Самолеты разбившиеся в году. Последние фото пассажиров, погибших в авиакатастрофе в египте

31 октября лайнер Airbus-321 авиакомпании "Когалымавиа", который выполнял рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, вылетел из Египта в 6.21 (мск) и через 23 минуты. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Обломки российского гражданского самолета обнаружены в центре Синайского полуострова в Египте.

16 августа в индонезийской провинции Папуа при столкновении с горой ATR авиакомпании Trigana Air Service, совершавший рейс из столицы провинции города Джаяпура в аэропорт Оксибил. На борту самолета находились 49 пассажиров и пять членов экипажа. Все они погибли.

30 июня четырехмоторный военно-транспортный самолет Hercules C-130B, произведенный более полувека назад американской авиакомпанией Lockheed, в юго-западной части столицы индонезийской провинции Северная Суматра примерно через две минуты после взлета с меданской базы ВВС "Сувондо" (Soewondo), пролетев всего лишь около пяти километров. Непосредственно перед катастрофой пилот сообщил диспетчерам о неполадках с двигателем, С-130 потерпел крушение в момент, когда он разворачивался для возвращения на базу. На борту разбившегося самолета находились 122 человека, они погибли. Еще 19 человек погибли на земле.

24 марта на юге Франции в департаменте Альпы Верхнего Прованса самолет Airbus A320, принадлежавшей компании Germanwings и следовавший из Барселоны (Испания) в Дюссельдорф (Германия). На борту авиалайнера было 142 пассажира и восемь членов экипажа. Все они погибли. Запись с обнаруженных черных ящиков указывает на то, что катастрофа стала второго пилота — гражданина Германии Андреаса Лубитца.

4 февраля в Тайване самолет ATR 72, вылетевший из аэропорта Taipei Songshan Airport в направлении архипелага Цзиньмэнь, Цзилун. На борту находились 53 пассажира и пять членов экипажа. Среди пассажиров были двое детей. В результате происшествия погибли 43 человека, 15 пострадали. Кроме того, обломки самолета попали в автомобиль такси, в результате еще два человека получили ранения. Согласно данным управления гражданской авиации Тайваня, за несколько минут до падения пилот самолета подавал сигналы бедствия диспетчерам, указывая на проблемы с двигателем.

26 января в Испании самолет греческих ВВС, участвовавший в натовской программе тактического руководства (Tactical Leadership Programme), в момент взлета не смог набрать высоту и в зоне, где находились другие самолеты. Несколько из них он протаранил. В результате катастрофы погибли 11 человек, еще 20 получили ранения.

18 января в Сирии армейский грузовой самолет в районе аэропорта "Абу-аз-Зухур" в провинции Идлиб из-за непогоды. По меньшей мере 35 военнослужащих погибли.

2014

28 декабря самолет авиакомпании AirAsia Indonesia, следовавший из индонезийского города Сурабая в Сингапур, в провинции Банка-Белитунг. На борту были 162 человека (в подавляющем большинстве — граждане Индонезии), все они погибли. Власти Индонезии сообщали об обнаружении в море у берегов острова Борнео обломков самолета и тел погибших.

10 августа в Иране неподалеку от аэропорта Тегерана "Мехрабад" маломестный пассажирский самолет иранской модификации Ан-140 авиакомпании Taban Airlines, направлявшийся из Тегерана в иранский город Табас. На борту находились 40 пассажиров и восемь членов экипажа. Самолет упал сразу после взлета из аэропорта близ автотрассы. Во время взлета у машины загорелся двигатель, самолет резко изменил направление и еще до падения на землю развалился на части. человек.

24 июля McDonnell 83, направлявшийся из столицы Буркина-Фасо Уагадугу в Алжир. Рейс осуществлялся компанией Air Algerie, арендовавшей самолет у испанской Swiftair. Погибли 116 человек. Среди возможных причин катастрофы называют теракт и погодные условия — известно, что самолет отклонился от первоначального маршрута из-за надвигающейся грозы.

