Правила посещение монастыря. Богородице-Алексиевский монастырь © Монастырь мужской что одевают женщины

Многие люди в последнее время все больше тянутся в монастыри – эти лечебницы души, которые отличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходские храмы. Кто-то приезжает сюда как паломник, кто-то – как трудник, чтоб поработать над восстановлением обителей, укрепиться в вере.

Человек, оказавшийся на какое-то время среди сестер или братии обители, тем или иным образом "примеряет" себя к монашеской жизни, старается быть более благочестивым.

Но следует помнить, что при реальном прикосновении к монастырской жизни страсти и греховные наклонности, до поры дремавшие в глубине души, обостряются и выходят наружу. Чтобы избежать многих искушений и проблем, надо настроить себя на то, что в монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованным ни казалось ваше желание сделать то или иное дело. В монастыре надо отсечь свою волю и полностью быть в подчинении у сестры или брата, которые отвечают за послушание, на которое вас поставили.

Возглавляет мужской монастырь священноархимандрит – архиерей епархии, практическое же управление поручено наместнику (архимандриту, игумену или иеромонаху). Его называют "отец игумен", "отец архимандрит" или "отец наместник" – в зависимости от его должности, либо с употреблением имени, как приходского священника: "отец Досифей", или просто "батюшка".

Так же, как к приходским батюшкам, обращаются к монахам, имеющим священнический сан. К благочинному, который занимается размещением паломников, в случае, если он не имеет священнического сана, можно обратиться "отец благочинный", к эконому – "отец эконом". К монаху обращаются обычно "отец", к послушнику – "брат", присоединяя имя.

Женский монастырь управляется игуменией, которая носит наперсный крест и имеет право благословлять, но не как священник, а тремя перстами или наперсным крестом, к которому следует приложиться. Можно приложиться после благословения и к руке игумении. К ней обращаются, называя ее "мать игумения" или полным церковнославянским именем, данным при постриге в монашество, с прибавлением слова "матушка": "матушка Иоанна", например, или же просто "матушка" – кстати, так обращаться в женском монастыре принято только к игумении. К другим же монахиням или инокиням (имеющим "малый" постриг) обращаются: "мать Феодора", "мать Никона", "мать Севастиана", "мать Сергия". Мужские имена сестер в постриге означают, что монашество – ангельский чин, не имеющий пола... К послушницам можно обратиться: "сестра".

Естественно, что приехавшие в монастырь должны оставить курение, сквернословие и другие греховные привычки. Неуместны здесь разговоры о мирских делах, вольное обращение, смех. При встрече мирянин первый кланяется священнику, иночествующим.

Если возникли какие-то недоразумения на послушаниях, не надо стремиться "восстанавливать справедливость", тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть огрехи неопытного, со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело, обратиться за разрешением недоразумения к сестре или брату, на то поставленным.

Трапеза в некоторых монастырях, обычно небольших, бывает общая у сестер с паломниками, но чаще приезжие пользуются специальной паломнической трапезной. За стол садятся по старшинству. После общей молитвы не сразу приступают к пище, но ждут благословения сидящего во главе стола, между блюдами – звона колокольчика или слов: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". Во время трапезы не положено вести никаких разговоров, но внимательно слушать чтение житий святых.

Не принято в монастыре и "кусочничать", есть что-либо вне общей трапезы, выражать недовольство пищей, послушаниями, местом для сна.

Монастырь – не место для прогулок, купаний, загораний. Здесь не только нельзя обнажать тело, но и заниматься чем-то для самоуслаждения, а также покидать самовольно обитель для какой бы то ни было цели – будь то сбор цветов или грибов. За пределы обители можно выйти только по благословению.

Не принято в монастыре и ходить "в гости" – то есть в чужие кельи, за исключением послушания. При входе в келью, в мастерскую или другое монастырское помещение вслух произносится молитва: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". Войти разрешается только в том случае, если из-за двери услышите: "Аминь".

