Что такое торосы на байкале. Торосы на байкале

Из Иркутска до Байкала

Мы несемся по дороге от Иркутска к, пожалуй, самому знаменитому озеру Земли - за бортом сильный ветер поднимает белоснежную взвесь, в которой наш белоснежный Audi Q5 quattro® cловно растворяется и становится невидимым, и только четыре черных колеса с полным приводом выносят нас из сложных зимних поворотов на байкальских берегах. Ледовая переправа на остров Ольхон видна с высокого берега Байкала издалека. Геометрические линии больше похожи на странные техногенные коммуникации, пуповиной связывающие остров и материк.

У самой кромки берега, стоит вмерзший в лед корабль с загадочным названием «Перворыба»... По бортам нарисованы странные существа в скафандрах, и кажется, что этот корабль - пришелец из космоса. Это ощущение не меняется, даже если знаешь, что еще несколько лет назад он был просто ржавым корытом, а после Байкальского фестиваля современного искусства превратился в арт-объект.

Идеальное сцепление

На нашем белоснежном Audi Q5 мы неслышно двигаемся мимо космических фигур на борту. Стражи «Перворыбы» пропускают наш совершенный автомобиль, и мы выкатываемся на не менее совершенное творение природы - байкальский лед. Ни один водоем на планете не замерзает так, как Байкал - идеально гладкая ледяная поверхность закрывает все пространство озера, и к февралю здесь уже метровая толща, а по берегам ледяные пещеры. Когда смотришь на скалы с ледяными подножиями, они кажутся единым скульптурным изваянием...

Здесь можно разогнаться до бешеной скорости, технология quattro® обеспечивает идеальное сцепление с дорогой и позволяет тонко маневрировать даже на ледяной поверхности Байкала. В машине играет классический вальс, и кружева по льду мы накручиваем прямо в такт музыки в салоне, мимо вмерзших в лед островков и ледяных гротов на ольхонских обрывах.

Байкальское море

Едем дальше, вдоль берегов Малого моря - так называют залив между Ольхоном и берегом Байкала. Для местных жителей Байкал - это море, озером он остается для них лишь на картах. По сути, по характеру это море, здесь даже водится редкий вид тюленя - байкальская нерпа, да и характер огромного озера скорее суровый, морской, чем озерный.

Полдень. Мы стоим на льду, когда неожиданно рядом с нами раздается грохот ломающихся льдин. Трещина так близко, что даже машина вздрагивает от колебаний льда... Какие-то таинственные механизмы Земли приходят в действие, и на идеальном льду появляются трещины, торосы, и Байкал превращается в территорию, с которой может справиться только quattro®.

Как и байкальский лед, байкальские трещины еще одна загадка озера. То ли под действием течений, то ли из-за сильных ветров огромные ледяные поля, толщиной в десятки сантиметров, начинают смещаться. В каком-то месте плита раскалывается на две, и одна часть начинает заползать на другую, подминая под себя первую. Так образуются торосы из огромных пластин прозрачно-бирюзового льда высотой в несколько метров. Огромные прозрачно-голубые льдины выстраиваются в протяженные хребты. Подобные трещины называют становыми, и они достигают в длину порой десятки километров - из-за них пересечь Байкал не так уж и просто, как может показаться.

Нам становые трещины опасны тем, что их может быть не видно издали. Потому разгоняться и выписывать пируэты на льду можно только после разведки - иначе есть риск остаться ночевать посреди озера.

Рано утром выбираемся на лед, чтобы проехать берега Малого моря и оказаться с внешней стороны Ольхона. Но стоило в утреннем свете промахнуться с развилкой на ледяной дороге, и мы попали в лабиринт следов, уводящих в противоположную сторону от мысов, к которым нам нужно было попасть. Только через несколько часов мы смогли выпутаться из ледяной паутины и найти нужную дорогу. Но и тут нельзя было ослаблять внимание: палка, воткнутая в лед, - это знак опасности. Значит, старая становая трещина проходит именно здесь, и, хоть ее уже раскатали десятки машин, все равно на скорости прыгать через бугры очень опасно.

