Сражение у атолла мидуэй. Сражение у атолла мидуэй - описание, история и последствия Читать сражение у атолла мидуэй

Существует довольно распространенное мнение что у Мидуэя неумехи-американцы почти было проиграли битву. Но буквально за пять минут до того как японцы запустили свои ударные самолеты против американских авианосцев, США сказочно повезло. Горсть пикирующих бомбардировщиков -- последние силы американцев -- чудом нашла японское соединение и нанесла по авианосцам противника неприлично удачный удар.

Насколько эта упрощенная точка зрения соответствует реальности? Под катом я разберу многочисленные ошибки японцев -- дабы продемонстрировать что свою неудачу они весьма старательно выковали сами. Ну и опровергну некоторые довольно живучие мифы об этой битве, например миф о том что самим японцам все время не везло. Псто очень длинный, предупреждаю сразу.

Картинка для привлечения внимания. Авианосец Сорю на высокой скорости уклоняется от бомб Б-17.

Ошибки японцев

Честно скажу -- их так много, и многие из них настолько взаимосвязаны, что даже не знаю с чего начать. Но попробуем-с.

Противоречащие цели

Перед японским соединением в операции MI было по сути поставлены две противоречащие друг другу задачи:

  • Захват атолла Мидуэй
  • Выманивание американского флота из базы и его уничтожение

Противоречащие они потому что и то и другое требует одних и тех же самолетов (но с разным вооружением!), и следовательно пока мы бомбим атолл, наш удар по флотскому соединению врага будет куда более слабым. Плюс с тактической точки зрения, поддержка наземных войск отбирает у соединения авианосцев необходимую в морском бою гибкость -- ведь для налетов на Мидуэй нужно быть на определенном расстоянии от атолла, и стало быть враг примерно представляет где вас искать.

И при том при всем вообще непонятно зачем японцам был нужен Мидуэй. Как первый шаг в операции по захвату Гавайских островов? На это не не практически никаких шансов -- оборона Оаху была куда сильней чем в 1941, когда японцы на это не пошли (в октябре 1941 на островах было 30 тысяч солдат, к апрелю 1942 уже 70 тысяч, и скоро кол-во увеличилось бы до 115 тысяч). Использовать его как базу? Снабжать атолл было бы сущим кошмаром из-за американских субмарин (да и не было у японцев свободного транспортного тоннажа для этого, по большому счету). Плюс Б-17 с Гавайев регулярно наносили бы визиты вежливости, а прятаться на двух крошечных островах Мидуэя особо негде.

На деле главной и единственной задачей должно было быть окончательное уничтожение американского тихоокеанского флота. После этого японцы могли захватывать все до чего дотянутся руки, и американцы где-то до второй половины 1943 ничего не смогли бы что-то тому противопоставить. И из этого вытекает ошибка номер два:

Недостаточная концентрация сил

По сути у Мидуэя японцы хотели устроить пресловутый решительный бой американским флотом. Т.е. им надо было иметь максимальную концентрацию сил в месте сражения, и до начала оного беречь основную ударную силу своего флота -- авианосцы -- как зеницу ока.

Однако на деле Ямамото создал план, которые предусматривал два одновременных удара -- по Мидуэю (операция MI), и по Алеутским островам (операция AL). Причем захват Алеутских островов отнюдь не был предназначены для отвлечением внимания. В первоначальных планах нападение на Датч-Харбор и Мидуэй должно было произойти в один и тот же день (потом расписание слегка изменилось, но первоначальные намеренья остались те же). Так что Алеуты это просто совершенно отдельная, самостоятельная операция.

Далее, хоть Ямамото и послал практически все боеготовые корабли что у него были (все линкоры, все авианосцы, все тяжелые крейсера кроме четырех, и так далее), истратив значительное количество драгоценного для Империи топлива, однако силы эти не были собраны в единый ударный кулак. В соединении идущем на Мидуэй линкоры Ямато были так далеко позади авианосцев Нагумо что в случае сражения вряд ли смогли бы оказать хоть какую-нибудь поддержку (это и произошло в реальности). Четыре линкора Такасу также по сути были сами по себе. К тому почему план Ямамото был именно таким мы еще вернемся ниже, но вкратце это было результатом недооценки боевого духа американцев.

Что Ямамото должен был сделать вместо такого "размазывания сил" -- это держать группу линкоров неподалеку от авианосцев (а лучше спереди их, дабы те принимали на себя часть ударов американской авиации, и использовать радары Ise и Hyuga для предупреждения о налетах американцев. Интегрировать линкоры непосредственно с авианосцами Нагумо не получилось бы из-за слишком малой скорости первых. Вообще сам план битвы очень отчетливо демонстрирует что Ямамото еще не вполне осознавал тот факт что век линкоров уже кончился -- в отличии от американцев, которые послали в битву только свои авианосцы, с прикрытием из тяжелых крейсеров, и оставили свои старые медлительные линкоры дома.

Впрочем все несмотря на все эти ошибки, битва все еще могла закончится победой японцев -- ведь у них был козырной туз, шесть ударных авианосцев Кидо Бутай (機動部隊, "Мобильное соединение"). Но за месяц до битвы японцы послали два своих новейших авианосца Сёкаку и Дзуйкаку в Коралловое море, выполнять совершенно второстепенную задачу. Японское командование, очевидно, не понимало что на тот момент на Тихом океане существовало всего два типа задач: те что требовали всех шести авианосец Кидо Бутай, и те что не требовали ни одного. Ведь послав всего часть своих ударных АВ, японцы отказались от локального численного превосходства в том случае если тем придется вступать в бой с авианосцами американцев -- что и произошло. Американцам в той битве очень сильно досталось, но и японцы понесли потери -- Сёкаку был серьезно поврежден, и авиационные группы обеих японских АВ были весьма сильно потрепаны. Так Нагумо внезапно потерял треть своих ударных авианосцев за месяц до атаки атолла Мидуэй.

Более того -- в отличии от американцев, которые проявили чудеса изобретательности, введя потрепанный в упомянутом выше бою Йорктаун в строй всего за 48 часов (при том что по уму ему не мешало бы встать в сухой док месяца так на три), японцы даже не попытались свести две потрепаннык авиационнык группы Сёкаку и Дзуйкаку в одну группу для Дзуйкаку -- дабы тот смог принять участие в запланированной на июнь битве. Да, авианосные группы японских авианосцев были весьма жестко привязаны к своим кораблям -- в отличии от американцев -- но тут явно было весьма подходящее время для импровизаций. Тем более что группы остальных четырех авианосцев были весьма недоукомплектованы после шести месяцев боев -- анемичная военная промышленность японцев была неспособна восполнять даже относительно легкие японские потери, за весь 1942 год было произведено всего 56 авианосных самолетов (!). Вот группы четырех японских АВ, с которыми японцы атаковали бы Мидуэй:

Плюс на борту авианосцев было дополнительные 21 Зеро, которые планировалось разместить на Мидуэе после захвата атолла. Стало быть японцы атаковали бы Мидуэй с 248 самолетами; при налете на Пёрл-Харбор в Кидо Бутай их было 412.

