Саяны храм. Заброшенное место «Пещеры Сьяны

Пещеры Сьяны находятся примерно в 40 километрах от Москвы близ деревни Старосьяново и считаются одной из крупнейших подземельных систем в России - самая крупная в Московской области и 5-я по величине в стране. Чаще всего возникновение пещер датируют XVIII веком, примерно тогда здесь началась добыча белого камня для строительства «Белокаменной Москвы» - крепостей, храмов и часовен.

Разработка пещер велась вплоть до ХХ века и полностью прекратились к 1917 году. В 1960-е года пещеры стали популярным местом в среде спелестологов, но в 1974 году властями были засыпаны все входы в систему. Однако в 1988 году один из входов был вновь вскрыт.

Как туристический объект пещеры стали доступны благодаря своим «жителям» - спелестологам и диггерам. Это они отремонтировали и расчистили большинство входов и помешений Сьяны.

За годы освоения пещер здесь выработалась своя внутренняя жизнь. Некоторые энтузиасты проводят под землёй многие дни и даже недели, из-за высокой влажности - в основном зимой. В гротах можно встретить столы и стулья, места под спальни, различные ёмкости для сбора воды. Иногда в Сьянах устраивают дискотеки и рок концерты.

Существуют подробные карты ходов и достопримечательностей Сьян, многим тоннелям и комнатам даны весьма поэтические названия - «Три поросенка», «Щучий глаз», часто можно встретить и «неприличные» названия. В основном они соответствуют знакам и рисункам, предметам и надписям на стенах пещер.

Основные достопримечательности: Грот Громова, «Аристарх», «Курилка», «Мастер и Маргарита», «Венерин глаз», «Щучка», «Фантом», Зимний дворец.

Аристарх - местное «божество», представляющее из себя не полностью комплектный скелет. Ему принято приносят «дары».

«Храм», украшенный иконами и свечами. Лежат листы с молитвами и церковные книги. Этот грот когда-то даже освятил священник.

На левобережье реки Пахры возле села Новленские выселки находится наиболее известная в Подмосковье аномальная зона искусственного происхождения – «Пещеры Сьяны».

Возникли пещеры в XVIII веке, когда здесь стали добывать белый камень для строительства храмов и крепостей. Материал для укрепления аэропорта в Домодедово тоже брали отсюда, после чего выработки были остановлены. Общая длина пролегающих на глубине 30 метров пещер превышала когда-то 90 километров, высота штреков – до 3,5 метров. К нашему времени бесхозные пещеры успели частично обрушиться, они были целиком закрыты для посещений в 1969 году после пропажи здесь ребенка.

В 1988 году предприимчивые московские студенты открыли вход, назвав его Кошачьим лазом. Молодежь стала присматривать за состоянием сводов и понемногу раскапывать некоторые заваленные коридоры. Постоянные посетители этого странного места стали называть себя «системщиками», а лабиринт пещер – «системой». Под этим словом подразумеваются не только многочисленные пещеры, но и система поведения, ритуалов и быстро возникших мифов. Системщики стали популярным молодежным течением.

Большая часть доступных для прохождения штреков сейчас уже пронумерована, обозначена на карте и имеет свои собственные названия, изобилующие юмором и избытком студенческой фантазии: «Остановка первого вагона», «Три поросенка», «SS-20» и т. д. Во второе воскресенье сентября в пещерах Сьян на открытие сезона собираются несколько сотен поклонников авторской песни и спелеологов.

В числе посетителей иногда бывают беспечные новички или подвыпившие спелеологи, которые теряются в лабиринте. Поэтому все входящие в пещеры Сьян обязаны отметить в специальном журнале время своего прихода и предполагаемое время выхода. Обычно все заплутавшие находятся силами спелеологов-любителей. Но изредка на помощь приходится вызывать государственные спасательные службы. Так случилось в 1998 году, когда системщики не смогли сами отыскать своего товарища, и только профессиональные горноспасатели МЧС на третий день поиска нашли перепуганного «беглеца» в отдаленном штреке.

Легенды Сьяновских пещер

Помимо привычных для российских пещер легенд про «белых» и «черных» призраков-спелеологов, лабиринты Сьян имеют и свои особенности. Очень узкий и длинный штрек «Щучий лаз» по местному поверью восстанавливает у тех, кто смог его преодолеть, память о моменте своего рождения из лона матери. А в галереях, расписанных в духе сюрреализма по роману «Мастер и Маргарита», бывает дух самого Воланда. В одной пещере неожиданно обнаруживается «телевизор» из каменного века, сооруженный из камней и костей.

