Башня Сен-Жак: подробное описание. Заказ экскурсий Online Башня сен жак в париже

Невозможно не заметить высокую, одиноко стоящую башню Сен-Жак. Она не так известна, как и , но тем не менее с ней связано не меньше важных исторических событий и имен, а также увлекательных легенд.

Чем интересна

Старинная башня в готическом стиле, Сен-Жак грозно возвышается над городом. Поблизости нет ни замков, ни других строений, что добавляет ей еще больше мрачности. Но так было не всегда. Когда-то башня являлась частью огромнейшей церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Церковь была возведена в 12 веке на пожертвования богатейшей городской гильдии мясников. Это объясняет необычное название: слово «бушери» в переводе с французского означает «мясная лавка».

Колокольня высотой в 52 метра заинтересовала известного физика и математика Блеза Паскаля: он использовал башню для проведения различных экспериментов и подтверждения своих открытий, например, замеров атмосферного давления.

С церковью Сен-Жак связано имя легендарного алхимика Николы Фламеля. Согласно легендам, ему была известна тайна философского камня, благодаря чему ученый умел не только превращать металл в золото, но и обладал бессмертием. Фламель выделил средства на строительство бокового портала колокольни, где сейчас изображены он и его жена. Когда ученый умер, его похоронили тут же, в церкви, хотя по некоторым свидетельствам, смерть была всего лишь инсценировкой, а самого Фламеля, владеющего секретами вечной жизни, неоднократно видели в разных частях света столетия спустя.

В свое время тут играл на органе знаменитый композитор Франсуа Куперен, именно на этой колокольне работал звонарем Шарль Иар, известный также под именем Квазимодо.

Колокольня стала немой свидетельницей Французской революции в 18 веке: церковь была разрушена и разобрана на камни, а украшавшие башню скульптуры орла, льва, тельца и ангела сброшены вниз. Тем не менее саму колокольню по какой-то причине сохранили.

Башня Сен-Жак сегодня

Башню реконструировали только в середине 19 века: архитектору Теодору Баллю пришлось постараться, чтобы вернуть разрушенному памятнику архитектуры аутентичный вид, в том числе восстановить поврежденные или даже уничтоженные скульптуры. Рядом с башней появился сквер, а внутри сооружения установили метеостанцию, работающую и по сей день.

Долгое время увидеть башню можно было только снаружи, и лишь десятилетие назад бывшую колокольню открыли для посещения туристов. Сегодня можно подняться наверх башни Сен-Жак, со которой открывается потрясающий панорамный вид на город, увидеть статую Святого Иакова, монумент в память о Блезе Паскале, могилу Николы Фламеля и других.

Однако важно помнить, что лестница, ведущая наверх, достаточно узкая, поэтому ради удобства посетителей в час впускают группу не более 17 человек. Башня высотой в 16 этажей, поэтому подъем не рекомендуется тем, кто страдает от проблем с сердцем, головокружения, а также клаустрофобии. Но даже если нет возможности увидеть колокольню изнутри, можно полюбоваться ее изящным готическим стилем снаружи.

Чтобы лучше познакомиться с этим и - , монументами и площадями, можно заказать .

Как добраться?

Башня находится совсем рядом с площадью Шатле, по адресу 39 Rue de Rivoli. Ближайшие : Hôtel de Ville и Châtelet, также добраться можно (номер 21, 47, 58, 67, 72, 74, 81, 85).

Время работы

Башня открыта для посещения с 10:00 до 17:00, трижды в неделю (с пятницы по воскресенье) с 1 июня по 4 ноября, а с

Не счесть всех достопримечательностей Парижа, но среди них есть несколько таких, которые были незаслуженно преданы забвению и только сегодня они вновь обретают свое место в истории и на карте достопримечательностей.

Такая участь постигла и башню Сен-Жак, которая находится совсем рядом со славной площадью Шатле.

Немного истории

Эта готическая красавица, высотой 52 метра, сегодня после проведенной недавно реставрации, выглядит несколько искусственной, кажется, что вместе со смытой копотью ушла и часть таинственности.