23 июля пассажирский турбовинтовой самолет ATR-72 компания TransAsia Airways на Тайване. Самолет неудачно пытался приземлиться в аэропорту города Магун на архипелаге Пэнху. Пилоты попросили о второй попытке приземления, после чего воздушное судно потеряло связь с авиадиспетчерами. Самолет врезался в землю в районе населенного пункта Хусы. При этом он повредил два дома, которые загорелись. На борту самолета находились 54 пассажира и четыре члена экипажа. , 10 ранены.

17 июля в Донецкой области Украины Амстердам — Куала-Лумпур. На борту лайнера находились 298 человек, все они погибли. Киев обвинил в крушении ополченцев, но те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. С призывами тщательно расследовать трагедию все крупнейшие мировые политики.

В ночь на 8 марта самолет Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, совершавший рейс из столицы Малайзии Куала-Лумпур в Пекин (Китай),

Пёстрая толпа туристов, яркий подводный мир, манящий дайверов со всего света, - все это привлекает путешественников. Россияне рвались туда, как на вторую дачу: хотя бы недельку отдохнуть от работы и пожариться на солнце. Летали целыми семьями, пока авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 не вынудила содрогнуться всю страну.

Трагическое происшествие

Туристическая группа фирмы «Бриско» возвращалась чартерным рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Несмотря на раннее утро (вылет в 5.50 местного времени), пассажиры пребывали в отличном настроении. Они выкладывали снимки удавшегося отдыха в социальные сети. Была суббота, а в понедельник многим предстояло окунуться в кого-то ждала работа, кого-то - учёба.

Авиалайнер Airbus A321-231 EI-ETJ, прибывший из Самары, принял на борт 217 пассажиров. Им и семерым членам экипажа к 12 часам дня предстояло оказаться в Северной столице, где многих ожидали в аэропорту родные и близкие. Набрав за 23 минуты заданную высоту в 9400 метров, на скорости 520 км/час воздушное судно внезапно пропало с радаров. В 6.15 (7.15 Москвы) самолёт рухнул в районе Синайского полуострова близ аэропорта Эль-Ариш - самой горячей точки Египта, где правительственным войскам противостояли исламисты Аль-Каиды.

Версии трагедии

Встречающие рейс 9268 в аэропорту Пулково с тревогой следили за табло, на котором высвечивалась информация: «Прибытие задерживается». А к вечеру уже вся страна знала, что обломки пропавшего с радаров воздушного судна обнаружены египетскими властями. Разбросанные на протяжённости 13 километров, с оторвавшейся хвостовой частью, они были показаны по телевидению, что вызвало множество версий специалистов о возможных причинах катастрофы. Наиболее достоверными считались три:

  • Технические неполадки, связанные либо с отказом двигателя, либо с "усталостью" металла. В хвостовой части обнаружили следы ремонта обшивки после того, как в 2001 году воздушное судно при приземлении в аэропорту Каира задело хвостом асфальт. Образовавшаяся микротрещина могла с набором высоты вызвать разрушение самолёта.
  • Авиакатастрофа в Египте - это ошибки экипажа.
  • Террористический акт.

На месте трагедии начала работать комиссия МАК, возглавляемая представителем Египта Айманом аль-Муккадамом. В неё вошли представители России, Франции, Германии, США и Ирландии. После изучения доказательств и расшифровки две первые версии были признаны несостоятельными.

Воздушное судно

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом стала самой крупной в истории Египта и современной России. Аэробус принадлежал компании «Когалымавиа», которая подверглась тщательной проверке. Было выяснено, что после аварийной ситуации 2001 года ремонт воздушного судна проводился во Франции на заводе-изготовителе, после чего были проведены все необходимые испытания. За 18 лет эксплуатации лайнер налетал менее 50% своего ресурса (57428 часов) и находился в исправном состоянии. Об этом свидетельствуют еженедельные технические проверки, последняя из которых была осуществлена 26.10.2015. Бортовые самописцы не обнаружили сбоя в работе систем. До 23-й минуты полёт проходил вполне штатно.

