Поворотный (мыс). Маяк Поворотный Мыс поворотный на карте

И снова здравствуйте, уважаемые читатели моего журнала!
Сегодня я опять приглашаю Вас в небольшое путешествие по окрестностям Находки, а именно- на маяк, расположенный на мысе Поворотный. Я наверное уже достал Вас со своими маяками! Но ничего не попишешь- взялись читать мой журнал- придется терпеть!
Итак, Путешествие №14- на маяк мыса Поворотный.

На краю Земли


Как это не странно, но на маяк, ближе всего расположенный к Находке, я попал, когда уже побывал на многих других маяках Приморья. Правда, если быть точным, на заре моих занятий фотографией, году этак в 2005, я уже пробовал поснимать этот маяк, но тогда охрана вежливо но настойчиво предложила мне покинуть окрестности маяка, если мне не нужны проблемы. Сейчас ситуация несколько изменилась, т.е. из-за забора маяк можно поснимать, а вот съемка на территории маяка, а тем более внутри, что мне представляется очень интересным, возможна только с разрешения начальника гидрографической службы Тихоокеанского Флота, к ведомству которого относятся все приморские маяки.
2

Кое-что о месторасположении маяка. Название мыса, на котором установлен одноименный маяк, хорошо отражает его географическое положение. От мыса Поворотный берег Японского моря меняет направление с WSW на WNW к заливу Петра Великого. В хорошую погоду мыс легко распознается с дальнего рас- стояния по характерным горам. Войдя в видимость маяка Поворот- ный, суда, следующие в бухту Золотой Рог со стороны Татарского пролива и из Охотского моря через пролив Лаперуза, меняют свой курс. После этого поворота моряки считают себя дома — в родных Вла- дивостоке или Находке. Бывалые моряки говорят, что мыс Поворотный очень похож на знаменитый мыс Код- полуостров на северо-востоке США в 120 км от Бостона, самую восточную точку штата Массачусетс.
Породы, из которых сложен мыс Поворотный, очень старые. 50 миллионов лет назад Приморье представляло огромный зарождающийся мир. Три начала: Огонь, Вода и Земля, образовали огромный вулкан и сильнейшие взрывы. В результате этих взрывов возникла огромная кальдера, где самой высокой частью была скала Замок и выступающий на юго-запад мыс Поворотный.
3

Маяк на мысе Поворотный - не только важный гидрографический объект, но и памятник истории. Именно этот мыс впервые упоминается у Франсуа Де Лаперуза, в 1878 году проходившего вдоль этих берегов. В 1852-1854 годах траверса мыса придерживался русский корвет «Паллада». В свой знаменитый рейс 1859 года, открывший бухту Находка, пароходо-корвет «Америка» держал курс также на мыс Поворотный. В дальнейшем в течение 10 лет велись гидрографические работы на корветах «Новик» и «Калевала», шхуне «Восток». Наконец, в 1870 году по настоянию гидрографа Бабкина В.М. был организован Военный пост с домиком смотрителя и столб, на который вывешивался фонарь.
4

Маяк на мысе по 16-летнему (1875—1891) плану постройки и пере- оборудования плавучих и береговых маяков на морях России предпо- лагалось построить в 1883 году, однако фактически к строительству приступили лишь летом 1890 года: вначале не хватало средств для фи- нансирования работ, затем возникли трудности с подрядчиками. На-конец, средства были выделены, и нашелся подходящий подрядчик — фирма "Линдгольм", согласившаяся выполнить заказ за приемлемую для Морского министерства сумму.
Место для маяка выбирал начальник Гидрографической части Вла- дивостокского порта капитан Казаринов. Обследовав мыс, он пришел к заключению, что проект маяка, утвержденный управляющим Мор- ским министерством, следует изменить: надо поставить маяк ниже, чем предусмотрено проектом, так как в назначенном по чертежам месте слишком часты туманы; выгрузку материалов удобнее осуществлять в соседней бухте Кузьмина — она хотя и более открыта, чем рекомендо- ванная проектом бухта Врангеля, зато ближе, и строительство дороги до нее обойдется дешевле; пристань можно не строить — доставку стро- ительных материалов к берегу можно осуществлять на шлюпках.
5

Анализ рекомендаций Казаринова создает впечатление, что глав-ной целью для него была не эффективность маяка, а стоимость строи- тельства. Так, он уменьшил площадь жилых помещений, казармы; вместо парового отопления от котельной предложил поставить обычные печи, ссылаясь на то, что их может починить любой матрос.
Не случайно все маяки, построенные под наблюдением Казаринова, вскоре пришлось перестраивать.
К сожалению, предложения Казаринова и на этот раз были приня- ты, и все это потом сказалось на маячниках, усложнив им труд и создав немало бытовых неудобств.
6

Корпус и все детали будущего маяка были изготовлены в Париже компанией «Барбер» в 1891 году, и в разобранном виде, совершив почетный круг вокруг Земли, были доставлены сюда и установлены на мысе Поворотном.
В июне 1892 года строительство было закончено, и 6 июля световой маяк начал действовать. Каменная восьмигранная башня высотой 9 м была установлена на южной оконечности мыса, на обрывистой пло-щадке террасы, окруженной обломками скал.
7

Маяк построен в три яруса, которые представляют три морских начала. Первый ярус, или первый этаж, символизирует Землю, твердь. Стены здесь толщиной полтора метра, двери и рамы - дубовые. Здесь же расположена ручка подъема жалюзи над линзой, сверху которой находится железный остов станины.
На второй ярус, где расположена каюта, ведет винтовая, клепаная лестница с леерами и фигурными набалдашниками. Даже теперь, по прошествии стольких лет, если зайти в круглую башню маяка, сразу бросается в глаза старая табличка с надписью: F. Barbier & Co. Construclueurs. Paris-1891.
8

