Пиль-башня в павловском парке. Пиль-башня в павловске Башня в павловском парке

Пиль-башня была построена в 1795-97 годах по проекту Винченцо Бренны. Снаружи она была расписана Пьетро Гонзаго в стиле руинной романтики. И хотя сама башня, особенно ввиду своей островерхой крыши, казалось бы, полностью отвечает неоготике, настенная роспись в виде классических наличников окон второго этажа роднит ее с классицизмом.

Построенная возле моста через Славянку небольшая трехъярусная Пиль-башня органично вписывается в ансамбль долины реки, придавая местности поистине романтический колорит. Долина в этом месте сужается и зрительно как будто превращается в ущелье. Пиль-башня воспринимается как некое завершение огромного природно-архитектурного ансамбля.

Выполненная в стиле средневековой замковой башни-донжон, Пиль-башня словно охраняет вход в долину Славянки, отделяя парадную часть парка от удаленных районов. А вплоть до 1800 года, когда по проекту Бренны был оформлен район Новой Сильвии, находящийся за Пиль-башней вниз по течению реки, она «сторожила» и саму границу парка. Кстати, в том же 1800 году новые рубежи обозначили установленной в Новой Сильвии колонной с красноречивым названием «Конец Света».

До Великой Отечественной войны островерхая кровля Пиль-башни была соломенной, что еще больше роднило ее с европейскими средневековыми сооружениями. Позже крышу заменили на железную, сохранив ее прежнюю форму. Поставленный же на верху кровли ажурный металлический султан до сих пор венчает постройку, оживляя ее суровые очертания.

Во втором ярусе башни был устроен нарядный зал, расписанный в свое время немецким живописцем Меттенлейтером, ныне закрытый. Однако до наших дней сохранилась винтовая лестница вокруг стен башни, некогда ведущая внутрь сооружения. До 1808 года она была деревянной. Затем, очевидно по проекту Андрея Воронихина, строившего в это время мост перед Пиль-башней, соорудили каменную лестницу с металлическими перилами, которая сохранилась до наших дней. С площадки ее, как и в давние времена, открывается живописная панорама реки Славянки. В войну башня сильно пострадала и воссоздана была лишь к 1972 году. Роспись наружных стен осуществил коллектив под руководством художников Казакова и Любимова. Правда, соломенную кровлю заменили на менее воспламеняющуюся металлическую. Утраченные интерьеры пока не возрождены, и обвивающая Пиль-башню лестница теперь заканчивается не нарядным залом, а неказистой закрытой дверью.

Возле Пиль-башни через Славянку переброшен арочный мост. Он так удачно вписывается в ансамбль, что кажется, будто создан одновременно с башней. Тем не менее, ему всего несколько десятилетий. Прежний каменный мост, построенный в 1807-1808 годах по проекту Андрея Никифоровича Воронихина, пострадал во время фашистской оккупации. В 1970-х годах вместо него соорудили железобетонную копию, снаружи облицованную известняком.

До 1807-1808 годов вместо моста существовала деревянная плотина с водяным колесом, построенная по проекту Винченцо Бренны одновременно с Пиль-башней. Рядом с плотиной, у северного подножья башни, стояла деревянная постройка, носящая название Пиль-мельницы. Правда, по первоначальному чертежу Бренны 1795 года над плотиной должен был стоять красивый деревянный мост с ажурными перилами. Сохранившаяся до наших дней гравюра Щедрина начала XIX века, та самая, на которой нарисованы пасущиеся у Пиль-башни коровы, демонстрирует лишь наличие плотины с приземистой дощатой Пиль-мельницей. Но при этом полностью отсутствует мост с ажурными перилами.

Чугунный мостик.