Трещины байкальского льда - узоры удивительной красоты. Можно долго бродить по черному льду, рассматривая трещинки, рассекающие черный прозрачный лед на метровую глубину. И только благодаря им можно понять, какая под тобой толща.

Самые интересные точки - прямо у берега. Во время зимних штормов, пока Байкал еще не замерз, волны намывают неледи на скалах. Вблизи они похожи на огромные кремовые скульптуры. Иногда в них образуются ледяные гроты, куда можно залезть и посмотреть, как выглядит лед изнутри. Это места абсолютной тишины, где нет даже ветра, где кажется, что попадаешь в потусторонний мир.

Тайна полыньи

Многие называют Байкал энергетическим центром земли, буддисты ждут, что имено здесь откроются врата Шамбалы, мы же пытаемся увидеть наш Audi Q5 quattro® сквозь призму уникального льда: загоняем машину в ледяные пещеры, поднимаем облака снега на льду, заезжаем в лабиринты торосов посреди озера. А потом неожиданно находим полынью у одного из мысов Ольхона. Видимо, течение здесь особенно сильное и раздирает ледяной покров почти метровой толщины. Вода настолько прозрачна, что на дне видны камни и мелькающие серебряные рыбины. Кадры прямо из полыньи получаются словно с границы двух миров.

В этих местах есть что-то магическое - уезжать отсюда не хочется. Белое безмолвие затягивает, хочется слушать тишину, а потрескивание льдин навевает совершенно фантастический сон. Наверное, это шаманские берега Ольхона таят в себе какую-то древнюю историю. Неудивительно, что европейцы приезжают сюда зимой толпами, а некоторые остаются жить месяцами и любоваться девственными просторами уникального сибирского озера.

Мы снова выбираемся на материковый берег, позади остается мистический кораль и буддистская ступа на крохотном островке, снова завывающий ветер закручивает белые облака над дорогой и наш Audi Q5 растворяется в бескрайних белых просторах прибайкальских берегов.

Турции протянулась гряда Торосских гор. Хвойные и лиственные деревья, глубокие долины, альпийские луга, стремительные водопады и реки сделали эти горы красивым, удивительным и достойным местом внимания туристов.

Торосские горы могут называться Торосом или Тавром, от европейского «taur» — возвышенность.

Тавры со всех сторон окружают Анталийский залив. В сердце гор расположено известное озеро Эгирдир, славящееся знаменитыми достопримечательностями истории. Торосские горы покрывают вечнозеленые леса, которые тянутся вдоль всего берега. Тысячу лет назад сюда пришли туркменские племена, искавшие в горах хорошие пастбища для своих животных. Кочевники приспособились для зимовки в горных низовьях и со временем были образованы первые стационарные поселения. Горными дорогами перевозились товары и люди, приехавшие в портовые города залива. В великолепной долине Эшера расположен древний город Ксантос, прошлое которого тесно переплелось с мифологией. Много туристов отдают предпочтение знакомству с горами, отправляясь на экскурсию на джипах или в сплав по горным рекам.

Природа гор

Таврские горы имеют протяженность 1600 км с запада на восток, от Эгейского моря до Евфрата, захватывая исторические области Ликия, Кария, Киликия и Памфилия. На востоке достигают до 3500 метров, а в западной части постепенно снижаются до 2000 метров, полностью перекрыв подход к морю (только возле города Адана открыт узкий перевал – известные Киликийские ворота). Беспрерывная горная цепь лесистых склонов пересечена множеством речных долин, где можно заняться рафтингом. В некоторых местах горы вплотную подбираются к берегу, срываясь в море отвесными скалами, а в других, наоборот, отступают, образовывая узкую прибрежную долину. Здесь сооружены великолепные бухты с пляжами, которые привлекают нескончаемые туристические потоки. Северные склоны Тавров незаметно переходят в Анатолийское плоскогорье.

На высоте около 1000 метров Торосские горы покрыты маквисом – зарослями вечнозеленых кустов, низкорослых деревьев (мирт, лавр, ладанник, земляничные деревья, древовидный вереск) и высокой травы. Походы среди такой природы оборачиваются в бесконечную фотосъемку окрестностей. С увеличением высоты (около 2400 метров) начинаются уже настоящие леса (дуб, кипарис, сосна, пихта, ливанский кедр), сменяясь зарослями можжевельника и альпийских лугов.

Географически горы делят на Восточный, Западный и Центральный Тавр

Западный Тавр – страна многочисленных голубых озер. С южной стороны горы охватывает курортный залив Анталия, северная часть – россыпь пресных и соленых озер (Эгридир, Сугла, Акшихир, Бейшихир и др.). Самые высокие хребты: Бейдаглар – 3086 м и Эльмалы – 3073 м. Западная часть гор занимает бывшую территорию исторической Ликии и часть Киликии. Здесь можно наблюдать за оставшимися следами оледенения планеты.

Центральный Тавр – самая высокая горная цепь в Торосских горах. Высота хребтов более 3000 метров. Западная часть вплотную подошла к морю, а северо-восток граничит с Киликийской низменностью – плодороднейшим районом Турции, где выращивают цитрусовые, маслины, сахарный тростник и хлопок. После схода лавин Центральный Тавр становится идеальным местом для горных походов. Здесь находится национальный парк Аладаглар и знаменитый водопад Капузбаши, изливающийся прямо из горных недр.

Восточный Тавр (Армянский) раскидывается на 600 км от реки Мурат до реки Евфрат до границы с Ираном и Ираком. Эта часть Торосских гор славится древними ледниками, остроконечными вершинами, глубокими пещерами, подземными реками и ошеломительными живописными водопадами.

Кроме Аладаглара, Таврские горы имеют еще три национальных парка: Немрут, Бейдаглары-Сахиль и Бейшихир-Гелю. На территории Немрута расположена одноименная гора, знаменитая гробница Антиоха І – правителя армянской области. Гробница находится в окружении уникальных археологических памяток – каменных голов высотой 10 метров, входящих в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таврские горы в свое время населяли греки и армяне, сейчас тут проживают турки и курды. Еще это родина редкостного животного – безоарового козла, очутившегося на грани вымирания. Минерализованным пищевым массам, которые откладывались в кишечнике и желудке этого козла, приписывались магические и лечебные свойства.

Торосские горы всегда будут привлекать туристов. Организованные тут деревенские туры знакомят заинтересованных путешественников с природными красотами региона и турецкой культурой. Более экстремальные туристы заказывают квадро- или джип-сафари, туры ендуро. Большой популярностью отдыхающих и местных жителей пользуются прекрасные рыбные рестораны, построенные вдоль горных потоков. Столы со стульями находятся прямо в чистой прохладной воде. Тавры предлагают альтернативу и возможности тем, кому уже надоел пляжный отдых и хочется скрыться от палящего солнца.

PS Вам теперь не надо тратить время на поиск путевок через все поисковики. Горячие туры из Москвы в Турцию, Таиланд, Индию, ОАЭ и горящие путевки в Египет, на Мальдивы и другие страны – удобно, доступно, оперативно!

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.



В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Байкал. Ледяные наплески, торосы и гроты


Байкальский лед - удивительная загадка природы. Непонятно, почему у нас, скажем, на Волге лёд десяти сантиметров белый, в то время как на Байкале, уходя на метр в глубину, лёд остаётся прозрачным, словно стекло?

Впрочем, на Байкале поражает не только прозрачность льда. Любые произведения природы из замерзшей воды - торосы, наплески и ледяные гроты, - так же привлекают внимание и завораживают путешественников. Обо всём об этом подробнее в сегодняшнем посте.


