Байкал – бесценный дар природы. Сценарий праздника " славное море - священный байкал" Сценарий легенды о байкале

Ольга Хочеева
Сценарий развлечения «Путешествие по Байкалу»

Цель : Стимулировать с помощью игр и упражнений двигательную, речевую и познавательную активность детей.

Задачи :

Расширять представления детей о природе родного края;

развивать речь , мышление, восприятие, память;

Способствовать укреплению здоровья дошкольников;

Совершенствование двигательных умений и навыков;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход деятельности:

Ребята, вы любите путешествовать ?

На чем можно путешествовать ?

Вы хотите отправиться в путешествие ? Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре .

Шар поднимается,

Путешествие начинается .

Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал ! (М. Сергеев)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

Это озеро Байкал . Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал , называют Прибайкальем . Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро» . Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос : Какое озеро?

3 часть. Подвижные игры на берегу Байкала

«Собираем шишки»

«Поймай комара»

«Ловись рыбка большая и маленькая»

«Ловкие рыбки»

4 часть. Загадки

1. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем.

Как все это назовем? (озеро Байкал )

2. Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка –иностранка? Это рыбка - (голомянка)

3. В снежном логове родятся,

Простудится не боятся.

Подрастут начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезет –

Лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами (нерпа)

4. Начинается на «о» ,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале .

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

5 часть. Игра «Экологический десант»

Атрибуты : кегли, кубики, мешки для мусора.

Подумайте и скажите мне, а что нужно делать или не делать, что бы сохранить Байкал , что бы вода в ней оставалась такой же чистой? (Ответы детей) .

Как вы думаете, что загрязняет озеро, а что нет? (Бумага. Камни. Целофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег.)

Ход игры : Дети делятся на две команды. Каждая команда собирает только один вид» мусора». Детям даем мешки для мусора по одному для каждой команды. Предлагается, очистить дно Байкала от мусора . Побеждает, та команда, которая быстрее справиться с заданием.

Давайте будем его беречь

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой

Наш добрый батюшка, Байкал родной !

Вот и подходит к концу наше путешествие . Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре.

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «Летнее путешествие» Цели и задачи: 1. Познакомить с профессиями работников железной дороги (машинист, помощник машиниста, проводники). 2. Создать условия.

Сценарий развлечения «Летнее путешествие в Простоквашино» «Летнее путешествие в Простаквашино». Звучит песня «Лето,ох лето». Ведущий: Солнышко,свети и грей, Праздник будет веселей! А какой сегодня.

Сценарий развлечения по ПДД «Путешествие в страну светофорию» КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СВЕТОФОРИЮ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация»,.

Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, развитие социально активной личности через движения и физические упражнения.

Дети входят в зал. В это время на стене с помощью проектора появляется изображение, ясного, солнечного дня. Педагог: Посмотрите, ребята,.

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по Байкалу» Тема: «Путешествие по Байкалу». Цель: создать условия для активного применения имеющихся знаний в различных видах игровой деятельности Задачи:.























День озера Байкал в 2017 году отмечается 3 сентября (в первое воскресенье сентября). К этой дате специалисты Иркутской областной детской библиотеки имени Марка Сергеева подготовили для детей различные интересные мероприятия: эколого-познавательные часы с демонстрацией фото- и видеосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала», литературное путешествие «Вести с берегов Байкала» с показом фрагментов отечественных фильмов. Кроме того, развернуты книжные выставки «Байкал таинственный и многоликий» и «Байкал – жемчужина Сибири».

6 сентября в читальном зале библиотеки прошёл эколого-познавательный час «Байкал – чудо природы», который посетили учащиеся второго класса Православной женской гимназии города Иркутска.

Открылось мероприятие выразительным чтением стихотворения о Байкале Марка Сергеева «А что это такое?». Демонстрируя слайды с живописными видами озера, библиотекарь рассказала собравшимся, в чём его уникальность, подчеркнула, что Байкал – рекордсмен среди всех озёр планеты, привела интересные факты и цифры.