Чугунный мостик построен через сорок лет после окончания работ над Храмом Дружбы, но неотъемлемо входит в художественный ансамбль пейзажа. Он, так же как и Храм Дружбы, выполнен в стиле классицизма, и интересно отметить, что даже изображения дельфинов в лепных украшениях Храма Дружбы повторены архитектором Росси в орнаменте постаментов под вазами. Правда, украшения самих ваз - ручки в виде двух сплетённых жгутов - не соответствовали символике Храма Дружбы и могли бы даже показаться «предерзостным намёком» в конце XVIII столетия, когда в произведениях искусства почти все изображения имели иносказательный смысл (сплетённые жгуты - символ противоречий); но эти, более поздние по времени, вазы были просто выполнены «на манер античных», как и большая часть сооружений парка.

От Чугунного мостика пролегают дороги, ведущие к постройкам на правом и левом берегах Славянки. Дорога, поднимающаяся по склону правого берега, ведёт в придворцовую часть парка (к Большим кругам и Молочному домику), а дороги левого берега - от моста к Большому каскаду и Круглому озеру.

Большой каскад

Большой каскад находится на левом берегу Славянки, неподалёку от Храма Дружбы. Он сооружен в 1787 году по проекту Ч. Камерона и первоначально имел вид естественного водопада, ниспадавшего по каменистому и обрывистому ложу в Круглое озеро, расположенное около Славянки. Позднее, когда каскад был оформлен по проекту В. Бренна (1794), мастера К. Пластинин и М. Варламов выполнили работы по сооружению декоративной стены с арочным отверстием для выхода воды. Наверху стена украшена балюстрадой и каменными вазами. От балюстрады открывается красивый вид на Круглое озеро и долину Славянки с Храмом Дружбы.

В 1954 году Большой каскад восстановлен.

Висконтиев мост

Мост построен около Старой Сильвии и Сиреневой аллеи, идущей от него к району Большой звезды. Среди сохранившихся рисунков А.Н. Воронихина имеется вариант проекта моста с большими каменными вазами и аркой.

В 1802 году сооружение моста было поручено «каменных дел мастеру Висконтию», - отсюда и название.

Висконтиев мост.

Большие кратерообразные вазы, выполненные из светлого известкового камня, и пролёт арки с отражением в широко разливающейся около моста Славянке делают пейзаж чрезвычайно выразительным. В настоящее время мост реставрируется. Проезжая часть моста будет вновь сделана из камня, а временные деревянные перила должны быть заменены чугунными по прежнему рисунку.

От Висконтиева моста начинается второй участок долины Славянки. Оформление его выполнено по проектам В. Бренна, который в пейзажах, так же как и в своих постройках, стремился к парадности.

Амфитеатр

Театры под открытым небом часто устраивали в богатых усадьбах XVIII века.

Для создания Амфитеатра в Павловске использованы оба берега Славянки. Зелёный амфитеатр-сцена - создан на левом берегу реки, обработанном в виде отдельных террас с площадками, окаймлёнными низко подстриженными кустарниками. Верхняя площадка «сцены» окружена деревьями. Напротив, на высоком правом берегу (в районе Старой Сильвии), размещён Каменный амфитеатр - места для зрителей. Это каменная площадка на возвышении со ступенями, спускающимися к Славянке. На ней находилась полукруглая скамейка для зрителей, с постаментом в центре для статуи.

В XIX веке площадку Каменного амфитеатра стали именовать Местом первого свиданья. Иногда Амфитеатр именовали ещё Бельведером. (Бельведер - надстройка над домом в виде вышки или небольшая отдельная постройка на возвышенном месте, откуда можно обозревать окрестности.) Со стороны Каменного амфитеатра открывается живописный вид на долину Славянки между Висконтиевым и Пильбашенным мостами.

Пиль-башня

Пиль-башня - круглая каменная башня у моста через Славянку. Построена в 1795 году по проекту В. Бренна. Странное наименование её связано с находившейся на этом месте старой пильной мельницей, колёса которой приводились в движение водой Славянки. Здесь же была и «холодная мыльня» с душем.

Стены башни покрыты фресками, выполненными художником-декоратором П. Гонзаго. Коническая кровля в XVIII веке была крыта соломой. К верхней комнате в башне ведёт лёгкая железная лестница, огибающая внешнюю стену. Проект этой лестницы сделан А.Н. Воронихиным. Павильон служил местом отдыха во время парковых прогулок. Мост у Пиль-башни построен в 1807-1808 годах по проекту А.Н. Воронихина.

