Старый гоа храмы. Достопримечательности Старый Гоа

Который представляет собой крепость, внутри и за пределами которой имеется плотная застройка жилых объектов, зданий и сооружений различного назначения, храмовых комплексов и т.д. На сегодняшний день крепостные стены настолько плотно и гармонично влились в общую картину населенного пункта, что их практически невозможно отыскать.

Еще не так давно Старый Гоа был столицей штата, а сегодня это одна из главных достопримечательностей вблизи в настоящее время). Расстояние от главного города Гоа до этого исторически значимого места составляет около 10 километров. Сюда ежедневно приезжают как самостоятельные туристы, так и многочисленные экскурсионные группы, которые хотят познакомиться с религиозными памятниками прошлых лет, коих здесь довольно много.

История города

Город был основан в XV веке по приказу султана Адиль Шаха, правителя Биджапурского султаната, и был одним из центральных торговых центров. На протяжении последующих нескольких веков история существования Старого Гоа неразрывно связана с португальскими колонизаторами, так как в 1510 году они отбили город у султаната.

Старый Гоа имел статус столицы вплоть до конца 40-х гг. XIX века. Свое значение город утратил из-за страшной эпидемии холеры, что разрасталась каждый день и унесла жизни сотен людей. Именно тогда было решено перенести столицу в соседний Панаджи.

Гоа находился во власти испанских колонизаторов около 450 лет, после чего, Индия приобрела независимость и решила вернуть отобранные земли обратно в свои границы. В итоге военной операции армия Индии разгромила испанцев и объявила штат Гоа союзной территорией своего государства.

Как добраться?

Старый Гоа – это отличное экскурсионное место, где можно узнать много нового о стране, познакомиться с ее историей, культурой и религиозными предпочтениями. Сюда можно добраться несколькими способами:

  1. Экскурсия в Старый Гоа, куда помимо осмотра достопримечательностей этого города в программу тура будет включено еще масса всего интересного;
  2. отправляться в путешествие самостоятельно на арендованном транспортном средстве (машина, мопед, байк и т.д.);
  3. отправить в поездку на общественном автобусе. Дорога в этом случае не займет много времени и обойдется крайне дешево.

Если вы выбрали второй вариант путешествия, то будьте внимательны: мало того, что на подъезде в Старый Гоа довольно часто можно встретить дорожную полицию, поджидающую туристов, так еще на дороге от Панаджи есть небольшой опасный участок пути, где трасса довольно узкая, а движущиеся большегрузы двигаются практически по всей ширине дороги (их очень неудобно объезжать).

Достопримечательности

Сохранившиеся до нашего времени достопримечательности Старого Гоа – это в первую очередь многочисленные храмовые и постройки и иные строения религиозной тематики.

Так, среди самых посещаемых и интересных храмов Старого Гоа выделяют Базилику Бом Хесус (Иисуса Милостивого). Именно здесь хранятся мощи святого покровителя Гоа. Здание было воздвигнуто иезуитами. В своем оформлении оно сочетает в себе несколько стилей (ионический, коринфский, дорический и т.д.). Что примечательно, базилика является единственным в Гоа храмом, наружная сторона которого не украшена лепниной.

Примерно один раз в десятилетие туристы могут попасть на демонстрацию мощей Святого Ксавьера. Правда, когда это было в последний раз, собралось более миллиона паломников со всего земного шара.

Собор Святой Екатерины расположен практически напротив Базилики Иисуса Милостивого и по своим размерам считается самым большим собором на территории Азиатского континента. Одновременно с этим эта церковь считается еще и одной из самых первых, что появились здесь. Своему возникновению церковь обязана португальцам, которые в 1510 году в честь завоевания этих мест решили воздвигнуть собор. Этот религиозный объект оформлен в традиционном тосканском стиле. За время своего существования он неоднократно перестраивался и достраивался. Сегодняшний свой вид собор получил примерно в 1652 году. Собор Святой Екатерины хранит в себе множество интересных культовых предметов. К примеру, здесь хранится пять массивных колоколов, один из которых «золотой» — самый крупный на Гоа. В третьей капелле находится еще одна достопримечательность – «растущий крест», исполняющий желания верующих. Имеется легенда, гласящая о том, что некий пастух, вырезая деревянный крест для своего дома, увидел Иисуса, поэтому крест стал считаться животворящим. Было принято решение о его хранении в специальной часовне. Пока строилась эта часовня, крест сильно вырос. Ходят слухи, что он растет и сегодня благодаря исполненным желаниям прихожан.

Если зайти за собор, то вы увидите здание галереи современного искусства христиан. Сюда рекомендуется заходить только истинным религиозным фанатикам либо же тем, у кого просто много свободного времени. Остальным будет жаль потраченного времени.

Храм Святого Каэтана считается красивейшим храмовым комплексом во всем городе. Располагается он все в том же районе, что и ранее описанные религиозные строения. Этот храм очень похож на римский Собор Святого Петра. Внешнее оформление храма относится к коринфскому стилю, а внутреннее убранство соответствует стилю барокко.

Церковь Святого Франциска Ассизского уникальна тем, что все стены этого строения украшены различными изображениями, иллюстрирующими эпизоды из жизни этого святого, а пол представляет собой надгробные плиты на могилах португальцев знатных родов с их фамильными гербами.

Рядом с указанной церковью можно обнаружить одноименный монастырь, на территории которого расположен археологический музей, где собраны портреты всех губернаторов и королей, а также Часовню Святой Екатерины, что появилась здесь одной из первых после завоевания территорий португальцами.

Некогда на территории Старого Гоа располагалась красивейшая Церковь Святого Августина, но сегодня от нее остались одни руины, которые все равно считаются довольно посещаемым местом в городе. Все что осталось от величественного строения – развалины 40-метровой колокольни и несколько прилегающих к ней стен. На территории этих руин можно увидеть множество местных жителей, копающихся в земле. Считается, что в недрах находится большое количество артефактов религиозной тематики, которые как раз-таки и ищут местные археологи.

Отдельного внимания заслуживают такие объекты, как Часовня Святого Антония, Церковь Святого Ионна, которая сегодня стала домом престарелых, Монастырь и церковь Святой Моники, считающаяся теологическим центром монахов, Музей христианского искусства, рассказывающий об истории этой религиозной ветви, Церковь Богоматери в Розари, вокруг которой раскинулся красивый и тихий сад, Церковь Мадонны на горе, откуда открывается потрясающий вид на город и окрестности, и многое другое.

Благодаря многочисленным исторически значимым объектам, что расположены в границах Старого Гоа, этот город входит в список мест, отнесенных к историческому наследию.

В четырех предыдущих главах мы узнали, как два туриста из Москвы отправились в Мумбаи самостоятельно и изучали тамошние достопримечательности: места, описанные в романе Шантарам, пещеры острова Элефанта и Болливуд. Также мы вдоволь нагулялись по пустынным пляжам Южного Гоа, которые в середине октября выглядят совершенно дикими. Сегодня предлагаю вместе с автором отчета отправиться на осмотр достопримечательностей Goa Velha.


Поездка на поезде в Гоа-Велья. Отзыв о самостоятельной экскурсии на Гоа

Известно, что любая коллекция стремится к своему завершению, коллекция впечатлений и примечательных мест — не исключение, но также известно, что коллекция, почти никогда не бывает полной.

