Правила перевозки ручной клади в самолетах. Новые правила перевозки ручной клади и багажа в самолете по России и за границу: общие и частные нормы провоза различных авиакомпаний

Допустимые габариты и вес ручной клади в самолете ограничиваются определенными нормами. При этом универсальных параметров багажа, который пассажир может провезти с собой в салоне самолета, не существует: в основном нормы зависят от перевозчика, оплаченного класса обслуживания, а также дальности перелета.

В любом случае разрешенный вес и размер ручной клади придется узнать заранее: чтобы не платить за перевес и избежать самой неприятной ситуации — избавления от лишних вещей перед самым вылетом.

С усиленным вниманием стоит изучить до покупки билетов тарифы лоукостеров и предложения по новым промо-тарифам — это относится как к отечественным авиакомпаниям, так и зарубежным. Дешевые перелеты могут оказаться с ограничениями: без багажа или ручной клади либо с более строгими требованиями к весу багажа.

Размер и вес ручной клади в самолетах российских авиакомпаний

Максимальный вес ручной клади в самолетах большинства российских авиакомпаний равен 10 кг, для бизнес-класса — 15 кг. Однако перед покупкой билета нужно выяснить нормы именно по выбранному тарифу, так как они могут сильно отличаться.

Авиакомпания Вес ручной клади Размер ручной клади, см
Аэрофлот

Бизнес — 1 место до 15 кг.

55×40×25 Вес и размер ручной клади у Аэрофлота в 2020 году
S7 Airlines

Эконом — 1 место до 10 кг;

Бизнес — 1 места весом до 15 кг (в сумме).

55×40×23 Габариты и допустимый вес ручной клади у S7
ЮТэйр

Эконом — 1 место до 5 кг;

Эконом-премиум, бизнес — 1 место до 10 кг.

40×30×20

55×40×25

Вес и размер ручной клади у ЮТэйр
Уральские авиалинии

Промо Лайт/Лоукост/Промо/Эконом/Премиум-Эконом — 1 место до 5 кг;

Бизнес/Комфорт — 2 места общим весом до 15 кг.

40×30×20 лоукост

Габариты, вес ручной клади у Уральских авиалиний
Победа 36x30x27 + ноутбук/планшет без чехла и зонт-трость Ручная кладь у Победы
Россия На рейсах SU 6000-6999: эконом, комфорт — 1 место до 10 кг; бизнес — 1 место до 15 кг.

На рейсах FV5501-5900: эконом — 1 место до 5 кг; бизнес — 1 место до 10 кг.

55×40×25 для всех тарифов Нормы: Для SU 6000-6999 ; Для FV5501-5900
Azur Air Эконом — 1 место до 5 кг; бизнес — 1 место до 10 кг. Превышение веса — по согласованию с а/к. 55×40×20 Ручная кладь у Azur Air
Газпром авиа 1 место до 5 кг 45×35×15 Нормы у Газпром авиа
Донавиа

Эконом, комфорт — 1 место до 10 кг;

Бизнес — 1 место до 15 кг.

55×40×25 Нормы у Донавиа
Pegas Fly

Эконом — 1 место до 5 кг.

Бизнес — 2 места до 5 кг каждое.

115 см (55×40×20) Ручная кладь у Pegas Fly
ИрАэро

Эконом — 1 место до 5 кг;

Премиум, Бизнес — 1 место до 10 кг.

115 см (55×40×20) Нормы ИрАэро
Комиавиатранс 1 место до 8 кг 35×22×25 Нормы у Комиавиатранс
Нордавиа

Базовый — 1 место до 10 кг.

Ручная кладь у Нордавиа
Red Wings Airlines

Лайт/Стандарт — 1 место до 5 кг;

Базовый — 1 место до 10 кг.

40×30×20 для тарифа Лайт

Ручная кладь у Red Wings Airlines
Руслайн

Лайт/Классик — 1 место до 5 кг;

Оптимум/Премиум — 1 место до 10 кг.

