Большие Вязёмы. Усадьба «Большие Вязёмы»



Бывшая подмосковная усадьба Большие Вязёмы находится километрах в сорока к западу от Москвы, сразу за Голицыным. С левой стороны шоссе хорошо виден парк и старый усадебный дом.



Находившаяся на старой Смоленской дороге усадьба стала свидетельницей и участницей многих важнейших событий российской истории, она принимала под свой кров Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марину Мнишек, Кутузова, Наполеона...


В конце 16-го столетия Большие Вязёмы были загородной резиденцией Бориса Годунова. Когда поместье попало в руки всесильного боярина, точно неизвестно, но первое упоминание об этом факте относится к 1585-му году. Годунов любил свою подмосковную усадьбу и обустроил её красиво и основательно. При нём были отстроены большой деревянный дворец, церковь, многочисленные хозяйственные постройки, разбиты фруктовые сады, выкопан пруд с каменной плотиной на речке Вязёмке.




Деревянный дворец сгорел в 1618-м году, когда к Москве подступали польские войска, а вот великолепная годуновская церковь Живоначальной Троицы, позже переименованная в Преображенскую, сохранилась.




Четырёхстолпный пятиглавый храм стоит на высоком подклете и с трёх сторон окружён крытыми двухъярусными галереями.







Стены здания сложены из белого камня, а венчающие части и галереи - из кирпича.




Внутри сохранились фрески конца 16-го столетия.


У восточной стены храма в 1807-м году был похоронен шестилетний Николай Пушкин, младший брат поэта.



Рядом с церковью на высокой террасе стоит совершенно уникальная для Подмосковья звонница.





К середине 19-го века годуновская звонница сильно обветшала, и её уже было вознамерились разобрать. К счастью, владелец Больших Вязём князь Голицын не допустил расправы с историческим памятником, правда, в качестве компенсации он разрешил пристроить к древнему храму новую колокольню. Эту новодельную колокольню разобрали во время реставрационных работ в 1950-хх.


Живописную группу храмовых построек окружает копия ограды 18-го века.








К одному из углов ограды примыкает маленький дом причта.




После смерти Годунова Большие Вязёмы числились дворцовым селом. В 1694-м году Пётр I пожаловал бывшие годуновские владения своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну. В 1766-м году владельцем поместья стал его правнук Николай Михайлович Голицын, который в 1770/1780-е г.г. отстроил новый усадебный комплекс, с некоторыми изменениями доживший до наших дней.


Первыми в 1771-м году были возведены парные кирпичные корпуса: гостевой и кухонный флигели.






Стоящее чуть поодаль ещё одно двухэтажное, похожее на флигель здание никакого отношения к старой усадьбе не имеет, оно было построено в 1930-х для Школы искусств.




В 1784-м году между флигелями вырос главный усадебный дом, построенный в стиле французского классицизма.






Особенно хорош дом со стороны старого пруда.




Наверху на аттиках - картуши с фамильным гербом Голицыных.




За церковью сохранились некоторые хозяйственные постройки усадьбы. Большой конный двор конца 18-го века был сильно искажён переделками, и сейчас идёт его реставрация.




В главном усадебном доме работает музей. Надо сказать, что музей этот совсем молодой, он возник в конце 1980-х, и своим существованием обязан энтузиастам-подвижникам. Подлинные интерьеры в усадьбе не сохранились, и музейным работникам для создания экспозиции пришлось в буквальном смысле собирать с миру по нитке. В залах главного дома музейные сотрудники попытались частично реконструировать голицынские комнаты. В части помещений размещены экспонаты, рассказывающие об истории усадьбы и знаменитых персонах, так или иначе связанных с ней.


Парадная столовая представляет мебель и посуду 18/19 столетий.











За столовой находится круглая комната-ротонда, из которой был выход в сад.







На старых фотографиях можно посмотреть, как выглядели комнаты в начале 20-го столетия.




Парадная спальня обставлена мебелью светлого дерева.










В доме было две библиотеки. На первом этаже находилось собрание иностранных книг. В 1812-м году в этой большой комнате после Бородинского сражения жил сначала Кутузов, а через день после его отъезда в той же библиотеке, на том же диване спал Наполеон.









На втором этаже при Голицыных находилась библиотека русской литературы.










Во всех залах находятся милые бытовые вещицы, предметы интерьера, портреты.









В бывшей гостиной на втором этаже - постоянно действующая выставка "Мир детства в дворянской усадьбе".
