Нам для большей полноты гоанского комплекта впечатлений не хватало пляжей северней Панаджи, самого Панаджи и бывшей столицы Португальской Индии – Старого Гоа.

Когда я сказал, что поездку в Старый Гоа я откладывал из лени – это половина правды, вторая – страх, боязнь неизвестности, нового опыта. Дело в том, что мы решили добраться до бывшей столицы на поезде. Не буду повторять рассказы, описывающие ужасы (вагоны набиты битком, спят на полу, грязно, дырка в полу вместо туалета и т.д.) индийской железной дороги, которыми полон Интернет. У каждого из нас свой опыт, у меня – вспоминания о переполненных озлобленными дачниками электричках Подмосковья, да о московском метро в час пик. Неимоверная давка, отсутствие воздуха, хамство, дышащие в лицо перегаром – вот то, что до сих пор объединяет эти два вида транспорта на родине. Поездка на поезде в чужой стране пугала другим – не проехать станцию, как и на чем вернуться обратно, не обчистили бы карманы…

Так или иначе – решились. В один из предвечеров идем в сторону городка Чауди (Chaudi) на станцию Канакона (Canacona) узнать расписание и купить билеты.

Оговорюсь, мы достаточно часто ходили в Чауди с чисто утилитарными целями: пополнить запас дистиллятов (в Палолеме, Чауди и по дороге между ними какое-то невероятное количество «алкошопов»; в Колве я помню только один), купить фруктов, в это время в Палолеме продавали фрукты только в одном месте с машины (ларьки еще только строились), в супермаркет — за сыром, хлебом и йогуртами.

Сделанные в эти походы «зарисовки» на камеру уличных сцен для меня самые интересные и самые сложные за всё путешествие по Индии. Сложные, потому что индийцы, особенно женщины, не склонны позировать, укрывают лица платком, отворачиваются; приходилось прибегать к хитрости – я прятался за спину жены, настраивал камеру и в нужный момент командовал – отходи!

Интересные потому что некоторые кадры, даже при неглубоком знании индийских реалий, могут рассказать целую историю пытливому наблюдателю; например, историю об упомянутой выше «пугливости» индийских женщин, но это — тема уже другой статьи и задача для настоящих журналистов.

Другая история, уже более оптимистичная и многообещающая — электрики, подключающие зарытый в землю кабель к подстанции. Пройдет какое-то время и на Гоа не придется сидеть в темноте после ливня.

Но не будем отвлекаться от главной темы. Найти станцию Канакона совсем не сложно: надо просто идти от Палолема в сторону Чауди, никуда не сворачивая, пока дорога не приведет к железнодорожному мосту над ней. Пройдя под ним, надо свернуть направо и пройти еще метров пятьсот (может меньше) вдоль высокой, заросшей кустарником насыпи железнодорожного полотна. Нормальным шагом от нашего отеля «Palolem Inn» до станции – 35…40 минут, специально засекали, чтобы рассчитать время подъема.

Нужный нам поезд, делающий остановку в Гоа-Велья (Goa Velha, португальское – Старый Гоа), через Канакону следует всего один раз в день. Начало своему пути он берет, чуть ли не в Каньякумари, а конечная станция, если не вру, в Дели (подробные записи стали нечитабельны от пота – размокли в кармане). По расписанию, на станцию Канакона поезд приходит в 06:33, время в пути — 2 часа. Нужная нам остановка – Кармали, она шестая по счету, поезд останавливается на всех. Стоимость проезда – 25 рупий на человека в одну сторону.

В нашем случае, 16 октября 2015 года, поезд в Канакону опоздал минут на десять, а в Кармали прибыл на десять минут раньше, хотя приличное время простоял на станции Мадгаон (Madgaon), а именно так называется железнодорожная станция в Маргао.

Наверное, я никого не удивлю признанием, что самым запоминающимся и необычным опытом в экскурсии в Старое Гоа оказалось поездка на поезде.

Прежде всего, стандартный по размеру вагон имел непривычный вид из-за дополнительных дверей в центре, а окна были забраны толстой решеткой. На потолке — стройные ряды огромных, постоянно работающих вентиляторов. Двери и окна раскрыты нараспашку, по вагону гуляет ветер. Состав битком набит людьми, на лавочках втиснулось по четыре-пять человек, и эти счастливцы спят, а остальные вынуждены стоять, или сидеть на полу, в проходах и тамбурах. Беременным женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам никто место не уступает. Названия станций не объявляют.

Пока мы ждали наш поезд, в Канаконе остановился следующий в обратную сторону, на юг, состав, его ярко освещенные вагоны были абсолютно пусты. Честно говоря, я рассчитывал на такую же пустоту вагонов и в сторону Старого Гоа, но как говорится – в тесноте, да не в обиде, тем более, что в Маргао, через час пути, почти все пассажиры сошли. Этим поезд мне напомнил утреннюю электричку «Тула – Москва», битком набитую трудовыми резервами Подмосковья, и на станции Царицыно извергающую всю эту массу полусонного рабочего люда в метро.

Неожиданно дарованная в Маргао свобода передвижения по вагону позволила расчехлить камеру. Дальнейший путь я провел в тамбуре, увлеченно фоткая открывающиеся за распахнутыми настежь дверями состава виды Гоа, изредка возвращаясь в салон поезда проведать жену.

Виденное, впрочем, не было откровением. Просто утренний мягкий свет и туман позволяли взглянуть другими глазами на привычные, но быстро сменяющие друг друга пейзажи. Да и сама задача сфотографировать движущиеся картинки оказалась увлекательной, требующей определенной сноровки, а порой и цепкости – очень не хотелось вывалиться на ходу из поезда.

Особенно взбудоражил нервы адреналином проезд по мосту через широко разлившуюся реку Зуари (Zuari River — все названия и переводы географических мест даны по карте Google). Металлический грохот поезда, отраженный и усиленный металлическими фермами моста, открытая дверь и пропасть за краем порога – заставили крепче цепляться за поручень.

От станции Кармали до Гоа-Велья, не смотря на настойчивое желание таксистов нас довезти, решили прогуляться пешком, размяться после поездки – не самое мудрое наше решение. По дороге, то поднимающейся в гору, то спускающейся под неё, смотреть нечего. Тротуаров вдоль проселочных дорог не изобрели, приходилось идти с оглядкой и глотать пыль проезжающих мимо машин. Было что-то около девяти утра, но солнце пекло немилосердно.

Экскурсия в храмы Старого Гоа. Отчет и фотографии

Истории колонизации Индии и Гоа португальцами я уже касался в своих предыдущих статьях, посвященных Индии. Чтобы ни повторяться, коротко перечислю только основные вехи в истории бывшей столицы Португальской Индии.

