Парижская ратуша. Центральная мэрия Парижа — Hôtel de ville

Центральная мэрия Парижа — Hôtel de ville.

Одноименная остановка линий метро № 1, 11.

Отель де виль, мэрия, ратуша. Назовите это здание, как хотите, но главное то, что в нем решаются все жизненно важные вопросы по управлению такой махиной как Париж. Об этом здании написано очень много, так как здесь происходило множество важнейших событий в жизни города. Я, как и многие, конечно повторюсь, ведь не рассказав о них, значит утаить детали, которые решали судьбу не только Парижа, но и всей Франции.

Мост св. Людовика
Pont de Saint Louis и Отель дё Виль

Мэрия Парижа — Hôtel de ville

История Гревской площади уходит слишком глубоко, чтобы датировать и слишком завязана с самой мэрией, чтобы их разделять. Слово «grève» переводится как наше похоже однокоренное с ним слово «гравий», то есть мелкие камни, в которых не вязнешь как в песке и не достаточно крупные, чтобы свернуть ногу при неосторожном шаге. Площадь состояла из двух частей. Одна плоская, собственно площадь, где собирались люди ожидая случайную работу. Сюда каждое утро приходили работодатели и набирали бригаду на день. Интересно, что слово «забастовка» звучит по-французски « grève», именно отсюда пошла традиция общих сборов для решения проблем между рабочими и работодателями.

Отель де виль и Гревская площадь

Вторая половина площади была идеальным пологим спуском к реке, который из покон веков использовался как место для разгрузки судов. Не будем забывать, что на гербе Парижа фигурирует корабль «nef». Кстати слово неф в церковном строительстве значит именно перевернутый вверх дном корпус лодки (однонефная церковь, центральный неф и так далее). Есть также термин «vaisseau» что означает также как корпус корабля и используется в строительстве.

Герб Парижа с королевскими лилиями на синем фоне и корабль на волнах Сены

Гревская площадь служила местом публичных казней и наказаний а также праздников и фейеверков по поводу побед, свадеб и рождений в королевской семье. Ко всему прочему это было единственное большое открытое пространство в сети узеньких улиц в средневековом городе.

Если посмотреть на старые планы Парижа, то станет ясно что «большое» это очень относительно. Площадь занимала примерно треть или четверть от нынешней.

В 1246 году Людовик святой создал первый орган городского управления, во главе которого стоял «голова» prevôt. Так как в Париже купеческие гильдии заправляли всеми делами и имели действительную власть, соответственно prevôt был в первую очередь купеческий голова. Париж всегда был двуглавым, в нем всегда существовала с одной стороны королевская власть и практически независимая от короля «народная» власть. Возможно отсюда вечное кипение, иногда булькающее где-то тихо в подвалах, иногда как кипящее молоко, выплескивая гнев и уничтожая объект ненависти. Королевская власть осуществлялась через полицейскую, военную структуру, базирующуюся в Шатле.

17 июля 1357 году купеческий голова Этьен Марсель, легендарная личность, которой будет посвящена отдельная страничка, купил за свои средства (за 2880 парижских ливр) Дом на колоннах, в котором стала заседать ассамблея горожан и торговцев, чтобы решать злободневные вопросы управления городом, торговые дела и решить суд. Слово «municipes».

Само здание состояло из двух похожих (одно из них уже принадлежало кузену Марселя), выходящих своими фасадами с треугольного вида верхней частью (щипец) на площадь. Сами дома были приподняты на резные колонны, чтобы защитить внутренние помещения от разливов реки. Отсюда и родилось название Дом на колоннах. Внутри было два дворика, две больших парадных залы, где и заседали правители города, часовня и небольшой городской арсенал на чердаке.
Король Франциск I построил новое более просторное здание вокруг и в 1589 году собственно Дом на колоннах был снесен. Он уже к тому моменту сам разваливался и внешне не отвечал возложенной на него функции.

Современное здание это именно постройка Франциска I, конечно намного расширеная в течении веков. Этот король был очарован итальянским ренессансом и именно он утвердил этот стиль во Франции. До него Карл VIII принес элементы ренессанса на Луару из Итальянских военных походов, но повсеместное рапространение принадлежит именно Франциску.