При встрече в монастыре обычно приветствуют друг друга поклонами и взаимными приветствиями "благословите", иногда говорят: "Спасайся, сестра (брат)". Отвечать принято: "Спаси, Господи".

Мирской человек, понимающий свою немощь и греховность и смиряющий себя в "лечебнице души", несомненно вынесет из пребывания в монастыре большую духовную пользу.

Крещение

Для крещения, во время которого умирает ветхий человек и рождается новый – для новой жизни во Христе – необходимо иметь крестных родителей – восприемников от купели, обязанных наставлять крестника правилам христианской жизни. Крестные отец и мать нужны не только младенцам, но и взрослым людям. Восприемников может быть двое, но по церковному уставу обязателен один восприемник: мужчина для мальчика и женщина для девочки.

Восприемниками не могут быть малолетние дети; невежественные в вере люди; иноверцы и раскольники; душевнобольные и умственно отсталые люди; падшие нравственно (например, развратники, наркоманы, лица, находящиеся в нетрезвом состоянии). Не принято, чтобы крестными родителями становились монашествующие. Не могут также быть восприемниками одного ребенка супруги. Родители крещаемого младенца также не могут быть крестными.

Что требуется от крестных? Не только принадлежность к православной вере по крещению, но хотя бы элементарное понятие о вере, осознание меры ответственности перед Богом за души крестников, знание хотя бы основных молитв ("Отче наш", "Символ веры", "Богородице, Дево, радуйся", ангелу-хранителю), чтение Евангелия, ибо в Таинстве Крещения Господь вручает им младенца или взрослого человека (поскольку крещение – это второе рождение, то и он является духовным младенцем, ему тоже даются крестные, на которых возлагается ответственность за его духовное воспитание). Помогать его наставить в вопросах веры, помогать родителям носить или водить в храм младенца и причащать его – заботы крестных родителей.

На крестных возлагается огромная ответственность за всю тяжесть, за весь труд духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Крестные родители могут и материально поддерживать своего крестника – и не только тем, что дарят подарки в день именин, в день крещения ребенка.

Необходимо знать, что в исключительных случаях (например, при смертной опасности – для новорожденного ли младенца или взрослого человека, в отдаленных местностях, где нет церкви и невозможно пригласить священника или дьякона) допускается, чтобы крещение совершил мирянин, верующий мужчина или верующая женщина. При этом необходимо точно выполнить некоторые правила: после прочтения "Трисвятого" по "Отче наш" правильно произнести формулу крещения, тайносовершительные слова: "Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь." Если крещенный таким образом человек останется жив, выздоровеет, то ему надо в дальнейшем предстать перед священником, чтобы тот восполнил чин Крещения (совершил Миропомазание и воцерковил крещаемого). Священник обязан также выяснить, правильно ли было совершено Таинство Крещения, и в случае ошибок совершить его заново...

Но даст Бог, вы принесете крестить чадо в младенчестве – чем раньше, тем лучше – обычно это делается на 9-й день от рождения, можно и на 40-й, когда в храм может придти мать крещаемого, чтобы получить очистительную молитву после родов. Следует отметить, что существующие в некоторых местах обычаи не допускать на крещение отца и мать – не имеют никакого церковного основания. Единственное требование – родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают от купели – это делают крестные), но могут только присутствовать при нем. Крестные же держат младенца на руках в течение всего времени совершения Таинства – обычно, крестная мать до погружения в купель, крестный отец – после (в том случае, когда крестят мальчика). Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Можно ли роптать, если принесли крестить, скажем, младенца, а исповедь еще не кончилась и приходится ждать священника?

Младенец капризничает, родители приходят в немирность... Следует вспомнить, что Крещение совершается один раз в жизни – и ради этого можно потерпеть и потрудиться. В древности вопрос стоял гораздо шире. Пришедшего человека не допускали просто так до Крещения – с ним проводились предварительные беседы: неделю, а то и месяц, людей основательно готовили к этому Таинству и они принимали Крещение вполне сознательно. Во время богослужения готовящиеся принять Таинство Крещения находились в храме до момента, когда дьякон возглашал: "Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите!" И после этого момента они покидали храм, а диакон смотрел, не остался ли кто из некрещеных в храме.

В первую очередь надо понять, что Крещение – это не традиция, не обычай – это Таинство. Поэтому отношение к Таинству Крещения должно быть весьма и весьма серьезным, глубоким и не сводиться к каким-то внешним действиям. В древности крещение заканчивалось всегда причащением Святых Тайн. У нас сейчас не всегда бывает такая возможность – поэтому в ближайшие дни взрослым надо придти, а младенца принести в храм Божий, чтобы они причастились Тела и Крови Христовой. И что такое для нас эти Святые Тайны – родители и крестные должны ребенку объяснять – соответственно его возрасту.

Что надо делать, чтобы Таинство Крещения доставило родным и близким не только духовную, но и житейскую радость? Хорошо, если крестный отец сможет купить крестик для младенца, взять на себя расходы по совершению Крещения, подготовить подарок по своему усмотрению. Крестная же мать обычно дарит "ризки" – ткань, в которую младенец-крестник заворачивается после купели, а также крестильную рубашечку, чепчик. Если решат подарить какие-либо подарки, то выбрать надо то, что было бы практически удобно и для младенца, и для его близких. Если же новокрещеный – человек уже взрослый, или ребенок, умеющий читать и писать, то лучше ему подарить духовную литературу, которая соответствовала бы в данный момент уровню его духовного развития.

Хотелось, чтобы день крещения люди проводили в духовном настрое. Можно, придя домой, устроить торжество и для всех членов семьи. Но не надо превращать это в попойку, ради которой люди забывают, для чего они собрались. Ведь крещение – это радость, это духовное возрастание человека для жизни вечной, в Боге!

Очень важны мотивы крещения, чтоб ребенка крестили для возрастания в Боге, а не на всякий случай, для того, "чтоб не болел". Поэтому человек, сочетавшийся Христу, должен жить по Его заповедям, в воскресенье ходить в храм, регулярно исповедоваться и причащаться. Примириться в покаянии с Богом, с ближними.

И конечно, день святого крещения должен остаться памятным на всю жизнь и отмечаться особо каждый год. В этот день хорошо сходить в храм Божий и обязательно приобщиться Тела и Крови Христовых – соединиться со Христом. Можно отметить это торжество и дома, в кругу семьи. В отношении подарков – можно подарить сувенир или духовную книгу – смотря по потребностям, которые возникли у крестника. Надо постараться обязательно доставить ему в этот день особую радость – это ведь день его крещения, в этот день он стал христианином...

Что приготовить для крещения? Белые одежды – символ очищения души от греха. Одежды, которые надевает человек в Таинстве святого Крещения, можно купить, но можно обойтись и тем, что есть у человека – только обязательно крестильная одежда должна быть светлой, чистой и новой. Для младенцев – рубашечка, обычно с вышитыми крестиками на груди, на плечах или на спине, для женщин – рубашка не выше колен, для мужчин это может быть специально сшитая белая рубаха до пола, но можно обойтись и обычной белой рубашкой. Для крещения также необходимы новая белая простыня или полотенце.

Как пользоваться в дальнейшем крестильной одеждой? В древности был такой обычай – 8 дней ходить в этой одежде. Сейчас, конечно, этот обычай соблюдать невозможно, но некоторые благочестивые миряне не снимают рубашку в день крещения – нося ее под обычной одеждой.

Конечно, надо стараться в бытовых целях крещальные одежды не употреблять – хранить их до часа смертного, когда их надевают на отошедшего или кладут ему на грудь, если это младенческая рубашечка... Можно их надевать в день крещения. Так же благоговейно надо относиться и к простыне, используемой во время крещения (ведь все освящается во время Таинства), и также хранить ее до часа смертного. Если мы крестим младенца дома, в тазике или ванночке, то больше не надо пользоваться ими для домашних нужд, лучше отдать их в храм. Обычай же надевать крестильную одежду во время болезни или класть на грудь связан с суеверием – ведь мы заказываем молебны о болящем человеке, подаем записку "О здравии" в храм на Литургию – ничего нет выше, ценнее, чем бескровная жертва Спасителю.

Сватовство и венчание

В Таинстве Брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию, освящающую их союз, благодать на воспитание будущих детей. Семья – это малая церковь, основа общества. Поэтому так важно подойти к ее созданию со всей ответственностью, молясь, чтобы Господь послал православного жениха или невесту-христианку.

Прежде, чем дать согласие на брак, жениху и невесте хорошо бы уточнить свои взгляды насчет образа жизни, отношения к установлениям Церкви, насчет воспитания детей, насчет воздержания от супружеской жизни в пост. Очень важно, чтобы у супругов были общие взгляды на развлечения, на контрацепцию, в конце концов – потому что могут и среди православных быть очень драматичные моменты, если малоцерковные муж или жена, воспитанные миром, в какой-то критической ситуации начнут, скажем, настаивать даже на аборте – то есть на убийстве детей. Бывает, человек на словах говорит: я верующий, православный, а на деле не принимает большинство требований Церкви.

Так что обговаривать заранее все эти моменты не только допустимо, но и необходимо, потому что иной раз взгляды на жизнь, религиозные убеждения являются причиной размолвок, раздоров в семьях и даже разводов. И с этим нельзя не считаться. Да, в Писании сказано, что неверующая жена освящается верующим мужем и наоборот. Но сейчас надо учитывать то, что мы женимся или выходим замуж, уже будучи крещеными. И если одна половина верит, то и другая должна с этим считаться, то есть задолго до того, как стать мужем и женой, как стать одною плотью, они должны решить этот вопрос, посоветоваться с батюшкой. Нередко бывает так, что до свадьбы произносятся одни слова, а потом эти слова забываются – и встречаешься со страшной, тяжелой реальностью – начинаются размолвки, ссоры, неприязнь. Наступает воскресный день: одна половина начинает собираться в храм Божий, а другая начинает препятствовать. Или наступает пост – все было относительно мирно, пока муж постился, а жена – нет, например, но появляются дети, и на этой почве возникают ссоры: ты, дескать, постишься, это дело твое личное, но ребенку поститься я не разрешаю! Могут быть препятствия и в целом христианскому воспитанию младенца, которое заключается не только в ограничении принятия пищи.

Не случайно в древности, прежде, чем найти жениха, родители невесты смотрели – из какой семьи человек, изучали все его генеалогическое древо – не было ли в роду пьяниц, психически больных людей, людей с всевозможными отклонениями. То есть это вопрос очень и очень важный – поскольку фундамент воспитания будущего ребенка закладывается задолго до его появления на свет...

Конечно, необходимо, чтобы молодые люди, объяснившись, поставили в известность своих родителей, чтобы получить благословение на семейную жизнь, обсудить различные вопросы: где они будут жить, на какие средства.

Допустимо ли обсуждать вопросы, чем будет жить семья? Правомерно ли настроение "Господь все равно прокормит" или муж обязан думать, как будет кормить семью?.. Да, Господь, конечно, сказал: "Без Меня не можете творить ничесоже". Конечно, мы должны все свое упование возлагать на Бога. Но это совершенно не значит, что мы не должны думать о завтрашнем дне, размышлять – живое всегда думает о живом. Но, прежде чем приступить к осуществлению своих планов, надо обратиться к Богу с молитвой, с просьбой, чтоб Господь, если Ему это будет угодно и полезно нам, помог этому осуществиться. Является ли бедность жениха или невесты, или их обоих, препятствием к браку? Тут нужен подход с молитвой и разумением. Разумеется, негоже из-за нехватки средств отказываться от семейного счастья. Но в этом вопросе должно быть единодушие супругов: если они согласны терпеть лишения, довольствоваться малым – Бог им в помощь. Но если через какое-то время супруг (жена, например), не выдержав испытаний бедностью, будет устраивать сцены другому, попрекать, что тот "загубил его жизнь" – такой брак вряд ли будет благодатным. Потому так важно выяснить общность взглядов жениха и невесты по многим вопросам.

Допустимы ли ранние браки? Как правило, они непрочны. Лучше было бы, если б родители, прежде, чем дать свое благословение, предложили юным испытать свои чувства. Ведь очень часто молодожены живут плотским влечением, принимая его за любовь. Прежде был очень хороший обычай – сватовства, обручения, объявления женихом и невестой. Некоторые и сейчас придерживаются этих мудрых традиций, чтобы испытать свою любовь на прочность, лучше узнать друг друга, ближе познакомиться с родителями жениха и невесты. Очень хорошо жениху и невесте отправиться вместе в паломническую поездку, побыть некоторое время в монастыре как паломникам или трудникам, спросить совета у духовно опытных людей. Как правило, в таких поездках более ярко проявляются характеры избранников, проявляются их недостатки. И будет возможность поразмыслить обоим, готовы ли они нести крест семейных трудов именно с этим человеком, готовы ли вообще понести сейчас такую тяжесть.

Как быть, если невеста обнаруживает в избраннике серьезные недостатки – например, узнает, что он пьяница или наркоман? Надо ли сразу порвать с женихом или попытаться его образумить? В таких трудных ситуациях надо целиком полагаться на совет духовника, к которому обратиться совершенно необходимо, моля Господа, чтобы Тот открыл ему Свою волю, способна ли одна половина понести тяжесть спасения любимого человека от тяжкой страсти.

А что касается благословения родительского на брак, то его брать просто необходимо. Более того, жених по традиции должен просить руки девушки у ее родителей. Ибо мы знаем из Священного Писания, что когда родители благословляли своих чад, то их благословение распространялось и на их потомство.

Бывают и ситуации, когда родители еще пребывают в язычестве и никак не соглашаются на брак своего сына или дочери с христианином, хотят более выгодную в материальном смысле партию для чада. Нужно понимать, что людей соединяют не какие-то материальные блага, а любовь друг к другу. Когда родители против союза православных людей, им надо попытаться объяснить свои чувства и намерения, обратиться к Богу с просьбой, с молитвой, чтобы Господь вразумил их, расположил их сердца, помог соединиться этим людям... Возьмите, например, государя Николая Александровича Романова и его будущую супругу Александру Феодоровну – ведь родители были против их брака. Тем не менее любовь двух молодых, чистых людей преодолела все трудности – и они стали супругами. И не помешали здесь разные вероисповедания, потому что Александра Феодоровна приняла Православную веру...

Что должно предшествовать – венчание регистрации брака или же наоборот? Чисто формально, отношения должны быть узаконены юридически – регистрация брака происходит вначале. Затем – Таинство Венчания, благословленное Богом. Перед венчанием необходимо молодым пройти таинство Исповеди, может быть, даже накануне венчания причаститься Тела и Крови Христовых. Почему лучше это сделать накануне? Потому что сейчас многие праздники связаны с застольем, с употреблением вина, с песнопениями. Ты соединился с Богом, в тебя вошел Христос – и чтобы такими мирскими действиями не впасть в грех, лучше причаститься накануне венчания. Хотя в древности причащались в день Венчания – служилась Литургия, во время которой жених и невеста причащались, затем следовало Венчание. Но тогда было другое отношение к таинству, которое не заканчивалось увеселениями. И трапеза было органичным продолжением Литургии.

Надо ли "играть" свадьбу. К сожалению, очень много свадебных обычаев идет от языческих времен. Например, оплакивание невесты. В свое время это было частью народной жизни, в некоторых местах обычай сохранился и с этим приходится считаться. Но иногда это приобретает уродливые формы: девичники, например, превращаются в нетрезвые посиделки, где подруги "пропивают" невесту, а "мальчишники" – в "пропивание" жениха, прощание с холостой жизнью. Как к этому относиться? Конечно, у всякого народа существуют свои обычаи – выкупать невесту, невесту похищать – но в основном это дань язычеству. Иногда это сопровождается всевозможными языческими действами.

Что допустимо на православной свадьбе? Поскольку это большой праздник, радость, то допускается и употребление вина в меру, не упиваясь, конечно. Не в вине грех, а в том, как мы относимся к нему: вино веселит человека – сказано в Писании в одном месте, а в другом, что "в вине есть блуд" – это в том случае, если переходим грань дозволенного... Могут быть и танцы – но не бесчинные пляски, а добрые, лиричные танцы, в пределах разумного. Так же и пение. Ведь Господу не чужды были и наши радости – и сейчас они не чужды нам. Если бы это было запрещено Богом, Господь никогда бы не пришел в Кану Галилейскую на брак и никогда бы не претворил воду в вино. Когда у одного старца спросили, можно ли танцевать, тот ответил: можно, но так, чтоб потом не стыдно было перед иконами молиться.

Это надо знать: когда не совершаются венчания. Венчания не должны совершаться накануне среды, пятницы (то есть во вторник и четверг), накануне воскресения (в субботу), накануне двунадесятых праздников, на протяжении всех четырех постов (Великого, Петровского, Успенского и Рождественского), в течение святок – с Рождества Христова по Крещение – с 7 до 20 января, на Светлой Пасхальной седмице, в день и накануне дня Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Также не должны совершаться венчания на масленице – ибо уже идет настрой на Великий пост.

Кое-где существует обычай, что родители невесты, мать в частности, не присутствуют на венчании – якобы они должны оставаться дома и ждать молодых. Но подготовкой к приему гостей в этот момент могут заняться и родственники или может позаботиться кто-то другой. Мать же должна быть при венчании – кто может быть ближе в этот момент к своему ребенку, чем мать, кто засвидетельствует так свою любовь? Родители должны быть в храме вместе с детьми в самый важный момент их жизни. Ведь существует такая православная традиция, что после Таинства Венчания родители, подъехав чуть пораньше, встречают молодых при входе в дом с хлебом-солью, с иконами, и благословляют их этими иконами: жениха – иконой Спасителя, невесту – иконой Божией Матери, когда они уже стали супругами, когда Бог благословил их супружество, их семью. В храме благословляют иконами и в доме. Можно, чтобы при этом были и родители со стороны жениха, и со стороны невесты. Эти иконы молодая пара должна хранить всю свою жизнь – они должны находиться в переднем углу дома. Хорошо, если этими иконами они в дальнейшем благословят на семейную жизнь своих будущих детей – то есть икона станет семейной, родовой. Счастливы семьи, где на брак благословляют "бабушкиными" иконами...

Бывает, от женщин всех возрастов можно услышать, что вот, мол, приняли они решение уйти в монастырь. Кто-то говорит это в шутку, кто-то серьёзно задумывается, как попасть в женский монастырь жить, а некоторые, особенно девушки, расставшись с любимым человеком и считая, что жизнь на этом кончилась, решают уйти в монастырь как бы назло всем. А также в околоцерковных кругах можно услышать истории о какой-либо нерадивой матери, ведущей аморальный образ жизни, которая бросила детей и ушла в монастырь, поживая там теперь в своё удовольствие на всём готовеньком.

Но так ли просто попасть в обитель, и так ли беззаботна жизнь «на всём готовом»? Конечно же нет. Попасть в монастырь довольно сложно , ведь необходимо будет доказать не только себе, но и другим монахиням, что решение принято не спонтанно, что взвешены все доводы «за» и «против», что женщина готова к столь жизненно важному поступку. Лишь в старое время в монастырь можно было заточить без воли самого человека, а сейчас ему самостоятельно придётся пройти долгий трудный путь для того, чтобы принять монашеский постриг.