Каюта в центре увенчана мачтой с памятной табличкой о строителях маяка, стены декорированы рейкой из красного дерева, прикрученной медными болтами. По кругу вдоль стен расположены свето-вытяжные иллюминаторы, способствующие интенсивному горению горелки. Снаружи стены покрыты броневыми листами посредством клепки. В целом, маяк представляет собой образец архитектуры военно-морского флота второй половины ХIХ века. На третий ярус ведет трап, где на поворотной станине располагается самое интересное сооружение маяка - Линза в медном каркасе без прокладок в 70 миллиметров толщиной, дающая преломление света по линии горизонта в 30 миль и радиусом в 230*. Лампа-горелка ставилась в центре на подставку. Через специальное окошечко свет в 1,5 миллиона свечей регулировался заслонкой. Выше линзы расположен Купол - крыша в виде свечи, символизирующий Небо и Свет, идущий от Бога. Третий ярус ограничен стеклом в 10мм. На куполе стоит флюгер северо-южного направления. Рядом с маяком ранее располагался колокол с инкрустацией царствования Александра II, находящийся сейчас в церкви села Владимиро-Александровское.
Отдельно от башни, невдалеке от нее возвели жилые и служебные здания.
9

Через год вблизи маяка построили каменный дом для сирены. Пер- вые туманные сигналы она подала 2 октября 1893 года. Так как тума- ны в этих местах возникают нередко внезапно, а паровая сирена требует времени на подготовку к действию, рядом установили пушку и колокол, готовые к действию немедленно.
Обслуживали маяк восемь вольнонаемных служащих, а сирену — пять машинистов и кочегаров Сибирского флотского экипажа. При об- служивании сирены были большие трудности с водой. В сутки сирена требовала 500 ведер воды, а поблизости ее не было, приходилось до-ставлять ее на быках в гору из колодцев, вырытых внизу в овраге.
10

Часто туманы держались подолгу, и обслуживающие сирену матро-сы буквально валились с ног от усталости. Чтобы облегчить их работу, стали нанимать из близлежащих деревень водовозов, а в 1908 году па- ровую сирену заменили на более легкую в обслуживании — пневмати- ческую.
Маяк, расположенный на главном морском пути, соединяющем Владивосток с другими портами наших дальневосточных морей, мно- гие годы работал надежно и бесперебойно. Неприятности начались с началом Гражданской войны и интервенции. Регулярное снабжение нарушилось, продуктов и топлива не хватало. Среди личного состава возникла напряженная обстановка. Особенно она усилилась после приказа Дирекционного комитета (был избран в годы Гражданской войны из числа служащих Дирекции маяков) об увольнении с работы с 1 августа 1917 года жен смотрителей (на освободившиеся места коми- тет планировал назначить инвалидов войны). На маяке начались во-ровство, скандалы, ссоры и даже перестрелки. Личному составу стало не до вахты, маяк иногда по несколько ночей подряд не светил, а сире- на бездействовала (украли приводные ремни).
11

Для такого важного маяка как Поворотный такое положение было совершенно недопустимо, и в октябре 1918 года смотритель маяка был отдан под суд, а обслуживающий персонал полностью заменен. Реше-ние об увольнении с работы жен маячников было отменено.
Но и новому личному составу было нелегко. Время было неспокой-ное, в окрестностях маяка нередко появлялись то одна, то другая груп- па разбойников, стремящихся поживиться за счет скудных запасов маячников и поста службы связи, учрежденного здесь еще во время Первой мировой войны. Одно из нападений закончилось трагически — один служитель был убит и несколько ранено.
В апреле 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд большеви- ков и потребовал выдать им продукты и керосин "для защиты револю- ции". Через несколько дней другой отряд забрал ружья и патроны. "Вокруг белые войска, а я терплю крайнюю нужду в провизии и дровах, уже 20 дней ничего нельзя достать", — оправдывался его командир.
12

Кормить людей стало нечем, связь с начальством во Владивостоке прервалась. Маячники стали самовольно покидать маяк, а в июле 1919 года закрыли пост связи, передав все имущество под охрану смот- рителю. Но маяк, несмотря на все неурядицы, продолжал светить. Нормальная жизнь на маяке и работа наладились только после Граж-данской войны и образования Убекодальвоста.
В 1927 году, после капитального ремонта на маяк неожиданно при- шла новая беда — на мыс обрушился сильнейший тайфун. С башни была сорвана крыша, ветром выбиты все стекла из фонарного сооруже- ния, пострадали жилые постройки. Пришлось срочно ремонтировать все вновь.
13

В 1934 году маяк пополнился новым техническим средством нави-гации — радиомаяком РМС-3. Накануне Великой Отечественной вой- ны, в 1940 году, маяк посетил начальник ограждения Гидрографи- ческого управления ВМФ. В своем рапорте по результатам инспекции он доложил, что техника маяка работает безотказно, световой маяк имеет ацетиленовый источник света — 5-рожковую горелку, началь- ник маяка — один из лучших среди маячников залива Петра Велико-го. Особенно отметил проверяющий старшего моториста Бровко, проработавшего на маяке уже 33 года.
Во время Великой Отечественной войны значение маяка еще более возросло — мимо него пролегала трасса, по которой круглосуточно при любых метеорологических условиях шли транспорты из США и север- ных портов Советского Союза во Владивосток.
14

