Монте альбан мексика статистика посещения туристами. Монте-Альбан – мистическая связь между прошлым и настоящим

Монте Альбан. Общий вид. Монте Альбан (Monte Albán), центр древней цивилизации сапотеков (600 до н. э. — 1 е тысячелетие н. э.), затем миштеков (до XVI в.), расположен в 10 км к западу от современного г. Оахака (Мексика). В отдельные периоды … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Монте Альбан - Историческая часть города Оахака и центр древней индейской культуры Монте Альбан* Historic Centre of Oaxaca and Archaeological Site of Monte Albán** Всемирное наследие ЮНЕСКО Страна … Википедия

Монте-Альбан - (Monte Albán) город на Ю. Мексики (штат Оахака), в районе которого в 4 в. до н. э. 16 в. н. э. находился политический и культурный центр сначала сапотеков (См. Сапотеки), затем миштеков (См. Миштеки). Археологические исследования у М. А.… … Большая советская энциклопедия

МОНТЕ-АЛЬБАН - (Monte Albán) город, в р не к рого находился один из центров древней культуры Мексики. У М. А. на искусственно созданных террасах на вершинах горной цепи, господствующей над долиной Оахаки, располагался политич. и религ. центр культуры сапотеков… … Советская историческая энциклопедия

Монте Альбан - (Monte Albán), основной церемониальный центр на территории сапотеков (Оахака, Мексика). Памятник имеет многовековую историю. Период I (600–300 гг. до н.э.): на вершине холма возводятся первые строения, известно иероглифическое письмо, счет,… … Археологический словарь

Монте-Альбан - (Monte Albán)Monte Alban, древн. разрушенный город в штате Оахака, юж. Мексика. Основан в 8в. до н.э., приблизительно с 1 по 8в. был центром индейцев сапотеков, затем был занят миштеками еще до испанского завоевания в 16в … Страны мира. Словарь

сапотеки - индейский народ в Мексике (штат Оахака). Численность 380 тыс. человек (1995). Язык сапотек. Верующие католики. * * * САПОТЕКИ САПОТЕКИ (исп. zapotecas, искаж. от ацтекского tsapotekatl, «облачный народ»), индейский народ Мексики, язык которых… … Энциклопедический словарь

Месоамериканская хронология - Месоамериканская хронология принятая методика описания истории доколумбовых цивилизаций Месоамерики в терминах именованных эр и периодов, начиная с самых ранних свидетельств наличия человеческих поселений и до раннего колониального периода … Википедия

Оахака (штат) - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Оахака … Википедия

АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА - Предмет исследования. Предметом исследования в археологии Нового Света являются история и культура коренных народов Америки американских индейцев. Гомогенные с точки зрения расовой принадлежности, индейцы Америки представляют крупную ветвь… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Ацтеки Купить за 1777 руб
  • Ацтеки (изд. 2018 г.) , Доменичи Давиде. В книге рассказывается о доколумбовых культурах, существовавших в Центральной и Северной Мексике на территориях, протянувшихся от плодородных земель долины Оахаки и долины Мехико до обширных…

Посещение Монте-Альбана предполагает вступление в сакральное пространство. Самая верхняя часть горы предназначалась различным религиозным церемониям, бывшим основой как общественной, так и частной жизни членов этого общества. Долина, над которой возвышается гора, являлась центром сельскохозяйственного производства. Логичным для посещения места будет визит, который начинается на Главной площади и заканчивается в Музее Монте-Альбана. (План места находится в конце статьи ).


Площадка для игры в мяч

Это архитектурное сооружение является типичным для месоамериканского региона. Такие площадки появляются в Монте-Альбане во I - II веках н.э. Ритуал игры в мяч был столь значимым во всех древних городах Месоамерики, что поддержанию площадок в рабочем состоянии и их реконструкции, а также увеличению их количества, посвящались большие усилия. По современным версиям этой игры, изученным этнографами, до определенной степени можно понять, как в нее играли в древности, однако наверняка невозможно утверждать какова была ее динамика в доиспанскую эпоху. На территории центральных долин Оахаки и в области, называемой Миштека, до сих пор жива традиция игры, называемой миштекский мяч.

Площадка для игры в мяч располагается в северной оконечности восточного сектора площади. Ее форма является типичной для подобного рода конструкций: центральное поле в виде вытянутого прямоугольника, ограниченное с длинных сторон невысокими наклонными платформами. По краям этой конструкции располагаются два других вытянутых прямоугольника меньших размеров, что придает полю в плане вид буквы Iс большими засечками.

Система IV или Здание К


Система IV
Архитектурные характеристики этого объекта позволяют отнести его к периоду с 200 по 500 гг. н.э.

Строение представляет собой квадратное пирамидальное основание из четырех ступенчатых уровней и храма на верхней площадке. Подняться к нему можно по широкой центральной лестнице без бордюров, которая размещается со стороны главной площади, а также по двум узким доковым лестницам.

Вторым элементом, расположенным у подножия пирамиды, со стороны Главной площади, является большой квадратный двор, ограниченный по бокам невысокими стенами и со стороны площади - другим пирамидальными основанием, поменьше. В центре двора находится большой алтарь.

Комплекс дополняется большой стелой с календарными глифами, расположенной с северной стороны Здания К.