Экипаж

Сорокавосьмилетний командир экипажа Валерий Немов - выпускник СВААУЛШ (ставропольского военного училища). Он один из немногих, кто в сложные 90-е годы переучился на На «Аэробусах» летал с 2008 года, имея 12 тысяч часов налёта, что свидетельствует о его колоссальном опыте. Второй пилот также пришёл из военной авиации, будучи ветераном Чеченской кампании. После ухода на пенсию, Сергей Трухачёв переучился на А321, пройдя подготовку в Чехии. Летал на них более 2 лет. Общий налёт составил 6 тысяч часов. Оба пилота были на хорошем счету в своей авиакомпании. Немова даже преждевременно вызвали из отпуска, чтобы отправить в печально известный рейс 9268.

Официальная версия

Спустя две недели после трагедии версию о теракте официально озвучил руководитель ФСБ во время встречи с президентом РФ. В подтверждение своих слов он привёл следующие доказательства:

  1. Американские спутники зафиксировали тепловую вспышку над Синаем во время катастрофы, что говорит о произошедшем взрыве на борту самолёта.
  2. Фрагмент фюзеляжа имеет пробоину диаметром около одного метра. Её края выгнуты наружу. Это свидетельствует о том, что источник взрыва находился внутри.
  3. При расшифровке самописца, фиксирующего переговоры, перед прерыванием записи слышен посторонний шум, характер которого может быть отнесён к взрывной волне.
  4. Авиакатастрофа в Египте вызвала большой общественный резонанс. Спустя время не только признали ответственность за совершение теракта, но и на страницах журнала Dabig выложили фото самодельного взрывного устройства (СВУ).
  5. У части погибших обнаружены травмы, свидетельствующие о гибели от последствий взрыва (ожоги, разрывы тканей).
  6. Во фрагментах осколков, багаже и на теле жертв найдены следы взрывчатых веществ - молекулы тротила.

Мощность взрыва оценивалась в 1 килограмм Предположительное местонахождение СВУ - хвостовая часть самолёта. Ибо взрывная волна продвигалась вперёд, но разлом фюзеляжа воспрепятствовал её дальнейшему продвижению.

Авиакатастрофа в Египте: кто виноват?

После появления российской версии стало известно, что в аэропорту Египта задержано 17 служащих. Главным вопросом стал один: "Как СВУ попало на борт лайнера?" ФСБ начало изучать биографии 34-х пассажиров (11-ти мужчин и 23-х женщин), на теле которых оказались молекулы тротила. Но официальный Египет вскоре заявил, что нет доказательств для однозначного утверждения о теракте на борту самолёта. Никто из служащих не был реально арестован. Российские власти объявили о вознаграждении в 50 миллионов долларов за любые сведения о террористах.

Лишь в феврале 2016-го от президента Египта прозвучало официальное признание теракта. Было выяснено, что бомба была изготовлена из пластита, используемого для создания боевых снарядов. Она приведена в действие часовым механизмом. Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 показала, что система безопасности в аэропорту не отвечает международным стандартам. СВУ могло попасть на борт с фирмой, поставляющей продукты, через сотрудников, имеющих доступ на взлётную полосу, а также через ручную кладь во время проверки багажа. Последние данные таковы, что находилось в салоне в непосредственной близости от места 31А. Все эти факты привели к запрету продажи туров на отдых в Египте.

Пассажиры рейса

EI-ETJ - последние цифры номера аэробуса. По ним авиаторы называли между собой борт «Джульеттой», ласково - «Джулькой». В то трагичное утро она разбила три авиационных брака и погубила молоденького стюарда, вышедшего на замену вместо уволившегося из-за страшного сна коллегу. А ещё унесла с собой жизни 217-ти пассажиров, 25 из которых - дети. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - это целые семьи, десятки разрушенных любовных историй, младенцы, которым никогда не суждено стать взрослыми. Этим рейсом с родителями летела десятимесячная Дарина Громова. Её фотографию мама выложила в социальную сеть перед вылетом. Девочка стоит в аэропорту лицом к взлётной полосе, а внизу подпись: «Главный пассажир». Эта картинка стала символом трагического рейса, из которого никто не сумел вернуться.

Почти все пассажиры - россияне, 4 человека - граждане Украины, 1 - Белоруссии. Большинство - жители Санкт-Петербурга, хотя есть и представители других областей: Псковской, Новгородской, Ульяновской. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - люди различных профессий. Ещё пока родственники занимались опознанием тел, неравнодушные люди формировали коллективный портрет пассажиров, по крупицам собирая сведения о них. Была создана замечательная галерея, где о каждом нашлось много хороших слов.

Почти год спустя

31 июля Москва и Петербург провели акцию в память о погибших над Синаем. Прошло 9 месяцев: многие родственники получили компенсации, опознали и похоронили своих близких, но не утихла боль. 5.08.2016 пришло сообщение, что сорок пять боевиков во главе с Абу Дуа аль-Ансари, по чьей вине произошла авиакатастрофа в Египте, уничтожены в ходе боевой операции под Эль-Ариш. Так хочется верить, что подобное больше не повторится никогда!

Как известно на данный момент, воздушное судно рухнуло неподалеку от города Эль-Ариш. Незадолго до аварии командир воздушного судна запросил у наземных служб разрешение на экстренную посадку в Каире в связи с техническими неполадками.

По данным интернет-портала Flightradar, лайнер резко снизил высоту перед исчезновением с радаров: самолет рухнул после того, как снизился на 1,5 км.

На борту рухнувшего Airbus 321 находились 224 человека, из них семеро - члены экипажа. П чалу египетские спасатели, прибывшие на место, сообщили, что слышали стоны людей под обломками, и заявляли, что надеются найди кого-то, кто смог выжить, однако вскоре стало известно, что не выжил никто. Большая часть пассажиров самолета были туристами, которые возвращались в Россию после отдыха в Египте.

Среди погибших оказались заместитель главы Пскова , который возвращался из отпуска со своей гражданской женой, а также участница телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя из Петербурга. Также погибли 24 ребенка.

Подавляющее большинство из тех, кто был на борту лайнера, — россияне, однако есть трое граждан Украины и один белорусский гражданин.

Тела жертв катастрофы на момент вечера субботы были доставлены в морги Каира. В Петербурге у близких погибших были изъяты образцы ДНК для проведения опознания.

По сведениям египетской газеты Al Ahram, следователи уже нашли один из бортовых самописцев Airbus 321. «Черный ящик» содержит все данные коммуникаций между самолетом и контрольной башней диспетчеров, а также переговоры командира самолета и его помощников», — отмечается в материале газеты. Расшифровывать его будут российские следователи и авиаэксперты, которые вскоре после трагедии вылетели в Египет.

Крушение Airbus 321 стало крупнейшим в истории России — в нем погибли 224 человека.

До этого наиболее крупной по количеству жертв была катастрофа Ту-154 , летевшего из Ташкента в Ленинград 10 июля 1985 года. Из-за ошибки экипажа самолет вошел в штопор и разбился возле узбекского города Учкудук. Тогда погибли 200 человек.

Почему упал самолет

В первый день катастрофы информация о возможных причинах крушения поступала противоречивая. Так, египетские власти заявили, что экипаж Airbus 321 жаловался на неполадки в двигателе. Они также выдвинули версию о технической неисправности в качестве одной из основных. При этом

в «Когалымавиа» заявили, что не видят оснований сомневаться в технической исправности самолета.

Следственный комитет, по всей видимости, будет проверять все версии. В частности, следователи Приволжского следственного управления на транспорте в Самаре на месте последней заправки потерпевшего крушение самолета в субботу изымали образцы топлива.

Через несколько часов после аварии (запрещенная в России организация) через свое дружественное новостное агентство Aamaq заявило о том, что берет ответственность за крушение Airbus 321. Информацию об этом также разместило . При этом известно, что у местных боевиков нет оружия, способного поразить летящую цель на такой высоте. Позже заявления террористов категорически опровергли российские чиновники, включая министра транспорта РФ. Несмотря на все это,

Кроме того, министр труда поручил выплатить семьям погибших членов экипажа разбившегося Airbus 321 по 1 млн руб.

Примечательно, что на планы по празднованию Хеллоуина в Москве трагедия никак не повлияла. «Газета.Ru» обзвонила организаторов наиболее крупных вечеринок в честь Хеллоуина, запланированных на эту ночь в Москве. Как выяснилось, клубы не намерены вносить коррективы в свои планы в связи с крушением самолета.
Так,

вечеринки состоятся в Soho Rooms, «Арма17», Ray Just Arena и клубе «Москва».

Оставили в силе график и те немногие городские парки, которые присоединились к празднованию, — например, парк «Сокольники». Ранее объявление о мероприятии было размещено даже на сайте префектуры Восточного административного округа.

«Сегодня у нас все состоится по программе, а завтра, конечно, день траура, — сообщил «Газете.Ru» директор парка . — У нас на завтра особо ничего и не запланировано, но танцы, к примеру, отменим».

Могла ли экономия привести к трагедии

Разбившемуся Airbus A-321 было 18 лет. Впрочем, вопреки распространенному мнению, возраст самолета не влияет на его летные характеристики. Дело в том, что каждый самолет обязан проходить регулярные плановые проверки и технический осмотр согласно правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (ICAO). Без соответствующего сертификата воздушные власти и аэропорт не допускают борт к полету. Стоит отметить, что в отличие от известного в России способа «быстро сделать» ТО на автомобиль такой вариант с самолетом невозможен, так как

каждый техник и техническая бригада, проверяющая самолет, несут персональную ответственность за свой участок проверки и ставят свою подпись под ее итогами.

При этом каждый член инженерно-технического состава отвечает только за свой участок (к примеру, двигатель самолета, состояние закрылков, хвоста и т.д). Большинство самолетов, летающих в России, проходят техническое обслуживание за рубежом в специализированных центрах, а некоторые виды технического обслуживания иностранных гражданских самолетов могут проводиться только за границей.

За свою жизнь самолет проходит множество технических проверок, которые фактически сменяют друг друга: Transit check, Daily сheck, Weekly check, A-check, B-check, C-check и D-check.

A-check и B-check — это простая (легкая) проверка, в то время как С- и D-check являются тяжелой формой технического обслуживания. D-check происходит примерно раз в 12 лет (то есть разбившийся борт уже прошел один D-check) и длится 30-40 дней. Во время нее проверяется весь самолет, все его узлы и детали. Узлы, выработавшие ресурс или не прошедшие проверку, подлежат замене. Фактически это означает, что команда ИТС практически полностью разбирает самолет, проверяя каждую его деталь, электронику, проводку и узел на наличие коррозии или ржавчины. В случае обнаружения хотя бы малых признаков коррозии деталь или часть остова заменяется на новую. Как отмечают эксперты, де-факто это означает, что

к 25 годам службы из всех комплектующих самолета, который был собран на заводе-изготовителе, остаются единицы оригинальных узлов и деталей.

Мировой опыт показывает, что большинство авиакомпаний стараются избавляться от старых бортов, постоянно обновляя парк самолетов. Впрочем, дело здесь не в безопасности полетов, а в элементарной экономической выгоде. Чем выше и сложнее уровень технической проверки самолетов, тем дольше она длится и дороже обходится авиакомпании. Таким образом,

сдав самолет на 30-40-дневный D-check, компания будет нести серьезные убытки, так как борт на время проверки не может эксплуатироваться, а значит, приносить доход.

Впрочем, несмотря на высокую безопасность полетов, любая авиакатастрофа привлекает повышенное внимание международных авиационных властей, а также производителей разбившегося самолета. В результате расследования причин авиакатастрофы или инцидентов международные авиационные власти могут внести новые требования по безопасности авиаперевозок.

Так, к примеру, после нескольких инцидентов с отказом навигации в самолете пассажирам было запрещено включать мобильные телефоны, а авиапроизводителям было предписано подумать над улучшением изоляции электронных бортовых систем авиаборта. В результате в новых моделях самолетов эта неисправность была устранена и некоторые авиационные власти, к примеру Европейское агентство авиационной безопасности (EASA), официально отменили устаревшее предписание. Аналогичным образом были введены и предписания держать шторки иллюминаторов открытыми при взлете и посадке: во-первых,

через окна пассажиры могут заметить ЧП за бортом самолета и сообщить об этом экипажу, а во-вторых, в случае жесткой посадки шторка иллюминатора может разбиться и возникает риск того, что острые осколки пластика поранят пассажиров.

Причину сегодняшней трагедии еще предстоит выяснить, однако можно смело сказать, что корреляции между возрастом самолета и его безопасностью нет.

Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а

самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».

Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.

Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».