Пиль-башня.

При реставрации мост опять выложат из камня, а перила художественного литья будут вновь отлиты из чугуна.

Хмелевая беседка

Хмелевая беседка находится на берегу, противоположном Пиль-башне, около Пильбашенного моста. Это небольшая площадка, окружённая липами и окаймлённая живой изгородью из стриженой акации. В начале XIX века, когда была сооружена площадка, между липами по деревянному решётчатому трельяжу вился хмель, закрывавший площадку зелёным навесом, что и дало название беседке.

Красная долина

За Пильбашенным мостом начинается третий живописный участок долины Славянки, получивший название Красной долины. Он расположен параллельно Новой Сильвии. Планировка этого района выполнена по проекту художника-декоратора П. Гонзаго в 1801-1803 годах. Здесь высокие берега реки ближе подходят один к другому, Славянка протекает в этом месте без многочисленных изгибов. Берега более лесисты, чем в районах её верхнего течения. Художник сумел превратить этот участок реки в прекрасный уголок. Особенно хороши многовековые дубы и старые ивы, растущие на берегах. Дорожки вдоль реки пролегают среди солнечных лугов с полевыми цветами. Береговые склоны то тенисты из-за высокой лесной чащи, то пронизаны солнцем в местах, где художником раздвинуты заросли деревьев.

Впечатление от этих пейзажей выражено в стихах Жуковского:

Спускаюсь в дол к реке: брег тёмен надо мной,

И на воды легли дерев кудрявых тени.

Напротив брег горит, осыпанный зарёй;

В волнах блестят прибрежны сени...

...............................

Там, где кончается район Новой Сильвии, склоны берегов Славянки становятся более пологими, и Красная долина незаметно переходит в широкий луг, вливаясь в просторы окрестных полей. Немногочисленные сооружения этого района дополняют его художественный облик, являются неотъемлемой частью пейзажа Красной долины, названной так за свою красоту.

Руины находятся на левом берегу Славянки, неподалеку от Новосильвийского моста. Они являются своеобразной декоративной композицией, характерной для пейзажных парков конца XVIII века. Это сооружение было задумано как искусственные живописные развалины древней постройки. Оно представляет часть здания со сводом, внутренней полуразвалившейся лестницей и внешней стеной с двумя арочными проёмами. Около Руин и на верхней их площадке в траве разбросаны обломки статуй и архитектурных деталей.

Новосильвийский мост

Новосильвийский мост соединяет Красную долину с районом Новой Сильвии. Построен в 1875 году взамен прежнего Гурова моста (1801). Мост украшен глыбами ноздреватого дикого камня с перилами из стволов березы. Пейзаж у моста особенно живописен. Здесь, по словам Жуковского.

Павловск – один из моих любимых петербургских пригородов. В Павловском парке я бываю несколько раз в год – он хорош тем, что создает иллюзию пребывания в настоящем лесу. Правда, лес этот предельно ухожен и украшен скульптурами и необычными павильонами. Один из них называется Пиль-башня. Похожий на замок в миниатюре, он смотрится предельно романтично. К сожалению, выглядел павильон весьма запущенно. И вот, наконец, произошло чудо возрождения – после завершения реставрации Пиль-башня обрела свой первозданный облик.

Считается, что автором проекта является итальянский архитектор Винченцо Бренна. В 1795-1797 годах на удаленном от Павловского дворца участке долины реки Славянки у плотины выложили из кирпича башню, а оштукатуренные стены расписали фресковой живописью, имитирующей разрушающуюся каменную кладку. Живописную отделку фасада выполнил Пьетро Гонзаго. Прежде на этом месте находилась «пильная мельница» — лесопилка. Полагают, что от нее и пошло название нового сооружения.

