Что строили в риме. Архитектура древнего рима и античные памятники вечного города

Глава «Строительные материалы, строительная техника, конструкции» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа - серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк - травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн (рис. 1). К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух (рис. 2).

В конце периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ стал употребляться белый мрамор, как местный, так и привозимый из Греции.

В строительном искусстве и приемах обработки камня известное влияние на римлян оказали этруски. Остатки древнейших римских построек выполнены из больших камней неправильной формы. Кроме полигональной рано была освоена и квадровая кладка. За период V-III вв. до н. э. римляне усовершенствовали строительную технику, разработав так называемую «нормальную» кладку из блоков в форме параллелепипеда разных размеров (в среднем 60X60X120 см). Применялось несколько способов этой кладки: из одних ложковых рядов блоков; из ложков с редкими тычками; из чередующихся рядов ложков и тычков, а также с соблюдением ритмического чередования в каждом ряду тьчков и ложков (рис. 3).

К III в. до н.э. под влиянием греков улучшилась обработка внешней стороны блоков и были разработаны различные способы рустовки. Для подъема и перемещения тяжелых каменных блоков на стройках применялись простейшие подъемные краны (рис. 4).

Помимо стоечно-балочной системы в конструкциях употреблялись ложная арка и ложный свод. К концу III в. до н.э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве.

Развитие римского бетона началось с применения известкового раствора в бутовой кладке. Подобный строительный прием в эллинистическое время был широко распространен. Отличие римского бетона от обычных известковых растворов заключается в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы - вулканические пески, названные по месту добычи (городу Поццуоли - древние Путеолы). Применение пуццолан вместо песка в строительном растворе было вызвано отсутствием хороших сортов песка в этой части Италии. Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали ему водонепроницаемость, прочность и способствовали его быстрому схватыванию. Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесаного камня. Размеры камней, закладываемых в бетон, постепенно уменьшались, смесь становилась все более однородной и бетон превращался таким образом в самостоятельный строительный материал, хотя облицовка наружных поверхностей камнем сохранялась. Первоначально поверхность стены состояла из небольших камней неправильной формы, связанных с ядром стены и друг с другом бетонным раствором. Это так называемая неправильная облицовка- инцерт (opus incertum). Постепенно появляется (с 90-х годов I в. до н.э.) тенденция придавать камням все более правильную форму и, наконец, с середины I в. до н.э. входит в употребление ретикулат - сетчатая кладка (opus reticulatum), при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывается небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а остроконечные концы погружены в бетонное ядро стены (рис. 5). Углы стен и притолоки проемов образовывались кладкой из крупных блоков. Образцы ранней бетонной техники дошли до нас в небольшом числе. Это объясняется тем, что первоначально бетон использовался главным образом не в монументальных постройках, а в жилищах и мелких сооружениях, для которых был нужен быстро получаемый и недорогой стеновой материал. Техника бетона имела еще и то преимущество, что она требовала гораздо меньшего числа квалифицированных строительных рабочих и позволяла широко применять труд рабов.

Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре древнего Востока, иногда встречались и в Греции (Приена, Пергам и др.). Вопрос о том, привнесены ли арочно-сводчатые конструкции в архитектуру Рима извне или самостоятельно изобретены римскими архитекторами, нельзя в настоящее время считать окончательно решенным.

Первое появление клинчатой арки в Риме относится к IV в. до н.э. В III-II вв. до н.э. число арочно-сводчатых конструкций возрастает, особенно увеличивается оно с конца II в. до н.э.

Соединение бетонной техники и арочносводчатых конструкций, давшее невиданные ранее возможности, оказало огромное влияние на развитие римского зодчества. Только с помощью подобной строительной техники можно было создать такие выдающиеся архитектурные сооружения, как римские акведуки, Колизей и Пантеон.

Первым из дошедших до нас монументальных сооружений в этом новом виде техники является портик Эмилиев, бывший огромным складом зерна в Эмпории (порт Рима вниз по течению Тибра). Здесь производились крупные торговые операции. Первоначально Эмпорий был простой разгрузочной площадью, а портик Эмилиев - временным сооружением. В 174 г. до н.э. было построено здание портика (рис. 6). Он представлял собой большое прямоугольное в плане, вытянутое вдоль набережной здание (487X60 м), разбитое внутри на 50 коротких поперечных нефов 49 рядами столбов. Здание ступенями поднималось от берегов Тибра, и каждый неф был перекрыт ступенчатым цилиндрическим сводом пролетом 8,3 м. На фасаде из тесаного туфа каждому нефу соответствовала секция, отделенная от соседних пилястрами. Каждый неф выражен на фасаде: внизу большим арочным пролетом, наверху двумя окнами меньшего размера также с полуциркульным завершением. Стены здания выполнены из серого бетона очень хорошего качества, поверхность их облицована инцертом; из прямоугольных блоков того же материала выполнены углы здания и клинчатые арки над дверными и оконными проемами. Портик Эмилиев был выдающимся памятником раннеримского строительного искусства.