В 1950-х годах маяк перестроили. Новую восьмигранную башню высотой 12 м возвели из железобетона. В фонарном сооружении смон- тировали современный светооптический аппарат. В настоящее время маяк светит в секторе от 82,5 до 307,5° белым затмевающимся огнем, обеспечивая дальность видимости до 22 миль и радиомаяк, посылающий местный сигнал азбукой Морзе на 150 миль в округе. Раньше работал еще и звуковой маяк, но он мешал спать людям в ближних поселках, и его использование запретили.
Вот такая история маяка на мысе Поворотном. Поснимать маяк мне, и моему другу Валере, удалось 8 мая. Собственно говоря, ехать на маяк в тот день мы не собирались. Но с утра было такое пронзительно-синее небо с кучевыми облаками, что смотреть на него и ничего не снимать было бы преступлением! Как ни странно, но такое чистое, без дымки небо в наших краях бывает всего несколько раз в году, в основном- осенью. С чем это связано- я не знаю. Первым не выдержал Валера и рванул на маяк. Мне пришлось его догонять. У маяка мы оказались уже под вечер, и снимали почти до заката. Что из этого получилось- Вы можете увидеть сами.
15

Источники: книга «Маяки России»

Дата съёмки 14.10.2009

Штатный номер маяка Поворотный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - 530. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - М7572.

Маяк Поворотный сооружён в 1,5 кабельтова (278 метров) к северо-востоку от мыса Поворотный. Мыс Поворотный ограничивает с северо-востока залив Петра Великого, расположенный в северо-западной части Японского моря. Мыс Поворотный высокий, обрывистый и лишён растительности. С моря подходить к мысу ближе 2 кабельтовых (370 метров) не рекомендуется из-за окаймляющих мыс камней.

Название мыса Поворотный соответствует характеру изменения направления береговой черты у мыса с западного на северо-восточное.

Маяк установлен на высоте 58,5 метров над уровнем моря. Географические координаты маяка: широта 42 40.41 N, долгота 133 02.51 E.

Маяк Поворотный расположен на побережье Партизанского района Приморского края. До ближайшей станции Тихоокеанская Приморской железной дороги 1,5 км, до ближайшего посёлка Козьмино - 6 км.

Пресная вода в колодце на территории маячного городка.

Площадь земельного участка, отведённого для маяка Поворотный,- 4 га.

Маяк Поворотный предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к заливам Петра Великого и Находка (ранее Америка) и указания мыса Поворотный, занимающего выдающее положение.

Необходимость строительства маяка на мысе Поворотный была признана ещё в 1863 году, когда он был включён в число пяти первоочередных, первых на побережье Приморья, маяков. Но реальная подготовка началась только через 20 лет. В 1883 году была произведена топографическая съёмка и рекогносцировка места строительства маяка. В 1884…1889 годах осуществлялись разработка вариантов проекта маяка с целью удешевления строительства и его согласование с Главным гидрографическим управлением, Строительным отделением Морского технического комитета Морского министерства и главным командиром портов Восточного океана.

Строительство маяка началось летом 1890 года фирмой «Линдгольм и К0», выигравшей торги.

Съёмочная партия Отдельной съёмки Восточного океана под началом поручика Михельсона по распоряжению командира порта Владивосток была отправлена на частной шхуне «Сибирь» к мысу Поворотный для съёмки береговой черты от мыса Крылова - восточного входного мыса залива Находка (тогда - залива Америка) на восток на протяжении 1 мили (1,852 км) в сторону мыса Поворотный и выполнения шлюпочного промера на рифе. Эта работа была вызвана использованием судами бухточек у мыса Поворотный для выгрузки материалов для строительства маяка.

В это время во Владивостоке распространилась холера, которая была занесена и в среду строительных рабочих маяка. По распоряжению командира порта Владивосток ещё до окончания работ 21 августа съёмочная партия была снята шхуной «Алеут» и доставлена в бухту Разбойник для 6-дневного карантина, по окончании которого поручик Михельсон с командой были возвращены в промерную партию.

К осени 1891 года были построены каменная маячная башня высотой 4,5 метра без фонарного сооружения, жилой дом для смотрителя маяка и команды, здание служб и колодцы. После освидетельствования комиссией эти объекты были переданы впредь до полного приёма маяка и установки маячного аппарата в ведение особого караула от порта Владивосток.

Строительство маяка было завершено в июне 1892 года. На башне были установлены фонарное сооружением и маячный аппарат Френеля (катодиоптрический) 1 разряда. Башня была оштукатурена и окрашена в белый цвет, фонарное сооружение - в красный. Высота маяка от основания до верха дефлектора 13,29 м. Огонь маяка белый постоянный. Маяк освещал морской сектор от NO 480 через O, S и W до NW 300 или, как теперь принято, от 480 до 3300. Впоследствии сектор освещения маяка был уменьшен - от 82,50 до 307,50. Дальность видимости огня маяка - 24 мили (более 44 км).

Начало действия маяка - его регулярного освещения - с 6 июля 1892 года (по старому стилю, или 18 июля по новому стилю).

Башня маяка выложена из бутового камня, имеет 8-гранную призматическую форму и высоту 4,5 м без фонарного сооружения. Размер башни в плане - диаметр вписанной в 8-гранник окружности - 5,5 м. Внутри башни цилиндрическое помещение диаметром 3,35 м с винтовой чугунной лестницей шириной 80 см. Минимальная толщина стен башни - 1,07 м. Стены оштукатурены снаружи и внутри.