Пиль-башня — павильон-обманка, где за внешней открытой бедностью скрыто роскошное внутренне убранство. Павильон состоит из двух этажей. Первый имел служебное назначение. Комнату на втором этаже Мария Федоровна использовала для уединенного отдыха. Здесь находились небольшая библиотека, три кожаных дивана и мраморный камин. Внешний вид Пиль-башни существенно изменил в 1807 году архитектор А.Воронихин. Тогда построили каменный мост с металлической решеткой, разобрали ветхие строения и мельницу. Плотина превратилась в каскад. Капитально перестроили лестницу, ведущую на второй этаж. Она сохранилась до наших дней. Большой ремонт был проведен перед Великой Отечественной войной в 1939 году.

В годы войны в Пиль-башне квартировало подразделение испанской Голубой дивизии, что привело к большим утратам внутреннего убранства. К 1944 году в Пиль-башне отсутствовали окна, двери, не стало камина, живописного плафона и настенной живописи, сильно пострадало лепное убранство.

К комплексной реставрации приступили только в начале 70-х годов. Усилили кирпичные стены, заменили все перекрытия, реконструировали интерьер конца XVIII века и покрыли соломой железную кровлю. Но в результате многочисленных актов вандализма стены были покрыты надписями, решетки и двери проломлены и сорваны. Доступ в павильон был закрыт. Лишь в начале 2014 года началась реставрация павильона. С нынешнего года Пиль-башня станет доступна для посетителей Павловского парка.

Помимо башни еще одним приобретением Павловского музея-заповедника стала картина кисти немецкой художницы Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской, Картина называется «Молодая девушка перед зеркалом», она была написана в 1765-1768 годы. Анна Доротея родилась в столице Пруссии, в семье художника-портретиста, седьмым ребенком в семье. С детства дети отличались выдающимися способностями к живописи. Женщины были лишены возможности получать академическое образование, потому обучалась портретной живописи у отца.

В 1742 году Анна вышла замуж за Эрнста Тербуша, владельца гостиницы и ресторана. Впоследствии она родила семерых детей, занималась семьей, но, все-таки находила время для рисования, порой ночью. Так прошло почти двадцать лет. В 1761 году Анна Доротея, бросив семью и детей, едет в Штутгарт, где начинает работать при дворе герцога Вюртембергского. За очень короткий срок она пишет 18 портретов! Уже через год ее избирают почетным членом Академии художеств в Штутгарте.

Затем был Манхейм и работа при дворе курфюрста Пфальца, а в 1765 году Анна Тербуш, собрав свои лучшие работы, отправляется в Париж. Но Королевская академия живописи присылает ей официальный ответ, в котором говорится: работы слишком хорошо написаны, чтобы их автором могла быть женщина. Возможно, одной из причин стал ее возраст — почти пятьдесят лет. Но она не сдается, и через два года Тербуш становится членом этой Академии!

Годы в Париже были не самыми удачными с финансовой стороны, но очень успешными в творческом плане. Она познакомилась и подружилась с философом Дени Дидро. Есть версия, что между ними был роман, они вместе жили, ею был написан портрет философа. По другой версии, Дидро отзывался о ней как о талантливой художнице, которой не хватает молодости и красоты, чтобы завоевать Париж. Их отношения вдохновили кинорежиссера Агийона на создание фильма «Распутник», где роль художницы исполнила знаменитая Фанни Ардан. Всего Анна Тербуш создала около 200 картин.

Пиль-башня - один из самых оригинальных павильонов в парке.

Для романтического павильона-руины был выбран удаленный от дворца участок. Здесь заканчивался облагороженный участок парка и начинался таинственный мир дикой природы - темный лес Новой Сильвии.

Название башни происходит от английских старинных сторожевых башен, установленных на рубеже страны (характерный элемент ландшафта деревень Англии на границе с Шотландией - каменные сторожевые, так называемые Пиль-башни (pele towers), возведенные в XV веке. Цепочка таких башен была построена в долине реки Твида. Английское слово «пайл» (Pile) означает «столб». Такое же значение оно имеет и во французском).

Павильон представляет собой двухэтажную, круглую в плане башню с конусообразной крышей, крытой соломой. Он выложен из кирпича и гладко отштукатурен. Но все традиционные детали отделки - окна, наличники, пилястры и карнизы - ложные - все писаны красками.

