Гора качканар и монастырь шад тчуп линг. Свердловские буддистские монахи (Шад Тчуп Линг) Единственный буддийский монастырь на урале

60 лет назад на окраине Свердловской области, вокруг месторождений железной руды, возник город Качканар и его горно-обогатительный комбинат. В середине 90-х в горных лесах, всего в нескольких километрах от карьера, выпускник бурятского дацана основал буддийский монастырь, строительство которого продолжается до сих пор. Несколько лет назад комбинат (принадлежит ГК «Евраз», 31 % акций которой владеет Роман Абрамович), объявил о новой зоне разработки, в ее границы попадает монастырь. Так интересы буддийской общины и металлургической корпорации пересеклись - и по закону не должны разрешиться в пользу монастыря. А пока буддисты спорят с властями комбината и судебными приставами, на вершине горы продолжается жизнь.

На протяжении года фотограф The Village Анна Марченкова фиксировала, как живет Шад Тчуп Линг, и кто находит пристанище там, где температура зимой опускается до минус 40. Мы рассказываем истории людей, что строят на окраине Урала буддийский монастырь.


Докшит и его вершина

В России буддизм является традиционной религией трех народов - бурят, тувинцев и калмыков. Все они исповедуют тибетский, или северный, буддизм, а главный буддийский центр страны находится в Улан-Удэ. Там же, при Иволгинском дацане, работает Буддийский университет и находится резиденция главного буддиста России. Каждый год в университет набирают два десятка послушников - хувараков, и в течение пяти лет они изучают буддийскую философию, восточную медицину, техники тантризма и медитации, бурятский и тибетский языки. Как и в светском университете, выпускники получают дипломы о высшем образовании, а еще религиозные чины: мужчины становятся ламами, женщины - хандамами.




Сейчас в России чуть больше полумиллиона практикующих буддистов, монастыри и храмы работают в Калмыкии, Бурятии, Туве, Иркутске, Забайкальском крае, Москве и Санкт-Петербурге. Единственный монастырь на Урале, где буддийская религия никогда не была традиционной, весной 1995 года начал строить бывший военный снайпер Михаил Санников.

В 1981 году он по контракту отправился служить в Афганистан, где уничтожал караваны с оружием из Пакистана. После службы, в начале 90-х, Михаил поступил на тантрический факультет института при Иволгинском дацане, откуда вышел уже с новым именем - теперь ламу зовут Санье Тензин Докшит. Учитель, Пема Джанг, поручил Докшиту построить на Урале монастырь - и сам выбрал место. В 1995 году лама поднялся на гору Качканар, и на ничьей земле, неподалеку от местного ГОКа, начал возводить буддийский центр. Будущий монастырь на уральской высоте 887 метров Докшит назвал Шад Тчуп Линг, или «Место практики и реализации».





Ступы среди снегов

На вершине лама своими руками строил первый дом: жег на кострах метровые валуны, колол их кувалдой, провел электричество, построил на крутом склоне подъемник для тяжелых грузов. Сюда он привел первых учеников - спустя 22 года они превратили дикое горное плато в буддийский комплекс из нескольких жилых комнат, комнаты для йоги, библиотеки, мастерской, складов и ритуальных помещений.





На территории комплекса пока нет собственно монастыря, но уже есть культовые сооружения - буддийские ступы. На пятачке между скалами члены общины построили большую и малую ступы Пробуждения, ступу Паринирваны, заложили основание ступы Схождения с небес Тушита. Всего в традиции тибетского буддизма восемь видов ступ, связанных с разными этапами жизни Будды. Они отличаются архитектурными деталями в средней части: ступа Паринирваны имеет форму колокола и символизирует совершенную мудрость Будды, ступа Схождения отличается большим количеством ступеней. Именно ступы неиллюзорно защищают Шад Тчуп Линг, потому что являются объектами культурного наследия.





Постоянно на вершине Качканара остаются лишь Докшит и пара его последователей. Летом в маленьком сообществе живут 13–15 человек, зимой - вдвое меньше. Лица меняются, как и причина, по которым люди оказываются здесь. На вершину поднимаются студенты в академическом отпуске и поисках себя, бывшие военные и начинающие буддисты. Путь наверх начинается у западной проходной комбината - стороны соблюдают молчаливый нейтралитет, и потому тропинка забирает на несколько метров в лес слева от контрольно-пропускного пункта. Летом идешь шесть километров по гравию, еще два - по корням горных сосен, мху и курумнику; зимой, по натоптанной тропинке, шагать получается еще быстрей. Качканар, где живут 40 тысяч горняков, остается далеко внизу. Почти в 300 километрах к западу находится Екатеринбург.