Башня производит несколько странное впечатление, одинокая готическая башня, рядом ни церкви, ни замка, нет даже развалин крепостных стен. На самом деле история ее настолько таинственна и глубока, что, кажется, само провидение сохранило эту древнюю свидетельницу былых времен Парижа, ее не разрушили ни преобразования, ни революции, пощадило время. Вот и стоит она в самом сердце Парижа еще с начала XVI века.

Венчает вершину одинокой башни статуя святого Иакова (Сен-Жак, Сантьяго, Сент-Джеймс), работа скульптора Шеньон. Но башня не всегда находилась в одиночестве, в былые времена это была колокольня огромнейшей церкви, занимавшей площадь всего нынешнего сквера, окружающего башню.

Сен-Жак – помощница алхимиков и ученых:

Это была Сен-Жак-де-ла-Бушери — старинная парижская церковь, находившаяся на пересечении главных дорог, в том числе и дороги на юг, тропы паломников к Сантьяго-де-Компостела, святыне находящейся в Испании. Жертвовали на церковь зажиточные мясники, богатые буржуа и писари, крошечные хибарки которых ютились рядом. Среди них был и Никола Фламель. Существует легенда, якобы в руки Фламелю попал таинственный манускрипт, с того времени занялся он поиском философского камня и формулы превращения металла в золото. Говорят – нашел, и тайны все раскрыл, но…

Никола Фламель умер и унес с собой все тайны, похоронили его в церкви, чудом сохранился и надгробный камень с надписью.

Со знаменитой церковью связано имя великого математика XVII века Блеза Паскаля, который неоднократно поднимался на вершину башни и там проверял свои открытия о земном притяжении и пустоте. Говорят, что именно здесь он придумал свой гидравлический пресс.

В этой церкви в начале XVIII века играл Франсуа Куперен – выдающийся композитор, а в конце XVIII века в Париже случилась революция…

Церковь была разграблена, продана на слом, но даже революционные власти не решились ломать башню Сан-Жак. В 1836 году Париж выкупил ее. Реконструкция и восстановление начались в 1854 году, башня представляла жалкое зрелище, сброшены на землю лев, орел, телец и ангел – символы евангелистов, сброшена и фигура Сен-Жака. К счастью, по крупицам удалось все восстановить. Глядя на «пламенеющую готику» башни, невольно задумываешься, над тем, какие тайны скрывает эта хранительница вечности.

Как добраться

Адрес: Square de la Tour Saint-Jacques, Paris 75004
Телефон: +33 1 83 96 15 05
Метро: Châtelet
Автобус: Chatelet
Время работы: 10:00-17:00

Цена билетов

  • Взрослый: 10 €
  • Льготный: 8 €
Обновлено: 10.05.2019

Вы увидите высокую башню Сен-Жак - уникальное архитектурное сооружение, возведенное в стиле поздней готики. Красавица башня Сен-Жак - это бывшая колокольня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери, которая, увы, не сохранилась до наших дней.

Осмотреть башню Сен-Жак Вы сможете во время прогулки по ул. Риволи или, пройдя по мосту Менял от дворца Консьержери .

Подняться на башню и осмотреть красоты Парижа с высоты 52 метров можно во время экскурсии. Ввиду того, что лестница очень узкая, число экскурсантов ограничено и заказывать экскурсию необходимо заранее. Кроме того, надо рассчитать свои силы, поскольку, поднимаясь наверх, Вам предстоит преодолеть 300 ступенек.

Башня Сен-Жак расположена в одноименном сквере, здесь после прогулки и экскурсий Вы можете отдохнуть и осмотреть эту загадочную достопримечательность Парижа . Вы заметите, что немного странно видеть это высокое одинокое сооружение, вблизи которого нет ни церкви, ни крепостных стен. Это объясняется его историей.

Парижане считают башню Сен-Жак воплощением истории Франции.

