Китайский запретный город. Запретный город (Императорский дворец)

Запретный город (Гугун) – крупнейший в мире императорский дворец, архитектурный шедевр и грандиозный замысел, ставший реальностью. Его строительство длилось 14 лет и было завершено к 1420 году. - около миллиона работников, и 100.000 ремесленников были вовлечены в него.

Возведенный в центре Пекина, дворец был домом для 24 императоров династии Мин и Цин, однако для простых людей он был всегда закрыт, смельчаков, нарушавших этот запрет ждала неминуемая смерть. Сегодня, даже по прошествии многих лет, после того, как Пу-Йи – последний император Китая, отрекся от престола в 1912 г., часть построек все также закрыта для посетителей.

Император Мин жил роскошной жизнью, но в 1644 г. новое налогообложение сказалось на населении и оно буквально голодало. Вспыхнуло восстание, а затем ворвалось и в город. Император, как рассказывают, был пьян, когда ворвались повстанцы.

Он убил всех женщин в своем гареме, для того, чтобы оградить их от поругания, а сам повесился, открыв своей смертью путь династии Цин.


По преданию известно, что род Цин был проклят императором: «дом Цин падет от руки женщины». Однако с 1644 года династия Цин начала осваиваться в Запретном городе. В 1853 году девушку Цыси в возрасте 17 лет доставили в город в качестве наложницы.

Спустя время она оказалась самой влиятельной женщиной в истории Китайской Империи и как многие полагают, привела к падению династии Цин и всего императорского Китая. Нарушив традиции, Цыси стала вдовствующей императрицей. Она управляла страной, до тех пор, пока ее племянник Пу-Йи в возрасте 2-х лет, не стал ее преемником.

В 1911 году династия Цин была свергнута. После правления 24 императоров(14 из династии Мин и 10 из династии Цин) – город потерял звание политического центра Китая, а Пу-Йи досталась участь последнего императора и владельца Запретного города. 12 фефраля 1912 г. пятилетний Пу-Йи официально отрекся от престола, однако ему позволили остаться во дворце.

В Китае, на огромной территории в центре столицы, расположился один из крупнейших дворцовых комплексов мира – так называемый «Запретный город». Две великие династии – Мин и Цин управляли империей из стен этой резиденции. А это – 24 правителя Поднебесной. Место для возведения императорских палат подбиралось особо тщательно. По мнению астрономов тех лет, именно эта точка являлась центром земного шара.

По старинной китайской легенде план города увидел во сне один монах. Он рассказал об удивительном сне князю – будущему императору. В результате грандиозного строительства был возведен роскошный дворцовый комплекс.

Запретный – потому что недоступный

Почему город именуется Запретным? Во времена, когда в стенах этого дворца жил правящий император со своей семьей и многочисленной свитой, доступ простому человеку сюда был закрыт. Того, кто посмел ослушаться приказа и все же проникал в город – ожидала казнь.

Постройки возводили, главным образом, из дерева, однако встречается кирпич и мрамор. Тяжеловесные крыши зданий поддерживают мощные колонны. Это – меры защиты от возможных землетрясений.

Охрана зорко следила за тем, кто и зачем идет в императорские палаты. Пять ворот вставали на пути прибывших к императору послов и местных чиновников. Входные двери обращены в сторону юга. Таким образом, жители города отгораживались от неприятеля, угрожающего Поднебесной империи с севера.

Снаружи город окружают высокая стена и ров, наполненный водой. Это — искусственно созданный канал, именуемый Рекой Золотой Воды. Через канал проложено несколько мостов. И каждый житель знал, по какому из мостов разрешено войти в город человеку его сословия. Двумя центральными пользовались исключительно члены императорской семьи. Два моста отводились высшим гражданским и военным чиновникам. А через два оставшихся в город могли войти остальные жители, вне зависимости от звания и чина.

Музейный комплекс Гугун

Деревянные постройки неоднократно страдали от пожаров и ограблений. Но каждый раз, восстанавливая здания, архитекторы старались придать строениям прежний облик. Поэтому сегодня туристы видят величие и красоту старинных построек практически в неизменном виде.

Сейчас Запретный город – это музейный комплекс. И теперь в него может попасть и полюбоваться богатым убранством императорских палат любой желающий.