Строительство началось в 1533 году и закончилось в 1628. Планы здания были созданы итальянским архитектором Домиником Кортонским, которого французы прозвали Боккадором. Первоначально это было центральное двухэтажное здание, вытянутое вдоль площади и два квадратных в плане крыла по бокам. Согласно вкусам эпохи был организован внутренний двор. В таком виде мэрия просуществовала до правления Луи-Филиппа. Он в 1837 году с помощью архитекторов Годд и Лезьё расширил комплекс до нынешнего объема, сохраняя при этом общий стиль французского ренессанса. На данный момент мэрия занимает целый квартал. В нее можно зайти как в любое административное здание. С обратной стороны квартала на улице Лобо есть огромная зала для церемоний. Мне посчастливилось быть приглашенной на церемонию выдачи дипломов. Недалеко от входа в эту часть мэрии в центре залы между парадными лестницами строит конная статуя Карла Мартеля, основателя династии Каролингов, человека, остановившего нашествие арабов со стороны Пиренеев.

Прозвище Мартель произошло от глагола marteler (ковать, бить молотом), так как у Карла была тяжелая рука, когда дела шло о сарацинах.

Карл (Шарль) Мартель в вестибюле

Витражи на окнах, выходящих во двор, в небольших залах потолки кессоновые (несущая структура в виде шахматной доски) Скульптуры в междуоконных пространствах, в центральном зале зеркальная стена отражает окна. Потолок покрыт лепниной и живописью. Что меня напрягло, это наше присутствие. Несмотря на то, что по случаю все приоделись, но на фоне такого великолепия и шведский стол, и публика смотрелись слишком просто, только интерьер попортили.

Гербы корпораций шлифовальщиков драгоценных камней и ювелиров на витраже.

Вернемся к нашим овцам.

Трагедия случилась во время Парижской комунны. И опять по вине таких как мы, простолюдин, которые не в состоянии оценить и сохранить то, что когда-то было сделано простыми работягами. Ненависть как известно слепа и уничтожает все без разбора. Ведь не сам король своими холеными ручками вытесывал скульптуры, расписывал потолки или протягивал рельефы, а такие же нищие, вечно голодные и необразованные трудяги, как и сами коммунары. Хотя работа специализированных каменщиков и скульпторов оплачивалась лучше чем многие другие виды деятельности, они все равно оставались нищими и голодными. В 1871 году множество великолепных дворцов и памятников было разбито и сожжено. От мэрии остались черные руины. Сгорела библиотека из 100 тысяч томов, накопленная с XVI века. В ней были уникальные карты и планы, архивы рукописные, первые печатные книги и многое другое. Также пропала великолепная мебель, скульптуры. В парке Монсо находится колоннада, оставшаяся от пожара. После Парижской комунны монархия не была никогда восстановлена, так мы и живем при республике. Очень быстро, городское правительство пожалело о потере (нам эти сожаления также знакомы, не правда ли) и был организован конкурс на восстановление. Был утвержден проект архитекторов Баллю и Деперта. Внешнее убранство было полностью восстановлено согласно Боккадору, а интерьеры переработаны, но тоже в стиле. Всем известно, что восстановить что либо гораздо сложнее, чем сровнять с землей и построить заново. Были найдены гравюры, рисунки и описания, которые и явились основой для ювелирной работы реставраторов. И 30 июня 1882 года новая старая мэрия открылась.

Одна из лестниц

Праздничный зал, окнами выходящий на улицу Лубо

Просто декор одной из арок

Современная Ратуша Парижа ведет свою родословную от дома на берегу Сены, купленного в 1357 году купеческим прево Этьеном Марселем для проведения тут городских собраний. Прево испытывал в этом острую необходимость: он был главой реформаторского движения, пытающегося поставить монархию под контроль парламента (Генеральных Штатов).

Таким образом, дом на берегу Сены уже в XIV веке стал точкой сосредоточения идей и практики городского самоуправления. Эту миссию он сохранил вплоть до нашего времени.

В 1533 году итальянский архитектор Боккадор перестроил здание, превратив его в настоящий дворец с роскошным фасадом, как это было принято в эпоху Возрождения. Интерьеры здания не уступали версальским – тон в городском муниципалитете задавали состоятельные торговцы, они охотно вкладывали деньги в символ своей власти.

