Нить Ариадны: Путеводитель ~ Италия ~ Болонья ~ Базилика Сан Петронио. Удивительная Болонья: лучшие достопримечательности! Церковь Santa Maria della Pioggia

Базилика Сан Петронио – главная церковь Болоньи, расположенная на площади Пьяцца Мадджоре и посвященная покровителю города. В 5 веке Святой Петронио был местным епископом. Сегодня базилика его имени является пятой по величине церковью мира: ее длина равна 132 метрам, ширина – 60 метрам, а высота сводов достигает 51 метра. Внутри может разместиться около 28 тысяч человек.

Первый камень в основание будущего готического собора был заложен в 1390 году, когда Антонио ди Виченцо был выбран главным архитектором столь важного городского проекта. Строительство продолжалось в течение нескольких столетий: после завершения фасада в 1393 году, началось возведение первых часовен, которые были достроены только в 1479 году. В 1514 году Ардуино дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Однако этим планам не суждено было осуществиться – на проект наложил вето сам Папа Римский Пий IV.

Отделка главного фасада долгие годы оставалась незавершенной – за нее брались многие архитекторы, в том числе знаменитые Бальдассар Перуцци и Андреа Палладио, но по разным причинам дело не двигалось с места. В начале 15 века Якопо делла Кверча украсил главный вход в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета. Его обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, дарили вдохновение художникам эпохи Возрождения.

Внутренне убранство собора примечательно изображением «Мадонны со святыми», выполненным Лоренцо Костой-младшим, и «Пьетой» работы Амико Аспертини. Заслуживают внимания расписанные стены и цветные витражные окна. Хоры были сделаны в 15 веке Агостино де Марки, а дароносица – это творение Якопо Бароцци да Виньола.

Поскольку Болонья была музыкальным центром эпохи барокко в Италии, неудивительно, что в соборе Сан Петронио уже в конце 16 века были установлены первые инструменты. В 17 веке здесь появились два органа, которые и по сей день находятся в прекрасном состоянии.

В левом боковом приделе можно увидеть солнечные часы, установленные в 1655 году, – их автором является астроном Джованни Доменико Кассини. Это самые большие солнечные часы в мире – их длина равна 66,8 метра.

Торжественное освящение собора состоялось только в 1954 году, а в 2000 году сюда перенесли мощи Святого Петронио, до этого хранившиеся в базилике Санто Стефано.

Базилика Сан Петронио всегда играла важную роль в церковной и светской жизни не только Болоньи, но и Европы. В 1530 году здесь был коронован великий Карл V, а в 19 веке – похоронена Элиза Бонапарт, сестра французского императора Наполеона. Уже в наши дни, в 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из «Ада» Данте, где Мухаммеда мучают демоны.

По праву считается «университетским центром» страны. Есть и более потешная характеристика провинции – Умная, Красная, Тучная.

Так охарактеризовали город из – за немалого количества учебных заведений на территории, за цвет крыш зданий, и наконец, за вкуснейшую еду, приготовляемую в местных ресторанах.

Италия – страна с многовековой культурой, богатейшей природой, развитым архитектурным мастерством, поэтому достопримечательностями славен практически каждый город страны. И наша провинция – не исключение! В городе Болонья взору туриста предстанут следующие достопримечательности.

История Болонского университета берет начало со 2 в., т.к. основан он в 1088 году. Считается одним из крупнейших и знаменитейших европейских университетов, начиная со средневековья. Болонский университет в средние века носил название Studium, обучаться здесь стремились отпрыски влиятельных семей всего Земного шара. Университет дал образование ставшим впоследствии известными таким научным светилам, как Эразм Роттердамский, Парацельс, Альбрехт Дюрер, Данте Алигьери, Салимбене Пармский.

Болонский университет считается одним из крупнейших и знаменитейших европейских университетов, начиная со средневековья

Постепенно преподаватели университета, в числе которых был Ирнериус, стали специализироваться на праве, и в результате юридические теории, культивируемые здесь, стали приниматься и использоваться во всей стране.

С 14 в. высшее учебное заведение города Болонья – местный университет, помимо юриспруденции, организовало на своей территории следующие факультеты: астрономии, философии, медицины, риторики, логики, арифметики, грамматики.