В центральном штреке на большом камне из известняка восседает местное «божество» – не вполне укомплектованный скелет по имени Аристарх, возле которого веселые студенты складывают свои дары. Как Аристарх попал под землю – точно неизвестно, но есть несколько душераздирающих предположений. Когда-то возле этого скелета был еще один, предположительно – подруга. Этот маленький скелет пропал в одну грозовую ночь в пятницу – по крайней мере, так гласит поверье. Хотя есть и другое – в нем утверждается, что в останках был опознан известный спелеолог, его похоронили с почестями. Но это все мифология: как было на самом деле – неизвестно.

Волшебный грот «Млечный путь»

Самым красивым местом пещер Сьян заслуженно считается грот «Млечный путь». Свод этой пещеры отражает свет фонарей тысячами огоньков. А если выключить фонарики, то потолок еще некоторое время светится. Этот грот довольно труднодоступен, но посетить его стоит – необычайно красивое зрелище. Завсегдатаи называют этот грот ласково – Млечник. И все однозначны в оценке, что Млечник – храм Сьян, здесь с человеком беседует высший разум. Некоторые даже считают, что в этом гроте спрятан вход в иные миры, здесь можно загадывать исполнение своих желаний – и они сбываются. Даже самые большие скептики согласны с тем, что это одно из самых необычных мест на Земле, и его тайну не поймут никогда.

Посещение пещер Сьян подарит новые ощущения, не оставит равнодушным никого. Но не стоит отправляться туда без провожатого – уже через полчаса можно заблудиться в темноте и мечтать только об одном – выбраться на свет.

Здесь добывали строительный материал для крепостей и храмов белокаменной Москвы. В советское время отсюда возили камень для укрепления взлётных полос, в войну здесь размещался госпиталь, а после - сейсмическая станция. В 1974 году входы в Сьяны засыпали (по официальной версии, там пропал ребенок). К этому времени система подземных ходов превышала 90 км.

Заново освоение пещер началось в 1988 году, когда группа московских студентов на свой страх и риск раскопала один из входов - «Кошачий лаз». К этому времени заброшенная пещера сократилась до 19 км, но все равно осталась самой крупной подземной системой Подмосковья. Сейчас Сьяны представляют собой исхоженные и оборудованные для различных целей гроты и лазы. Здесь есть свой православный храм с расписанными стенами, концертная площадка и что-то вроде хостела - помещения со стульями и спальными местами.

Постоянные посетители Сьян именуют себя «системщиками», по примеру некогда могучего движения советских хиппи. Вокруг пещеры сложилась своя субкультура с традициями, правилами, мифами и ритуалами. Каждое второе воскресенье сентября «системщики» празднуют открытие нового сезона. Новичков приводят на аудиенцию к хранителю пещер - Аристарху, представляющему из себя старый комбинезон с прикрепленным к нему человеческим черепом. Хранителя принято задабривать подарками, чтобы заручиться его помощью в подземных скитаниях. В качестве посвящения «юным сьяновцам» предлагают протиснуться через самые узкие лазы (Щучка и Карман). Так что лучше не наедаться перед спуском, чтобы не оказаться в положении Винни-Пуха, который пошёл в гости, а попал в безвыходное положение.

В пещере держится постоянная температура - +10 градусов, поэтому, отправляясь туда, одевайтесь тепло и не парадно. Перед тем, как решите посетить Сьяны, обязательно позаботьтесь о хорошем проводнике. Благо сейчас найти его не проблема, на разных сайтах и «ВКонтакте» вариантов экскурсий множество. Важно, чтобы ваш гид не только ориентировался в подземельях, но и был хорошим рассказчиком, потому что у «системщиков» есть много интересных легенд. Самые популярные из них - о Белом спелеологе и таинственной Двуликой, которая иногда выручает из беды хороших людей, а иногда заманивает их в ловушки.

Побывать в Сьянах - интересное приключение. Здесь легко дышится, несмотря на высокую влажность, но будьте готовы к тому, что в пещерах может оказаться много людей совершенно разного контингента. Также следует соблюдать технику безопасности при посещении каменоломен: на вынимать камни из бута и свода. Обязательно возьмите с собой в поход два фонарика (основной и запасной), а также запас еды и воды на всякий случай. И перед походом сообщите своим близким, куда вы отправились.

Добраться до пещер Сьяны можно от станции метро «Домодедовская», сев на любой автобус, идущий до посёлка Ленинские горки.