Члены общины ведут бортовой журнал в ЖЖ и страницу «ВКонтакте», отвечают на общий мобильный. В журнал записывают проделанные за день работы, имена живущих здесь постоянно, количество туристов, приходивших в последние дни. Там же оставляют заметки для тех, кто собирается наверх и хочет помочь монастырю, - просят купить моркови и крупы, соли, спичек, легких строительных материалов вроде самоклеящейся пленки. Изредка в соцсетях объявляют сборы на что-нибудь крупное, вроде солнечных батарей.

Данил

Семь лет назад Данил проехал 500 километров на велосипеде, чтобы добраться до Качканара. Он - самый старший ученик ламы и никогда не общается с туристами. С тех пор, как он появился на вершине, здесь изменилось многое.

«Еще в юности я хотел разбогатеть и начал играть на бирже, заниматься интернет-трейдингом. Любил анализировать финансовые процессы, обожал адреналин. Я мечтал заработать много денег, уехать куда-нибудь к морю, сидеть за ноутбуком, попивать сок, а вечером ходить к учителю и разговаривать о смысле жизни.

Однажды я сидел за компьютером и осознал, что тупею. Боже, мне 30 лет, я просижу у монитора еще лет 10–20 - и ничего не изменится. Я начал искать в интернете кого-то, кто вдохновил бы меня, и наткнулся на биографию ламы Докшита. Сел на велосипед и поехал.

Семь лет назад не знал о буддизме я ничего. Мне было сложно принять это мировоззрение, я не хотел соглашаться, что суть жизни в страданиях. Говорил, что счастлив - боялся, что если приму, действительно буду страдать.

За эти годы я стал другим человеком, стал грустным, наверное. Раньше так радовали походы по клубам, алкоголь, девушки и покупки, которые говорили о высоком статусе, - а теперь я понял, что нет смысла за этим гнаться, ведь всегда будет мало. Я разрушил все, что радовало раньше, но не нашел того, что радовало бы сейчас. И собираюсь пойти дальше: принять монашеский обет и уехать в Монголию или Индию, чтобы продолжить поиски».

Шад Тчуп Линг без монахов

Все 20 лет лама Докшит строит монастырь своими руками и принимает новых последователей, которых учит буддийской практике и прилежному труду. Но пока на вершине горы продолжается строительство, община остается мирской - буддийским монахам запрещено заниматься физическим трудом. Если каждый из тех, кто колет камень или выращивает овощи в саду между скал, станет монахом - жизнь в Шад Тчуп Линге остановится. И пока монахов на вершине нет, «Место практики и реализации» нельзя называть монастырем.

В общине действует почти армейский распорядок. Жизнь теплится в узком помещении с печкой и линолеумом. Днем дежурные по кухне готовят здесь нехитрый суп из крупы и моркови, а вечером в натопленной на ночь комнате ученики ламы расстилают туристические пенки и спальники, чтобы подняться ровно в шесть и запустить будничную круговерть из медитаций и работы. Чтобы остаться в монастыре, нужно лишь спросить разрешения у Докшита и быть готовым к тяжелому физическому труду. В сезон строительства работа на вершине продолжается до восьми вечера - с перерывами на буддийскую практику, обед и ужин. Дважды в неделю здесь топят баню, по выходным встречают группы туристов, которые спят вперемежку с послушниками или в палатках поодаль от монашеского жилья.





Обычное утро в августе, когда на вершине уже подмораживает: после двух часов практики девушки разбивают лед на маленьком пруду и черпают воду, чтобы приготовить завтрак и чай. В домике для йоги послушники измельчают мох, стараясь не повредить споры. Они нужны для того, чтобы посыпать ими пятиметровую скульптуру дракона, собранного из мха и полимерной сетки. Весной дракон зазеленеет. За лето послушники построили спортзал, установили солнечные батареи и соорудили статую Будды над реликварием, где хранятся монастырские святыни. В последние дни августа мужчины покрывают статую белой краской.