Дворцовый комплекс занимает порядка 72 га земли. Его территория вмещает 800 зданий. Павильоны, резные беседки, светлые галереи перемежаются с цветущими садами, озерами, даже реками. В центре возвышается павильон Высшей Гармонии – Тайхэдянь. Его высота – около сорока метров. В течении нескольких столетий эта постройка была самой высокой во всем Пекине. В империи строго запрещалось строить здания выше. В центре павильона находится величественный трон – символ императорской власти на земле.

Крыша Тайхэдянь опирается на 86 деревянных колонн. Диаметр каждой из них – целый метр. Шесть позолоченных колонн окружают великолепный трон. Резные изображения драконов служат украшением для этих мощных столбов. Роскошный зал павильона использовался для самых значимых дворцовых приемов.

Каждый дворец прекрасен по-своему. Здесь собраны работы великих мастеров: изделия из бронзы, картины, искусно выполненные украшения, богатые императорские одежды. Коллекция экспонатов ежегодно пополняется, и сейчас в музейном комплексе насчитывается около миллиона роскошных вещей.

Гугун, то есть «Бывший дворец» – так называются императорские владения в наши дни, красивейшее место, которое непременно стоит осмотреть при посещении Пекина.

Запретный город (Гугун) — самый большой дворцовый комплекс в мире. Занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. Был построен в 1406-1420 годах. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Каждый год его посещают более 7 млн. туристов.

Запретным город называется потому, что на протяжении почти 500 лет на его территории мог жить только император, его семья, наложницы, евнухи, охранники и слуги. Остальным людям входить сюда без приглашения было строго запрещёно. Практически все здания датируются XVIII веком. Из-за того, что практически все они выполнены из дерева, курить здесь нельзя.

Вид на Запретный город с парка Угольная горка

Запретный город представляет собой прямоугольник, вытянутый с севера на юг. В него ведут несколько ворот. Дворец окружает ров, шириной 52 м. На сегодняшний день в Запретном городе 980 дворцовых сооружений, а в них 8728 комнат.

Внутренние дворики Запретного города

Полуденные ворота

Южный вход во дворец охраняют Полуденные ворота, в которых есть пять проходов - три центральных и два боковых. Центральный проход предназначался исключительно для императора. Раз в жизни (в день свадьбы) им могла пройти императрица.

Полуденные ворота

Основные цвета Запретного города - жёлтый и красный. Эти цвета не случайно стали главными во дворце императора. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почитание. Жёлтый - самый чистый цвет, цвет земли - самого важного из пяти первоэлементов.

Красный и жёлтый — основные цвета Иператорского дворца

Зал Высшей гармонии

Главное сооружение Запретного города и самое большое деревянное здание в Китае - зал Высшей гармонии. Вход в него охраняют бронзовые лев и львица. Лев играет с цветным шёлковым шаром - символом вечной власти императора, а львица изображена со львёнком.

Ворота Высшей гармонии

Зал Высшей гармонии

Боковые сооружения на площади возле зала Высшей гармонии

Лев с шёлковым шаром на входе в зал Высшей гармонии

Тронный зал Высшей гармонии

Во дворе перед дворцом с каждой стороны расположены два миниатюрных храма. Храм на восточной стороне символизирует территориальную целостность, на западе — символ богатого урожая.

Миниатюрный храм

На западной стороне террасы у Дворца Небесной Чистоты стоит небольшой павильон, в котором находится Мера Зерна. Она означала, что император предназначен судить, мерить и объединять страну.

Мера Зерна у Дворца Небесной Чистоты

Здесь же можно увидеть пару бронзовых журавлей и черепах с головами дракона, которые символизируют долголетие.

Бронзовая черепаха

Бронзовый журавль

Во дворах Запретного города можно заметить железные чаны для хранения воды от пожара. Всего их 308, а 18 из них — позолоченные. Зимой чаны накрывались одеялами, чтобы вода не замерзала, а в особо холодные дни подогревали углем.

Позолоченные чаны для хранения воды от пожара

Дворец Собранного Превосходства

Дворец Собранного Превосходства — был местом жительства вдовствующей императрицы Цыси. Все перекрытия и балки дворца расписаны цветами, птицами, рыбками и пейзажами. Украшением дворца служат бронзовые драконы и олень, установленные перед входом. Сейчас дворец выглядит точно также, как в то время.