Возле берега лёд скрыт под снегом, но если отъехать метров на двести, Байкал обнажает свой чистейший голубой лёд:


Увидев зеркальную толщу, все сразу начали фотографироваться:


Морская звезда на льду:




Само собой, тут же мы "побурханили", отблагодарив местных духов за гостеприимную погоду:


А это - наплески. Их ещё называют сокуи:


Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы. При сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты льдом целиком, до десяти и более метров в высоту:


После того, как Байкал замерзает полностью, его уровень падает, образуя под наплесками внушительные щели:


Наплески бывают самых разных форм:


За наплесками скрывается множество гротов. Летом к ним не подойти (судно разобьётся о скалы), однако, зимой туда легко можно попасть по льду:


Потолки гротов утыканы ледяными сосульками, бесчисленное обилие которых рисует красивые сюрреалистические картины:




Трещины на льду бывают разные. Есть огромные становые (о них позже), а есть обычные, которыми усеяна вся поверхность замерзшего озера. Эти трещины проходят по верхней части ледяного покрова, образуя узорную сетку на зеркальной глади. Фантастическая красота:


Заметили местных велосипедистов. Велосипеды на Байкале зимой - обычное дело. Далее в ходе нашего путешествия мы часто встречали туристов и путешественников на двух колёсах:


Рядом с Ольхоном есть остров Огой. Он тоже весь из себя шаманский и сакральный, говорят, это место силы. Не знаю, может, я бесчувственный чурбан, но сколько я ни путешествую, никаких мест силы и сакральных энергий я не ощущаю. А вы?


Огой представляет собой скалистый островок с несколькими бухтами, длиной три километра с запада на восток:


До недавнего времени он представлял интерес лишь для животных и местных рыбаков:


Всё изменилось, когда в 2005 году на острове соорудили священную буддийскую Субургу или Ступу Просветления. Восьмиметровое сооружение состоит из трёх ступеней, купола и шпиля. Считается, что буддийские ступы предназначаются для растворения негативных энергий и благоприятно способствуют процветанию местности. В строительстве ступы принимали участие волонтёры из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Иркутска, Нью-Йорка, Лондона и Лиссабона. Всё необходимое для строительства перебрасывали на остров на катерах и потом вручную поднимали на вершину. Особо тяжёлые грузы переносились на остров с помощью вертолётов.

Кстати, строительством ступы руководил лама из Бутана. На его счету уже более 40 построенных буддийских ступ в разных странах мира:


Наши машины:


После Огоя мы поехали кататься по Байкалу:


Вот тут за автомобилем видна становая трещина. Такие разломы возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. Их возникновение сопровождается оглушительным треском. Часто в местах трещин появляется вода, однако, в период нашего путешествия стоял холод в районе -20 и вода моментально замерзала. Местные преодолевают эти разломы с помощью специальных трапов из толстых досок, уложенных поперек щелей. Эти доски часто можно увидеть на крышах автомобилей:


При повышении температуры и сужении щелей лёд выдавливается на поверхность и создаёт торосы - нагромождения обломков льда:



В нашей экспедиции был чувак, который обратился ко мне со словами: "О! У тебя вроде неплохой фотоаппарат, сфотографируй меня!". Я могу понять, когда один-два раза просят снять на свою камеру, но этот дёргал меня постоянно у каждой ёлки и у каждой льдинки, словно я его личный фотограф. Не знаю, может, я не прав, но мне кажется, это по меньшей мере нетактично:


Солнышко начало потихоньку клониться. Показалось, что лёд - это рябь на воде с небольшими снежными островками:



В этом году на Золотой черепахе победила фотография Володи Медведева с Байкальским льдом. Всю дорогу, помня этот кадр, я пытался воспроизвести похожий сюжет по-своему. Вообще, я часто смотрю фотографии хороших фотографов и пытаюсь их воспроизвести по своему. На мой взгляд, это отлично набивает руку:


На этой льдине хорошо виден, какой лёд бывает у нас (белый) и какой на Байкале (прозрачный). В этой глыбе каким-то образом получился и тот, и другой. Очень красив переход одной структуры в другую - с мельчайшими объёмными трещинками-волосками:



Наконец, мы приехали на Ольхон. Я обратил внимание на обледенелое судной по наплесковым льдом:


Оказалось, таким образом местные жители закрыли небольшую гавань со своими кораблями (вид со стороны берега):


Ночевали мы в Хужире - единственной деревне на Ольхоне:


В следующем посте я расскажу о том как можно развлечься на ледяном Байкале!


