Мраморный дворец: экскурсии, экспозиции, точный адрес, телефон. История Мраморный дворец миллионная 5 1

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Мраморный дворец — одно из самых красивых зданий Санкт-Петербурга. Он завершает композицию Дворцовой набережной, которая начинается у Зимнего дворца. Издали кажется, что дворец словно вырастает из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Мраморный дворец, картина XIX века

В петровскую эпоху здесь стоял Питейный дом. В 1714 году на этом месте появилось деревянное здание Почтового двора с пристанью. В 1716 году оно было надстроено, на втором этаже Петр I устраивал ассамблеи. Набережная в те времена называлась Почтовой. Спустя время на месте Почтового двора был построен Манеж, который впоследствии сгорел.

10 октября 1769 года по приказу Екатерины Великой начали возводить огромный дворец. Архитектором был знаменитый Антонио Ринальди. Впрочем, согласно одной из петербургских легенд, императрица лично набросала эскиз будущего строения. Скульптуры были выполнены Федотом Ивановичем Шубиным. В работе также принимали участие итальянский мастер Антонио Валли, австриец И.Дункер и многие другие известные скульпторы и живописцы. Более 100 каменотесов ежедневно трудились на стройке.

Екатерина Великая подарила своему фавориту еще один дворец — , также построенный по проекту Антонио Ринальди.

Дворец предназначался для графа Григория Орлова (1734-1783) в качестве благодарности за его активное участие в событиях 1762 года. В 1773 году он в ответ подарил своей императрице огромный ограненный бриллиант в 189,62 карата, который ныне хранится в Алмазном фонде в Москве и носит имя «Орлов».

Долгих 16 лет шло строительство. В 1783 году граф Орлов скончался, так и не дождавшись окончания работ. В 1785 году, когда Мраморный дворец был готов, Екатерина выкупила его у наследников за 1,5 миллиона рублей.

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца

В 1780-1788 годах в восточной части участка по проекту архитектора П.Е.Егорова был построен Служебный корпус, где разместились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи и др. На втором этаже располагались квартиры для прислуги. Новое здание заслонило фасад дворца, обращенный в сторону нынешней площади Суворова. Между зданиями была установлена решетка, по своей стилистике напоминающая ограду .

В 1796 году императрица подарила Мраморный дворец своему 16-летнему внуку, великому князю Константину Павловичу , по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заальфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой, в крещении Анной Федоровной. Впрочем, вскоре Екатерина была вынуждена отобрать подарок «за недостойное поведение» — молодой князь стрелял в коридоре из пушки живыми крысами, а его 14-летняя супруга была вынуждена прятаться в вазе.

В 1797-1798 годах Мраморный дворец становится резиденцией последнего польского короля Станислава Понятовского (1732-1798). Для него и его свиты часть залов была оформлена В.Бренной. Затем работы по оформлению дворца продолжил А.Воронихин.

После смерти Понятовского дворец снова вернулся во владение Константина Павловича и принадлежал ему вплоть до его отъезда в Польшу в качестве наместника царства Польского. В дальнейшем дворцом владела Придворная канцелярия, сдавая квартиры придворным чинам, которые переделывали интерьеры по своему вкусу.

В 1832 году император Николай I подарил Мраморный дворец своему второму сыну, великому князю Константину Николаевичу . Дворец к тому времени обветшал, и в 1843-49 годах началась его реконструкция по проекту архитектора А.П.Брюллова. Брюллов сохранил внешний вид здания и, в основном, его планировку. Ряд помещений он оформил в стиле готики, позднего Ренессанса, рококо и классики. Был надстроен Служебный корпус, его фасад украшен пилястрами. Во дворце появились технические усовершенствования: воздушное отопление, «пневматические печи», прообраз лифта, машины для подачи воды наверх.

После перестройки Мраморный дворец по имени его владельца стали называть Константиновским, хотя в Стрельне существовал дворец с таким же названием.