Чуть позже в список дисциплин включилась и теология. В настоящее время университет состоит из пяти учреждений, расположенных в разных уголках Италии. Поэтому однозначный ответ на вопрос, где находится Болонский университет, отсутствует. Факультеты высшего заведения обучают студентов общим числом порядка 85тысяч человек, в следующих городах: Болонья, Римини, Чезене, и Форли.

Совершить виртуальную экскурсию по университетскиму городку вы можете, посмотрев видео:

Студенты проходят обучение по таким направлениям, как юриспруденция, аграрное дело, сохранение культурного наследия, психология, коммуникации, политика, и т.д. Главное здание университета расположено на ул. Дзамбони, д. 33, тел. +39 051.209.91.11 / 93.70. Интересующие Вас подробности про Болонский университет можно узнать, посетив официальный сайт: www.unibo.it.

Храмы

Что еще можно посмотреть в Болонье? В средние века на территории города возведено немалое количество храмов, каждый из которых можно по праву назвать объектом культурного наследия страны.

Базилика Святого Петрония

Один из крупнейших по величине храмов в мире, расположен на центральной площади Болоньи — Маджоре. Возводилась базилика достаточно долго, в течение не одного века.

Началось строительство самобытного храма в готическом стиле еще в в 14 в., а закончено возведение и отделка лишь в 17 в.

Интересно, что церковь выстроена в форме древнелатинского креста, в числе ее создателей такие известные зодчие, как Андре Палладио, Джакомо Бароцци ди Виньола, Антонио ди Виченца.

Базилика Святого Петрония расположена на площади Маджоре

Экстерьер стен церкви выполнен также в стиле готика, славящемся строгой геометрией узора. Изнутри собор украшают произведения известных живописцев: «Освящение Христа с 4 святыми» работы А. Аспертини, «Таинственная свадьба Святой Катерины» Ф. Липпи, «Мадонна со святыми» Л. Коста-мл. и другие.

Особого внимания заслуживает древняя реликвия 15 в., неоднократно подвергавшаяся покушениям.

Это фреска с исламским святым Магомедом, изображенным, по сюжету картины, в числе обитателей Ада, которую пытались уничтожить религиозные исламские фанаты, оказавшиеся в Болонье.

Как выглядит базилика Святого Петрония внутри — смотрите в видео:

По прошествии средних веков город Болонья использовал здание Базилика Сан Петронио по общественно-политическому назначению, тут располагались и местный суд, и совет города.

Лишь к 20 –м годам прошлого века в церкви вновь зазвучали молитвенные песнопения.

Посетить собор можно ежедневно с 7-30 до 12-45 часов, и после обеда с 15 до 18 часов.

Монастырский комплекс Санто Стефано

Собор Святого Стефана состоит из 7 зданий, образующих храмовый комплекс. По преданию, это одухотворенный святыми помыслами Святой Петроний пожелал воспроизвести памятники семи главных иерусалимским святыням.

Монастырский комплекс Санто Стефано состоит из 7 зданий

Так, церкви, входящие в комплекс Сан-Стефано, носят названия: Храм Гроба Господня, собор Иоанна Крестителя, храм Святой Троицы, собор мучеников Агриколы и Виталия, двора Пилата и монастыря. Часы посещений базилики, находящейся на площади Святого Стефано, аналогичны режиму работы церкви Святого Петрония.

Храм Мадонны Святого Луки

Выстроен на возвышенности порядка 250-300 м, «Караульном холме». Название церкви дало художественное произведение работы Святого евангелиста Луки – Мадонна с младенцем, ввезенное в город паломником из Греции.

Почетную ношу было поручено вознести на Караульный холм, чье изображение имеет место на иконе, что и было сделано.

Базилика возведена позднее, специально для хранения святыни.

Храм Мадонны Святого Луки построен на Караульном холме

Церковь расположена за пределами города, попасть в собор можно, пробираясь по галерее из 666 арок, общей длиной около 4 метров,ведущей от Сарагосских ворот. Стоимость входного билета – 10 евро.

Что еще посмотреть в Болонье?

Если же Вы оказались в провинции Болонья чуть больше, чем на 1 день, то обязательно осмотрите остальные городские реликвии и памятники. Что можно посмотреть в Болонье за 2 и более дня?
Это знаменитые во всем мире музеи города, башни и дворцы.