25 августа группа паломников из 40 человек совершила традиционное восхождение на вершину горы Хулугайша, где 12 лет назад ребята и взрослые православного лагеря "Роднички" занесли и установили поклонный крест. Возглавляли паломническую группу епископ Максимилиан, основатель "Родничков", ныне возглавляющий Братскую епархию, и иеромонах Константин (Мануйлов), начальник родничкового лагеря. Своими впечатлениями о походе делится одна из участниц восхождения.

Если ты устал в этом трудном пути,

Если понял ты, что неправильно жил -

Не грусти, не тужи, а тихонько скажи:

Слава Богу за все, слава Богу за все -

За прохладу и тень и за солнечный день

И за милость Его - слава Богу за все!

Вы же знаете, как обычно у каждого события есть своя фраза, пара строк или целая песня? Так вот эти знакомые всем родничковцам слова - олицетворение всего восхода на гору Хулугайша.

Каждый год по любимой традиции совершенно разные люди встречаются в одном месте с драгоценным замыслом - проверить свою силу и выносливость, терпение и стремление, веру и любовь. Что ждет в грядущий день, никто угадать не может - погода, компания, атмосфера, происшествия, - вдруг соединяются в нечто целое - что больше никогда не повторится.

Каждый пройденный этап непростой тропы подталкивает к поиску жизненных аналогий ситуаций в реальной жизни.

Не передать то внутреннее состояние всего человеческого "Я" с самого первого пятиминутного подъема на холм. Он так резко ломает что-то внутри, сея сомнения в сердце и задавая вопрос: "может не стоит это таких усилий?"

Мы так нуждаемся друг в друге, передавая кирпичики для строительства дома Вечности.

Как если бы мы не сварили на привале такую простую похлебку, неся в одиночку в рюкзаке все необходимое сами. А так по крупице мы делаем мир ближнего лучше.

Ведь без любви ничего не нужно.

Зачем мы друг другу без тепла?

Зачем нам природа без заботы о ней?

Зачем мы Богу, если не для любви?

И вот ты уже делаешь следующий шаг, из-под которого крошится земля, продолжая непростой путь. А потом снова промокший насквозь ботинок наполняется водой горного ручья. А после десятого-двадцатого поворота тропы неизбежно останавливаешься, и сердце колотится, словно сейчас разорвет ребра на кусочки.

Грудная клетка как механизм, сердце как птица в тисках, и осознаешь тот небольшой момент, теряющийся среди остальных испытаний последних дней жизни Христа. Путь на Голгофу.

Страшно представить, как Его измученное Тело молило о мгновенной смерти, как израненная Душа просилась подальше отсюда. Но Он шел, изнывая от внутренних слез за человечество. А мы сытые, обутые и одетые по погоде можем лишь слегка прикоснуться к той жертвенности, что явил нам Бог.

Петляя среди монотонной нити бесконечных бежево-песочно-каменных склонов, смиренно ждешь долгожданную долину и ту одинокую развалившуюся хижинку, ставшую уже родной после стольких лет.

Вот - вот самые последние рывки к заветной точке Земли. Вы бы знали, как шаткая поверхность камня заставляет содрогнуться до кончиков пальцев, а где-то в животе завязывается тугой узел, когда понимаешь, что дошел.

И когда лоб покорно касается выцветшего креста, в уголках глаз блестит счастливая слеза. Слава Богу за все. Потому что, глядя вниз, кружится голова от мысли, что все возможно, если суждено. Бог дает все по силам - и счастье, и горе. С Ним мы можем все вынести в своем маленьком храме.

Это поход не просто поход, не просто спортивная проверка на способности и внутренние ресурсы. Это нечто большее. Он дает глоток свежего воздуха для дальнейшего свершения добродетелей и духовного роста. И именно поэтому это ежегодное событие так важно для каждого причастного к нему.

Вдруг настал тот миг – ты сердцем ощутил:

Что за чудный мир нам Господь сотворил.

Этот светлый миг ты в сердце задержи,

Встань к востоку лицом и в восторге скажи:

Слава Богу за все, слава Богу за все –

За прохладу и тень и за солнечный день,

И за плач и за смех, и за все и за всех,

И за милость Его – слава Богу за все!