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича – великий князь Константин Константинович , высокообразованный человек, президент Российской Академии наук и поэт Серебряного века. В его покоях на I этаже были оформлены Английский кабинет, Готическая и Музыкальная гостиные, Нижняя библиотека. Дворец стал одним из центров культурной жизни Петербурга.

Мраморный дворец, дореволюционное фото

В годы Первой Мировой войны дворцовые помещения были переоборудованы в качестве госпиталя для раненых офицеров. После Февральской революции во дворце короткое время располагались различные службы. В 1919-1936 годах в стенах Мраморного дворца разместилась Российская академия истории материальной культуры. С 1937 года – ленинградский филиал Центрального музея В.И.Ленина. Почти все залы II этажа были перестроены, интерьеры утрачены. Сохранили первоначальную отделку лишь Парадная лестница и Мраморный зал.

Мраморный зал, фото из интернета

Перед парадным входом на постаменте установили броневик «Враг капитала», с которого в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года рядом со зданием Финляндского вокзала выступал В.И.Ленин. В 1990 году броневик демонтировали, а на его месте поставили мраморный «Форд Мондео» — памятник «Век мотора».

В 1992 году обветшавшее здание Мраморного дворца было передано Русскому музею, начались работы по восстановлению первоначальной планировки и интерьеров. В Служебном корпусе разместился Северо-западный заочный технический университет.

В 1994 году на месте постамента для броневика была установлена конная статуя императора Александра III . Она была изготовлена в 1909 году скульптором Паоло Трубецким и стояла на Знаменской площади (ныне площадь Восстания). После 1937 года её удалось сохранить в одном из закрытых дворов Русского музея.

Транспортировка памятника Александру III в ноябре 1994 года, фото Беленького

Выставки в Мраморном дворце

В настоящее время в Мраморном дворце размещаются постоянные экспозиции Русского музея, посвященные русскому искусству XX века:

♦ «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков»,
♦ «Музей Людвига в Русском музее» — подарок коллекционеров Петера и Ирэны Людвиг: работы современных европейских, американских и русских художников,
♦ «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских»,
♦ «Константин Романов – поэт Серебряного века».

Кроме того, проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников.

Фасад Мраморного дворца со стороны Невы, фото из интернета

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

По замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы .

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле и выполнял функции парадной столовой.

– самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Мраморный дворец — один из красивейших в Санкт-Петербурге. Жизнь в нем, однако, не принесла счастья ни одному из его владельцев. Его стены помнят и кражи, и насилие, и даже стрельбу живыми крысами из пушки.

На экскурсии вам расскажут, что дворец (на месте бывшего Почтового двора, уничтоженного грандиозным пожаром 1737 г.) приказала построить Екатерина II – это был подарок императрицы Григорию Орлову, ее сподвижнику и многолетнему фавориту. Орлов должен был жить на той же улице, что и императрица, совсем рядом с Зимним дворцом. Писатель и историк П.И. Сумароков в своем «Обозрении царствования и свойств Екатерины Великой» упоминает, что императрица сама составила проект будущего дворца; а реализовывать его она поручила придворному архитектору Антонио Ринальди. Архитектору пришлось немало потрудиться, чтобы претворить в жизнь план, набросанный царской рукой – считается, что именно поэтому здание в плане неправильной формы (в нем нет прямых углов). Средств на постройку дворца не жалели – в распоряжение Ринальди были предоставлены самые различные породы камней: гранит, агат, лазурит и 32 породы мрамора с разных уголков света, которым дворец отделан не только внутри, но и снаружи.

Кстати, откуда вообще взялась идея вместо штукатурки отделать фасады дворца мрамором? Наверное, это связано с тем, что именно в этот период в России начали добывать мрамор (до середины XVIII в. этот материал был исключительно импортным, дорогим и применялся редко). Родина первого российского мрамора – карельская деревня Тивдия. Красивый бледно-розовый тивдийский мрамор стали поставлять в Петербург, его использовали для отделки Исаакиевского собора и других зданий; но именно этот дворец впервые был отделан мрамором снаружи. К сожалению, мрамор имеет свойство тускнеть и разрушаться, особенно под воздействием высокой влажности (а в Петербурге, как известно, почти все время идет дождь), поэтому сейчас дворец выглядит далеко не так эффектно, как в XVIII веке.

