Сценарий интеллектуально познавательной программы слеза байкала. Методическая разработка сценария внеклассного экологического мероприятия «Чудо природы – озеро Байкал!»

Звучит «Песня о Байкале», дети смотрят слайды.

Ведущий: И сегодня вы увидите и услышите старинную легенду о Байкале и его дочери Ангаре.

Звучит музыка «Море», выходит Байкал.

Байкал: Меня зовут Байкюлем,

Байкюлем и Бэйхаем.

И мне дано немало

Таинственных имен.

В преданьях и легендах

Байкал старик суровый

А я на самом деле

Задорный, молодой.

И неспроста шумливый,

Порывистый, веселый

Ведь я живой наполнен

А не простой водой.

Усаживается на трон. Следом тихо выходит Шаман и садится рядом с Байкалом.

Ведущий: Сегодня на берегу Байкала

Мне легенду тайга рассказала.

Легенда – о могучем Байкале-отце,

Царившем когда-то

В сибирской тайге.

Дочь была у него лишь одна —

Славилась красотою она.

Живя в любви, не зная горя,

С Байкалом — батюшкой не споря,

Царевна Ангара росла,

Все хорошела и цвела.

Под музыку выходит девочка Ангара.

Ангара: Я, царица сверкающих вод

Я, красавица дикого края,

Мчатся воды мои все вперед

Быстро к северу, гордо сияя.

Ангара с девочками танцует танец «Реченька».

Ведущий: Любуясь собственною дочкой

И днём, и даже тёмной ночкой,

Старик мечтать стал неспроста

Выдать замуж ее за богатыря.

Байкал: Объявляю богатырский турнир,

Чтобы выбрать лучшего на весь мир.

Ведущий: Явились к Байкалу витязи добрые,

Статные, смелые, самые ловкие.

Звучит музыка, выходит мальчик-Иркут, в руках сундучок.

Река Иркут: В чистых струях Иркута

Сказки гор несет вода.

Прими, батюшка Байкал,

Дар бесценный гордых скал.

Мальчик-Иркут достает из сундука голубой шарф и отдает его Байкалу в дар.

Байкал накидывает его на плечи Ангаре-девочке.

Звучит музыка, выходит 2-ой богатырь — Река Баргузин, в руках шкатулка с бусами.

Я — река Баргузин,

Я — река Богатырь.

Много во мне чистейшей воды и сил.

Я пришёл Ангару покорить,

Богатством бесценным ее одарить.

Отдает шкатулку Байкалу.

Вновь звучит музыка, выходит 3-ий богатырь с маленькой шкатулкой в руках.

Есть много рек неугомонных, буйных, диких.

У рек — у каждой свой характер, глубь и ширь

Они, как люди – не бывает рек безликих!

Лик Енисея — Ясноокий Богатырь.

Отдает шкатулочку Байкалу.

Байкал: Ну, богатыри, покажите свою силу и удаль.

Исполняется «Танец рек-богатырей».

Богатыри выстраиваются перед Байкалом.

Енисей дарит Ангаре цветок.

Все победы для тебя,

Синеокая Ангара.

Дарю тебе цветок красивый,

Хочу назвать своей любимой.

Ангара сбрасывает шарф, который ей надел Отец-Байкал, подарок Иркута, и принимает дар Енисея.

Баргузин машет рукой и уходит.

Байкал: Вот что, дорогая дочь моя!

Лучше жениха, чем Иркут,

Тебе не найти.

За него ты и должна замуж пойти.

Ведущий: Но красавица Ангара воспротивилась воле отца.

Ангара: Не надо мне его,

Лучше до старости буду одна.

Байкал: Ах, так! Уходи с глаз моих прочь,

Непокорная дочь.

Девочка-Ангара отходит в сторонку.

Ведущий : И приказал шаману Байкал:

Байкал: Не пускай Ангару из дома!

Глаз с нее не своди,

И строго за ней следи.

Танец Ангары и чаек.

За танцем следит мальчик-шаман.

После танца девочки-чайки улетают, Ангара грустит.

Ведущий: Ангара же о прекрасной

Голубой стране мечтала.

О той стране ей чайки белые сказали.

Ангара: Вот бы мне попасть скорей

Туда, где правит Енисей!

Садится рядом с Байкалом.

Выходит Шаман и танцует.

После танца садится рядом с Ангарой.

Ведущий: И вот однажды темной ночью,

Уснул Байкал, усталый очень.

Лишь Ангара не спит, трепещет.

В путь дальний собралась — и точка!

Собирается в путь.