Однако даже несмотря на потерю Сёкаку и Дзуйкаку всего за месяц до операции, японцы не стали менять свои планы нападания. Что, в свою очередь, приводит нас к ошибке номер три.

Недостатки планирования

Японцы в ВМВ вообще отличались чересчур жесткими и сложными планами которые часто предполагали определенные действия врага, и "сыпались" если враг вел себя нестандартно. Однако тут они превзошли самих себя. О двух одновременных и несвязанных между собой операциях против Мидуэя и Алеутских островов уже упомянуто выше, пройдемся по другим недостаткам.

Самый критичный недостаток, пожалуй, это то что Ямамото расчитывал что нападение на Мидуэй будет абсолютно неожиданным для американцев. Корабли США ожидались не ранее чем примерно через три дня после начала налетов на Мидуэй. То что американские авианосцы уже раз неожиданно появлялись там где были японские корабли -- в вышеупомянутой битве в Коралловом море -- совершенно не насторожило японцев. Пусть то что американцы взломали код JN25-B Ямамото знать не мог; но он вполне ответственен за то что данный код поменяли на JN-25V слишком поздно (27 мая, вместо 1 мая), за то что подготовка к нападению велась без надлежащих мер секретности (в отличии от налета на Пёрл-Харбор), и за то что из сражения в Кораллово море не было сделано никаких выводов.

Далее, Ямамото совершенно недооценил боевой дух американцев, и думал что если американцы увидят всю его армаду, то они откажутся от боя. Стало быть флот США надо выманивать на битвы -- оттого и столь странное "размазывание" ударных сил флота, упомянутое выше. Однако Нимица отнюдь не надо было никуда выманивать -- он искал боя, и так как перехваченная японская депеша от 24 мая позволила Нимицу точно оценить силы вторжения, он решил рискнуть.

Яронские штабные игры перед вторжением были форменным фарсом. Два эпизода отлично демонстрируют это. В первом японский офицер, играющий за американцев, смог проскользнуть сквозь наблюдательные кордоны японского игрока, и нанес фланговый удар по японскому соединению, условно повредив три авианосца. Напоминает то что произошло в реальности, не так ли? Однако судья тут же вынес вердикт что подобные действия американцев совершенно невозможны, и отменил американский удар. Во втором эпизоде после броска костей (так симулировали элемент случайности) судья объявил что воздушные силы американцев, базирующиеся на атолле, смогли добиться девяти попаданий по авианосцам японцев, потопив Акаги и Кагу. Угаки персонально вмешался в этот эпизод, и снизил кол-во попаданий до трех, сделав Кагу единственной жертвой налета. А позже в учениях Кага внезапно "воскресла", и наравне с остальными авианосцами участвовала в операциях против Фиджи и Новой Каледонии.

Да, Ямамото отдал Нагумо устные приказ держать половину своих ударных авианосцев наготове, на случай появления американского флота. Но то что Нагумо нарушил этот устный приказ в ходе боя совершенно закономерно следует из логики сражения, и пожалуй не может ставится ему в вину.

Еще отмечу недостатки планирования в области разведки. И тут чрезмерная жесткость планов, и недооценка противника привели к плачевным последствиям для японцев. Операция К -- разведка Оаху с помощью летающей лодки -- потерпела неудачу: лагуна где летающая лодка должна была дозаправиться от японской субмарины оказалась занята америкацами. Два пикета японских субмарин -- южный (А) и северный (Б) -- вышли на позиции несколько позже чем по плану, когда американское флотское соединение уже прошло через это место. Да и расстояние между лодками было слишком велико и не гарантировало того что они что-то смогут заметить. Для поисковых же операций с использованием авиации было выделено совершенно недостаточно сил -- см. ниже, миф о Tone #4, там приведена поисковая схема.

Ну и наконец глупостью был то что Ямамото решил иметь свой штаб на линкоре Ямато. В результате получилась форменная шизофрения, ибо необходимость соблюдать радиомолчание противоречила необходимости отдавать приказы. К тому же у Ямамото возник дополнительные лаг с получением и отдачей приказов. Времена Нельсона давно прошли и командующий флотом должен быть на берегу -- как Нимиц.

Ошибки в бою

В принципе должно быть понятно что с учетом вышеперечисленных недочетов Нагумо уже мало что мог изменить к утру 4 июля, и постигшая Кидо Бутай катастрофа вполне закономерна. Однако мне хочется остановится на одном эпизоде боя, в котором японское командование проявило гигантскую неосмотрительность, предпочтя заведомо малорезультативную агрессивность "потере лица".

После первого налета американских пикирующих бомбардировщиков у японцев все еще оставался один неповрежденный авианосец -- Хирю под началом Ямагути. Логично было бы послать его и небольшой эскорт навстречу Главному Флоту Ямамото сразу после запуска двух волн ударных самолетов против американского флоского подразделения -- с этого момента его ценность в планируемой Нагумо ночной битве была бы небольшой. Так японцы сохранили хотя бы один авианосец из четырех, и так же как и в реальности уничтожили бы американский Йорктаун.

Однако авианосец продолжил упорно идти навстречу американцам вместе с другими кораблями Кидо Бутай. Итог этого был вполне закономерен: следующая же волна самолетов американцев добилась четырех попаданий тысячефунтовых бомб в носовую часть Хирю.

Резюме

Надеюсь теперь ясно что я имел в виду, написав "свою неудачу японцы весьма старательно выковали сами". Нагумо был поставлен в заведомо невыгодное положение задолго до того как он узнал о присутствии американского флота на театре военных действий. И кстати, если внимательно читать, то можно отметить что многие указанные выше недостатки прямо следуют из чересчур большой увлеченности японцев принципом "нападением превыше всего" -- о чем я и в предыдущем посте.

Стоит отметить что американцы со своей стороны сколь-нибудь серьезных ошибок на мой взгляд не допустили. Недостатки в тактике, материальной части и обученности личного состава, которые привели например к разрозненным ударам американских авианосных эскадрилий, я бы к сознательным ошибкам относить не стал -- просто суровая правда жизни.

В общем остается только согласиться с оценкой военно-морского секретаря США Нокса, которую тот дал узнав о японском нападении на Мидуэй: "Japan was either unable to understand modern war or not qualified to take part in it" (Япония либо не была способна понять современную войну, либо не была достаточно компетентна дабы принимать в ней участие").

Мифы

Теперь давайте разберем мифы -- их о Мидуэйском сражении накопилось очень много.

Миф 1: Японцам все время фатально не везло

Не буду повторяться о том что они своему невезению весьма помогли, а вместо этого перечислю енкоторые случаи когда японцам на мой взгляд значительно подфартило.

Во-первых поисковой самолет Tone #4, на который зачастую валят вину за своевременное не обнаружение сил американцев (что само по себе миф, реально за профукивание американских кораблей ответственен пилот Chikuma #1), на деле обнаружил их единственно потому что он а) опоздал с вылетом б) его пилот решил самовольно изменить поисковый план.. Диаграмма для понимания (кликабельно):

Во-вторых японские корабли умудрились не получить ни единого попадания вплоть до атаки пикирующих бомбардировщиков -- хотя близких попаданий и пусков торпед в ходе атак B-26, B-17, VMSB-142, VT-8, VT-6 и VT-3 было навалом. Была даже попытка B-26 таранить рубку Акаги, промахнулся его пилот буквально на несколько метров. У американской подлодки Наутилус которая также атаковала корабли Кидо Бутай одна из торпед при попытке пуска застряла в торпедном аппарате.