На башне установлено фонарное сооружение с 12-гранной остеклённой частью на цилиндрическом цоколе высотой 2,4 м, со сферическим куполом высотой 1,9 м и дефлектором высотой 0,82 м. Диаметр фонарного сооружения 3,8 м и его высота от основания до верха дефлектора 7,99 м. Остекление фонарного сооружения имеет высоту 2,87 м и состоит из 3-х ярусов полированных плоских штормовых стёкол шириной 712 мм, высотой соответственно 1060, 995 и 708 мм и толщиной 9 мм. Дефлектор предназначен для выпуска газов от горения керосина или ацетилена, а также предотвращения попадания внутрь фонарного сооружения осадков и влияния ветра на горение пламени горелки.

Светооптический аппарат и соответствующее ему фонарное сооружение были изготовлены фирмой «F Barbier Cie» в Париже (Франция). Они эксплуатируются на маяке до настоящего времени.

Катодиоптрическая система светооптического аппарата 1 разряда имеет диаметр 1840 мм и высоту 2 870 мм - ту же, что и остеклённая часть фонарного сооружения. Она представляет собой поясную линзу, состоящую из 17 диоптрических, 26 катодиоптрических элементов и 11 элементов рефлектора.

В аппарате в качестве источника света первоначально была установлена керосиновая горелка, которая впоследствии была заменена сначала на керосина-калильную, потом на ацетиленовую и в 1951 году на электролампу накаливания. Высота огня над уровнем моря 67 метров, над основанием башни - 8,34 метра.

Маяк освещается в течении всего года. В 1901 году, к примеру, маяк освещался в течении года 4 313 часов. Расход керосина за год - 305 пудов 26 фунтов (5 005,5 кг или 6257 литров), то есть в час 2 фунта и 79 золотников (1,160 кг или 1,45 литра).

Светооптический аппарат маяка с электролампой накаливания мощностью 2 квт и силой света 5 140 свечей концентрирует в рабочем направлении осевую силу света 853 125 свечей, что и обеспечивает дальность видимости огня маяка в ясную погоду до 30 миль.

При маяке было построено каменное здание для паровой сирены общей площадью 75 кв. м. К моменту открытия действия маяка сирена была готова к работе. Оставалось только установить приспособления для подачи к сирене угля и воды.

Паровая сирена в качестве средства туманной сигнализации начала действовать через год после освещения маяка с 29 октября 1893 года. Звуковой сигнал сирены высокого тона продолжительностью 6 секунд в течение 1 минуты с помощью поворотного резонатора распространялся в секторе 900 - в южном направлении по азимуту от 1350 до 2250. Дальность распространения звука сирены против ветра в 4 балла около 1 мили (менее 2 км), в перпендикулярном направлении - от 1,5 до 1,75 мили (от 2,8 км до 3,2 км).

Для работы сирены суточный расход воды был 500 вёдер (6 150 литров). Для подвоза воды работали 3 человека, 3 быка и использовались 3 телеги с бочками вместимостью 20 вёдер (246 литров) на каждой телеге.

К примеру, с 30 декабря 1893 года по 8 октября 1894 года за время действия сирены было израсходовано 5 834 пуда угля (95,6 тонны), по 24 пуда (393 кг) машинного масла и вазелинового масла.

Время работы сирены в течение года было различным. В 1901 году сирена работала 1 497 часов, в 1902 году - 698 часов, в 1903 году - 801 час.

В качестве резервных средств туманной сигнализации про маяке были установлены колокол высотой 60 см и весом 16 пудов 6 фунтов (265 кг) и пушка, которая производила выстрелы в ответ на туманные сигналы с судов с промежутками от 5 до 10 минут, смотря по отдалённости сигнала. Колокол предназначался для подачи звукового туманного сигнала при неисправной сирене.

Персонал маяка состоял из смотрителя маяка (первый смотритель маяка состоял на коронной - государственной - службе), 8 человек вольнонаёмной команды для несения дежурной маячной службы, 3 человек вольнонаёмных служителей для подвозки угля и воды к зданию сирены и 5 человек нижних чинов от Сибирского флотского экипажа - машинисты и кочегары при сирене. Всего персонал маяка составлял 17 человек. Позднее смотрителями маяка были лица, не имевшие чина. Весь персонал маяка размещался в каменном жилом доме общей площадью 244 кв. м.

Кладовые и другие вспомогательные помещения были размещены в каменном здании служб общей площадью 128 кв. м. Все здания были оштукатурены и окрашены в белый цвет.

В 1904 году из-за начавшейся русско-японской войны маяк и сирена не действовали. Но штатный персонал маяка сохранялся. На время военных действий с маяком было установлено телеграфное сообщение, которое сохранялось и в дальнейшем в мирное время. Смотритель обязан был передавать о всех приближающихся военных и коммерческих судах. По окончании военных действий маяк начал работать с 19 октября 1905 года.

В 1906 году техник Дирекции маяков и лоции Восточного океана Кириллов построил при маяке пороховой погреб.

В 1907 году при маяке была установлена сигнальная мачта для переговоров с проходящими судами по Международному своду сигналов.

В 1908 году паровая сирена была заменена пневматической, которая работала в 1909 году 993 часа, в 1913 году - 731 час, в 1914 году - 882 часа, в 1915 году - 1 246 часов и в 1916 году - 1 324 часа.

Это была сирена французской фирмы «Сотер-Гарле», выпущенная ещё в 1880 году. Сирена имела два керосиновых мотора той же фирмы мощностью по 10 л.с. при 240 оборотах в минуту. Расход топлива был 400 грамм на 1 л.с. в час, то есть мотор за час расходовал 4 кг или 5 литров керосина. Охлаждение моторов было водяное принудительное. Для производства сжатого воздуха был установлен один поршневой компрессор двойного действия производительностью 2,5 куб. метра в минуту при давлении 2,5 атм. и 55 оборотах в минуту. Привод от моторов к компрессору был ремённый. Звук высокого тона с частотой 835 гц создавался роторным аппаратом той же фирмы. Расход воздуха был 0,56 куб. метра в секунду. Звук излучался в течении 5 секунд через каждые 90 секунд в южном направлении. Угол излучения был 2490. С 1909 по1949 год, то есть за 40 лет сирена отработала 34 313 часов. В 1952 году в связи с полной выработкой ресурса и моральной устарелостью она была заменена на пневматическую сирену отечественного производства.