Здесь впервые в здании столь грандиозного масштаба достигнуто слияние сводчато-арочного принципа конструкций с бетонной техникой. Столь развитая конструкдия указывает, вероятно, на долгую предшествующую эволюцию.

Назначению здания отвечала простота его форм. Повторение на фасаде одного стандартного элемента 50 раз придавало зданию- масштабность и подчеркивало утилитарность его назначения.

Подобные огромные по размерам сооружения осуществлялись в исключительно короткие сроки. Грандиозный Колизей был построен за пять лет, а акведуки длиной в 100 и более километров вместе с субструкциями и мостами «в местах пересечения ими речных долин римляне успевали возвести за два-три года (срок действия полномочии эдила - руководителя строительства, избиравшегося сенатом). Строительство обычно сдавалось с торгов и осуществлялось подрядчиками, которые были заинтересованы в наилучшей организации цела, умело сочетая труд огромной массы неквалифицированных рабов и небольшого числа опытных архитекторов-строителей. Поэтому при проектировании широко использовали типизацию основных элементов конструкций, кратность их размеров футу и модульность, что позволяло расчленить работу на одинаковые несложные операции. Организация труда на римских стройках была очень высока.

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata ) формировалась из нескольких слоев (итал. strato ) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры


Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов
  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano ), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр ).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura ). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte ), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera ). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.
Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo) .

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium .

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco . Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.


Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum) ; если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis) .

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.


Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.


Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной , основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum .


Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.


Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Храмы

В древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Колизей, вмещавший 50000 зрителей, предназначался он для гладиаторских боев.

Все же римляне строили храмы из уважения к богам. В целле римского храма, как в греческом храме, находилась статуя бога. Строгому дорическому стилю римляне предпочитали более изящный ионический и коринфский ордер, а также композитный ордер, в котором сочетаются элементы ионического и коринфского ордеров. Вдоль фасадов, кроме главного, не было отдельно стоящих колонн - стены были гладкими или украшены полуколоннами и пилястрами (пилястра - плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции ордерной колонны, но, в отличие от нее обычно лишённый энтазиса).

Некоторые небольшие римские храмы, например, Мэзон Карре в Ниме, превосходно сохранились благодаря своей прочной конструкции с цилиндрическим сводом. Интерьер таких небольших храмов был чрезвычайно простым: комната с гладкими стенами и кессонированным потолком, в центре возвышалась статуя бога, которому был посвящен храм.

Интерьеры больших храмов, ныне лежащих в руинах, значительно сложнее. Так, к примеру, в храме Венеры и Ромы в Риме (135 г. н.э.) было два зала; вдоль боковых стен шли ряды колонн, в промежутках между которыми располагались декоративные ниши; в каждом зале была перекрытая полукуполом апсида, по всей вероятности, в ней помещались статуи богов.

Самый известный римский храм - грандиозный и, к счастью, прекрасно сохранившийся храм всех богов Пантеон (ок. 118-128 гг. н.э.) Это ротонда диаметром 43,5 м, увенчанная куполом. Портик с фронтоном поддер-живают восемь колонн коринфского ордера. Два дополнительных ряда ко-лонн по четыре колонны в каждом фланкируют великолепный бронзовой портал (сохранились не только подлин-ные двери, но даже дверные петли). Стены толщиной 6,3 м расчленены глу-бокими нишами с коринфскими колон-нами, где когда-то стояли статуи богов. Общая высота храма равна его диамет-ру, при этом высота нижней части ци-линдра соответствует высоте купола. Внутри храма стены разделены на два яруса - нижний с коринфскими колоннами и пилястрами, и верхний с лож-ными окнами. На куполе пять рядов кессонов, уменьшающихся по направ-лению к центру купола. Единственным источником света является круглое ок-но в центре купола (окулюс). Купол сделан из бетона, его толщина у окулюса - 1,5 м, по направлению к основа-нию она увеличивается. Это необходи-мо для правильного распределения сил тяжести и распора. Стены из кирпича и бетона внутри и снаружи облицованы камнем. Грандиозное подкупольное пространство, богатство внутренней отделки, завораживающая игра солнеч-ных лучей, - проникая через круглое окно, они отражаются от блестящей поверхности мраморного пола - и не-обычный акустический эффект делают Пантеон одним из интереснейших па-мятников античной архитектуры.

По мере того как Римская империя расширялась, римские постройки ста-новились все более сложными и замы-словатыми. Римские культовые соору-жения такие, как храмы в Баальбеке, Ливан, и Пергаме, Турция, отличались сложными и богато украшенными ин-терьерами. Так, внутри храма Венеры в Баальбеке находится еще один храм меньшего размера.

Светские постройки

Римская базилика - основной тип в гражданской архитектуре Рима, оказавший огромное влияние на архи-тектуру последующих эпох. В базилике проходили судебные заседания, участ-ники которых собирались в централь-ном нефе (неф - вытянутое помеще-ние, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, называется так из-за сходства с корпусом корабля); судья восседал на возвышении в апсиде в торце здания. Боковые нефы, отде-ленные аркадой, сообщались с цент-ральным нефом. Боковые нефы имели высоту меньшую, чем высота централь-ного нефа, что позволяло делать ог-ромные окна. Каменные стены базили-ки поддерживали деревянную крышу.

Как известно, римляне унаследовали от греков многое. Однако любовь к роскоши стала в их интерьерах определяющей доминантой. Именно у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь. Это городской дворец, или просто дом (domus), затем - многоквартирный и многоэтажный городской жилой дом, имевший название «инсула», и, наконец, загородная вилла. Все те подлинные интерьеры, что мы можем видеть сегодня благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища - «domus». Их роскошь представляется невероятной даже по сегодняшним меркам. Упомянутые выше Помпеи стали кладезем знаний о быте древней культуры.

Вулканический пепел, образовавшийся во время извержения Везувия в 79 г. н. э., сохранял город в неприкосновенности на протяжении долгих веков. Здесь было гораздо больше великолепных, ухоженных домов, чем, к примеру, в городах средневековья и даже эпохи Возрождения. Улицы украшены фонтанами и другими искусно оформленными водоемами с источниками: вода лилась то из разинутой пасти животного, то, например, из опрокинутого сосуда с сидящим на нем петухом.

Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через, входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму - главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имплювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни). Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум. С течением времени из ниши, предназначенной для супружеского ложа, она эволюционировала в парадный кабинет хозяина. В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. По бокам таблинума находились триклинумы (столовые).

В богатых домах имелся ещё перистиль - дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями. Причем различались триклинумы летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих домах, был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах.

Как и у греков, у римлян были популярны настенные росписи которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных комнат. Технология римской настенной живописи была довольно сложной и многодельной. Предполагается, что после нанесения многослойной грунтовки, заключавшей в себе истолченный в порошок мрамор, роспись делали с помощью комбинирования пигментов, приготовленных на воске и яйце. Затем шла полировка шерстью, после чего шелковой кистью наносился расплавленный с растительным маслом пунический воск. Вслед за этим к стенам подносили раскаленные угли из чернильного ореха и снова разглаживали и полировали поверхность чистым полотном.

В римском атриуме находился очаг, посвященный богине Весте, хранительнице дома. В нишах часто помещали бюсты предков - для демонстрации гостям, которых принимали здесь же, в атриуме. Богатые дома могли иметь несколько атриумов и несколько перистилей. В доме существовали еще термы (бани) с бассейнами горячей (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды. Имелась система центрального отопления, которое осуществлялось за плату в городскую казну, и, конечно, знаменитый римский водопровод.

В то время как средиземноморский климат едва ли требовал дополнительного обогрева, кроме угольных жаровен, жители районов к северу от Рима нуждались в защите от зимних холодов. Еще дальше на север, там, где проходила стена Адриана, считавшаяся границей Римской империи, в Британии, римляне строили дома (виллы), которые дают нам возможность изучать существовавшую тогда систему отопления. Каменный пол был приподнят над землей на небольшую высоту с помощью подпорок из кирпича или камней. Под полом находился дымоход, соединенный с очагом. Когда в очаге зажигали огонь, дым выходил через подпол, одновременно отапливая дом; та же система применялась для обогрева римских терм. Пол нагревался до средней температуры. Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом. В I в. н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика. Она могла украшать и пол, и потолок, и даже колонны.