Вес и размер ручной клади у Руслайн
Саратовские авиалинии 1 место до 5 кг 45×35×15 Нормы ручной клади у Саратовских авиалиний
Royal Flight

Эконом — 1 место до 5 кг;

Бизнес — 1 место до 10 кг.

55×40×20 Ручная кладь у Royal Flight
Nordwind Airlines

Эконом — 1 место до 5 кг;

Бизнес — 2 места по 5 кг.

115 см (55×40×20) Ручная кладь на самолетах Nordwind Airlines
Якутия

Эконом — 1 место до 10 кг;

Бизнес — 1 место до 15 кг.

55×40×20 Ручная кладь на самолетах Якутия
Ямал 1 место до 5 кг 55×40×20 Ручная кладь у авиакомпании Ямал

Вес и габариты ручной клади в самолетах иностранных авиакомпаний

Разброс в допусках по весу и размерам сумки в салоне у заграничных авиакомпаний еще шире. В зависимости от авиаперевозчика вес ручной клади в самолетах чаще варьируется от 5 до 18 кг. В некоторых случаях нормы ручной клади способны удивить щедростью, причем даже в эконом-классе.

Сайты авиакомпаний, осуществляющих международные пассажирские перевозки, часто доступны на нескольких языках, в том числе на русском.

Авиакомпания Вес ручной клади Размер ручной клади Информация на официальном сайте
Aegean

Эконом — 1 место до 8 кг.
Бизнес — 2 места: 8 кг + 5 кг, либо 1 место до 13 кг.

56×45×25, для Olympic Air 55×40×23
Бизнес:
1) 56×45×25 (до 8 кг),
45×35×20 (до 5 кг);
2) 56×45×25 (до 13 кг).

Нормы на сайте Aegean
AirAsia 2 сумки общим весом до 7 кг. 56×36×23 и 40х30х10 Вся информация о ручной клади на сайте AirAsia
Air Astana Эконом — 1 место до 8 кг.
Бизнес — 2 места до 8 кг.
56×45×25 Нормы клади у Air Astana
Air France Эконом — до 12 кг.
Бизнес — до 18 кг.
55×35×25 Багаж в салоне самолета Air France
Czech Airlines

Лайт - 1 место до 8 кг;
Плюс, Флекс — 1 место до 8 кг + 1 место до 3 кг;
Бизнес — 2 места по 8 кг и 1 место до 3 кг.

55×45×25 и доплнительно малая сумка (все тарифы, кроме Лайт) — 40х30х15. Ручная кладь у Чешских авиалиний
EasyJet 1 место. Вес не ограничен, но пассажир должен самостоятельно поднимать ручную кладь на полку и безопасно снимать ее. 56×45×25. По карте easyJet Plus, тарифу FLEXI — дополнительное место 45×36×20. Тарифы ручной клади на сайте EasyJet
Emirates Эконом — 1 место до 7 кг.
Первый класс и бизнес — 2 места до 7 кг каждое (портфель, сумочка или сумка с одеждой)
Эконом — 55×38×20. Первый и бизнес: портфель — до 45×35×20, сумка — до 55×38×20. Параметры ручной клади на сайте Emirates
Etihad Airways Эконом — 1 место до 7 кг.
Первый класс, бизнес — 2 места весом до 12 кг (в сумме)
115 см (40×50×25) Габариты клади на сайте Etihad Airways
Finnair Бизнес, а также по картам Finnair Plus Platinum, Gold и Silver — 2 единицы клади весом до 10 кг (общий вес).
Другие тарифы — 1 место до 8 кг.
56×45×25 Ручная кладь в кабине Finnair
Qatar Airways Эконом — 1 место до 7 кг.
Первый, бизнес — 2 места суммарным весом до 15 кг.
50×37×25 Информация на сайте Qatar Airways
Turkish Airlines Эконом — 1 место до 8 кг.
Бизнес, а также по картам Elite Plus и Elite — 2 места по 8 кг.
23×40×55 Ручная кладь у Turkish Airlines
Lufthansa Эконом, эконом-премиум — 1 место до 8 кг.
Первый, бизнес — 2 места по 8 кг.
55×40×23; Для складных дорожных сумок — 57×54×15 Ручная кладь на самолетах Lufthansa
Korean Air Эконом — 1 место до 12 кг.
Первый и престиж-класс — 2 места общим весом до 18 кг.
55×40×20 Нормы багажа при пассажире у Korean Air
Thai Airways 1 место до 7 кг 115 см по сумме трех измерений

