Ростральные колонны - символ морского могущества россии. Васильевский остров - стрелка, ростральные колонны, биржа Кто построил ростральные колонны

Ростральные колонны являются неотъемлемой частью ансамбля стрелки Васильевского острова . Построены они по проекту архитектора Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 годах.

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей. Отсюда и их название, так как нос корабля моряки называли латинским словом "рострум", что переводится как "клюв". Такой обитый металлом "клюв" во время морских битв использовался для тарана противника. Впоследствии, ещё в древнем Риме, рострами украшались триумфальные колонны в честь морских побед.

При работе над архитектурным ансамблем стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов её образа. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий А. Д. Захаров . Он советовал: "Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу ". [Цит. по: 3, с. 22, 23]

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем" обратилась в Академию художеств. Её совет решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Однако, Комиссия посчитала запрошенную ими цену слишком большой. Заказ был выставлен на торги. Желающие исполнить работу за меньшие деньги нашлись. Согласно финансовым отчётам Комиссии авторами аллегорических фигур у Ростральных колонн стали И. Камберлен и Ж. Тибо. Производством якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С. К. Суханова.

Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально Тома де Томоном предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. В 1809 году было принято решение о создании скульптур из камня, что было сделано в 1809-1813 годах. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной. Однако, у двух статуй отсутствуют атрибуты рек (сосуды с льющейся водой), что позволяет спорить о действительной интерпретации скульптур. Фигура Днепра выполнена мастером из Антверпена Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо.

Считается, что изначально Ростральные колонны, высотой в 32 метра, служили маяками для кораблей, идущих в находящийся когда-то рядом торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. Некоторые историки подвергают это сомнению. Ведь маяки обычно ставят на берегу моря, океана. У реки - весьма редко. И уж тем более не очевидна необходимость маяков в центре большого города. Возможно, Ростральные колонны, как и сейчас, всегда являлись лишь триумфальными колоннами, а факел их горел только по праздникам.

Украшения Ростральных колонн значительно пострадали во время Великой Отечественной войны. Они были пробиты осколками бомб и снарядов и сплошь проржавели. В 1947-1948 годах их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырёхугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники. Восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский.

В 1957 году к горелкам Ростральных колонн был проведён газ.

В 1926-1928 и 1947-1949 годах проводилась реставрация Ростральных колонн. Утраченные металлические детали были заменены их копиями. Последние реставрационные работы проходили в 1998-1999 годах.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона. У основания колонн появились аллегорические скульптуры, олицетворяющие четыре русские реки: Неву и Волхов, Днепр и Волгу.

Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Однако такое рациональное объяснение не слишком понравилось почтенной петербургской публике. Гораздо романтичнее выглядело сравнение с великими русскими реками, оно и закрепилось в истории.

Волгу олицетворяет статная женская фигура. Она основательна, массивна, даже несколько тяжела. Лицо ее серьезно, без намека на любое проявление легкомыслия. Однако Волгу по-другому трудно и представить: полноводная река-труженица, река-кормилица – она и должна выглядеть сильной и уверенной в себе.

Скульптура выполнена из белого пудостского камня (этот известняк добывали на реке Пудость в Гатчине). Автором проекта был сам Тома де Томон, а вот воплотил его в камне каменотес Самсон Суханов, простой вологодский крестьянин-самоучка, обладавший великим художественным талантом.

Скульптуры Клодта на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

Скульптура "Елисей Котович Питерский"

Скульптура обаятельного кота расположена в скрытом от глаз прохожих месте – на втором этаже гастронома «Елисеевский» (в Доме торгового товарищества «Братья Елисеевы»). Это милое животное петербуржцы назвали Елисеем Котовичем Питерским.

Многие местные жители шутят, что кот сбегал от Доброй собаки и забрался так высоко. Существует интересное мнение по поводу монумента – считается, кто кота создали, удостоив чести черного кота известного графа Шувалова - ранее, в середине XVIII столетия, на месте гастронома был расположен дворец Ивана Ивановича Шувалова.