Национальная пинакотека

Хранит крупнейшие коллекции работ итальянских живописцев, известных всему миру. Национальная пинакотека Болоньи предлагает взору туристов художественные произведения, созданные знаменитыми Тицианом, А. Кораччи, Л. Коста, Г. Рени, Парамиджано, Рафаэлем, на чью жизнь наложил свой отпечаток итальянский город Болонья.

Национальная пинакотека хранит крупнейшие коллекции работ итальянских живописцев

Расположен музей на улице Белле Арти 56, открыт с 9 до 19 часов ежедневно, кроме понедельника. Цена билета варьируется от 2 до 4 евро.

Археологический музей

Образован в 19 веке, в 1881 году. Знаменит своими экспозициями археологического происхождения эпох палеолита, мезолита, неолита, а также исторические находки, поднятые из этрусских и галльских гробниц. Немалое количество археологических находок было предоставлено музею Болонским университетом и художником П. Палаги.

Археологический музей Болоньи образован в 19 веке

Собраны здесь предметы обихода древних римлян, египтян, греков, а также имеют место обширные коллекции древних наградных и денежных знаков. Вход в музей платный, стоимость 5 евро. Осмотреть местные коллекции можно каждую пятницу с 9 до 14-30 часов по адресу: Виа Арчижинассио, 2.

Крупнейшей из них является башня, принадлежащая некогда семейству Азинелли и названная в честь именитого рода. Построено сооружение в пику семейству Гаризенди, враждовавшему с владельцами башни и выстроившему аналогичную высотку непосредственно напротив. Возвышается над городом на солидную высоту, создана примерно в 1120 году.

С высотной башни Азинелли открывается превосходный обзор на окрестности города Болонья, поэтому сооружение использовалось в качестве вышки для наблюдения.

Позже, в 15 веке, к высотной постройке примкнуло здание крепости, где в наши дни процветает торговля. Характерной особенностью Башни является не только высота около 100 метров и лестница, состоящая из почти пятисот ступенек, но и наклонное расположение.

Знаменитые падающие башни Болоньи

Являясь одной из «изюминок» города Болонья, падающие башни Азинелли и Гаризенди словно «смотрят» друг на друга, накренившись вниз. Посетить высотное здание клана Азинелли можно ежедневно, заплатив 3 евро, с 9 до 18 часов летом, зимой время посещений заканчивается на час раньше. А вход в Башню Гаризенди для туристов, увы, закрыт.

Дворцы Болоньи

Болонья славится своими дворцами:


Блошиные рынки

Болонья знаменита не только огромным количеством культурных исторических объектов, но и достаточно развитой торговлей на так называемых «блошиных рынках». Что можно привезти с собой на память из Болоньи?

Посетите местные торговые точки, и обязательно выберете себе памятную вещицу:

    • Блошиный рынок Меркато Антикварио ди Санто Стефано в Болонье, Италия, славен торговлей антиквариатом. Здесь продаются старинные рамки для зеркал и фотографий, куклы, сумки, светильники. Работает рынок с 9 до 18 часов зимой и до 19 – летом, каждые 2-е выходные. Находится на одноименной площади;
    • Рынок Меркадо ди Коллеционизмо, также предлагает покупателям антикварные вещи, но это больше печатные издания: журналы, газеты, рукописи. Работает с 9 до 6 вечера по четвергам. Расположен на Пьяцца Вилл Агосто;

На блошином рынке в Болонье можно приобрести антикварные вещи на память

  • блошиный рынок Меркато деле Винтаж, торгуют здесь старинными шляпками, аксессуарами, бижутерией, солнцезащитными очками каждый вторник с 9 до 16 часов;
  • Рынок Ла Пьяццола. Продается здесь как одежда, так и разнообразные предметы обихода, картины, статуэтки. Торговля ведется по пятницам и субботам в течение целого дня. Арес: Пьяцца Вилл Агосто.

И это далеко не исчерпывающий список известных миру достопримечательностей, культурно-религиозных, архитектурных памятников и колоритных торговых точек, которые можно с пользой для ума, души и сердца посетить туристу Болоньи!