Байкал - самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды, расположенное в Восточной Сибири. Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Ширина озера колеблется в пределах от 24 до 79 км.
По красоте зимний Байкал не уступает летнему. После того как водная поверхность покрывается льдом, открывается еще больше возможностей увидеть всю красоту Байкальской природы. Метровые толщи прозрачного тёмного льда, бирюзовые торосы, ледяные гроты со свисающими сосульками, и, главное, зимний Байкал с высоты птичьего полёта – в посте об этом уникальном озере.



По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.
Площадь замерзаемой поверхности Байкала - более 30 тысяч км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды.


Период ледостава протекает с начала января до начала мая


Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15-20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары.
Кстати, интересно, что в Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает только одна река - Ангара.


К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах - 1,5-2 м.


При сильном морозе трещины, имеющие местное название "становые щели", разрывают лёд на отдельные поля.
Длина таких трещин - 10-30 км, а ширина - 2-3 м. Разрывы происходят ежегодно примерно в одних и тех же районах озера.


Огромный по площади пласт льда то сжимается, то расширяется, создавая большое давление внутри себя.
Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек.


Вследствие этого, вдоль становых щелей образуются торосы - нагромождение обломков льда.


Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода.


Горизонтальные трещины внутри поверхности льда


Застывший воздух образует причудливые столбики в поверхностных слоях льда


Байкальский лёд, кроме того, очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.


Ольхон
Крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина - 71 км, ширина - до 12 км.


С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота.


Пролив Ольхонские ворота
Мыс Крест


Недалеко от внешней стороны Ольхона - глубочайшее место Байкала (1642 м).


Гора Жима - самая высокая точка острова
Высота над уровнем моря 1274 м., высота над Байкалом 818 метров.


Хобой в переводе с бурятского "клык"
Мыс Хобой - самая северная точка Ольхона.
Находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5км).


Скала Три Брата (мыс Саган-Хушун)


Ледяной грот и набрызги (наплески).


Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы.
Их называют сокуи.


Особенно быстро растет сокуй во время сильных ветров, сопровождаемых метелью, когда ветер выплескивает на сокуй, кроме воды, массу мокрого снега.


Остров Харанцы


Остров Едор ("Львиная голова")


Ледяные сосульки в гроте

Скала Шаманка


Одна из святынь Азии ставшая знаменитым образом Байкала


Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита.
Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета.


Название мыса "Бурхан" появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма.
Словом "Бурхан" буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала.
А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.


Вблизи мыса расположен посёлок Хужир с населением 1,3 тыс. жителей - самый крупный населенный пункт на острове.


В настоящее время основным занятием местных жителей является обслуживание туристических потоков.
Электричество появилось здесь лишь в 2005 году.


Остров Ольтрек и Борга-Даган
Хорошо видны следы от снежных заносов.


Остров Огой


Ступа просветления на вершине острова


Мыс Огой


Зимой остров Ольхон связан с большой землей ледовой переправой
Её длина составляет чуть больше 10 километров


Приморский Хребет


Поселок Листвянка
Основа экономики посёлка - туризм. Здесь торгуют байкальским омулем и сувенирами.
Отсюда до Иркустка 65 километров.


Самая западная точка Байкала


Култук


Хамар-Дабан - древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км.


По хребтам Хамар-Дабана проходит граница Иркутской области и Бурятии.


Мраморный карьер


Город Слюдянка


Из города берет свое начало Кругобайкальская железная дорога.


Основной ход Транссибирской магистрали. Ангасольская петля.
Этот дублирующий участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Иркутска был введен в эксплуатацию в 1949 году.


До введения дублирующего участка была другая, теперь историческая, железная дорога, проходящая вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от Слюдянки до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.


В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.


На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них - тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.


По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.


База отдыха Шаражалгай


Железнодорожный мост через реку Половинную
О Кругобайкальской железной дороге можно почитать подробнее в моём посте за 2010 год.


Формирование облаков над горами в Бурятии


Байкальские лимнологи
Лимнология - наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов.


Станция лимнологов на льду неподалёку от посёлка Большие Коты


Интерьер
Американское оборудование, которое видно слева на фотографии, стоит около $35 тыс.
Его опускают на дно Байкала в разных точках для считывания различных данных о состоянии озера.


Аэростат

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту: