правителей древней Индии большой честью считалось, если после смерти их останки хоронили в большой круглой структуре, известной как "ступа". Одной из старейших ступ во всей стране является Дхамек, расположенный в непосредственной близости от города Сарнатхе. Считается, что именно здесь Будда произнес свою первую проповедь после просветления. Дхамек был построен под руководством одного из величайших правителей Индии - императора Ашока, который был ответственен за распространение буддизма на всем континенте.

6. Королевский мавзолей Мавритании



3 век до н.э.

Расположенный недалеко от города Алжир, Королевский мавзолей был построен для двух последних правителей древнего царства Мавритания - Юбы II и Клеопатры Селены II (их сын Птолемей был последним правителем). Мавзолей не случайно имеет поразительное сходство с тем, который был построен римским императором Августом. Так Юба II хотел выразить свою верность Риму.

Известен мавзолей под различными названиями, в том числе как "Могила христианки" благодаря крестообразной форме ложной двери. К сожалению, этому строению был нанесен существенный вред на протяжении веков: вандалы и воры уничтожили или украли большую часть декоративных украшений, а также различные правители пытались уничтожить мавзолей.

7. Мост Святого Ангела



1347 г. до н.э.

Пешеходный мост через реку Тибр в Риме был построен во времена правления римского императора Адриана, более известного стеной, который он построил, чтобы отметить северные границы Британии (а заодно и отгородиться от кельтов). Мост, который используется до сих пор, первоначально был известен как "Мост Адриана", а название изменили в средние века, после того, как Архангел Михаил якобы явился Папе Григорию Великому в 590 году нашей эры. Изначально мост был построен, чтобы соединить Марсово поле (площадь в древнем Риме) с мавзолеем Адриана, который теперь известен как замок Святого Ангела.

8. Сокровищница Атрея



1250 г. до н.э.

Иногда эту гробницу, построенную в греческих Микенах, также называют Гробницей Агамемнона. Сокровищница Атрея считается одним из самых больших достижений микенской архитектуры и прекрасно сохранилась до сих пор. Ее создатель неизвестен, равно как и предназначение, но предполагается, что в этом сооружении хранились останки правителя, который построил микенскую крепость. Уникальность гробницы заключается в том, что в ней есть побочная камера, соединенная с основной сводчатой камерой.

9. Гринстедская церковь



11 век

Гринстедская церковь считается самой старой деревянной церковью, которая стоит до сих пор, а также может быть самой старой деревянной структурой во всей Европе. Наиболее характерная особенность церкви - белая башенка - была добавлена где-то в 1600-е годы (с момента постройки церкви в 11 веке она неоднократно достраивалась и реконструировалась).

10. Храм Брахадисвара



1010 г.н.э.

Один из самых больших храмов в Индии, Брахадисвара посвящен индуистскому богу Шиве. Что примечательно, он полностью изготовлен из гранита (на постройку пошло около 130 000 тонн). Брахадисвара является невероятным подвигом древних строителей - к примеру, только корона-"луковичка", которая находится на вершине 61-метровой башни, была вырезана из цельного камня и весит более 80 тонн.

Рассказ о древней архитектуре мы продолжим интереснейшей информацией про .

Лекция 2

Рассмотрим архитектуру государств - рабовладельческих деспотий Востока.

В архитектуре Египта XXVIII - I вв. до н.э. принято выделять следующие основные этапы: додинастический период (IV тыс. до н.э.); Древнее царство (XXX - XXIII вв. до н.э.); Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.); Новое царство (XVI - XI вв. до. н.э.); Позднее время (XI в. - 332 г. до н.э.).

Архитектура Древнего Египта - это один из самых ранних вкладов в сокровищницу мирового зодчества. Нигде до этого времени не было создано столь многочисленных и таких монументальных сооружений. Суровая красота величественной архитектуры во многом про­диктована природой Египта и обилием различных пород камня - основного строительного материала. Несмотря на традиции и каноны, которым строго следовали древнеегипетские зодчие, мастера создали разнообразные по своей архитектуре и объемно-планировочной композиции усыпальницы-пирамиды, заупокойные храмы, грандиозные ансамбли и города. Семиярусная 60-метровая пирамида фараона Джосера в Саккара (XXVIII в. до н.э.), создан­ная зодчим Имхотепом, - это пример поиска совершенной формы гробницы. Построенные в XXVII в. до н.э. четкие и совершенные по форме пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, которые высятся в Гизе, являются своеобразным символом Египта. Наиболее грандиозная - пирамида Хеопса, построенная зодчим Хемиуном, - сложена из двух с лиш­ним миллионов каменных блоков. Гизехский ансамбль помимо трех пирамид имел в своем составе многочисленные заупокойные храмы, мастаба и другие дополняющие его элементы, как например гигантская фигура Сфинкса, которая стоит на оси пирамиды Хефрена.