В одном уже отремонтированном флигеле находится касса музея, киоск с неплохим выбором исторической и краеведческой литературы и выставочные залы.








Также во флигеле размещены переданные в дар музею работы скульптора Нины Конёнковой.




И конечно, часть музейной экспозиции посвящена Пушкину, бывавшему в Больших Вязёмах и проведшему в детстве немало времени в соседнем Захарове.




Расположенное в двух километрах от Больших Вязём сельцо Захарово в 1804-м году купила бабушка будущего поэта Мария Алексеевна Ганнибал. Каждое лето, с мая по октябрь, в течение шести лет всё семейство Пушкиных проводило в Захарове. Здесь же Пушкины прожили и зиму 1808/1809 г.г.




От усадьбы пушкинского времени сейчас в Захарове остался лишь огромный пруд да несколько вековых деревьев, всё остальное в этом очень юном музее абсолютно новое.








В 1904-м году на фундаменте старого усадебного дома тогдашний владелец Захарова выстроил новое жилище. В 1993-м году при проведении реставрационных работ (!!!) этот дом сгорел. Историкам и реставраторам не удалось найти ни чертежей, ни рисунков, ни даже словесных описаний дома М. А. Ганнибал. Поэтому при воссоздании усадьбы архитекторы взяли за основу типовой проект усадебного дома 18-го века. В 1999-м году к 200-летию со дня рождения Пушкина всего за три месяца в Захарове был отстроен "дом М. А. Ганнибал" и открыт музей.








Очень скромных размеров захаровский дом двухэтажный, второй этаж низкий, антресольный.










В первом этаже дома, в парадных комнатах воссозданы интерьеры пушкинского времени.


Комнаты захаровского дома невелики. В самом просторном помещении, окна которого выходят на террасу с колонным портиком, представлена обстановка Большой гостиной.








Мебель и предметы интерьера, разумеется, никакого отношения к семье Пушкиных-Ганнибалов не имеют, они собраны из различных музейных фондов.











В небольшой угловой комнатке показано, как мог бы выглядеть кабинет хозяйки усадьбы.










В коридоре - небольшая коллекция старых сундуков.





Ещё одно, тоже весьма скромных размеров угловое помещение с альковом представляет собой реконструкцию детской игровой и классной комнаты.



Тут можно увидеть и парту, и наглядные учебные пособия.








Несколько бóльших размеров комната отведена под столовую.









И, наконец, в последнем помещении экспозиции, как дань памяти Арины Родионовны, собраны предметы крестьянского быта.










Конечно жаль, что в экспозиции нет мемориальных предметов. Тем не менее, музей даёт посетителям возможность узнать, как жили небогатые дворянские семейства - а ведь их было несравнимо больше, чем представителей громких аристократических фамилий с огромными состояниями - в своих подмосковных, калужских, псковских, пензенских и прочих имениях.


Конечно, сам Александр Сергеевич считал, что "Отечество нам Царское Село", тем не менее, в 1830-м году накануне своей свадьбы поэт отправился не куда-нибудь, а именно в Захарово. Видимо, накануне кардинальных жизненных перемен душа потребовала совершить сентиментальное путешествие в детство.


Заехал поэт и в Большие Вязёмы, вдохновившие его в своё время и на "Бориса Годунова", и на "Пиковую даму", прототипом героини которой послужила княгиня Наталья Петровна Голицына, частенько жившая в усадьбе своего сына.


Логично, что ещё в конце 19-го века родилась идея создания пушкинского заповедника в этом уголке Подмосковья, но лишь столетие спустя благодаря группе энтузиастов на территории Больших Вязём и Захарова появился Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Да, в обеих усадьбах очень много новоделов и очень мало подлинно "вязёмско-захаровских" экспонатов, тем не менее, музей дарит ещё одну возможность окунуться в нашу историю. А кроме того, в обеих усадьбах регулярно устраиваются тематические праздники, концерты, лекции, встречи с писателями и художниками.

Усадьба «Большие Вязёмы» - архитектурно-художественный ансамбль XVI—XIX веков, бывшая царская, боярская и княжеская резиденция. Находится в одноименном поселке Одинцовского района, недалеко от города Голицыно. Вместе с усадьбой Захарово она входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина, созданный в 1987 г.

Сразу при въезде мы видим вот такой бюст виновнику торжества. В нескольких километрах отсюда находится родовое имение Ганнибалов «Захарово», где юный Саша жил вместе с Ариной Родионовной, так что можно предположить, что он наведывался в эту усадьбу, скажем, воровать яблоки или там подглядывать за купающимися пейзанками, шалопай.