Рассмотрев на карте географическое местоположение Байкала, школьницы с интересом посмотрели слайды об эндемиках озера, о его флоре и фауне и на примерах закрепили эти понятия. С большим вниманием дети послушали легенду о старике Байкале, его дочери Ангаре, юноше Енисее и Шаман-камне, а затем поиграли, наперебой отвечая на загадки о рыбах озера.

Также детям было рассказано о проблеме исчезновения многих редких видов животного и растительного мира Прибайкалья, о важности бережного отношения к природе. Юные читатели живо интересовались причинами экологических катастроф, обсуждали варианты решения некоторых проблем по охране Байкала и окружающей среды.

В завершение мероприятия дети поделились своими впечатлениями о поездках на Байкал, где они смогли увидеть в естественных условиях птиц и представителей животного мира озера: чаек, орланов, нерп, рачков и других. Детям еще раз напомнили о необходимости сохранения этого уникального памятника природы, о важности бережного отношения к Байкалу, особенно находясь на отдыхе на берегах озера.

После мероприятия школьницы смогли ознакомиться с развёрнутой в читальном зале тематической книжной выставкой.

Для справки:
В 1996 году Байкал был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкал в переводе с тюркского – «богатое озеро». Это самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина составляет около 730 метров. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 метров.

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу. При помощи данного сценария вы сможете провести занятия для детей по теме Байкал.

Программное содержание:
Обобщить, систематизировать знания детей о Байкале.
Развивать познавательный интерес, чувство восхищения, любви к озеру.
Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне озера Байкал; любовь к родному краю, учить ценить её красоту.

Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал); видеосюжет о Байкале; музыкальное сопровождение; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр видеокассеты «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр, изготовление поделок из природного материала.

Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара (взрослые), дети

Ход развлечения

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое.
Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Ребёнок: Мы много слышали о Байкале, как о богатом озере, озере жемчужине. Мы многое узнали о тебе, Байкал.
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас вместе с родителями на КВН.
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас придумали. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки.
Байкал: И так в путь!

Дети вместе с родителями с помощью жеребьевки делятся на две команды.
Воспитатель предлагает Ангаре и Байкалу выступить в роли жюри. Далее КВН ведет сам воспитатель.

1-е задание.
Воспитатель: «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру» (предлагается несколько контуров) и засели «этажи озера». Ребята, Вы, наверное, помните, что у озера есть «этажи», на которых располагаются растения и животные. Сейчас Вам нужно правильно заселить этажи животными.
2-е задание.
Воспитатель: Было у Байкала пятеро помощников, ветров – богатырей, каждый выполнял свою работу. Ветры разных направлений на Байкале имеют собственные названия.
Внезапный штормовой ветер, самый свирепый и опасный (Сарма);
Продольные ветры (Култук, Верховик – средняя и южная часть озера)
Ветер, воспетый в народной песне (Баргузин)
Ветер дующий поперек Байкала (Шелонник, юго - восточный)
3-е задание.
Воспитатель: Богат и разнообразен животный мир Байкала. В ребусах зашифрованы подводные обитатели озера. А кто здесь лишний? Отгадай! (Эпишура, муравей, ручейники, широколобка, моллюски, бокоплав, нерпа).
Чтобы наши гости не скучали, Байкал и Ангара приготовили и для Вас ребусы.
Байкал: Ребята! Я дарю вам байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.
4-е задание. Эндемики Байкала.
На нашей планете есть животные и растения, которые встречаются только в определенном районе. Называются они … (могут сказать дети). На Байкале тоже есть эндемики.
Каждой команде раздается карточка (нерпа, голомянка). Составить рассказ-загадку об эндемике, для другой команды.
5- задание.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие сибиряки, знаете свой край. Ответьте на вопросы мини – викторины.
Какое из озер является двойником Байкала? (По происхождению и размерам котловины можно считать озеро Танганьику в Восточной Африке. В отличие от Байкальской, вода этого озера содержит много солей магния).
Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
Чем кедр отличается от кедрового стланика? Кедр – это дерево, а кедровый стланик – кустарник. Кедр растёт в основном в лесу, а кедровый стланик – в высокогорьях; шишки кедра крупнее, чем у кедрового стланика.
Какие съедобные ягоды растут на Байкале? Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.
Назовите главных загрязнителей озера Байкал? Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат, р. Селенга.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.
Какая река является самым большим притоком озера? Селенга.
Какие самые древние организмы обитают в озере? Губки.

А сейчас музыкальная пауза.

Частушки
1.В Баклашах мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Дима Ч.)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Я в Сибири родилась, (Ксюша К.)
Рядышком с Байкалом.
С детства нас волна качала
Силу воли закаляла.
4. Звали в гости за Байкал, (Ксюша П.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная.
5. Я пойду да погуляю (Аня Ч.)
По зелёной травке.
Заиграли гармонисты,
Я пошла вприсядку.
6. За Байкалом две дороги (Валя П.)
Одну надо поломать,
Чтобы наших кавалеров
Не возили воевать!
7. Мы купаемся в Байкале. (Ваня П.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

6- задание.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас вспомним о них.
Кроссворды «Звери» - «Растения» командам.
Кроссворд «Птицы» - для гостей.
7-е задание. Плакат в защиту Байкала.
Человечество трудно усваивает уроки и признаёт свои ошибки. Права пословица
«Что имеем, не храним, а потерявши – плачем».
Я предлагаю с помощью бросового материала сделать плакат в защиту Байкала и творчески представить его.
Пока ребята с родителями готовят плакаты в защиту Байкала, я предлагаю нашим гостям небольшую разминку.

Задание для гостей:
Какое растение тайги можно назвать розой? Шиповник. Это родоначальник всех культурных сортов роз.
Сколько месяцев в году спит сурок? 8
Как муравьи обмениваются информацией друг с другом? Муравьи общаются путем прикосновения друг к другу разными частями тела – усиками, головой, ногами. Кроме того, иногда они используют химические сигналы.
Летом, в самую жару, сусликов почти не видно в тех местах, где они обычно обитают. Почему? В жару на этих грызунов нападает тепловое оцепенение. Это тоже Своего рода спячка только летняя. Они дремлют в своих норах, ожидая, когда жара пойдет на убыль.
Для чего рябчики принимают «муравьиные» ванны? Муравьиная кислота помогает птице бороться с перьевыми клещами.
Ангара: А сейчас ребята расскажут стихи о Байкале.

1 ребёнок: Алеша К.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Валя П.
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Ваня П.
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
Воспитатель: Ну что, батюшка Байкал! Все мы твои задания выполнили, доказали ребята, что они настоящие сибиряки!
Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.
Воспитатель: Ребята для тебя приготовили подарки. Ты наши подарки принимай, и нас не забывай!

Дети дарят свои подарки Байкалу. (Поделки из природного материала, разукрашенные камешки, красиво украшенный мешок для сбора мусора – чтобы Байкал всегда был чистый)

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня «Славное море – священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №12

Сценарий внеклассного мероприятия по теме

«Малая Родина – Байкал» для 2 класса.

(Игра – путешествие.)

Г.Усолье-Сибирское Игра – путешествие «Малая Родина – Байкал». Задачи: 1.Познакомить с оз. Байкалом и его достопримечательностями, показать связь людей с природой. 2.Расширять кругозор, развивать любознательность. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину. Оборудование: иллюстрации: «чайки», «скалы»; декорации: берёза, ель, пень, кусты; плакат с названием мероприятия, выставка книг, карта, рыбы, удочки, разнос, самовар, пироги, варенье, чай, кружки, рисунки детей, призы, костюмы для выступающих, проектор, видеоролик о Байкале, музыка. Костюмы: Байкал, Енисей, Ангара, рыбаки, сарафаны для девушек – веселушек. Действующие лица: ведущий, чтецы, Байкал, Ангара, Енисей, рыбаки, девушки-веселушки.

Ход мероприятия. Вступление. (Звучит музыка – шум моря.) Ведущий: Степь сибирская безбрежная, Рек серебряных ширь. Ты, суровая и нежная, Сторона моя – Сибирь. - Ребята, у нас сегодня особый день. Мы с вами отправимся в путешествие, посвящённое самому прекрасному уголку нашей Родины – Байкалу. Байкал – край небывалой, сказочной и волшебной красоты. И так, в путь! Вперёд, нас море ждёт! Просмотр видеоролика о Байкале. Входит Байкал. Байкал: - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. В старые времена называли меня морем. Я очень могуч. Площадь моя 31500 кв. км., длина – 636км., ширина – 80 км., а глубина – 1741 км. В мою котловину можно влить 92 моря как Азовское и 23 как Аральское. Был я весёлым и добрым. И была у меня единственная дочь, а звали её Ангара. Красивее её не было на земле. Театрализованная сказка. Ведущий: Крепко любил Байкал свою единственную дочь. Краше её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. Все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, бесновалось море – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на красавицу – дочь. Взмолилась синеглазая Ангара и, рыдая сала просить: Ангара: Отец. Я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…. Ведущий: Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, называли люди Шаманским камнем. Там приносили Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся… - А вы, знаете, почему Байкал рассердился? Монтаж. (Рассказывают дети.) 1.Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире. 2.Байкал – это крупнейшее хранилище самой высококачественной и пока ещё чистой пресной воды. 3.Редкая чистота воды обеспечивает жизнь уникальному животному и растительному миру. 4.Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в его водах известно 1550 видов и разновидностей животных. 5.Байкал – одно из древнейших озёр мира. Оно существует уже около 25000000 лет. 6.Это зарождающийся океан. Слово «Байкал» в переводе означает богатое озеро. 7.в него впадает 336 рек, а вытекает лишь одна – Ангара. 8.В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб. Это сиг, омуль, щука, хариус, осётр, плотва, язь и др. Игра «Рыбаки». Ведущий: - А сейчас, я вам предлагаю отправиться на рыбалку на оз. Байкал. Поднимите руки те, кто любит рыбачить. Но нам нужны такие рыбаки, которые знают названия рыб и смогут рассказать нам что-нибудь интересное о них. (Дети рыбачат и рассказывают о пойманной рыбке. 4 рыбака и 4 рыбы: осётр, широколобка, омуль и голомянка.) Игра. - А пока рыбаки удят рыбу, давайте с вами тоже поиграем. Игра называется «Рыба в море». Правая рука – рыба, а левая – море. Если рыба под водой – тишина, а если на воде – хлопки в ладоши. (Ведущий показывает движения, дети следят и выполняют указания.) Частушки. Ведущий: - На территории Байкала находятся музеи, заповедники, туристические базы отдыха. Живут на Байкале люди разных национальностей: русские и буряты. Местные жители занимаются рыболовством, скотоводством, промышляют на ценных пушных зверей, собирают грибы, ягоды и орехи. Этими дарами щедро наградила наша природа людей, которые любят и охраняют свою малую Родину, свой Байкал. Многие растения и животные занесены в Красную книгу и охраняются в заповедниках. Местные жители гостеприимны и веселы. Они любят петь, плясать и шутить. Да и гостям они всегда рады. (Входят три девицы в сарафанах с самоваром и пирогами.) 1-ая девица: -Какой сибиряк не любит чаёк попить. 2-ая девица: -Да пироги отведать. 3-я девица: -Да и частушки попеть. (Исполняют частушки.) На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю Наливай горячий чай. Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Выпивая чашку чая, я обычно не скучаю... Потому что никогда Я не пью его одна Ну давай же поскорей Чай гостям и мне налей Собери вокруг стола Для мира, радости, добра

Викторина. Ведущий: - А сейчас, мы с вами выявим лучшего знатока Байкала и посмотрим, что вы усвоили из нашего путешествия. Мы проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Кто ответит на большее количество вопросов, тот и победитель нашей викторины. Вопросы: 1.Какова глубина Байкала? (1741 км.) 2.Какая знаменитая на весь мир рыба, водится в водах Байкала? (Омуль.) 3.Сколько рек впадает в Байкал и сколько вытекает из него? (336 и 1.) 4.Назовите имя возлюбленного красавицы - Ангары. (Енисей.) 5.Как называется скала, которую бросил Байкал в след беглянке – Ангаре? (Шаманский камень.) (Награждение.)

Заключение. (Дети читают стихи.) 1.Услышу ль у сосен в полдневный час Журчанье струй средь камушков и брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна, зовут её – Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев в душе на веки Её прекрасные черты – поля, луга, озёра, реки. 2.Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – три её основы. Какая бы не грянула беда – всё возвратится снова. 3.Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это «если» значит? О, человек! Природа – мать, ни рек и ни морей от глаз Твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр… Цени её доверие, Природы! Не обмани её! И в тёмный лес Входи, как в храм, под мраморные своды. 4.Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти никогда! Зелёные долы, леса и поля, И синяя в море вода! 5.Ты, дружок, смотри, не покачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка. Не покупай для бабочки сачка. Люби моря, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ведущий: - Наше путешествие подходит к концу, но я уверена, что оно убедило вас, ребята, в том, что свою Родину, природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, о Байкале, о Родине. Познакомясь с этими книгами, вы узнаете много нового и интересного, таинственного и увлекательного. (Выставка книг.) Конкурс рисунков. - Готовясь к празднику, вы нарисовали рисунки о Байкале, о Родине. Из лучших ваших рисунков мы оформили выставку, которая украшает стены нашего зала. И сейчас, мы проведём награждение ребят за лучшие работы. (Награждение.) -До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников.

1.Стихи для вступления

12 сентября в Иркутской области отметили День Байкала. К этому дню сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева подготовили много интересных и познавательных мероприятий.

«Байкал – священный дар природы» – под таким названием во второе воскресенье сентября состоялся экологический час, посвященный озеру, внесенному в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Все, кто пришел в библиотеку в этот день, совершили виртуальное путешествие на Байкал. Юные читатели и их родители слушали легенды о самом удивительном озере, узнали, отчего вода в Байкале самая прозрачная и чистая. «Погружаясь» в глубины озера, ребята сделали множество открытий: познакомились с разнообразными водными организмами, обитающими на различной глубине – от самой поверхности до максимальных глубин: с нерпой, голомянкой, пресноводными губками, а также с уникальными растениями, которые вместе с планктонными организмами отвечают за чистоту байкальской воды. С увлечением наши читатели отвечали на вопросы викторины, рассматривали живописные фотографии. И конечно, все были едины во мнении, что Байкал, этот бесценный дар природы, нуждается в постоянной защите.

Сотрудники отдела краеведения ко Дню Байкала провели эколого-просветительскую акцию «Чтобы дети больше знали о своем родном Байкале». Мероприятия акции проходили в течение всей недели, предшествующей празднику.

Для учащихся 5–9-х классов школы № 46 был проведен цикл мероприятий «Байкал – заповедная совесть страны», в ходе которых ребята обсудили, какие беды угрожают Байкалу и чем мы можем помочь уникальному озеру. Беседа сопровождалась показом CD-диска «Мир Байкала», содержащего большое количество ярких фотографий, в том числе снимки Байкала из космоса. Ребята также познакомились с системой заповедных территорий Байкала и совершили мультимедийную экскурсию по Байкало-Ленскому заповеднику.

Учащиеся младших классов совершили театрализованное путешествие «Ты рядом с нерпою постой, наполни сердце добротой». Ребятам были показаны фрагменты из научно-популярных видеофильмов «Животный мир байкальских побережий и гор» и «Глаза в глаза с байкальской нерпой», знакомящих с заповедными Ушканьими островами, где находятся лежбища байкальского тюленя, а также с обитателями иркутского нерпинария. А закончилось мероприятие кукольным представлением по «Экологически чистым сказкам с берега Байкала» иркутской писательницы, биолога Софьи Бунтовской.

10 сентября в школе № 17 для учащихся 3-х классов был проведен урок «Байкал – заповедная совесть страны». В этот же день ребята из коррекционной школы № 5 стали участниками литературно-театрализованного праздника «Много есть легенд, откуда появилось это чудо», который состоялся в краеведческом отделе библиотеки. Ребята посмотрели кукольный спектакль по мотивам легенд о Байкале и Ангаре, узнали о почтительном, трепетном отношении к Байкалу народов, живших на его берегах.

В течение праздничной недели в краеведческом отделе экспонировалась выставка «Байкал – источник вдохновенья», на которой были представлены работы, созданные под впечатлением от Байкала: фотографии, рисунки, литературные произведения.

Организаторы мероприятий ставили перед собой задачу не только рассказать о неповторимом животном и растительном мире Байкала, но и привить юным иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.

Бражникова Инесса Борисовна,
ученый секретрь
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева