Басман крым. О колыбели, спрятанной на горе басман

Сердце Крымских гор

Горный хребет Басман (от тюрк. «басамак» - «ступенька») находится в самом сердце Крымских гор. В его окружении находятся самые высокие вершины Крыма - Кемаль-Эгерек (1529 м), Демир-Капу (1540 м). Напротив него, через котловину речки Донга, высится главная вершина - Роман-Кош (1545 м). Хребет разделяет бассейны двух притоков Качи - Донги и Каспаны. Высота Басманского хребта в наивысшей точке - 1136м.

Хребет вытянут в меридиональном направлении с севера на юг. Через небольшую перемычку он соединяется с хребтом вершины Кемаль-Эгерек. С запада склон горы полого спускается в долину речки Каспана, с востока - круто обрывается отвесными скалами в долину Донги. В обрывах, обращённых в долину Донги, видны отверстия нескольких пещер. Всего на Басмане известно восемь пещер и одна вертикальная шахта - Медвежья - полость глубиной 62 метра.

Склоны горы густо поросли лесом - дуб, сосна крымская, граб, бук. Вершина Басмана густо поросла зарослями стелющегося можжевельника. Леса верховьев Качи с давних времён служили людям. В 1791г. тогдашний командующий Черноморским флотом России адмирал Ф. Ф. Ушаков в переписке с правителем Таврической области С. С. Жегулиным просит «…к исправлению флота вырубить буковых сто деревьев». В рапорте смотрителя казённых лесов от 22 ноября 1790г. находим «Для выжжения на Севастопольский флот тысячи четвертей уголья на вершине Качи … место казне принадлежащее мною отведено». Здесь находилась и Коушанская корабельная роща. Занимала она довольно приличную площадь - около четырёх тысяч десятин и находилась в междуречье Каспаны и Марты. Однако интенсивные рубки леса на нужды флота опустошили корабельную рощу и уже в 1860г. «…бывшую Коушанскую корабельную рощу именовать в будущем Султанской казённой дачей». Основанием для этого послужило заключение лесничего: «Наличный дуб не годится для постройки судов, дача предполагается к исключению из разряда корабельных рощ».

Басман пользовался у автохтонного населения Крыма большим почитанием. Вплоть до начала ΧΧ столетия множество жителей Таврики, независимо от вероисповедания, совершали туда таинственный пилигримаж, с целью поклониться неизвестным нам святыням.

В Средние века вокруг Басмана была создана целая система фортификационных сооружений, преграждавших путь к нему со всех направлений. Самое мощное из них преграждало путь на горный хребет с севера, со стороны верховьев реки Кача. На горе Кермен-кая, на высоте более 800 метров над уровнем моря, высился мощный замок, обнесенный 70-метровой стеной с двумя оборонительными башнями. С запада путь к Басману от верховьев реки Бельбек запирала крепость Кипиа (Хоплы или Каплу-кая). На юге, со стороны Главной гряды крымских гор, находились крепости под скалой Рока и на Яманташе. Наконец, над самими пещерами находился Басманский исар.


Пещеры Басмана
- интересный памятник природы.

Пещерный город на Басмане малоизучен и заслуживает более пристального изучения. Здесь проводились лишь археологические разведки. Когда-то пещеры Басмана были приспособлены для постоянного обитания. Об этом свидетельствуют, в частности, остатки очага в одной из пещер, подле которого собраны обуглившиеся зерна злаков. Полагают, что в VIII-X веках пещеры Басмана использовались для жилья, а в более поздний период приобрели значение местных святынь.

Археологи обнаружили в пещерах выровненные полы, подпорные стены, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. В обрыве между пещерами есть высеченные в стене гнезда и выступы, следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили наверх. Здесь, на небольшой наклонной площадке, доныне возвышается мощная оборонительная стена упомянутого уже Басманского исара.

К пещерам ведёт узкая тропинка, начинающаяся на краю пятидесятиметрового обрыва между двух приметных скал. Вот они: одна, другая, третья… У входа в каждую написан номер. Наиболее интересными для экскурсантов считаются пещеры Басман-3, Басман-5 и Басман-7.

К пещере № 6 ведет достаточно крутой подъем, отмеченный страховочной проволокой. Тропа проходит через природные ворота - скругленный арочный свод. Здесь ещё совсем молодые, некрупные сталактиты и сталагмиты. Сама пещера небольшая, горизонтальная, пол - скат под углом градусов 25. В каменных стенах - морские организмы, в разных уголках пещеры кусочки керамики и человеческие кости. На первый взгляд пещера - обычный просторный грот. Но в самой его глубине - небольшая щель, ведущая дальше. Этот очень узкий лаз (можно только ползти) ведет в удивительнейшую комнату - небольшую по размерам - в ней с трудом можно встать в полный рост. Потолок помещения поддерживает достаточно массивный сталагнат, в полу за этим самым сталагнатом располагается углубление по типу афонских оссуариев. Исследователи полагают, что эта комната - вырубка-склеп.

Пещера Басман-3 заложена в верхнеюрских известняках. Она имеет карстовое происхождение. Длина пещеры 27 метров, ширина от 1 до 10 метров, высота от 1,5 до 10 метров. В Басман-3 через невысокий прямоугольный проход сразу попадаете в низкий зал. Три узких отверстия соединяют его с главным залом. Достопримечательностью пещеры являются редкие кальцитовые натёчные образования, закрученные в спираль - геликтиты. Очень интересен также температурный режим Басман-3. В ней существует довольно сильное движение воздуха, причём тёплый, более лёгкий воздух, проникает в главный зал через правый, высоко расположенный зал, а холодный, более плотный, вытекает своеобразным «воздухопадом» через левые ходы. Благодаря этому температура пещеры и её влажность резко меняются на расстоянии всего нескольких десятков сантиметров. Существует предположение, что именно такие смены микроклиматических условий и приводят к образованию уникальных гелектитов. Эта пещера имеет научное и эстетическое значение.

Вход в Басман-5 представляет собой огромную арку (похожую на раковину для большого оркестра) высотой 5 метров и шириной 14 метров, от которой открывается чудесный вид на Бабуганский массив, горы Чучель, Чёрную, Роман-Кош, хребты Внутренней гряды - и всё это расположилось в удивительно гармоничном порядке…

Пещера карстового происхождения, заложена в известняках позднеюрского возраста. Она представляет собой наклонную, заложенную по напластованию известняков полость, некогда почти до свода заполнявшуюся водой (на стенах ярко виден след, оставленный древним озером). Главный зал пещеры круто, под углом 20 градусов, уходит в глубь массива. Общая длина Басман-5 - 62 метра. Её ширина от 1,5 до 10 метров, а высота от 1 до 15 метров.

Зал пещеры хорошо освещен естественным светом. Натёчных образований в ней немного, но здесь поражают именно размеры. Характерной особенностью пещеры являются кольцеобразные желоба на стенах, которые опоясывают её почти на уровне входа и в пятнадцати метрах ниже него. Это запечатлелись на века уровни воды древних подземных озёр, в своё время служивших единственным источником водоснабжения для населения, которое укрылось в пещерах во время хазарского нашествия.

Под глыбовым навалом археологи обнаружили развалины миниатюрного одноапсидного храма-часовни X-XV вв. Храм был сложен из местного бута на известковом растворе и имел одно окно и одну дверь в западной части. Он был гармонично вписан в пещерный ландшафт - туфовый свод и входные известняковые арки храма поддерживались естественной колонной и выступами пещерной стены.

Вокруг храма располагалось несколько могил с восемнадцатью мужскими, детскими и женскими погребениями, датируемыми XIV веком. В конце XIV века храм был разрушен при сильном землетрясении, хорошо известном по средневековым письменным источникам. Видимо, после землетрясения исчезло и существовавшее в пещере озеро.

Пещера Басман-7 также выходит на отвесный обрыв. Однако в неё лучше попасть через низкий, усыпанный щебёнкой известняка лаз в расселине перед подъёмом к пятой пещере. Басман-7 карстового происхождения, заложена в верхнеюрских известняках. Некоторые посетители не решаются проникнуть в её глубины из-за размеров. Длина пещеры 52 метра, а её ширина достигает всего от 0,5 до 0,7 метров, высота же от 1 до 13 метров. Состоит она из почти горизонтального коридора и нескольких небольших залов. В них также сохранились кольцеобразные желоба на стенах - древние уровни воды. Есть здесь и небольшие натёки. В ближней части пещеры археологами вскрыт культурный слой; в нём они нашли кости диких и домашних животных, черепки посуды.

Все пещеры массива располагаются на разных высотах, на их стенах видны кольцевые желоба разных размеров, как бы опоясывающие пещеру на разных уровнях от входа. Характерные следы течения воды на поверхности этих желобов также показывают, что сток был направлен внутрь массива. Наконец, найдя на дне нескольких пещер гальку песчаника, которая могла попасть суда только из верховьев реки Донги, можно окончательно сделать вывод, что все пещеры Басмана - это древние пещеры-поноры. Около миллиона лет назад дно долины Донги располагалось как раз на уровне известняковой “шапки” хребта Басман. Очевидно, часть стока реки поглощалась в левобережных понорах и через карстовые полости уходила через местный водораздел на запад, в долину реки Писары. Сейчас Донга врезалась в податливые сланцы и песчаники более чем на 100 метров и неторопливо журчит по обомшелым камням, даже не показывая вида, что все пещеры Басмана - это её воды дело…


Легенда о колыбели, спрятанной на горе Басман

В Средние века земли Горного Крыма принадлежали княжеству Феодоро, столицей которого являлся город

Исар Басман.
Убежище, укрепленный загон для скота IX-XIII вв., над группой пещер которых размещался небольшой монастырь IX-XIII вв.

Вид на вершину горы Басман с высоты горы Кемаль — Эгерек

Ущелье реки Донга

Басман с Никитской яйлы

Городище расположено на восточном обрыве Басманского хребта. Вдали виднеется скала, на которой находится исар .

Размер огражденной стенами площадки 80 х 50 м. В настоящее время площадка укрепления заросла лесом. Площадь укрепления 0,35 га.

Углы стен закруглены.

В северной и южной стенах находятся две узкие калитки.

Стены сложены насухо.

Сохранились в высоту до 1,8 м.

Толщина стен 1,6-2,1 м.

С городища в карстовые пещеры попадали по навесным деревянным лестницам.

Во время раскопок 1948 г. у северной калитки найдено несколько фрагментов красно глиняной гончарной керамики. Культурный слой на памятнике выражен слабо, то есть он служил убежищем и загоном для скота и использовался эпизодически.

Горный хребет Басман (от тюрк. «басамак» — «ступенька») находится в самом сердце Крымских гор. В его окружении находятся самые высокие вершины Крыма – Кемаль-Эгерек (1529м.), Демир-КапуКачи – Донги и Каспаны. Высота Басманского хребта в наивысшей точке – 1136м. (1540м.), напротив него, через котловину речки Донга высится главная вершина – Роман-Кош (1545м.). Хребет разделяет бассейны двух притоков

Хребет вытянут в меридиональном направлении с севера на юг. Через небольшую перемычку он соединяется с хребтом вершины Кемаль-Эгерек. С запада склон горы полого спускается в долину речки Каспана, с востока – круто обрывается отвесными скалами в долину Донги. В обрывах, обращённых в долину Донги видны отверстия нескольких пещер. Всего на Басмане известно восемь пещер и одна вертикальная шахта – Медвежья – полость глубиной 62 метра.

Склоны горы густо поросли лесом – дуб, сосна крымская, граб, бук. Вершина Басмана густо поросла зарослями стелющегося можжевельника. Леса верховьев Качи с давних времён служили людям. В 1791г. тогдашний командующий Черноморским флотом России адмирал Ф.Ф.Ушаков в переписке с правителем Таврической области С.С.Жегулиным просит «…к исправлению флота вырубить буковых сто деревьев». В рапорте смотрителя казённых лесов от 22 ноября 1790г. находим «Для выжжения на Севастопольский флот тысячи четвертей уголья на вершине Качи … место казне принадлежащее мною отведено». Здесь находилась и Коушанская корабельная роща. Занимала она довольно приличную площадь – около четырёх тысяч десятин и находилась в междуречье Каспаны и Марты. Однако интенсивные рубки леса на нужды флота опустошили корабельную рощу и уже в 1860г. «…бывшую Коушанскую корабельную рощу именовать в будущем Султанской казённой дачей». Основанием для этого послужило заключение лесничего: «Наличный дуб не годится для постройки судов, дача предполагается к исключению из разряда корабельных рощ».

Дорога на поляну Кермен начинается со старой дороги, некогда ведущей в посёлок Крымский. С завершением строительства Загорского водохранилища, в 1976г., прилегающие к нему долины речек стали санитарной зоной, села и поселки были ликвидированы, а жители расселены по другим населённым пунктам. Исчезли с карты Крыма сёла Шелковичное (б.Коуш), Лесниково (б.Стиля), посёлок Крымский (б.Чаир). Знаменитые коушанские сады заброшены и одичали, только летом, идя вдоль дороги, радуют глаз плоды сливы, яблонь и груш. От большого села Шелковичное остался лишь памятник партизанам. По обочинам дороги видны следы оград и стен бывших домов, цветут в бывших палисадниках штокрозы, мальвы и ноготки.

Поселок Крымский некогда славился своим санаторием для туберкулёзных детей. Чистый, напоенный ароматом крымской сосны воздух давал облегчение больным детям. Об этом напоминают лишь обрушенные бульдозерами стены бывшего санатория.

Окрестности поселка давали до войны уголь Бешуй-копей. При Врангеле к этим копям была построена от станции Сирень узкоколейка, следы которой встречаются ещё по берегам Качи. После Гражданской войны шахты были восстановлены, механизированы и давали уголь уже Советской власти. В 1921г. копи выдали на-гора 3200 тонн угля. В 1941г. шахты были взорваны. Уголь Бешуй-копей некачественный, с большой зольностью и промышленной ценности не представляет. Только от большой нужды, в тяжелые годы Гражданской войны и разрухи можно было пользоваться его запасами. В настоящее время старые, заброшенные копи опасны для посещений, и только любители поделок из красивого камня-гагата, изредка встречающегося в отвалах старых шахт, посещают эти места.

Дорога несколькими поворотами поднимается по хребту горы и приводит нас на поляну .Само название «Кермен» — «крепость», говорит нам о том, что здесь когда-то был населённый пункт, защищённый стенами. Действительно, на одном из отрогов хребта, над скалистым ущельем р.Донга – скале Кермен-кая находятся остатки древнего замка Х111-Х1Увв. Доступ на вершину утёса преграждала стена, сложенная из бута на известково-песчаном растворе. На стыке западной и восточной куртин крепостной стены была возведена въездная башня, размерами 6х8 метров. Ширина ворот – 2,7метра. Толщина стен – 1,5 – 1,7 метра. Южный фланг обороны замыкала ещё одна четырёхугольная башня, размерами 6,3 х 6,5 метров. За башней, над скальным обрывом сохранились следы потерны – тайного хода, шириной 0,7метра. Внутри укрепления – следы построек, примыкавших к оборонительным стенам. У восточного обрыва – следы небольшой церкви.

На хребте Басмана известно ещё одно укрепление – общинное убежище. Его следы находятся на самой вершине горы. Оно представляет из себя убежище, укреплённый загон для скота 1Х-Х111вв. Городище находится над группой пещер, которые были обжиты человеком, и соединялось с ними деревянными лестничными переходами.

Пещеры Басмана – интересный памятник природы, заслуживающий пристального изучения.

К ним ведёт узкая тропинка, начинающаяся на краю пятидесятиметрового обрыва между двух приметных скал.

Вот они: одна, другая, третья… У входа в каждую написан номер.

Поднимаемся в шестую. Мрачная тишина, резкий стук водных капель, падающих с известняковых сводов. Непроглядная тьма окутывает практически с первых же шагов. Глаз напрасно отыскивает хоть какое-нибудь светлое пятно в этом царстве вечной ночи. В неверном свете фонаря расматриваем красивые натёчные образования на стенах. Здесь ещё совсем молодые, некрупные сталактиты и сталагмиты… Считается, что наиболее интересными для экскурсантов будут третья, пятая и седьмая пещеры.
Пещера Басман-3 заложена в верхнеюрских известняках. Она имеет карстовое происхождение. Длина пещеры 27 метров, ширина от 1 до 10 метров, высота от 1,5 до 10 метров. В Басман-3 через невысокий прямоугольный проход сразу попадаете в низкий зал. Три узких отверстия соединяют его с главным залом. Достопримечательностью пещеры являются редкие кальцитовые натёчные образования, закрученные в спираль – геликтиты. Очень интересен также температурный режим Басман-3. В ней существует довольно сильное движение воздуха, причём тёплый, более лёгкий воздух, проникает в главный зал через правый, высоко расположенный зал, а холодный, более плотный, вытекает своеобразным “воздухопадом” через левые ходы. Благодаря этому температура пещеры и её влажность резко меняются на расстоянии всего нескольких десятков сантиметров. Существует предположение, что именно такие смены микроклиматических условий и приводят к образованию уникальных гелектитов. Эта пещера имеет научное и эстетическое значение.

К пятой пещере ведёт очень опасная тропа, поэтому надо быть предельно осторожным.

Вход в Басман-5 представляет собой огромную арку (похожую на раковину для большого оркестра) высотой 6 метров и шириной 14 метров, от которой открывается чудесный вид на Бабуганский массив, горы Чучель, Чёрную, Роман-Кош, хребты Внутренней гряды. Всё это расположилось в удивительно гармоничном порядке.

Пещера карстового происхождения, заложена в известняках позднеюрского возраста. Она представляет собой наклонную, заложенную по напластованию известняков полость, некогда почти до свода заполнявшуюся водой (на стенах ярко виден след, оставленный древним озером). Главный зал пещеры круто, под углом 20 градусов, уходит в глубь массива. Общая длина Басман-5 62 метра. Её ширина от 1,5 до 10 метров, а высота от 1 до 15 метров.
Зал пещеры хорошо освещен естественным светом. Натёчных образований в ней немного, но здесь поражают именно размеры. Характерной особенностью пещеры являются кольцеобразные желоба на стенах, которые опоясывают её почти на уровне входа и в пятнадцати метрах ниже него. Это запечатлелись на века уровни воды древних подземных озёр, в своё время служивших единственным источником водоснабжения для населения, которое укрылось в пещерах во время хазарского нашествия.

Пещера Басман-7 также выходит на отвесный обрыв. Однако в неё лучше попасть через низкий, усыпанный щебёнкой известняка лаз в расселине перед подъёмом к пятой пещере. Басман-7 карстового происхождения, заложена в верхнеюрских известняках. Некоторые посетители не решаются проникнуть в её глубины из-за размеров. Длина пещеры 52 метра, а её ширина достигает всего от 0,5 до 0,7 метров, высота же от 1 до 13 метров. Состоит она из почти горизонтального коридора и нескольких небольших залов. В них также сохранились кольцеобразные желоба на стенах – древние уровни воды. Есть здесь и небольшие натёки. В ближней части пещеры археологами вскрыт культурный слой; в нём они нашли кости диких и домашних животных, черепки посуды.

Напоследок обобщим всё, что известно о пещерах этого массива. Все они располагаются на разных высотах, на их стенах видны кольцевые желоба разных размеров, как бы опоясывающие пещеру на разных уровнях от входа. Характерные следы течения воды на поверхности этих желобов также показывают, что сток был направлен внутрь массива. Наконец, найдя на дне нескольких пещер гальку песчаника, которая могла попасть суда только из верховьев реки Донги, можно окончательно сделать вывод, что все пещеры Басмана – это древние пещеры-поноры. Около миллиона лет назад дно долины Донги располагалось как раз на уровне известняковой “шапки” хребта Басман. Очевидно, часть стока реки поглощалась в левобережных понорах и через карстовые полости уходила через местный водораздел на запад, в долину реки Писары. Сейчас Донга врезалась в податливые сланцы и песчаники более чем на 100 метров и неторопливо журчит по обомшелым камням, даже не показывая вида, что все пещеры Басмана – это её воды дело…

Археологи обнаружили в пещерах выровненные полы, подпорные стены, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. Значит, пещеры Басмана были когдато приспособлены для постоянного обитания. Об этом свидетельствуют также остатки очага в одной из пещер, подле которого собраны обуглившиеся зерна злаков.
В обрыве между пещерами есть высеченные в стене гнезда и выступы следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили наверх. Здесь, на небольшой наклонной площадке, доныне возвышается мощная оборонительная стена Басманский исар.

Единственной загадкой было наличие воды. Сейчас в пещерах её нет, но ведь должен был быть независимый источник! Судя по кольцам на стенах пещеры, отражающим уровни подземной воды здесь в древние времена было подземное озеро.

Под глыбовым навалом в последней пещере Басмана археологи обнаружили развалины миниатюрного одноапсидного храмачасовни. Храм был сложен из местного бута на известковом растворе, перекрыт туфовым сводом, имел одно окно и одну дверь в западной части. Вокруг храма располагалось несколько могил с восемнадцатью мужскими, детскими и женскими погребениями, датируемыми XIV веками. В конце XIV века храм был разрушен при сильном землетрясении, хорошо известном по средневековым письменным источникам. Не обошлось и без человеческих жертв: в глубине пещеры был обнаружен костяк человека, раздавленного рухнувшей на него глыбой.
Значит, пещерное озеро исчезло после землетрясения.

Какие же народы жили в этих местах? Крымские горы, и особенно их Главная гряда издавна служили местом обитания тавров. Здесь располагались их охотничьи угодья, святилища и некрополи. В ближайшей округе Басмана – близ бывшей деревни Лесниково (б.Стиля) находится таврский могильник из каменных ящиков. Он был исследован в 1954г.археологами Горного отряда Крымского филиала АН УССР. Конструктивные особенности и размеры каменных ящиков характерны для таврских могильников среднего этапа, датируемых У-1Увв. до н.э. При раскопках найдены фрагменты чёрной лепной керамики, бронзовые кольца, кремневый инвентарь – нуклеусы и ножевидные пластинки.