Необходимые качества

Уйти в монастырь - что для этого нужно ? Нужно многое, в первую очередь необходимо обладать рядом качеств, а именно:

Кроме того, следует учитывать, что монахини постоянно заняты тяжёлым физическим трудом, зарабатывая себе на жизнь, поэтому очень желательно иметь крепкое физическое здоровье и выносливость. А ещё придётся соблюдать посты и стоять на службах, которые в монастыре длятся несколько часов подряд. Поэтому кроме физической , нужно обладать и духовной силой. Каждый человек предварительно должен решить для себя, сможет ли он выдержать такую жизнь, ведь снять с себя монашеский чин очень проблематично.

Как начать подготовку к монашеству

Итак, как уйти в монастырь женщине? Если решение принято твёрдо, можно начинать готовиться к монастырской жизни. Сначала необходимо начать жизнь воцерковлённого человека - регулярно бывать на службах в храме, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, стараться следовать заповедям. Можно, с благословения священника, прислуживать в храме - чистить подсвечники, мыть полы и окна, помогать в трапезной и исполнять любую другую порученную работу.

Необходимо будет решить все вопросы, связанные с мирскими делами - определить, кто будет смотреть за квартирой или домом (часто будущие монахини просто продают свою недвижимость и вкладывают средства в обустройство монастыря), решить любые юридические вопросы, пристроить домашних питомцев, если они есть, в надёжные руки. Далее необходимо поговорить со своим духовным наставником, рассказать о своём намерении . Священник поможет выбрать обитель и подготовиться к монашеской жизни. В обязательном порядке нужно получить благословение духовника на уход от жизни в миру.

Поездка в монастырь

Итак, подготовка завершена , благословение получено, обитель выбрана. Теперь следует поехать туда, чтобы поговорить с матушкой-настоятельницей. Она расскажет об особенностях жизни в выбранном монастыре, о традициях и условиях проживания. При себе следует иметь необходимые документы:

  • Паспорт.
  • Краткую автобиографию.
  • Свидетельство о браке или справку о смерти супруга (при наличии).
  • Прошение о принятии в обитель.

Следует знать, что постриг разрешается только лицам, достигшим тридцати лет. Если у женщины есть несовершеннолетние дети, необходимо будет предъявить свидетельство об установлении опеки над ними ответственных лиц (иногда могут потребовать и характеристики на опекунов). Необходимо знать, что в этом случае духовник может не дать благословения на монастырскую жизнь и настоятельница посоветует оставаться в миру и воспитывать своих детей. Остаться в обители, имея в миру несовершеннолетнего ребёнка, можно лишь в исключительных случаях. Это же касается и ситуации, когда у женщины есть престарелые родители, нуждающиеся в уходе.

Обязательного внесения денежных средств не потребуется, но можно принести добровольное пожертвование.

Что ждёт в монастыре

Сразу по приходу в обитель принять постриг невозможно. Обычно устанавливается испытательный срок от трёх до пяти лет. В это время женщина присмотрится к монастырской жизни и сможет понять, готова ли она окончательно оставить мир и остаться в обители. Перед тем как принять постриг, женщина проходит несколько этапов монастырской жизни.

Вот и все ответы на вопросы, как уйти в монастырь, что для этого нужно. Если женщину не напугали предстоящие трудности, желание служить Богу и ближнему по-прежнему сильно, а уход в монастырь - дело решённое, возможно, это и есть её путь, ведь, как говорят опытные священники , в монастырь принимают не люди, а сам Господь.

Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора , поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу вне зависимости от своего прежнего морального образа жизни. Как правило, новоначальными не могут быть несовершеннолетние, а также родители, имеющие малолетних детей, требующие их опеки, муж при живой жене и жена при живом муже (супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь, разумеется, в разных обителях: мужской и женской, согласно 18 правилу Василия Великого).

Новопоступивший в монастырь проходит испытание в течение определенного срока и, если окажется достойным, постригается в монашеский чин. В период испытания ему определяется опытный наставник в духовной жизни, обычно именуемый старцем. Духовному наставнику новоначальный должен открывать свое духовное состояние и получать от него наставления и духовную поддержку. После пострижения он становится монахом, пред которым открывается возможность стать схимником. Поведение новоначальных часто оговаривается уставом монастыря.

ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ

1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.

2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.

3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление святого Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благовременно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».

4. По отношению к настоятелю и насельнику монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность, при встрече с настоятелем ему следует брать благословение, а насельников при встрече приветствовать почтительным поклоном.

5. Входить в чужую келью следует с молитвой и только когда будет получен ответ «Аминь».

6. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

7. Подобает беспрекословно повиноваться наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Распоряжения наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но с молитвою и смирением выполнять. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостию и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.

8. Усердное и прилежное послушание для новоначальных – залог их будущего духовного возрастания и спасения. Следует избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, чтобы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.

9. Новоначальный должен находиться в постоянном мире и любви со всеми братьями обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

10. Никто не должен без благословения старших брать себе в келью какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения – есть кража.

11. Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в нем. Келья должен быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь места в келье.

12. Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда только черный и никакой другой. Для послушников он может быть серый, коричневый или какой-нибудь еще, но не яркий.

13. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически воспрещаются, нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

14. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов, как первых поводов к греху.

15. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12.36). Если кто-либо из новоначальных постоянно нарушает правила иноческой жизни, то таковой берется под особое наблюдение старших братьев, его увещевают и наставляют с целью исправления, а в случае упорства его в своих грехах, следует такого нарушителя отсечь от общества иночествующих, как поврежденный член тела».

Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 1000. И в каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И, хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Возглавляет монастырь священноархимандрит — правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника — благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытной братии выбираются:

казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований),
ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг),
эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников),
келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов),
гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре

К настоятелю можно обратиться с указанием его должности ("отец настоятель, благословите") или с употреблением имени ("отец Никон, благословите"), возможно, и просто "батюшка". В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если настоятель — архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец настоятель", "отец Гавриил".

К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Павел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному") или "отец... (имя)".

К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Иоанн".

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "отец эконом", "отец казначей"

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: "отец... (имя)", "батюшка".

К монаху , имеющему постриг, обращаются: "отец", к послушнику —"брат" (если послушник в преклонном возрасте —"отец"). В обращении к схимникам , если употребляется сан, добавляется приставка "схи" — например: "Прошу Ваших молитв, отец схиархимандрит".

В женском монастыре

Игуменья , в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест или крест с украшениями и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: "мать игуменья; или с употреблением имени: "мать Варвара", "матушка Николая" или просто "матушка". (В женском монастыре слово "матушка" относится только к игуменье. Поэтому если говорят: "Так считает матушка", подразумевают игуменью.)

В обращении к монахиням говорят: "мать Евлампия", "мать Серафима", но в конкретной ситуации можно просто "матушка". К послушницам обращаются: "сестра" (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение "матушка").

Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священнослужителя.

О монастырских правилах

Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова —"прости" и "благослови".

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших...").

Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".

Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами:
"Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи".

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.

К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Памятка паломнику

На паломнике должен быть нательный крест.

Требуется иметь при себе документы, подтверждающие личность.

— икону Божией Матери "Одигитрии" (Путеводительницы) или чудотворца Николая — покровителя путешествующих
— молитвослов и Псалтирь

Позаботьтесь, чтобы у вас были деньги на обратную дорогу (если таковая предполагается).

Перед путешествием желательно взять письменное благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода.

Аристарх (Лоханов), игумен. Что надо знать о православном церковном этикете. М., 2001
Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина. М., 1993

Посетители обнаружили на этой странице, выполнив поиск:

официальный сайт горнальского монастыря, пряжевская икона, Богородица, Горналь, горнальский монастырь, Свято-Николаевский Белогорский мужской, пустынь, Мирополье, крестный ход, чудотворная икона, Питирим, Гуево, Суджа, Курск, заказать требы, мощевик Иосафа Белгородского, Курская епархия, Русская православная церковь, история горнальского монастыря, чудотворная икона, крестный ход на украину, чудотворная икона Божией Матери, образ пресвятой богородицы, gornal.prihod, паломник, требы в монастыре,