Бронзовый дракон во дворе Дворца Собранного Превосходства

Искусный орнамент на крыше павильонов

Императорский сад

Перед северными воротами Военной доблести находится императорский сад, где императоры и императрицы отдыхали и развлекались. В саду сохранилось много старых кипарисов, декоративных каменных горок, есть беседки и павильоны.

Павильон Тысячи Осеней в Императорском саду

Императорский сад

Северные ворота Военной доблести

Территория Запретного города огромная, целого дня не хватит, чтобы обойти все его закоулки. Традиционно группы туристов ведут по прямому маршруту - от южных ворот до северных. Но если есть время, то можно просто побродить по улицам этого удивительного сооружения. Каждый двор уникален и имеет свои отличительные особенности. В павильонах проходят различные выставки: изделий из бронзы, нефрита, украшений императрицы, оружия и др. Не стоит стремиться посмотреть всё. Лучше посетить несколько улиц, дворцов, посидеть в тенёчке уютных двориков и ощутить царящую здесь атмосферу, чем галопом пронестись по всему Запретному городу так ничего толком и не увидев.

Паланкин во Дворце Вечного Долголетия

Зал Центральной гармонии

Тронный зал Сохранённой гармонии

Как добраться до Запретного города

Запретный город — это самое сердце Пекина, его центр. Поэтому добраться сюда достаточно просто. Станция метро Tian’anmen East (красная ветка метро). Чтобы подойти к Императорскому дворцу нужно пересечь знаменитую площадь Пекина — Тяньаньмень.

Один из самых загадочных, обширных и знаменитых дворцовых комплексов в мире называется «Гугун», что в переводе с китайского языка означает «дворец бывших правителей». Более известен как «Запретный город ». Он был построен в начале XV века при императоре Чжу Ди (династия Мин), который сделал Пекин столицей Китайской империи. Гугун, этот «город в городе», на протяжении 500 лет был закрыт для простых смертных, поскольку служил домом для «небожителей» – императоров.

Отсюда 24 поколения правителей руководили Поднебесной – с 1421 по 1912 год. Гугун – первый из архитектурных шедевров Китая, причисленный ЮНЕСКО к «всемирному наследию».

Развенчивая мифы о Запретном городе в Пекине

Полное историческое название современного музейного комплекса Гугун, который занимает общую площадь 720 000 квадратных метров – Пурпурный запретный город, поскольку он отгорожен от остальной части Пекина высокими 10-метровыми ярко-красными стенами общей длиной 3 400 метров и рвами шириной 52 метра, заполненными «золотой» водой. А любого жителя страны, который бы осмелился проникнуть на территорию дворцового комплекса, ждала смертная казнь.

В связи с многовековой завесой тайны, которая надежно окружала Гугун, об императорском дворце сложено множество легенд. Считается, что дизайн запретного города Китая приснился одному монаху-отшельнику, который и создал все основные проекты зданий. Он показал их князю Чжу Ди и тем самым подарил будущему вэнь-хуанди («культурному императору») великую мечту о строительстве дома для Сынов Неба.

Третий император из династии Мин хотел сделать комплекс, состоящий из 10 000 комнат, но к нему явился сам Нефритовый владыка Юй-ди и запретил Чжу Ди возводить дворец, используя священное число «вань». Это мог себе позволить себе только повелитель Неба. Тогда и было решено сделать 9999,5 комнат. Были ли они построены на самом деле – неизвестно, поскольку Запретный город Гугун много раз горел и неоднократно перестраивался. Сейчас в нем насчитывается 8707 помещений.

Любопытно, но если ночевать в каждой комнате в Запретном Городе только один раз, то чтобы успеть поспать в каждом помещении, человеку понадобится 27 лет. Такое количество комнат имело и практический смысл: никто, кроме доверенного евнуха, не знал, в какой именно комнате император сегодня будет спать, что надежно защищало его от наемных убийц.

Возводили будущее жилище «земных богов» почти 16 лет. По преданию, к стройке было привлечено 1 миллион человек, израсходовано 200 миллионов плиток, 100 миллионов кирпичей и мрамора. В 1421 году были отделаны последние апартаменты. Строительство велось в соответствии со строгими требованиями фэн-шуй: вход во дворец и все основные строения ориентированы на юг, а с севера комплекс окружен горами, защищающими его от холодных ветров и злых духов. Каждая из частей дворца соответствовала определенному сезону, чтобы император мог жить в постоянной гармонии с природой.

Вообще весь Гугун - это сложная и хитроумная система знаков и символов. К примеру, вместе с городскими воротами, расположенными на линии юг-север, комплекс образует единый иероглиф чжун («середина») – это одна из основных категорий философии и культуры Китая.

Подлинная история Запретного города с легким ароматом вымысла

За пять столетий хозяева Гугуна менялись 24 раза: 14 раз на престол восходили представители династии Мин и 10 раз – императоры из династии Цин. За это время на территорию дворца лишь несколько раз проникали чужаки. Так, в 1644 году, Чжу Юцзянь, последний император Мин обложил всю страну такими непомерными налогами, что заставил население взбунтоваться. Повстанцы ворвались в Запретный город и подвергли его разграблению. Но как сильно тогда пострадало обиталище «земных богов» – неизвестно. Зато именно благодаря этому восстанию на трон воцарилась династия Цин.

Чжу Юцзянь убил своих наложниц и дочерей, а затем повесился сам, чтобы согласно древним верованиям, вознестись на небо, восседая на драконе. Но это была далеко не последняя кровь, обагрившая мрамор императорского дворца. Во времена правления Цин генеральная линия власти сводилась к полной изоляции Китая от остального мира, что привело к усилению внутридворцовых интриг.

Известно, что на территории Запретного города в Китае проживало не менее 3 000 евнухов и несколько тысяч наложниц. Евнухи плели интриги, наложницы были шпионками, и за несколько веков история Гугуна пополнилась множеством скандальных историй, в которых правду невозможно отличить от вымысла. Подобно Ватикану в Риме, дворец жил своей жизнью, и, конечно, самой яркой страницей в книге под названием «эпоха Цинн» стало почти 50-летнее правление Цыси. Сделав карьеру от наложницы и до императрицы, сгубив на своем веку немало жизней, эта женщина стала неотъемлемой и самой секретной частью Запретного города. При этом именно благодаря ей, а точнее – увлечению Цыси фотографией, мир впервые увидел снимки внутреннего убранства дворца.

Кончина императрицы (1908 год) почти совпала и с концом династии Цин. Через 3 года последний владыка, малолетний Пу-Йи подписал отречение от престола. Он жил во дворце до 1924 года, и при нем случился последний крупный пожар, уничтоживший многие тайники и склады в Запретном городе. Ряд историков считают, что дворец подожгли евнухи, желавшие скрыть масштабы расхищения из императорских сокровищниц. В пользу этой теории говорит и тот факт, что во всем огромном комплексе нет ни одной печной трубы: тепло строениям обеспечивали подземные трубы, и вообще вся система отопления была сконструирована таким образом, что практически исключала возможность самовозгорания.

Рождение музея, или Превращение Запретного города в открытый храм искусства

Первый музей был открыт в Запретном городе в 1914 году и располагался в Зале Боевой Славы. В 1925 году была проведена опись дворцового имущества, в которую включили 1,17 миллионов единиц. Позднее коллекция музея Гугун значительно пополнилась. В 1933 году, из-за вторжения японской армии в Китай, значительное количество экспонатов эвакуировали в провинции Гуйчжоу и Сычуань, но и пекинскую часть коллекции удалось сохранить. В 1948 году почти 3 000 ящиков с императорскими сокровищами попали на Тайвань, и в 1965 году в Тайбэе открыли Национальный музей, где представлено почти 700 000 бронзовых скульптур, картин, керамических и фарфоровых изделий, драгоценностей, книг, исторических документов, старинных монет и других экспонатов из Гугуна. А музей «Запретный город» в Пекине открылся в 1949 году.

В настоящее время значительная часть Запретного города закрыта на капитальный ремонт, и во всем своем великолепии Гугун предстанет только в 2020 году. Но даже та часть, которая доступна туристам, привлекает в покои императоров около 7 миллионов человек ежегодно: в разгар сезона здесь бывают 70 000-75 000 туристов в день.

Главные достопримечательности Гугуна

Главным входом в загадочный Запретный город Китая считаются Ворота Небесного Спокойствия, расположенные с южной стороны. Сразу за ними начинается широкая дорога, по левую сторону от нее находится роскошный императорский сад, а справа - кипарисовый лес Тайцзи. Дорога приведет нас к Воротам Правильного Поведения.