Поселение на острове между реками Мандови и Зуари (от континента остров отделен каналом Кумбарджуа, полным крокодилов) под именем Говепури было известно с древних времен. Подлинный рассвет города начался в 1310 году, когда махараджи династии Кадамба перенесли сюда столицу княжества из Чандрапура. С этого момента город-порт на реке Зуари (точное место указать не могу) — важнейший центр торговли всего региона от Аравийского полуострова до Бенгалии. Двумя годами позже с севера началась экспансия мусульман и Гоа на несколько веков становится ареной борьбы сначала между мусульманскими и индийскими династиями, а потом (после утраты власти над Гоа Виджаянагарскими царями в 1470 году) династических интриг князей распавшегося в 1490 году Бахманидского султаната. Примерно в это же время султан Биджапура Юсуф Адил-Шах (именно султаны Биджапура стали хозяевами территории от Карнатаки до Махараштры после распада Бахманидского султаната) для поддержания и развития морской торговли решает строить новую столицу и порт на левом берегу реки Мандови, в девяти километрах от нынешней столицы современного Гоа – Панаджи. Главная причина переноса столицы – заиление реки Зуари, что осложняло судоходство, а другая причина – многочисленные войны превратили постройки Говепури в руины.

Следующий этап истории Старого Гоа начался с появлением у берегов Индии в мае 1498 года флота Португальцев. В 1510 году португальская армада под командованием Альфонсо Д’Альбукерке (Alfonso d’Albuquerque) становится на якорь у берегов Гоа и захватывает столицу. С этого момента начинается история Старого Гоа как столицы Португальской Индии.

Нынешний свой архитектурный вид город стал приобретать в середине XVI века, когда на Гоа стали прибывать монашеские ордена и их проповедники. Так в 1542 году Франциск Ксаверий основал здесь первую иезуитскую миссию. Вслед за проповедниками на Гоа в 1560 году пришла и Святая инквизиция, прежнее терпимое отношение португальцев к индуизму меняется на политику полного искоренения, индуистские храмы подвергаются разрушению, а на их месте строятся католические соборы. В XVII – XVIII веках из-за частых эпидемий малярии и холеры население Старого Гоа постепенно переселилось в Панаджи, который позднее и стал столицей Гоа.
Болезни — не тема для шуток, но все же, думаю, если бы португальцы потребляли бы не ром (ром, как известно, помогает моряку сохранять равновесие на палубе в шторм) и портвейн, а джин и тоник, как это делали британцы в Индии и Африке, то столица Гоа и сейчас находилась бы в Гоа-Велья.

(Основной ингредиент тоника – хинин, обладает жаропонижающим и обезболивающим свойством и выраженным действием против малярийных плазмодий.)

Основные достопримечательности города расположены вдоль центральной улицы с незамысловатым названием Старое Гоа. На отрезке дороги длиной 400 (мерил по карте) метров от площади Ганди до следующего перекрестка, по обеим ее сторонам, расположено четыре католических собора и археологический музей в стенах бывшего монастыря.

Мы попали к храмам самым коротким путем, но вошли, если так можно сказать, в город-музей с черного хода – навигатор привел нас к турникету ограды базилики Милосердого Иисуса с тыла.

Базилика — самая почитаемая и самая знаменитая церковь Гоа. Здесь покоятся мощи Св. Франциска Ксавьера (что тоже правильно, на баска. Frantzisko Xabierkoa), и здесь же расположена экспозиция музея, посвященная миссионерскому подвигу святого в Индии, Юго-Восточной Азии и Японии. Правда, этот музей скорее ориентирован на школьников местных католических школ, чем на взрослых. Первый камень в фундамент храма был заложен 24 ноября 1594 года, а освящен — 15 мая 1605 года. Мощи Св. Франциска Ксавьера были привезены на Гоа 11 декабря 1553 года и долго хранились в церкви колледжа Св. Павла, которым он когда-то руководил (теперь это — руины, вернее, стена фасада с фронтоном, расположенные недалеко от площади Ганди), а в 1624 году они были перенесены в базилику.

Через дорогу от базилики Доброго (Милосердного) Иисуса, в парке с огромным газоном и фонтаном в центре широкой аллеи, расположены Кафедральный собор Святой Екатерины, коротко именуемый — собор Се, монастырь и храм Св. Франциска Ассизского, ныне — археологический музей. Надо отметить, что большинство церквей в Старом Гоа не действуют, базилика и кафедральный собор в том числе, но предприимчивые индийцы продают свечи и другие атрибуты церковной службы туристам, не считая такой обман большим грехом.

Кафедральный собор, если верить путеводителям, считается самой большой церковью Индии и всей Азии. Первое здание церкви было построено из глины, соломы и камней в 1510 году. Строительство собора в нынешнем виде было начато в 1562 году, а алтарь был священ в 1619 году.

Монастырь и храм Св. Франциска Ассизского соединяет с кафедральным собором дворец архиепископа. Монастырь и церковь (почти ровесники кафедрального собора), начавшиеся с часовни и нескольких келий в 1529 году, приобрели к 1602 году нынешний вид. С 1964 года в стенах монастыря располагается археологический музей.

Прогуливаясь от одного храма к другому, я поймал себя на мысли, что никак не могу привыкнуть к виду христианских крестов под сенью пальм и солнца тропиков. Знаю, что колыбель христианства — Азия, но подсознательно соотношу Церковь с Севером.

Пройдя мимо монастыря и храма Св. Франциска Ассизского, мы спустились по узкой дорожке мимо выставленных для обзора надгробных плит первых поселенцев, к часовне Св. Екатерины. Неприметная снаружи, она имеет огромное историческое значение: на этом месте стояла часовня, заложенная сразу после завоевания Гоа Альфонсо Д’Альбукеркой 25 ноября 1510 года.

Наша экскурсия продолжалась уже пару часов, мы устали, взмокли и проголодались. Напротив базилики Милосердного Иисуса, на пересечении улицы Старое Гоа и безымянной улочки, огибающей весь комплекс храмов, рядом со стоянкой такси обнаружилось кафе. Прохладу мы там не обрели, но голод утолили. Кафе – приемлемого вида «фастфуд», две кухни: вегетарианская и «мясоедская».

Следующая цель — руины храма и монастыря Св. Августина. Мимо стоянки такси, по узкой асфальтированной дороге поднимаемся в горку, на фоне серо-голубого неба виднеется силуэт колокольни из красного камня. Когда-то — самый большой храм на Гоа, с четырьмя 46 метровыми колокольнями, с 12 алтарями, по числу апостолов Христа, и, что любопытно, столько же братьев-августинцев основали монастырь.

В 1572 году, сразу по прибытии на гоанскую землю, 12 братьев, странствующего и нищенствующего ордена Августинцев, заложили монастырь, а через какое-то время рядом с монастырем, на месте старой, построенной в 1512 году церкви, была заложена ими новая и освященная в 1602 году, церковь. Церковь и монастырь около двухсот лет служи прихожанам Гоа, но в результате буржуазной революции в 1820-1823 годов, когда Португалия встала на путь секуляризации (огосударвстления) церковного имущества и земель и, в силу закона от 1834 года, ликвидирующего религиозные ордена, в 1835 году церковь и монастырь Св. Августина стали бесхозными. В результате семи лет запустения рухнул свод церкви (некоторые источники указывают, что без пожара не обошлось), а еще почти через 90 лет (в 1931 году) обрушались и стены. Сейчас руины — объект изысканий археологов и кладоискателей, которые регулярно сюда наведываются в поисках легендарных сокровищ нищенствующих августинцев.

Позволю себе пояснить – «нищенствующих» в том смысле, что братья не должны были иметь личного имущества. Святому Августину приписывают слова: «Сегодня я скажу — это моя Библия, а завтра уже прикажу – подай мне мою Библию». За дословность цитаты не поручусь, но смысл точен! Правда, жил Блаженный Августин за семь веков до объединения нескольких монахов-отшельников в орден.

Не доходя до руин, слева от дороги, ведущей на холм, расположена церковь Святого Иоанна и монастырь госпитальеров, иначе — Мальтийских рыцарей или Иоаннитов.

Монастырь и храм были построены в 1685 году, а в середине прошлого века полностью перестроены. Сейчас в монастыре располагается богоугодное заведение для душевно больных (чисто автоматически толкнув калитку, я оказался в маленьком и ухоженном садике, лицом к лицу с обитателями этого христианского приюта).

С другой стороны дороги — церковь и монастырь Святой Моники, построенные в 1627 году. В 1636 году они пережили пожар, и заново были отстроены через год. По преданию, после пожара и реконструкции, глаза деревянной статуи Иисуса открылись, а из тернового венка на голове закапала кровь. Сейчас в церкви проводится реставрация, поэтому мы смогли разглядеть только строительные леса и отдельные детали декора, не укрытые пленкой. В пристройке церкви расположен музей Христианского искусства с не очень богатой, но достаточно любопытной экспозицией христианских реликвий, многие из которых изготовлены были на гоанской земле.

От монастыря Св. Моники мы поднялись по дороге еще чуть выше и заглянули в безлюдный дворик часовни Св. Антония. Часовня оказалась на замке, наш исследовательский энтузиазм угас, а силы исчерпаны.

От Святого холма (так еще называют холм с руинами церкви Св. Августина) мимо стоянки такси и базилики Милосердного Иисуса направляемся к железнодорожной станции Кармали. Тут у билетных касс выяснилось, что поезд, следующий через Кармали, и останавливающийся в Канаконе, тоже всего один (хотя, можно было догадаться об этом и в Канаконе), а мы на него опоздали. Делать нечего — берем такси.

Подводя итог, замечу: экскурсию в Старое Гоа лучше совместить с визитом в Панаджи. Главный аргумент — разнообразить впечатления, осмотр десятка католических храмов в одном месте и за один раз — утомителен. Другой мотив – возможно, из Панаджи ходит больше поездов. А если говорить совсем начистоту, если экскурсия не для галочки – мол, были в Старом Гоа, то туристам с дальних пляжей, как мы из Палолема, достаточно экскурсии в Маргао, например. Мы несколько раз проезжали на машине через Маргао, и я успел заметить (а плотный трафик в центре города позволил это) множество интересных архитектурных объектов. Это и старинные виллы португальцев, и множество католических храмов, которые соседствуют с индуистскими, а главное – это живой город.

Даже сегодня величие Старого Гоа не уменьшилось, а множество захватывающих дух ориентиров и привлекательных архитектурных сооружений способны очаровать даже видавших многое любителей истории. Большинство зданий и достопримечательностей Старого Гоа были хорошо сохранены, что привело к присвоению этому району статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лучший способ исследовать Старый Гоа это пешая прогулка, так как район на самом деле небольшой. Он расположен в довольно удобном месте, недалеко от большинства пляжей штата Гоа.

На этой странице:
1. Расположение на карте
2. Как добраться
3. История
4. Достопримечательности
4.1. Церковь Святого Кайетана
4.2. Часовня Богоматери на горе
4.3. Архитектура
4.4. Мероприятия
4.5. Арка Викероя
4.6. Базилика Бом-Иисуса
4.7. Кафедральный собор Се
4.8. Руины святого Августина
4.9. Археологический музей

Старый Гоа на карте

Основанный португальским исследователем Альфоносо-де-Альбукерке в 1510 году Гоа-Велья или Старый Гоа стал столицей обширной империи, разделяющей те же гражданские привилегии, что и Лиссабон. Это удивительное место находится на берегу реки Мандови, примерно в 9 км от столицы Гоа, Панаджи. Отметим, что до основания здесь города на месте Старого Гоа уже было небольшое поселение.
Старый Гоа - историческая часть Гоа, которая находилась под властью португальцев в течение 450 лет. Лучшее время для посещения этого района - период с октября по май. С декабря по февраль здесь может быть особенно много народу.
Основные достопримечательности области включают: церковь святого Франциска Ассизского, Базилику Божьей Матери, монастырь Святой Моники, мавзолей Фрэнсиса Ксавьера, Кафедральный собор, археологический музей, церковь и монастырь Святого Иоанна Богослова и другие старые памятники.

Как добраться до Старого Гоа

Если вы хотите приехать сюда из другого региона Индии, то можете добраться по воздуху или по железной дороге. Железнодорожная станция Васко-да-Гама соединена с крупнейшими городами Индии.
Для того чтобы доехать до Старого Гоа из других районов штата, можно воспользоваться такси или автобусами. Конечно, если вы планируете брать в аренду байк, то можете поехать на нем. Для этого достаточно знать, где находится этот район.

История Старого Гоа

Было бы неправильно говорить, что Старый Гоа сегодня - это просто тень того, что было в прошлом. Старый Гоа охватывал обширную территорию и имел население 200000 человек, что в два раза больше, чем население сегодняшней столицы Панаджи. Город также назывался "Римом Востока".
Как будто проклятый с момента его основания город страдал от вспышек смертельных болезней, таких как холера, малярия, чума. Экономический спад в торговой деятельности также привел к сокращению инфраструктуры.
Старый Гоа был основан Султанатом Биджапуром в 15 веке в качестве порта на берегу реки Мандови. Он использовался порт во времена правления Кадамбы и Империи Виджаянагар. Это также место, куда зашел Афонс-де-Альбукерке после его завоевания 17 февраля 1510 года. Впервые с того момента, как Александр ушел из Индии в 326 году до н.э., индийская территория оказалась под европейским контролем.
30 мая 1510 года город был отбит Султанатом Биджапур, что заставило Альбукерке отступить в море. Из-за начала муссонов Альбукерке не смог отправить свои корабли в плавание, поэтому должен был провести весь сезон дождей на якоре за пределами города, на достаточном расстоянии от орудий противника.
В августе 1510 года Альбукерке, наконец, смог отправиться домой, чтобы вернуться через три месяца с более сильным флотом. Он отвоевал город, победив силы Султаната Биджапура и их османских союзников 25 ноября 1510 года. После этого последовало массовое убийство мусульманского населения.
Поскольку город был взят в день Святой Екатерины, в ее честь была построена церковь. Месторасположение церкви также является важным пунктом битвы и тем местом, откуда Афонс-де-Альбукерке вошел в город.
Старый Гоа вскоре стал столицей португальской колонии (ранее он служил второй столицей Султаната Биджапур). По мере того, как португальцы доминировали в торговле в Аравийском море, этот город процветал. В этом районе было построено много красивых зданий, настолько красивых, что даже европейские гости были в восторге.
В 1543 году в Гоа-Велью пришла холера, так как примитивные канализационные системы не смогли справиться с растущим населением. Проблема была вызвана просачиванием через пористую почву отходов, загрязнявших систему водоснабжения. Малярия еще больше увеличила численность погибших.
В середине 17 века начался экономический спад, из-за которого инфраструктура города начала рушиться. В 17-м веке население города, которое когда-то превышало 200000 жителей, было сокращено до 20000 человек. Снижение население и ухудшение инфраструктуры продолжилось, и в 1684 году были выдвинуты предложения о переносе столицы. Мормугао был выбран в качестве места для основания новой столицы, и здесь даже началось строительство, которое позже было приостановлено, а потом и вовсе заброшено. В конце концов, королевским указом столицей португальского Гоа в 1843 году был объявлен город Панаджи.
После того, как столица была перенесена в Панаджи, Гоа-Велья продолжал уменьшаться, и в какой-то момент население сократилось до 2000 человек. В основном сокращение населения было вызвано смертельными заболеваниями, охватившими город, что сделало его опасным местом для жизни.
Поскольку многие здания были либо снесены, либо заброшены, пустынный район медленно покрылся лесом. Сегодня почти ничего не осталось из славного прошлого этого города. Но все, что осталось сегодня, находится под защитой ЮНЕСКО.