Ангара: Прощай, отец, прости ты дочку.

На фоне плеска волн, Ангара убегает.

Ведущий: Услышав плеск, проснулся и шаман.

Проснувшись, громко закричал:

Мальчик-шаман: Проснись скорей, седой Байкал!

Звучит музыка «Море».

Ведущий: Байкала воды встрепенулись,

Седые брови вверх взметнулись,

Сверкнули молнией глаза,

На небе вспыхнула гроза.

Вскочил с трона взбешенный Байкал

Байкал: Остановись ты, дочь моя,

На старости не покидай меня!

Ведущий: И издали услышал он ответ:

Ангара: Прости, отец!

Но мне покоя нет.

О Енисее лишь мои все мысли,

Люблю его я больше своей жизни!

Ведущий: В дикой злобе Байкал

С горы камень сдвинул,

И Ангаре вдогонку камень кинул.

Байкал бросает камень. (Звучит грозная музыка.)

Ведущий: Упал в исток Шаман — камень,

Порыв любви и сердца пламень.

Напрасно Байкал

Свирепствовал и бушевал,

Взметая волны между скал.

Енисей подбегает к Ангаре, берет ее за руку и уходят на стульчики.

Ведущая: Много лет прошло с тех пор. Скалу, что бросил когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаман-камнем. А Енисей и Ангара нашли, наконец, свое счастье.

Уходят вдаль, бегут века-

Но и сейчас бежит река.

Поет всем песни Ангара-

Пусть их запомнит детвора!

Танцевальные движения девочек под песню «По Ангаре»

Ребенок: Ну а ты, Байкал могучий,

Не скучай о дочке непослушной.

Мы тебя все любим и утешим,

Частушками потешим.

1. На Байкале мы родились,

На Байкале мы живем.

В детский садик ходим дружно

Здесь частушки пропоем.

2. Батюшка ты наш, Байкал,

Кто седым тебя назвал?

Весь сияешь красотой

Сильный ты и молодой.

3. У Байкала вся вода

Чистая, прозрачная,

Ах, была б моя судьба,

Светлая, удачная.

4. Возле гор Хамар-Дабана,

У великого Байкала,

Мы привольно так живем,

И танцуем, и поем.

Ведущий: О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздохнул в ответ:

Байкал: Я жил на свете тыщи лет,

Никто меня не обижал,

Напротив, каждый уважал…

Но за последние полвека

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится.

Дети подбегают все к «Байкалу» (персонаж)

1 Ребенок: Байкал один на всей планете,

Другого просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено.

2 ребенок: Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря

И людям преданно служить!

3 ребенок: Беречь Байкал святое дело:

Его судьба – у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Ведущий: И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Звучит песня Славное море — священный Байкал».





Байкал — это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества.Оно знаменито своей геологической древностью и оригинальными формами животного и растительного мира, происхождение которых до конца ещё не разгадано. Огромные размеры и глубина этого озера, удивительно чистая и прозрачная вода, соперничающая по своему цвету то с лучшими кристаллами аквамарина, то с изумрудом, то с небесной лазурью, сказочно - красивые берега производят неизгладимое впечатление на каждого, кто хотя бы раз побывал в этих чудных местах. Озеро Байкал расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Байкал - слово тюркское и происходит оно от «Бай куль», что означает «богатое озеро». А буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал-море».

Ученые до сих пор спорят о происхождении Байкала.С одной стороны, считается, что ему 25-35 млн. лет, с другой - озёра столько не живут из-за их заиления. В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

В городской библиотеке № 2 прошло мероприятие в форме экологического вестника «Грозы и грёзы Байкала», посвящённое уникальности природы Байкала, его неповторимой флоре и фауне, а также существующим серьёзным экологическим проблемам, которые наносят огромный вред удивительному озеру и медленно его уничтожают. Мероприятие посетили молодые люди из «Центра молодёжных проектов». Ребята с интересом послушали историю названия озера, вспомнили, что оно является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника, познакомились с геологией и геоморфологией озера, (кстати, ученые до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие - что впадина озера - результат медленного прогибания земной коры), с его климатом, богатым и разнообразным, во многом эндемичным животным и растительным миром. Байкал обрамлён ореолом живописнейших гор и сопок. Это удивительное озеро нередко называют морем. Байкал является самым большим хранилищем пресной воды. Интересно, если бы исчезли вдруг все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека. Ведь в нем сосредоточено около 1/5 или 20 % мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны. Как озеро, так и его окрестные территории сохраняют вокруг себя неповторимую флору и фауну. Западное побережье Байкала скалистое и обрывистое, а восточное более пологое. Берег озера покрывает вечно зелёный ковёр могучей тайги. Такое разнообразие рельефа обеспечивает прибежищем ловкого соболя и пернатых хищников - орлов, а также уникального пресноводного тюленя, или нерпы, которая занесена в Красную книгу. Обитателями лесов возле Байкала являются ондатры, бурые медведи, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы. Воды Байкала наполнены разнообразными видами рыб, самые известные: живородящая рыба голомянка, осетр, омуль, сиг. Уникальное по своей природе озеро имеет живописные скалистые острова. Их на Байкале около 30. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как «лесочек» или «немного лесистый». Ольхон называют сердцем Байкала. Чистый воздух и прозрачная вода озера, минеральные источники привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть тайны эволюции животных и растений.