Среднее царство предприняло поиск новых архитектурных образов, подтверждением чего стал храм-усыпальница фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри, построенный в XXI в. до н. э.

Храмовые комплексы Нового царства, посвященные богу Амону, были возведены в Фивах. Взаимосвязанные между собой, храмы Карнака и Луксора построены соответственно в XVI в. до н.э. зодчим Инени и XV в. до н.э. зодчим Аменхотепом Младшим, способствова­ли сложению новых особенностей архитектуры. С течением времени комплексы Карнака и Луксора стали своеобразными каменными городами с аллеями и площадями, колоннами и храмами. Зодчие Иупа и Хатиан в XIV - XIII вв. до н.э. возвели самый крупный, так назы­ваемый гипостильный, зал размерами 103 х 52 м. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, по­строенный в Дейр-эль-Бахри, близ Фив, зодчим Сенмутом в XV в. до н.э., представляет со­бой своеобразный комплекс из трех колоссальных террас, объединенных пандусом. Храм находится у подножия гор и как бы врастает в толщу скал. Во второй половине Нового цар­ства (XIV - XI вв. до н.э.) был создан ряд заупокойных храмов. Среди них выделяется Боль­шой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н.э.). Велика заслуга древне­египетских зодчих в разработке ордера и различных типов колонн.



Архитектура народов Двуречья XXIV - VI вв. до н.э. прошла несколько этапов. Народы Шумера и Аккад, Ассирии и Вавилонии создали своеобразные памятники мирового зодчест­ва. Здесь в III тыс. до н.э. был разработан тип храма - главного культового сооружения - Зиккурат. Самый знаменитый из них - Вавилонская башня.

На конец II тыс. до н.э. приходится расцвет эгейской культуры, центрами которой были города Микены, Тиринф, Троя, остров Крит и др. Кносский дворец на Крите, Акрополь в Ти- ринфе, крепость Микены с ее «Львиными воротами» - это лишь немногие свидетельства и

примеры зодческой культуры эгейцев. Эгейское искусство своеобразное связующее звено между Востоком и Древней Грецией.


Саккара. Пирамида Джосера. Комплекс пирамид в Гизе

Наиболее ранним крупным монументальным памятником древнего Египта яв­ляется комплекс пирамиды фараона III династии Джосера в Саккара, недалеко от Каира (около 3000 г. до н.э.). Главный строитель - зодчий Имхотеп. Общая площадь комплекса - около 15 га. Из египетских пирамид общей известностью пользуются три пирамиды около современной деревни Гизе, к северу от древней столицы - Мемфиса (около 2900 - 2700 гг. до н.э.). Пирамиды Гизе служили гробницами трех фараонов IV династии: Хеопса, Хефрена и Микерина. Самая большая из них - пира­мида Хеопса - имела высоту около 147 м. Пирамида Хефрена была лишь на три мет­ра ниже. Примерно вдвое ниже была пирамида Микерина. В пирамидах Гизе максимально затруднен доступ к погребальным склепам.


Древнеегипетский ордер

Развитие египетского ордера относится к эпохе Древнего и Среднего царств, когда преобладали колонны геометрически правильные. В эпоху Нового и Позднего царств преобладали колонны второй группы, основанные на подражании формам растительного мира: папирусообразная с открытыми или закрытыми бутонами - ос­новной тип колонн Нового царства, лотосообразная колонна, пальмообразная, а так­же колонна со сложной композитной капителью, появившаяся в эпоху Позднего цар­ства. Высота колонн равнялась от 3,75 до 7 наибольших диаметров. Антаблемент египетского ордера состоял из архитравной балки и выносной прямоугольной плиты. Пропорции египетской колонны были относительно тяжелы, массивны.