На фотографии запечатлены разрывы 500-фунтовых бомб B-17 рядом с Хирю,

В-третьих атаки VT-8 и VT-6 могли бы быть куда более результативны если бы у них было истребительное прикрытие. И оно вполне могло быть, в виде уайлдкэтов VF-6. Однако командир оного подразделения -- Грей -- не заметил момента атаки этих двух подразделений, и по какой-то причине не услышал просьб помощи по радио. В результате японские зеро порвали медлительные американские торпедоносцы как тузик грелку, а Грей какое-то время повыписывал восьмерки над кораблями японцев, и в конце концов полетел назад без боя. Причем те заметили его только когда он начал лететь домой, что очень многое говорит насчет их контроля над воздушной обстановкой

Миф 2: Надо было посылать самолеты двухфазовый поиск

Это появилось с подачи книги Футиды "Мидуэй", в которой он зачем-то написал весьма много откровенной неправды. В японской доктрине на тот момент пуска по двум фазам (т.е. например одна волна поисковых самолетов взлетает задолго до раасвета, а вторая в момент рассвета) не существовало, он появился именно как результат сражений 1942 года. Странно ставить в укор Генде то что он не мог предвидеть будущего. Критиковать тут надо другое, а именно недостаточное кол-во самолетов отправленных на разведку.

Миф 3: Нагумо не была передана информация от разведки

Снова книга Футиды. Там он пишет что мол командование (т.е. Ямамото) не передало некую важную информацию Нагумо, и что авианосец Акаги в любом случае был крайне плохо оборудован для приема той информации.

Последнее отчасти верно, попросту из-за высоты авианосца над морем, но рядом были Haruna, Kirishima, Tone, и Chikuma у которых в данном отношении все было в порядке. План операции предусматривал что каждый корабль настроится на частоту Первого Отдела Связи в Токио, а тот в свою очередь транслировал информацию которая стекалась в Токио с кораблей Объединенного флота. Так что технических проблем получать приказы от командования на Акаги не было.

Теперь касательно якобы отсутствующей информации. На деле на Акаги еще до битвы знали что с 29 мая увеличилось кол-во воздушных патрулей с Мидуэя. Знали они и об увеличении кол-ва патрулей американских подлодок. И даже знали что "согласно генштабу [японского] флота, радиообмен между кораблями противника в районе Гонолулу значительно усилился в последние дни". Причем заведомо известно что информация эта не была получена от других кораблей Кидо Бутай (т.е. передали её из Токио), и что она была получена уже после выхода в море, ибо описывает действия противника на 29-31 мая.

Проблема Нагумо была в том что он не желал анализировать поступающую информацию и соответствующим образом действовать, а не в том что информации у него не было.

Миф 4: Японцы спешно меняли оружие ударных самолетов на летных палубах всех четырех авианосцев, и минут через пять были готовы начать запускать самолеты, когда пикирующие бомбардировщики американцев превратили летные палубы японских АВ в инферно.

Снова книга Футиды, и снова ложь. Перевооружать надо было всего треть самолетов на двух авианосцах из четырех. С пикирующими бомбардировщиками с Хирю и Сорю вообще ничего не надо было делать, ибо обычно японцы вешали их бомбы во время споттинга на летной палубе, и следовательно ОФ бомб для второй атаки Мидуэя на них еще не было. На Акаги и Каге же до приказа перевооружаться обратно для удара по американским кораблям успели заменить торпеды на бомбы только на трети торпедоносцев -- в силу того что для этой процедуры нужны были тележки, а их хватало ровно на треть самолетов.

Причина того что японцы так и не смогли запустить ударную волну против американских кораблей в другом -- у них попросту не было времени для споттинга (т.е. выстраивании на палубе) нормальной ударный волны, из-за продолжающихся налетов американцев, и следовательно необходимости в постоянноых взлетах и посадках троек истребителей. В момент удара пикировщиков ударных самолетов на палубах японских авианосцев вообще не было. Максимум -- небольшие группы истребителей. Судовые журналы японских авианосцев были утеряны вместе с кораблями, но вот журналы авианосных эскадрилий остались. По ним можно реконструировать активность на летных палубах японских АВ (кликабельно):

Как видим на всех палубах японских АВ было очень много запусков/приемов истребителей. Когда на палубе идет споттинг ударной волны посадка самолетов становится невозможной; взлет же истребителей воздушного патруля теоретически возможен, но на практике нет ни одного документированного случая когда японцы это делали бы. Споттинг полновесной ударной волны (пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы, истребители), с учетом прогрева двигателей занимал примерно 45 минут, а то и час. В общем ни о каком ударе в 1025-1030 (т.е. через пять минут после начала атаки пикировщиков) и речи идти не может. Подтверждением тому служит Хирю -- там, вероятно, начали споттинг ударной волны в районе 1015-1025, и сумели запустить самолеты примерно в 1050 -- причем без торпедоносцев Томонаги.

Миф 6: Удар пикировщиков был дикой удачей, ибо они заметили японцев когда топливо почти кончилось. Японские истребители в тот момент все были после около поверхности океана, отражая атаки торпедоносцев. Дополнительных сил у американцев уже не оставалось.

Многие не осознают что на японское соединение независимо друг от друга вышло две группы американских пикировщиков -- VB-3 и VB/VS-6. Топливо начинало кончаться у последних, ну и по следам одинокого эсминца нашли японское соединение именно они. У группы VT/VF/VB-3 всех этих проблем не было.

Но давайте предположим что японцам повезло еще больше чем в реальности, и заблудилось сразу две группы пикировщиков из трех, вместо одной "потеряшки" в реале -- VF/VB/VS-8. Удар бы все равно произошел, пусть и меньшей силы, и как минимум один-два АВ японцы скорее всего потеряли бы. Кстати касательно заблудившейся VF/VB/VS-8 -- стоило бы наверное японцам записать как удачу то что их ударные группы с Хирю оба раза нашли американские корабли без особых проблем;)

Тот факт что японцы не замечали пикирующие бомбардировщики чуть ли не до того момента когда те начали пикировать также не удача, а закономерность -- на это указывает тот факт что ранее они абсолютно так же не заметили барражирующие истребители Грея, и что подобные случаи бывали и ранее -- при действиях в Индийском океане.

То что якобы торпедоносцы заставили японские истребители уйти с высоты также неверно -- достаточно посмотреть на разрыв во времени между атаками VT-6 / VT-8 и атаками пикировщиков, и учесть весьма немалую скороподьемность зеро. Смысл самопожертвования торпедоносцев в другом: их постоянные атаки не дали японцам шанса запустить свою контратаку против американского подразделения.

Наконец силы у американцев вполне оставались. На Йорктауне все еще был резервная эскадрилия пикирующих бомбардировщиков, VS-5. Что даже несколько умелых пикировщиков могут сотворить с авианосцем отлично продемонстрировал лейтенант с "говорящей" фамилией Бест, который одним-единственным попаданием утопил авианосец Акаги (!). В конце концов еще была та самая поетрявшаяся VF/VB/VS-8, были остатки других эскадрилий. Их вполне реально было снова заправить, перевооружить, и отправить в еще один налет против японцев.

Собственно обратите внимание на фотографию горящего Хирю выше. Этот результат был достигнут всего одной авианосной группой американцев -- VB-6/VS-6 с Энтерпрайза. Подразделение Хорнета (VB-8/VS-8), увидев многочисленные попадания по Хирю, предпочло атаковать крейсера Tone и Chikuma. Понятно что если бы у японцев все еще были бы другие авианосцы, VB-8/VS-8 попыталось бы уничтожить их. И кстати японцы опять очень долго не замечали эти бомбардировщики.

Более того. Задним умом вполне понятно что именно пикировщикам было суждено быть основной ударной силой американцев. Торпедоносцы TBD были к тому времени совершенно устаревшими и слишком медлительными машинами, не идущими ни в какое сравнение с японскими Тип 97 (B5N2). Американские торпеды в начале войны страдали кучей проблем -- что в хоже битвы отлично продемонстрировала подводная лодка Наутилус. Её капитан с достаточно близкого расстояния пустила веер из четырех торпед по горящей Каге. Одна торпеда попросту не вышла из торпедного аппарата (второй такой случай за этот день). Вторая и третья сбились с курса и прошли справа и слева от корабля. Взрыватель четвертой торпеды не сработал, и после удара о борт авианосца та просто развалилась на куски.

Миф 7: Японский флот потерял весь цвет своих морских летчиков авиации в сражении у Мидуэя.

Потери летного состава на трех авианосцах из четырех были относительно малы: Кага потеряла 21 летчика, Сорю 10, Акаги 7. Хирю досталось весьма сильно -- 72, более 50% летного состава корабля. Общие потери авианосцев составили 110 человек летного состава, из них 74 было потеряно в воздухе (т.е. даже если бы авианосцы избежали ударов, эти летчики все равно скорее всего умерли). Только 36 человек погибли непосредственно на борту кораблей. Плюс потеряно было 11 летчиков самолетов-амфибий с крейсеров. Последующие за Мидуэем битвы 1942 года были вполне сравнимы по числу потерь: 110 летчиков в сражении у восточных Соломоновых островов , 145 летчиков в сражении у Санта-Крус.

Более ощутима, к слову, была потеря 40% списочного состава техников, ибо в относительно слабо индустриализированной Японии их было очень трудно заменить. Но на деле самые тяжелые потери, которые японцы так и не смогли возместить -- это сами корабли. Настоящее значение битвы -- в уничтожении четырех японских ударных авианосцев, и немедленно последующая за этим потеря стратегической инициативы.

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ У АТОЛЛА МИДУЭЙ 1942 ГОД

Атолл Мидуэй занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана на пересечении морских и воздушных коммуникаций между США и странами Азии. 4-6 июня 1942 года вблизи атолла Мидуэй произошло крупное морское сражение между японским (командующий адмирал И. Ямамото) и американским (командующий адмирал Ч. Нимиц) флотами в рамках Мидуэй - Алеутской операции японского флота (3-6 июня 1942 года). Целью операции являлся захват атолла Мидуэй и островов Кыска иАтту (Алеутские острова), разгром Тихоокеанского флота США и обеспечение господства японского флота в центральной и северной частях Тихого океана.

Верховное командование Японии задолго готовилось к захвату Мидуэя. К концу апреля 1942 года план операции, порученный для разработки штабу Объединенного флота, был составлен и утвержден адмиралом Ямамото. 5 мая японская императорская ставка издала директиву, в которой главнокомандующему Объединенным флотом приказывалось "во взаимодействии с сухопутными силами осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов". (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. М., 1958. С. 100.) Высадка десанта намечалась на 4 июня. Захват Алеутских островов должен был начаться на сутки раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север.

Для проведения этого масштабного наступления на двух направлениях штаб Объединенного флота планировал привлечь максимальное количество сил. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов, в том числе не менее 11 линейных кораблей, 8 авианосцев, 22 крейсера, 65 эскадронных миноносцев и 21 подводной лодки, а также примерно 700 самолетов. (Футида М., Окумия М. Указ. соч. С. 107.) Это была самая большая концентрация военно-морских сил в истории. Тихоокеанского региона. Эти силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото.

На центральном направлении было создано авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо.в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линейных кораблей, 3 крейсеров, 12 эсминцев и соединение вторжения на Мидуэй под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо, в состав которого вошли 15 транспортов (5 тысяч человек десанта), легкий авианосец, 2 авиатранспорта, 2 линейных корабля, 10 крейсеров, 21 эскадренный миноносец.

" Для захвата Алеутских островов - Атту и Кыска - выделялось северное соединение вице-адмирала Мосиро Хосогая, которое включало 2 легких авианосца, 6 крейсеров, 12 эсминцев, 6 подводных лодок, 4 транспорта (2 450 человек десанта) и ряд других боевых кораблей и судов.

Главные силы японского Объединенного флота под командованием адмирала Ямамото должны были действовать таким образом, чтобы одновременно обеспечить поддержку сил на центральном и северном направлениях. В их состав входили 7 линейных кораблей, легкий авианосец, 3 крейсера, 21 эскадронный миноносец, 2 авиатранспорта (они несли карликовые подводные лодки). В ходе операции из состава этих сил для прикрытия высадки десантов на Алеутские острова выделялось соединение прикрытия (Алеутский район), в которое входили 4 линейных корабля, 2 крейсера, 12 эсминцев. (История второй мировой войны, 1939 - 1945. Т.5. М., 1975. С. 392.)

Японский флот снялся со своих баз 27 мая, в день празднования годовщины создания флота, и взял курс на Мидуэй. Японское командование уделяло большое внимание оперативной маскировке, чтобы достичь внезапности удара. Однако американскому командованию удалось расшифровать код, которым пользовались японцы, и заранее узнать о планах Объединенной эскадры. Еще за три месяца до начала операции американская армия стала энергично готовиться к боям. Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Нимиц в начале мая посетил Мидуэй и принял меры по усилению его гарнизона и строительству новых оборонительных сооружений.

К началу июня авиация на Мидуэе была усилена 16 пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты, 7 истребителями, 30 летающими лодками морской авиации, атакже 18 самолетами "В-17" и 4 самолетами "В-26" из состава армейской авиации. Всего на Мидуэе насчитывалось 120 самолетов. Было установлено большое количество зенитных батарей. На Мидуэй прибыло несколько торпедных катеров для патрулирования побережья. Силами подводных лодок образованы три дозорные линии в виде дуг на удалении 100, 150 и 200 миль от атолла. Все 20 лодок заняли назначенные позиции к 4 июня.

Против японской эскадры адмирал Нимиц заблаговременно развернул два оперативных соединения в составе 3 тяжелых авианосцев (233 самолета), 8 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев под командованием контр-адмирала Ф. Флетчера. (Советская военная энциклопедия. Т.5. М., 1978. С. 277.) Таким образом американцы уступали противнику главным образом в крупных артиллерийских кораблях (линкорах и крейсерах). Превосходство японцев в самолетах было компенсировано американской авиацией берегового базирования.

Операция началась 3 июня ударом японской авиации по военно-морской базе Датч-Харбор (о. Уналашке из группы Алеутских остроВ районе атолла Мидуэй события разворачивались следующим образом. 3 июля в 600 милях от атолла американский самолет обнаружил японское десантное соединение. Первые удары американской авиации по противнику были безуспешными.

4 июня 108 японских самолетов, поднятые с авианосцев, нанесли удар по атоллу, но не решили главную задачу - не уничтожили американскую авиацию, так как американские самолеты были подняты в воздух и следовали для удара по японским кораблям. Но их атака не нанесла им серьезного ущерба.

В это время с трех американских авианосцев поднялось 126 бомбардировщиков и торпедоносцев и 26 истребителей для удара по японским кораблям. Только трем группам торпедоносцев удалось атаковать японские авианосцы. Корабли не пострадали. Было сбито 37 американских самолетов.

После возвращения самолетов первого удара, японское командование решило провести еще одну атаку. Но когда торпеды, предназначенные для атаки американских судов - этими торпедами были вооружены торпедоносцы - стали приспосабливать для бомбардировки наземных целей, поступило сообщение: "Обнаружена эскадра противника". Вновь начали спешно оборудовать самолеты для бомбардировки судов. И в тот момент, когда самолеты, нагруженные бомбами, торпедами и горючим, готовились подняться со взлетных площадок, на них обрушились 30 американских пикирующих бомбардировщиков. (История войны на Тихом океане. Т.З. М„ 1958. С. 276.) Бомбардировщики поднялись с авианосцев "Энтерпрайз" и "Йорктаун". Менее чем за пять минут они уничтожили цвет японского флота - тяжелые авианосцы " Kara", "Акати" и "Сорю". За всю историю войн не было более быстрого или более драматического изменения соотношения сил.

В этот же день американские самолеты нанесли тяжелые повреждения авианосцу "Хирю". 5 июня он был потоплен своим эскадренным миноносцем.

Японские бомбардировщики тяжело повредили американский авианосец "Йорктаун", который 6 июня был атакован японской подводной лодкой и утром следующего дня затонул.

В результате сражения у Мидуэя японцы потеряли 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев); линейный корабль, тяжелый крейсер, 3 эсминца и 1 транспорт получили повреждения. 5 июня Ямамото отменил высадку десанта на Мидуэй, отозвал северные соединения с Алеутских островов и начал отход всех сил флота на свои базы.

Американцы потеряли: тяжелый авианосец, эсминец и 150 самолетов, в том числе 30 базировавшихся на Мидуэе. Произошедшее морское сражение изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу флота США: у японцев остались 1 тяжелый и 4 легких авианосца против 3 тяжелых у американцев. (Советская военная энциклопедия. Т.5. С. 277.) К тому же японцы не могли догнать американцев в их строительстве. В Японии строились или ремонтировались б авианосцев, а в США было заложено не менее 13 обычных и 15 эскортных авианосцев. (Фулаер Дж. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор. М., 1956. С. 203.)

После этих событий японцам уже стало невозможно осуществлять активные наступательные операции. При поддержке флота американские силы перешли к контрнаступлению на Тихоокеанском театре военных действий.

Использованы материалы книги: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

Литература:

1. История войны на Тихом океане: В 5-й т. / Под общ. ред. У. Сейдзиро. - Т.4. - М., 1958.

2. История второй мировой войны. 1939-1945: В 12-й т. / Ред. кол. А.А. Гречко (глав. ред.) М., 1975. - Т.5. - С. 391-396.

3. Кампании войны на Тихом океане. Материалы по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединенных Штатов. -М., 1956.

4. Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море. (1939-1945). - М., 1965.

5. Роскилл С. Флот и война. - Т.2. - М., 1970.

6. Советская военная энциклопедия: В 8-й т./Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1978. - Т.5. - С. 276-278.

7. Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. - М., 1958.

8. Шерман Ф.С. Американские авианосцы в войне на Тихом океане. -М., 1956.

Какие ассоциации у жителя нашей страны вызывала фамилия Ямамото в послевоенные десятилетия? В голове всплывало смутное: огромные железные громады кораблей, жерла орудий, которые выстреливали снаряды на десятки километров - по судам противника. Хотя наша страна и не участововала в тех сражениях, но народ читал в книгах о том, что вблизи атолла Мидуэй произошло крупное морское сражение между японским и американским флотами. Командующим японского флота был адмирал И. Ямамото. Какие чувства возникают, когда современный человек читает на упаковке имя Yohji Yamamoto ? Возникают ассоциации с чем-то приятным. Приятный запах, приятные встречи. Время меняет ассоциации. Такова жизнь.

Сражение у атолла Мидуэй (англ. Battle of Midway, яп. ミッドウェー海戦) - крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 250 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Сражение у атолла Мидуэй. Диорама сражения

Планы сторон

Япония

Не существует единого мнения о причинах, побудивших японцев атаковать атолл Мидуэй. Принято считать, что со стороны японского флота целью операции, включавшей отвлекающую атаку на Алеутские острова, являлось уничтожение американских авианосцев и окончательная нейтрализация Тихоокеанского флота США. Японцы также намеревались занять Мидуэй с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила также подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа, а также к возможному вторжению на Гавайи.

Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Пёрл-Харборе, японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй, а затем уничтожить авианосцы противника в случае, если последние придут на выручку гарнизону. Как и в случае с атакой на Пёрл-Харбор, была сделана ставка на внезапность нападения.

Силы японского флота были разделены на две части:

ударная группа авианосцев (командующий - адмирал Нагумо).

Расчёт японцев на внезапность не оправдался. В мае 1942 группа дешифровщиков Тихоокеанского флота (HYPO) раскрыла японский военно-морской код JN-25. Пользуясь кодом, группа узнала точное место японского удара и состав атакующих сил. На основе этой информации командующий американским флотом адмирал Нимиц спланировал ответные действия. Американские авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Ход сражения

Первые столкновения

Первый удар нанесли американцы: 3 июня девять тяжёлых бомбардировщиков B-17, поднявшись с базы Мидуэй, нанесли удар по транспортным судам японской группировки. Как выяснилось позднее, ни одна бомба в цель не попала.

В 04:30 утра 4 июня стартовала первая волна японских бомбардировщиков и истребителей прикрытия. В 04:45 самолёты построились и легли на заданный курс - 36 торпедоносцев Nakajima B5N «Кейт» с авианосцев «Хирю» и «Сорю», 36 пикирующих бомбардировщиков «Вэл» с авианосцев «Акаги» и «Кага» и 36 истребителей «Зеро», по 9 с каждого авианосца. Истребителями прикрытия командовал лейтенант Суганами Минору. В 06:20 атакующая группа из 108 самолётов достигла атолла и нанесла удар по базе, причинив ей значительные разрушения.