Недалеко от Басмана – на перевале Гурзуфское седло находилось древнее таврское святилище. Великолепные находки археологов – монеты со всего античного Причерноморья, бронзовые и серебряные статуэтки Посейдона, Зевса и других греческих богов и героев свидетельствуют о характерном для тавров береговом пиратстве – когда грабились корабли, выброшенные в непогоду на скалистые берега Таврики.

В позднеантичную и раннесредневековую эпохи население окрестных долин занималось земледелием. В У11-У111вв. пришествие хазар, а впоследствии печенегов и половцев вынудило потомков тавроскифовсарматоалан находить убежище в недоступных степнякам горах. От раннего средневековья, от готских завоеваний осталось название речушек Марта (нем. имя собств.) и Стиля – «штилле»(др.нем.) — «тихая», в отличие от Донги (тюрк.) – «звенящей». В У111-Хвв.происходит переориентация хозяйственного уклада жителей Таврики. Земледелие поливных речных долин сменяется отгонным скотоводством. Стадо скота при военной опасности можно угнать в горы, спрятать в труднодоступном горном убежище, ограждённом стенами. Постоянная военная опасность постепенно, в Х11-Х111вв. приводит к образованию класса феодалов, под чьей защитой находились мирные поселения речных долин и в случае военной опасности мужчины становились воинами-защитниками замков, расположенных на неприступных утёсах гор. и

От горных убежищ древние скотопрогонные дороги вели на яйлы – прекрасные летние пастбища, используемые с древности. Старые стены на яйле, ограждающие отвесные обрывы от падения туда овец – свидетели тех времён. Да и названия вершин говорят сами за себя – Кемаль – Эгерек – «место, куда Кемаль гоняет овец».

Когда-то в Крыму существовали два сильных государства. Одно из них именовалось генуэзским и расположено было на побережье, другое находилось в горах и потому называлось горским.

Государства эти вели между собой беспрерывную войну. Генуэзцы угоняли стада горцев и разоряли селения. Горцы в ответ нападали на генуэзские крепости.

Такое положение не могло длиться бесконечно, надо было решить споры. Но как? Вопрос этот враждующие князья задали своим советникам.

Некоторое время спустя генуэзский посол явился со свитой к горскому князю и предложил вечную дружбу. И если горцы действительно искренне желают дружбы, то пусть выдадут генуэзцам золотую колыбель — священную реликвию горского народа, которая изображена на его знамени.

— Мы требуем этого только потому.- сказал генуэзец, — что знаем, как высоко цените вы колыбель. Передайте ее нам — мы убедимся, что вы дорожите миром больше всего на свете.

Услышав это требование горский князь обнажил саблю и ответил:

— Твои слова так оскорбительны, что я готов тебя убить. Неужели ты не знаешь, что в этой колыбели вскормлены все мы и что у нее клялись верности своему народу наши предки?

— Мы жаждем согласия с вами и готовы тоже дать вам в залог самое дорогое, что имеем.

Вождь горского народа немедленно собрал своих советников, рассказал о предложении генуэзцев. Долго думали горские советники. Они ни за что не хотели расставаться со святыней своего народа, ибо это значило, что они добровольно согласны лишить себя своего имени, свободы и независимости.

— Надо попросить у генуэзцев ту бумагу, по которой они владеют землей в Крыму, — решил совет горцев. — Нечего думать, что они на это согласятся. А тогда начнем переговоры о мире на иных условиях.

Генуэзскому послу передали ответ горского князя. Посол молча повернулся и со своей свитой отправился на побережье. Прошла еще неделя, и от генуэзского князя явился новый гонец.

— Возьмите у нас все, что угодно, — говорил он, — но только не эту бумагу.

— А что же дороже есть у вас? Ведь осмелились же вы говорить с нами о нашей святыне!

— Мы — это другое дело, — сказал посол. -o Вы известны, как народ гордый, неустрашимый, и вас можно заставить помириться с нами, только отняв вашу святыню.

— Спасибо за доброе слово! — усмехнулся горский князь. — Но почему вы держитесь за клочок бумаги? Что он вам дает?

— А какие же права на землю останутся у нас, если мы лишимся этой бумаги?

— Не договоримся мы, наверное, — сказал князь.

— Смотри не злоби нас. Мы силой заберем вашу святыню, раз вы сами не хотите отдать ее нам.

— Ты угрожаешь, — ответил горец, — но легче говорить, чем сделать. Народ наш не боится никого и скорее весь до последнего ляжет в битве. Чем продаст свою честь!

— Другого ответа я не дождусь?

Разгорелась новая война между генуэзцами и горцами. Редели ряды славных защитников знамени с изображением золотой колыбели. Княжеству грозила гибель. Генуэзцы требовали золотую колыбель, обещая прекратить войну. Тогда горский князь собрал народ и спросил, не лучше ли согласиться с такими условиями.

— Мы не хотим этого! — закричали воины. — Не допустим позора, пока жив хоть один из нас!

— Друзья мои! — сказал князь…-Пока цела наша святыня, народ живет, хотя бы осталась от него только горстка людей. Поэтому я спрячу святыню так, чтобы ее не нашел никто из врагов. И наложу на нее заклятие, чтобы далась она в руки только тем, кто приблизится к ней с чистыми побуждениями…

Сказав это, князь с небольшой группой близких людей направился к пещере на горе Басман, близ Биюк-Узенбаша. Только им одним известными тропами они добрались до нее.

Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:

— Могучие духи! Я и мой народ вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи-генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений.

— Так будет!-раздалось в мрачной пустоте пещеры.

— Заклинаю вас покарать того, кто захочет взять эту колыбель ради порабощения другого народа или ради какого-нибудь иного злого умысла.

— Так будет! — опять донеслось из мрачной пустоты.