К ноябрю строительный сезон заканчивается, и ученики, решившие перезимовать на горе, топят снег и лед, добывая воду, ухаживают за курами и коровами, готовят еду для собак, охраняющих подступы к монастырю, колют дрова и собирают хворост. Девушки заняты шитьем и заготовкой чая: у каждой буддийской общины есть свой секретный рецепт - в Шад Тчуп Линге, например, любят иван-чай. Становится меньше туристов; зимой послушники посвящают себя практике и молитвам.

Путники приходят и уходят - кто-то остается на неделю, кто-то на полгода. Дольше всех здесь прожила Сатима, за несколько лет на вершине она сшила тысячи цветных флажков, лоскутных одеял и легких флисовых костюмов для учеников. Сейчас Сатима проходит обучение в Индии, чтобы весной стать первой монахиней с вершины Качканара.

Желающих изучать буддизм лама обучает по программе «Открытие буддизма». Ученик пишет заявление, и три месяца остается под пристальным взглядом ламы, строго соблюдая правила общины. После принято попросить у Докшита прибежища и выполнить 111 тысяч простираний - буддийской практики, которая должна помочь ученику очистить себя от пороков и развить в себе добродетели. В Шад Тчуп Линге простирание выполняют на специальных дощечках, надев перчатки: тот, кто совершает обряд, ложится на дощечку, а после поднимается и встает ногами туда, где только что находилось его лицо. Сотня тысяч простираний занимает недели и месяцы, после которых следует разговор с ламой. И если Докшит считает, что ученик не до конца очистил разум, тот продолжает работу над собой в специальном домике для затворов, сутками читая мантры в одиночестве и получая еду от других членов общины. После разговор повторяется.





Максим

Большой, бородатый и улыбчивый парень сначала не хочет рассказывать, почему он в монастыре. «Понимаешь, у меня были проблемы. Но это неважно. Главное, что сейчас все хорошо», - говорит он и уходит чистить снег. В следующий раз он решается на разговор в мастерской, где проработал весь день.

«Жизнь пошла кувырком после армии. Я отслужил положенные два года и согласился на службу по контракту, подписал рапорт. Был сентябрь 2004 года. На следующий день меня забрали на освобождение школы в Беслане.

Тем, кто прошел через теракт, защищая заложников, не оказывают никакой психологической помощи. Но с этими воспоминаниями надо было что-то делать. Мне нужно было успокоиться. Я начал с героина и перепробовал все доступные наркотики. Через три года службы вернулся в родной Качканар наркоманом.

Зависимость сделала меня жестоким. Это понятно на войне: не убьешь ты - убьют тебя. Но я и после возвращения не считал людей за людей. Родителей воспринимал как источник денег, а чужих, сказавших мне грубость, - молча избивал до полусмерти. Их отвозили в реанимацию, а на меня писали заявление. Потом все повторялось снова.

Однажды я вышел из дома и понял, что дальше падать некуда. Здесь, в Качканаре, о монастыре знают все, и я от безысходности пошел на гору. Когда я рассказал обо всем Ламе Докшиту, он ответил, что подумает, что можно сделать. И молча дал работу, как и всем, кто решает остаться. Так, пока я работал, меня словно развернуло на 180 градусов. Не мог достать наркотиков - избавился от зависимости, и вдруг стал общаться с людьми. Мне до сих пор странно, что мама снова говорит со мной любящим голосом - таким, словно я в детстве, а она меня спать укладывает.

Валя ничего не отвечает ламе, задумалась. Вале 31, родилась в Перми, работала в Москве бухгалтером. Почти всю взрослую жизнь ее мучает псориаз.

«Раньше высыпания были по всему лицу. Я стеснялась выходить к людям: некрасиво, неэстетично, и вечно все пристают с расспросами. Псориаз появился, когда я поругалась с родителями и ушла из дома. Говорят, виновата генетическая предрасположенность, но у меня в семье никто не болел. Не повезло одной мне.

В Москве я ужасно много работала. Рутина так надоела, что я съехала из арендованной квартиры, раздала все вещи и поехала путешествовать - хотела найти лекарство от псориаза. Два года жила в Индии. Соленая вода и солнце дали косметический эффект, болезнь ушла внутрь, но не исчезла. Когда я вернулась в Россию, снова начались обострения. Здесь, на горе, я хочу вылечить голову, ведь любое заболевание - это психосоматика. Вот вылечусь сама - и стану помогать другим.