Достопримечательности Старого Гоа

Хотя многие отдыхающие приезжают в Гоа, чтобы исследовать длинное и красивое побережье штата, здесь есть много интересных в плане культуры и истории районов. Одним из лучших мест для знакомства с интересной историей региона является Старый Гоа, который демонстрирует прошлое богатство, которое было здесь в португальскую колониальную эпоху.
В XVI веке Старый Гоа назывался "Римом Востока", что ясно говорит о его былом величии и значительном положении в Азии. Сегодня многие из сокровищ того города находятся в руинах, а Старый Гоа включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь вы можете увидеть некоторыми хорошо сохранившиеся здания и достопримечательности, которые перенесут вас в ушедшую эпоху.

Церковь Святого Кайетана

Этот собор находится в полукилометре к северо-востоку от Кафедрального собора в Старом Гоа. Построенная в 1655 году церковь первоначально называлась Церковью Богоматери Божественного Провидения, поскольку главный алтарь был посвящен ей. Позже итальянский католический священник и религиозный реформатор, Кайетан, был признан святым в католической церкви, а его днем было объявлено 7 августа.
Поскольку святой Кайетан был соучредителем Театского ордена, современника святого Франциска Ксавье, церковь была названа в его честь. Ему был посвящен один из алтарей на правой стороне входа.
Церковь имеет большой купол с латинскими надписями из Евангелия от Матфея на внутренней стороне. Фасад церкви создан в коринфском стиле и имеет четыре гранитных статуи святых Петра, Павла, Иоанна Евангелиста и Матфея. В церкви есть семь алтарей, а главный алтарь посвящен Богоматери Провидения.
Строительство церкви осуществлялось под руководством итальянских архитекторов Карло Феррарини и Франческо Марии Милаццо. Фасад этой прекрасной церкви, как говорят, был смоделирован по проекту базилики Святого Петра в Риме. Построенный из латеритного камня и оштукатуренный известью собор имеет внешний вид и интерьер в коринфском стиле, а сложная резьба по алтарям внутри сделана в стиле барокко. Грандиозный фасад церкви дополняют две башни с обеих сторон, которые служат колокольнями. Есть коринфские колонны и пилястры, поддерживающие фронтон, и четыре ниши, в которых хранятся статуи апостолов.
Если вы войдете в церковь, то с левой стороны увидите три алтаря, посвященные Святой семье, Богоматери Благочестия и Святому Клэр. Справа располагаются алтари Святого Иоанна, Святого Кайетана и Святого Агнеса. Самый большой алтарь на правой стороне церкви посвящен Богоматери Провидения. У алтарей также есть картины итальянской школы на холсте, некоторые из которых изображают сцены из жизни святого Кайетана. В нишах по бокам свода имеются деревянные статуи святых.
Под куполом на поднятой квадратной платформе находится колодец, который в настоящее время покрыт. Присутствие колодца привело к убеждению, что на месте когда-то был индуистский храм. Кладбище под алтарем было в 1842 году превращено в хранилище для тел мертвых португальских солдат, прежде чем их отправляли в Лиссабон.
Здание, в котором расположен Театский монастырь возле церкви, в настоящее время является местом епархиального пасторального центра. На территории церкви находятся остатки дверного проема, который когда-то был входом в исламский дворец, принадлежащий Адиль-Шаху, правителю Гоа до того момента, как португальцы взяли область под свой контроль.
Церковь Святого Кайетана - прекрасная работа архитекторов и является обязательным местом для посещения для всех и каждого.

Часовня Богоматери на горе

На холме, высоко над бывшей столицей Гоа во время португальского режима, стоит красивая часовня. Она известна как Часовня Богоматери на горе или Капела-да-Носса Сеньора-ду-Монте на португальском языке.
Часовня Богоматери на горе имеет очень интересную историю. Она была построен Альфонсо-де-Альбукерке после его победы над мусульманским правителем Гоа Адиль-Шахом в 1510 году. Из-за ее уединенного расположения часовня часто остается упущенной из виду. Она была реконструирована дважды и отреставрирована в 2001 году и теперь находится в первозданном состоянии.
Альфонсо-де-Альбукерке впервые начал атаку на армию Адиль-Шаха, чтобы овладеть Гоа, в марте 1510 года. Его попытки были сорваны. Вторую атаку он начал 25 ноября 1510 года, и она завершилась успехом. Альфонсо осознал важность высокого холма и его стратегического расположение. Часовня Богоматери на горе была построена спустя много лет после завоевания Гоа, чтобы отметить место, где армия Адиль-Шаха заняла свою позицию. Старый храм уступил место церкви. Португальский археологический комитет разместил надпись на мраморе в 1931 году: "Здесь магометанская артиллерия стояла против Альфонсо-де-Альбукерке в мае 1510 года".

Архитектура

Построенная в стиле маньериста и имеющая длину 33 метров и ширину 14 метров структура имеет довольно большие размеры для часовни. Стены ее имеют толщину 2,7 метра и поддерживают крышу из плитки Мангалора. Часовня состоит из трех секций. Секция первого этажа имеет входы с окнами, увенчанными треугольными фронтонами на верхней части.
На протяжении многих лет в часовню было внесено множество дополнений, самой ранней из которых является двухэтажная лоджия, прикрепленная к северной стене. Некоторые расширения были также проведены на северо-восточной стене и восточном фасаде, который находится за алтарем.
В часовне есть три алтаря. Главный алтарь имеет в центре изображение Богоматери на горе, где находится ребенок Иисус. Над ним изображена коронация Девы Марии, а внизу - изображение Богоматери Успения.

Мероприятия

Обычно часовня не открыта для публики ни по какому событию. Для проведения здесь свадьбы требуется специальное разрешение из дворца епископа. Каждый год в часовне проводится фестиваль музыки, который направлен на интеграцию индийской и западной форм классической музыки. Люди приезжают сюда из разных стран мира, чтобы принять участие в фестивале, а также стать его свидетелем. Это поистине потрясающий праздник для глаз и ушей всех любителей музыки.
В заключение хотелось бы сказать, что ранее до этой часовни можно было добраться, поднявшись по ступенькам на одной из сторон холма, но теперь есть дорога, ведущая к ней. Полиция также проявляет бдительность в отношении людей, посещающих часовню, поскольку в темное время суток это, вероятно, не самое безопасное место в Гоа.