Но к сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий деревообрабатывающей, лесохимической и других отраслей, а также цветной металлургии зачастую с грубыми нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. Спасти озеро Байкал от загрязнения - неотложная задача нашего времени. Присутствующие молодые люди активно участвовали в обсуждении экологических проблем Байкала, восхищаясь красотой и неповторимостью озера, высказывали предложения о том, что можно сделать для сохранения Байкала. Многие ребята предлагали конкретные природоохранные мероприятия: регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро, создавать плакаты-предупреждения, запретить молевой сплав древесины по рекам, построить очистные сооружения на предприятиях, поднять экологическую культуру населения. Обсуждая серьёзные экологические проблемы, ребята пришли к выводу, что только разумное, основанное на современных технологиях, освоение природных ресурсов Байкала поможет получить экономические выгоды и сохранить эту природную святыню для наших потомков, а также пообещали бережнее и внимательнее относиться к природе вообще, ведь от каждого из нас зависит сберечь или разрушить окружающий нас мир.

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ДЕВИЗ:

"Наблюдай, изучай, исследуй"

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
  • способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.

Оборудование:

  • географическая карта озера Байкал;
  • игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
  • камешки с берега озера, работы учащихся,
  • презентация.

Этапы выполнения проекта:

1 этап:

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых, работает с дополнительной литературой. При необходимости обращаются за консультацией и помощью к учителю и родителям.

  • 1 группа: "Следопыты";
  • 2 группа: "Любители природы";
  • 3 группа: "Животноводы".

2 этап:

Собранные сведения обобщаются.

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

(Дети рассаживаются вокруг географической карты озера Байкал.)

Сообщения делает первая группа:

Для начала обратимся к географической карте.

На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Прибайкальского края и Бурятской Республики. Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой.

Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды, и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Закаляло, исцеляло море.
Крепкий дед мой
От любой беды
В туеске, как заговор от хвори,
Мне байкальской привозил воды.
А. Румянцев

Кто знает, почему Байкал называется так?

Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по - своему называли озеро. Вероятно, переводили это название с какого - то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - КУРЫКАНЕ.

БАЙКАЛ - тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.

Итак, команда "Сбор!"

(Игрушка - кораблик ставится на карту.)

Отлично. Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт по морю, раскачиваясь на волнах.

(Звучит аудиозапись шума волн.)

Со всех сторон Байкал окружает горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10 - 20 км.

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребёт. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо - восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан - Бургасы, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар - дабан.

Таким образом, ребята нам рассказали, где находится Байкал.

Какие горы, хребты его окружают.

Сейчас отдохнём.

Физ. минутка:

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных. Волна беседует со мной и говорит: "Расслабься, успокойся, отдохни. Почувствуй, чистый воздух моря: Тепло и свет, ласкают тело. Расслабься и послушай тишину.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь, глаза откройте и проснитесь.

ОТЧЁТ ВТОРОЙ ГРУППЫ:

Продолжается путешествие.

Есть река Ангара. Она берёт начало в юго - западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.

Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ангара - река,
Воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекрасней моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара - река - дочь Байкалова.
М. Трофимов

Учитель: Шаман - камень - это просто камешек?

Он находится посредине моря со стороны Иркутска.

Миф о Шаман камне.

В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле.

Днём она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: "Разве можно светлое чернить?".

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро - богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: "Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды:"

Байкал гневно крикнул: "Я могу дать только свои слёзы!"

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали ШАМАН - КАМНЕМ. Туда приносились богатые жертвоприношения. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвёт ШАМАНСКИЙ КАМЕНЬ, вода хлынет и зальёт всю землю".

Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега; спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода, и бушуют разноцветные сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость!

Физминутка.

Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Посмотрите на карту.