Зарегистрирован 24.10.2017 г. № 48651

В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 19 марта 1997 г. 60-ФЗ " " (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1, ст. 29, № 27, ст.3213, № 46, ст. 5554, № 49, 4 ст. 6075, № 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, № 29, ст. 3418, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3616; 2010, № 30, ст. 4014; 2011, № 7, ст. 901, № 15, ст. 2019, 2023, 2024, № 30, ст. 4590, № 48, ст. 6733, № 50, ст. 7351; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4318, № 53, ст. 7585; 2013, № 23, ст. 2882, № 27, ст. 3477; 2014, № 16, ст. 1830, ст. 1836, № 30, ст. 4254, № 42, ст. 5615; 2015, № 27, ст. 3957, № 29, ст. 4342, 4356, 4379, 4380; 2016, № 1, ст. 82, 18, ст. 2487, № 22, ст. 3095, № 27, ст. 4160, ст. 4224, № 28, ст. 4558) приказываю:

Внести в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г., регистрационный № 10186), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября 2008 г. № 165 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2008 г., регистрационный № 12964), от 25 октября 2010 г. 231 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2010 г., регистрационный 19174), (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2012 г., регистрационный № 24083), (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32421), от 16 июля 2014 г. № 187 (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2014 г., регистрационный № 33780), от 15 февраля 2016 г. № 25 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2016 г., регистрационный № 41479), (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2016 г., регистрационный № 44878), изменения согласно приложению к настоящему приказу.

Министр М.Ю.Соколов

Изменения, вносимые в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82, в части провоза багажа

1. Подпункты 10 и 12 пункта 25 изложить в следующей редакции:

"10) багажа пассажира при заключении им договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа либо багажа пассажира при заключении им договора воздушной перевозки пассажира, не предусматривающего норму бесплатного провоза багажа (далее сверхнормативный багаж);

12) багажа пассажира, вес одного места которого превышает тридцать килограммов (далее - тяжеловесный багаж)".

2. Абзац третий пункта 37 изложить в следующей редакции: "об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, нормах провоза ручной клади, включая провоз вещей, указанных в пункте 135 настоящих Правил, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, условиях перевозки багажа, условиях перевозки товаров, приобретенных в стерильной зоне аэропорта.".

3. Пункт 85 изложить в следующей редакции:

"85. При регистрации и/или оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки в качестве зарегистрированного багажа.

При регистрации и/или выходе на посадку пассажир по требованию перевозчика обязан предъявить для взвешивания ручную кладь, указанную в пункте 133 настоящих Правил, а также рюкзак, детскую люльку, детскую коляску при перевозке ребенка, указанные в пункте 135 настоящих Правил".

4. В пункте 87:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"87. При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке в багажном отсеке воздушного судна под ответственность перевозчика за сохранность таких вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру (далее - зарегистрированный багаж)";

б) абзац четвертый признать утратившим силу.

5. В абзаце третьем пункта 113 слова "нормы бесплатного провоза багажа" заменить словами "нормы бесплатного провоза ручной клади".

6. Название главы X изложить в следующей редакции:

"Перевозка багажа и ручной клади" .

7. Пункт 122 изложить в следующей редакции:

"122. При заключении договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа).

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа, установленная перевозчиком, не может предусматривать менее десяти килограммов на одного пассажира воздушного судна.".

8. Пункт 123 изложить в следующей редакции:

"123. При заключении пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

В случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, не предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан принять к перевозке багаж, оплаченный пассажиром по установленному перевозчиком багажному тарифу".

9. Пункт 125 изложить в следующей редакции:

"125. Если пассажир предъявил к перевозке багаж весом и/или размером, и/или в количестве мест меньшим, чем им было забронировано и предварительно оплачено, разница в оплате перевозки между оплаченным и фактическим весом и/или размером, и/или количеством мест багажа подлежит возврату пассажиру.".

10. Пункт 127 изложить в следующей редакции:

"127. По просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), и при заключении такими пассажирами договоров воздушной перевозки пассажира, предусматривающих норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан объединить сумму норм бесплатного провоза багажа по весу каждого из пассажиров.

В случае заключения пассажирами, указанными в настоящем пункте, договоров воздушной перевозки пассажира, не предусматривающих норму бесплатного провоза багажа, и при условии оплаты такими пассажирами багажа по установленному перевозчиком багажному тарифу, перевозчик обязан по просьбе пассажиров объединить вес багажа, предусмотренный багажным тарифом.

Вес одного места объединенного багажа не должен превышать тридцати килограммов и принимается к перевозке без взимания дополнительной платы.

В случае если вес одного места объединенного багажа превышает тридцать килограммов, оплата такого багажа осуществляется в соответствии с пунктом 136 настоящих Правил.

Багаж подлежит оформлению на каждого пассажира индивидуально.".

11. Пункт 133 изложить в следующей редакции:

"133. Пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза ручной клади).

В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее пяти килограммов на одного пассажира.

Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком" норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки
пассажира.".

12. Пункт 135 изложить в следующей редакции:

"135. В качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:

рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;

букет цветов;

верхнюю одежду;

детское питание для ребенка на время полета;

костюм в портпледе;

устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо пол сидением впереди стоящего пассажирского сидения;

лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;

костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;

товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика".

13. Пункт 136 изложить в следующей редакции:

"136. Перевозка негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, служебных собак, комнатных животных и птиц оплачивается исходя из его (их) фактического веса, габаритов и количества мест по установленным перевозчиком багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве зарегистрированного багажа, за исключением собаки-проводника, следующей с пассажиром, лишенным зрения, кресла-коляски, костылей, трости, ходунков, роллаторов, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также детской коляски, используемой пассажиром, имеющих габариты, не позволяющие безопасно разместить ее (их) в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения, и перевозимых без взимания дополнительной платы.

При перевозке сверхнормативного багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, разница между установленной нормой бесплатного провоза багажа и весом мест багажа, предъявленного к перевозке, оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.

При перевозке сверхнормативного багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, не предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозка такого багажа оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам".

14. Подпункт 4 пункта 230 изложить в следующей редакции:

"4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира".

02.09.2017 , 03:40 1269

В сентябре вступают в силу поправки в Воздушный кодекс, которые дадут право авиакомпаниям брать деньги за услугу по перевозке багажа в рамках невозвратных тарифов. А вот по билету, который можно вернуть, норма бесплатного провоза багажа останется 10 килограммов.

Пассажирам надо будет внимательно смотреть, на каких условиях они заключают договор перевозки с авиакомпанией, то есть покупают билет, после вступления в силу поправок Воздушного кодекса.

Не исключено, что будет возможность перевозки багажа весом более 10 килограммов у крупных перевозчиков по ряду билетов. Особенно тех, кто входит в международные авиационные альянсы. Там лимит устанавливают авиакомпании из разных стран, договорившись между собой.

Кроме того, пассажиры, следующие семьей, имеют право объединить свой лимит по перевозке чемоданов. Например, семья из трех человек сможет взять один чемодан на троих, но весом в 30 килограмм.

Но за больший вес чемодана придется платить как за сверхгабаритный груз, уточнили в минтрансе. Что же касается авиакомпаний, которые перевозят пассажиров по безвозвратным билетам, то здесь придется платить за любой багаж.

И если пассажир решит взять его уже после покупки безбагажного билета, то стоит оплатить услугу перевозки багажа через сайт перевозчика. Это может обойтись в два раза дешевле, чем оплачивать ее перед самым полетом при регистрации на рейс.

Пассажиры, купившие билеты до вступления в силу новых требований Воздушного кодекса (то есть до 29 сентября 2017 года), даже на конец этого года, имеют право брать багаж по старым правилам, ведь они уже заключили договор перевозки, напоминают эксперты.

Те, кто купит авиабилеты до 29 сентября, смогут взять с собой в полет багаж по старым правилам

Новые правила по провозу ручной клади минтранс пока не утвердил.

По прогнозам министерства, стоимость безбагажных билетов будет на 15-20 процентов дешевле, чем цена полета с чемоданом. И они будут пользоваться спросом как минимум у четверти пассажиров, которые летают на небольшие расстояния. Именно столько летали без багажа и до введения новой нормы Воздушного кодекса. Теперь, возможно, таких пассажиров будет больше.

Но надо учесть, если пассажир решил купить дополнительную услугу по перевозке чемодана, то в случае невылета, по новым требованиям Воздушного кодекса, деньги ему за багажные услуги должны вернуть.

А за сам авиационный билет деньги можно получить, если отмена поездки произошла из-за болезни пассажира. И на руках у него есть больничный лист или выписка из медучреждения, пишет Российская Газета.

Изменения в Воздушном кодексе России сводятся к предоставлению авиакомпаниям права брать деньги за любое движение пассажира

Провоз багажа в самолетах, еще недавно простой и понятный, неожиданно стал вызывать множество вопросов. Виной тому необычайная активность Минтранса и «Аэрофлота», проталкивающих один за другим странные законы, якобы облегчающие жизнь для бизнеса.

Но делающие ее невыносимой для простых людей.

Шпионы и диверсанты - вот, пожалуй, единственные, кто летает без какого-либо багажа и покупает всё необходимое по прилету. От трусов до зубочисток. Однако добропорядочному человеку даже на неделю нужно хотя бы 2–3 килограмма личных вещей и 2–4 килограмма техники (ноутбуки сейчас, конечно, легкие, но отнюдь не невесомые – не говоря уж о фотоаппаратах).

Фото с сайта pixabay.com

Как меняют законы?

Вплоть до 2013 года правила провоза багажа для авиаперелётов были общеизвестными и обязательными для всех, вне зависимости от компании и рейса: до 10 кг багажа бесплатно, ручная кладь в салон – не более определенных габаритов, но на небольшое превышение закрывали глаза. Каждый человек, собравшись в аэропорт, точно знал, соответствует ли его багаж нормам. С широким распространением интернета все авиакомпании ввели также возможность бесплатной регистрации на рейс с выбором места за 24 часа до вылета.

Но вот, на обломках рухнувшего под санкциями лоукостера «Добролёт» в России появился новый, национальный лоукостер - «Победа». И его менеджеры очень внимательно прочли Воздушный кодекс и обнаружили, что про ручную кладь и бесплатную интернет-регистрацию там ничего не сказано. В результате «Победа» разрешила провозить в салоне лишь те вещи, которые были явно прописаны в законе как обязательные и бесплатные (костюмы в портпледах, зонтики, фотоаппараты, ноутбуки, дамские сумочки…). За остальное, в том числе покупки из магазинов аэропорта (так называемые duty free), которые принципиально некуда деть, кроме как в салон, взималась ощутимая сумма, порой превышавшая стоимость билета.

Градус ненависти к «Победе» поднялся до предела, когда компанию уличили в намеренном рассаживании семей, в том числе с детьми, в разные углы салона при регистрации в аэропорту. Между тем никаких законов эта подконтрольная «Аэрофлоту» компания не нарушала: она просто пользовалась пробелами в законодательстве.

И вот, наконец, перед нами реакция парламента. Казалось естественным ликвидировать пробелы и вернуть все на круги своя. Однако Минтранс и парламент поступили ровно наоборот.