В годы гражданской войны и японской интервенции маяк Поворотный не претерпел сколько-нибудь значительных утрат. К 1927 году сектор освещения маяка сократился с 2820 до 134,50 - был от 300 до 3120, стал от 127,50 до 2620. При маяке по-прежнему действовали сирена, пушка и колокол.

Извещение мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее - ГС ТОФ) № 181 от 10 марта 1935 года сообщило об установке при маяке Поворотный и открытии действия радиомаяка Поворотный кругового излучения, имеющего сигнал «Я» (. - . -) по азбуке Морзе, работающего на частоте 300 кгц при длине волны 1 000 метров и имеющего дальность действия 50 миль (более 92 км). Сигнал подавался в течении 2 минут с паузой 4 минуты. Радиомаяк работал в ясную погоду с 6.00 до 7.00, с 12.00 до 13.00 и с 18.00 до 19.00. В туман, пургу и мглу радиомаяк работал непрерывно до наступления ясной погоды. Радиомаяк предназначен для пеленгования судами, имеющими радиопеленгатор.

Колокол, сохранявшийся как средство туманной сигнализации, имел установленную характеристику работы - 2 удара каждую минуту.

С 1939 года огонь маяка вместо постоянного сделали проблесковым - 1,5 сек. свет и 4,5 сек. темнота. Для этого вокруг оптической системы установили тумбу с механизмом вращения и секторной вращающейся ширмой со щитком. Характеристику огня маяка можно было регулировать за счёт скорости вращения ширмы ли путём смены ширмы. Дальность видимости огня маяка была определена в 22 мили (почти 41 км).

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 385 от 14 декабря 1951 года в связи с переводом маяка на электрическое освещение сообщалось об изменении характеристики огня маяка. Проблесковый огонь менялся на затмевающийся - 6 сек свети 2 сек темнота. В аппарате была установлена электролампа накаливания мощностью 2 квт. Дальность видимости огня маяка была увеличена до 26 миль (48 км), но в 1967 году возвращена к прежнему показателю 22 мили.

Для электрификации маяка в 1951 году была произведена его реконструкция. 521 Отдельный строительный участок (521 ОСУ) Строительного управления ТОФ, созданный в соответствии с постановлением Совмина СССР 1949 года о восстановлении и развитии навигационного оборудования морей СССР (начальник майор Растохин), построил кирпичное маячно-техническое здание общей площадью 158 кв. м, в котором были установлены два дизель-электрических агрегата постоянного тока мощностью 6,8 квт каждый. Это здание было принято в эксплуатацию 20 октября 1951 года. В здании кроме аппаратуры управления огнём маяка разместили аппаратуру радиомаяка. Работами руководил прораб Волков.

В процессе реконструкции в том же 1951 году в маячном городке были построены 4-квартирный каменный жилой дом общей площадью 266 кв. м, каменная баня, склад хранения ГСМ в таре, 2 стальных пожарных резервуара ёмкостью по 25 куб. м каждый и стальная решетчатая башня дублёра маяка высотой 4 метра, на которой установили светооптический аппарат марки Ф-300 с ацетиленовой 25-литровой горелкой. Дальность видимости этого огня была 10 миль (18 км). Впоследствии она была увеличена до 12 миль (22 км). Строительство 4-квартирного жилого дома было начато 15 февраля 1951 года и завершено вводом его в эксплуатацию 30 декабря того же года.

15 апреля 1952 года Извещением мореплавателям № 100 было сообщено о вводе в действие новой отечественной пневматической сирены марки ДСУ-50/51 Мелитопольского компрессорного завода вместо выработавшей за 42 года свой ресурс сирены «Сотер - Гарле». Новая сирена давала сигнал низкого тона 165 гц. Характер сигнала был: 3 сек звук - 16 сек тишина - 3 сек звук - 36 сек тишина - период всего 58 сек. Сирена была установлена на высоте 43 метра над уровнем моря в здании прежней сирены. Два дизеля марки «1 Д 16,5/20» мощностью по 17 л.с. приводили в действие два вертикальных компрессора простого действия марки «125 В» производительностью 3 куб. м воздуха в минуту при давлении 3 атм. Звук создавался звуковым аппаратом марки «ВС» завода «Пневматика» г.Ленинград. Эта сирена проработала до 1969 года, когда была заменена наутофоном.

4 сентября 1959 года был введён в действие радиомаяк марки КРМ-100, который был установлен вместо выработавшего ресурс и морально устаревшего радиомаяка марки МРМ-54.

В 1962 году были установлены 2 стальных резервуара для дизельного топлива ёмкостью по 25 куб. м.

Следующая реконструкция маяка была произведена в 1968…1970 годах. Работы выполняли снова военные строители Тихоокеанского флота. В маячно-техническом здании были установлены 2 новые автоматизированные дизель-электрические агрегата марки «АСДА - 2/12» и электрооборудование, смонтированы системы центрального водяного отопления и вентиляции. В марте 1969 года была упразднена, а в апреле демонтирована пневматическая сирена марки «ДСУ - 50/51». В маячно-техническом зданиибыла установлена аппаратура наутофона марки «LIEJ-300» шведского производства, который был введён в действие Извещением мореплавателям № 232 часть 1 от 15 октября 1970 года. Для установки излучателей наутофона была построена стальная решетчатая вышка высотой 12 метров. Для обеспечения работы радиомаяка пришедшие в негодность 2 мачты - опоры Т-образной антенны были заменены на стальные же высотой 30 метров.

В здании сирены в 1969 году была устроена котельная с двумя водогрейными котлами марки «Универсал», а также трансформаторная подстанция и угольный склад. Была установлена стальная дымовая труба. От котельной к маячно-техническому зданию и жилым домам была проложена теплосеть длиной 232 метра. Был сделан наружный водопровод длиной 229 метров с колодцем и насосной станцией, а также наружная канализация длиной 392 метра с септиком и выпуском очищенных вод на рельеф. В жилых домах и маячно-техническом здании были сделаны внутренние системы водяного отопления, водопровода и канализации.

Была построена воздушная высоковольтная линия электропередачи напряжением 6 кв для подключения маяка к государственной электросети посёлка в бухте Козьмино длиной 3 800 метров.

Общий объём капитальных вложений в реконструкцию маяка Поворотный в 1967…1970 годах составил 527 тыс. рублей. При маяке было установлено специальное СНО марки «ПЗМ-400».

В апреле 1988 года радиомаяк марки «КРМ-100» был заменён на радиомаяк новой разработки марки «КРМ-300».

В 1994 году в качестве резервного источника электропитания маяка были установлены 2 комплекта ветроэлектроагрегатов марки «УВЭ-40 М».

В 1998 году в связи с выработкой ресурса был упразднён наутофон.

В 1999 году ТОО «Электромонтаж» выполнило реконструкцию внутригородковой электросети. Стоимость работ составила 271,7 тыс. рублей. В 2009 году было реконструировано ограждение территории маяка тза 852,1 тыс. рублей.

Башня, фонарное сооружение и светооптический аппарат работают на маяке с момента его основания до настоящего времени.

Начальниками маяка были вольнонаёмные специалисты: в 1950 году - Смирнов, в 1977 и 1980 годах - А.Клёпиков.

С момента основания маяк Поворотный находился в ведении Главного гидрографического управления Морского министерства России и Гидрографической службы СССР, потом РФ и обеспечивает плавание судов в сложном для судоходства районе на входе в залив Петра Великого.

Про маяк Поворотный, теперь свои фотографии хочу прокомментировать описанием, которое позаимствовал у Максима Каленника- оператора ГТРК «Владивосток», я надеюсь, что он не будет сильно ругаться на меня за это. :)
Итак, добро пожаловать на мыс Поворотный...
Это место находится на юго-востоке Приморья, с координатами 42°40′ с. ш. 133°02′ в. д. Здесь, на скалистом и обрывистом берегу высится одна из крайних географических точек южного Приморья- мыс Поворотный.. Здесь проходит граница восточного и южного берегов Приморья. Это знаковое место для всех экипажей кораблей. Мысу Поворотный моряки с надеждой говорят "До свидания..", когда уходят в дальние и долгие рейсы. Они же с радостью говорят ему "Здравствуй, родной..", когда возвращаются домой. Это входной и выходной мыс залива Петра Великого, залива, на берегах которого стоят главные порты Дальнего Востока...

Первое упоминание этих мест относится к 1787 году- именно тогда вдоль этих берегов пройдет флотилия Франсуа Де Лаперуза. В 1854 году мыс опишет экипаж русского корвета "Паллада". Спустя 9 лет здесь же пройдет пароход "Америка", экипаж которого откроет залив и даст ему название Америка, впоследствии переименованый в залив Находка. В течении следующего десятилетия в районе опасного для судоходства мыса проведут гидрографические исследования и в 1870 году на мысе впервые ставят военный пост- жилье для смотрителя поста и небольшой столб, на который после захода солнца вешался фонарь...


Непогода над мысом Поворотный

С каждый годом судов, проходящих в районе мыса из Николаевска-на-Амуре, Камчатки и обратно становилось всё больше. Опасный мыс требовал надежного постоянного навигационного ограждения. "Омаячить" мыс Поворотный планировалось в 1883 году. Но денег, как всегда, не хватало и стройка началась только в 1890-м. Годом ранее во Франции, производящей лучшее маячное оборудование, закажут все необходимое для нового маяка. К 1891 году все будет готово. Оборудование погрузят на судно и, совершив почти кругосветное путешествие маяк, в разобранном виде, прибудет на мыс Поворотный. Согласно историческим сведениям Гидрографической службы первый луч с башни маяка Поворотный стал виден 6 июля 1892 года...

Первая башня маяка была восьмигранной, высотой в 9 метров. При этом высота скального утеса 74 метра. Белый свет маяка был виден с расстояния в 23 морские мили. Вскоре здесь же, на маяке, построили отдельное здание для сирены. В октябре 1893 года она издала первый звук. Обслуживание сирены требовало больших трудозатрат. Пять кочегаров Сибирского флотского экипажа были вынужденны при помощи быков доставлять сюда по 500 ведер воды, которую доставляли из колодцев, вырытых в ближайшем овраге- подземных вод на скалистом мысу Поворотный не было. Поэтому в помощь сирене на маяке установили колокол и сигнальную пушку. Так и мучался обслуживающий персонал в течении 15 лет, пока паровую сирену не заменили на пневматическую в 1908 году...