Общий замысел принадлежит Пьетро Гонзаго. Проект подготовлен при участии Винченцо Бренна. Строительство Пиль-башни в 1795 году осуществили архитектор Шретер и каменных дел мастер П. Висконти. Роспись наружных стен в 1797 году - Пьетро Гонзаго. В 1807 году П. Гонзаго заново выполнил роспись, более яркую и в теплом колорите. Сохранилось несколько эскизов росписи. В 1807 году архитектор А. Воронихин наружную деревянную лестницу заменил на полукруглую каменную, а вместо мельницы через Славянку построили каменный мост с красивой металлической решеткой.

В башне, в первом и втором этажах два круглых в плане помещения, каждое площадью по 20 квадратных метров. На первом этаже - с одной входной дверью и одним окном служебного назначения, без художественной отделки. Главное - комната второго этажа имела вход с балкона, к которому снаружи вела винтовая лестница. В комнате имелся еще «французский» балкон и два окна. С балкона виден Новосильвийский мост (арх. И. Потолов, 1873 г.). На другом берегу реки видна Камеронова колонна «Конец света», которая специально перенесена в 1801 году от Тройной липовой аллеи дворца в Новую Сильвию. Комнату на втром этаже Пиль-башни часто использовала Мария Федоровна для уединенного отдыха с книгой в руках. Мраморный камин, над камином - гипсовый рельеф и овальное зеркало составляли декор комнаты. На круглом плафоне потолка и над входом живописные полотна художника Я. Меттенлейтера. После утраты живописи во время войны художники бригады А. Трескина выполнили копии с картин Ф. Буше из Эрмитажа.

Над Пиль-башней установлен металлодекор в виде плюмажа. («Плюмаж» - от фр. Plumage - украшение на головном уборе в виде перьев, считается символом власти, триумфа, силы). В период немецко-фашистской оккупации Павловска в Пиль-башне квартировали солдаты испанской Голубой дивизии. К 1944 году, когда Павловск был освобожден от оккупантов, в павильоне отсутствовали окна, двери, украден мраморный камин, живописные вставки, часть лепного убранства.

В 1970 году проведена комплексная реставрация: усиление кирпичных стен, по образцам изготовлены столярные изделия, заменены чердачные перекрытия, стропила, соломенное покрытие. На наружных стенах возобновлена фресковая живопись. В последующие годы из-за повышенного увлажнения стен, а также вандализма состояние павильона резко ухудшилось.

Состояние павильона до реставрации 2014 года:
крупные утраты штукатурного слоя до кирпичной кладки;
наличие цементосодержащих растворов;
увлажнение стен на большую высоту;
трещины в штукатурном слое, отслоение штукатурного слоя от кладки;
утрата живописи вместе с поверхностным слоем штукатурки;
по всей поверхности стены глубокие царапины, выбоины, граффити;
обратный уклон лестничного марша.

Выполнены следующие реставрационные работы:
укрепление и гидроизоляция фундамента;
вынут грунт из подвала и восстановлены подвальные продухи;
выполнена реставрация кирпичной кладки и штукатурки;
железная кровля накрыта соломой;
реставрация фресковой живописи выполнена согласно методики, представлены квалифицированными художниками-реставраторами после дополнительного подробного исследования ее состояния.

На втором этаже реконструирован интерьер конца XVIII века: отреставрированы живопись над дверью и на плафоне, лепная отделка, бра и зеркало над камином, наборный паркет, из дворцового фонда вернулся диван.

Экспозиция может функционировать только в теплое время года. Помещение первого этажа будет использоваться как комната отдыха экскурсоводов и охранника.

Пиль-башня - неотапливаемый павильон. Для доступа посетителей будет открыт только в теплое время.


Архитектор Людмила Лаппо.