Мария Ерухина

Местная религиозная организация православный Приход храма Благовещения г. Саянска Иркутской области Саянской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Почтовый адрес: 666304 г. Саянск, м-н Благовещенский, 4

Настоятель : иерей Иоанн Борисюк

Клирики храма: диакон Владимир Чичков, диакон Евгений Семке, иерей Владимир Данилко, иерей Владимир Завадич, иерей Иоанн гернеший

Дополнительные сведения:

В семье городов Приангарья Саянск - самый молодой. Он строился в 70 - 80-е годы прошлого века. Это промышленный город, появление которого обусловлено созданием крупнейшего в России предприятия по производству поливинилхлорида. По генеральному плану, который разрабатывался в Ленинграде, Саянск должен был стать крупным индустриальным центром Иркутской области с населением в 200 тысяч человек. Строителям удалось реализовать только первый этап этого грандиозного проекта.

Согласно Летописи Саянска, 17 марта 1991 года в городе впервые совершилось Таинство Крещения. Саянцев крестил настоятель Свято-Никольского храма города Зимы иерей Николай Повальский. Обеты Святого Крещения в этот день приняли 208 человек (в том числе 78 юных горожан). Совершалось Таинство в бассейне «Дельфин». Через год после этого в Саянске состоялась официальная регистрация православного прихода, настоятелем которого стал иерей Алексий Середин.

В 1993 году силами прихода началось строительство храма. В качестве архитектурного образца было использована Варваринская церковь XVI-XVII веков из деревни Яндомозеро в Карелии. Это простое и в то же время гармоничное сооружение шатрового типа с двумя отстоящими друг от друга высокими башенными куполами. Храмовая колокольня состоит из пяти этажей.

Нижний придел освящен в честь Архангела Гавриила, вестника Божественных Таин. Чтобы войти в него, нужно по лестнице спуститься вниз, в цокольный этаж. Этот спуск так же, как и использованный в строительстве придела бетон (камень), исторически обоснован. Из истории Церкви мы знаем, что первые христиане подвергались жестоким гонениям, поэтому службы они совершали в пещерах и катакомбах. Обстановка нижнего придела Благовещенского Храма и напоминает об этом: спускаясь, можно соотнести себя с первыми христианами.

Верхний придел сложен из калиброванного бруса. Оборудование по калибровке бревен было разработано местным рационализатором Владимиром Ромашко. Его особенность в том, что обработка дерева производилась методом встречного фрезерования. На встречных скоростях при движении резца и дерева получался эффект рубки топором. Это важно потому, что, если обработка производится движением одного только резца, то поры древесины как бы раскрываются, давая возможность для проникновения влаги. Когда же дерево обрабатывается рубкой, то поры затесываются и древесина становится непроницаемой.

Особую выразительность пространству верхнего придела Храма придают высокие - от 9,5 до 11 метров - потолки. Они расписаны художницей Галиной Новиковой. Еще один художник Александр Марков, даровитый мастер резьбы по дереву, филигранной отделкой украсил большой иконостас. Иконы для иконостаса выполнены художниками Владимиро-Суздальской иконописной школы под руководством Сергея Фролова. Деревянная Голгофа с предстоящими сибирскими святыми изготовлена насельниками Свято-Данилова монастыря города Москвы.

Удивительно кованое паникадило. Благодаря изящно выкованной вязи оно кажется не слишком тяжелым, хотя на самом деле весит 600 кг. Эту ажурную люстру, а также приалтарное ограждение, светильники, арки и винтовую лестницу на клирос выковал и собрал Георгий Тарасюк из поселка Листвянка.

Храмовая колокольня состоит из пяти этажей, площадь каждого из которых 100 квадратных метров. Восемь колоколов отлиты в Каменск-Уральске. Самый большой весит 1380 кг. Колокола украшены орнаментом, выполненным по эскизам художника Андрея Ворожейкина.

Развесом колоколов и обучением звонарей в 2000 году занимался архангельский мастер церковного звона Владимир Петровский. «Как хорошо расположен Храм! - говорил он, делясь впечатлениями. - Монастырские стены, сад, церковь… Место, куда можно уйти от суеты. А Храм великолепен! Я много езжу по России и могу сказать, что такую деревянную красоту не часто встретишь. Пусть будет он той свечой, на свет которой пойдут горожане!»

Первое богослужение в строящемся храме (в нижнем приделе во имя Архангела Гавриила) было совершено на Рождество 2000 года. А 9 февраля 2003 года архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим в сослужении священнослужителей из Иркутска, Усть-Илимска, Киренска, Зимы, Саянска и других приходов Иркутской епархии было совершено освящение храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

С образованием в 2011 году Саянской епархии Благовещенский храм стал кафедральным.