Центральным зданием усадьбы является дворец князей Голицыных, построенный во второй половине XVIII века.

Во время отступления русской армии к Москве Кутузов и Наполеон оба ночевали в этом вот доме, причём в одной и той же кровати, с интервалом ровно в одну ночь. Не в одну и ту же ночь, как кто-то мог бы подумать, а через сутки.

Слово "Вязёмы" скорее всего происходит от слова "вязкий", потому что и речка, и пруд здесь очень илистые.

В конце 1584 года царь Федор I Иоаннович подарил село Никольское-Вяземы Борису Годунову, который начал на этой земле масштабное строительство, и построил первый деревянный дворец.

И как раз в этот месте остановились русская и французская армии после битвы при Бородино.

А в мирное время, кроме А.С.Пушкина здесь останавливались известные литераторы Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, и В.Я.Брюсов.

Вот интересная деталь - солнечные часы. Чтобы полдник не пропустить.

По периметру круга высажено 24 липы, а в центре круга установлен шест, тень от него показывает на дерево, соответствующее определенному часу времени.

В конце 17 века Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну.

Голицыны жили здесть вплоть до революции.

Вот главный из них, генерал-губернатор Дмитрий Голицын, герой Отечественной войны 1812 года и владелец усадьбы с 1813 по 1844 года.

А усадебный дом в Больших Вяземах, дошедший до наших дней, был построен в 1784 году правнуком князя Бориса Голицына полковником Николаем Михайловичем Голицыным.

Единственное кафе рядом.

Голубцы от Арины Родионовны это нечто, вкуснотища!

Наверное, специально для Пушкина везде были расставлены вот такие указатели, чтобы он не напутал, где в усадьбу билеты покупать. Если кому интересно, могу сказать, что туалет здесь очень чистый, и никаких надписей типа "Здесь был Саша" на стенах я не обнаружил.

В конце XVI в. Большие Вяземы принадлежали Борису Годунову, который построил здесь церковь со звонницей псковского типа. По преданию, вяземская церковь построена в один год с колокольней Ивана Великого. Считается, что образцом для церкви в Больших Вязёмах явился Архангельский собор Московского кремля.

В эпоху Смутного времени в усадьбе жил Лжедмитрий и останавливалась со свитой Марина Мнишек.


Какое чудо эта Спасо-Преображенская церковь рядом с усадьбой!

Я больше нигде не видел такой колокольни. Совершенно плоской. Непонятно, как они туда залезали.

Как везде на Руси, на территории храма находятся безымянные могилы.

У храма покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, умершего в 1807 году в возрасте шести лет, младшего брата великого русского поэта. Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в Преображенскую церковь из Захарова, где своей церкви не было, и его первые духовные впечатления и переживания связаны, несомненно, с Большевязёмской церковью.

Ну и под конец несколько фоток внутри усадебного дома. В одной из этих комнат Пушкин познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой, которая только начала выходить в свет.

Хозяйка усадьбы, Наталья Петровна Голицына, ставшая прототипом старой графини в «Пиковой даме», была посаженной матерью невесты на свадьбе Пушкина и Гончаровой.

Чем всё это кончилось, мы знаем. Так что косвенным образом усадьба «Большие Вязёмы» сыграла роковую роль в жизни Пушкина.

Большие Вяземы - крупный поселок городского типа, находящийся в 20 километрах от города Одинцово в Московской области.

В первую очередь Вяземы связаны с именем Пушкина. Все детство, вплоть до поступления в лицей, Александр Сергеевич провел в усадьбе Захарово, находящейся по соседству с Большими Вяземами. Захарово принадлежало бабушке поэта по материнской линии, Марии Алексеевне Ганнибал. Именно в Захарово и Вяземах Пушкин впервые столкнулся с русской природой, с жизнью помещиков и крестьян, здесь начал писать свои первые стихи.

В имении Марии Алексеевны не было храма, и Пушкины ездили в Вяземы на церковные службы. На одном из балов, устроенных в Вяземах, поэт впервые встретился с Натальей Гончаровой.

Два имения нашли отражение в поэме «Евгений Онегин». Захарово стало прототипом усадьбы Лариных, а Большие Вяземы - Онегинским домом. Дворец Голицына, владельца усадьбы в Больших Ваземах, именуют Домом Пиковой дамы. Пушкин никогда не скрывал, что прообразом главной героини повести была княгиня Н.П. Голицына, мать хозяина имения Вяземы. История этого имения связана не только с родом Голицыных, но и с другими известными фамилиями. С какими же?.. Вы узнаете это, прочтя текст до конца.