Американские истребители F4F-3 и F2A-3 (под командованием майора Паркса и капитана Армстейда), находившиеся на базе, вступили в бой и, несмотря на тяжёлые потери, сбили несколько бомбардировщиков и, по меньшей мере, три Zero. Большинство американских машин было сбито истребителями лейтенанта Суганами. Вернулись 10 самолётов из 25, причем 4 разбились при посадке. 221-я авиагруппа была уничтожена.

Бо́льших успехов добилась зенитная артиллерия: было сбито около трети атаковавших бомбардировщиков.

Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налёта и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздуха.

группа линкоров с сопровождением (командующий - адмирал Ямамото).

Атака Файберлинга и Коллинза

Бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger (лейт. Файберлинг, они поднялись с Мидуэй в 6.10) и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder (кап. Коллинз), также вооружённых торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолёты, кроме одного Avenger’а и двух B-26.

В соответствии с японской доктриной того времени, командующий авианосной группой адмирал Нагумо держал половину своих самолётов в резерве на случай отражения атаки авианосцев противника. Всего было 36 пикирующих бомбардировщиков с «Хирю» и «Сорю», 36 торпедоносцев с «Акаги» и «Кага» и 36 истребителей, снова по 9 с каждого авианосца. Соответственно цели, резервные самолёты были вооружены торпедами. После отражения первого налёта американцев Нагумо решил, что опасность атаки миновала и приказал перевооружить резерв бомбами для повторной атаки Мидуэя. Приказ был отдан в 7:15 и работы были в разгаре, когда в 7:40 поступило сообщение от самолёта-разведчика об обнаружении значительных американских сил. Нагумо немедленно отменил предыдущий приказ и на резервные самолёты вновь стали подвешивать торпеды. Ещё через полчаса от разведчика поступило сообщение, что обнаружен всего один авианосец противника (остальные не были обнаружены).

Атака Хендерсона

В 7:50 к японскому флоту подошла эскадрилья из 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес» под командованием майора Хендерсона. (Отдельно шла группа из 11-ти пикировщиков «Виндикейтор»). Самолёт Хендерсона был сбит ещё на подходе, и командование принял капитан Эльмер Глайден. Часть пикировщиков атаковала авианосец «Хирю» с пологого пикирования. «В 8.08 авианосец увернулся от четырёх бомб. В 8.12 ещё две бомбы легли справа. Корабль тряхнуло и засыпало осколками. Четыре матроса были убиты, шесть ранено». Три бомбардировщика атаковали авианосец «Кага», не добившись попаданий. Практически все американские пикировщики были сбиты.

Атака Суини

Аннотация издательства:

В книге дается описание боевых действий американских подводных лодок во второй мировой войне, главным образом на Тихом океане. Подробно говорится об одиночных и групповых действиях лодок против торгового флота Японии, а также действиях против ее боевых кораблей. Рассматриваются тактические приемы подводных лодок по использованию торпедного оружия, постановка мин, выполнение специальных заданий и другие вопросы. Русское издание книги рассчитано на офицеров и адмиралов военно-морского флота.

Разделы этой страницы:

Весной 1942 года некоторое время главный японский штаб был занят одним спорным вопросом: следует ли занять Австралию, двигаясь вдоль восточного побережья Новой Гвинеи, мимо Соломоновых островов и островов Новые Гебриды, или же укрепить оборонительную линию между островами Уэйк и Гилберта, захватив Мидуэй в центральной части Тихого океана и западную часть Алеутских островов на крайнем севере.

Различные группировки офицерского состава Японии приводили очень много доводов в защиту и того и другого предложения. Действия в южной части Тихого океана одобряли те, кто хотел сохранить Филиппинские острова и Голландскую Ост-Индию или продвинувшимися до Рабаула силами продолжать (без особого труда) вытеснять из южной части Тихого океана уже ослабленные силы союзников и тем самым прервать американо-австралийскую линию снабжения.

Небезызвестный адмирал Ямамото стоял за захват острова Мидуэй и Алеутских островов. С одной стороны, укрепление японской линии обороны в средней части Тихого океана ослабило бы угрозу воздушных рейдов, которое совершали самолеты на Токио, и усилило бы прикрытие Японии от американских подводных лодок. С другой стороны, вопрос снабжения и передвижения в южной части Тихого океана становился чрезвычайно сложным. Наступление на Австралию удлиняло коммуникации, а это, в свою очередь, означало увеличение числа потребных транспортных судов.

Между тем время не ждало. После рейдов на Лаэ и порт Саламоа значительные американские морские силы сосредоточились на островах Новые Гебриды, где на островах Эфат и Эспириту-Санто были созданы базы. С этих баз и действовали два оперативных соединения военно-морского флота США. Одним командовал контр-адмирал Фитч, а другим - контр-адмирал Флетчер. В состав каждого соединения входили авианосцы, по два крейсера и эскадренные миноносцы.

Попытка совершить рейд на Рабаул и стремительные атаки на японские базы на Новой Гвинее заставили японцев решить вопрос в пользу южного варианта войны на Тихом океане. В начале апреля японские ударные войска высадились в северной части группы Соломоновых островов, где создали базу для гидросамолетов на острове Тулаги (в восточной части группы). Одновременно была произведена атака на порт Морсби в юго-восточной части Новой Гвинеи. Японские войска накапливались в Рабауле (остров Новая Британия) и в городе Буи (остров Бугенвиль). На островах Трук (группа Каролинских островов) в полной готовности находилась значительная морская группировка сил. Сопровождаемые тремя крейсерами, двумя эскадренными миноносцами и авианосцем «Сёхо», войсковые транспорты должны были прибыть к месту назначения на Соломоновы острова. Ударное соединение в составе авианосцев «Секаку» и «Дзуйкаку», двух крейсеров, семи эскадренных миноносцев и танкера должно было обойти восточную часть Соломоновых островов и атаковать надводные силы союзников в Коралловом море.

В результате боя в Коралловом море продвижение японских сил было остановлено. Осведомленный о намерениях противника, верховный главнокомандующий союзными силами приказал оперативным соединениям надводных кораблей вступить в бой. 4 мая авианосец «Йорктаун» взял курс на Соломоновы острова; трижды с его палубы в воздух поднимались самолеты, чтобы нанести японским войскам удары на острове Тулага. Во время этого неожиданного для японцев рейда были уничтожены японский эскадренный миноносец и минный заградитель.

7 мая самолеты с американских авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун» обнаружили недалеко от острова Мизима японский авианосец «Сёхо». Японские истребители типа «Дзэро» поднялись в воздух, чтобы перехватить самолеты противника, а американские пикирующие бомбардировщики сбросили бомбы, которые попали точно в цель. Через несколько секунд японский авианосец загорелся. Американские самолеты-торпедоносцы завершили атаку, и «Сёхо» пошел ко дну, имея на борту 200 человек команды.

Японский конвой начал отходить на север. Однако авианосцы «Секаку» и «Дзуйкаку» уже обошли с восточной стороны Соломоновы острова и находилась в Коралловом море. Японским самолетам под прикрытием облаков удалось неожиданно обнаружить американские силы вблизи острова Мизима. Они атаковали американский эскадренный миноносец «Симе» и танкер «Неосе». В миноносец попало три бомбы, и он через несколько минут затонул, причем из команды были спасены только 13 человек. Танкер получил семь попаданий и также затонул, причем 176 человек из состава его команды погибли.