Мраморный карьер в Рускеале — одно из мест, где добывают карельский мрамор.

История Мраморного дворца в Санкт-Петербурге

Дворец для Григория Орлова строился 17 лет. За это время роман его с императрицей закончился; государственная служба тоже прекратилась – Орлов ушел в отставку по состоянию здоровья; а в весьма солидном для того времени 43-летнем возрасте Орлов неожиданно женился. Супругой его стала 18-летняя фрейлина Екатерина Зиновьева, которая приходилась ему же двоюродной сестрой. В свете ходили слухи, что Орлов вынужден был жениться, так как девушка была беременна; другие современники утверждали о безумной любви Орлова к своей кузине. Как бы то ни было, брак был незаконным – православная церковь запрещает браки между близкими родственниками. Разразился скандал, дело Орлова дошло до Сената, который постановил развести супругов и заключить их по монастырям; но тут Екатерина II вступилась за своего бывшего фаворита и отменила решение Сената, проявив тем самым воистину царское великодушие. Правда, брак оказался недолгим – княгиня Орлова скончалась в возрасте 23 лет от чахотки; а Орлов после смерти жены от горя сошел с ума и через два года скончался в своем подмосковном имении. Ему так и не удалось пожить ни дня в своей роскошной резиденции – к моменту его смерти отделка интерьеров (тоже, разумеется, мраморных) еще не была окончена.

После смерти Орлова Екатерина II выкупила дворец в казну. По совпадению, все последующие владельцы дворца носили имя Константин. Сначала императрица подарила его своему внуку, шестилетнему великому князю Константину Павловичу. Судьба этого члена Романовской семьи сложилась своеобразно. Он дважды мог стать самодержцем: Екатерина II предполагала после завоевания Османской империи сделать своего второго внука византийским императором (поэтому мальчик и получил имя Константин), однако претворить в жизнь «Греческий проект» не удалось. Впоследствии Константин должен был занять российский престол после смерти бездетного Александра I, но от этой перспективы он отказался сам.

Стрельба крысами из пушки

Константин Павлович пошел в отца. Он походил на Павла I внешне – невысокий, курносый.

Как и отец, увлекался военным делом, а также отличался взбалмошным, эксцентричным характером и непредсказуемым поведением. В 16-летнем возрасте он, как и другие великие князья, вступил в династический брак с немецкой принцессой (в православии – Анна Федоровна). Молодые супруги поселились в Мраморном дворце, и вряд ли эту жизнь можно было назвать счастливой. Фрейлина и мемуаристка Варвара Николаевна Головина свидетельствует: «Поведение Константина, когда он почувствовал себя хозяином в собственном доме, показало, что он еще нуждается в суровом присмотре. Между прочим, через некоторое время после своей женитьбы он забавлялся в манеже Мраморного дворца тем, что стрелял из пушки, заряженной живыми крысами. <…> К дурному обращению, которое великая княгиня Анна должна была выносить от своего мужа с первого дня замужества, примешивались еще его неверность и своеволие. Константин заводил связи, недостойные его сана, и задавал в своих покоях ужины актерам и актрисам». При этом Константин ревновал супругу даже к своему брату Александру, не отпускал ее на балы и т.п.