Большие Вяземы - история

Сейчас Большие Вяземы занимают второе место в Одинцовском районе по числу промышленных предприятий. Но было ли так всегда? Чем привлекательны Большие Вяземы для экскурсионных туров? Давайте перенесемся на четыре с половиной столетия назад.

В России узнали о Больших Вяземах в 1556 году . Здесь можно было остановиться для того, чтобы поменять лошадей и отдохнуть перед прибытием в Москву - еще не усадьба, а ямская станция, Большие Вяземы были последней остановкой на Смоленской дороге перед прибытием в столицу. Здесь частенько назначались встречи с иноземными послами, не удостоенными чести быть принятыми на шикарном приеме в царских палатах.

Возможно, именно политическая важность сыграла решающее значение в том, что в 1586 году Большие Вяземы были пожалованы Борису Годунову. Он моментально развернул на ям-станции строительство.

Большие Вяземы меняются на глазах. Вырастают барский дом, Никольская церковь, храм Преображения Господня. Закладывается Иоанно-Богословский монастырь , строится здание ярмарки . Все это великолепие Борис Годунов окружает деревянной стеной с пятью сторожевыми башнями. Большие Вяземы, по сути, превращаются в крепость.

В годы Смуты Большие Вяземы становятся загородным дворцом Лжедмитрия. В 1606 году здесь останавливается Мария Мнишек. Она привезла с собой многотысячную свиту и пробыла во дворце совсем недолго. А после ее отъезда в усадьбе Большие Вяземы вспыхнул сильный пожар, уничтоживший большую часть имения. Смутное время было щедро на восстания, которые нередко заканчивались пожарами. В одном из них сгорел и терем Бориса Годунова…

Пришедший к власти Михаил Федорович, основатель династии Романовых, в 1618 году приписал усадьбу Большие Вяземы к дворцовому ведомству.

Последующие несколько десятилетий не были отмечены какими-либо важными событиями. Постройки Больших Вязем потихоньку начинают хиреть.

В 1694 году, благодаря Петру Первому, усадьба становится собственностью Бориса Голицына и с тех пор Большие Вяземы навсегда связаны с родом Голицыных. И, хоть сподвижник первого российского императора уже имел комфортное имение Дубровицы, он много сил положил на возрождение Вязем. Сам же Петр I всего два раза приезжал в Большие Вяземы - в 1701 и 1705 годах.

В Больших Вяземах, помимо господского дома, были суконная фабрика, две мельницы, конский завод и плотина. Село насчитывало 30 дворов. В конце XVIII века здесь был выстроен дворец, вокруг которого разбили красивый парк. По нему-то и любил гулять А.С. Пушкин , приезжая в Вяземы.

Интересен факт, что в 1812 году в Больших Вяземах останавливались и Кутузов, и Наполеон. Документальных подтверждений не сохранилось, но поговаривают, что они могли ночевать в одной и той же комнате с разницей всего в сутки!

В Больших Вяземах бывали также Павел I, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой.

Последний владелец усадьбы, Дмитрий Борисович Голицын, в 1908 году устроил в Больших Вяземах дачный поселок . Красивая, истинно русская местность полюбилась русской аристократии.

Но пришла революция, и Вяземы превращаются в совхоз. В барском доме размещается приют для беспризорников. Впоследствии в усадьбе Большие Вяземы сменили друг друга с десяток различных учреждений: санаторий, парашютная школа, танковое училище, разнопрофильные институты.

Из имения было вывезено около 60 ценностей, среди которых были гравюра с изображением родословного древа Голицыных и фамильные драгоценности. По районным библиотекам разошлись уникальные семейные книги.

Что можно посмотреть, приехав в Большие Вяземы с экскурсионным туром?

Хорошо, что люди имеют привычку одумываться вовремя. В конце 1980-х годов в Больших Вяземах краеведы начинают создавать музей.

А в 1994 году здесь образуется Историко-литературный музей-заповедник Пушкина , состоящий из двух усадеб - Захарово и Большие Вяземы . В этом же году музею присваивается звание Государственного музея-заповедника.

Сейчас, приезжая в Большие Вяземы с однодневным туром, можно увидеть дворцово-парковый ансамбль, сохранивший элементы XVI века, Преображенскую церковь, дворец с двумя флигелями, звонницу, несколько бытовых построек и парк XIX века.