Фото с сайта pixabay.com

Невозвратный и безбагажный

Согласно принятому в конце июля 2017 года закону отменена обязанность перевозчика предоставлять пассажиру, купившему невозвратный билет, права на бесплатный провоз 10 кг багажа. Эта преференция сочтена нерыночной: теперь же авиакомпании смогут бороться за пассажиров, предоставляя им «наиболее выгодные» цены на перевозку багажа. Авторы законопроекта (Минтранс, за которым торчат уши «Аэрофлота») уверяют, что теперь-то цены на перелеты точно снизятся. Возможно. Снизится цена билета, но это будет более чем компенсировано ценой перевозки багажа.

Данный закон начнет действовать через 60 дней после официальной публикации, ориентировочно в конце сентября – начале октября. Время выбрано хорошо: уже закончится туристический сезон, поэтому особых осложнений не предвидится. В законе подчеркнуто, что перевозчик обязан явным образом уведомлять пассажира о стоимости перевозки багажа уже в момент покупки билета.

Для обладателей возвратных билетов правила остаются прежними. Другой вопрос, что стóят такие билеты в два раза больше, а никаких преимуществ во время полета не предоставляют: сидеть, например, приходится в такой же тесноте между «невозвратниками».

Ободренный успехом Минтранс решил сразу же нанести следующий удар, подготовив новые правила провоза ручной клади. Если ранее в законе никак не прописывался ее вес, то теперь в ведомстве решили описать процедуру взвешивания. В числе прочего разработан список предметов, которые можно провезти сверх новых норм веса ручной клади (5 кг), не взвешивая. И вот тут разразился скандал.


Фото с сайта pixabay.com

Танцы вокруг ноутбука

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко , без тени сомнений подписывавшая любые законы (в том числе поддержавшая отмену бесплатного провоза багажа), внезапно решила защитить народ и заговорила о провокационном характере документа:

«Что касается ручной клади, там вы какую-то чушь написали, что нельзя проносить цветы, телефоны, верхнюю одежду. Кто автор этого документа? Это коллективная безответственность! В министерстве должны учесть замечания сенаторов и не допускать впредь подобных промахов. Если мы будем не удовлетворены, мы сделаем все, чтобы были соответствующие выводы. Вплоть до того, чтобы главу Минтранса наказать административно!»

Между тем, конечно же, никаких запретов на цветы и телефоны в документе нет. Просто они не включены в список предметов, которые можно провозить «сверх установленного авиакомпаниями предельного веса ручной клади» (ранее такого понятия не было вообще). Костыли – можно, костюм – можно, дамскую сумочку любого веса – можно. Остальное надо будет взвешивать и укладываться в 5 кг (или другую норму конкретной авиакомпании, но не менее 5 кг). Хотя, конечно, в карман за телефоном никто к вам не полезет. Странности законодателей порой все-таки компенсируются здравым смыслом бизнеса.

Однако, скажем, шубу или крупный ноутбук с высокой вероятностью придется сдавать в багаж. Учитывая изысканные манеры грузчиков в аэропортах, легко предположить, что станет с этими предметами после двух-трех перелетов.

Подчеркнем, что данная скандальная инициатива не только не принята, но даже не стала еще законопроектом: это всего лишь «документ в первом приближении», как прошептал представитель Минтранса, испуганный атакой Валентины Матвиенко.

На самом деле четкие и единые для всех правила провоза ручной клади нужны, и министерство ведет правильную работу. Вот только 5 кг без учета хрупкой техники – это все-таки издевательство. Нет сомнений, что в процессе подготовки новых поправок в Воздушный кодекс данная ошибка будет исправлена.

Подчеркнем также, что авиакомпании не обязаны брать деньги за багаж и ручную кладь: они только получают такое право. Однако те, кто сохранит нормы бесплатного провоза, скорее всего, будут вынуждены держать чуть более высокие цены на билеты, поэтому на сайтах-агрегаторах их предложения парадоксальным образом окажутся ниже, чем у любителей стричь деньги с пассажиров за каждый чих.

* * *

Так что мы готовимся оплачивать с октября любой багаж – и внимательно следим за размышлениями чиновников над ручной кладью.