Сам Запретный город начинается за Полуденными воротами. На огромной площади всегда много людей: одни отдыхают, другие только готовятся к путешествию. Пройдя по мостику через Золотую воду, турист видит перед собой Ворота Высшей Гармонии. Минуя их, перед изумленным взором раскидывается еще одна, поистине гигантская площадь, на которой в прежние века проводились воинские построения. Пройдя еще пару километров можно достичь зала Высшей Гармонии.

Вообще весь императорский комплекс разделен на Внешний и Внутренний дворцы . В помещениях Внешнего дворца правитель проводил все торжественные церемонии: основным как раз и считался зал Верховной гармонии, а также залы Сохранения гармонии, где установлен трон императора, и Полной гармонии. Во Внутреннем же дворце жили семьи императоров, евнухи, прислуга и наложницы. Здесь находятся такие знаменитые на весь мир (благодаря сотням фото, сделанных туристами), как залы Объединения мира, Небесной чистоты и Земного спокойствия. Как найти - раксскжет специальная статья.

Также здесь установлено и одно из самых популярных «чудес» Китая – резная мраморная плита длиной 16,75 метров и весом 250 тонн. Узор на ней был выбит в 1761 году: рельефные изображения гор, пенных морей и перистых облаков, и танцующие драконы, держащие в своих пастях по огромному жемчужному шару, неизменно вызывают восторги у туристов со всего мира.

С огромными усилиями были выстроены дворцовые сооружения, соответствовавшие величию императорской власти. Самые ранние из полностью сохранившихся построек датируются XVIII в. Сам Запретный город был выстроен только в 1420 году. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин.

Во дворцах Запретного города всего около 9 000 помещений, в которых раньше жили император и окружавшие его женщины (мать, жены, наложницы). В Запретном городе имелись также жилые кварталы для тысяч слуг, евнухов и наложниц, которые всю свою жизнь проводили за стенами. Жизнь при дворе была подчинена строжайшим правилам этикета. Запретный город был чем-то вроде клетки, где, отгородившись от реальности, жил император со своими приближенными. Весь Запретный город был предназначен для удовлетворения прихотей императора. Около 6 000 поваров были заняты приготовлением пищи. 9 000 императорских наложниц, которых сторожили 70 евнухов, ублажали и развлекали императора.

Император и его приближенные очень редко выходили за ворота города, и каждый раз это сопровождалось пышной и торжественной церемонией. Вот как выглядел один из редких выходов китайского императора Мин за пределы Запретного Города в Пекине: первыми выходили 24 барабанщика, за ними 24 трубача; после них шли солдаты охраны - 100 вооруженных гвардейцев и 100 солдат с булавами; четыре сотни людей несли факелы. В торжественном выходе участвовали также уланы, носители опахал и государственные чиновники. Наконец, проходила огромная колесница, запряженная слоном.

В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цинн, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты.

В 1937 году Запретный город был разграблен японцами, а в 1949 году националисты вывезли очень много драгоценностей из Сицзин Чэня в .

Ранние деревянные здания уничтожались частыми пожарами и неоднократно разрушались жестокими завоевателями, склонными к мародерству. Сооружения Запретного Города много раз восстанавливались и перестраивались, но всегда архитекторы старались сохранить первоначальную конструкцию и, самое главное, впечатляющий внешний вид.

Особенности строения запретного города в Пекине

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады.

Китайские архитекторы должны были заботиться не только о том, как выглядят постройки и какие материалы следует использовать. Они должны были создавать такие здания, которые находились бы в гармонии с природой и не беспокоили духов земли, воды и воздуха. Чтобы добиться этого, они следовали набору правил, называемых фэн сюи (фэн шуй). Существовали строгие правила расположения зданий, с ориентировкой на север и юг или на запад и восток. Воздушно-легкие внутренние дворики сады и водоемы были также частью продуманной схемы. Перестройка Пекина по приказу императора Юнглу проходила в соответствии с правилами фэн сюи. Китайцы верили, что если здание построено с соблюдением этих правил, то это обеспечит обитателям доброе здоровье и благосостояние.

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным из Сибири.