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная). Молодцы.

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Реки, которые протекают рядом с нашим городом, впадают в озеро?

Давайте проследим:

Река Мыкырт в реку Баляга, Баляга в реку Хилок, Хилок в реку Чикой и Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал.

ЗНАЧИТ, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.

И не рыба, и не кит.
Кто она - поди, узнай-ка!
Рыбу ловит и молчит.
Догадались? (это нерпа)

ОТЧЁТ ДЕЛАЕТ ТРЕТЬЯ ГРУППА.

Самым главным жителем озера является нерпа.

Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства - медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих (объяснение учителя). А названа она так потому, что передние конечности у неё трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной - 60 - 80 см и массой 3 - 3,5 кг, мех у него белый. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 20 - 25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает ещё в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка (рыбу). Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.

В Байкале очень много рыбы. В настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб, наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осётр стал очень редок. Его намного меньше, чем сороги, окуня, язя, которые, встречаются в заливах Байкала.

Наше путешествие заканчивается.

Составим панно из тех работ, которые вы приготовили.

(На карте Байкала появляются названия хребтов, рек, обитателей озера).

Литература.

  1. Детская энциклопедия (разного года выпуска и издания)
  2. Н.И. Есипенок "Байкал - озеро сказки" Иркутск

Смотри презентацию "Священный Байкал".

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,

ПОСВЯЩЁННЫЙ

ДНЮ БАЙКАЛА

«ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ»

Сценарий Дня Байкала

п. Большое Голоустное.

До начала праздника звучит весёлая музыка, оформление стендов,

выставка декоративно-прикладного творчества жителей

Голоустненского муниципального округа.

Звучит мелодия песни «Славное море, священный Байкал» -

это сигнал к началу праздника.

Звучит фонограмма и все поют песню

«Славное море, священный Байкал» (1 куплет и 1 припев).

1 вед: Люблю я священное озеро

Прозрачное море Байкал

Он очень могучий, широкий

Раскинулся среди скал.

2 вед: Если с вашей души осыпались мелкие тревоги после встречи с обыкновенным земным чудом - значит, вы встретились с Байкалом.

И мы с вами собрались, чтобы испытать нежность и гордость за свой уникальный, неповторимый край.

Слово для поздравления предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

1 вед: Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих

С герба, гимна, Российского знамени

С уважения заветов святых.

2 вед: Сегодня необычный день, сегодня улицы нашей страны выглядят наряднее, чем всегда. Потому что именно сегодня Россия отмечает день государственного флага! Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги. Они являются отличительным знаком. Государственный флаг - это история страны и её сегодняшний день. Символ единства страны и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников и в это время всегда звучит Гимн Российской Федерации. А сейчас, под знамя Российской Федерации СМИРНО!

(Ребёнок торжественно выносит флаг).

После этого звучит Гимн Российской Федерации.

1 вед: У нас на празднике много гостей. Слово для поздравления предоставляется председателю Иркутской областной общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Шлёновой Вере Михайловне.

Слово предоставляется ______________________________________________ __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

1 вед: Звон колоколов, над Россией плывёт

Этот перезвон нам покоя не даёт

Душу покоряет, задуматься велит.

Слово для поздравления предоставляется священнику Сергию, настоятелю храма Святителя Николая посёлка Большое Голоустное.

2 вед: Священное море!

Родимый Байкал!

Нет равных тебе,

Ты мне в душу запал.

1 вед: Глядишь вокруг – и на душе легко

И в сердце – песнь

Так, вольно, широко

И сладко песня о родной земле поётся

И кровь кипит и сердце гордо бьётся,

И с радостью внимаешь звуку слов:

«Байкала дочь я,

Здесь край моих отцов.».

На сцену приглашается фольклорный ансамбль «Байкал - Далай!

(Звучит песня о Байкале).

2 вед: Родной Байкал, одним тобой живу,

В тебе черпаю силы,

Тобой одним дышу.

(Звучит песня «Греми Байкал».

Музыка Князева. Слова Корчагина).

1 вед: Солнце ласково смеётся

Светит ярче, горячей

А со сцены песня льётся

О сторонушке моей.

(Звучит песня ___________________________________).

2 вед : Есть просто храм

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свёл в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

1 вед: А что же может сделать каждый из вас?

2 вед: Во-первых, не загрязнять окружающую среду.

1 вед: У Антуана де Сент - Экзюпери есть такое правило: «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету».