Если Вы планируете итальянское путешествие, обязательно посетите этот город с его насыщенной культурной, религиозной, да и просто красочной жизнью.

Курьезы Базилики Сан Петронио, Болонья melodie_del_mar wrote in December 20th, 2010

Иногда копнешь вроде бы самые обыденные вещи- и находишь очень любопытные факты, заставляющие увидеть «предмет» в новом свете.
Сидя с чашкой кофе на пьяцца Маджоре в Болонье я особого пиетета к её Главному собору- базилике Сан Петронио- не испытывала. А почитала- удивилась.
Храм-то очень любопытный, очень необычный, исходя из всей его истории.

Во-первых, базилика Сан Петронио на пьяцца Мадджоре в Болонье является пятой по величине церковью в мире. Её высота 132 метра и одновременно там могут находиться 28 тысяч человек!

Во-вторых, несмотря на то, что Базилика посвящена святому покровителю города, Святому Петронию, который был болонским епископом в Пятом веке, её строительство не было церковным проектом, а было проектом коммунальным, она строилась как символ именно коммунальной власти Болоньи и официально перешла к Церкви только в 1929 году, а освященабыла вообще лишь в 1954 году! Несмотря на то, что и хоронили там, и короновали…
Более того- останки Святого Петрония были захоронены в базилике лишь в 2000 году.

Вот такая странная главная церковь в Болонье.
Коммунальный декрет о её строительстве был издан в 1388 году, а первый камень лег в основание в 1390, городской совет пригласил Антонио ди Винченцо для строительства собора в готическом стиле. Работы, как это часто было в те времена, длились ни одно столетие- закончен был фасад лишь к 1479 году.
В третьих- основной вход со скульптурами- работа знаменитого Якопо дела Кверча. Мы в Луккес замиранием сердца разглядываем его Иларию, а тут вся дверь в Делла Кверча, смотри-не хочу.


Болонья всегда была основным центром музыки барокко в Италии, музыкальное сообщество было официально учреждено Папой Евгением IV в 1436 году, с 16 века появились первые музыканты «на платной основе»- получавшие жалование за свою работу, а в 1476 и 1596 годах были сооружены два органа, которые до настоящего времени находятся в превосходном состоянии.
Ещё один любопытный факт- в базилике в левом проходе на полу имеется «меридиан» -солнечные часы в форме астрономического меридиана, в 1655 году он был спроектирован известным астрономом того времени Джованни Доменико Кассини, который преподавал астрономию в университете. Длина меридиана 66,8 метров, это самый длинный астрономический меридиан в мире, ипоказания всегда были точны до уникальности. Кассини вел учетные записипоказаний этих часов

Базилика Сан Петронио - La Basilica Di San Petronio. Находится на площади Пьяцца Маджоре , эта готическая базилика - пятая в мире по высоте, была начата в 1390 году и формально по сей день не закончена. Узнав, что здание должно было больше, чем собор Святого Петра в Риме , Папа Пий IV остановил строительство... Внутри собора - мощи святого Петрония , покровителя города и уникальная фреска XV века, изображающая сцену из Данте , где пророк Мухаммед ввергнут в ад. В 2002 году исламские террористы хотели взорвать здание и уничтожить фреску, но теракт предотвратили. Теперь перед входом в собор стоят рамки металлоискателей и охрана. Также внутри - меридиональная линия солнечных часов , которая тянется 67 метров – самая длинная в мире, и захоронение сестры Наполеона I, Элизы Бонапарт . Внутри помещения базилики может разместиться около 28 тысяч человек!

Инициатором строительства нового большого храма для растущего города в 1390 году выступил Совет Шестисот, то есть городские власти. Чтобы расчистить место для сооружения собора, пришлось снести башни, личные постройки горожан и восемь небольших церквей. Стройка была начата уже в 1390 году, город поручил проект архитектору Антонио Ди Винченцо. В плане трёхнефной базилики лежит латинский крест. Готические своды опираются на десять пилястров с высокими капителями. По горизонтали пространство разделено боковыми капеллами (часовнями).