Дмитрий Кокоринов, работавший над проектом здания, после постройки обнаружил, что в его чертежах наблюдаются нелепые ошибки. Елисей Котович, обитающий на втором этаже гастронома, будто насмехается над произведенными просчетами главного архитектора. Конечно, все это легенды, которые слагают петербуржцы, но от этих историй Санкт-Петербург становится только интересней.

Скульптуры гномов в Сестрорецке

Скульптуры гномов в Сестрорецке.Расположены по адресу: Россия, г. Сестрорецк, в сквере напротив детской библиотеки на ул. Токарева.

Эта композиция находится у центральной детской библиотеки. Его поставили ко дню рождения города Сестрорецка, пригорода Санкт-Петербурга.

Семь гномов всем своим видом выражают любовь к чтению и истории.

Главный гном-хранитель держит книгу в полтонны весом- походный журнал Петра I, где написано как первый император России побывал на реке Сестре.

Другой гном - сладко спит на дубовых листочках - символе Сестрорецка.

Один из гномов забрался по лесенке и светит фонарем над походной книгой. Фонарь светит и ночью, а работает за счет солнечной батареи.

Также в сквере установили четыре большие скамьи из натурального камня, а гномики расположились рядом.Один, очень забавный, в шапке викинга, другой - в треуголке петровских времён, гномики с интересом читают книгу...

Выглядят все гномы металлическими, но, на самом деле, сделаны из прочного и долговечного полимербетона, выкрашенного под чугун. Каждый высотой 1 м и весит около 200 килограммов.

Скульпторы - Николай Иванов, Вадим Сазонов, Тимур Юсуфов, Степан Коваленко и архитектурно-художественная мастерская Мастерпроф

Скульптура "Царь-плотник"

Бронзовая скульптура Петра I, общеизвестная как «Царь-плотник», стала подарком Санкт-Петербургу Королевством Нидерландов. Ее установили напротив восточного павильона Адмиралтейства в 1996 году к 300-летию Российского флота.

Дарение скульптуры имеет предысторию, в которой немудрено запутаться. К 200-летию Санкт-Петербурга Николай II заказал отливку двух жанровых фигур Петра в бронзе как дар городу. Автор «Петра, спасающего рыбаков близ Лахты» и «Петра-плотника» Леопольд Бернштам считался любимым мастером Николая Александровича.

Эти памятники установили в 1909-1910 годах, а год спустя Саардаму, городу где русский царь осваивал корабельное дело, Николаем II был подарен дубликат «Царя-плотника». Бронзовые изваяния в Петрограде чем-то не угодили большевикам и в 1919 году были демонтированы. Спустя сто лет с первого своего появления в городе на Неве «Царь-плотник», благодаря уже голландской копии, вновь занял почетное место на Адмиралтейской набережной.

Скульптура "Танец"

В Санкт-Петербурге, возле Конюшенного корпуса на Елагином острове установлена скульптура "Танец", созданная по картине Анри Матисса. Автор скульптурного произведения Александр Таратынов.

Скульптура "Днепр" у основания Ростральной колонны

У подножия Ростральных колонн восседают величественные скульптуры, созданные в начале XIX века, одновременно со всем архитектурным ансамблем Биржевой площади. Четыре аллегорических статуи из пудожского камня (известковая порода, добываемая Ленинградской области) символизируют четыре великие реки: Волхов, Неву, Волгу и Днепр. Скульптуры были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо.

По поводу авторов скульптурного убранства здания Биржи и Ростральных колонн до недавнего времени почти не было точной информации. Известно, что когда Комиссия по постройке биржевого здания и облицовке берега Невы камнем обратилась с заказом в Академию художеств, Совет Академии определил коллектив лучших скульпторов того времени. Однако академические скульпторы запросили столь высокую цену за свою работу, что Комиссии пришлось отказаться, снизить цену и провести торги. В результате проект выиграли французские скульпторы, работавшие в то время в Петербурге.

В 1928 году была проведена реставрация скульптур Ростральных колонн. Исследователи, занимавшиеся реставрацией, обнаружили, что за годы после Октябрьской революции, скульптуры пережили непростые времена - "псевдореставраторы" красили их масляной краской, мазали гипсом, цементом и штукатуркой. В течение длительного времени скульптуры находились в аварийном состоянии, и были полностью восстановлены только в конце 1990-х годов.

Сфинксы

Сфинксы, украшающие гранитный спуск к Неве перед зданием Академии художеств, являются самыми знаменитыми в Санкт-Петербурге. Возраст этих статуй насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Когда-то эти величественные скульптуры, высеченные из сиенита, украшали вход в храм в Фивах, сооруженный для фараона Аменхотепа III.

Сфинксы были обнаружены в 1820 году во время археологических раскопок, и французское правительство планировало приобрести их. Однако в 1831 году по решению императора Николая I и с одобрения Академии художеств они были выкуплены русским путешественником А.Н. Муравьевым для Санкт-Петербурга. И уже спустя три года сфинксы были перевезены на "постоянное местожительства" на Университетской набережной.

Вплоть до 1910-го года спуск к Неве рядом со сфинксами был задействован для разгрузки барж со строительными материалами, затем на этом месте выгружали дрова. В годы блокады, чтобы сохранить древние изваяния, над ними был построен специальный навес. Только спустя два года после окончания войны, спуск к Неве был полностью восстановлен.

В наши дни египетские сфинксы перед зданием Академии художеств стали одним из неофициальных символов северной столицы. А спуск к Неве на Университетской набережной входит в список обязательных для посещения мест у каждого, кто приезжает насладиться Петербургом.

Скульптура "Нева" у основания Ростральной колонны

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Стрелке Васильевского острова созданы в 1810 году архитектором Тома де Томоном как памятники морских побед России. Также они служили маяками. Колонны украшены носовыми частями кораблей - рострами,а также скульптурами,символизирующими четыре великие реки - Волхов, Волгу, Неву и Днепр.

Скульптура,символизирующая Неву, расположена у основания южной колонны. Она создана скульптором Самсоном Сухановым из пудостского камня по модели Ж.Тибо. Скульптура представляет собой женскую фигуру, сидящую на троне.

В 1926-1928 и 1947-1949 годах проводилась реставрация Ростральных колонн. В ходе реставрационных работ в 1998-1999 годах статуи южной колонны "Нева" и "Волхов" были возрождены и предстали в своей первозданной красоте.

Скульптура "Гаврюша" - собака счастья

Скульптура была открыта 8 октября 1999 г. и становлена во дворе дома № 3 по Малой Садовой ул. Материал: железо, ковка. Кузнечные работы выполнены худ. А. Г. Кузнецовым-Сергеевым. Высота скульптуры - 60 см, высота постамента - 18 см. 4 сентября 2001 года рядом был открыт "Почтовый ящик собаки Гаврюши". На ящике стальная пластина с гравировкой "Доброй собаке города Санкт-Петербурга от кузнецов творческой мастерской Юрия Круша. г. Гродно. Юрий Круш, Алесь Воробьев, Антон Вашкелевич". Материал: железо, ковка. 1 июня 2007 года "Добрая собака" установлена на новом месте в сквере у дома № 11 по улице Правды.

1 июня 2007 года памятник собаке Гаврюше, или как его часто называют «памятник доброй собаке» установлен у дома № 11 по улице Правды. Сюда он перенесен с Малой Садовой улицы, где впервые был открыт 8 октября 1999 г. Скульптор В. А. Сиваков. Позднее около памятника был укреплен «Почтовый ящик собаки Гаврюши», где те, кто приходили в гости оставляли письма для Гаврюши

Скульптура "Мир имейте между собой"

Памятник «Мир имейте между собою» посвящен жертвам советско-финской войны 1939 – 1940 годов. Из-за отказа отодвинуть границу на север от Ленинграда в те дни СССР напал на Финляндию. Возможно, поэтому финская сторона не поддержала предложение Зеленогорска о совместном создании памятника. Тогда власти города решили его установить только русским солдатам, но позднее отказались от этой идеи.