Арка Викероя

Эта арка была построена в память о Васко да Гаме в 1597 году его великим сыном Франсиско да Гамой после того, как он стал наместником. При португальском правительстве имело место церемониальное значение. Каждый губернатор, который отвечал за Гоа, должен был пройти через арку.
Арка Викероя построена с использованием красного латеритного камня. На ее входе стоит статуя Васко да Гамы, смотрящего на реку Мандови. Он был первым европейцем, который обогнул мыс Доброй Надежды, чтобы добраться до Индии.
Надпись внутри арки описывает причины ее строительства. Еще одна украшенная плита отмечает независимость Португалии от испанского короля в 1640 году. Надпись на ней переводится: "Законный и истинный король Дом Жоао IV, реставратор португальской свободы".
На задней стороне арки находится статуя дамы. На ней есть корона и длинный украшенный халат. Она держит меч в одной руке и открытую книгу в другой и смотрит вперед. Под ее ногами лежит фигура человека в таком же украшенном халате, тапочках и тюрбане, что подтверждает его высокий ранг. Голова этого человека подперта локтем. Считается, что статуя имеет символическую ценность.
Арка Викероя была местом, где новому вице-королю вручали ключи от города Старого Гоа. Структура потеряла свое торжественное значение, когда столица Гоа была перенесена в Панаджи в 1843 году.

Базилика Бом-Иисуса

Эта Базилика славится тем, что хранит останки святого Франциска Ксавье и считается лучшим примером архитектуры барокко в штате. Базилика была построена в 1605 году и сегодня является одной из самых популярных достопримечательностей в Гоа.

Кафедральный собор Се

Он является крупнейшим собором во всей Азии и одним из самых знаменитых религиозных зданий в Индии. Конечно, это одна из самых увлекательных достопримечательностей в Старом Гоа. Построенный в 1563 году собор имеет одну из самых известных особенностей - большой колокол, известный как "Золотой колокол". Это самый большой колокол в Гоа, и он также признан одним из лучших колоколов в мире благодаря своему богатому тону.

Руины святого Августина

Рассыпающиеся останки церкви Святого Августина, возможно, служат прекрасной метафорой для падшей эпохи португальской колонизации. Все, что осталось от старой церкви, - это башня высотой 46 метров, которая когда-то была колокольней данного строения. Церковь была построена в начале 1600-х годов. Вскоре она была заброшена и постепенно разрушилась в период между 1842 и 1938 годами. Колокол церкви, однако, все еще сохранился, но он находится в церкви Богоматери Непорочного Зачатия в Панаджи.

Археологический музей

Археологический музей и портретная галерея превратились в место, где каждый желающий может получить широкое представление об археологической и художественной истории Гоа. Многие артефакты, скульптуры и предметы из португальского владычества являются одними из самых интригующих экспонатов музея, который имеет восемь галерей и охватывает даже доисторическую эпоху.

Адрес: Панаджи, Индия. Как добраться: Старый Гоа находится в 9 км от Панаджи, оттуда легко добраться на автобусе или такси.

Старый Гоа - музей под открытым небом

Гоа - жемчужина индийского побережья, обласканного солнцем. Крошечный штат, благословенный богами, где воды Аравийского моря сливаются на горизонте с безоблачным небом, а легкий ветерок шаловливо играет с ветвями стройных пальм и густых мангровых зарослей - изумительно красив. Как только не называли его прежнюю столицу: Восточный Рим, маленький Лиссабон, миниатюрный Амстердам. Современники зовут ее городом храмов за их множество. Безмолвными свидетелями драматичного и, несомненно, богатого прошлого застыли на улицах святыни - магнит для туристов и паломников.

Вехи истории

Сложно представить, но на фантастически красочном кусочке плодородной земли поселенцы появились впервые в эпоху неолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Каджур и Усгалималь. Около 200-го г. до н. э. взморьем владела династия Маурьев, достигшая расцвета при императоре Ашоке, правившем 50 лет. После его кончины не одно поколение правителей боролось за право контроля над гоанской территорией. Шли годы, миновали века, рождались и умирали империи. В XIV ст. Гоа попал под власть Делийского султаната. Несметные богатства края привлекали внимание многих заморских гостей. Кстати, первый европеец, посетивший Индию, был тверской купец Афанасий Никитин (1471 - 1474 гг.), оставивший после себя рукописный труд в форме путевых записей "Хождение за три моря". Ему воздвигли памятник в Ревданде (2002 г.). Приблизительно через 20 с лишним лет после русского путешественника до Индостана добрался легендарный мореплаватель Васко да Гама. После чего португальцы, разгромив войско султана Юсуфа Адиль-Шаха, превратили лакомое прибрежье, приносившее баснословную прибыль, в свою колонию. Корабли, груженные доверху невесомым шелком, фарфором, слоновой костью, драгоценностями и, конечно же, специями, отчаливали от пристаней.
Old Goa объявили духовной метрополией. Для насаждения христианства сюда хлынул поток миссионеров. Вначале иноверцев просвещали убедительными доводами, ласковыми, вовремя произнесенными речами. Больше всех преуспел прибывший неутомимый проповедник Франциск Ксаверий (1542 г.). Все же местные жители обращались в чужую веру неохотно, поодиночке. Полномочный посол Ватикана попросил Иоанна III (Папу Римского) срочно ввести инквизицию для искоренения ереси. Усилия увенчались успехом. На площади запылали инквизиторские костры, куда бросали еретиков. Признавшихся в греховности перед сожжением "милосердные" палачи душили, облегчая их муки.
Запрещалось свершать национальные свадебные обычаи, носить традиционную одежду, завязывать нити, указывающие на принадлежность к касте. Детишек крестили насильно, без согласия родителей, сирот определяли в колледж, воспитывая в христианском духе. Разрушили более 500 индуистских святилищ. К XVII в. сменили веру 175 тыс. гоанцев, преимущественно бедняков. К концу того же столетия обрушилась беда, принеся разорение. Страшные эпидемии малярии потом холеры собирали немалую жатву. Перепуганные люди массово бежали, покидая родные жилища. Мор вынудил администрацию заняться строительством нового городка, отдаленного от болот, кишащими комарами - переносчиками болезней. Так родился стольный град Панаджи. Свобода от европейцев-колонизаторов наступила 30 мая 1987 г., когда регион официально провозгласили 25-ым штатом Индии.

Сегодняшний день

Португальское господство не минуло бесследно: сейчас 40% населения - католики, причем истинно преданные. Словно в калейдоскопе колоритно перемешались здесь индийские и европейские культуры. Нередко возле домов - кресты, статуи Богородицы. Удивляет внешний облик горожан, в чьей крови слились воедино изящество Востока и открытость Запада. Многие католички предпочитают носить современные стильные западные наряды. Замужние женщины заменили алые полоски в проборе прически (синдур-дана) обручальными колечками. Напоминающие о былых временах сакральные архитектурные шедевры - визитная карточка старого Goa.