После окончания работ над фасадом, в 1393 году, начинается создание боковых капелл, законченное в 1479 году. Большая часть капелл (их 22) были декорированы в XV-XVI веках. В 1514 году Ардуино Дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Она должна была стать одной из величайших церквей, имея в длину 208 метров и в поперечнике 142 метра. Однако после вмешательства папы Римского Пия IV - а Болонья в то время входила в состав Папского государства - размеры собора были уменьшены. В 1538 году началась облицовка стен, а затем и фасада по проекту Доменико Вариньяны. Его проект фасада вызвал много споров, свои чертежи представляли на конкурс многие знаменитые архитекторы (эти рисунки сейчас хранятся в музее храма). Нижняя часть фасада выполнена из красного веронского мрамора и белого истрийского камня. Верхняя часть фасада не была облицована.

Ныне длина базилики превышает 130 метров, высота сводов 45 метров. Сан-Петронио - не кафедральный собор, хотя часто за его большую значимость называют главной церковью города. В настоящее время собор носит титул "малой базилики" (Basilica Minor). Среди дошедших до наших дней католических храмов собор занимает 15 место по размерам, пятое по высоте.

Декоративные работы в центральной части базилики проводились под руководством Джироламо Рейнальди в 1646 -1658 годах. Но они были прерваны в 1659 году и не доведены до конца. А вот работы над оформлением фасада здания продолжались вплоть до создания новых боковых порталов по проекту архитектора Якопо Делла Кверча. Однако затем и они были остановлены. Несмотря на привлечение нескольких известных архитекторов, в том числе Бальдассаре Перуцци, Андреа Палладио, Джакомо Бароцци Да Виньола, фасад здания до сих пор не окончен. Постройка была прервана в 1759 году.

В готическом стиле выполнены и внешние декорации, в основном работы Джованни Да Модена, а также мастеров Пармиджанино, Джулио Романо и Мазаччо.

В начале XV века (1426 – 1438) Якопо Делла Кверча (Jacopo Della Quercia) украсил главный вход (портал) в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета (обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, в том числе скульптурная группа, представляющая Богоматерь с младенцем, святого Петрония и святого Амвросия). Богоматерь портала Делла Кверча Микеланджело назвал "самой прекрасной Богоматерью XV века". Считается, что именно рельефы Делла Кверча в Болонье положили начало эпохе Возрождения в искусстве скульптуры.

Боковые порталы сделаны в 1524 - 1530 годах по проекту Эрколе Саккаденари. В оформлении боковых порталов принимало участие и много других художников, среди которых Триболо и Альфонсо Ломбарди. В боковых фасадах открываются окна, освещающие капеллы. В их числе капелла Святого Аббондио, восстановленная в неготическом стиле в 1865 году (именно в ней В 1530 году в происходила коронация Карла V. Карла V (Charles V) короновали там для правления Священной Римской Империей, а коронация его для правления Италией проходила в Палацо Комунале); капелла Святого Петрония, куда в 2000 году из собора Санто-Стефано переместили мощи святого Петрония, покровителя города и настоятеля собора в V веке); самая старая капелла Мадонны Мира со скульптурой Богоматери, выполненной в 1394 году; капелла Маги с деревянным алтарём-триптихом с 27 фигурами, вырезанными из дерева и раскрашенными Джакопо Ди Паоло, а также потрясающей росписью стен; и другие капеллы знатных семейств города с богатыми алтарями и скульптурами. В базилике Сан-Петронио похоронена сестра Наполеона I, Элиза Бонапарт.

Справа (над 11-ой капеллой) поднимается колокольная башня (1481 - 1495 годов постройки). По болонской традиции, на ней 4 колокола. В крипте собора находится одна из старейших известных "групп триумфального креста" - она создана между 1160 и 1180 годами. Примечательны изумительные деревянные хоры созданные в XV столетии Агостино Де Марчи, и дароносица – это творение Якопо Бароцци Да Виньола. Балдахин над главным алтарём был сделан в 1547 году мастером Джакомо Бароцци.

В XVII веке базилика Сан-Петронио была широко известна благодаря инструментальной и хоровой музыке, которая исполнялась в её стенах. Там и ныне два раздельно установленных органа (эпистолярный орган F-a 3 и евангельский орган C-c 4). Один из двух органов собора, созданный в Тоскане во второй половине XV века, считается самым старым в стране (он справа). Он был создан в 1475 году мастером Лоренцо Ди Джакомо из Прато. Находящийся слева орган относится к XVI веку. Он работы Маламини (1596). Оба органа дошли до наших дней в оригинальном состоянии.