Еще в XIII веке на средства гильдии мясников и других граждан богатого сословия, в честь апостола Иакова Зеведеева была возведена церковь Сен-Жак-де-ла-Бушери (Иаков по-французски Святой Жак, а «Бушери» переводится как «мясная лавка»). Храм был огромным, он занимал весь современный сквер. Именно около него собирались паломники, когда отправлялись в испанский город Сантьяго-де-Компостела, где в крипте собора Святого Якова покоятся мощи апостола.

Позже в 1509 - 1521 годах сооружается колокольня, наверху которой установили скульптуру Святого Якова.

С именем башни Сен-Жак связаны имена многих ученых, самый известный из которых - Блез Паскаль. Он повторил опыты итальянского ученого с трубкой Торричелли и подтвердил, что эта трубка может служить для измерения атмосферного давления, выполняя роль простейшего барометра. Также считается, что, находясь на башне ученому пришла мысль о создании гидравлического пресса. В нижнем ярусе башни установлена статуя Паскаля.

К сожалению, во время революции церковь и башня Сен-Жак были разграблены. Храм разобрали, а полученный материал использовали для строительства. На колокольню революционные власти не посягнули, хотя все ее скульптуры были сброшены на землю. Вскоре постройку сдали в аренду фабриканту, который производил охотничью дробь.

Высокая башня Сен-Жак как нельзя лучше подходила для башенного способа получения дроби. Расплавленный свинец падал вниз с высоты 50 метров через специальную решетку. Внизу капельки свинца попадали в бочку с водой и, охлаждаясь, превращались в дробь.

В середине XIX века историческое сооружение было восстановлено.

После реставрации 2008 года строение было очищено от пыли и копоти.

Башня Сен-Жак создает атмосферу таинственности и волшебства на улице Риволи - одной из самых многолюдных улиц Парижа, которая наполеона магазинами и модными бутиками.

Церковь была построена в XIII веке в честь Иакова Зеведеева на средства гильдии мясников, что и отображено в её названии (Жак - это французская версия имени Иаков, а «бушери» (boucherie) переводится как «торговля мясом»). Длительный период достопримечательность была местом сбора паломников, следовавших по пути святого Иакова к гробнице апостола Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела (Испания).

На церковном кладбище Сен-Жак-де-ла-Бушери были похоронены такие известные личности как Луиза де Марийяк, Жан Фернель и Никола Фламель. Последний, по легенде, инсценировал свою смерть, поскольку смог открыть секрет получения философского камня. Местные жители рассказывают, что один зеленщик после сноса церкви использовал надгробный камень Фламеля как торговую точку - резал и продавал на камне свой свежий товар.

Строительство башни Сен-Жак (изначально ей была отведена роль колокольни) происходило с 1509 по 1522 годы. В XVII веке известный математик Блез Паскаль использовал башню как высокое сооружение для проведения барометрических экспериментов в области гидростатики и подтверждения гипотезы Торричелли о существовании атмосферного давления. Здесь же, возможно, играл на органе композитор Франсуа Куперен.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Париже, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Во время Великой французской революции церковь Сен-Жак-де-ла-Бушери была продана в частные руки. Новый владелец попросту разобрал сооружение на камни и распродал их в качестве строительного материала, хорошо заработав на столь аморальном «бизнесе». Это произошло в конце XVIII века. Однако саму башню Сен-Жак из уважения к научным достижениям Паскаля не тронули. Некоторое время колокольню арендовал мастер по отливу охотничьей дроби. Процесс производства дроби в начале XIX века был довольно занятным - на самом верху сооружения плавили свинец, а полученную жидкость пропускали сквозь специальное сито, из которого металл «капал» с высоты 50 метров вниз в бочки с холодной водой. Такой способ отлива дроби так и назывался «башенным».

В середине XIX века власти столицы выкупили башню Сен-Жак и через некоторое время известный архитектор Теодор Баллю приступил к масштабной реконструкции. Годы запустения и разграбления не самым лучшим образом сказались на архитектурном памятнике - все религиозные скульптуры и символы евангелистов (изображения орла, льва, быка и ангела) были уничтожены или сильно повреждены. Экстерьер практически пришлось восстанавливать заново. Скульптор Шенийон изготовил новую статую Иакова, которую установили на вершине. В 1856 году рядом с башней появился сквер, а в конце XIX века внутри сооружения открыли метеорологическую станцию.