На краю Земли.
Маяк пережил второе рождение после Гражданской войны и интервенции 20-х годов, когда была образована Дальневосточная республика. В те годы в Приморье правили все, у кого было влияние и поддержка военных. Войска Чехословакии, Франции, Канады, Великобритании, Японии и США оккупировали всю Дальневосточную республику. Власть с переменным успехом переходила от одних к другим, а то и вовсе к зарождающимся Советам. Ни тем ни другим было не до маяков, снабжение которых практически прекратилось. Не было ни продуктов ни топлива. Вдобавок к этому Дирекция маяков издала приказ об увольнении жен смотрителей маяков. Такая же ситуация возникла и на Поворотном. Начались скандалы, маячное оборудование стало разворовываться. Привычным делом стало отсутствие маячного света. Спустя год приказ по женам сморителей был отменен и в октябре 1918, после того как смотрителя маяка судили, набрали новый личный состав. Хотя это не спасло ситуацию. Гражданская война продолжалась. На маяке периодически происходили перестрелки в грабителями. Весной 1919 года на Поворотный прибыл вооруженный отряд большевиков. "Для защиты революции" у маячников были изъяты продукты и топливо и патроны с ружьями.
Постепенно личный состав маяка стал уходить отсюда...

После гражданской войны маячный городок на мысе Поворотный пережил несколько ремонтов. Иногда их приходилось делать после традиционных для здешних мест тайфунов. Места здесь открытые и ураганный ветер здесь- обычное дело.
Маяк Поворотный вписал свое имя и в историю Второй Мировой, когда вдоль этих берегов шли караваны с грузом ленд-лиза из США во Владивосток... Согласно сведениям Гидрографической службы после войны маяк прошел кардинальную модернизацию, как сейчас модно говорить. Старую 9-ти метровую башню нарастили до 12 метров. Однако при ближайшем осмотре маяка следов этой перестройки не заметно. Скорее наоборот- на месте осыпавшейся от постоянных ветров и соленой влажности штукатурки видна старая каменная кладка, не свойственная для советского периода. Дубовые двери давно заменили на металлические. Сохранилась оконная рама и клепанная винтовая лестница и поворотная станина. Там же, на маяке, сохранилось среднее помещение под названием "каюта", которая по прежнему обшита старым красным деревом с вмонтированными вытяжными иллюминаторами, которые когда-то способствовали лучшему горению первой для маяка Поворотный горелки.. Поэтому точных сведений о большой перестройке Поворотного маяка в 50-х годах нет и какой она была, эта перестройка, не известно..

Мыс Поворотный является знаковым не только для моряков. Помимо того, что он является входной восточной границей залива Петра Великого, он же служит климатическим баръером между двумя побережьями южного Приморья. Сюда несет свои воды вдоль восточных берегов холодное Приморское течение. Оно начинается в Татарском проливе и переносит воды холодного Охотского моря на юг к мысу Поворотный. Здесь оно разделяется на две ветки. Основная уходит в открытое Японское море на юг, а другая, минуя залив Петра Великого, устремляется к берегам Кореи. С юго-запада к мысу подходит ветка теплого Цусимского течения, основная ветвь которого проходит вдоль побережья Японии. Именно из-за этого климат на обоих побережьях Японского моря такой разный. Холодные и ветренные зимние дни в южном Приморье периодически сменяются резкими оттепелями- ветки обоих течений встречаются в районе мыса Поворотный и образуют постоянный водоворот против часовой стрелки. Именно из-за "вечного спора" этих двух течений климат на японских берегах острова Хонсю умеренно субтропический, в то время как на российских берегах Приморья он умеренно-холодный. Интересная деталь- лето на восточном побережье Приморья, граница которого проходит по мысу Поворотный, прохладнее чем на берегах к западу от мыса. Зимой же все наоборот- куда теплее на берегах от мыса Поворотный и далее на северо-восток, чем на западных, где находятся Находка и Владивосток. Хотя Находке все-таки повезло в этом больше- зима здесь все-равно теплее чем во Владике... Именно холодное Приморское течение приносит сильные летние туманы... Вся эта природная непсраведливость может измениться уже в ближайшее десятилетие, в зависимости от решения российских властей насчет соединения материка с Сахалином. В случае принятия проекта строительства насыпной дамбы совмещенной с небольшим мостовым переходом для прохода судов сила холодного Приморского течения уменьшится в несколько раз и компенсируется теплыми водами Цусимского...


Съмка очередного выпуска фильма "Управление светом"


Подглядывая на "кухню" телекомпании "Владивосток".


Очаровательная звезда ГТРК "Владивосток" -Татьяна Дубко

Спустя 120 лет со дня своего рождения, пережив все войны и неприятности маяк Поворотный продолжает нести свою вахту на одноименном мысе, что под Находкой...
Нынче на маяке работает семья Митяниных, во главе с начальником маяка Митяниным Сергеем Владимировичем..


Провожая Солнце.
Маяк был свиделетем крупных морских аварий. Летом 1941 года недалеко от мыса на советской мине подорвался краболов "Тунгус". Судно затонуло, унеся с собой 22 члена экипажа.
14 июня 1973 года подлодка К-56 шла вдоль этих берегов в сопровождении крейсера "Владивосток". Силы Тихоокеанского флота провели зачетные стрельбы в Японском море и возвращались домой. Многих членов экипажа ожидал долгожданный отпуск. Многие уже успели купить билеты на запад страны. Около часа ночи подлодка, идущая в надводном положении, подошла к мысу Поворотный. Двумя часами ранее с крейсера "Владивосток" заметили объект, шедший навстречу подлодке на которой была выключена система радиолокации- систему выключили так как она работала с предельной нагрузкой во время учений. Технический перерыв РЛС прекратился всего за несколько минут до рокового столкновения. На экране радара возникло сразу несколько объектов но времени для их идентификации и наведения справок об их курсах было потеряно. Ходовые огни "Академика Берга" заметили за две минуты до удара. Команда на полный задний ход не помогла и судно ударило субмарину в правый борт, проделав пробоину на стыке двух отсеков.

" А спустя мгновение во втором отсеке раздалась резкая команда командира БЧ-5 капитана 2-го ранга Леонида Пшеничного: «Задраить переборку!». Он же определил за пару минут до своей гибели по телефону совершенно правильные действия л/с БЧ-5 по аварии (заблокировать A3 (аварийную защиту) реактора - на это надо решиться!), иначе подводная лодка потеряла бы ход и борьба за живучесть была неэффективной. Ценою собственной жизни механик и 26 находившихся вместе с ним ребят, изолировав себя во втором аварийном отсеке, спасли подводную лодку, хотя сами толком и не успели понять, что же вообще произошло, и не знали, что происходит в эти секунды в других отсеках субмарины. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором из-за попадания морской воды в аккумуляторные батареи..."
Через пробоину вода стала поступать в 1 отсек. где за живучесть подлодки боролось 22 человека. Они смогли сохранить воздушную подушку благодаря чему субмарина осталась на плаву.

"Командир подводной лодки капитан 2 ранга Л. Хоменко принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. В первый и последний раз в своей жизни командир БЧ-1 капитан-лейтенант Ю. Михайлов подыскивал на карте место, где посадить лодку на мель, предпочтительней на песок. Это спасло подлодку и людей от гибели. С рассветом к аварийной субмарине подошли несколько буксиров и кораблей, спасатели. На следующий день прибывшие спасательные суда завели под «К-56» понтоны, лодку сняли с мели и отбуксировали в док.
Столкновение «Академика Берга» с «К-56» было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 27 человек, из них 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. В столкновении был обвинен экипаж АПЛ и частично судна «Академик Берг», которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Действия командира «К-56» капитана 2 ранга Л. Хоменко по борьбе за спасение лодки были оценены как нестандартные и эффективные. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года"


Свидетельство о рождении маяка Поворотный.
Как только небесное светило уйдет за горизонт начинаются навигационные сумерки. Пройдет всего несколько минут и начнется еженочная привычная вахта ночного проводника. Свет опозновательного берегового маяка Поворотный на время станет путеводным для проходящих вдоль мыса кораблей- для одних свет Поворотного будет провожающим в дальнее плавание, для других он станет долгожданным домашним приветствием...


В кадре: журналист Татьяна Дубко, смотритель маяка Митянин Сергей Владимирович и ведущий оператор ГТРК "Владивосток"- Максим Каленник.

Сердце маяка- его линза. Её конструкция на Поворотном заметно отличается от других своими размерами- в полный человеческий рост. Она состоит из множества стеклянных концентрических колец в 70 мм толщиной, примыкающих к друг другу и закрепленных в медном каркасе. Лучи света проходя сквозь кольца, которые сделаны в виде призмы, преломляются и бьют на 22 морские мили с радиусом в 230 градусов.
Концентрические кольца призматической линзы регулярно моют спецсредствами.
6 секунд света, 2 секунды темноты. Полный цикл проходит всего за 8 секунд и повторяется вновь. И так всю ночь... до тех пор, пока лучи рассвета не появятся над горизонтом...


Греясь у живительного света маяка


Паспорт маяка Поворотный

2. Мыс Поворотный - входной мыс в залив Петра Великого, разделяющий восточное побережье Приморья от Южного Приморья. Мыс Поворотный высокий и обрывистый, практически лишен растительности. Мыс окаймлен подводными и надводными камнями.

3. В 1852-1854 годах вдоль мыса Поворотный проходил русский корвет «Паллада». В 1859 года пароход-корвет «Америка», открывший бухту Находка, также держал курс на мыс Поворотный. В дальнейшем гидрографические работы возле мыса велись на корветах «Калевала», «Новик» и шхуне «Восток».


4. В 1870 году, по настоянию знаменитого гидрографа В.М.Бабкина, на мысе был организован Военный пост, включавший домик смотрителя и столб, на который с наступлением темноты вывешивался фонарь.


5. С развитием судоходства вдоль побережья Приморья становилась очевидной необходимость установки на мысе мощного стационарного маяка. В 1889 году техническая оснастка маяка была заказана французской компании «Барбер», которая изготовила ее в 1891 году.


6.


7. В 1894 году маяк в разобранном виде, совершив кругосветное плавание, был доставлен и установлен на мысу Поворотном.


8. Маяк на мысе Поворотный является образцом военно-морской архитектуры второй половины 19 века. Здание маяка облицовано броневыми листами.


9. Маяк построен в три яруса и самый мощный из них - первый. Стены здесь в полтора метра толщиной, рамы и двери - дубовые.


10. На втором ярусе расположена каюта, к которой ведет клепаная винтовая лестница. Стены каюты декорированы красным деревом, а в ее центре находится мачта с памятной табличкой о строителях маяка. По периметру каюты расположены вытяжные иллюминаторы, способствующие более интенсивному горению горелки.


11.

12. На третьем ярусе маяка расположена 70 мм линза, свет от которой виден на расстоянии в 30 миль.


13. Венчает здание маяка купол, изготовленный в виде свечи и символизирующий небо.


14. В прошлом рядом с маяком находился колокол, издававший звуковые сигналы в туманную погоду. Сегодня этот старинный колокол находится в церкви села Владимиро-Александровское.


15. В доме где несет службу маячник находятся генераторная...


16. ...мастерская...


17. ... и комната с наваигационным оборудованием. Старое...


18.

19. ... и пришедшее на их смену новое.


20. В доме расположился небольшой музейчик в виде героев СССР


21. Старый инвентарь made in USSR


22. Ну и комната отдыха маячника.



Новость на