В соборе полотна хранятся такие живописные работы, как "Мистическая свадьба св. Екатерины" Филиппино Липпи, "Освящение Христа с четырьмя святыми" и "Пиета" Амико Аспертини, а также работы Джованни Да Модена (начало XV века, "Страшный суд", "Эпизоды из жития святого Петрония", "Путь волхвов", четвёртая капелла). Интересны и работы Джулио Романо, Пармиджанино (1527, "Святой Рох", восьмая капелла), Лоренцо Косты (1492, "Богоматерь на троне", седьмая капелла) и Виньолы.

Базилика служила рабочим помещением В 1660-е годы для знаменитого средневекового астронома Джованни Доменико Кассини. В 1665 году по его расчётам здесь был установлен "меридиан Джованни Кассини", меридиональная линия солнечных часов, длинной 66,8 метра, в левом боковом приделе. Благодаря высоте базилики измерения учёного были поразительно точными для своего времени. Меридиан, скорее, представляет собой не часы, а солнечный календарь – когда через небольшое отверстие в крыше базилики солнечный свет падает на меридиан, луч указывает на месяц и день.

Базилика Святого Петрония долгое время являлась коммунальной собственностью и использовалась для самых разных целей: как место для торжественных событий, для заседаний суда, для общественных собраний. Только в 1929 году, в результате Латеранских соглашений, собор перешел в собственность епархии. Торжественное "финальное" освящение собора состоялось только в 1954 году.

В 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из "Ада" Данте, где Мухаммеда мучают демоны.

Собор открыт для посещения с 7.45 до 13.30 и с 15.00 до 18.00. Время работы: с 7:30 до 18:45 с понедельника по пятницу и с 8:00 до 18:45 в выходные. Сокровищница открыта по воскресеньям с 15:30 до 17:30, вход бесплатный. Однако по соображениям безопасности доступ могут прекратить в любой момент - охраняют базилику достаточно серьезно.

7 марта 2016 года в эфир вышел первый эпизод сериала «Дэмиен», основанного на серии британских триллеров «Омен». Впрочем, определение «основанный», в данном случае, не совсем корректное — сериал, снятый A&E, отвергает вторую и третью часть трилогии и опирается только на первый фильм серии, который был экранизирован дважды: в 1976-ом вышла оригинальная картина режиссера Ричарда Доннера, а премьера римейка «Омена» состоялась в самый, что ни есть символичный день календаря — 06.06.06.

Для тех, кто по какой-то причине про серию фильмов о становлении Антихриста ничего не слышал, краткий экскурс в суть дела. Предыстория такова: жена американского посла в Италии Ричарда Торна рожает младенца, но как только новоявленный отец прибывает в больницу, на входе его встречает священник с настолько грустными глазами и такими крупными мешками под ними, что становится понятно, этот гонец хорошие новости принести не может. Новостей, действительно, оказывается три: очень плохая, плохая и хорошая, излагает их священник, выглядящий скорее, как исчадие Ада, чем как слуга Господень, строго в правильной последовательности, то есть, сначала больно, потом приятно. Мол, мистер Торн, ваш сын родился мертвым, сожалею. Опять же, сожалею, ваша жена больше не сможет иметь детей, но, не расстраивайтесь, вот в соседней палате роженица во время родов вообще умерла, зато родившийся у нее мальчик здоровый и красивый. Не хотите взять его вместо своего? Мы никому ничего не скажем, и ваша жена не расстроится. Дипломат Ричард Торн на то и дипломат, чтобы решать вопросы дипломатически, а потому своей жене Кэтрин он вручает малыша из соседней палаты, которого пара нарекает звучным именем Дэмиен.

На фото: кадр из фильма «Омен» 1976 года

Само собой, Дэмиен — это Антихрист, о чем свидетельствует родинка в виде трех шестерок, скрытая под его красивыми темными волосами. В скором времени семейство перебирается из Рима в Лондон, где живет себе припеваючи до пятилетия малыша. И вот в возрасте пяти лет дьявольская натура ребенка начинает проявлять себя на разные лады: вначале в результате разнообразных несчастных случаев гибнут все, кто мог помешать процессу правильного взросления маленького Антихриста, следом за ними по очереди умирают все те, кто понимает, что случайности, в данном случае, не случайны. Затем погибает и приемная мать мальчика, после чего отец Дэмиена — Ричард Торн — проводит собственное независимое расследование и выясняет, что его приемный сын — Антихрист, а, значит, его нужно заколоть с помощью священных кинжалов. И тут уже в дело вмешиваются не темные силы сатаны, а старая-добрая британская полиция, которая успевает застрелить дипломата как раз в тот момент, когда он заносил руку с разящим клинком над телом приемного сына. Словом, все кроме Дэмиена умерли, конец первой части.

Во второй части, которую создатели сериала проигнорировали, Дэмиен взрослел, мужал и открывал для себя самого и окружащих свои тайные знания и умения, а серии смертей, замаскированных под несчатные случаи, множились вокруг молодого Антихриста в геометрической прогрессии. Ну, а в третьей, самой слабой и нелогичной части трилогии, Антихрист таки погиб от руки журналистки, с которой имел непродолжительные интимные отношения. Гибель Дэмиена Торна получилась настолько нелепой, что фанаты серии «Омен» долгие годы с надеждой ждали воскрешения любимого антигероя. Ждали, пока не дождались, спустя 15 лет после премьеры последнего фильма серии «Омен» второе пришествие Дэмиена Торна все-таки состоялось.

Постер сериала «Дэмиен»

В новой версии Дэмиену 30 лет, о своем детстве он ничего не помнит, со своей миссией в этом мире не знаком, а все разговоры об Антихристе поначалу принимает за бредни городских сумасшедших. Дэмиен Торн в версии 2016 года трудится фотографом в Сирии, и в день его тридцатилетия с ним начинает твориться все то, что должно наставить молодого Антихриста на путь истинный — вначале крещение кровью, а по возвращению в Нью-Йорк — «случайные» смерти близких, малознакомых и совсем незнакомых людей.

Постер сериала «Дэмиен» 2016 года

С точки зрения фактуры, создатели сериала подошли к делу достаточно дотошно, в кадре то и дело мелькают изображения Ада и Люцифера в канонической католической традиции. Давайте же разберемся с деталями и узнаем, откуда создатели сериала позаимствовали пугающие изображения дьявола, придающие сериалу характерную мрачность и атмосферность.

ЛЮЦИФЕР С ФРЕСКИ БАЗИЛИКИ САН-ПЕТРОНИО (БОЛОНЬЯ)

В заставке сериала создатели разметили классическое изображение Люцифера, пожирающего грешников в Аду.

Кадр из сериала «Дэмиен»

В данном случае перед нами — анимированный фрагмент фрески Джованни да Модена, которую можно увидеть в главном соборе итальянского города Болонья — базилики Сан-Петронио.

Фреска Джованни да Модена в базилике Сан-Петронио (Болонья)

Собор Сан-Петронио в Болонье в целом крайне любопытное место. Во-первых, он до сих пор находится в, скажем так, недостроенном состоянии, дело в том, что изначально по проекту архитектора Антонио ди Винченцо базилика должна была стать самой крупной в мире и превзойти размером собор святого Петра в Риме. Понятное дело, Папе Римскому эта идея не очень понравилась, и здание базилики просто не стали возводить до конца, в результате оно смотрится несколько «обрезанным», впрочем, это все равно пятый по величине собор в мире. Во-вторых, хоть храм и начали строить еще в 1393 году, фасад его так до сих пор до конца и не отделан — лишь нижняя часть фасада базилики облицована мрамором, а вот верхняя смотрится весьма печально.

На фото: собор Сан-Петронио в Болонье

Ну и, конечно, знаменитая фреска Джованни да Модена с изображением Ада, которую мы видим в заставке сериала. Она была создана в 1415 году, и это единственная фреска в мире, на которой в Аду присутствуют не только Люцифер и безымянные грешники, но и пророк Мухаммед, что с позиции мусульман — величайшее оскорбление во всех возможных смыслах.