— Могучие духи! Я прошу вас открыть место, где хранится колыбель нашего народа, тем людям, которые будут искать ее для возрождения моего народа, его славного имени, его непокорного духа. И помогите мне в битве за жизнь моей семьи, жен и детей моих воинов, за нашу землю, горы, за наши поля и жилища!

В этот момент перед князем появился старец в белой одежде и сказал ему:

Не отчаивайся! Тяжелые дни переживает твой народ, но наступят для него и лучшие времена. Это будет не скоро, немало горя испытает он. Однако, смотря вдаль, я вижу его возрожденные поля, шумные города, счастливых людей. Не отчаивайся, если даже потерпишь поражение…

— А что будет с генуэзцами, нашими врагами?

— Судьба их несчастна, как и всех захватчиков. Они навсегда исчезнут с этой земли.

Старец медленно ушел в глубину пещеры, а князь выбрался из нее и поспешил к своим воинам.

Долго еще длилась война между двумя народами. И каких бы побед ни достигали генуэзцы, они не могли захватить золотой колыбели.

Ушли последние отряды горцев с родной земли, уступая злобной силе. Но и ряды их врагов ослабели. И когда нежданно орды новых захватчиков нагрянули на генуэзцев, они с позором бежали, чтобы никогда больше не появляться на крымской земле. А бумагу, которая давала им право владеть этой землей, унес ветер в далекое море, и исчезла она навеки.

Столетие за столетием кипели битвы за горскую землю, а в пещере на горе Басман хранилась чудесная золотая колыбель.

Много смельчаков пыталось завладеть ею, но им не удавалось добегаться до нее. Они возвращались изуродованные, с помутившимся разумом. Говорят, золотая колыбель по сей день хранится в глубине пещер.

В годы Великой Отечественной войны склоны Басмана стали местом базирования партизанских отрядов. Здесь находился штаб Четвертого партизанского района. Отсюда уходили народные мстители в бои и рейды. В марте 1942г. сюда через заметённую снегом яйлу перешли с Чайного домика бойцы и командиры Севастопольского и Акмечетского партизанских отрядов. Здесь, на поляне Кермен находится могила Н.П.Кривошты – командира Ялтинского отряда.

Осенью 1942г. в партизанских отрядах сложилось тяжёлое положение. Бои с карателями, постоянная борьба за существование, проведённые диверсии и рейды. В отрядах скопилось большое количество раненных и больных. По договорённости с Большой землёй, партизаны должны были вынести раненых в район пос.Кикинеиз, куда за ними с Большой земли пошлют катера – морские охотники. По горам необходимо было пройти более семидесяти километров, неся на себе раненых. Двигались в основном по ночам. В районе Кикинеиза ждали более трёх суток, но катера так и не пришли. И тогда партизанам с ранеными пришлось идти обратно. В районе Басмана отряд попал в засаду. Первой же очередью Николай Кривошта был убит. Его могила на поляне Кермен напоминает нам о тех жестоких временах, когда здесь гремели бои, когда в нечеловеческих условиях, в холод, не имея еды и тепла партизаны раз за разом наносили удары по оккупантам. Многие из них не вернулись домой, многие покоятся в безымянных могилах под буками и соснами крымского леса. Вечная им память!

До 1972г. на поляне Кермен существовал туристский приют турбазы «Привал». Сюда приходили туристы с приюта на Богатыре и уходили на турбазу «Карабах» под Алуштой. К сожалению, впоследствии здешние места облюбовали партчиновники. Дача Крымского обкома партии надолго превратила поляну в запретное для простых смертных место. Высокие чиновники прогуливались по местным лесам с ружьишком, для их нужд были устроены три искусственных озера, в них запущена рыба и раки. До сегодняшнего дня дожило только одно озеро – в нем водится довольно мелкие караси и раки. Остальные два превратились в болотца.

Принято считать, что перестройка отдала народу те богатства, которые чиновники приберегали для себя. В случае с гостиницей обкома на поляне Кермен случилось как раз наоборот. Пока дача была в ведении обкома – она содержалась в образцовом порядке. Только её передали на баланс лесхоза и в ней стали принимать «простой» народ, то моментально дачу довели до плачевного состояния. Нужно было видеть, как народ крушил голубой итальянский кафель, разбивал с непонятной ненавистью унитазы и раковины, мочились в камин. В конце концов, представляющая печальное зрелище дача пришла в негодное состояние.

На сегодняшний день поляна Кермен вновь обустраивается – уже «новыми украинцами».

Туристские маршруты, проходящие через поляну Кермен, ведут в направлении горы Кемаль-Эгерек и далее на Ялтинскую Яйлу, или обратно, вниз в долину речки Марта, на Кордон Финарос. Можно спуститься по лесной дороге в долину речки Каспаны и от неё пройти к стоянке «Лесниково», либо по трассе газопровода, мимо скалы Яманташ, на которой в средние века тоже находился небольшой замок с храмом, вверх на яйлу. Туристская стоянка на поляне – выше лесничьего кордона справа в сосняке, на краю поляны. Стоянка оборудована беседкой, туалетом, столами со скамейками. Ещё одна стоянка – выше по хребту, у бывшей Стильской кошары, на гребне Кемаль-Эгерека, над родником с железным корытом. Оплата стоянок – в Бахчисарайском лесхозе, либо у лесника.

Туристам, путешествующим через поляну Кермен необходимо помнить – вы на границе Крымского государственного Заповедника! Здесь особо надо следить и за соблюдением чистоты и тишины в лесу. Берегите природу Крыма!

———————————————————————————————————————————————————————————

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться

В окружении главных вершин Крымских гор расположился хребет под названием Басман. Он имеет богатую историю и окутан таинственными легендами. Гора замерла, словно вздыбившаяся волна, готовая в любую секунду обрушиться на котловину реки, протекающей внизу. Восхождение на нее – это интересное путешествие в страну корабельных рощ, пронизывающего ветра и незабываемых пейзажей. А малолюдность и наличие турстоянок сделают вашу прогулку особенно приятной.