Запретный город - это архитектурный шедевр, его прелесть заключается не столько в красоте отдельных частей, сколько в упорядоченной планировке всего комплекса:

  • Полуденные Врата - мощная оборонительная башня, построенная для того, чтобы защищать вход в Запретный Город. Здесь в свое время император инспектировал свои войска. Сейчас здесь находится касса, где продаются билеты для входа в комплекс.
  • Врата Высшей Гармонии отделяют внешний двор (Золотой Поток) от более официального внутреннего двора в церемониальной зоне Запретного Города.
  • Врата Небесной Чистоты обозначают вход во внутреннее святилище, дворцовую зону Запретного Города, куда могли входить только члены императорской семьи.
  • Чертог Высшей Гармонии самый большой из официальных павильонов (высотой 28 м). Использовался для важных государственных событий, таких, как совещания с высшими чиновниками или празднование дня рождения императора. Перед входом стоят две курильницы для благовоний, одна в виде аиста, другая в виде дракона. Мозаичный пол и выкрашенные золотой краской колонны, наделены художниками переплетающимися, резными драконами и увенчаны зелено-золотистым потолком, с которого свисает сферическое зеркало.
  • Дворец Небесной Чистоты. До начала XVIII в. спальные покои императоров располагались в этом дворце. Дворец был щедро украшен резьбой, лепниной и скульптурами драконов и других мифических чудовищ. В центре дворца был установлен огромный трон. Примерно после 1500 года императоры династии Мин выбирали для жительства дворцы поменьше, расположенные в парке, а Дворец Небесной Чистоты стал еще одним залом для аудиенций с посетителями.
  • Чертог Совершенной Гармонии - изящный зал (богато украшенный, с расписным потолком и балками), созданный для императорских банкетов, служил для переодевания императора перед официальными церемониями. В зал вели три лестницы, одна из которых имела такой уклон, что по ней можно было проносить паланкин императора. У входа крыша опиралась на колонны. Шесть центральных колонн имели позолоту и были отделаны скульптурами драконов.
  • Чертог Соединения - это небольшое здание, известное также как Чертог Плодородия, его украшают водяные часы, или клепсидра. Здесь императрица собирала свой «малый» двор.
  • Дворец Земной Безмятежности во времена династии Цинн была официальной резиденцией императрицы, здесь находилась спальня императорской четы в первые дни после бракосочетания.
  • Зал Объединения находится между дворцом Небесной чистоты и Дворцом Земного спокойствия. Символизирует единство императора и императрицы, неба и земли, «ян» и «инь», мужчины и женщины. За дворцами раскинулись великолепные императорские сады.
  • Императорские Сады расположены к северу от Врат Земной Безмятежности и вокруг Чертога Имперского Благоденствия. Площадь этого сада, выдержанного в классическом китайском стиле, составляет примерно 7000 кв. м. Впечатляющие каменные сооружения, пруды и растительное убранство создают атмосферу очарования и спокойствия. Сады усажены деревьями, украшены статуями, каменными садами, прудами и водопадами. В этот мирный оазис можно войти через Ворота земного покоя.
  • Свирепые звери - Бронзовые львы сидят по бокам Входа дракона. Лишь через него можно попасть в зал Высшей гармонии, где на мраморном филигранной работы Троне дракона восседал император. Город изобилует бронзовыми животными.

Изображение драконов, символа императора, встречаются на каждом углу Запретного Города. В других культурах дракон часто символизирует зло. Но китайские драконы не такие: они дышат огнем, и это символизирует императорскую власть. Однако драконы «отвечали» также за своевременный приход дождей и, таким образом, защищали Китай и его народ от .

С террас больших залов на вас смотрят мраморные драконы. Через центр города проходит дорога, на мраморной поверхности которой, также вырезаны драконы. Эта дорога раньше считалась настолько священной, что только духи могли пользоваться ею. Императора несли в паланкине слуги, которые шли по обе стороны от священных камней.

Постройки и сады, предназначенные для государственных церемоний и повседневной жизни императорской семьи, оставляют весьма сильное впечатление. Повернув в восточном направлении, можно обнаружить библиотеки и музеи (включая музей произведений искусства разных династий), а также ряд дворцов, павильонов и садов.

Постепенно исчезает тайны, которая окружала императора и его двор еще 100 лет назад. И все же в каждом дворе и у каждой стены слышны отзвуки прошлого. Отпечатки древности лежат на каждом предмете, выставленном на обозрение: на оружии, ювелирных украшениях, императорских одеждах, музыкальных инструментах и подарках, подносившихся императорам правителями со всех концов света.