Бронзовая скульптура высотой более трех метров и весом 300 килограммов представляет собой две воткнутые в землю винтовки, из которых произрастают деревья, а между ветвями – прослеживаются очертания креста. Крест символизирует примирение двух народов. В праздничные дни в ветвях деревьев устанавливаются свечи.

Памятник установлен в Зеленогорске 31 июля 2004 года по инициативе «Общества ветеранов советско-финской войны». Автор – талантливый армянский скульптор – Арсён Аветисян, известный своими работами в России и за рубежом, который много лет жил и работал в Санкт-Петербурге.

Скульптура "Организатор" ("Глашатай" или "Помреж")

Организатор (Глашатай или "Помреж"), ул. Правды, Санкт-Петербург

Парк современной скульптуры на улице Правды: скульптура «Помреж», скульптор Каминкер Д.Д., 2005 г.

напротив Университета кино и телевидения

Возможность выставлять свои работы в музее под открытым небом получили петербургские мастера монументального искусства: в пешеходной зоне улицы Правды открыт парк современной скульптуры. Идея выделения под парк свободного пространства в центре города принадлежит региональному Архитектурно-художественному фонду.

Первыми на шести бетонных постаментах появились бронзовые фигуры «Слепой» и «Организатор» Дмитрия Каминкера. Изваяния на аллее максимально приближены к прохожим. Вандалов авторы работ не боятся - они уверены, что доступность общения с новыми городскими «жителями» войдёт в привычку, и досаждать статуям не будут.

Скульптура "Рыцарь"Смерть и Дьявол"

В Александровском парке Царского Села,за Белой башней разместилась загадочная и жутковатая скульптура "Рыцарь, Смерть и Диавол", созданная по знаменитой гравюре величайшего мастера Северного Возрождения, немецкого графика и художника Альбрехта Дюрера. Это гравюра входит в тройку Великих гравюр мастера, созданных в начале XVI века. На фоне руины очень органично смотрится сложная четырехфигурная композиция. Невозмутимый рыцарь в латах на боевом коне, рядом с ним на костистой кляче - смерть в короне и песочными часами в руках, символизирующая быстротечность земного времени. Сзади уродливое чудовище - дьявол, символ пороков. Рыцаря сопровождает лишь один друг - его собака.

Скульптура "Аллегория красоты"

Скульптура "Аллегория красоты", итальянского мастера Дж. Зорзони, (ок. 1719 года). Скульптура является украшением в Летнем саду, в городе Санкт-Петербурге.

Скульптура студента-политехника

Памятник студенту-политехнику торжественно открыли в Санкт - Петербурге в апреле 2010 года. Его установили у Первого учебного корпуса Политехнического университета. Идея создать образ студента-политехника появилась еще в 2005 году. Для того чтобы воплотить ее в жизнь, Михаил Радкевич - декан механико-машиностроительного факультета, изучил в архивах детали студенческого мундира, различные шинели и фуражки начала XX века, в которых посещали занятия лучшие студенты Петербургского Политехнического института имени Петра Великого.

Изначально над памятником работали абитуриенты и студенты–дизайнеры, а затем к ним подключился член Союза художников, профессиональный скульптор Эвелина Соловьева. Монумент отлили из качественной бронзы на заводе «Монументскульптура». В настоящее время памятник установлен рядом с фонтаном «Мы», который был открыт в сентябре 2009 года. В ближайшее время композиция должна принять законченный облик - у фонтана появятся скамейки и фонари. Спонсорами этого проекта являются выпускники, окончившие университет в 1975 году.