Музей очень интересен, в нем представлены самые разнообразные экспозиции - есть даже кукольные комнаты и оловянные солдатики в мундирах XIX века. Интерьеры комнат, мундиры, портреты хозяев… Здесь по-настоящему уютно, отсюда не хочется уходить.

В Захарове сохранился пруд, на берегу которого Пушкин любил сидеть, подбирая рифмы к словам. Здание усадьбы полностью восстановлено и в нем находится «музей детства» поэта . Здесь хранятся поистине уникальные вещи, рассказывающие о культуре XVII-XIX веков.

Если вы цените наследие, доставшееся нам от лучших представителей русской аристократии, если хотите познакомить детей с историей России, неотделимой от истории отдельно взятых людей, вам непременно нужно поехать на выходные в Большие Вяземы. Пройтись по аллеям парка, посидеть у пруда, посетить экспозиции, увидеть оригинальную звонницу и зайти в храм… Можно с уверенностью сказать, что усадьба Большие Вяземы не разочарует и надолго запомнится.

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Недалеко от Москвы на берегу речки Вяземки расположена старинная усадьба. Она знаменита как бывшая царская резиденция и поэтическая родина А. С. Пушкина. На территории имения собрано несколько десятков памятников русской истории и культуры 16 - 19 вв.: дворец, храм, парк, хозяйственные постройки. Усадьба Большие Вяземы хранит богатое культурное наследие.

    С ней неразрывно связана судьба А. Пушкина. Неподалеку от Больших Вязем, в поместье бабушки, проходило детство поэта. Впоследствии прообраз усадьбы неоднократно появлялся на страницах пушкинских сочинений. На территории усадеб Большие Вяземы и Захарово в 1994 году был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.

    Что посмотреть

    В центре усадьбы высится старинная церковь Преображения. Это красивое белокаменное здание, украшенное вертикальными башнями, декоративными проемами и арками. Архитектура церкви Преображения оказалась настолько необычной для своего времени, что дала начало новому типу храмов, именуемых ныне годуновскими. Рядом с церковью сооружена изящная трехпролетная звонница, относящаяся к тому же времени, что и сам храм. Весь комплекс огражден красивой кирпичной изгородью. Церковь Преображения значится в числе наиболее ценных историко-художественных элементов усадьбы Большие Вяземы.

    Напротив церкви разместился уютный парк с выходом на пруд. Небольшие тропинки делят его на ровные аккуратные сегменты. В парке можно посмотреть памятник Александру Пушкину, возведенный к 200-летию со дня рождения поэта. А еще здесь находится памятный камень, заложенный в честь остановки в Больших Вяземах русской и французской армий в 1812 году. На берегу пруда построена маленькая лодочная станция. Стоимость аренды лодки - 220 RUB/час.

    Церковь Преображения значится в числе наиболее ценных историко-художественных элементов усадьбы Большие Вяземы.

    Одновременно с парком был основан дом-дворец князя Голицына. Именно он стал прообразом имения знаменитого повесы Евгения Онегина. Внутри дворца представлена интересная экспозиция. Она повествует о жизни усадьбы в пушкинские времена. Известно, что во дворце содержалась огромная библиотека и архив с редкими документами. Но интерьеры гораздо интереснее осматривать с экскурсоводом.

    В продолжение темы о . Во дворце усадьбы Вяземы расположена большая экспозиция, посвященная роду Голицыных и истории усадьбы начиная с XVIII века. Главный усадебный дом был построен в 1784 году князем Н.М.Голицыным в стиле раннего французского классицизма. После посещения усадьбы Павлом I с сыновьями в 1797 году дом стали именовать Дворцом. В разное время во дворце бывали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.П.Погодин, М.И.Кутузов, Наполеон, Павел I и многие другие. Во время Отечественной войны здесь располагался штаб русской армии, а после ее ухода французские учреждения. Сейчас в экспозиции можно увидеть портреты владельцев усадьбы, восстановленные интерьеры комнат, мебель и изделия быта, множество картин и гравюр XVII-XIX века. Ниже представлена фото-экскурсия по дворцу усадьбы Вяземы.
    Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2016г.