Весь день и всю ночь с 7 на 8 мая авианосные силы противников маневрировали на большом удалении. Воздушный бой вновь начался утром 8 мая по установлении самолетами-разведчиками обеих сторон местонахождения главных сил противника, и с палуб авианосцев в воздух поднялись самолеты для проведения встречной атаки,

С авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун» поднялось 82 самолета, с палуб японских авианосцев «Дзуйкаку» и «Секаку» - 70 самолетов. Далеко в море эскадрильи самолетов разошлись на дистанции, превышающей дистанцию дальности орудийного выстрела. В 11 час. начался воздушный бой. Самолеты с авианосца «Йорктаун» нанесли удары по авианосцу «Секаку». Две бомбы по 450 кг попали в корабль, разрушили его взлетную палубу и вызвали пожар. Поврежденный авианосец двигался зигзагообразно, стараясь скрыться от самолетов-торпедоносцев. Самолеты с авианосца «Лексингтон», которые атаковали японский авианосец «Дзуйкаку», встретили сильное сопротивление истребителей и зенитной артиллерии; семь американских самолетов было сбито. Бомбы, сброшенные бомбардировщиками, не причинили серьезных повреждений авианосцу, ему удалось также избежать атаки самолетов-торпедоносцев. Очевидно, корабль получил лишь незначительные повреждения.

Прикрытые более темной частью горизонта, японские авианосцы находились в лучшем положении, чем американские, которые были видны на светлой части горизонта. Только большая активность действия группы самолетов-перехватчиков, усиленный зенитный огонь и умелое управление кораблем спасли авианосец «Йорктаун».

«Лексингтон» водоизмещением 33 000 т был больше «йорктауна», и поэтому японские самолеты в первую очередь атаковали его. Из-за неправильно распределенных сил прикрытия большая часть крейсеров сопровождала «йорктуан». В дополнение к этому следует указать, что в результате разделения авианосной группы на две части получилось так, что «Лексингтон» принял на себя основной удар, оказавшись почти без прикрытия.

Японские самолеты-торпедоносцы добились попадания двух торпед в левый борт авианосца «Лексингтон». Через минуту бомба весом 450 кг уничтожила носовую орудийную батарею левого борта: небольшая бомба разорвалась также внутри дымовой трубы корабля, возник пожар на надстройке. Аварийным командам удалось потушить огонь, и авианосец продолжал двигаться. Но бомбы, попавшие в авианосец, разрушили бензопроводы, и в 13 час. скопившиеся пары бензина вызвали взрыв. Огонь распространялся по палубе, приближаясь к артиллерийским погребам. Тогда был отдан приказ покинуть корабль, после чего он был потоплен американским эскадренным миноносцем. Во время пожара и взрыва погибло свыше 200 человек.

В этом бою американцы потеряли авианосец «Лексингтон», два эскадренных миноносца и 66 самолетов. Японцы потеряли авианосец «Сёхо» водоизмещением 12 000 т, один эскадренный миноносец (около острова Тулаги) и 60 самолетов. Сравнивая эти потери, японцы заявляли, что они одержали победу. Но бой в Коралловом море - первое морское сражение в истории, в котором надводные силы противников не видели друг друга, - был большой победой для союзников. Японский план вторжения в порт Морсби был сорван. Япония поняла, что американский флот всего через шесть месяцев после поражения в Пирл-Харборе оказался способным собрать мощные надводные силы в Тихом океане. Японцы потеряли во время боя в Коралловом море значительно больше, чем небольшой авианосец и эскадренный миноносец, - они потеряли свой престиж.

Чтобы восстановить свою репутацию, японский главный штаб обратился к адмиралу Ямамото. В распоряжении Ямамото находилось более ста кораблей, в том числе 11 линейных кораблей и четыре авианосца.

Поддержка подводными лодками операций флота

До мая 1942 года американские подводные лодки (за исключением выполняющих специальные задания) действовали преимущественно самостоятельно в указанных районах против торговых и военных кораблей противника.

Такого рода действия продолжались до конца войны. Но постепенно подводные лодки начали действовать по поддержке сил флота в операциях. Во многих операциях (боях), в которых принимали участие авианосцы и другие надводные корабли, а также в десантных операциях подводные лодки играли большую роль. В этих случаях лодки обычно действовали в одиночку, либо придерживались тактики действия в составе групп.

Когда стало намечаться сражение за остров Мидуэй, все подводные лодки Тихоокеанского флота были призваны оказать поддержку флоту. Впервые подводные лодки, базировавшиеся на Пирл-Харбор, прервали свое патрулирование, чтобы действовать совместно с Тихоокеанским флотом. Во время боя в Яванском море подводные лодки Азиатского флота также взаимодействовали с объединенным союзным флотом АВДА. Но тогда использовались одиночные лодки и главным образом для разведки. В сражении же за остров Мидуэй подводные лодки были призваны действовать как род сил флота. Это было новшество.

После боя в Коралловом море стало ясно, что японцы угрожают, с одной стороны, Алеутским островам, а с другой - острову Мидуэй. К середине мая 1942 года стал ясен и замысел предстоящей атаки. Противник угрожал Датч-Харбору, чтобы отвлечь внимание и нанести главный удар по Мидуэю. Командующий Тихоокеанским флотом подготовил силы обороны для развертывания. На Алеутских островах они были пополнены, а все надводные и воздушные силы, имевшиеся в наличии в центральной части Тихого океана, собраны в районе Гавайских островов. Авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз» были отозваны из южной части Тихого океана, и «Йорктаун» направлен в Пирл-Харбор для срочного ремонта. В последнюю неделю мая надводный флот, который должен был оборонять Мидуэй, состоял из трех авианосцев, восьми крейсеров и 14 эскадренных миноносцев.

14 мая 25 подводных лодок Тихоокеанского флота получили приказ, которым предписывалось занять позиции в районе острова Мидуэй. Командирам подводных лодок сообщалось, что ожидается вторжение на Мидуэй и что транспорты с десантными войсками противника будут сопровождаться авианосцами, крейсерами и эскадренными миноносцами. Подводные лодки должны были вести разведку, сообщать местонахождение японских кораблей, перехватывать и атаковать их.

В этот период подводные силы Тихоокеанского флота находились в самом благоприятном положении, которого они достигли с начала войны. 12 новых подводных лодок прямо со строительных верфей прибыли в Пирл-Харбор. К моменту начала атаки японцев на острове Мидуэй в распоряжении командующего подводными силами Тихоокеанского флота находилось 29 подводных лодок. Из них только четыре не могли участвовать в сражении за остров Мидуэй. Подводные лодки «Трешер» и «Аргонавт» находились в капитальном ремонте, подводная лодка «Трайтон», возвратившаяся из боевого похода в Восточно-Китайское море, не имела запаса горючего и торпед, а подводной лодке «Силверсайдс» было приказано продолжить патрулирование около входа во внутреннее Японское море в проливе Кии.


