Дмитриевский собор во Владимире: история и описание. Дмитриевский собор во Владимире — белокаменная поэма

Адрес: Владимирская обл., г.Владимир, ул. Б.Московская, 60

Собор святого Димитрия Солунского был построен примерно в 1194-1197 годах князем Всеволодом Большое Гнездо. В крещении князь принял имя Димитрия, этим и объясняется посвящение нового собора его небесному покровителю. О том, что строителем собора является князь Всеволод, известно только из одного документа – его некролога («Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя»). К постройке храма сюда была перевезена из самих Фессалоник редчайшая святыня – гробовая доска мученика Димитрия и часть его сорочки. По преданиям, у этих святынь происходили многочисленные исцеления.

Четырехстолпный крестово-купольный храм строился как домовая княжеская церковь на территории детинца, поэтому площадь его невелика. Но, призванный демонстрировать величие и мощь княжеской власти (а князь Всеволод в это время был очень силен), храм до сих пор поражает воображение своими изящными пропорциями и необыкновенной красоты убранством. Знаменитая каменная резьба, покрывающая стены Дмитриевского собора, размещена в верхней части стен. Нижняя часть – строго-ровная, прорезаемая только лопатками и пышными перспективными порталами. Зато в верхней половине – изобилие великолепных сюжетных картин, вырезанных из камня. В отличие от утраченных сюжетов на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском , здесь все сохранилось согласно замыслу зодчих и резчиков. Аркатурные пояса, идущие вдоль всех стен и полукружий апсид, наполнены мелкими изображениями святых, растений, животных и чудовищ. Колонки «подпираются» маскаронами и животными. А в полукружиях закомар расположились настоящие картины: иллюстрации псалмов Давида, в центре которых находится фигура самого царя-псалмопевца, картина «Вознесение Александра Македонского», а также сцену, участниками которой явились сам храмоздатель князь Всеволод с новорожденным сыном Дмитрием и окружающие их остальные его сыновья.

В соборе сохранились древние фрески, ровесники самого здания. Они были обнаружены под позднейшими росписями в арочных проемах в 1918 году. Это остатки картины Страшного суда – фигуры апостолов и шествие праведников в рай. Росписи были выполнены греческими и русскими мастерами.

Снаружи храм выглядит очень стройным, устремленным ввысь. Такому впечатлению способствуют и вертикально делящие его на части лопатки, и узкие высокие окна-бойницы, обрамленные резьбой. Венчает храм одна глава на световом массивном барабане, также изукрашенном резьбой. Шлемовидный купол завершается большим крестом, на верхушке которого, если присмотреться, можно увидеть голубя. Этот голубь – копия, а оригинал, источенный временем, повидавший немало за столько столетий, хранится внутри храма, под стеклом.

И этот собор, как и Успенский, до нас дошел в измененном виде. Но виной тому – не пожар, повредивший стены, как у соседнего храма, а воля Николая I, которому показались лишними галереи собора, пристроенные частично при постройке собора, частично – во времена Ивана Грозного, и он приказал разобрать их. В 1837-1839 годах галереи и лестничные башни были разобраны. Это повредило устойчивости стен собора, они начали трескаться, так как разобранные галереи выполняли роль контрфорсов. Стены пришлось существенно укреплять металлическими стяжками. Но заботу о храме постоянно проявляли владимирские меценаты. Так, на средства соборного старосты, купца Муравкина, рядом с собором в 1880-х годах была выстроена небольшая, стилизованная под древнерусские, звонница, а из здания звонницы в собор были проведены трубы для осушения воздуха в соборе и защиты его стен от сырости. Эта звонница не сохранилась.

Сейчас Дмитриевский собор занят музейной экспозицией, посвященной его истории. В соборе сохранилась могила владимирского губернатора Р.И.Воронцова, погребенного здесь в 1804 году из уважения к его заслугам перед городом. В экспозиции главное, конечно, это уникальные древние фрески, но и сам интерьер собора, высокий светлый купол, стройные линии столпов, устремленных вверх, стоят того, чтобы их увидеть собственными глазами и представить, как все было, когда здесь на богослужениях собиралась семья Всеволода Большое Гнездо.

В 12 веке захудалые прежде северные земли Руси начали всерьез обрабатываться и отстраиваться. Поднялся стольный град Владимир, в котором день и ночь строились важные для государства постройки. Всеволод Большое Гнездо, собравший в единый кулак всю мощь Владимиро-Суздальского княжества, повелел возвести для себя небольшую церковь неподалеку от Успенского собора.

В те годы князья имели два имени: полученное при рождении и данное при крещении. Крестили Всеволода именем Дмитрий. В 1194-1197 годах в городе Владимире была воздвигнута белокаменная церковь во славу небесного покровителя Всеволода Большое Гнездо – Дмитрия Солунского.

На русской земле издревле чтили святого Дмитрия – покровителя всех воинов. Талантливый полководец жил и занимал должность проконсула в городе Фессалоники (Солунь, современное название Салоники). В те времена проконсул должен был не только управлять городом и защищать его стены от нападений, но и истреблять христианство, как религию. Однако Дмитрий разгневал императора Галерия именно тем, что проповедовал запрещенную веру. Его бросили в тюрьму, где закололи копьями, а труп бросили на растерзание зверям. Однако животные не тронули тело, и христиане Фессалоник устроили погребение. Позже, когда в город приехал христианский император Константин, была возведена церковь в память о великомученике Дмитрии. Она стоит и по сей день, и в ней хранятся мощи святого. А тогда, через 8 веков после смерти Дмитрия, в Фессалоники приехал Всеволод Большое Гнездо и выбрал для своей церкви некоторые реликвии. Это был кусочек одежд великомученика, пропитанный его кровью, а также икона Дмитрия, написанная, по легенде, на доске из его гроба. Так Дмитриевский собор стал реликварием Святого Дмитрия Солунского.

Храм строился руками русских зодчих, которые с любовью поднимали тяжелые белокаменные стены, выводили полукруглые апсиды и формировали здание с четырьмя столпами. Его вершиной являлся пологий купол с ажурным крестом. Отделкой величественного и сурового на вид собора занимались греческие и владимирские резчики. Это наложило отпечаток на вид здания. В нем преимуществом владеют элементы, встречающиеся в оформлении западных базилик, а не православных храмов. Резьба, накрывающая храм, словно ажурным платком, по праву называлась в веках «ковром из каменных узоров» или «поэмой в камне». А ведь если бы чувство гармонии хоть на миг отказало мастерам, и они бы не смогли остановиться ровно в тот миг, в каком и дошел до нас храм, та насыщенность росписей и резьбы стала бы чрезмерной и потеряла бы свою самобытность и красоту.

Все стены собора поделены на три яруса. Нижний ярус лишен украшений, и его гладкие стены оттеняются лишь порталами с резьбой. Это не случайно, так как ранее он был закрыт галереями, которые располагались по трем сторонам храма. С главного фасада по краям галерей располагались покрытые резьбой лестничные башни, напоминающие башни Софийского собора. Средний ярус, словно в противовес насыщен вырезанными в камне картинами, и представлен аркатурным поясом с орнаментом. Верхний ярус с высокими окнами, а также барабан купола сплошь покрыты тончайшей резьбой, которая на расстоянии выглядит тонким кружевом.

Стены храма словно дышат и рассказывают путникам историю мира. На них изображены картины со святыми и псалмопевцами. По ним скачут всадники и живут своей жизнью мифические и реальные существа. Язычество тесно переплетается с христианскими мотивами, и вместе они создают поистине уникальную картину. Аллегория во всем, даже в основном сюжете, изображенном на храме. Резчики спели каменную песню своему князю, сравнив его с царем Давидом. Тот изображен в виде музыканта, которого слушают птицы и звери. Голуби и львы несут в себе смысл неба и земли, поэтому царь Давид является посланником Бога на земле. Он хранит государство, в которое пришел. Он хранит Святую Русь. На среднем ярусе собора высечены в камне и святые, в том числе Борис и Глеб.

На северном фасаде здания, на одной из закомар изображен властелин, сидящий на троне и держащий на коленях младенца. Это сам основатель храма, князь Всеволод Большое Гнездо со своим новорожденным сыном. Рядом находятся фигуры старших детей. Все фигуры разделены колонками аркатурного пояса. Резьба на колонках удивительная по своей красоте, отчего камень больше напоминает толстый шнур, завершением которого служат фигуры различных фантастических существ.

Южный фасад сохранил следы композиции «Вознесение Александра Македонского на небо». Удивительная инсталляция, характерная для средних веков. Сюжет обыгрывался множество раз на самых разных храмах и церквях. В Венеции на Сан-Марко, во Фрейбурге на стенах собора, в Юрьеве-Польском на стенах Георгиевского собора. Дмитриевский собор показывает, как сидящего в плетеном коробе царя несут на своих спинах два грифона. В руках Александра два львенка, это приманка для грифонов, которые тянутся к ней и увлекают царя все выше и выше в поднебесье.

По поводу храмовой резьбы было много споров. Озвучивались мнения, говорящие о слишком жестоком изображении на стенах святого жилища. Многочисленные чудовища, всадники и сцены борьбы занимают едва ли не большую часть стен собора. Но духовные тексты сами опровергают эту версию. Храм показывает весь мир, существование которого соткано из противоречий. Любовь и слава тесно переплетается с кровью и войной. И сверху на эти противоречия смотрит Бог, который мудростью своей объединяет и псалмопевцев, и воинов.

Внутри собор выглядит гораздо скромнее, чем снаружи. Да и трудно представить себе убранство, которое бы смогло затмить каменную песню внешних стен. Но строители тех лет четко понимали, чего нужно было добиться. Невеликий с виду храм строился, в первую очередь, для княжеской семьи, а не для большого количества прихожан. И потому внешняя красота сменяется внутри торжественной строгостью и аскетичностью. Это настоящий Дом молитвы, в котором много света и тишины, и так было сделано по задумке зодчих, и их идея удалась.

Самой большой потерей для Дмитриевского собора стала перевозка святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор Москвы. Это случилось в 1380 году по приказу московского князя Дмитрия Ивановича. Во времена царствования Ивана Грозного к собору было сделано несколько пристроек (галерей) из белого камня. На севере поднялся придел в честь Святителя Николая, а на юге – придел в честь усекновения головы Иоанна Предтечи. На западе находилась паперть.

Возможно, в первые годы существования Дмитриевского собора на его внутренних стенах и существовала роспись, от которой захватывало дух, но, увы, до наших дней она не дошла. Уже в 1843 году, после многочисленных разорений и пожарищ остатки фресок были сбиты, а их место заняла новая роспись масляными красками. Это предшествовало посещение города Владимира в 1834 году императором Николаем I, который заметил ужасный вид и ветхость святого храма. Он повелел провести восстановительные работы, а также убрать галереи, окружавшие собор с трех сторон.

В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин возвел рядом с храмом небольшую звонницу со сторожкой. Внутри находилась духовая печь, от которой в собор шли трубы с теплым воздухом. Таким образом, собор начал отапливаться, что позволило вести в нем службы круглогодично.

Из первоначальной идеи внутреннего убранства до наших дней дошел лишь небольшой фрагмент фрески 12 века, выполненной греческим художником и его русским помощником. Роспись называлась «Страшный суд». Ее остатки были найдены под сводами хора Всероссийской реставрационной комиссией под руководством И. Э. Грабаря в 1918 году. В центральном своде видны изображения 12 фигур апостолов-судей на престолах, а также лики ангелов позади них. На малом своде под хорами хорошо сохранились некоторые сцены рая: Богоматерь на престоле, ведущий в рай святых жен апостол Петр, трубящие ангелы, праотцы Авраам, Иаков и Исаак и «Лоно Авраамово», а также благоразумный разбойник. Фрески выполнены в теплых и нежных полутонах, синевато-серых, желтовато-зеленых, голубых. Благодаря мастерству иконописцев фреска совершила настоящий переворот в представлении о традиционной византийской росписи 12 века. Лики святых изображены очень ярко и реалистично, все лица имеют сугубо индивидуальные черты. Их красота строга и лаконична, и словно завершает весь облик внутреннего убранства древнего храма.

В 1919 году собор, как и большинство святых домов России, был закрыт для богослужений, и передан в подчинение Владимирского музея. Состояние его с каждым годом ухудшалось. Портился белый камень, разрушались конструкции, гибли уникальные росписи внутри собора. Лишь в 1937 году начался очередной ремонт. Однако лишь многочисленные укрепления конструкций под руководством архитектора А.В. Столетова в 1941 году, а также в 1948-1952 годах позволило вывести Дмитриевский собор из аварийного состояния. Но только в конце 20 века был проведен целый спектр работ по спасению уникального здания. Заменили крест на куполе, покрыли рельеф стен и белый камень защитной пластической смесью, устроили водосточные трубы. Но самое главное – установление микроклимата, без которого бесценные реликвии могли попросту погибнуть.

Дмитровский собор во Владимире — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен в честь великомученика Дмитрия Солунского, который был казнен за приверженность христианству. Собор представляет собой традиционный пример крестово-купольного храма, образец древнерусского искусства, знаменит своей белокаменной резьбой. Будучи одним из самых красивых соборов, является визитной карточкой города наряду с знаменитыми достопримечательностями — Успенским собором и Золотыми воротами.

Цены на билеты в Дмитриевский собор

Сейчас собор не действует как храм, а является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому его можно посетить, как и все музеи. Стоимость составит 150 рублей за человека.

Билет по льготной цене за 75 рублей могут приобрести учащиеся, студенты, пенсионеры, члены Российского военно-исторического общества, владельцы удостоверений ISIC, ITIC и IYTC.

Можно также приобрести единый комплект билетов на посещение нескольких достопримечательностей:

  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Старый Владимир — 450 рублей за каждого человека, 300 — для льготных категорий граждан.
  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Хрусталь и лаковая миниатюра, Рождественский собор Бологюбовского монастыря — 600 рублей за человека, 300 — льготная цена.

Собор работает ежедневно, один раз в месяц закрывается на санитарный день. Часы работы: 10:00—17:00, в некоторые месяцы в субботу собор открыт с 10:00 до 18:00 часов. Подробнее ознакомиться с сезонным расписанием можно на сайте .

История строительства Дмитриевского собора во Владимире

Строительство храма длилось в течение трех лет в конце 12 века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь святого-своего покровителя. Работами занимались русские мастера. По окончании стройки в храм была привезена икона Дмитрия Солунского и частица одежды с его кровью.

Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и набегов. В 19 веке было решено реставрировать собор и вернуть ему изначальный вид. Однако в ходе восстановительных работ были утеряны интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с дворцом князя, чтобы князь со своей семьей могли пройти на богослужение в храм. В советское время богослужения в храме не проводились. В 1999-2004 годах проведена серьезная реставрация и сейчас собор открыт как музейная экспозиция, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Дмитриевский собор — уникальный памятник русского церковного зодчества и пластики домонгольского периода. Храм выстроен в виде креста, возведен из белого известняка. По размерам — не большой, но гармоничный и величественный. Особую ценность составляет резное убранство — в храме более 1 000 резных камней, на которых удивительным образом сочетаются христианские образы, литературные, народные и мифологические герои. Одноглавый храм венчает золоченый купол с крестом. В храме можно выделить три яруса:

  • верхний — весь украшен резьбой, имеет высокие вытянутые окна.
  • второй (средний) ярус — богат орнаментами и фигурами зверей, птиц, святых.
  • нижний ярус не имеет убранства, так как раньше был закрыт утраченными галереями и башнями.

Героем нескольких фасадов собора стал библейский царь Давид, а на одном из фасадов изображен Александр Македонский.

Белокаменные рельефы собора

Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных. Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями. Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».

Внутреннее убранство собора

Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

К собору можно подъехать на общественном транспорте со стороны ул. Большая Московская:

  • Троллейбус № 1, 5: остановка «Площадь Соборная»
  • Автобус № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152: остановка «Площадь Соборная». Далее нужно будет пройти через парк к собору.

На расстоянии 1 км от Дмитриевского собора находится железнодорожная станция «Владимир-Пассажирский». Напротив нее — автовокзал. Время в пути пешком от станции — около 15 минут. Можно сесть на троллейбус № 5 у железнодорожного вокзала, но он поедет в объезд — дорога займет около 20-30 минут.

Около 4 минут займет неспешная пешая прогулка от собора до смотровой площадки, откуда открывается чудесный вид на город и реку Клязьму.

В пешей доступности от этого собора расположено множество исторических достопримечательностей города: Свято-Успенский Кафедральный собор, памятник князю Владимиру и святителю Федору, Исторический музей, памятник Александру Невскому, государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обычно Дмитриевский собор входит в экскурсионные программы по историческому центру города с посещением самых выдающихся и красивых достопримечательностей.

Во Владимире действуют многие популярные сервисы такси, воспользовавшись которыми, можно приехать к Дмитриевскому собору: Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт, Uber.

Карта-схема пешего маршрута от автобусной остановки «Площадь Соборная» до Дмитриевского собора:

Панорамный вид на Дмитриевский собор во Владимире:

Видео о соборе:

Весь собор сложен из белого известкового камня, привезенного из Волжской Болгарии.

Собор имеет вид правильного четырехугольника, продолговатые стороны которого обращены к северу и югу. Восточная алтарная сторона выступает тремя полукружками, из которых среднее больше других. Западная, северная и южная стены разделяются каждая на три части тонкими колонками, которые идут от самой земли до кровли, и, дугообразно соединяясь между собой, вверху образуют круглые кокошники, а в самых стенах впадины. Посредине стен, кругом всего собора, идет роскошный узорчатый пояс. Своды, опираясь на четырех внутренних столбах, поддерживают высокий купол (фонарь, трибун), увенчанный шлемообразной главой с медным резным четырехконечным крестом.

Основной план Дмитриевского собора напоминает устройство храмов Византийского стиля, по которому строились древнерусские Киевские храмы, но главное отличие, резко выделяющее этот собор от одновременных архитектурных памятников церковного зодчества, — это наружные украшения, которыми испещрено почти все здание. Эти барельефы не имеют ничего себе подобного в произведениях византийского искусства, украшавших собой византийские храмы, и свидетельствуют о том, что в постройке собора учувствовали западные зодчие, создавшие свой особый архитектурный стиль, известный под именем романского, а у нас на Руси Владимиро-Суздаслького. Барельефные украшения были в небольшом количестве и на Успенском соборе, но на Дмитриевском соборе эта любовь романских зодчих к барельефным украшениям получила самое широкое применение: все стены на наружных впадинах между колонками, начиная от пояса до кровли, и самый купол были испещрены этими украшениями, состоящими из рельефно высеченных на камнях фигур святых, различных трав, птиц и животных, почти исключительно фантастических.

Распределение этих фугур в основных своих чертах одинаково во всех трех стенах, в особенности в впадинах. Главная и центральная фигура представляет неизвестного святого, сидящего на богато-убранном престоле с короной на голове и сиянием вокруг нее. По мнению одних – это Господь Вседержитель, по мнению других – царь и пророк Давид.