Адрес: СПб, стрелка Васильевского острова

Как добраться от метро: от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 7 или троллейбусе № 10, 11 в сторону Невы, выйти на первой остановке после Дворцового моста, 15 минут
От метро "Адмиралтейская" - до Невского проспекта, затем налево через Дворцовый мост. 10 минут пешком


Сегодня этот факт воспринимается с некоторым затруднением, но стоит напомнить, что величественный ансамбль Стрелки Васильевского острова это прежде всего порт. Да, здесь нет кранов, доков и других привычных нам портовых атрибутов, но именно сюда, под окна Зимнего дворца, на протяжение более чем 150 лет прибывали торговые и пассажирские суда. А все грандиозные здания, составляющие вместе ансамбль Стрелки, имеют сугубо утилитарное предназначение: Биржа , пакгаузы (там сейчас расположены Зоологический музей и музей почвоведения), таможня (Пушкинский дом) . Даже знаменитый гранитный пандус, спускающийся к воде, был устроен для быстрой и удобной разгрузки товаров. И конечно, трудно представить себе порт без маяков, которые архитектор Тома де Томон стилизовал под Ростральные колонны.

Впервые, такие колонны появились в Древнем Риме. Они служили символом морского триумфа и декорировались рострами (носовыми украшениями) вражеских кораблей. Появление Ростральных колонн в Петербурге подчеркивало величие русского флота того времени и морскую славу страны (в дальнейшем, ростральные колонны были установлены и в других городах России от Томск до Владивостока). Это было особенно актуально, после крайне неудачной для русских военно-морских сил, англо-русской войны 1808 года.

Строителем колонны был французский архитектор Тома де Томон, но в проекте кроме него участвовала, как бы мы сказали сегодня, большая команда мастеров.

Изначально Тома де Томон набросал несколько вариантов колонн. Они различались масштабом и декоративным оформлением. По поводу одного из этих вариантов весьма критически отозвался известный русский скульптор Андрей Захаров: «Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу…»

В своем окончательном виде, ствол каждой башни был декорирован накладными якорями и четырьмя парами металлических ростр. Высота колонн достигал 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, вели расположенные внутри винтовые лестницы.

У подножия колонн находятся сидящие монументальные статуи: по две мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре русские реки - Днепр, Волгу, Неву, и Волхов (у южной колонны - «Волхов» и «Нева», у северной - «Днепр» и «Волга»). Фигура Днепра выполнена архитектором из Антверпена И. Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо. Кстати, общепринятая «речная» трактовка этих образов появилось относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

Первоначально, Тома де Томон предполагал отлить все скульптуры в бронзе или чугуне, однако из-за сложности работ от этой идеи пришлось отказаться. Был выбран известковый туф из-под села Пудость (вблизи Гатчины), известный также как пудосткий камень. В свежем, только добытом виде камень обладаем красивым ярко-желтым цветом. Благодаря пористой структуре он легко подавался обработке, за что приобрел особенное расположение скульпторов. Однако противостоять петербургскому климату и загрязненному воздуху пудосткий камень, увы, неспособен. Сегодня скульптуры на Ростральных колоннах уже утратили свой первоначальный цвет.

Сами колонны были сложены из кирпича артелью С.К. Суханова. Якоря и Ростры были выполнены кузнецами Васильевым, Шаповым и Корольковым.

До сих пор среди историков и краеведов ведутся споры, использовались ли Ростральные колонны как маяки, или с самого начала они имели только декоративное предназначение. Но огонь на вершине колонн, можно было зажечь всегда. Первоначально в жаровнях жгли конопляное масло, но в 1896 году колонны были электрифицированы. После Революции маяки на колоннах долгое время не функционировали, пока в 1957 году, к 250-летию города, к колоннам не подвели газ. С тех пор по праздникам и торжественным дням, на вершинах Ростральных колонн вспыхивают семиметровые языки пламени.


Жан-Франсуа Тома де Томон

О месте и дате рождения этого французского архитектора существуют разночтения. Одни утверждают, что он родился в 1759 году в Нанси, в других источниках говориться, что Жан Франсуа де Томон появился на свет в 1760-ом году в Берне.

Тома де Томон окончил Парижскую Академию архитектуры, и как лучший ученик получил право на стажировку в Италии. Затем, молодой зодчий был принят ко двору графа д’Артуа в качестве рисовальщика и архитектора, но начавшаяся Великая Французская революция круто изменило его судьбу.

Спасаясь от ужасов либерализма, Томон решил бежать в нормальную феодальную страну, и после несколько лет скитаний по Польше и Венгрии приехал в Россию.
Первоначально француз работал на князя Дмитрия Михайловича Голицина.

Главным творением Тома де Томона в России, разумеется, является ансамбль Стрелки Васильевского острова, но французский архитектор строил и другие объекта. Он перестраивал интерьеры Зимнего дворца , возводил новую императорскую резиденцию на Каменном острове, работал в Павловске, Одессе и в Царском Селе.

Завершилась жизнь мастера трагически. 1 января 1811 года Тома де Томон обследовал здание пострадавшего после пожара Большого театра, сорвался с лесов и серьезно разбился. Оправиться от травм он уже не смог и 23 августа 1813 года Тома де Томон скончался. Первоначально архитектор был похоронен на Смоленском кладбище, но в 1940 году, его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре .


В 1928 год была проведена первая капитальная реставрация Ростральных колон. Скульптор И.В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

В годы Отечественной войны Ростральные колонны сильно пострадали от бомб и осколков. Это повлекло за собой новые реставрационные работы в 1948-1949 года. Последний раз творение Тома де Томона реставрировалось в 1998-1999 годах.

Разумеется, в истории Ростральных колонн были и забавные моменты. В 1990-хх годах на них снимался один из эпизодов легендарного фильма «Белые ночи Санкт-Петербурга». А в 2011 году Ростральные колонны стали объектом нашествия любителей экстремальных развлечений. 7 июня 2011 года на южную Ростральную колонну взобрались любители руфинга. А спустя два месяца, 23 августа, неизвестный, проник внутрь одной из ростральный колонн где и зажег газовый факел. Жертв и разрушений все эти инциденты не повлекли.

Если вы решили заглянуть на пару дней в Петербург, насладиться его красотой и вдохновиться архитектурой XVIII-XIX веков, нагулявшись по Невскому проспекту и осмотрев Эрмитаж, обязательно посетите стрелку Васильевского острова, чтобы своими глазами увидеть одну из визитных карточек города на Неве – Ростральные колонны.

Эти монументальные сооружения-близнецы прописались в Петербурге больше 200 лет назад: они появились в Северной столице в 1810 году благодаря проекту архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Кстати, в это же время по соседству было построено здание Биржи.

Символ морских побед России

В тогдашней столице Российской империи триумфальные колонны высотой 32 метра были воздвигнуты как символ морских побед великой державы. Идея дизайна сооружений пришла из Древнего Рима, где было принято устанавливать триумфальные колонны и украшать их рострами (иными словами, носами кораблей противника). Некогда забытая римская традиция вновь вошла в моду в период классицизма. Ростральные колонны – один из символов силы, власти, могущества и мощи Российской империи, отражающие триумф русского оружия в морских сражениях.

Ростральные колонны – не простое украшение

В начале своей карьеры (до 1885 года) колонны «работали» маяками и лишь потом превратились в памятник для туристов. Одна колонна показывала кораблям и судам путь в Большую Неву, вторая направляла в Малую. Сигнальные огни зажигали на колоннах ночью или в туман. Специальные люди поднимались по внутренним винтовым лестницам на самый верх, где на площадке с треножниками находились специальные чаши-светильники с конопляным маслом. В девятнадцатом веке на смену маслу пришло электричество, а в середине двадцатого века в качестве подарка к 250-летию города, огни стали зажигать благодаря газу. В наши дни ярко-оранжевые факелы на колоннах появляются только по особым, торжественным случаям.

Внешний вид Ростральных колон

Сооружения украшают четыре пары ростр. По римской традиции на них можно увидеть изображения якорей, фигуры речных божеств и обитателей пучины морской, таких, как рыбы и крокодилы. Тридцати двух метровые сооружения возвышаются на постаментах из гранита, а их подножие венчают четыре величественные фигуры – статуи морских богов и богинь, высеченные из пудостьского камня. Первоначально архитектор планировал сделать фигуры из чугуна, но исполнителей для такой трудоемкой работы не нашлось. По преданию скульптуры символизируют четыре великих русских реки: Неву (прижимает к себе рог изобилия), Волхов (опирается рукой на корабельный руль), Волгу и Днепр. Однако, у двух фигур сосуды с льющейся водой, указывающие на принадлежность скульптур к рекам, отсутствуют. Поэтому споры о том, что на самом деле символизируют статуи – продолжается.

Это не единственные скульптурные изображения небожителей и сказочных существ. Носы кораблей украшают миниатюрные скульптуры русалок с крыльями, головы водяных, со свисающими вниз усами и волосами, и, конечно же, фигуры дочерей Зевса. Когда смотришь на памятник снизу вверх, кажется, будто Наяды с распущенными волосами и перепончатыми крыльями, движутся навстречу волнам Невы.

Из чего сделаны скульптуры на ростральных колоннах?

Материалом для создания скульптур послужил пудожский (он же пудостьский) камень, добываемый в местечке Пудость Гатчинского района. Известняковый туф отличается пористостью и морозостойкостью, его нетрудно обрабатывать. Это камень-хамелеон, в зависимости от освещения и погоды он может изменить цвет с темно-серого до желтовато-серых оттенков. Благодаря пористой структуре, напоминающей «пемзу», камень придает зданию или изваянию благородный вид «под старину».

Интересные факты:

- «Рострум» переводится с латинского, как «клюв». Такими стальными «клювами» корабли противников когда-то таранили друг друга. В Древнем Риме моряки обивали носы кораблей железом и использовали их, как дополнительное преимущество в сражении.

Первая Ростральная колонна была воздвигнута в Риме в период Латинской войны (340 до нашей эры). Ее соорудили как символ морской победы римлян над жителями Карфагена.

В России таких триумфальных памятников несколько, помимо Петербурга, ростральные колонны установлены на въезде в еще один морской город-порт – Владивосток.

Историки до сих пор спорят, действительно ли колонны являлись маяками. Ведь высокие светильники обычно ставили на берегу крупного водоема, например, моря. Они крайне редко появлялись у реки, к тому же в центре крупного города. Согласно одной из версий, сооружения с самого начала служили лишь символом побед и зажигались по праздникам, а не работали в качестве маяков.

Облицовка и скульптуры колонн существенно пострадали в период Великой Отечественной войны. Во многих местах сооружение повредили осколки от снарядов и бомб. После войны, пришедшие в негодность детали, заменили дубликатами из полированных листов меди. Среди них были и площадки, на которых установлены чаши-светильники.

Помимо Тома де Томона над масштабным проектом колонн трудились и другие мастера XIX века. Среди них – выходец из бедной крестьянской семьи, знаменитый каменотес С. К. Суханов, и иностранные скульпторы Ж. Камберлен и Ж. Тибо.

Стоит отметить, что проектирование и строительство объекта постоянно контролировалось со стороны Совета при Академии художеств. Все детали - от художественного облика до практического значения обсуждались под контролем великого зодчего Академии А.Д. Захарова.

В конце XX века (в 1999 году) были завершены последние реставрационные работы на объекте.

Ростральные колонны не раз украшали своим изображением денежные знаки. Они красовались на купюрах в 50 рублей 1997 года и 50 тысяч рублей образца 1995 года.

Петербургские триумфальные колонны включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Что еще можно посетить, если вы оказались поблизости:

Если вы интересуетесь монументальной архитектурой начала XIX века, вам будет интересно взглянуть на такой памятник прошлого, как Ростральные колонны. Заодно осмотритесь кругом, ведь ансамбль Стрелки васильевского острова это еще и здание таможни, Биржи, двух пакгаузов (северного и южного), где в наши дни базируются Зоологический музей и музей почвоведения . Насладитесь видами города: рядом с триумфальными колоннами вы увидите Университетскую набережную, набережную Макарова, такие мосты, как Дворцовый и Биржевой, Биржевую площадь, Кунсткамеру , Петербургскую академию наук, здание Двенадцати коллегий, памятник Михаилу Ломоносову. Стрелка Васильевского острова поистине волшебное место, несмотря на изменившийся за века облик города, именно здесь действительно ощущаешь дух Петровской эпохи.

Адрес: Биржевая площадь

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.