Я пришла сюда в глубокой депрессии, а сейчас никакие червяки в голову не лезут. Здесь слишком красиво для тяжелых мыслей: выхожу во двор, смотрю по сторонам, и счастье зашкаливает».

Собака лает - караван идет

Последние два года монастырь находится под угрозой сноса. В недрах горы, на которой он расположен, - залежи титаномагнетитовой руды. В восьми километрах, внизу, каждый день гремят взрывы: после десятиминутной сирены звучат два коротких сигнала, и в воздух поднимаются облака раскрошенной породы. Когда ресурс Западного карьера будет исчерпан, «Евразу» понадобится новое месторождение - то самое, рядом с которым стоят буддийские ступы монастыря Шад Тчуп Линг. Комплекс попадает в санитарно-защитную зону нового карьера, где запрещено любое строительство.

Михаил Санников начал строительство незаконно, а потому у предприятия есть право выгнать непрошенных гостей со своей территории. Лама Докшит не раз пытался легализовать свои постройки, вел переговоры с администрацией города и комбината, но в феврале 2017 года Служба судебных приставов выпустила постановление о сносе монастыря. Тогда за буддистов вступились власть и общественники, в том числе музыкант Борис Гребенщиков, а приставы из-за размытой дороги долго не могли вручить постановление ламе. Попутно выяснилось, что по крутому склону на вершину вряд ли поднимется строительная техника, необходимая для сноса. Вопрос повис в воздухе, и жизнь на горе продолжается.



Время от времени в конфликте случается новый поворот. Например, месяц назад депутат Госдумы Андрей Альшевских подал в администрацию губернатора Свердловской области запрос о том, как работает группа по сохранению монастыря. В ответ из администрации прислали письмо с результатами экспертизы, которую провел Санкт-Петербургский государственный музей религии. В них говорилось, что религиозная организация на вершине Качканара нелегитимна, потому что не имеет устава, а еще не может рассматриваться как монастырь, потому что в ней нет необходимого количества монахов.

В ответ на результаты экспертизы жители Шад Тчуп Линга пожимают плечами. После новости об экспертизе они связались с главным специалистом музея, и оказалось, что специалист не знает о проведенном исследовании. Весной из Индии вернется первая монахиня монастыря, Сатима, а после обучатся и другие. Собака будет лаять, а караван - идти.

Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.
Сиддхартха Гаутама
Продолжаю рассказ об интересных людях. Да, рассказ в основном будет об единственном на территории России горном буддистском монастыре, но монастырь — дело рук конкретного человека.
Итак, весна, Свердловская область, Качканар, одноименная гора.

01.
Информацию о монастыре я нашел случайно при подготовке весенней поездки на Урал. Толковых отчетов о посещении можно пересчитать по пальцам, в основном какие-то статьи о судебных тяжбах с Качканарским ГОКом и слухами о скором сносе. Так что надо было брать руки в ноги и ехать, пока не поздно.

02.
Гора Качканар стоит рядом с одноименным городом, точнее, город раскинулся у подножия горы. Гора так себе, далеко не Эльбрус, всего 887,6 м. Вот на эту высоту нам и надо было зайти.

03.
Самым сложным из всего восхождения было пройти проходную ГОКа. Гора-то оказалась на территории предприятия. Спросил у охранницы, можно ли пройти на гору, та ответила, что можно, но надо согласовать в управлении, это в городе, но они сеодня не работают (суббота), да и не быстрое это дело. Но раз уж мы приехали издалека, она просто обязана рассказать нам о том, что работа у них сложная, территория огромная и за всем уследить просто невозможно. Вот тут у шлагбаума она видит, а вон там, за кустами в трех метрах уже нет. Говорят, там есть тропинка, а дальше уже по дороге, главное, под БелАЗ не попасть. Поблагодарив охранницу и громко высказав свое сожаление по поводу недоступности монастыря из-за бюрократических проволочек, мы отправились за кусты.

04.
Ну а дальше по отличной дороге поднимаемся в гору. По пути можно тормознуть на паре смотровых площадок, даже залезть на осветительные вышки. Карьер действующий, так что смотреть есть на что и смотреть надо в оба.

05.
От второй смотровой в гору уходит прямая старая дорога, нам по ней. Поднимаясь, буквально за час пересекаешь несколько природных поясов. Сюда надо водить на экскурсии детей, редко в такой доступности можно так наглядно показать изменения в природе.

06.
И в итоге выходишь на небольшую поляну. Прямо пойдешь — попадешь к скале Верблюд и высокогорному озеру.

07.
Озеро так себе. Летом, наверное, повеселее будет, а в мае на нем еще был лед. На люду такой толщины еще сидят рыбаки по весне

08.
А направо начинаются просто фантатические (для конца весны) залежи снега, по которым видена цепочка старых следов. Идем по ним. Шаг в сторону и проваливаешься почти по пояс.

09.
Под ногами толстенный слой снега, а под снегом журчат ручьи. Их отлично слышно и проваливаться в них совершенно не хочется. Через несколько сот метров прямо в лесу большая стопка досок и табличка в стиле «Путник, выброси свои вещи, оставь усталость и помоги в строительстве монастыря». Мы помогли, да.

10.
Последний рывок по курумнику, прыгаем по скользким камням и вот, монастырь. Честно говоря, были опасения не застать его на месте.

11.
Монастырь строится, из полностью готовых строений, пожалуй, только ступа Пробуждения. Через ворота, барабаны и информационную доску наконец-то попадаем внутрь.

12.
Нам явно рады

13.
Да нет, на самом деле рады. На лай собак вышел человек и провел нас внутрь, сушиться после купаний в снегу и пить чай. «Пить чай», пожалуй, самая частоиспользуемая фраза на вершине.

14.
В это понятие вкладывается не само чаепитие, хотя оно конечно же непременно будет, а, скорее, разговоры и посиделки. Восточный такой вариант, это же Азия.
«А вы откуда сами-то? А фотки потом где посмотреть? В жж? Он еще жив?!»
Вскоре у них появился бортовой журнал shadtchupling

15.
Обогревшись, выходим на разведку. Это потрясающей красоты место! Я люблю горы, даже такие небольшие. Что-то в них есть первобытное, раскрывающее в человеке подсознательное.

16.
Давным давно на этих землях жили манси. На самой горе не жили, но она считалась местом силы и использовалась для свершения религиозных обрядов.

17.
Когда в эти места пришли русские, они заинтересовались местными месторождениями. По слухам, сам Демидов хотел выкупить у манси гору целиком, но что-то там у них не срослось.

18.
Потом по этим местам прошла платиновая лихорадка, но быстро закончилась. ГОК был основан в конце 50-х годов прошлого века, тогда же был основан и город Качканар у южного склона горы.

20.
Идея постройки монастыря пришла его создателю в 1995-м году. Создателем стал Михаил Васильевич Санников, очень интересный человек. Он родился в семье военных, сам несколько лет командовал диверсионно-разведовательной группой в Афганистане.

21.
Из армии он демобилизовался по инвалидности в звании капитана, работал санитаром в морге, коком в речфлоте, экстерном закончил Нижнетагильское художественное училище.

22.
В конце 80-х, в возрасте 27-ми лет, Михаил решает поступить на учебу в Иволгинский дацан. Поступил и принял монашеское имя Тензин Докшит. Ездил в Монголию и после окончания обучения хотел перебраться туда жить. Но судьба распорядилась иначе.

23.
Если быть совсем точным, иначе распорядился его учитель Пема Джанг. Молодому ламе Докшиту было дано распоряжение о постройке буддистского дацана на Урале. Логика проста: на востоке есть бурятские храмы, на западе питерский Гунзэчойнэй, на юге дацаны Калмыкии, а посередине пусто. Нет на Урале буддистских храмов. А чтоб совсем выделится, храм должен стоять на вершине горы.

24.
Выбрали Качканар, гору на границе Европы и Азии. Как я уже говорил, это место давно было известно как место силы. А имя монастырю дали Шад Тчуп Линг — «место практики и реализации» (или «Место изучения и осуществления», кому как больше нравится). Стройка началась 15 мая 1995-го года и строил первые годы Тензин Докшит один.

25.
Первые постройки практически полностью были деревянные и случившийся в 1998 году пожар уничтожил все отстроенное. Ламе и его немногочисленным ученикам пришлось начинать все заново.

26.
После прогулки по горе опять пьем чай.

27.
Михаил отличный собеседник со своеобразным чувством юмора. В общем, если вы общались с буддистом, который был военным, патологоанатомом и речником, да еще с неплохим образованием и энциклопедическими знаниями в различных областях, то вы меня поймете
Почему-то мне все время вспоминался «Золотой теленок»
«– Читали про конференцию по разоружению? – обращался один пикейный жилет к другому пикейному жилету. – Выступление графа Бернсторфа.
– Бернсторф-это голова! – отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. – А вы читали, какую речь произнес Сноуден на собрании избирателей в Бирмингаме, этой цитадели консерваторов?
– Ну, о чем говорить… Сноуден-это голова! Слушайте, Валиадис, – обращался он к третьему старику в панаме. – Что вы скажете насчет Сноудена?
– Я скажу вам откровенно, – отвечала панама, – Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
И, нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
– Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно-Чемберлен все-таки тоже голова.
Пикейные жилеты поднимали плечи. Они не отрицали, что Чемберлен тоже голова. Но больше всего утешал их Бриан.
– Бриан! – говорили они с жаром. – Вот это голова!»

28.
Нет, на самом деле я готов был слушать Михаила Васильевича целый день, а то и два. Он рассказал, почему курить сигареты с фильтром вреднее, чем просто сигареты, чем отличается трубочный табак от папиросного (он любит курить), историю о приходе на эти земли русских и что было до этого, как добывают руду и почему Кочканарский ГОК хочет их отсюда выселить и еще много всего.

29.
Я узнал кучу новой информации, но так и не получил ответа на свои вопросы о планах монастыря, откуда деньги на строительство и почему нет документов на землю. С буддистской прямотой лама отвечал мне, что мы есть то, что мы думаем; что монастырь не главное, главное процесс; а деньги это как с едой: если ее принимать внутрь по потребности организма, то еда становится пищей и раз организм жив, значит пища есть. Отличный ответ налоговой, можете использовать

30.
После чая и разговоров перерыв на работы. В тот день делали навес-сарай для всяких хозяйственных нужд.

31.
Люди тут собрались рукастые, да и хочешь ты того или нет, поневоле научишься работать руками. Всякие механизмы собирались по округе и используются в хозяйстве. Просто так никто не потащит на гору такие тяжести.

32.
Еще пару лет назад проблем с доставкой стройматериала, продуктов, да и вообще с передвижением было меньше. От ГОКа был пропуск на проход и проезд, машина могла доехать до той площадки с указателем на Верблюд.

33.
С тех пор политика комбината кардинально изменилась и даже пешком монахи проходят КПП нелегально. Есть еще тропинка с северной стороны горы, но для перевозки чего бы то ни было она пригодна только в зимний период.

34.
Тогда с помощью собак или снегохода производится заброска стройматериала. По большому счету, в монастыре два времени года: зима время заброски стройматериала и учебы, лето время строительства и учебы.

35.
Тут, наверху, нет электричества, водопровода, парового отопления. Нет официальных разрешений, нет документов. Один на один с окружающим миром.

36.
Территория монастыря, собственно, как и вся гора со всеми озерами, Верблюдами, памятником Гагарину и массой туристических троп Качканарский ГОК хочет окончательно закрыть. Бассейн расширяется, начинают разработку нового месторождения и есть риск, что гора от взрывов может разрушаться.

37.
Шад Тчуп Линг единственный в России горный буддистский монастырь, Качканарский ГОК разрабатывает единственное в России ванадиевое месторождение. Трудно спорить с деньгами, комбинат выдает 55 млн тонн железной руды в год.

38.
Кроме монастыря мы можем потерять еще и гору, как это случилось с одной из стерлитамакских шихан. В 2015-м году ГОК собирается запустить добычу на новом месторождении у самого подножья горы.

39.
Один из главных постулатов буддизма в том, что все в этом мире изменчиво и непостоянно.

40.
Но вернемся в монастырь. Мы пришли туда на пару часов, в итоге остались на баню, ужин и ночевку. Откуда что берется на этой каменной вершине?

41.
Хоть на дворе и май месяц, расписание еще зимнее. Учеба, походы за стойматериалами, чай. Никто не стоит над учащимися с палкой, просто если ты пришел сюда, значит хочешь учится, а чтобы выжить надо заниматься хозяйством.

42.
Таким должен стать монастырь в конце стройки. В перевозке стройматериалов основную помощь оказывают собаки. Ребята говорят, что намучались с ними, пока не поняли, что надо делать, чтобы они тащили сани в нужную сторону. Ну и собаки вроде бы поняли, что от них хотят. Но все равно бывают случаи, когда вся связка срывается в сторону и улепетывает куда глаза глядят, увлекая с собой сани.

43.
Михаил говорит, что уровень учеников разный. Кто-то с высшим образованием, а кому-то надо подтягивать школьный курс. Книги в библиотеке на любой вкус, это точно.

44.
Согласно распорядку, из числа монахов назначаются дежурные по хозяйству, наряд на стройку, кто-то уходит в город по делам или за продуктами. В общем, как в армии.

45.
В подсобном хозяйстве куры, козы, корова, собаки. Всех надо накормить, за всеми убрать.

46.
Некоторых еще и подоить.

47.
Это огород. Говорят, что-то даже выращивают. Михаил за год закончил Пермский Сельскохозяйственный Институт и, наверное, знает какие-то тайны, как на камнях вырастить картошку. Я же говорю, очень интересный и разносторонний человек.

48.
Электричества нет, свет от керосинки, но есть светодиодное освещение, работающее от автомобильного аккумулятора. От него же работает ноутбук, а аккумулятор заряжается днем, когда для работ заводится бензогенератор.

49.
Вода местная, дождевая. Она набирается в естественный резервуар, и берется по мере надобности. Зимой это все промерзает до дна и приходится топить лед и снег.

50.
Как говорит лама, пьют не первый год, рога-копыта не отрасли, так что все нормально Трудно было в засушливые годы. Было лето, когда несколько месяцев не было дождей и сидели без воды.

51.
Вот как-то так и живет это уникальное место. Понятно, что не все законно, понятно, что внешне это больше напоминает трудовую общину, но очень бы хотелось, чтобы ГОК нашел возможность оставить монастырь и гору в покое.

52.
Пожелаем монахам удачи и крепости духа. Насколько я знаю, сейчас, спустя полгода года, ситуация у них без изменений.

И вот опять беспокойная голова и ходкие ноги снова понесли меня по весям Отчизны. Со мной вызывались ехать дочь восемнадцати лет от роду и друг Денис. Путь наш на этот раз был уже немного дальше чем обычно - хоть и богат Пермский край на достопримечательности, но и они когда-то подходят к концу. Нет, конечно, смотреть можно много еще чего, но тут вступают в дело приоритеты и хотелки. А они тяготеют все больше к большим пространствам и горам. Одним словом - к масштабам.

На этот раз был выбран в сторону Свердловской области : практически на границе с Пермским краем есть город Качканар . Славен он Качканарским горно-обогатительным комбинатом (холдинг «Евраз») , который в его окрестностях ведет добычу титаномагнетитовой руды.

Вид на монастырь с высоты северной вершины горы

Что можно увидеть в Качканаре
и по пути к нему?

Основная масса достопримечательностей сосредоточилась в районе одноименной горы : собственно сама гора с ее скальными породами на вершине, горное озеро на месте выработки камня, буддийский монастырь и стела Гагарину . У подножия горы, по пути на вершину расположился Западный карьер Качканарского ГОКа . Также если ехать в сторону Пермского края , то в 40 километрах от Качканара можно посетить гору .

Но обо всем подробнее ниже. Поскольку фотоматериала получилось много, то при всем желании я не смог впихнуть невпихуемое и без потерь показать все эти объекты в одном отчете. Поэтому будет три части - одна про монастырь, а вторая - про иные достопримечательности Качканара , ну а третья - про гору Колпаки .

Как добраться?

Добраться до Качканара не сложно - Качканар находится в 280 км от Перми и 260 от Екатеринбурга . Не проверял дорогу от Еката , но от Перми дорога вполне, хоть и весьма извилистая.

Координаты для GPS-навигатора

58.77678, 59.38694

Монастырь Шад Тчуп Линг на карте

Как подняться на вершину?

Мы выбрали более длинный маршрут - от Западного карьера . Причина этого простая - только идя по этому пути можно увидеть сам Западный карьер .

Чтобы добраться до исходной точки этого маршрута надо проехать город насквозь, свернуть в направлении Западного Карьера , пересечь дамбу и вскоре вы увидите КПП компании Евраз . Там смело оставляйте машину, сворачивайте в подлесок слева и обходите КПП. После можно спокойно выйти снова на дорогу продолжить путь никого не шугаясь. Дорога пологая и старательно выглажена грейдерами. Примерно через 2.5 километра вы дойдете до развилки - справа будет смотровая площадка с видами на карьер, а дорога к монастырю отворачивает влево. По этой дороге необходимо идти еще примерно 4 км никуда не сворачивая до развилки с деревом украшенном лентами. Направо будет дорога к монастырю, а прямо - к горному озеру и скале Верблюд .

Тем, кто не хочет топтать белые ножки могу предложить лайф-хак как сократить пеший путь километров на 6-7. Выясняйте в приемной КГОК телефон бюро пропусков, связывайтесь с ним и получайте нужные пропуска под туристическую цель визита. Сам не проверял (поскольку накануне был выходной день), но по донесениям метОда работает. На полноприводном автомобиле с нормальным клиренсом можно добраться до развилки с «ленточным» деревом - местами, ближе к вершине, на дороге еще лежит снег.

Буддийская община Шад Тчуп Линг

История Шад Тчуп Линг (в тибетском произношении «Шеддублинг» , тиб. bshad sgrub gling ; «Место изучения и осуществления») непосредственно связана с личностью его ламы - Санье Тензин Докшит (Михаила Санникова) , который по указанию своего учителя Пем Джанга (Дарма Доди Жалсараева) в середине мая 1995 года прибыл на гору Качканар и заложил там первый камень монастыря.

За 22 года существования на суровых камнях горы монастырь (небольшая оговорка относительно этого ниже) под началом Ламы Докшит постепенно отстроился. Текущее его состояние далеко от вызывающего восхищение - бросается в глаза, что несмотря на героические усилия последователей, нехватка ресурсов сказывается буквально во всем и стройка движется очень медленно. Тем не менее, за прошлый год монахи возвели ряд важных объектов, в том числе, большую статую Будды . Насколько я понял, чтобы община имела право именоваться монастырем она должна возвести 8 ступ - половина уже создана, а оставшуюся часть монахи намерены закончить в 2017 году.

Чтобы поддержать общину, хорошим тоном при ее посещении, будут принесенные с собой стройматериалы или продукты питания . Чтобы выяснить наиболее актуальные вещи, лучше заранее позвонить по телефону общины и уточнить информацию у дежурного по гостям. Никто ни к чему не обязывает, но просто имейте в виду, что вы просто любопытствующий гость в этих стенах. Мы взяли с собой бур для перфоратора и сладости к чаю.

Помимо туристов, община гостеприимна и паломникам, подробную информацию можно получить .

На мой взгляд, наиболее красивым монастырь выглядит зимой, когда ветер и мороз облекает все в толстый слой инея. Однако, чтобы увидеть все это великолепие придется серьезно потрудиться - многокилометровый путь в гору на лыжах тернист.

Ради чего ехать так далеко и лезть так высоко?


Гостей общины на подступах к вершине встречает курумник
Самая известная буддийская молитва - Ом мани падме хум

Чтобы попасть в монастырь нужно пройти через главные ворота.

Двери ворот имеют красочную роспись. Ветра, влажность и холод довольно беспощадны даже для современных акриловых красок.


Симбиоз камня и духа. В таких суровых условиях используется каждое естественное укрытие.
Ступа
Дежурный по гостям проводит экскурсию для туристов
Ступа
В бойницах скал можно увидеть простор уральской пармы
Внутренний двор монастыря
После экскурсии нас пригласили выпить чая, а чадо также взялось за помощь в изготовлении табличек с мантрами
День удался - ближе к вечеру тучи разошлись и мы наслаждались живописными лучами солнца


У подножия скалы монахи берут воду
Главная статуя Будды

Видео

Небольшое видео из серии «чтовижутопою» - на мою исцарапанную рожу не обращайте внимания - так торопился собраться накануне, что вьехал в головой в бокс при погрузке шмурдяка.

Что увидеть рядом?

Оставайтесь на линии - впереди еще две обещанных заметки: про саму и гору Колпаки .