Карнак. Храм Амона

Огромный храмовый фиванский ансамбль в Карнаке, начатый в эпоху Среднего царства, был верховным святилищем Египта. Он служил каменным архивом истории Египта. На его стенах и колоннах сохранились посвятительные надписи царей, гим­ны богам, изображения различных моментов ритуала, а также сведения об историче­ских событиях Нового царства. Египетские фараоны, видя свою опору в жрецах хра­ма Амона в Карнаке, всячески поддерживали фиванское жречество. Сети I продол­жил начатый Харамхебом, последним фараоном XIX династии, гигантский гипо- стильный зал Карнакского храма, законченный уже Рамсесом II (конец XIII в. до н.э.). Зал имеет ширину 103 м, а в глубину - 32 м, его площадь составляет более 5000 м. Перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн. Центральный неф имел шесть рядов колонн высотой 20,4 м.


Эдфу. Храм Гора

Строительство храма было начато в 237 г. до н.э. Подобно храмам Нового цар­ства, все помещения храма Гора - пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни - расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м, при ши­рине 76 м. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, проходящих над входом.

Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей день не перестает удивлять и восхищать. Особый интерес представляет архитектура Древнего Рима, которая смогла соединить в себе лучшие черты древнегреческого и этрусского наследия.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима, как самобытный вид искусства, была сформирована в период IV—I вв. до н. э. Древним сооружениям лишь чудом удалось сохраниться до наших дней, невзирая на многочисленные войны и природные катаклизмы. Памятники архитектуры древнеримского зодчества и сейчас покоряют своей величественностью и монументальностью.

И это неудивительно, ведь именно древние римляне положили начало новой эпохе в мировой архитектуре, начав строительство внушительных общественных сооружений, рассчитанных на большое количество людей. К ним относятся театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.

Рис. 1. Терма в Древнем Риме.

При строительстве своего государства древние римляне использовали достижения греческих и этрусских мастеров. И если древние греки в архитектуре были тонкими ценителями прекрасного, то римляне показали себя практичными и дальновидными строителями. Позаимствовав полезные идеи, они смогли создать уникальную архитектуру, которая своим поистине колоссальным размахом смогла воплотить в камне всю мощь великой империи, стать ее символом на долгие века.

Самым известным памятником древнеримской архитектуры является Колизей. Это классический амфитеатр впечатляющих размеров, который использовался для проведения увеселительных мероприятий. На его арене устраивались гладиаторские бои, жестокие сражения крупных хищников и прочие развлечения. В III веке н. э. Колизею был нанесен серьезный ущерб во время сильного пожара. Но он был восстановлен и с тех пор привлекает к себе туристов со всего мира.

Рис. 2. Колизей.

Достижения архитектуры Древнего Рима

В Древнем мире архитектура Рима не знала себе равных. Огромные масштабы строительства, многообразие типов сооружений и композиционных форм, удивительные инженерные находки смогли возвеличить Древний Рим, укрепить его мощь и славу.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К наиболее значимым достижениям того периода истории следует отнести:

  • Пожалуй, самым важным изобретением древнеримских архитекторов стал бетон. Новый строительный материал состоял из воды, извести и щебня. Поначалу его применяли при строительстве дорог, но благодаря удивительной прочности и огнеупорным качествам бетон занял лидирующее место в возведении архитектурных сооружений.

Заливая бетоном пространство между двумя стенками, выложенными из кирпича, зодчие добивались невероятной устойчивости конструкции, и тем самым могли строить многоэтажные здания. Снаружи их покрывали гранитом или мрамором, богато украшали скульптурным декором.

  • Акведуки - арочные мосты - одно из важных достижений римских архитекторов. Впоследствии их конструкция послужила образцом для строительства железнодорожных и прочих транспортных мостов.

Рис. 3. Древнеримские акведуки.

  • Монолитность древнеримской архитектуры стала возможной благодаря использованию в строительстве всевозможных арок, опор и криволинейных перекрытий. Фасады амфитеатров и мосты укреплялись рядами аркад - характерной особенностью архитектуры Древнего Рима.
  • Сводчатые конструкции также стали важнейшим изобретением. Соединив вместе арки, римские зодчие смогли добиться усиления конструкции потолка и получить, таким образом, свод. Выстроив ряд арок в виде замкнутой окружности, они создали купол. В дальнейшем эти новшества послужили базой для развития многих архитектурных направлений.
3.9 . Всего получено оценок: 277.