В 1998 году башня Сен-Жак была включена в список наследия ЮНЕСКО, кстати, именно потому, что она является культурным памятником по дороге к гробнице святого Иакова. Достопримечательность открыта для туристов, однако в час впускают не более 17 человек , поскольку лестница, ведущая наверх слишком узкая. Кроме статуи святого Иакова, у основания башни находится монумент в память Блеза Паскаля.

- групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- открыть историческое прошлое богемного квартала, где творили и бедствовали известные скульпторы и художники - 3 часа, 40 евро

- знакомство с историческим центром Парижа от зарождения города до наших дней - 3 часа, 40 евро

Совсем рядом с островом Сите в Париже находится весьма странное и знаменитое сооружение. Это башня Сен-Жак .

Она хорошо видна с моста на острове Сите или же с улицы Сен-Жак. Выглядит она несколько грубовато и даже устрашающе. У ее подножия есть небольшой скверик, сидя в котором и глядя на башню, невольно задумаешься над тем, какие тайны хранит это древнее сооружение.

Эта башня – настоящая история Парижа. История былого благочестия, заблуждений и страстей. История французского искусства, науки и музыки, варварства революционной толпы и поэзии… Теперь эта история превратилась в легенду и каменный памятник былым временам.

Эта позднеготическая башня начала XVI века стоит посреди Парижа одиноко и словно бы неуместно. А ведь она не всегда пребывала в таком странном одиночестве. Когда-то она была колокольней старинной парижской церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери (церкви Святого Иакова) , которая занимала практически весь нынешний сквер. Место это находится на скрещении главных дорог - с юга на север и с запада на восток, на берегу Сены. В Средние века здесь стояла часовня Святой Анны, а в начале XVI века при короле Франциске I была построена церковь Сен-Жак в слободе мясников, кожевников, дубильщиков кожи, щедро жертвовавших на ее постройку. Именно поэтому в названии церкви фигурирует слово «бушери», от фр. boucherie — мясная торговля, мясная лавка. Но отчего церковь посвятили святому Иакову?

Церковь Святого Иакова в XVIII веке. Документ: Commission du Vieux Paris

Все довольно просто – именно тут проходила дорога на юг, приводившая в конце долгого путешествия к знаменитой испанской святыне Сантьяго-де-Компостела, по-французски - Сен-Жак-де-Компостель.

В надежде искупить свои грехи и обрести покой после смерти на постройку церкви жертвовали свои деньги не только мясники и буржуа, но и писцы, жившие здесь же, неподалеку. Днем они ютились в крошечных будках у стен храма и выполняли заказы – составляли бумаги, писали письма, учили грамоте. Будки их находились со стороны улицы Риволи , которая тогда называлась улицей Писцов – rue des Ecrivains .

Из всех этих писарей весьма интересен один человек, судьба которого больше похожа на легенду. Это Николя (Николас) Фламель , который был беден и, как и прочие, жил в крошечной будке. Однажды ему приснился весьма необычный сон – к нему пришел ангел и показал огромный золоченый манускрипт, украшенный загадочными рисунками и знаками, смысл которых писцу был непонятен. А через некоторое время какой-то незнакомец принес в лавку Фламеля точно такой огромный манускрипт, который тот сразу узнал и выкупил. Название бумаги гласило: «Книга Авраама, иудея, князя, священнослужителя, левита, астролога и философа, обращенная к народу иудеев, гневом Божиим рассеянному среди галлов». Это было собрание алхимических рецептов. С тех пор Фламель стал искать философский камень и формулу, которые позволили бы ему превращать любой металл в золото, а также продлять свою жизнь сколь угодно долго. Ради встречи с просвещенными иудеями в надежде, что те помогут ему перевести и понять смысл загадочных иероглифов из Авраамовой Книги, он даже решился на одиночный паломнический поход в Испанию. В конце концов, говорят, что ему удалось раскрыть все тайны и найти философский камень. Вскоре он достиг всего, чего желал. В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев стал собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал постройки часовен и больниц. Фламель умер предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Он был похоронен в здешней церкви, а надпись на его надгробном камне цела и поныне. Поскольку у него не было детей, почти все своё имущество он завещал церкви Святого Иакова. После смерти Николаса и его жены возникает легенда, что якобы Фламель тщательно готовился к своей «смерти» и будто на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель с супругой скрылся. Бытует множество легенд о Николя Фламеле и его загадочной судьбе. Говорят, что спустя 200 лет после смерти его с супругой видели в Парижской опере, потом в особой тайной лаборатории Фламеля, затем в Индии и в Швейцарии и т.д.