Фигуру сверху на фреске, увлекаемая демоном, — Мухаммед

Несмотря на многочисленные просьбы последователей ислама убрать с фрески изображение Пророка Мухаммеда, никто авторский замысел Джованни да Модена корректировать не стал, ведь именно возможность увидеть изображение Мухаммеда в Аду на фреске пятнадцатого века — одна из главных причин, по которой туристы со всего мира посещают собор Сан-Петронио в Болонье.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО

Изображение дьявола на вагоне поезда метро в заставке сериала — тоже не условная абстракция. В данном случае создатели сериала перенесли на движущийся вагон фрагмент миниатюры «Ад» из рукописи пятнадцатого века «Великолепный часослов герцога Беррийского», созданной по заказу герцога Жана Беррийского миниатюристами братьями Лимбургами, а позже доработанной художником Жаном Коломбом.

Что любопытно, изображение Преисподней на миниатюре — иллюстрация видения ирландского монаха Тундала, которое считалось в двенадцатом веке одним из самых достоверных свидетельств того, что же на самом деле происходит в Аду. Люцифер в данной интерпретации не сидит, как у Данте, в центре ледяного озера, а лежит на решетке над огненной ямой. Демоны раздувают с помощью мехов в яме огонь, Сатана выдыхает адское пламя, попутно бросая себе в пасть души грешников, а другие демоны терзают души грешников у ямы, чтобы затем столкнуть их в огонь.

Миниатюра «Ад» из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Кстати, данная миниатюра была иллюстрацией к поминальным молитвам, а ее автор — один из братьев Лимбургов, предположительно, Жан. Между прочим, эту же миниатюру из «Великолепного часослова» демонстрирует в первом эпизоде сериала и профессор Рэнеус во время визита к нему домой репортера Келли и Дэмиена Торна. Сегодня манускрипт «Великолепный часослов герцога Беррийского» хранится в собрании музея Конде в усадьбе Шантийи, что расположена недалеко от Парижа.

ДЬЯВОЛ С ФРЕСКИ КАПЕЛЛЫ СКРОВЕНЬИ (ПАДУЯ)

Еще одно каноническое изображение Сатаны можно наблюдать в небольшой церкви Капелла Скровеньи, построенной в четырнадцатом веке в Падуе купцом Энрико Скровеньи во искупление грехов своего отца Реджинальдо. Уникальность капеллы в том, что ее стены и потолок полностью украшены фресками великого Джотто — лучшего художника того времени и одного из самых влиятельных итальянских живописцев за всю историю искусств.

На фото: фрески Джотто в Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni)

Изображения Ада на фресках впечатляют неподготовленного зрителя натуралистичностью и неподдельной жестокостью, кстати, в музее Данте во Флоренции именно репродукции фресок Джотто из Капеллы Скровеньи и Джованни да Модена из собора Болоньи представлены в качестве идеальных иллюстраций дантовского Ада, а вовсе не мозаики из флорентийского баптистерия Сан-Джованни, вдохновившие Алигьери на создание первой части «Божественной комедии».

Люцифер на фреске Джотто в Капелла Скровеньи

Именно фрагмент этой фрески вместе с миниатюрой «Ад» из «Великолепного часослова» мы видим в книге Откровений, которую трясущимися от ужаса руками листает исследователь Библии профессор Рэнеус.

На фото: кадр из сериала «Дэмиен», первый эпизод

А вот иллюстрация, соседствующая с репродукцией фрески Джотто, никакого отношения ни то, что к Люциферу, но даже к христианству не имеет. Это всего лишь фрагмент картины «Кадм, убивающий дракона» нидерландского художника-маньериста Хендрика Гольциуса, творившего в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков.

Картина «Кадм, убивающий дракона» Хендрика Гольциуса (1600-1617)

Сцена на картине — иллюстрация древнегреческого мифа о Кадме — сыне финикийского царя Агенора и основателе города Фивы. По легенде, прежде, чем основать город Фивы в Беотии, герою пришлось убить священного дракона бога войны Ареса, после чего зубы дракона были посеяны в землю, и из них выросли легендарные войны Спарты. Как мы видим, никакой связи с христианством, а потому, что данная иллюстрация делала в Откровении Иоанна Богослова, которое листал профессор Рэнеус, для нас так и осталось загадкой.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]