Овощи к царскому столу или о ботанике в летнем саду. История создания дворца

Адрес: Летний сад, Лит.А

Режим работы: в 12.00, 14.00, 16.00

Стоимость: 200-400 руб

Среди дворцовых сооружений Петербурга петровской эпохи начала 18 века Летний дворец Петра Первого занимает достойное место. Уникальность его в том, что он дошел до наших дней практически в состоянии первоисточника, таким, каким был при Петре. И где, как не в этом дворце можно прикоснуться ко времени Петра , к его личности, которая выражается в скромности бытовой обстановки, в предметах быта и в интерьерах.

Дворец сохранился в не переделанном виде благодаря тому, что после Петра и Екатерины Первой в нем не жили следующие правители. Каждая новая императрица, а их после Петра было несколько, строила себе индивидуальное жилье. Особенно хорошо в Летнем дворце сохранились помещения Зеленого кабинета, столовой и фрейлинских покоев. Главными экспонатами музея стали уцелевшие личные вещи Петра Первого и его супруги.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.


Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны , которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

"Гаванец" занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной с 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Что посмотреть в Летнем дворце

Из-за чисто семейного проживания парадные залы для балов и торжественных приемов во дворце отсутствуют и на каждом из двух этажей размещено по 7 небольших жилых помещений . Сам Петр занимал первый этаж, покои его супруги находились на втором, более теплом этаже. Всего во дворце было 14 комнат и 2 кухни (поварни).

Все комнаты дворца с восстановленным интерьерным дизайном хранят атмосферу семейного уюта, царившую в Летнем дворце. Здесь долгое время проживал сам Петр, его жена, находились и их дети. В этих небольших комнатах Петр Первый вел семейные разговоры, отвлекался от императорских дел и чувствовал себя просто отцом семейства.

Вход в Летний дворец находится со стороны бывшего «гаванца», а его осмотр начинается с вестибюля первого этажа.

Комнаты первого этажа

Вестибюль первого этажа украшен панелями из резного дуба, которые расчленены пилястрами. Здесь находятся портреты самых выдающихся сподвижников Петра – Меньшикова, П.Толстого и других деятелей петровских реформ.


Чуть дальше можно увидеть Приемную Петра, где он принимал посетителей с письменными и устными жалобами. Рядом находилась секретарская и комната дежурного офицера. В Приемной стоит рабочий стол Петра с письменными приборами, предметы кабинетной мебели.

Наибольший интерес у всех посетителей Петра и сегодняшних туристов вызывает находящийся в Приемной уникальный Ветровой прибор , показывающий время суток, силу ветра и его направление. Он являлся очень точным навигационным прибором и имеет скрытое соединение с флюгером, установленным на крыше. Кстати, данный прибор находится в рабочем состоянии до сих пор! Три его стеклянных табло расположены среди резной деревянной фигуры, очень похожей на корму уходящего корабля.


Находился на первом этаже и Карцер для наказанных за провинности, в который сажал под арест сам император, и сам же потом выпускал их на свободу.

Несомненный интерес из комнат первого этажа представляют Столовая и Кухня (поварня). Они расположены рядом, что довольно необычно для того времени. Столовая – чисто семейная зона принятия пищи, хотя Петр обычно приглашал на обеды одного или двух гостей – любил пообщаться во время застолья. Во время экскурсии посетители узнают, что Петр очень любил каши (гречневую и перловую) и другие незамысловатые блюда.



Кухня дворца – это весьма передовая для того времени территория приготовления пищи. Здесь можно увидеть огромную вытяжку , которая не позволяла пищевым запахам расползаться по личным императорским покоям. Место приготовления пищи отделано голландской плиткой и выглядит весьма презентабельно.

На Кухне сегодня все также, как было при Петре Первом

Интересно, что здесь было проведено водоснабжение, о чем нам рассказывает большая гранитная черная раковина в углу Кухни. Есть здесь и большой разделочный стол. Готовые блюда подавались через окошечко в двери, соединяющей Кухню со Столовой.