Башня после революции. Гравюра. Документ: Commission du Vieux Paris

Сам Николас оставил после себя труд - «Книгу иероглифических рисунков Парижа», однако из этого труда невозможно понять, как получить из любого металла золото, которого людям вечно так не хватает. В XVIII веке объявилось завещание Фламеля, написанное его последователем. Завещание адресовано племяннику Фламеля и в нем якобы раскрываются этапы приготовления эликсира жизни и философского камня. Сам Николас говорил, что он унесет рецепт приготовления камня в могилу и просил так же поступить своего племянника. Правда все это или нет, нам не известно. В любом случае красивая легенда стала сказкой, в которую очень приятно верить…

В середине XVII века церковь неоднократно посещал знаменитый математик Блез Паскаль . Рассказывают, что он взбирался на самый верх башни, чтобы проверить свои открытия о пустоте и земном притяжении. В ту пору ученый работал над созданием гидравлического пресса и проводил на башне замеры атмосферного давления.

В начале XVIII века в церкви Сен-Жак играл один из самых блистательных представителей музыкальной династии Куперенов - композитор Франсуа Куперен .

Сквер и план восстановительных работ у башни Сен-Жак. Фрагмент из досье J.F. Lagneau, главного архитектора исторических памятников Парижа

А в конце столетия Францию, как известно, постигла революция. Церковь была разграблена и в 1797 г разобрана на доходный товар - камни. Надгробие Фламеля купил зеленщик, чтобы резать на нем овощи, позднее надгробие было у него изъято и возвращено на законное место. Несмотря на то, что церковь разобрали, ломать башню революционные власти все же не решились. Она была продана фабриканту охотничьей дроби. Производство дроби было довольно любопытным: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой. Позднее 1836 году, город Париж купил башню, и еще некоторое время в ней производили свинцовую дробь.

В 1854 году в городе начались восстановительные работы. В те времена башня являла собой печальное зрелище: на землю были сброшены и скульптура Иакова, и символы четырех евангелистов - орел, лев, телец и человек. Но постепенно пустующие ниши были заполнены копиями прежних скульптур. Оригиналы установили здесь же, в сквере. Внизу башни была установлена мраморная фигура Паскаля.

Фрагмент рельефа башни после реставрации

Уже в XX веке была проведена масштабная реставрация башни. Теперь она выглядит светлой и словно возрожденной.

Итак, древнему свидетелю былых времен и исторических событий Парижа, было возвращено заслуженное место в карте достопримечательностей французской столицы.

Борис Носик в своей книге «Прогулки по Парижу» пишет по этому поводу:

«Похоже, круг завершился - мясники и дубильщики, обкраденные евреи, алхимики, Франциск I, Никола Фламель, паломники на пути в Сен-Жак-де-Компостель, Паскаль, Куперен, Революция, Реставрация, де Нерваль, сюрреалисты… Да мало ли о чем еще может напомнить «пламенеющая готика» этой загадочной башни…»

Адрес сквера башни Сен-Жак: Париж, ул. Риволи, 39

Больше информации о Башне Сен-Жак можно получить на Официальном сайте Парижской мэрии – статья La Tour Saint Jacques (на фр.языке)

Литература: Б.Носик. Прогулки по Парижу


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.