В начале правления Александра I случилась еще одна история, подмочившая репутацию Константину. Великий князь увлекся супругой придворного ювелира, француженкой мадам Араужо, которая не отвечала на его ухаживания. Тогда ее силой привезли в Мраморный дворец, где Константин ее изнасиловал, после чего то же самое проделали его собутыльники-гвардейцы. От потрясения мадам Араужо в тот же день скончалась. Дело замяли, но слухи об участии в нем брата императора быстро распространились по Петербургу. Документальных подтверждений этой истории не существует, но учитывая личность Константина, ее нельзя назвать невероятной. Семейная жизнь великого князя кончилась тем, что Анна Федоровна сбежала от супруга в Германию, чему, впрочем, великий князь не особенно расстроился. Через некоторое время Синод оформил развод.

Либерал не только в политике

В 1814 г. Константин Павлович стал наместником царства Польского и навсегда покинул Петербург. Некоторое время у дворца не было постоянного хозяина, пока, наконец, Николай I не передал дворец своему второму сыну – которого тоже звали Константином и который тоже был личностью весьма яркой.

Константин Николаевич, убежденный либерал, был одним из крупнейших деятелей «эпохи реформ». Он был одним из разработчиков отмены крепостного права, одним из авторов судебной реформы, преобразователем флота. Однако был либералом не только в государственной сфере, но и в семейной жизни. Поначалу его жизнь с великой княгиней Александрой Иосифовной складывалась счастливо, в браке родилось шестеро детей. Но в зрелом возрасте, как это часто бывает, великий князь влюбился. Его избранницей стала балерина Мариинского театра Анна Кузнецова, для которой он снимал особняк на Английском проспекте. Константин Николаевич жил фактически на две семьи, и от Кузнецовой у него также были дети. «Официальная» же семья великого князя продолжала жить в Мраморном дворце.

Здесь же случился один из самых серьезных скандалов в семье Романовых. В Мраморном дворце находилась икона, подаренная Александре Иосифовне Николаем I, в окладе из драгоценных камней. Однажды из оклада пропало несколько бриллиантов. Следствие установило, что кражу совершил старший сын великого князя – Николай. Родители были потрясены. Однако устроить суд над членом императорской семьи было немыслимо для престижа династии; и в итоге Николай был объявлен сумасшедшим и выслан из Петербурга.

Грешный поэт

«Похититель драгоценностей» был лишен наследства, поэтому Мраморный дворец после смерти Константина Николаевича достался следующему по старшинству сыну – Константину Константиновичу.

По долгу службы он был генералом и инспектором военно-учебных заведений, а по призванию – поэтом. Он публиковал под прозрачным псевдонимом «К.Р.» свои стихи, которые высоко ценили современники (в том числе П.И. Чайковский, который написал на его стихи несколько романсов). Великий князь был во всех отношениях привлекательной личностью – талантливый, интеллигентный, обладающий тонкой душевной организацией и глубоко религиозный (в юности мечтал о том, чтобы уйти в монашество); к тому же прекрасно относился к жене и имел девятерых детей. Но из сохранившихся личных дневников К.Р. известно, что он всю жизнь безуспешно пытался избавиться от интереса к представителям мужского пола. Хотя в ту эпоху нетрадиционная ориентация уже не воспринималась как нечто из ряда вон выходящее; но К.Р. искренне считал себя недостойным грешником и всю жизнь терзался муками совести. Князь-поэт скончался незадолго до революции и не узнал, как трагично закончилась история семьи Романовых и как трое его сыновей (для которых Константин Константинович когда-то с любовью оформлял детские комнаты в Мраморном дворце) были в 1918 г. живьем сброшены в шахту под Алапаевском…

В 1937 г. в Мраморном дворце разместился филиал Музея В.И. Ленина. Создатели музея не церемонились с историческими интерьерами – мраморная отделка разбиралась, росписи закрашивались, были убраны скульптурные украшения начала XVIII в. А у входа во дворец был установлен броневик «Враг капитала» – якобы именно с него В.И. Ленин выступал в апреле 1917 г.; хотя многие историки сомневаются, что броневик – тот самый.