    1. Схема музейных экспозиций во дворце усадьбы Вяземы

    Столовая
    2. Столовая

    3. Портрет князя Бориса Алексеевича Голицына (1654-1714), первого владельца Вязем из рода князей Голицыных. Неизвестный художник, начало XVIII века, копия. Ему же принадлежала

    4. Портрет графа Г.П.Чернышова)1672-1745), деда кн. П.П.Голицыной, 1 пол. 18 в; портрет графа З.Г.Чернышова (1722-1784), деда кн. П.П.Голицыной, А.Рослен, 1770-е; портрет графини Е.А.Чернышовой (1715-1779), матери кн. Н.П.Голицыной, А.Рослен, 1776. Внизу справа князь А.М.Голицын (1723-1807), неизв. художник, 1780-е. Все портреты - копии

    5. Князь Н.Ф.Голицын, неизвестный художник, 1730-е, копия

    Салон (круглая гостиная)
    6. Салон, сверху Апостол Петр, неизвестный художник 17 в, Италия

    7.

    8. Спящая Ариадна, неизвестный скульптор, копия

    9. Вид города Помпеи, 1830 г., Италия, Рим, акватинта

    10. Площадь с фонтаном, 18 в., Западная Европа, офорт

    11. Площадь с фонтаном и двумя каретами, 18 в., Западная Европа, офорт

    12. Вид дворца Шаузи на берегу Сены, 1803 г., Англия, гравюра

    13. Фонтенбло

    14. Салон. Мадонна Скорбящая, Гвидо Рени, 1630-1640гг, Италия

    Будуар
    15. Будуар, парадная спальня князя Н.М.Голицына

    16. Дворцово-парковый ансамбль, фрагмент, по рисунку Ф.Гуарнери, 18 в., Италия, офорт

    17. Фонтан Аполлона в Версале, рисунок и офорт Дж.Данкерса, 18 в, Франция

    18. Фонтан Цереры в Версале, рисунок и офорт Дж.Данкерса, 18 в, Франция

    19.

    20.Снос Бастилии, куше-сын по рисунку Море, последняя четверть 18 в, Франция

    Мужской кабинет
    21. Усадебный кабинет Московского генерал-губернатора кн. Д.В.Голицына. Портрет князя Д.В.Голицына (1771-1844), Ф.Н.Рисс, 1835, копия; портрет княгини Т.В.Голицыной (1783-1841), Ф.Н.Рисс, 1835, копия; портрет императора Николая I, неизв. художник, тип Ф.Крюгера, 1850-е, Россия

    22. Торжественный прием по случаю преподношения кн. Д.В.Голицыну бюста на малахитовом постаменте от московского купечества, 19 в, гравюра

    23. Вид Большого театра в Петербурге, 19 в, гравюра

    24. Сошествие Святого Духа на апостолов, Корнели, 574, офорт

    25. Морской пейзаж с рыбачьими лодками и рыбаками, К.Верне, авторское повторение 19 в

    26. Печальная процессия, имеющая быть при Сопровождении тела в Бозе почивающего Государя Императора Александра I, 1825 г., Россия, бумага, тушь

    Масонский зал
    27. Масонский зал

    28. Дворцово-парковвый ансамбль и каскад фонтанов в Касселе, гравюра А.Спекулюса с рисунка Ф.Гуарнери, Италия, 18 в

    29. Милосердие Самаряниново, гравюра А.Березникова, Россия, рубеж 18-19 вв.

    30. Портреты известных масонов

    31. Принадлежности масонов: элементы облачения; диплом масонской ложи "Палестина", выданный книгоиздателю А.Семену в 1812 г. (в центре); меч в ножнах с рыцарской символикой, Западная Европа, начало 20 в.

    Розовая гостиная
    32.

    33. Дама на фоне готических развалин, неизвестный художник, Западная Европа, 18 в.

    Иностранная библиотека
    34. Здесь 11 сентября 1812 года располагался кабинет М.И.Кутузова. В усадьбе Вяземы штаб Кутузова находился 11 и 12 сентября 1812 года. Экспозиция в иностранной библиотеке посвящена полководцам Отечественной войны 1812 года

    35.

    36.

    37. Список крестьян-ратников Московского ополчения из усадьбы Вяземы, награжденных в 1813 г. медалью "В память Отечественной войны 1812 г."

    Французский зал
    38. После ухода русской армии, 12 сентября 1812 года, дворец занимает И.Мюрат, неаполитанский король, вместе с авангардом французской армии. 13 сентября, в 13:30 в Вяземы прибывает император Наполеон в карете (был болен и не мог сидеть на коне). Наполеон обосновался в деревне Борисовка, откуда выехал утром 14 сентября и уже в 10 часов был на Воробьевых горах. На протяжении сентября и октября Вяземы находились на главной коммуникационной линии Великой армии.

    39.

    40.

    41. Парадная лестница с охотничьими трофеями

    Охотничий кабинет
    42. Охотничий кабинет