На западной стороне собора, по обеим сторонам сидящего на престоле изображены два ангела, благословляющие его, выше между двух птиц, похожих на голубей, изображен парящий ангел, ниже ангелов – два неизвестных животных, напоминающие леопардов, и два льва; еще ниже рядами помещены те же животные, грифоны и неизвестные птицы, которые чередуются с рядами различных трав и цветов. На северной стороне эта центральная величественная фигура святого окружена просто теми же птицами, львами, грифонами и другими чудовищными животными. Здесь фантазия художника получает большой простор и фантастические животные преобладают перед всеми прочими изображениями. Подобный же простор фантазии художника замечается и в средней и обеих боковых впадинах южной стены собора. Здесь между прочим изображен мне об Александре Македонском, возносящемся на небеса на грифонах. Под роскошным поясом, окружающим собор, размещены небольшие колонки, украшенные резьбой и соединенные между собой дугообразными перемычками. Между этими колонками размещены фигуры святых в святительских, царских, иноческих и воинских одеяний и меду ними выделяется фигура архидиакона Стефана с кадильнецей в руках и орарем на плече. Все святые на западной стене храма (22 фигуры) изображены сидящими на престолах, на южной же и северной стенах (по 24 фигуры на каждой) в стоячем положении с крестами, или свитками в руках, или с руками воздетыми на молитву. Фантастические звери, птицы, цветы и травы и здесь окружают святых, но в гораздо меньшем количестве. На куполе фигуры святых помещены в круглых медальонах и чередуются с орнаментом и з цветов и деревьев.

К сожалению, до сих пор нет точного и обстоятельного объяснения этих украшений. Существует несколько объяснений, более или менее неполных и во всяком случае неудовлетворительных. Одни видят в этих изображениях иллюстрацию слов псалмопевца Давида: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Другие предполагают здесь указание на одно из мест Апокалипсиса: «И всякое создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, все слышах глаголющая сидящему на престоле и Агицу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков. (Апок V гл. 13 ст.). Граф Строганов сделал попытку объяснить некоторые из изображений, намекающие на сцены из цирка, обстоятельствами из жизни св. Димитрия Солунского, покровительствовавшего одному бойцу в цирке. Но все эти толкования недостаточны и не объясняют всех изображений, помещенных на стенах собора.

В храме ведут трое входных дверей с запада, севера и юга, дугообразные арки которых также украшены тонкой резьбой на камне. Свет проникает в храм через длинные, щелеобразные окна со внутренними и наружными большими откосами.

В 1883 г. тщанием и усердием соборного старосты, купца В. Н. Муравкина, недалеко от собора была построена небольшая, в древнерусском вкусе, звонница, в которой помещается вместе с тем духовная печь с проведенными из нее в самый собор трубами, благодаря чему весь собор сух и нет более опасности для фресок погибнуть от сырости.

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор - одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».

Адрес Дмитриевского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 60.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира , например, Золотые ворота и Успенский собор .

Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г.

  • В феврале
    • Ежедневно с 10:00 до 17:00
  • В марте
    • Ежедневно с 10:00 до 17:00
    • По субботам время работы продлено до 18:00
    • Третий четверг месяца - санитарный день
  • В апреле
    • Ежедневно, кроме воскресенья, с 10:00 до 18:00
    • По воскресеньям с 10:00 до 17:00
    • Третья пятница месяца - санитарный день
  • Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г.

    • Взрослые - 150 руб.
    • Дети до 16 лет - бесплатно
    • Дети с 16 лет, студенты и пенсионеры (граждане РФ и СНГ) - 75 руб.

    Из истории

    К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

    Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность – у него было 12 детей. В то время князья имели два имени – княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

    Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

    Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

    Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества – Успенский собор , был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

    Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни - гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве .

    В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

    • В северной части - придел в честь Святителя Николая
    • В южной стороне - в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

    В западной части находилась паперть.

    В 1807-1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

    В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

    Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

    Наружное убранство

    Белокаменная резьба

    Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

    Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

    Архитектура

    В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

    Фасады здания разделены на три яруса:

    • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
    • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
    • Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

    Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

    Фасады храма

    • На южном фасаде храма выполнена композиция "Вознесение Александра Македонского на небо". Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета - два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра - приманка для грифонов в виде маленьких львят. Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
    • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него – остальные его сыновья
    • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

    В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

    Фрески

    Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

    Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

    Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций - сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

    • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
    • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

    Фрески выполнены в нежных полутонах - светло-зеленых и голубых, зеленовато-желтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами – греческим и русским.

    Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

    Официальный сайт Дмитриевского собора во Владимире

    Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru


    Дмитриевский собор во Владимире - это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.