Из личного опыта: для меня, как для петербуржца, Мраморный дворец всегда был символом тех стремительных перемен, через которые проходила наша страна. Детское воспоминание, почему-то ярко врезавшееся в сознание: мраморная машина, стоящая во дворе. Сейчас ее помнят немногие, а ведь она была! Скульптура Ха Шульта появилась в 1992 году и, разумеется, сразу получила прозвище «друг капитала».

Мраморный «Фонд Мондео» вместо ленинского броневика — представьте, как символично это было в то время! Еще помню, кто-то по этому поводу предлагал в Берлине поставить мраморный Т-34. Впрочем, Форд простоял недолго. Куда его дели, мне выяснить не удалось (еще одна питерская загадка!), но место его занял император Александр III. Тоже символично — возвращение к истокам, примирение с прошлым. Сейчас заговорили о том, что Александра хорошо бы вернуть на изначальное место, на площадь Восстания. Интересно, кто въедет во двор после него? И успокоится ли наша страна когда-нибудь?

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

А еще не забудьте заглянуть на страницу, посвященную

В озведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей – из белого уральского. Из выборгского розового гранита – рапакиви – с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени – из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах – мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями. На беломраморных настенных гирляндах – орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М. Козловского – «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала.

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон. Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А.П. Брюллова. Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения – интерьерные и архитектурные обновления – большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад.

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет.

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов – Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его. Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована. Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс.

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет. Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы. Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми.

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В.И. Ленина. Архитектор Н.Е. Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа. Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани.

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.

По материалам www.culture.ru

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мраморный дворец, расположенный в центре Северной столицы, считается одним из самых величественных и ярких сооружений города. Этот архитектурный памятник 18 века поистине уникален. Дело в том, что это первое здание в Петербурге, в отделке фасада которого применялся естественный материал - мрамор. Стоит отметить, что для строительства использовалось 32 вида мрамора, привезенного из разных стран.

Мраморный дворец стал подарком для фаворита царицы - Григория Орлова. Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей.

Изначально на месте Мраморного дворца находилось двухэтажное здание Почтового двора, построенного по проекту Доменико Трезини. Здесь Петр I проводил свои ассамблеи и праздничные мероприятия. Также в здании были ресторан, гостиница и почта. Интересно, что в хорошую погоду Петр приходил сюда пешком из Летнего сада. Зимой постояльцы гостиницы жили как на пороховой бочке. Если царь неожиданно приезжал на Почтовый двор, то все жильцы мгновенно выселялись. Спустя время здесь выстроили Манеж, а почта переехала в другое место. Но новое здание Манежа уже в 1737 году сгорело.

В 1769 году по указу Екатерины II здесь началась масштабная стройка Мраморного дворца под руководством зодчего Антонио Ринальди. Это величественное здание стало подарком для фаворита царицы - Григория Орлова. Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей. Разумеется, Орлов не мог не сделать ответный подарок и в качестве презента выбрал роскошный бриллиант «Надир-шах». Стоимость камня составляла 460 тысяч рублей - баснословные деньги для того времени. Кстати, приблизительно столько же денег ушло и на строительство самого Мраморного дворца.

Есть версия, что Екатерина II лично сделала набросок проекта Мраморного дворца.

Мрамор для облицовки здания привозили из Италии, Греции и России.

Интересно, что в фундамент здания был заложен большой ящик с монетами, который тоже сделан из мрамора. На стройке Мраморного дворца ежедневно трудились около 300 человек. Императрица лично следила за ходом работ и поощряла самых активных строителей.

Внутреннее убранство Мраморного дворца поражает своим великолепием. Здесь все было продумано до мелочей. Парадную лестницу украшали статуи Утро, День, Вечер и Ночь, а также скульптурные группы, олицетворявшие весеннее и осеннее равноденствие. Помимо роскошных залов здесь находилась библиотека, большая картинная галерея, спальни, гостиные, кабинет, турецкая и греческая бани. Строительство этого огромного дома затянулось. Граф Орлов умер, так и не увидев дворец в готовом виде. Правда, в те годы он уже не был фаворитом императрицы.