Кафедральный собор С Е

Сердце наполняется благоговейным трепетом, глядя на столь величественное белоснежное сооружение, выстроенное с невообразимым размахом. Его считают наибольшей католической святыней в Юго-Восточной Азии (76х55 м). В честь Св. Екатерины возвели не зря. В марте 1510 г. знаменитый воевода Афонсу ди Албукерки, прорвав оборону мусульманской армии, ворвался в город. Но торжествовать было рано. Защитники стояли насмерть и уже через пару месяцев вытеснили неприятеля. Окончательная победа чужестранцам досталась нелегко, лишь после повторного ожесточенного штурма удалось захватить цитадель. Знаменательное событие совпало с празднованием памяти Св. Катерины (25 ноября). Решив, что это - знамение свыше, приняли решение построить храм, посвятив его великомученице. Костел, выросший из камня и соломы с глиной, выглядел весьма скромно.
В 1562 г. вместо него дон Франсишку Коутинью (вице-король Индии) велел построить намного грандиознее здание, призванное олицетворять непобедимое могущество колонизаторов, господствующих на территории от Атлантического до Тихого океана. После освящения (1640 г.) его достраивали на протяжении 12-ти лет.
Асимметричность фасадной части за счет одной 33-метровой башни производит странное впечатление. Непроизвольно возникает вопрос: "А где вторая?" Оказывается, она рухнула от попавшего грозового разряда (1776 г.). Восстанавливать не стали, постройка приобрела оригинальный асимметричный вид. Резные детали, витражные стрельчатые окна подчеркивают вертикаль.
На колокольне - "золотой колокол", отлитый в Кандолиме (1652 г.), нареченный так за великолепнейшее звучание. Он все еще звучен и по-прежнему громок. Когда-то раздававшийся мелодичный перезвон, слышимый на расстоянии 14 км, пугал индусов неимоверно, оповещая о начале публичной казни, проводимой прямо пред фасадом на рыночной площади, где зловеще полыхал огонь, стояли орудия пыток, ожидая очередных жертв.
Сейчас здесь радуют взор благоухающие цветы, растущие посреди сочной зеленой травы, кустарники, раскидистые кроны деревьев-долгожителей, под которыми мог бы укрыться целый супермаркет. Пред входом расположена прославленная восьмигранная купель, где проводился обряд крещения новообращенных. Напротив ворот возвышается на постаменте фигура Иисуса, раскрывшего объятия всему человечеству.
Над порталом - пятиконечная звезда, символ Рождества Христова. Внутреннее убранство, выполненное в античном стиле, смотрится роскошно. Вызывают чувство восторга высокий свод, ровные ряды колонн, украшенных вверху орнаментом из листьев аканта, похожих на медвежьи лапы. Восемь арочных капелл заполняют пространство центрального нефа. Главный позолоченный алтарь (всего 15) предназначен Екатерине. На шести панелях показаны сценки ее земного жития. По бокам - изображения праведников Петра и Павла. Рядышком - орган, датируемый XVIII в.
Самая ценная реликвия - чудотворный крест, помогающий избавиться от разных заболеваний. Как гласит легенда, его вырезал из дерева набожный пастух, установив на горе Боа-Вишта. В феврале 23 числа 1619 г. на распятии случилось явление Господа, после чего оно выросло в точности до голгофского. Пришлось расширять дверной проем, чтоб внести его. В специально приготовленном футляре, где поместили ценность, сбоку проделали небольшое отверстие, позволяющее проникнуть руке. Прикоснувшись, надо загадать желание, доброе непременно сбудется.
До сих пор здесь ведутся службы, собирающие толпы прихожан. В полу, стенах - захоронения священнослужителей и высокопоставленных знатных особ, на что указывают таблички с надписями. Живые и мертвые предстают пред Всевышним вместе. Одни воздают ему хвалу молитвой, другие спят вечным сном по соседству.

Сокровища археологического музея

Он разместился недалече, в бывшем монастыре францисканцев. У основного портала - вылитая из бронзы скульптура адмиралу Афонсу, достигающая вышины 3, 6 м. Выдающемуся воину при жизни дали прозвище "Португальский Марс". Здесь прописалось бронзовое изваяние лиссабонского лирика Луиса де Камоэнса, умершего 56-летним. Его именем назван кратер на Меркурии.
Взирает на пришедших с портрета Васко да Гама. Особый интерес у посетителей вызывает макет флагманского судна с поэтическим названием "Сан-Габриэль", на котором бесстрашный навигатор достиг "страны пряностей". Статуи индуистских божеств, лингам Шивы, старинные свитки, манускрипты, барельефы, морские карты, выставка оружий представлена на суд зрителей.
Верхний этаж занимает портретная галерея, где можно познакомиться с губернаторами и вице-королями Португалии. Разглядывая различные лица, написанные художниками под влиянием талантливых мастеров Италии, как бы соприкасаешься с историческими моментами, наполненными захватывающими приключениями и невероятной жестокостью при открытии загадочных неведанных земель.

Базилика Бом-Джесус

Пожалуй, не отыскать во всем государстве более намоленного, энергетически сильного места, чем находящееся через дорогу крестообразное в плане здание (56х17х19 м) в стиле барокко, известное всему римско-католическому миру. Возведение велось по проекту флорентийского архитектора, скульптора Джованни Баттиста Фоджини. В качестве стройматериала выбрали гранит и довольно распространенный для тропиков красный латерит. Строительные работы, стартовавшие в 1594 г., завершились в рекордные сроки, спустя 11 лет. Освятил церковь архиепископ Алексий де Менезес (май 1605 г.). Название ее означает в переводе "Благой Иисус".
Прорезанный шестью окошками фасад разделен на 3 яруса, имеет три двери. Декором служат колонны дорического, коринфского и ионического ордеров - классические элементы архитектуры Древней Греции.
Внутри царят умиротворение и покой. Интерьер поражает утонченной изысканностью. Пол, выложенный беломраморными плитами, инкрустирован полудрагоценными каменьями. Под хорами с правой стороны - алтарь Св. Антония, слева - деревянная фигура Ф. Ксавьера. У северной стенки - кенотафий благодетеля Херонимо Маскаренаса, погибшего в 1593 г. На завещанные им деньги производились работы. Напротив - резная кафедра с балдахином для ведения службы, разукрашенная обликами Сына Божьего, евангелистов, церковных учителей. В центральной части - барочный золоченый алтарь высотой 16 м, шириной 9, на возвышенности - очаровательный Божественный Младенец в неземном сиянии. За его спиной - трехметровое изваяние основоположника иезуитского Ордена Игнатия Лойолы. Взгляд заступника христианского учения обращен вверх, к солнечному медальону, где выгравирована аббревиатура "I H S" - монограмма иезуитов.
Миллионы верующих, даже из дальнего зарубежья, устремляются сюда с единственной целью: поклониться останкам Ксаверия, причисленного к лику блаженных (1622 г.). Падре Санто, как прозывали его, сумел направить на путь праведный сотни тысяч еретиков и язычников. Он грезил христианизировать Поднебесную, куда и отправился (сентябрь 1552 г.). Читая мессу на острове Шангчуан, потерял сознание. 48-летний апостольский нунций, недолго мучаясь лихорадкой, скончался 2 декабря этого же года. Верный прислужник Антонио, поместив покойного в сколоченный им гроб, заполнив известью, похоронил временно на чужбине.
Через два с половиной месяца, когда его перевозили на корабле, капитан приказал открыть надгробную крышку. Люди не верили глазам: тело превосходно сохранилось. По прибытию в Малакку, его перезахоронили в саване, как требовала тогдашняя традиция. В хрониках отмечено: свирепствующая на азиатском континенте чума прекратилась во время его похорон.
Доставленные в церковь мощи после 16 месяцев остались нетленными. Трое суток желающим разрешали к ним приближаться. Много чудес произошло. Казалось, сама смерть отнеслась с уважением к рыцарю-миссионеру, коего здешний люд считает покровителем.
Серебряный гроб установлен в усыпальнице из мрамора и яшмы. 10 лет над ней трудился ваятель Джованни Фоггини, получив в благодарность на вечное сохранение подушку, где некогда лежала голова Франциска. За длительный усердный труд щедро заплатил мастеру тосканский герцог Козимо III Медичи. Говорят, хрустальный колпак добавили после печального случая, когда прихожанка в порыве экстаза оторвала кусочек священной плоти. Единожды в десятилетие останки выносят на обозрение. Последний раз важное событие припало на 2014 г.