Одним из интересных помещений первого этажа является и Спальня Петра. Его кровать сохранилась, но в данный момент она находится на реставрации, а в его опочивальне выставлены экспонаты верхней одежды царя - Парадный камзол, Плащ и любимая им форма голландского матроса (в центре).


Во всех комнатах можно видеть тканевые обои, кафельную плитку голландского производства, удивительные предметы меблировки эпохи начала 18 столетия. Когда-то здесь, как и в Зимнем дворце Петра Первого, находился токарный станок, на котором император любил поработать в свободное время. Есть здесь и Нужный кабинет – так называл Петр Первый Туалетную комнату, которая была оборудована канализационной системой из протока Фонтанки.

В некоторых дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля , резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Комнаты второго этажа

В покои императрицы, находящиеся на втором этаже, ведет довольно крутая Лестница, которая немного напоминает корабельный трап. Ведь Петр хотел видеть свой дворец неким подобием фрегата!


Второй этаж, отведенный Екатерине с детьми, делился на гардеробную, Спальню, Детскую, комнату для фрейлин, танцевальный и тронный залы. Из всех этих небольших комнат особенно выделяется Зеленый кабинет , оформленный вставками живописи и лепными с позолотой украшениями.

В многочисленных шкафах Зеленого кабинета Петр выставлял различные зарубежные диковинки, которые он привозил из-за границы сам, или которые поступали к нему в виде подарков. В некотором роде, Зеленый кабинет стал предшественником Кунсткамеры, созданной Петром в виде первого естественнонаучного русского музея.


Так же на втором этаже можно увидеть Спальню Екатерины Первой, кровать которой в данный момент так же находится на реставрации. Одним из интересных экспонатов Спальни является зеркало , окантованное деревянной резной декоративной рамой. Считается, что эта рама вырезана собственноручно Петром Первым! Ведь царь-реформатор владел 14-ю ремеслами и не чурался никакой работы.


Есть на втором этаже Детская комната , в которой подрастал сын Петра и Екатерины, очень резвый и шустрый мальчик, должный со временем стать российским императором. К сожалению, ему суждено было прожить всего 4 года. Есть Танцевальная зала , в которой дочерей Петра учили современным танцам, ибо Петр, любивший танцевальные вечера, хотел, чтобы его дочери умели хорошо танцевать. Есть на втором этаже и еще одно кухонное помещение.


Как уже отмечалось, во многих дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля, резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Из окон второго этажа можно полюбоваться аллеями Летнего сада и представить себе, что когда-то сам Петр смотрел из этих окон на формирующийся «русский Версаль».


О чем мечтал Петр, глядя в эти окна? Как представлял себе будущее России и создаваемого им города?

Летний дворец – филиал Русского музея

Летний дворец Петра является одним из старейших сооружений Петербурга и уникальным памятником русской истории и культуры. Интересно, что уже при Александре Первом дворец Петра был открыт для публичного осмотра. А в 1840 году была проведена частичная реставрация и систематизация имеющихся исторических ценностей.

В период Великой Отечественной войны дворцовое здание было сильно повреждено, особенно крыша и оконные рамы. Сразу же после войны начался ремонт дворца, который перерос в крупномасштабную реставрацию. Новая реставрация была проведена в 2014-2018 годах . Сегодня Летний дворец является филиалом Русского музея и открыт для многочисленных туристов Северной столицы все дни, кроме вторника .

Находится Летний дворец в Летнем саду , но побывать в нем можно только в составе экскурсионной группы, которые организуются в 12, в 14 и в 16 часов. Со временем планируются и вечерние экскурсии. Группы организуются небольшие и билеты быстро заканчиваются, поэтому при желании посетить музей, лучше сначала купить билет, а потом в ожидании экскурсии, погулять по удивительным аллеям Летнего сада.


Предыдущая фотография Следующая фотография

Летний дворец Петра I считается одним из самых старых зданий в Санкт-Петербурге. Дом находится в очень красивом месте под названием Летний сад. Этот парк был разбит в начале 18 века, когда Северную столицу только-только начинали застраивать. Для работы над своей летней резиденцией Петр I пригласил именитых архитекторов и садовых мастеров. Царь мечтал обустроить здесь сад в версальском стиле. Забегая вперед, скажем, что у него это получилось и до сих пор Летний сад остается одним из любимейших мест отдыха туристов и жителей города.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы.

Место для Летнего дворца Петр выбрал между Невой и Фонтанкой (в те годы - Безымянным ериком), как раз там, где находилось имение шведского майора Эриха фон Коноу. Именно здесь был построен небольшой двухэтажный каменный дом по проекту архитектора Доменико Трезини. Правда, изначально план дома Петр сделал самостоятельно, а Трезини лишь скорректировал его. Стоит отметить, что Летний дворец Петра I не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы. Планировка обоих этажей совершенно одинаковая. Здесь всего 14 комнат, 2 поварни и 2 внутренних коридора. На первом этаже располагались комнаты царя, на втором - его супруги Екатерины. Хозяева использовали этот дом только в теплое время - с мая по октябрь. Именно поэтому в Летнем дворце Петра I тонкие стены и одинарные рамы в окнах. Фасад дворца украшают 28 барельефов, на которых изображены события Северной войны.

На крыше Летнего дворца Петра I расположен медный флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея. Флюгер приводит в движение механизм ветрового прибора, расположенного внутри дома. На специальном табло прибора указывались направление и сила ветра. Это необычное для того времени устройство Петр I заказал в Дрездене у придворного механика.

Несмотря на внешнюю простоту в Летнем дворце Петра I было все, что требовалось для нужд государя. В приемной он читал письма, рассматривал жалобы и иногда принимал посетителей. По соседству находились токарня и станок, за которыми Петр работал, спальня, гардеробная, поварня, столовая и большая комната - ассамблея. Для провинившихся был предусмотрен карцер. Внутреннее убранство дворца в аллегорической форме прославляло победу России над шведами в Северной войне. На втором этаже находились спальня Екатерины, детская, комната фрейлин и отдельная комната для танцев.

Интересно, что в Летнем дворце Петра I была оборудована система канализации - самая первая во всем Петербурге. Здание с трех сторон омывалось водой, которая поступала в дом с помощью насосов. Течение реки Фонтанки служило движущей силой системы канализации.

Рядом с дворцом находится еще одно здание - Людские покои. Здесь располагалась знаменитая Янтарная комната, огромная библиотека и многочисленные коллекции самых разных вещей, которые собирал Петр. Например, в Людских покоях хранилась анатомическая коллекция голландского ученого Рюйша. По сути в этом доме располагался большой музей: сюда царь привозил различные диковинки, механизмы, множество циркулей, астрономических приборов, камни с надписями, предметы быта разных народов и многое-многое другое.

Свою основную функцию загородной резиденции царя Летний дворец исполнял до середины 18 века. Затем им стали пользоваться чиновники. Некоторое время дворец даже стоял заброшенным. Именно это и сохранило его от перестроек. В 1934 году здесь расположился историко-художественный музей. Здание пострадало во время Великой Отечественной войны. Но масштабная реконструкция в середине 50-х годов 20 века помогла полностью восстановить дворец. Сегодня резиденция царя входит в состав Русского музея , любой желающий может зайти внутрь и узнать, как жил Петр I.

Практическая информация

Адрес Летнего сада: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 2. Ближайшая станция метро - «Гостиный двор». Вход в сад бесплатный, часы работы - с 10.00 до 20.00. Выходной день - вторник.

Летний дворец Петра Великого находится в числе первых каменных зданий города. Его создание началось в 1710 году и продолжалось около четырех лет. До наших дней в неизменном виде дошла планировка и большая часть внутренней отделки, выполненной русскими мастерами начала XVIII века.

Отсутствие каких-либо коренных перепланировок подтверждено многочисленными архивными документами и исследованиями специалистов.

Внешний вид

Летний дворец представляет собой двухэтажное здание в форме прямоугольника, выполненное из кирпича. Четырехскатная крыша имеет по бокам водостоки, венчает её флюгер в виде Георгия Победоносца с поверженным змием.

Главное украшение фасада – 29 барельефов, созданных в редкой технике ручной намазки. Располагаются они на высоте между первым и вторым этажом.

Над входом – барельеф, на котором изображена Минерва с военными трофеями. Декор фасада буквально пропитан темами триумфа российского оружия в Северной войне. На барельефах изображены сцены из мифов, но многие специалисты толкуют их в привязке к борьбе со шведами за выход к морю.

Строение не было рассчитано для пышных приемов. В первую очередь это было место, где жил царь со своей семьей. Поэтому его отличает такая строгость и скромность форм.

История возведения Летнего дворца

Практически сразу после закладки Петропавловской крепости начинается создание Летнего сада. Замысел принадлежал, конечно же, самому Петру. По его приказу свозились со всей страны редкие породы деревьев, заказывались статуи, строились первые фонтаны. Местом для сада была выбрана территория, принадлежавшая когда-то шведскому сановнику. Первое время Петр даже жил в его деревянном доме, называя это строение своим Летним дворцом.

С началом строительства Летнего сада появилась необходимость возведения и подобающей резиденции царя. Именно возведенный дворец даст затем название всему саду. До этого момента он носил гордое название «царский огород».

Петр въехал в новую резиденцию в 1712 году. Отделка его была еще не закончена, но царя это не остановило. Не было барельефов, продолжались штукатурные работы, настилались полы. Вместе с Петром в дворце практически жил и архитектор Андреас Шлютер, приехавший специально из Берлина, чтобы завершить строительство.

Петровские времена. Интерьер

Каждый год с мая по октябрь Петр жил и работал в Летнем дворце. Дом был построен в голландском стиле. Петр лично составил проект, который затем лишь подкорректировал Доменико Трезини.

Именно в Летнем дворце появилась первая система канализации. Благодаря насосам вода подавалась в дом и затем уходила обратно в Фонтанку. Здание с трех сторон омывалось водой, что способствовало качественной работе проточной канализации.

В первой половине XVIII века к главному входу можно было подплыть на лодке. Здесь была построена небольшая гавань с пристанью. В 1705 году она была углублена, а стены обложены каменными плитами. Но ближе к концу XVIII столетия гавань пришлось засыпать.

На каждом из этажей находится всего по семь комнат. Большие залы во дворце просто не были предусмотрены. Соединяются все помещения внутренними коридорами. Служебные помещения сообщаются также с коридорами, поэтому прислуга не появлялась в парадных покоях без разрешения.

Внизу располагался сам Петр, на втором этаже были покои его жены и детей. На первом этаже располагалась приемная, в которой царь принимал жалобы и просьбы.

Особенного внимания заслуживает внутренняя отделка дворца. Широко использовался дуб, который до этого применялся лишь для нужд флота. Дерево, из которого изготавливались важные конструктивные части корабля, послужило основой для создания невероятно красивых лестниц, дверей и стенных панелей. Исключение составляли только два кабинета – Зеленый на втором этаже и личный самого императора на первом. Двери и стенные панели здесь изготовлены из орехового дерева.

Кстати, подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для их размещения специально было отстроено другое здание – Людские покои. Соединялись два сооружения специальной галереей.

В личном кабинете Петра располагался уникальный механизм – навигационный прибор, позволяющий определять направление и силу ветра. Заказывал его лично царь, а изготовлением занимались лучшие немецкие мастера. Рядом с кабинетом находилась спальня Петра и столовая. Интересно, что сохранился даже туалет с частью канализации.

Но одной из самых любимых комнат императора была Токарная. Петр знал больше десятка ремесел и был довольно искусным мастером. Но в этом помещении он не только работал на различных станках, но и принимал сановников, принимал решения государственной важности. В современном музее можно увидеть изделия, выточенные непосредственно Петром Великим из кости и дерева.

После смерти императора. Дворец как музей

Лишь в 1725 году дворец опустел. Первый император и великий реформатор умер. После этой всероссийской трагедии Летний дворец переживал не лучшие времена. При Екатерине I, недолго царствовавшей после кончины мужа, здесь заседал Верховный тайный совет – орган, который фактически взял на себя все функции высшей власти.

Затем на какое-то время затем дворец превратился в летнюю резиденцию, в которой проживали придворные и сановники. При Александре I сюда начинают пускать публику. Составляется подробная опись находящихся в здании художественных ценностей.

Share

Пётр I

Летний сад — самый старый сад Санкт-Петербурга.

Уже весной 1704 года Пётр I пишет боярину Стрешневу указание прислать в Петербург цветы для своей усадьбы.

Он устроил её на берегу Невы, на месте заросшей ельником усадьбы шведского майора Конау.

Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Потому и назвали его Летним.

Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.

Летний сад в 1717 году

Вероятно уже в 1704 году для Пётра I на берегу Невы строится и усадебный деревянный дом — будущий Летний дворец . Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову. Он же разбивал здесь цветники, а в 1706 году начал обустраивать в Летнем саду фонтаны (первые в России).

А. Бенуа. Петр 1 на прогулке

18 августа 1710 года архитектор Доменико Трезини начал строительство каменного Летнего дворца.

С его южной стороны был выкопан гаванец, вода подходила вплотную к стенам. То есть здание с трёх сторон омывалось водой, войти в него можно было только с лодки.

За домом прислуги располагалась водовзводная башня, крыша которой была увенчана вызолоченным двухглавым орлом.

В 1714 году на одной линии с Летним дворцом архитектором Г. И. Маттарнови было поставлено три открытых галереи («люстгаузы»). Здесь отдыхали в непогоду.

А. Бенуа. Летний сад при Петре Великом. Открытка

В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент XI. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела.

Венера в Летнем саду

Галереи, так же как и Летний дворец, стояли на самом берегу Невы. Берег был укреплён сваями. Позже он был отодвинут вглубь реки.

В 1711-1716 годах для осушения территории был прорыт Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Потешного луга (ныне Марсово поле ). Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала до Фонтанки в 1716 году был прорыт ещё один канал. Территория к северу от него стала Первым, к югу — Вторым Летним садом. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. Третьим Летним называлась территория южнее Мойки, включая современный Михайловский сад .

В северо-западном углу Летнего сада, вплотную к Неве и Лебяжьей канавке, находился одноэтажный деревянный Второй Летний дворец. За ним вдоль канавки располагалась баня. В Третьем Летнем саде, на берегу Мойки, были построены деревянный Летний дворец Екатерины и домики её слуг.

В 1718 году по проекту Ж. Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица). Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов.

Летний дворец Петра I

В первой половине XVIII века в моде были регулярные парки, именно по такому принципу Летний сад и организовывался. По его территории проложили прямые аллеи. Деревья и кустарники аккуратно подстригали в форму куба, шара или пирамиды. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.

В южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд.

На территории 2-го Летнего сада архитектором М. Г. Земцовым был устроен Лабиринт — сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. Дорожки к Лабиринту проложили по мосткам. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада.

О появлении в Летнем саде нравоучительных скульптур-фонтанов в 1735 году Якоб Штелин написал так:

Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины или небольшие парки, окружённые высокими шпалерами, с местами для сидения.

Государь часто приходил смотреть на его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное.

Он приказал позвать садовника и сказал ему: «Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако, не прогневайся, что я прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же бы нам это сделать?» — «Я не знаю, как это иначе сделать, — отвечал садовник, — разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать».

В Летнем саде разместили более шести десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни.

Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году она была заменена первой в России паровой машиной конструкции французского инженера Дезагулье. Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.

Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца

В 1721 году по проекту А. Шлютера и Г. Маттарнови на берегу Фонтанки был построен Грот — садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан. При их работе звучала органная музыка. Орган же приводился в действие струями фонтанов. После смерти Петра I сюда из Галереи переместили обнажённую Венеру. Позже она оказалась в Таврическом дворце , а ныне экспонируется в Эрмитаже.

На границе 1-го и 2-го Летнего садов были построены каменные оранжереи. Здесь выращивали южные растения, среди них — тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада.

По по замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из «Метаморфоз» Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII — начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот.

С 1721 года, когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией.

В Летнем саде Пётр I не редко устраивал праздники, здесь он проводил знаменитые петровские ассамблеи. Широко известные в России выражения «штрафная» и «пей до дна» начались как раз на этих ассамблеях. Именно тогда опоздавшему стали подносить «штрафной» кубок вина, который он должен был выпить «до дна».

Петровская ассамблея

О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости . Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. За пристанью находились аллея и две площадки. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином.

При императрице Анне Иоанновне в Летнем саде устраивали медвежьи, волчьи и кабаньи травли. Животные носились по саду, ломая скульптуру и вытаптывая растения. По окончанию «забавы» трупы животных отдавали в петербургские мясные ряды.

А.Бенуа. Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя

В.И. Суриков. Императрица Анна Иоанновна в Петергофском Темпле

Именно при Анне Иоанновне появилась традиция прятать на зимнее время скульптуры в деревянные ящики.

С середины XVIII века Летний сад стал местом прогулок избранной публики. С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны здесь по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей.

При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми.

С мая 1773 года в Летнем саде стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда отмечала, что девушек сопровождала «толпа глазеющих гуляльщиков», которые вели с девицами беседы о «разных материях» и отмечали их «благородную незастенчивость».

Левицкий Д.Г.Портреты Смолянок.

В 1760-х годах по проекту Ю. М. Фельтена обустраивали Дворцовую набережную . Со стороны проезжей части в 1771-1784 годах у Летнего сада соорудили ограду (проект Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова), которая стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии. Столбы превращались в колонн ы каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась тульскими мастерами.

Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всёравно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс.

19.07.2013

Который был заложен в первые годы основания города большой группой архитекторов и садовых мастеров. Петр I мечтал создать сад в версальском стиле. Сначала в своем доме он отдыхал и следил за ходом работ, а затем здесь жил с семьей летом.

Режим работы Летнего дворца Петра I в 2020 г.

  • Музей открыт только в летний период (с 1 мая по 30 сентября). Летом в виду большого количества желающих билеты реально приобрести только в первый час работы кассы. Кассы работают с 10:00 ежедневно, кроме четверга и вторника. По четвергам с 13:00. Билеты продаются ежедневно только на текущий день.
  • Посещение возможно только в составе группы. Билеты продаются в кассе дворца.
  • По понедельникам, средам и пятницам сеансы в 12:00, 14:00, 16:00, 18:00 и 19:00.
  • По четвергам сеансы в 14:00, 16:00, 18:00 и 20:00.
  • По субботам и воскресеньям сеансы в 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00 и 19:00.
  • Указано время сеансов для индивидуальных посетителей.

Стоимость билетов в Летний дворец Петра I в 2020 г.

  • Полный билет – 500 рублей
  • Для студентов и пенсионеров – 250 рублей
  • Для детей (до 16 лет) - бесплатно

Как добраться

На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная , спальня и детская , а также комната для танцев. Особенно привлекателен Зеленый кабинет , украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.