Здание L или «Танцоров»

Сологурен и Батрес исследовали его впервые в 1900 году. Построенное в период с 500 по 100 гг. до н.э., здание, судя по наклону его стен, было пирамидальной формы, похожее на те, которые строили в позднейшие эпохи. Тщательные исследования позволили выявить, по меньшей мере, три этапа строительства. Интересными объектами в нем являются барельефы, вырезанные на каменных плитах и представляющие собой индивидов мужского пола в странных позах с согнутыми руками и ногами. При этом изображены их внутренности вынутые наружу или половые органы, по всей вероятности, изувеченные. Именно они дали название зданию, так как первые исследователи думали, что это изображения людей, исполняющих ритуальный танец. Справедливости ради, нужно отметить, что не все «танцоры» изображены «выпотрошенными». Есть такие, которые представляют собой просто нагие фигуры, причем физический тип изображенных разный, одни индивиды имеют негроидные черты, другие - окладистые бороды.

Большинство из них изображено в стиле, напоминающем ольмекский – пухлые короткие конечности, круглые головы на коротких шеях, раскосые глаза и вздернутые круглые носы. Многие из плит с рельефами находились в качестве конструктивных элементов в позднейших строениях, что наводит на мысль о повторном использовании строительного материала.

На верху Здания L было возведено три храма, два прямоугольной формы, расположенные по краям верхней платформы и один квадратный, представляющий собой внутренний двор, окруженный строениями с четырёх сторон. Эти здания сохраняют часть своих украшений.

В ходе недавних исследований западной части здания (обращенной в сторону, противоположную главной площади, на склон холма), обнаружилась лестница, соединявшая комплекс с террасами на склоне горы, на которых располагались жилые дома, и два захоронения, одно квадратное а другое крестообразное в плане.

Система М

Считается сооружением - «близнецом» системы IV поскольку имеет те же характеристики. Она находится на юго-западном углу Главной площади и состоит из квадратного двора с алтарём в центре. С северной и южной стороны ограничена небольшими пирамидальными основаниями. Доступ к структуре осуществляется с восточной стороны, через пирамидальное основание с широкой центральной лестницей, связывающей внутренний двор и Главную площадь. Здание, находящееся с западной части структуры, квадратное в плане, состоит из четырех уровней и центральной лестницы. В ходе недавних исследований была обнаружена круглая стена, пристроенная к западной части здания, и служившая контрфорсом.

Южная платформа

Это большое основание пирамидальной формы, 120 м длиной, 112 шириной и 11 м высотой, которое ограничивает Главную площадь с южной стороны. В верхней части платформы находятся еще две пирамиды, возможно, храма, относящиеся к периоду с 200 по 700 гг. н.э., и защитная стена, пересекающая платформу с востока на запад с фронтальной части. Она была воздвигнута позже, в период после 950 г. г.э., который ознаменовался закатом одних цивилизаций, приходом других и в целом, неспокойной политической обстановкой во всей Месоамерике.

На платформу можно подняться по широкой лестнице, ограниченной бордюрами монументальных размеров. Размеры ступенек довольно необычны: в среднем 47 см высотой и 34 см глубиной.

В основании платформы на северо-восточном и юго-восточном углах, есть каменные плиты, принадлежащие периоду строительства сооружения, т.е. 200 - 500 гг. г.э., на которых изображены пленные воины, со связанными за спиной руками, облаченные в богатые наряды. Каждый высечен стоящим на глифе-надписи, символизирующем какую-то местность (поселок или город) и является свидетельством военной экспансии Монте-Альбана, завоёвывавшего разные места.

Здание J

Построенное в I - II веках н.э. здание, хотя и претерпевшее позднейшие модификации, является одним из самых интересных в Монте-Альбане, поскольку не повинуется симметричному шаблону, по которому проектировались и строились другие сооружения. Это пирамидальное основание, состоящее из трех уровней, пятиугольное в плане, напоминающее формой наконечник стрелы. Еще одним отличием от остальных зданий Монте-Альбана, воздвигнутых по оси север-юг, является то, что Здание J повернуто по отношению к остальным на 45° и ориентировано на северо-восток.

На его главном фасаде есть лестница, ведущая наверх, к строению прямоугольной формы, от которого сохранились только стены да и то частично. На высоте второго уровня, в другой части здания, «наконечнике», имеется проход, оформленный ложным сводом, который пересекает здание с севера на юг.

Еще одной специфической характеристикой здания являются стелы с рельефами, которые можно разделить на две группы: «Танцоры», типичные для периода I (с 500 по 100 гг. до н.э.) и Плиты Завоеваний, названные так Альфонсо Касо ( Alfonso Caso), состоящие из трех элементов: 1. Глиф или символ завоёванного места; 2. Символическое изображение ступенчатой пирамиды, означающей условное обозначение всем знакомого места. Очевидно, что это Монте-Альбан; 3. Перевернутая человеческая голова, закрытый глаз которой символизирует, что изображенный мертв. Кроме того, головы украшены уборами. Эти три элемента символизируют поражение неких городов или общин и возможно, служили рассказом о военных кампаниях сапотеков.

Это здание известно также под другим названием - «Астрономическая Обсерватория», поскольку некоторые исследователи считают, что в силу его особой ориентации и связи со Зданием Р, сапотекские астрономы использовали его для наблюдения за небесным сводом. Каменные плиты с рельефами, могли быть сттроительным материалом, использованным повторно.