История

Название хребта с тюркского переводится как «Ступенчатый». Другая версия говорит о месте «куда нельзя ступать человеку».

На данный момент на горе нет поселений, вместе с окрестностями она считается заповедной территорией. Но все свидетельствует о том, что когда-то жизнь здесь бурлила. Найдены остатки древней крепости, в которой, кроме оборонительных сооружений, были жилые дома и помещения для скота. Сохранились следы еще одного обжитого места, куда люди приходили укрыться на время военной угрозы. Заселенными были и пещеры Басмана. Считается, что люди ушли из них после разрушительного средневекового землетрясения.

Особенности

Гора разделяет собой два притока реки Качи: западный пологий склон плавно спускается в долину Каспаны, а с востока головокружительный обрыв устремляется к Донге. Небольшая перемычка соединяет Басман с хребтом Кемаль-Эгерек.

Граб, бук и сосна когда-то густо покрывали эти склоны. Сейчас их здесь тоже достаточно много, но основная часть крупных стволов была вырублена для нужд кораблестроения Российской империи еще в 18 веке. Также плотным покровом скалы оплетает стелющийся можжевельник, и накидка из разнотравья окрашивает спину Басмана в сочный изумрудный цвет.

Привлекателен объект и с точки зрения спелеологии. Порядка восьми пещер просматривается со стороны Донги, а также есть вертикальная шахта Медвежья, глубиной в 62 метра. Гроты не вызывают особого интереса. Но, возможно, это так, только потому что глубоко их не изучали. Даже названий не дали, а только номерные обозначения.

Не забудьте снять шляпу и поклониться, когда будете проходить мимо могил храбрых защитников Крыма. В Великую Отечественную на горе укрывались, делали вылазки и проводили разведывательные операции партизаны.

Легенды

Красивое сказание повествует о давних временах, когда Крымским побережьем владели генуэзцы, а в верховьях проживали горцы. Между ними постоянно горел пожар распрей, кровопролитные войны забирали лучших из лучших.

И решили тогда хитрые генуэзцы заключить мир, в обмен на который попросили главную святыню горцев – золотую колыбель. В ответ у них потребовали бумагу, дающую право населять здешние земли. Не договорившись, народы продолжили бессмысленные сражения. И в тот момент, когда уже совсем измельчали ряды жителей верховьев, их князь отнес колыбель в одну из пещер Басмана и спрятал с тем заветом: добыть ее смогут только те, у кого действительно добрые намерения.

Как добраться

Лучше всего присоединиться к организованной экскурсионной группе, так как, не зная местности, можно заплутать или забрести в непроходимые дебри. Маршруты проложены практически из всех окрестных населенных пунктов. Самый популярный – из села Счастливцево.

Природа
Ограничения

Путеводители неподалеку

Сообщество

Места в которые хочется вернуться

Путешествие в Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь

Didichenkos1 , 14 фев 2017

Сообщество

Московские туристы

15.09.2015

Сердце крымских гор - горный хребет Басман (от тюрк. «басамак» - «ступенька») находится на территории заповедника.
Вокруг расположились самые высокие вершины Крыма – Кемаль-Эгерек (1529 м.), Демир-Капу (1540 м.), напротив него, через котловину речки Донга высится главная вершина – Роман-Кош (1545 м.). Хребет разделяет бассейны двух притоков Качи – Донги и Каспаны. Высота Басманского хребта в наивысшей точке – 1136 м.

Хребет вытянут в меридианальном направлении с севера на юг. Через небольшую перемычку он соединяется с хребтом вершины Кемаль-Эгерек. С запада склон горы полого спускается в долину речки Каспана, с востока – круто обрывается отвесными скалами в долину Донги. В обрывах, обращённых в долину Донги видны отверстия нескольких пещер.

Всего на Басмане известно восемь пещер и одна вертикальная шахта – Медвежья – полость глубиной 62 метра. В пещерах всегда прохладно и сыро. В древности они служили надежным домом людям. С обрывов Басмана открывается чудесный вид на северные склоны Главной гряды Крымских гор. Басман был одним из мест, где во время ВОВ действовали партизанские отряды. Вам встретятся могилы партизан.

Карта

Где находится Гора Басман? Все просто, посмотрите отметку на карте, запишите адрес или 44°36.455′, 34°10.152′, почитайте схему проезда под картой. Вам следует обязательно посетить это место!

Гора Басман (высота 1176 м) находится в пределах Крымского заповедника с северо-западной стороны Главной гряды. В отвесных обрывах горы Басман зияют темные отверстия пещер. Такие же пещеры, встречающиеся и в других местах Крыма, породили среди местного населения множество легенд о сокровищах, якобы укрытых в них и охраняемых заклятиями от похищения.

В самой большой пещере Басмана находились средневековый некрополь и храм. Именно здесь, судя по легендам, и была скрыта от глаз людских чаша-колыбель, изображенная на фресках крымских храмов.

Легенда о Золотой Колыбели

Когда-то в Крыму существовали два сильных княжества. Одно из них именовалось генуэзским и расположено было на побережье, другое находилось в горах и потому называлось горским (оно же Феодоро).

Княжества эти вели между собой беспрерывную войну. Генуэзцы угоняли стада горцев и разоряли селения. Горцы в ответ нападали на генуэзские крепости. Такое положение не могло длиться бесконечно, надо было решить споры. Но как? Вопрос этот враждующие князья задали своим советникам. Некоторое время спустя генуэзский посол явился со свитой к горскому князю и предложил вечную дружбу. И если горцы действительно искренне желают дружбы, то пусть выдадут генуэзцам золотую колыбель – священную реликвию горского народа, которая изображена на его знамени.