Площадь перед Ратушей долгое время именовалась Гревской. Здесь проходили народные гуляния, здесь публично казнили. Видела площадь множество бунтов и революций, но Ратуша переживала их благополучно, пока не грянула Парижская Коммуна. Та сожгла здание вместе с городскими архивами и библиотекой.

Нынешнюю Ратушу построили специально для городских властей на историческом месте в 1882 году. Здание стало крупнее, но в основных чертах является репликой старой мэрии. Из появившихся дополнений стоит отметить 80 статуй выдающихся парижан и деятелей Франции, разместившихся в нишах на стенах дворца. Его интерьеры по-прежнему роскошны.

Сегодня здесь располагается мэрия Парижа. Официально Ратуша называется Отель-де-Вилль (городской дворец). Первый мэр города был избран только в 1977 году, до этого такой должности не было со времен Парижской Коммуны. В здании одиннадцать раз в году заседает совет, решающий проблемы и Парижа, и одноименного департамента (региона Франции). Заседания Совета открыты и публичны.

В Отель-де-Вилль почетных гостей Парижа принимает лично мэр столицы. Ратуша играет в жизни Парижа не только официальную роль: здесь постоянно проводятся выставки и культурные мероприятия.

Мэрия Парижа, как и другие городские органы власти, располагаются в Отель-де-Виль – старинной ратуше, находящейся на одноименной площади в четвертом округе города. Здание выполняет несколько функций: не только является местом дислокации муниципальных органов власти, включая Мэра Парижа, но также служит для торжественных приемов и других важных событий города.

История длиною семь веков

История Отеля-де-Виль начинается в 1357 году, когда Этьен Марсель, представитель парижской купеческой знати, по приказу городских властей купил, так называемый «Дом с пилястрами», расположенный на правом берегу Сены и служивший для разгрузки речных судов, а позже присоединенный к Гревской площади, которая долгое время использовалась для публичных казней. С тех пор городские власти Парижа обитают только в этом месте.

В 1533 году король Франциск Первый решил подарить Парижу новую городскую ратушу. Для ее строительства были привлечены два архитектора: итальянец Доминик де Кортон (по прозвищу Баккадор) и француз Пьер Шамбиджес. Вскоре «Дом с пилястрами» был снесен, и Баккадор, одержимый духом Ренессанса, набросал план здания, которое было одновременно высоким и изящным, светлым и просторным. Однако строительство было завершено только во время правления Людовика XIII, в 1628 году.

В течение двух последующих веков в здание не было внесено никаких изменений, хотя сама ратуша стала свидетелем ряда событий Великой французской революции. В конце концов, в 1835, по инициативе Клода Рамбутюа, представителя департамента Сены, к главному зданию были добавлены два крыла, которые были соединены с фасадом галереями, что расширило внутреннее пространство здания для увеличивающегося штата городских властей.

Во время Франко-Прусской войны (1870-1871) здание сыграло важную роль в ряде политических событий. Но для самого сооружения война закончилась печально: ратуша была сожжена участниками Парижской коммуны в январе 1971 года. От огня не пострадали лишь каменные фасады здания.

Реконструкция Городской Ратуши продолжалась 19 лет (с 1873 по 1892). Под руководством архитекторов Теодора Баллю и Эдуарда Деперте были полностью обновлены интерьеры здания. Внутренние церемониальные залы были выполнены в современном той эпохе стиле – их покрыли живописью ведущие художники Франции. В то же время экстерьер был скопирован со здания, стоявшего до пожара, и перенял стиль Французского Ренессанса. По сторонам от центральных ворот расположили две аллегорические статуи, символизирующие Науку и Искусство. На каждом фасаде здания были размещены скульптуры 108 известных парижан, а также 30 статуй, посвященных французским городам. Часы на центральной башне окружены скульптурами, символизирующими реку Сену, город Париж, а также Работу и Образование. В общей сложности таких скульптур 338. С тех пор Отель-де-Виль не менял свой вид.

Что можно увидеть в здании Парижской Мэрии

Если вам посчастливилось попасть в Отель-де-Виль, то во время экскурсии вам обязательно покажут Палату консулов – место заседания представителей муниципальных органов власти. Именно здесь не один раз за многовековую историю Парижа решалась судьба города.

В здании Мэрии множество комнат и выставочных залов. В одной из комнат вы увидите картины французского живописца Жана-Поля Лоренса, сюжеты которых посвящены истории Парижа. А в столовой вы сможете полюбоваться изображениями на стенах и потолке, воспевающими сельское хозяйство Франции. В Галерее господствуют сюжеты, прославляющие изобразительное искусство, ремесла, науку и литературу. В Бальной комнате стены и потолок также расписаны (в основном иносказательными изображениями духов, цветов, музыки и танца), обращают на себя внимание огромные витражи и многочисленные люстры.

На втором этаже Отеля-де-Виль располагается обширная библиотека, а также Архив городской Мэрии, где собраны важные документы, самые ранние из которых датируются серединой второй половины XIX века.

Как добраться

Адрес: Place de l"Hôtel de Ville, Paris 75004
Телефон: +33 1 42 76 40 40
Сайт: paris.fr
Метро: Hôtel de Ville
Автобус: Hôtel de Ville
Время работы: 8:00-19:30
Обновлено: 10.05.2019

Отель-де-Виль - комплекс зданий, где с давних времен расположены городские власти. Он находится в 4-м округе столицы Франции и состоит из собственно городской ратуши и площади перед ней, также носящей название Отель-де-Виль .

Территория, на которой расположена площадь, называлась раньше площадью Гревская (la Greve), и поскольку место это находилось недалеко от порта и здесь была ратуша, горожане собирались именно на этой площади, и отсюда же начинались и распространялись по городу народные восстания. С 1310 по 1830 гг. это было место, предназначенное для казни уголовных преступников.

Городская ратуша представляет собой величественный дворец, построенный в стиле неоренессанса. Здание Отель-де-Виль выполняет несколько функций - в этом роскошном дворце размещается городской муниципалитет и префектура парижского департамента, также оно служит для торжественных приемов и других важных событий города.

На правом берегу Сены, к востоку от ратуши, раскинулись два квартала, ставшие ареной важнейших исторических событий. Это и зона, прилегающая к Бастилии.


Саша Митрахович 30.11.2015 17:06


История Парижа начинается с расположенного на Сене острова Сите, где еще древние римляне основали поселение Лютеция. По мере роста количества населения люди оттуда начали переселяться на песчаный правый берег реки. Напротив острова и появилась первая парижская площадь, известная всем под наименованием Гревская (la Greve).

Возникшая в городе гильдия купцов стала активно обустраивать этот район, волей судьбы ставший центром Парижа. Гревская площадь разделяется на две неравные части: близкая к берегу стала речным портом (Port de Greve), более отдаленная - местом сбора людей, ищущих работы, справедливости или просто лучшей жизни. Оно получило название: «место, где бастуют» (faire la greve).

До XIII века управление Парижем сосредотачивалось в руках наместника короля Франции, но потом оно перешло к гильдиям. Сильнейшая среди них - купеческая - решила построить в районе Гревской площади здание городского управления.

История Отеля-де-Виль начинается в 1357 году, когда Этьен Марсель, представитель парижской купеческой знати, по приказу городских властей купил, так называемый «Дом с пилястрами», расположенный на правом берегу Сены и служивший для разгрузки речных судов, а позже присоединенный к Гревской площади, которая долгое время использовалась для публичных казней. С тех пор городские власти Парижа обитают только в этом месте.

Спустя несколько десятилетий вместо существовавшего строения было решено построить новое здание. Автором проекта был выбран итальянец Доменико ли Кортоне, предложивший возвести дом в стиле итальянского Возрождения. Купцы воспротивились этому, и следующим автором проекта стал уже французский архитектор Пьер Шамбиж, под эгидой которого с 1533 года и началось строительство нового здания. Итогом сплава двух школ - итальянского Возрождения и французской готики - стало стоящее и поныне здание городского муниципалитета, дворца Отель-де-Виль . Правда, историческая постройка не сохранилась - дворец сожгли во времена Парижской Коммуны.

Реконструкция новой мэрии на прежнем месте началась спустя 2 года, и в 1882 г. состоялось ее официальное открытие. Внешне здание - копия сгоревшей ратуши, но внутренний дизайн претерпел заметные изменения.

Дворец Отель-де-Виль, чьей красотой восхищаются туристы всего мира, спроектирован французскими архитекторами Ballu и Deperthes, украсившими фасад и крышу здания символами крупнейших городов Франции и статуями 108 известных парижан, среди которых - Мольер, Вольтер, Эжен Сю, Шарль Перро и кардинал Ришелье. Также на центральной башне фасада можно увидеть старинные часы в окружении женских фигур, символизирующих Работу, Образование и другие добродетели. На площади у входа посетителей встречают скульптуры Искусства и Науки.


Саша Митрахович 24.01.2016 11:00

Ратуша привлекает внимание изысканной архитектурой нового здания Отель-де-Виль : это мощная оригинальная структура с башенкой в центре и куполами на усеченных пирамидах различных павильонов. Её главный фасад украшен 136 статуями, установленные в нишах, они изображают:

  • великих французских деятелей истории, науки и культуры
  • символику крупных городов Франции
  • аллегорические изображения нравственности и пороков

На центральной башне здания в окружении женских и мужских фигур установлены старинные часы. У центрального входа стоят статуи, символизирующие искусство и науку.

Восточный фасад декорирован 4 бронзовыми львами, а на террасе южной стороны стоит конная статуя Этьена Марселя - главы парижских торговцев и подстрекателя к беспорядкам, охватившим город в ХIV веке. В центре внутреннего двора находится другое интересное произведение из бронзы - «Слава победе» Мерсье.

Внутреннее убранство дворца соответствует помпезному и роскошному стилю ампир - с расписными потолками, яркими витражами, фресками, старинной мебелью и многоярусными хрустальными люстрами. Авторами художественного оформления внутренних помещений являются самые известные французские живописцы XIX века.

Особого внимания заслуживает зал для проведения банкетов и балов Fetes - копия Зеркального зала Версаля - с интерьером, украшенным золотом и живописью Моро и Бенжамена Констана. В его стенах проходят официальные приемы и встречи иностранных гостей. На потолке зала написано три слова, так много значащих для каждого француза - «Свобода. Равенство. Братство» - девиз Французской Республики.

Остальные залы Отель-де-Виль соответствуют основным идеям и эстетическим требованиям Третьей Республики - живопись на потолке и стенах столовой воспевает труд крестьян и посвящена сельскому хозяйству, в Salon des Arkades нашли художественное воплощение идеи развития ремесел, науки и литературы, а в salon des Arts можно полюбоваться картиной Леона Бонно «Триумф искусств». Кроме того, в здании расположена огромная библиотека.


Саша Митрахович 24.01.2016 11:09


Сегодня Отель де Виль является одним из самых посещаемых достопримечательностей Парижа, чему способствует и красота собственно здания, и наличие в шаговой доступности других не менее значимых для туристов мест, в частности, . Через площадь Отель де Виль, а именно так стала именоваться Гревская площадь после свержения королевской власти, проходят все главные туристические городские маршруты.

Здесь регулярно проводятся городские мероприятия, происходят какие-то события. Это может быть красивейшая выставка цветов, народное гулянье либо очередная забастовка.

Что посмотреть во дворце Отель-де-Виль

Палата консулов - место заседания представителей муниципальных органов власти. Именно здесь не один раз за многовековую историю Парижа решалась судьба города.

Ближайшие отели: в 300 метрах Hotel Villa Mazarin от 176 € *
в 380 метрах Hotel France Louvre от 99 € *
в 360 метрах Hotel De Nice от 120 € *
* минимальная стоимость номера для двоих в низкий сезон
Ближайшее метро: в 120 метрах Hôtel de Ville (Отель-де-Виль) линии

Старая Гревская площадь и весь район Маре попали у нас лишь в IV прогулку - так сработало притяжение бывшего когда-то ближним загородом Лувра , а теперь перетянувшего на себя звание центра. Когда Лувра еще не было, Маре уже вовсю застраивался, но такова жизнь. На самом деле именно здесь, у стен нынешней Парижской ратуши начинался пост-римский континентальный Париж. Жизнь в городе, как мы уже знаем, зародилась на острове Сите, римляне отгрохали свой полис на левом берегу, ну а правый берег позже обживали монахи и купцы. Все названия в этой части города отсылают нас в глубины истории, в такое темное средневековье, что мурашки по телу.

Например, старое название Ратушной площади - Гревская (place de Grève). Grève в переводе означает «песчаный берег». Именно на этом берегу в 1141 году купцы заложили свой маленький порт - конкурента порта Сен-Ландри на острове Сите, и именно герб этой купеческой гильдии и стал гербом Парижа. Да и сама ратуша появилась тут неспроста, ведь где купцы, там самоуправление, в частности, городское. Гревская площадь была переименована в Ратушную около 200 лет назад, однако в историю и литературу вошла под старым именем, так как в отличие от теперешней, …

… то была площадь беспрестанного веселья, тут то народные гуляния, то красочные, цветастые казни - суть те же гуляния. Купеческая эстетика: хлеб и зрелища народу. Тут и вешали, и сжигали, и конями разрывали, и четвертовали, и головы рубили… эхх, весело было… теперь всё не то: замостили каменными плитами, помыли, смертную казнь отменили - негде рабочему человеку расслабиться.

Кстати, французское слово забастовка - Greve - тоже отсюда, старые портовые дела: толпы разнорабочих слонялись тут, ожидая черной работы, и часто, не дождавшись её, проводили без дела целые дни.

Квартал носит другое говорящее имя Маре (marais) - по-французски «болото», осушали которое монахи-храмовники или тамплиеры - это было чуть позже, где-то в XIII веке. Осушили, возделывали, деньги копили, а потом их Филипп Красивый пограбил да сжёг. Квартал близ места где стоял их замок, до сих пор называется Тампль.

Центральное место на площади занимает огромное здание Парижской ратуши. Городское самоуправление поселилось на этом месте в далеком 1357 году. Сначала градоначальниками были купцы, после революции 1789 года должность стала выборной и получила название Мэр Парижа. Пост этот с перерывами дотянул до наших дней. В последний раз должность восстала из векового упразднения в 1977-ом, и занял её на 18 лет обаятельный правый: Жак Ширак (до сих пор все пытаются его засадить за казнокрадство в тот славный отрезок карьеры).

Строительство роскошного здания для городских властей, напоминающего нынешнее, было начато 1533-ем и закончено в 1628 году. Тогда это была только сердцевина нынешнего здания: часовая башенка и 2 павильона по бокам. В течение XIX века здание мэрии расширялось, прирастая флигелями.

Снаружи его украшали десятки скульптур, а внутри роскошь становилась чрезмерной и не уступала залам Версаля. Вообще мэрии всех французских городов роскошны - в этом выражались ценности купечества и буржуазии и их вызов и соревнование с властью аристократов.

То здание пережило множество бунтов, погромы, революции, но Парижская коммуна всё же оказалась посильнее, и мэрия с библиотекой и городскими архивами была сожжена и уничтожена.

Нынешнее здание построено уже во времена Третьей республики с 1874 по 1882 годы как реплика старой мэрии, правда оно стало еще больше (только фасад тянется на 110 метров). Архитекторы Теодор Баллю (автор псевдоготических новоделов у Сен-Жермен-л’Оксерруа и реставратор башни Сен-Жак) и Эдуар Деперт (строил в основном в провинции) ни на шаг не отклонились от стиля эпохи возрождения старой мэрии и максимально насытили стены даже новых корпусов и внутренних дворов «архитектурными излишествами». Внутри золото и фрески, снаружи, помимо прочего, 80 статуй великих горожан и деятелей Республики: ученых, политиков, художников и промышленников. Для россиян узнаваемо, наверное, лишь 10-20 лиц - слишком много местной специфики.

Городские власти предпринимают жалкие попытки вернуть «пастеризованной» площади Отель-де-Виль, массовость и веселость старой Гревской: устраивают волейбольные площадки, заливают каток зимой… иногда им даже удается приблизиться по накалу страстей ко временам неполиткорректной древности, так в 1998-ом здесь на больших экранах показывали трансляцию финала чемпионата мира по футболу (он проходил на Стад де Франс в парижском предместье Сен-Дени) и после победы Франции, на радостях, толпы пошли громить витрины Елисейских полей…