Церковь Св. Каэтана

Проходя по улице Ruo Direita, нельзя не задержаться возле снежной белизны чудо-здания, увенчанного двумя близнецами-башенками и огромнейшим куполом, видимым издалека. Оно единственное в своем роде. Появилось благодаря монахам-театинцам.
Основали орден К. Тиенский (заступник рожениц) из знатной дворянской семьи и архиерей Театинский, ставший в будущем понтификом Павлом четвертым. Их цель - через проведение реформ в среде духовенства спасти души человеческие. Священники, живя в обществе, должны были трудиться на пользу морального и религиозного совершенства, приняв строгие монашеские обеты: целомудрие, полное послушание, отказ от богатства. Их благородные деяния процветали в Европе, Америке, Персии.
Однажды по распоряжению Урбана VIII иноки приехали распространять истину Христа в Голконду, но их не пустили (1639 г.). Пораздумав, слуги божьи осели в гоанской местности. Решив возвести больницу, вновь столкнулись с препятствиями. Вице-губернатор категорически был против лечебницы, ультимативно потребовав немедленно убираться за пределы колонии. Один из братьев направился на аудиенцию к Его Высочеству Жуану IV с просьбой позволить продолжить начатое дело. Монарха настолько поразила решительная настойчивость пресвитера, что он согласился, а через пять лет дал добро на построение монастырской обители и церквушки. Так выросла красивейшая базилика, похожая на римский собор Петра не случайно: его и брали за образец (1661 г.). Вначале строение назвали в честь Богородицы Божественного Провидения, потом переименовали.
При входе, на порожке, написана фраза: Domus mea Domus Orationis, означающая в переводе с латыни "Дом мой - это дом молитвы". Во внутреннем убранстве гармонично соединились элементы причудливого барокко с изысканным рококо. На своде, пропускающем льющийся поток мягкого дневного света, - выдержка из Евангелия. Центральный алтарь предназначен Богоматери. Слева и справа - еще по три, расписанные растительными диковинными узорами, фигурками парящих ангелочков. Оформлением алтарных образов занимались выпускники итальянской школы живописи. В нишах - статуи святых.
Под нефом при раскопках обнаружили колодезь. Мнения о происхождении находки разделились. Одни исследователи утверждали, что зодчий умышленно предусмотрел водный источник, дабы муссонные ливневые дожди не подмывали фундамент. Другие указывали на находившееся там ранее языческое святилище. Родник - его частица.
Крипта - хранилище свинцовых гробов с забальзамированными телами иноземных чиновников. Отсюда их отправляли в последний путь на родину для погребения. Некоторые пробыли в склепе свыше 30 лет, пока уехали домой.
Среди ухоженного церковного сада застыл задумчиво на пьедестале каменный Каэтан, окруженный живой изгородью из подстриженных, как под линейку, кустов. На плечах - черная ряса, в руках - книга, четки. За ним виднеется семинария. Учебное заведение, готовящее пастырей, функционирует и ныне. В глубине видятся фрагменты королевских ворот, ведущих к некогда роскошному прекрасному дворцу, которого больше нет.

Это всего лишь маленькая крупица того, что можно здесь увидеть. XVIII век внес кардинальные изменения: правящие круги запретили любую миссионерскую деятельность. Культовые постройки опустели, паства разбежалась, кто куда, столица переехала. А жизнь продолжается, бьет ключом, и каждый в ней счастлив своим счастьем. Сегодня действующих храмов осталось единицы, большинство - немое напоминание о значимых фактах истории, канувших в вечность.

Старый Гоа от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Старом Гоа.

  • Горящие туры по всему миру

Старый Гоа известен также под именем Гоа-Велья. В те времена, когда в Индии господствовали португальцы, это была столица страны. Португальское владычество было довольно продолжительным, поэтому в городе осталось богатое наследие от этого народа.

В Старом Гоа сохранилась архитектура эпохи позднего средневековья, выдающейся красоты католические храмы, а также музеи, дворцы и усадьбы. А также именно здесь похоронен святой Франциск Ксаверий. Импнно он в свое время обратил местное население в христианскую веру.

Помимо культурного наследия, туристов ждут шикарные песчаные пляжи (в том числе, дикие), знаменитые гоанские вечеринки, рыбные ресторанчики на побережье, и все это - по довольно гуманным ценам.

Как добраться

Старый Гоа находится в 9 км от Панаджи . Оттуда легко добраться на автобусе или такси.

Старый Гоа

Развлечения и достопримечательности Старого Гоа

Большинство достопримечательностей Старого Гоа связано с эпохой португальского владычества. Здесь сохранились католические соборы эпохи позднего средневековья, дворцы, а также музеи.

Самая большая церковь в Индии - кафедральный собор святой Екатерины Александрийской в колониальном стиле (он же - собор Се). Этот храм был построен в 1510 г. в честь победы над мусульманами. Одна из его башен до сих пор разрушена, но это придает ему особую загадочность. В соборе Се хранится одна из главных реликвий в стране - купель Франциска Ксаверия, в которой он крестил местное население, обращая его в новую веру. Говорят, что эта купель обладает исцеляющей силой.

А вот мощи Франциска хранятся в другом храме - в базилике Бом-Джезус. Они тоже считаются святыми и целительными, так что паломничество в эти места не прекращается вот уже много лет.

Напротив собора святой Екатерины Александрийской располагается часовня святого Каэтана, которая примечательна скорее своей архитектурой: она является практически копией собора Святого Петра в Риме , а изнутри отделана в стиле барокко.

Из музеев в Старом Гоа интересен археологический музей, где собрана внушительная коллекция португальского оружия, предметов быта и искусства, а также статуи индийских богов, а также музей христианского искусства, экспозиция которого рассказывает об истории религиозных культов этих мест.

Одно из самых красивых зданий в городе - это Дворец архиепископа. Он расположен рядом с собором Се и был построен с ним примерно в одно и то же время. Это образец архитектуры «золотого века» колониального Гоа, а также единственное сохранившееся с тех времен светское здание.

Популярные отели Старого Гоа

  • Где остановиться: в роскошных отелях, демократичных гостиницах или бюджетных гестхаусах и бунгало одного из 9 пляжей курорта - любой турист непременно найдет здесь размещение по вкусу и кошельку. Курортные развлечения встретят на популярном Анджуне и в шумном Калангуте . В Морджим можно смело отправляться тем, кто владеет исключительно русским языком. Любителям уединения прямая дорога в Тираколь, Багу и Мандрем , а тем, кому подавай и того, и этого, стоит селиться в Синкуэриме,