Убранство парадных помещений дополняли изделия из стекла и бронзы. Бронзовые треножники и курильни; канделябры в форме раскидистого дерева, фигуры человека или фантастических существ; дверные ручки-кольца с рельефным изображением Ме-дузы-Горгоны, отвращающей зло; сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, сфинксов и звериных лап составляли неотъемлемую часть быта. К главной части дома патриция примыкали хозяйственные постройки, располагавшиеся по незамкнутому прямоуголь-нику или полукругом. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Италийский тип дома имел внутренний дворик, окруженный колоннадой, украшенный фонтаном, статуями, цветниками с фонтанами, беседками, гротами и большим водоемом. Виллы отличались роскошным убранством, применением мрамора и ценных пород дерева. Стены украшались сложной живопи-сью, имитирующей колонны - так называемый архитектур-ный стиль. В то время уже были известны законы перспективы, поэтому в стенных росписях много «обманок» (картины в рамах, иллюзорная архитектура, предметы, которые кажутся настоящими).

Культура завоеванных народов влияет и на римс-кую орнаментику. Кроме традиционных симметричных ком-бинаций цветов и листьев, используются символические фи-гуры орлов, львов, сфинксов.

Мебель

Мебель создавалась по греческим образцам, но с более пышным орнаментом. Она изготавливалась из лучших пород дерева со вставками из слоновой кости или металла. Стулья и кресла символизировали общественное положение, а не были просто утилитарными предметами.

Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, сплетенную из ивовых прутьев. Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Кресла, например, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из золота и серебра. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора мозаичными досками на столах.

Вокруг обеденно-го стола обычно ставили три ложа. Мужчины возлежали на них («грековали»), а женщины сиде-ли на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были деревянными: либо на одной опоре - в виде колонны, либо на трех - в форме звериных лап. В атриуме находились мрамор-ные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась по-суда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки). За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце рес-публики в моду стали входить круглые столы, ложа стали де-лать полукруглой формы, и они, получили название «сигма». Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, ко-торая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украша-лась мозаикой или каменной инкрустацией. Стулья со спинкой назы-вались катедрой, а кресло домохозяина, так же как и импера-торский трон, называлось солиумом. Делалось оно с подло-котниками, имело высокие ножки, богато украшенная спин-ка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изыскан-но отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Подлокотники кресел изображали грифонов, сфинк-сов, львов и т. п. Вещи же хранились в сундуках.

Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрус-тацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помешалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки пря-моугольной или гнутой формы, или в виде лап животных. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики. В спальнях стояли малень-кие деревянные или бронзовые столики на трех ножках - для светильников.

Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы:

  • а) мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра;
  • б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах.

Кроме этих двух типов, существовала бронзовая мебель. Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации формы разными цветными кусочками).

Древние достопримечательности Рима можно оценить сегодня весьма неоднозначно. Внушительная арена, на которой не считался чересчур жестоким ни один вид пыток. Места поклонения, где часто почитали богов с помощью ритуальных жертвоприношений, которые сегодня нас шокируют. Дворцы для увеселений, в которых не только принималось сексуальное развращение, но даже поощрялось. Государство Древнего Рима привлекает интерес многих исследователей и любителей истории.

Кем были люди, создавшие в Риме столь грандиозные сооружения? Что заставляло их строить все более великие памятники и какой это было сделано ценой? Каковы были законы Ответы на эти вопросы весьма интересны, хотя нам и по сей день известно далеко не все. Древние достопримечательности Рима действительно впечатляют. Представим вам некоторые из них.

Колизей

Толпы людей привлекал на арену кровавый спектакль. Порой в римском Колизее были зрителями до 50 тысяч человек. Все они жаждали лицезреть сцены непередаваемого ужаса. Знать, священники, сенаторы, императоры, рабы, простые люди веселились, видя кровавые сцены.

Гладиаторы сражались друг с другом, надев тяжелую броню. Зачастую они забивали соперника до смерти. На арене натравляли друг на друга диких голодных зверей, выпускали их на сражение с человеком. Цель, которую преследовали участники данных противоборств, - разорвать друг друга в клочья. Некоторые особенности Древнего Рима сегодня нам непонятны.

Наполнение водой арены для представлений

На сцене использовались различные виды спецэффектов. Они включали наполнение водой арены для имитации морских сражений. Как же древним римлянам удавалось наполнять Колизей водой?

Все на самом деле довольно просто: из акведуков наполнялась система резервуаров. Они находились прямо над ареной, на склоне. Эти изобретательные древние римляне перекачивали вниз воду из акведуков, а затем по резервуарам в центр Колизея. Более сложный вопрос - как им удавалось затем откачать воду?

Считается, что древними римлянами была построена канализационная система. Однако на вопрос этот еще предстоит ответить исследователям, так как в Колизее совсем немного до сегодняшнего дня было проведено раскопок. Древние достопримечательности Рима еще недостаточно изучены.

Кровавые состязания

Основные римские мифы были частью спектакля. Причем чем они были ужаснее - тем лучше. Христиан и преступников зачастую брали на наиболее опасные роли.

В римском Колизее кровавые состязания преобладали с самого его открытия, которое произошло в 72 году н.э. Церемония открытия была устроена императором Титом. Продолжалась она 100 дней. Беспрецедентная резня произошла в день открытия: погибли около 5 тысяч животных.

Колизей - дар Веспасиана

Колизей - это дар римлянам от предшественника и отца Тита. Веспасиан, основатель династии Флавиев, начал править в 69 году н.э. Это время было критическим моментом в истории Рима. С тех пор, как империя была основана Августом, прошли сотни лет, и теперь ее будущее было весьма смутным.

Воцарился хаос, когда началась Четыре императора сменилось за один год. После этого управлявший Сирией Веспасиан захватил власть.

Являясь ловким дипломатом и героем, он легко приобрел поддержку Сената и был объявлен императором. После этого, подавив восстание на Рейне и еврейский бунт в Иерусалиме, он сосредоточился на внутренних проблемах.

Веспасиан за десятилетнее правление избавил казну от дефицита, оставленного его предшественником Нероном. Он также начал строить множество Самым грандиозным предприятием стал Колизей. Задумывался он как символ успеха и власти Веспасиана.

Строительство Колизея

Более 10 лет потребовалось для того, чтобы завершить строительство. Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавия. Множество разнорабочих и рабов были использованы для его сооружения. Некоторые строители являлись пленниками, которых захватил Веспасиан, выиграв иерусалимскую кампанию.

До сих пор имя архитектора, создавшего Колизей, неизвестно. Одной из наиболее удивительных особенностей данной достопримечательности является весьма сложная система, созданная для контроля за толпой. Амфитеатр первоначально имел 80 входов. Все они вели в определенные сектора. Места делились на ярусы.

Судьба Колизея

Последние игры, о которых известно из письменных источников, проводились в 6 веке нашей эры. Они завершили эти жестокие состязания, забавлявшие некогда кровожадных римлян. Колизей после этого в течение долгого времени не использовался. Он был частично разрушен, как и многие другие древние достопримечательности Рима. Страшное землетрясение произошло в 9 веке, в результате была уничтожена его большая часть.

Позднее Колизей стал использоваться в качестве каменоломни. Сдиралась богатая мраморная облицовка, которую стали употреблять при возведении церквей и дворцов. Все еще осталась нетронутой часть четырех уровней, первоначально существовавших. И по сей день Колизей является свидетельством как жестокости древних римлян, так и мастерства людей, построивших достопримечательности Древнего Рима. Он привлекает в Италию множество туристов.

Пантеон

Храмы древнего Рима впечатляют. Самый известный из них - Пантеон. В 30-е годы ХХ века Бенито Муссолини, итальянский диктатор, задумал оригинальную пропагандистскую кампанию. В частности, он проводил параллели между славой нового режима и величием, которым обладала империя Древнего Рима. Привело это к множеству археологических исследований и раскопок по всему государству. Из-за разлива Тибра на многих памятниках появились отложения земли, которые их полностью покрывали. из-за своей близости к реке был сильно поврежден. Построено это сооружение было примерно с 27 по 23 годы до н.э.

Архитектурный план, обнаруженный рабочими

Рабочие, углубившись на 6-7 метров в землю, обнаружили мостовую, которая была сделана из массивных блоков. Однако вскоре началась Вторая Мировая война, и на некоторое время об этом открытии забыли. Только спустя 20 лет, в 1964 году, римские специалисты вновь принялись изучать это место. Полноразмерный архитектурный план был высечен на мостовой. Очевидно, что двор служил мастерской для строительного объекта. Весь вопрос в том, для какого.

Не соответствовал проекту ни один из существующих памятников. Один из специалистов в 1992 году разгадал загадку. Похоже, что планы эти были созданы для Пантеона. Точно совпадали многие части сооружения, но не все.