Позже Мраморный дворец принадлежал внуку Екатерины II Константину Павловичу Романову и его детям. После революции здание национализировали, а все богатые коллекции передали Эрмитажу . Во дворце в разное время находились такие организации, как Наркомат просвещения, Управление дворцами-музеями, Центральное бюро краеведения и другие. В 1992 году дом отдали в ведение Русского музея . Перед зданием был установлен конный памятник Александру III.

Практическая информация

Мраморный дворец расположен по адресу: Санкт-Петербург, улица Миллионная, 5/1, станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета для взрослых посетителей - 350 RUB, для школьников и студентов - 170 RUB. Можно приобрести комплексный билет на посещение Мраморного, Михайловского , Строгановского дворцов и Михайловского замка за 650 RUB. Льготная цена такого билета - 300 RUB. За фотосъемку придется заплатить дополнительно - 500 RUB.

Адрес: Миллионная ул., 5/1

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Среди множества архитектурно-исторических памятников мира есть особенные, воплотившие в себе целый пласт архитектурных направлений, имена и судьбы знаменитых личностей прошлых столетий. Ярким примером этого может служить Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – колоссальное величественное сооружение, настоящая «мраморная сказка». Сейчас это один из знаменитых туристических объектов «Северной Венеции», поражающий грандиозностью размеров, великолепием и виртуозностью художественного оформления. Богатейшая история дворца, связанная с царской династией Романовых, не может не волновать и интересовать людей 21 века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

Обустройство кабинета

В оформлении интерьера кабинета в основном использовано натуральное дерево и кожа. Стены, украшенные высокохудожественными полотнами и портретами, оклеены позолоченными кожаными обоями, иллюстрированными царскими гербами. Потолок обшит красным деревом, из разных сортов дерева изготовлена мебель, дубовый паркет устилает пол. Кресло князя, опирающееся на передние «ножки» в виде позолоченных лебедей с поднятыми крыльями – особенный раритет кабинета.

Другие залы апартаментов

В интерьерах других комнат также присутствует в оформлении дерево. Особой любовью хозяина пользовалась Музыкальная «готическая» гостиная, отделанная необычайно живописно в готическом стиле деревянными ажурными панелями внизу и оклеенная кожаными обоями серого цвета с позолоченным орнаментом. Изящный макет готического храма, установленный на панели, украшает одну из стен гостиной. Чёрный лакированный рояль старинной работы символизирует назначение комнаты.

Владельцы

Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.

Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).

  • Второй владелец – внук Екатерины Константин Павлович был хозяином дворца до 1831 года. Причём в 1797-98 г. здание было отдано под резиденцию последнего польского короля С. А. Понятовского, который скоропостижно умер в 1798 г).
  • Третий владелец – другой внук императрицы Константин Николаевич пожалован дворцом в 1832 г, когда ему исполнилось 5 лет. До совершеннолетия князя в здании жила многочисленная придворная челядь. Став женой князя, владелицей дворца наряду с ним была великая княгиня Александра Иосифовна, яркая выдающаяся личность своего времени. В течение жизни К. Н. (1827-92) дворец назывался Константиновским.
  • Четвёртым хозяином стал следующий внук Екатерины I — наследный князь Константин Константинович, владевший зданием до 1915 г., сделав дворец своеобразным храмом искусства. В великолепных залах устраивались драматические представления, проходили музыкальные концерты великих музыкантов и композиторов, организовывались творческие встречи писателей и поэтов.

Выставки и экспозиции

В советское время в нескольких залах Мраморного дворца был организован филиал Центрального музея В. И., что явилось первым примером использования памятника архитектуры в новом качестве, соответствующем запросам общества. Работой по реконструкции помещений руководил архитектор Н. Лансере, и музей открыли в печально памятный для страны — 1937 год. Экспозиции музея подробно знакомили посетителей с жизнью и революционной деятельностью вождя пролетариата.

Современная концепция – пропаганда искусства

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.