Дворец

Является образцом дворцовых сооружений сапотекской знати. Представляет собой центральный двор с небольшим алтарем в центре, окруженный жилыми строениями. Дворец построен на невысокой платформе которая сообщается с Главной площадью широкой лестницей. Вход во внутреннюю часть происходил через проем в стене, косяки и притолока которого сделаны из монолитных блоков. Далее необходимо было двигаться по проходу в форме Z, так называемому слепому входу, поскольку такая конструкция позволяла скрывать от посторонних глаз внутренние покои дворца.

Здание Р

Монументальная платформа, с лестницей, обращённой на запад, ведущей к храму, который был расположен наверху. Специалисты связывают это строение с астрономическим наблюдениями, поскольку в центре лестницы находится камера, с вертикальным спуском, которая позволяет в первых числах мая и августа наблюдать посредством света и тени проход солнца в зените. Кроме того, проекция оси симметрии Здания J проходит как раз по этому вертикальному спуску. Здание является частью астрономического комплекса Монте-Альбана.


Алтарь

Эта низкая платформа была построена в некоем подобии небольшого бассейна, выложенного плиткой, периода с 200 по 750 гг. н.э. и возможно, служило для наполнения его водой и совершении соответствующих ритуалов. Алтарь-бассейн расположен в специальном углублении, у западной и восточной стенки которого есть два узких тоннеля, соединяющие площадку с верхней частью Зданий H и I. Алтарь был возведен в период с 200 по 500 гг. г.э., отсюда жрецы руководили своими церемониями. На его юго-восточном углу Альфонсо Касо обнаружил знаменитую маску Бога-Летучей мыши.

Окончание осмотра Главной площади

Главная площадь Монте-Альбана имеет прямоугольную форму, 300 м длиной и около 180 шириной. С момента начала строительства города это пространство уже было спланировано и площадь была построена путем выравнивания вершины холма: скалы возвышающиеся над запланированным уровнем, были стёсаны а углубления заполнены. Размеры площади позволяли размещаться на ней большому количеству людей во время церемоний, которые проходили в разных зданиях, построенных по ее бокам. Некоторые исследователи полагают, что в какой-то части площади мог регулярно организовываться рынок. Площадь по всему ее периметру была покрыта толстым слоем штукатурки и окрашена в красный цвет. Для того, чтобы предотвратить ее заполнение водой во время ливней, она была снабжена эффективной системой дренажа.

Северная платформа

Это искусственное возвышение, которое ограничивает Главную площадь с северной стороны. Все ее углы округлены, что делает ее уникальным в этом смысле сооружением в Монте-Альбане. Наверх можно взойти с восточной стороны по лестнице, которая в древние времена вела на террасу так называемого Здания Украшенного Драгоценностями. В наши дни, на юго-восточном углу здания, образующего эспланаду, объединяющую пространство вместе с площадкой для игры в мяч, есть две лестницы, одна ориентирована на восток, а другая на юг. Главный вход на Северную платформу, все же, располагался с южного фасады платформы, и соединял сооружение с Главной площадью. Монументальная лестница, ограниченная бордюрами сохраняет классический архитектурный элемент: панели - таблеро в виде скапулярия, т.е. имеющие продолговатые углубления-нищи. Этот элемент является характерным для древней сапотекской архитектуры. Также сохранились остатки штукатурки, которая когда-то полностью покрывала здания.

Лестница ведет к некоему подобию портика или вестибюля, с основаниями шести монументальных колонн, 2 м в диаметре. По мнению историка Берналя, они могли поддерживать крышу. Этот вестибюль служил доступом к целому ряду архитектурных комплексов, размещенных на Северной платформе, т.е. на верхнем уровне города.

К северу от портика находится Углубленный двор, явного теотиуаканского влияния, квадратный в плане, с алтарем посередине. Двор использовался для церемониальных целей. Как можно понять из его названия, он находится ниже основного уровня северной платформы. Спуститься внутрь можно было по четырем лестницам, расположенным в соответствии со сторонами света. В западной и восточной частях двора располагаются две небольшие пирамиды (А и В), являющиеся частью того же ансамбля, с лестницами, ведущими в Углубленный двор.

Севернее этой группы находится так называемый Комплекс Геодезического пункта. Он состоит еще из четырех пирамид, окружающий небольшую площадь. Пирамида, расположенная в западной части, носит условное название VG (Vé rtice Geodé sico, геодезический пункт), поскольку не так давно на вершине ее располагалась геодезическая отметка, важная для топографической съемки центральных долин Оахаки.

В ходе недавних исследований был раскопан восточный край комплекса VG и на поверхности оказалось Здание Украшенное Драгоценностями, названное так потому, что оно когда-то было декорирована росписями в виде красных дисков, расположенных на его панелях. Такие диски были популярны в Теотиуакане и символизировали нефритовую драгоценность, дар небес, каплю живительного дождя. Таим образом это здание стало явным свидетельством теотиуаканского влияния, распространившегося в определенный период на Монте-Альбан. Есть даже идея, что это место было «кварталом» теотиуканской диаспоры, проживавшей в столице сапотеков, находящая свое подтверждение в большом количестве находок теотиуаканского происхождения или влияния, найденных на этой территории. Все это доказывает, что культурный и коммерческий обмен в доиспанскую эпоху распространялся на большие расстояния и связывал Оахаку и Центральное нагорье Мексики.