– Мы требуем этого только потому, – сказал генуэзец, – что знаем, как высоко цените вы колыбель. Передайте ее нам – и мы убедимся, что вы дорожите миром больше всего на свете.
Услышав это требование, горский князь обнажил саблю и ответил:

– Твои слова так оскорбительны, что я готов тебя убить. Неужели ты не знаешь, что в этой колыбели вскормлены все мы и что у нее клялись в верности своему народу наши предки?

– Мы жаждем согласия с вами и готовы тоже дать вам в залог самое дорогое, что имеем.

Вождь горского народа немедленно собрал своих советников, рассказал о предложении генуэзцев. Долго думали горские советники. Они ни за что не хотели расстаться со святыней своего народа, ибо это значило, что они добровольно согласны лишить себя своего имени, свободы и независимости.

– Надо попросить у генуэзцев ту бумагу, по которой они владеют землей в Крыму, – решил совет горцев. – Нечего думать, что они на это согласятся. А тогда начнем переговоры о мире на иных условиях.

Генуэзскому послу передали ответ горского князя. Посол молча повернулся и со своей свитой отправился на побережье. Прошла еще неделя, и от генуэзского князя явился новый гонец.

– Возьмите у нас все, что угодно, – говорил он, – но только не эту бумагу.
– А что же дороже ее есть у вас? Ведь осмелились же вы говорить с нами о нашей святыне!

– Мы – это другое дело, – сказал посол. – Вы известны, как народ гордый, неустрашимый, и вас можно заставить помириться c нами, только отняв вашу святыню.

– Спасибо за доброе слово! – усмехнулся горский князь. – Но почему вы держитесь за клочок бумаги? Что он вам дает?

– А какие же права на землю останутся у нас, если мы лишимся этой бумаги?

– Не договоримся мы, наверное, – сказал князь.

– Смотри, не злоби нас. Мы силой заберем вашу святыню, раз вы сами не хотите отдать ее нам.

– Ты угрожаешь, – ответил горец, – но легче говорить, чем сделать. Народ наш не боится никого и скорее весь до последнего ляжет в битве, чем продаст свою честь!

– Другого ответа я не дождусь?

Разгорелась новая война между генуэзцами и горцами. Редели ряды славных защитников знамени с изображением золотой колыбели, княжеству грозила гибель. Генуэзцы требовали золотую колыбель, обещая прекратить войну. Тогда горский князь собрал народ и спросил, не лучше ли согласиться с такими условиями.

– Мы не хотим этого! – закричали воины. – Не допустим позора, пока жив хоть один из нас!

– Друзья мои! – сказал князь. – Пока цела наша святыня, народ живет, хотя бы осталась от него только горстка людей. Поэтому я спрячу святыню так, чтобы ее не нашел никто из врагов. И наложу на нее заклятие, чтобы далась она в руки только тем, кто приблизится к ней с чистыми побуждениями…

Сказав это, князь с небольшой группой близких людей направился к пещере на горе Басман, близ Биюк-Узенбаша. Только им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:

– Могучие духи! Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи – генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений.

– Так будет! – раздалось в мрачной пустоте пещеры.

– Заклинаю вас покарать того, кто захочет взять эту колыбель ради порабощения другого народа или ради какого-нибудь иного злого умысла.

– Так будет! – опять донеслось из мрачной пустоты.

– Могучие духи! Я прошу вас открыть место, где хранится колыбель нашего народа, тем людям, которые будут искать ее для возрождения моего народа, его славного имени, его непокорного духа. И помогите мне в битве за жизнь моей семьи, жен и детей моих воинов, за нашу землю, горы, за наши поля и жилища!

В этот момент перед князем появился старец в белой одежде и сказал ему:

– Не отчаивайся! Тяжелые дни переживает твой народ, но наступят для него и лучшие времена. Это будет не скоро, немало горя испытает он. Однако, смотря вдаль, я вижу его возрожденные поля, шумные города, счастливых людей. Не отчаивайся, если даже потерпишь поражение…

– А что будет с генуэзцами, нашими врагами?

– Судьба их несчастна, как и всех захватчиков. Они навсегда исчезнут с этой земли.

Старец медленно ушел в глубину пещеры, а князь выбрался из нее и поспешил к своим воинам.

Долго еще длилась война между двумя народами. И каких бы побед ни достигали генуэзцы, они не добивались своего, не могли захватить золотой колыбели.

Ушли последние отряды горцев с родной земли, уступая злобной силе. Но и ряды их врагов ослабели. И когда нежданно орды новых захватчиков нагрянули на генуэзцев, они с позором бежали, чтобы никогда больше не появляться на крымской земле. А бумагу, которая давала им право владеть этой землей, унес ветер в далекое море, и исчезла она навеки.

Столетие за столетием кипели битвы за горскую землю, а в пещере на горе Басман хранилась чудесная золотая колыбель.

Много смельчаков пыталось завладеть ею, но им не удавалось добраться до нее. Они возвращались изуродованные, с помутившимся разумом. Говорят, золотая колыбель по сей день хранится в глубине пещер.

Если верить преданию, колыбель была замурована в пещере скалы Басмана в результате произошедшего землетрясения и сопутствовавшего ему обвала после заклятья ромейского царя. Как ни странно, археологические данные подтверждают легенду. Доказано, что поселение на Басмане было разрушено в результате сильного землетрясения в 14 или 15 веке. В глубине одной из пещер был найден костяк человека, раздавленный рухнувшей на него каменной глыбой. Но сама таинственная колыбель так и не была обнаружена…

Фото