Первый Пантеон

Пантеон - это знаменитый храм, который был построен в честь императора, а также для поклонения богам Рима. То, что мы видим сейчас - это не первый Пантеон. Храм первоначально был задумкой Марка Агриппы, властного римского генерала. Началось строительство в 27 году до нашей эры, а завершено было через два года. Однако в 64 году н.э. большой пожар уничтожил Пантеон.

Перестройка Пантеона

После этого, в 118 году н.э., началась перестройка, которой руководил Он был архитектором-любителем, который участвовал во многих строительных проектах Рима.

Пантеон был построен после 10 лет работ. Адриан посвятил сооружение его первому строителю. Именно поэтому на фасаде виднеется имя Марка Агриппы.

В Пантеоне примечательна огромная ротонда, сделанная из кирпича и камня, а также свод, который образует купол. Пантеон - квадратное сооружение, 43 метра в высоту и ширину. Стены его 7,5 метров толщиной, а каждая из бронзовых дверей весит по 20 тонн.

Там, где сейчас находятся росписи на библейские мотивы, раньше стояли мраморные статуи богов Рима.

Термы Каракаллы

Достопримечательности Древнего Рима включают также термы Каракаллы. Эти античные бани похожи на современные оздоровительные центры. Они являются крупнейшими и самыми богато украшенными из всех общественных бань, возводившихся в Древнем Риме. Строительство их начал Септимий Север в 206 году н.э. А завершено строительство было в 216 году. Открыл сын Септимия.

Украшения терм, их использование

Эти постройки Древнего Рима были украшены действительно богато: стены, облицованные мрамором, мозаичный пол, лепные потолки.

Занимали термы большую и красиво украшенную территорию, использовавшуюся как гимнастический зал. Здесь мужчины занимались спортом: метали копье, диск, боксировали. Вход в бани даже для рабов был свободным. Изначально женщины и мужчины мылись вместе, но в начале ІІ века Адриан запретил это.

Вторжение готов, уничтожение терм

Эти постройки Древнего Рима продолжали использоваться вплоть до 535 года н.э. В это время вторглись готы, которые разломали акведук. Та же судьба постигла термы Каракаллы, как и многие другие памятники Древнего Рима. Они были частично уничтожены. Требовавшиеся на их ремонт большие суммы исчезли, когда империя рухнула, исчез привычный для жителей окружающий мир. Древний Рим уходил в прошлое.

В Средние века мрамор и бронза сдирались со стен, а украшавшие термы прекрасные скульптуры оказались в коллекциях римских Пап и аристократии.

Форум

От величественного Римского форума сохранилось не многое. Он был центром жизни Рима. Появился Форум в IV веке до н.э. На его месте в наши дни сохранились лишь фрагменты некоторых памятников, множество опрокинутых камней и пара сводов. Отметим сразу, что примыкают к Римскому форуму императорские форумы, которые не являются частью Римского, хотя схожи с ним и по назначению, и по названию.

Реконструирование форума Августом

Строительство форума было случайным. Систематического плана не существовало. Поэтому форуму не доставало гармонии. Во времена Августа он был полностью реконструирован. Этот император убрал большинство сооружений, при этом вымостив и расширив территорию. Сейчас то, как форум выглядел в период республики, является загадкой. Многие постройки были деревянными, поэтому были снесены или уничтожены. Август для строительства использовал лишь камень и цемент.

Весталки

Храмы Древнего Рима на форуме включают храм, посвященный Это была для римского народа одна из самых важных и древних богинь. Связывали ее с сердцем, а также с огнем. Считалось, что огонь этот представлял духовную силу всей страны. Служили ей жрицы, которые следили, чтобы огонь не погас. Они всегда должны были оставаться девственницами, в противном случае их ожидала казнь. Весталки жили рядом с храмом. Выбирались они из аристократических семей в возрасте от 6 до 10 лет. 30 лет они должны были служить при храме. После окончания службы этим женщинам, таким образом, было как минимум 36 лет. Многим они казались слишком старыми, чтобы на них жениться. Большинство весталок оставалось до конца жизни жрицами.

Намного превзошла по величию, функционализму и масштабу созданные греками образцы. Важную роль здесь сыграло отчасти изобретение хорошего цемента. Но не менее важным было самолюбие императоров, старавшихся на протяжении веков превзойти своих предшественников, возводя все более величественные, грандиозные и богато украшенные памятники.