Реставрация в 2014 году:
Проект ЗАО «СПБ-ПРОЕКТ»
Подрядная организация ООО «Возрождение Петербурга»

Во второй половине восемнадцатого века европейская знать, пресытившись вычурной роскошью стиля барокко, увлеклась романтической архитектурой, создающей пасторальный пейзаж. Роскошные парки начали украшать павильонами, имитирующими ветряные мельницы, крестьянские домики, деревенские хозяйственные постройки. Одновременно с сельской идиллией, пришла мода на руины, живописные развалины рыцарских замков. Популярные художники рисовали величественные развалины, настоящие и придуманные, эти картины украшали стены дворцов. Такой ландшафт знатные персоны хотели видеть в своих парках.
Если руин поблизости не находилось, имитацию развалин заказывали лучшим архитекторам. Это было время новой волны развития садово-паркового дизайна.
В конце восемнадцатого века мода на сельский пейзаж и романтические руины дошла до России.
Будущий император Павел первый с женой Марией Федоровной совершили длительную поездку по странам Европы. Они останавливались во дворцах у своих знатных родственников, принцев и принцесс. На Марию Федоровну огромное впечатление произвели оригинальные павильоны, умело вписанные в ландшафт французских парков.
Вернувшись в Россию, Павел Петрович и Мария Федоровна немедленно начали украшать свои именья в новых европейских традициях. Каменных руин под Петербургом не было, Копорье, почему-то не считалось, и тогда "развалины" начали создавать искусственно.
В 1797 году архитектор Бренна построил на берегу реки Славянки архитектурный комплекс, включающий башню, мост, купальню и водяную мельницу. Считается, что раньше здесь, на самом краю павловских владений, стояла лесопилка. Это подтверждает тот факт, что во время строительства вокруг почти не было деревьев. По легенде, в честь лесопилки Башню назвали Пильной, или Пиль -Башней.
Крыша башни была покрыта соломой, а по ее стенам шла замысловатая лестница из неотесанных березовых бревен. Стены снаружи расписал художник Гонзаго. Он изобразил облупившуюся штукатурку, ложные окна, голый кирпич. Башня на окраине парка производила впечатление неожиданно открывшегося взгляду заброшенного средневекового здания. Знатные вельможи чувствовали себя первооткрывателями, обнаружившими забытую цивилизацией диковинку.
Внешняя заброшенность башни, конечно, была обманкой – на втором этаже находился шикарный салон с диванами и камином. Стены были обшиты атласом, а мебель покрыта золотом. Особы царских кровей и их приближенные проводили здесь время под приятное журчание воды в бутафорской водяной мельнице, либо отдыхали после купания. Здесь проводились фурштЮки, то есть фуршеты для знатных гостей.
На нижнем этаже иногда запирали дворцовых пажей, камер-юнкеров, за шалости. Поэтому у башни было и второе название, Пажеская.
Увлечение русских императоров руинами и развалинами сейчас выглядит наивным. Пиль-Башня, построенная, как руина, была повреждена после революции, а после - почти полностью уничтожена во время фашистского обстрела.
Сейчас башня внешне отреставрирована, хотя и отличается от своего первоначального облика. К тому же нерадивые посетители парка стремятся оставить на ее исторических стенах свои, вовсе не художественные росписи.

Рецензии

Здравствуйте! Ну вот и побывала вместе с Вами в Пиль-Башне. Так и вижу её:коричневато светлый кирпич, нарисованные окна-бойницы. Представляю эту роскошь внутренних покоев.Купаются красавицы в пруду на мелководье. Вскрики. Кавалеры на своей половине только представляют картину и лихо закручивают ус. А ведь, думаю, купальники были не такие как сейчас. Но мужчины во все века удивляли дам воображением. По едва заметной мушке такое могли дорисовать! А эти молоденькие пажи и камер-юнкеры! Гуляния по милым рощицам под звук журчащей воды, меленка машет крыльями. И повсюду разносится запах свежих рогаликов и кофия. Эх, красота! А показал нам всё это радушный хозяин Роберт Тальсон, которому выражаем полный респект!)))))

Здравствуйте, Валя-Лера! Имено так было, а теперь и не прорваться за забитую досками дверь, и в обмелевшем пруде не купаться... Кофий остыл...