4 июня 1942 года произошло крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолетов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации..

Атолл Мидуэй занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана на пересечении морских и воздушных коммуникаций между США и странами Азии. 4−6 июня 1942 года вблизи атолла Мидуэй произошло крупное морское сражение между японским (командующий адмирал И. Ямамото) и американским (командующий адмирал Ч. Нимиц) флотами в рамках Мидуэй — Алеутской операции японского флота (3−6 июня 1942 года). Целью операции являлся захват атолла Мидуэй и островов Кыска и Атту (Алеутские острова), разгром Тихоокеанского флота США и обеспечение господства японского флота в центральной и северной частях Тихого океана.


Верховное командование Японии задолго готовилось к захвату Мидуэя. К концу апреля 1942 года план операции, порученный для разработки штабу Объединенного флота, был составлен и утвержден адмиралом Ямамото. 5 мая японская императорская ставка издала директиву, в которой главнокомандующему Объединенным флотом приказывалось «во взаимодействии с сухопутными силами осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов». Высадка десанта намечалась на 4 июня. Захват Алеутских островов должен был начаться на сутки раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север.


Для проведения этого масштабного наступления на двух направлениях штаб Объединенного флота планировал привлечь максимальное количество сил. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов, в том числе не менее 11 линейных кораблей, 8 авианосцев, 22 крейсера, 65 эскадронных миноносцев и 21 подводной лодки, а также примерно 700 самолетов. Это была самая большая концентрация военно-морских сил в истории. Тихоокеанского региона. Эти силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото.


На центральном направлении было создано авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо. в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линейных кораблей, 3 крейсеров, 12 эсминцев и соединение вторжения на Мидуэй под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо, в состав которого вошли 15 транспортов (5 тысяч человек десанта), легкий авианосец, 2 авиатранспорта, 2 линейных корабля, 10 крейсеров, 21 эскадренный миноносец.

Для захвата Алеутских островов — Атту и Кыска — выделялось северное соединение вице-адмирала Мосиро Хосогая, которое включало 2 легких авианосца, 6 крейсеров, 12 эсминцев, 6 подводных лодок, 4 транспорта (2 450 человек десанта) и ряд других боевых кораблей и судов.

Главные силы японского Объединенного флота под командованием адмирала Ямамото должны были действовать таким образом, чтобы одновременно обеспечить поддержку сил на центральном и северном направлениях. В их состав входили 7 линейных кораблей, легкий авианосец, 3 крейсера, 21 эскадронный миноносец, 2 авиатранспорта (они несли карликовые подводные лодки). В ходе операции из состава этих сил для прикрытия высадки десантов на Алеутские острова выделялось соединение прикрытия (Алеутский район), в которое входили 4 линейных корабля, 2 крейсера, 12 эсминцев.

Японский флот снялся со своих баз 27 мая, в день празднования годовщины создания флота, и взял курс на Мидуэй. Японское командование уделяло большое внимание оперативной маскировке, чтобы достичь внезапности удара. Однако американскому командованию удалось расшифровать код, которым пользовались японцы, и заранее узнать о планах Объединенной эскадры. Еще за три месяца до начала операции американская армия стала энергично готовиться к боям. Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Нимиц в начале мая посетил Мидуэй и принял меры по усилению его гарнизона и строительству новых оборонительных сооружений.

К началу июня авиация на Мидуэе была усилена 16 пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты, 7 истребителями, 30 летающими лодками морской авиации, атакже 18 самолетами «В-17» и 4 самолетами «В-26» из состава армейской авиации. Всего на Мидуэе насчитывалось 120 самолетов. Было установлено большое количество зенитных батарей. На Мидуэй прибыло несколько торпедных катеров для патрулирования побережья. Силами подводных лодок образованы три дозорные линии в виде дуг на удалении 100, 150 и 200 миль от атолла. Все 20 лодок заняли назначенные позиции к 4 июня.

Против японской эскадры адмирал Нимиц заблаговременно развернул два оперативных соединения в составе 3 тяжелых авианосцев (233 самолета), 8 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев под командованием контр-адмирала Ф. Флетчера. Таким образом американцы уступали противнику главным образом в крупных артиллерийских кораблях (линкорах и крейсерах). Превосходство японцев в самолетах было компенсировано американской авиацией берегового базирования.

Операция началась 3 июня ударом японской авиации по военно-морской базе Датч-Харбор. 3 июля в 600 милях от атолла американский самолет обнаружил японское десантное соединение. Первые удары американской авиации по противнику были безуспешными.

4 июня 108 японских самолетов, поднятые с авианосцев, нанесли удар по атоллу, но не решили главную задачу — не уничтожили американскую авиацию, так как американские самолеты были подняты в воздух и следовали для удара по японским кораблям. Но их атака не нанесла им серьезного ущерба.

В это время с трех американских авианосцев поднялось 126 бомбардировщиков и торпедоносцев и 26 истребителей для удара по японским кораблям. Только трем группам торпедоносцев удалось атаковать японские авианосцы. Корабли не пострадали. Было сбито 37 американских самолетов.


После возвращения самолетов первого удара, японское командование решило провести еще одну атаку. Но когда торпеды, предназначенные для атаки американских судов — этими торпедами были вооружены торпедоносцы — стали приспосабливать для бомбардировки наземных целей, поступило сообщение: «Обнаружена эскадра противника». Вновь начали спешно оборудовать самолеты для бомбардировки судов. И в тот момент, когда самолеты, нагруженные бомбами, торпедами и горючим, готовились подняться со взлетных площадок, на них обрушились 30 американских пикирующих бомбардировщиков. Бомбардировщики поднялись с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун». Менее чем за пять минут они уничтожили цвет японского флота — тяжелые авианосцы «Kara», «Акати» и «Сорю». За всю историю войн не было более быстрого или более драматического изменения соотношения сил.

В этот же день американские самолеты нанесли тяжелые повреждения авианосцу «Хирю». 5 июня он был потоплен своим эскадренным миноносцем.

Японские бомбардировщики тяжело повредили американский авианосец «Йорктаун», который 6 июня был атакован японской подводной лодкой и утром следующего дня затонул.


В результате сражения у Мидуэя японцы потеряли 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев); линейный корабль, тяжелый крейсер, 3 эсминца и 1 транспорт получили повреждения. 5 июня Ямамото отменил высадку десанта на Мидуэй, отозвал северные соединения с Алеутских островов и начал отход всех сил флота на свои базы.

Американцы потеряли: тяжелый авианосец, эсминец и 150 самолетов, в том числе 30 базировавшихся на Мидуэе. Произошедшее морское сражение изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу флота США: у японцев остались 1 тяжелый и 4 легких авианосца против 3 тяжелых у американцев. К тому же японцы не могли догнать американцев в их строительстве. В Японии строились или ремонтировались б авианосцев, а в США было заложено не менее 13 обычных и 15 эскортных авианосцев.

После этих событий японцам уже стало невозможно осуществлять активные наступательные операции. При поддержке флота американские силы перешли к контрнаступлению на Тихоокеанском театре военных действий.