2 вед: (очистка берега Байкала)_______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нам хотелось выразить благодарность за участие в проектной деятельности по охране природы озера Байкал: Это Мангаскина Фаина Петровна, Козлова Людмила Павловна, Звонова Ольга Анатольевна, Чикалина Лариса Глебовна. Спасибо Вам за то, что вы уделяете много времени на охрану озера Байкал и формируете в наших детях ответственное отношение к природе.

Предоставляется слово Мангаскиной Фаине Петровне.

2 вед: Тайны природы Прибайкалья наши дети изучают на уроках «Байкаловедения», «Экологического туризма». В школе очень много внимания уделяется вопросам экологии. Ребята пишут проекты, участвуют в разных конкурсах, акциях.

Слово предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

(Вручает благодарность директору школы).

1 вед: Озеро Байкал - радость всей Земли

Лучше не сыскать в мире красоты,

Это зеркало счастья, любви

Ты его, пожалуйста, береги!

Не давай его в обиду никому,

Даже лучшему другу своему

Защищай его, как мать родную,

И люби, как местность дорогую.

В сердце нашем Байкал останется вечно.

Своей красотой он пленит людей навечно.

Вторая часть.

«Война в памяти народной».

(Звучит мелодия военных песен).

2 вед: Сегодня праздник на Байкале,

И на душе светло, но чтобы этот день пришёл

Людям, живущим здесь пришлось немало потрудиться.

1 вед: В годы Великой Отечественной войны

132 воина встали на защиту Родины,

56 отдали за неё свою жизнь.

(Звучит мелодия «РЕКВИЕМ»).

1 вед: Не верно, что от той войны,

Остались лишь могильные холмы,

Она жива пока живые мы.

И двадцать лет прошло,

И сорок лет прошло,

И семьдесят прошло,

Но мы от той войны не отогрелись

Мы с нею слиты памятью и сердцем.

2 вед: И конечно мы не можем в этот праздничный день не поздравить нашего ветерана Белозерцева Василия Андреевича. Дорогой Василий Андреевич здоровья Вам и мирного неба над головой!

1 вед: Здесь не было войны,

Чтоб жгли хлеба и хаты,

Здесь не было войны.

Где б падали солдаты.

Но здесь была война

Не легче той кровавой.

Но здесь была война,

Где женщины косили,

Но здесь была война,

Но здесь была война

Где пацаны пахали,

Но здесь была война,

Где тоже умирали.

2 вед: Трудовой фронт помогал ковать Великую Победу. И нам хотелось бы отметить заслуги и поздравить наших тружеников тыла и вдов Великой Отечественной войны. Это:

    Арефьева Пелагея Андреевна

    Бархокова Ульяна Васильевна

    Бурзаева Устинья Бузаевна

    Барданова Пелагея Петровна

    Барданова Александра Бутухановна

    Бортосова Ольга Бузаевна

    Белозерцева Аграфена Михайловна

    Бортосова Ульяна Ивановна

    Бахаева Татьяна Трофимовна

    Бахаев Пётр Алексеевич

    Григорьева Мария Егоровна

    Галкин Алексей Иванович

    Михайлова Вера Иосифовна

    Манжеев Николай Прокопьевич

    Петчеев Егор Алексеевич

    Путилова Тамара Ивановна

    Стрекаловская Раиса Петровна

    Бортосова Дора Алексеевна

    Имидеева Федора Прокопьевна.

1 вед: Примите от нас музыкальный номер в честь праздника Дня Байкала.

Третья часть

«Хорошие люди живут на Байкале».

(Звучит мелодия «Деревня моя»).

1 вед: Хорошие люди живут на Байкале.

Своими делами его украшают,

Пройдусь по селу, что не дом, то игрушка.

2 вед: Хозяин с хозяйкой стараются

На конкурс они собираются.

Слово для подведения итогов по конкурсам «Лучшая усадьба», «Лучший палисад» предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне (1. Грамоты за Лучшую усадьбу; 2. Грамоты за лучший палисад; 3. Благодарности спонсорам; 4. Благодарности за участие в выставках букетов, поделок, газет и фотографий).

Блок художественной самодеятельности.

Музыкальные номера.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четвёртая часть.

«Спортивная».

1 вед: Славится земля Байкальская своими богатырями!

Приглашаем богатырей силой помериться.

2 вед: Объявляется конкурс «Байкальский богатырь». Какой же праздник без национальной борьбы (Объявляется место проведения, представляют судью, участников. Затем проводятся соревнования по поднятию гири, перетягиванию каната, армрестлинг (мужской и женский), волейбол).

Жюри подводит итоги, награждают участников.

Пятая часть.

«Флеш – моб «Ёхор».