Резюмируя, можно сказать что Северная платформа, принявшая свой окончательный облик в период с 200 по 700 гг. н.э. являлась средоточием обрядовой, идеологической и символической деятельности, являвшейся одной из центральных в общественной и личной жизни жителей Монте-Альбана.

Захоронения Монте-Альбана

Сапотеки хоронили своих умерших под жилищами. В Монте-Альбане было обнаружено достаточно большое количество таких захоронений, представлявших собой семейные склепы, в которых помещали усопших и приношения из различных предметов, делая это неоднократно.
Самыми известными являются захоронения 104, 105 и 7, в настоящий момент, после того, как пострадали от сильного землетрясения, они закрыты для посетителей археологической зоны.

Захоронение 104

Было сделано под двором жилого комплекса, принадлежавшего лицам высокого статуса в сапотекском обществе, в период с 500 по 750 гг. н.э. Оно прямоугольное в плане, с плоским перекрытием служившим крышей и пятью нишами: две в боковых стенах захоронения, две – в его внутренних углах и одна – в глубине. Приношения, которые были оставлены в ней состояли из керамических объектов. Фасад захоронения является наиболее искусно сделанным среди всех захоронений, найденных до сих пор в Монте-Альбане. Он типичен для храма или дома, с панелями таблеро с двойной нишей-скапулярием и с глиняными скульптурами, представляющими двух самых главных богов сапотекского пантеона: Косийо, бога дождя и Питао Кособи, бога кукурузы. Вход был закрыт каменной плитой с иероглифическими значками на разных ее плоскостях. Внутри помещение было покрыто тонким слоем штукатурки, на которой в технике фрески были нарисованы божества, люди и иероглифические знаки.

Захоронение 105

Расположенное на северо-востоке, вне Главной площади, оно было построено под южным помещением одного из жилых комплексов, в эпоху с 200 по 500 гг. н.э. Оно крестообразное в плане, с плоской крышей. При его создании использовались большие каменные блоки, на которых сохранились останки красной краски. Захоронение считается важным из-за настенных росписей, украшающих всю его поверхность. Рисунки мягких очертаний и сделаны на красном фоне с использованием желтых, бирюзовых и оливковых тонов. Все контуры фигур прорисованы черной линией и представляют в стиле типичном для монументальной доиспанской живописи процессию персонажей, одетых в великолепные наряды и головные уборы из длинных перьев.

Захоронение 7

Открытое Альфонсо Касо в 1932 году, оно стало одним из самых больших достижений в мексиканской археологии. Находится на северо-востоке Главной площади. Было оборудовано, как и остальные, в жилом доме, принадлежавшем предстателям знати и само помещение относится к периоду с 200 по 700 гг. н.э., однако объектов, оставленные в ней в виде приношения относятся к более позднему периоду, после 950 г. н. э., когда Монте-Альбан был уже заселен миштеками, облюбовавшими южную часть города. Это говорит о том, что миштеки воспользовались сапотекским склепом для погребения своих мертвых.

Приношения было разложено внутри и за пределами могилы. Из наружных объектов выделяется духовой инструмент из морской раковины и три урны, которые по обычаю сопровождали покойных (в них клались, по всей вероятности пища и питье для усопших). Они, по всей вероятности, относились к сапотекскому, первоначальному, приношению, переложенному в «прихожую» склепа. Внутри погребальной камеры было обнаружено более 200 ритуальных предметов, которые прославились под названием «Сокровище Монте-Альбана», изготовленных из золота, серебра, жадеита, бирюзы, обсидиана, алебастра, янтаря, жемчуга, коралла, раковины, человеческой кости и кости животных, принадлежавших семейству кошачьих.

Среди изделий из драгоценных металлов выдающимися являются нагрудное украшение с изображением Бога подземного мира (Касо дал ему имя Владыки подземного мира Миктлантекутли, хотя это не совсем верно, потому что Миктлантекутли был Богом, которому поклонялись ацтеки, говорившие совсем на другом языке), головы Бога Шипе , золотая диадема, кольца с орлами, выполненные в технике филиграни и ожерелья с черепахами.

Заслуживает специального упоминания человеческий череп, украшенный мозаикой из бирюзы, жадеита, золота и раковин моллюсков, помещенных в глазницы.

Эти предметы можно увидеть в г. Оахака, в Музее Культур Оахаки, расположенном в бывшем монастыре Санто-Доминго.

Музей археологической зоны

В музее Монте-Альбана хранится одна из самых значительных коллекций экспонатов Оахаки. Есть здесь стелы, которые были выставлены сапотеками в зданиях доиспанского города в разные эпохи, керамические изделия отличающиеся высоким художественным и техническим качеством, изделия из камня, раковины и кости, части захоронений, иллюстрирующие погребальные практики в Монте-Альбане.

Музей возник в том числе и потому, чтобы изолировать оригиналы многих находок от действия природных факторов и при этом дать возможность посетителям места рассмотреть их. При этом на площади и в зданиях разместили копии каменных стел.

Визит по музею начинается с общей информации о расположении Монте-Альбана и о долине Оахаки и о хронологии культур, развивавшихся на этой территории.

Среди самых древних памятников Монте-Альбана здесь представлены стелы с изображениями Танцоров, людей, по всей вероятности, принесенных в жертву. Той же эпохе принадлежат знаменитые стелы 12 и 13, на которых в систематической форме используются знаки письменности и цифры, представленные в виде перекладин и точек, сочетание тех и других знаков представляет собой календарные даты.

Здесь также можно увидеть всевозможные предметы из глины и камня, среди которых женские фигурки, образы с элементами животных и ящик в виде божества Косийо. Под стеклянным полом имеется макет захоронения с предметами, типичными для подношения мертвым. С целью, чтобы посетитель мог представить погребальные практики Монте-Альбана.

Стелы Завоевания, относящиеся к I – II в. н.э. из Здания J представляют собой свидетельства о покорении соседних территорий Монте-Альбаном.

В витринах по соседству выставлены керамические урны эпохи с 200 по 500 гг. н.э., самые выдающиеся образцы пластического искусства представляют людей в разные периоды жизни. В еще одном макете демонстрируется необычная находка: детские черепа в одном общем захоронении, в сопровождении нефритовых четок и других ценных объектов.

В центральном внутреннем дворе выставлены стелы поздних периодов, 500 - 950 гг. н.э. Три большие стелы, составленные вместе, представляли одну общую сцену с людьми и пойманными ягуарами, которая была элементом нижней стены Южной платформы. На другом постаменте расположен оригинал Стелы 9, по смыслу связанной с архитектурными ансамблем Северной платформы. Перед ней, Стела MA- VG2 изображает процесс наследования власти.

В витринах выставлены черепа, представляющие разные виды намеренной деформации, подпиливания зубов, считавшиеся признаками красоты и высокого статуса, а так же следы патологических процессов на костях людей того времени, а так же трепанации черепа, одна из которых демонстрирует изощрённость, которой достигли медицинские практики в городе.

Последний стенд показывает контекст, в котором развивался Монте-Альбан в свой последний, пятый период (с 950 г н.э), период, когда вблизи Монте-Альбана возникли поселения миштеков. Населенные пункты, обнесенные защитными стенами и многоцветные керамические изделия являются общепринятыми хронологическими маркерами этого периода. Экспонаты сопровождаются планом, на котором показано расположение городов этого периода, называющегося Постклассическим, в долине Оахаки.


Монте-Альбан. Путеводитель. Текст Нелли М. Роблес Гарсия (Nelly M. Robles García). Издательство Monclem Ediciones, Мехико, 2004.

Монте-Альбан возник около 500 г. до н.э. и считается древнейшим городом Мезоамерики. Город быстро превратился в центр интеграции племён всего региона и главное место организации их военной и экономической жизни. Вскоре он стал столицей сильного государства Сапотеков, которое контролировало большую часть Оахакского нагорья, и оставался ею более тысячи лет. Период его расцвета лежит между 6 веком до н.э. и 6 веком н.э. На пике своего развития население города достигало 25 тыс. человек. Социальная структура сапотеков имела чётко выраженный классовый характер. По сути это было теократическое общество, в котором официальный глава государства не имел всей полноты власти, которая находилась в руках жрецов. Религией сапотеков был политеизм. Из множества божеств, которым они поклонялись, важнейшим считался бог дождя Косико. Они также исповедовали культ предков и верили в происхождение людей из камней и деревьев. Эта загадочная цивилизация накопила большой запас натурфилософских знаний. Их достижения в сферах астрономии, математики, архитектуры и искусства не уступают уровню древних майя или инков. В 500-750 гг. н. э. город утратил своё значение и вскоре был практически заброшен.

Причины упадка Монте-Альбана пока остаются невыясненными. Учёные полагают, что на каком-то этапе своей истории государство сапотеков было завоёвано миштеками, которые позднее начали использовать Монте-Альбан в качестве некрополя. К 700 г. н.э. город был полностью покинут, через какое-то время повторно заселён, и хотя он потерял своё былое значение и сильно обветшал, тем не менее, сохранился до прихода испанцев, которые и дали ему его современное название в честь знаменитого конкистадора Диего Лопеса де Монте-Альбана.

Что посмотреть

В Монте-Альбане были обнаружены руины пирамид, храмов, поля для игры в мяч, галерей и обсерватории. В центре города раскинулась центральная площадь окруженная террасами, дворцами и платформами. Жилые здания стояли на террасах на склонах холма, здесь же, вероятнее всего, находились и сады.

Интерес представляет поле для игры в мяч сапотеков, которое отличается от поля майя. Здесь нет каменных кругов, а сама игровая пло­щадка имеет форму заглавной I. Края поля поднимаются под наклоном вверх, что обусловлено, скорее, правилами игры, чем необходимостью создания зрительских мест. Предполагается также, что в отличие от майя игра не была связана с практикой человеческих жертвоприношений.

В городе сохранилось множество гробниц, увенчанных куполами и украшенных фресками. Такое оформление, признанное самым совершенным во всем Западном полушарии, свидетельствует о высокой степени развитости культурной традиции его создателей.

На стенах одного из храмов, Храма Дансантес (танцо­ров), представлены барельефы таинственных фигур, которые, по одной из версий исследователей, воспроизводят танцевальные па. Более поздние исследования привели ученых к мысли, что это изображение приносимых в жертву или уби­тых врагов. Существует также гипотеза, согласно которой это загадочное здание было больницей, а на стенах запечатлен своеобразный медицинский справочник, содержащий 150 иллюстраций всевозможных человеческих патологий, а также изображений женщин во время родов.

Другое здание, единственное во всем городе, никак не привязанное по своему местоположению к сторонам света, возможно, использовалось для изучения астрономии, соот­ветственно исследователи назвали его «обсерваторией». Стро­ительным материалом для него послужили около сорока резных плит из Храма Дансантес. «Обсерватория» ориентированная на точки захода созвездий Южного Креста, Альфа и Бета Центавры и на точку восхода звезды Капелла.

В 1930-е гг. в гробнице № 7 мексиканскими археологами были обнаружены различные артефакты, которые также представляют большой интерес. В археологическом комплексе есть и музей с коллекцией предметов, найденных во время раскопок в 1920-е гг.

Вход

Стоимость билета на территорию комплекса составляет 51 песо, дополнительно взимается плата за использование фото- и видеокамеры. Комплекс открыт для посетителей с 9:00 до 17:00.

Магазины и кафе

В археологическом комплексе есть небольшой книжный магазинчик, а на выходе с территории Монте-Альбана местные жители продают сувениры и еду. Есть на территории комплекса и маленькое кафе, где можно перекусить сэндвичами. Что-то более существенно стоит искать в городе Оахака.

Как добраться

Автобусы компании Autobuses Turísticos курсируют в Монте-Альбан от отеля Rivera del Ángel, расположенного на Mina 518 в городе Оахака (остановка находится в 6 кварталах от главной площади города). Автобусы отправляются каждый час с 8:30 до 15:30 и обратно - с 13:00 до 17:00 (расписание может меняться в зависимости от сезона). Стоимость билета в обе стороны составляет около 38 песо. Такой билет позволяет вернуться обратно только в обозначенное на нем время.

Альтернативной компаний, организующей трансфер к археологическому комплексу, является Turísticos Marfil. Автобусы останавливаются на Local 25, Plaza Santo Domingo, Alcala 407 и у хостела Mezkalito. Стоимость поездки в обе стороны - 50 песо.

Такси из Оахака до Монте-Альбана обойдется в 200-300 песо в обе стороны.

Город доколумбовой эпохи, а ныне археологический парк в горной долине на юге Мексики, Монте-Альбан был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э., просуществовал до 850-х гг. н. э. и был оставлен его обитателями по неясной до сих пор причине. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики.

Монте-Альбан: Город, вырезанный в горе

В Монте-Альбане с большой художественной силой воплощено бесхитростное представление индейцев о мироустройстве, сегодня, напротив, кажущееся замысловатым и причудливым.

Древний город Монте-Альбан является одной из наиболее ярких исторических и находится на юге страны в центральной долине хребта Оахака, между горными системами Сьерра-Мадре и Сьерра-Мадре-дель-Сур Мексиканского нагорья Внутренних Кордильер.

Этот город был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э. Все его основные здания и сооружения имели сакральное значение. В середине IX в. город был оставлен его обитателями.

Что было этому основной причиной - осталось тайной. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики. Meзоамерика (от древнегреческого мезос - «средний») - термин, введенный в 1943 г. германским антропологом П. Кирхгоффом.

Это не синоним понятия Центральная Америка и обозначает территорию, простирающуюся от центра Мексики на юг. Мезоамерика включает в себя также сегодняшние Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. Она гораздо меньше, чем Центральная Америка, по площади, но имеет особое значение как историко-культурный регион.

Самыми крупными этносами Мезоамерики в доколумбову эпоху были ольмеки, сапотеки и миштеки. Их цивилизации тесно взаимодействовали с ацтеками и майя, но при этом и ольмеки, и сапотеки, и миштеки как цивилизации имели каждая свои самобытные черты. Заложили Монте-Альбан ольмеки - так (условно) обозначали ученые приверженцев антропоморфного культа ягуаров. Построили, или, вернее, как образно было сказано кем-то из историков, «вырезали из горы», сапотеки, также обожествлявшие ягуаров.

Этноним «сапотеки» (сапотекатль) происходит из языка ацтеков науатль и переводится как «жители местности, где растет сапота». (Сапота - дерево, распространенное на юге Мексики, дающее питательные маслянистые плоды и прочную древесину.) Сапотекский язык сохранился в отдельных языковых анклавах современной Мезоамерики, и само название сапотеков на нем - беэнаа саа, или пени саа («народ облаков»). Это очень похоже на отзвук многовековой конкуренции сапотеков с миштеками, именно миштеков те же ацтеки называли «народом облаков» (миштекатль).

Основу Вселенной в Мезоамерике символизировал прямоугольник или квадрат. И четыре главные в Монте-Альбане постройки, предназначенные для божеств, были более или менее точно ориентированы на четыре стороны света. Идеальное жилое пространство, будь то дом или город, - тоже было прямоугольным. Монте-Альбан в контексте этой культуры - классика.

Все его строения из камня были расположены по периметру и внутри центральной прямоугольной площади размером 200 х 300 м. Стоят на каменных платформах, имеют ступенчатые стены и плоские завершения, что делает их похожими на шумерские зиккураты. Главные храмы ориентированы на север и юг. У сапотеков были свои письменность и календарь, характерный стиль керамики с резными орнаментами, уникальный тип погребальных сооружений.


Письменность их, примеры которой остались на священных камнях Монте-Альбана, не столь развитая, как, например, у ацтеков и майя, но она явно заключала в себе иносказательные смыслы. Настолько неоднозначные, что лингвисты могут предъявить сегодня лишь эпизодические успехи в их расшифровке: принцип поиска сравнительных аналогий в других индейских иероглифических системах тут не работает.

С испанского Монте-Альбан переводится как «Белая гора». Так имя города закрепилось в истории и географии с XVI в. На самом деле тут произошло наложение смыслов, но на удивление логичное. Монте-Альбан - фамилия испанского конкистадора, попавшего сюда в числе первых европейцев в 1521 г. Монте - по-испански, «гора», а город стоит на высоте около 2000 м. На языке же сапотеков эта гора называлась (предположительно) Дхауя куч-о-Дауякач - «Холм Священного камня». Миштеки дали ему свое имя - Юкукуи («Зеленая гора»): на поросшей тропической растительностью горе нет ничего белого. Когда сюда пришли испанцы, город был уже практически необитаем, и не у кого было спросить, как точно он называется.

Монте-Альбан считается первым городом Мезоамерики, сразу строившемся именно как город. Для этого была срыта вершина холма, а все здания и сооружения размещены строго по плану.

Монте-Альбан, мексиканская Троя

В XIX-XX вв. Европа словно бы заново открывала для себя Новый Свет после всех разрушений, которые принесла эпоха завоеваний Америки. Монте-Альбан в этом аспекте некоторые археологи считают равнозначным Шлимана.

Через перешеек Теуантепек проходил едва ли не единственный сухопутный путь из центра Мексики на юго-восток, в сторону полуострова Юкатан, что способствовало бурному расцвету в V-IX вв. самого Монте-Альбана и всей территории, подчиненной ему, где жило примерно 500 тыс. человек. Это были в основном земледельцы, выращивавшие маис на основе эффективной для той эпохи ирригационной системы. Из ремесленных промыслов здесь процветали ткачество, гончарное дело, изготовление орудий труда, оружия и украшений из обсидиана, доставляемого из .

Археологи определяют четыре условные фазы истории Монте-Апьбана (все даты приблизительны). Первая (500-200-е гг. до н. э.) - становление сапотекского государства, создание свыше 300 резных каменных монументов. Во II фазу (200 г. до н. э. - 100 г. н. э.) Монте-Альбан - уже столица сапотекского государства. Между 250 и 1 г. до н. э. было возведено здание J, названное так по сходству его очертаний с этой буквой. III фаза (100-300-е гг.) отмечена возведением первой усеченной пирамиды и монументов с резными изображениями пленников после пыток, тела которых представлены со словно бы вывернутыми суставами, за что испанцы с долей цинизма прозвали изображенных людей «танцорами».

В 300-650-е гг. возведены основные храмы и 170 подземных усыпальниц с фресками. В 600-700-е гг. наступает IV фаза. На каменных стелах появляются загадочные иероглифические надписи. К 650-700-м гг. сапотеки утратили свою власть в Монте-Альбане, она перешла к миштекам в итоге череды междоусобных войн и политических интриг Центральная площадь приходит в упадок, а к началу 900-х гг. Монте-Альбан имеет значение прежде всего как некрополь знатных миштеков.

В начале XV в. сапотеки были окончательно изгнаны из Монте-Альбана миштеками. Изгнанники перенесли свою столицу в город Йоо-Паа, созданный ацтеками и миштеками в VII-VIII вв. Ацтеки называли его Науатл Миктлан - «Врата смерти», а испанцы сократили его до просто Митла. В подобной символике для мезоамериканских индейцев не было ничего жуткого. По их верованиям, всякая эпоха неизбежно завершается катастрофой, после которой мир создается заново, причем всякий раз по-разному. Нельзя не признать, что не так уж сильно они на этот счет заблуждались. Митла со временем тоже стала археологической зоной.

И сапотеки, и миштеки культивировали ювелирное искусство и достигли в нем высочайшего мастерства. Среди открытых в Монте-Альбане сокровищниц самый грандиозный вид имела гробница №7: здесь хранились несметные сокровища, всего около 500 предметов. Это чеканные, с выпуклыми узорами золотые браслеты и многоэлементные ожерелья, украшения из нефрита, обсидиана, бирюзы, крупного жемчуга, янтаря, кораллов, застежки из зубов ягуара, костей и раковин.

Среди всего это великолепия были и истинные шедевры - золотая маска бога Шипе Тотека, нос и щеки которой были обтянуты человеческой кожей; табакерка из позолоченных тыквенных листьев; а также миниатюрные черепа, по форме человеческие, высеченные из монолитных кристаллов горного хрусталя (кварца).

На черепах нет ни малейших следов обработки какими-либо инструментами, следовательно, они создавались методом шлифовки, и подсчитано, что шлифовать их, чтобы добиться того результата, который налицо, потребовалось бы не менее 300 лет. Но это в нашем представлении, а секреты абразивов древних индейцев остаются нераскрытыми.

Среди археологов, открывших для мировой культуры Монте-Альбан, наибольший вклад внес мексиканский археолог и этнограф Альфонсо Касо (1896-1970 гг.), памятник которому встречает каждого, кто посещает Монте-Альбан.

Любопытные факты

  • Тлачтли, или пок-та-пок, - командная игра в мяч - была популярна у всех народов Мезоамерики. Перебрасывали мяч руками, разрешалось также прикасаться к нему локтями, коленями, бедрами и ягодицами, для чего эти части тела и голову тоже покрывали кожаными щитками. Надо было провести мяч через одно из двух укрепленных в вертикальном положении каменных колец. Мяч из каучука был диаметром, как правило, 10-14 см, но тяжелым, до 4 кг (в Монте-Альбане — 1,5 кг). Иногда (редко, в каких-то особых случаях) игра приобретала ритуальный смысл. И тогда могли отрубить головы капитанам не проигравших, а выигравших команд. Принести свою жизнь в жертву богам считалось для них высокой честью. А вот археологи в Монте-Альбане ни одного подобного захоронения не нашли и сделали вывод, что, по крайней мере здесь, ничего подобного не практиковалось.
  • В мире известно 13 хрустальных черепов, 9 хранятся в частных коллекциях, 4 - в музеях. Три из музейных выполнены в натуральную величину, 2, как выяснилось благодаря современным исследованиям, - подделки.
  • Среди захоронений сапотеков в Монте-Альбане найдено множество черепов со следами трепанации. Операциям подвергались живые люди, которых, очевидно, усыпляли натуральными нейролептиками или гипнозом. Отверстия делались чаще всего в области левого полушария мозга. Этот факт позволил археологам высказать гипотезу, что, возможно, то были попытки активировать правое полушарие, отвечающее, говоря обобщенно, за эмоции и интуицию, позволяющие многое предвидеть.
  • Научное сообщество археологов и историков предостерегает от псевдонаучных шаблонов, относительно, например, сходства шумерских и сапотекских, и не только сапотекских, пирамид Мезоамерики, из чего делается вывод о высокой вероятности контактов цивилизаций. Это просто гадание на кофейной гуще, предупреждают ученые. И тем не менее факт сходства строительных модулей пирамид в разных пределах древней ойкумены остается волнующей загадкой.
  • Миштеки начали свою экспансию в Монте-Альбан совсем так же, как было принято у монархов Европы и Азии, - через династические браки миштекской знати с сапотекскими принцессами, что дало им большое влияние в Монте-Альбане еще до начала стычек с оружием.

Давайте ненадолго погрузимся в мистику и тайну древних народов сапотеков.. Происхождение людей от камней, деревьев и ягуаров, множество богов для поклонения, мистический культ предков и умерших... Жутковато, правда?.. Этот народ сразу кажется нам диким и необразованным. Но нет! По уровню знаний и достижений в сферах искусст­ва, архитектуры, математики и астрономии сапотеки были весь­ма близки к ольмекам, древним майя и тольтекам. Их столица – Монте-Альбан. Занимает площадь 40 квадратных километров и находится приблизительно в 10 км на юго-запад от города Оахака. Центр руин, построенный на искусственной платформе в 400 метров над субтропической долиной Оахака, возможно, является самым впечатляющим местом доколумбовых цивилизаций.

Название города переводится как «Белая гора» - назвали его так испанцы, из-за белых цветов, растущих на склонах. В центре города раскинулась центральная площадь, окруженная террасами, дворцами и платформами. Жилые здания стояли на террасах на склонах холма, здесь же, вероятнее всего, находились и сады. В Монте-Альбане были также обнаружены руины пирамид, храмов, поля для игры в мяч, галерей и обсерватории. В городе осталось множество захоронений и гробниц, с прекрасно выполненными фресками на куполах. Оформление именно этих гробниц было признано самым уникальным на Западе.

Монте-Альбан покоряет монументальностью всего комплекса, просторными площадями в нескольких уровнях, связанных многочисленными каменными лестницами и окаймленными пирамидами различных размеров. Остовы мощной колоннады будят воображение, насколько изящно все это выглядело в свое время. Жемчужиной и загадкой Монте-Альбана являются многочисленные плоские камни, на которых люди изображены в необычных позах – пляшущие человечки.

В 1932-м в руинах Монте-Альбана был обнаружен богатейший клад XIII века. Раскопки проводила группа мексиканского американиста Альфонсо Касо. Именно он осенью 1931 года обнаружил в Монте-Альбане первую гробницу. Ценностей в гробнице оказалось так много, что только для того, чтобы вынести все обнаруженные предметы из гробницы, понадобилось семь дней и ночей. В гробнице, открытие которой по важности для ученых сопоставимо с обнаружением гробницы Тутанхамона, были найдены ожерелья из крупных жемчужин, серьги из нефрита и обсидиана, золотые браслеты и ожерелья, украшения из бирюзы, ракушек и серебра, маска бога Шипе Тотека, изделия из горного хрусталя.

Монте Альбан – это руины, которые помнят присутствие множества древних культур Мексики. Ольмеки, сапотеки, мишкеки и ацтеки считали это место священным. Сегодня же Монте-Альбан является самым крупным в мире музеем под открытым небом. В это место лучше всего приезжать рано утром, пока ещё никого нет. Тогда ты оказываешь один на один с удивительной тайной Монте Альбан.