«ВИМ-Авиа» отменила чартеры. Что делать пассажирам? 

Все чартерные рейсы. Этому предшествовали массовые задержки рейсов, в результате которых тысячи туристов не смогли вылететь из аэропортов. Долги перевозчика оцениваются миллиардами рублей. У компании нет средств ни на компенсации для туристов, ни на замену отложенных рейсов..

С чего всё началось?

Первые трудности у компании начались еще в конце весны: 31 мая «ВИМ-Авиа» отменила сотни рейсов по всей стране. Спустя два дня были отложены чартерные рейсы в Турцию, Болгарию и ряд других популярных направлений. Только за неделю из-за срыва перевозок не смогли вылететь около 10 тыс. пассажиров. Большинство из них клиенты туроператоров «НТК Интурист», Coral Travel, ICS Travel Group и прочих.

Тогда же в Росавиации припугнули возможностью отмены чартерных рейсов в России, в случае если массовые задержки продолжатся. Позже эти сведения были опровергнуты. Часть обязательств «ВИМ-Авиа» по перевозке пассажиров взяли на себя турецкая Onur Air и болгарская Bulgaria Air.

«ВИМ-Авиа» устранила сбои в расписании полетов к середине июня. Впрочем, компания уже успела привлечь внимание правоохранительных органов. На перевозчика завели административное дело из-за задержки 173 рейсов за два месяца суммарно.

Почему задержки повторились?

Точечные сбои случались в расписании и летом. Но серьезно ситуация выстрелила 23 сентября. Тогда стало известно о многомиллиардных долгах компании, которые «ВИМ-Авиа» не в состоянии погасить. Так, перевозчик задолжал аэропорту Домодедово за обслуживание самолетов свыше 500 млн рублей, а также систематически не выплачивал зарплаты своим сотрудникам. Только бортпроводникам и летчикам недоплатили около 30 млн рублей. Суммарно долг перед персоналом 206 млн рублей. Кредиторская задолженность компании оценивается в пределах от 3 до 10 млрд рублей.

Прокурорская проверка, проведенная по факту массовых задержек, уже установила, что сотрудники компании продавали билеты пассажирам, заведомо зная, что те не смогут улететь. Общий объем хищений пока не определен, однако, по предварительным оценкам, пострадали свыше 140 тыс. туристов.

Несколько сотен пассажиров находятся в Домодедово в надежде на то, что их вылет всё же состоится. Многие пассажиры остаются в аэропортах Антальи, Римини и ряда популярных курортов и не могут вернуться домой.

Другие авиаперевозчики уже заявили, что не собираются выполнять перелеты вместо «ВИМ-Авиа». За лето силами сторонних авиакомпаний развезли свыше 220 тыс. туристов, купивших билеты «ВИМ-Авиа». В Российском союзе туриндустрии уже предупредили, что вывозить туристов в случае ухода самолетов ВИМ-Авиа будет не на чем. Свободных бортов на рынке практически нет. Ассоциация туроператоров России (АТОР) уже потребовала вмешательства правительства в ситуацию.

Что говорят в ВИМ-Авиа?

Изначально представители перевозчика связывали задержки с «традиционным сезонным спадом» и поздним прибытием воздушных судов с техобслуживания. Однако спустя несколько дней руководство компании призналось, что со значительными финансовыми трудностями и не в состоянии выполнять свои обязательства перед пассажирами. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации им видится возможный переход компании под внешнее управление. Об этом говорится на сайте компании.

24 сентября руководство «ВИМ-Авиа» обратилось к властям за предоставлением госгарантий по кредитам. На следующий день Росавиация начала внеплановую проверку авиакомпании в связи с задержками рейсов. Свою проверку проводит и Минтранс. Глава ведомства Максим Соколов пояснил, что проблемы с задержками затронули преимущественно чартерные рейсы. Регулярные уходят с минимальным отставанием от расписания. «Компания задержала ремонт ряда самолетов, и в этом случае под сокращение, естественно, попали чартерные программы - это международная практика», - отметил Соколов.

По итогам проведенных проверок, Минтранс и Росавиация решили приостановить чартерные программы «ВИМ-Авиа», а компанию обязали вывезти пассажиров с мест отдыха самостоятельно или с привлечением сторонних сил. Со вторника, 26 сентября, рейсы компании будет аэропорт Внуково.

Что происходит в аэропортах?

Рейсы «ВИМ-Авиа» вылетают с многочасовыми задержками. В Крыму пассажиры рейса Симферополь–Москва прождали в аэропорту семь часов.

Отложили как внутрироссийские рейсы (в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Благовещенск, Магадан), так и рейсы международных направлений (Дубай, Анталья, Салоники, Римини, Ереван). В зарубежных аэропортах свыше 43 тыс. клиентов авиакомпании.

Оперативный штаб по возвращению из-за рубежа российских туристов - клиентов «ВИМ-Авиа» в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм). Служба получит данные о клиентах, находящихся за рубежом, и определит сроки вывоза туристов.

Смогут ли туристы вернуть деньги?

Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для туристов, связанные с возмещением убытков. В сложившихся обстоятельствах пассажир вправе отказаться от полета и получить деньги даже за невозвратный билет. Отказ от полета в данном случае признается вынужденным.

Более того, клиенты авиакомпании вправе требовать компенсацию морального вреда и возмещение убытков из-за задержки рейса. Кроме того, пассажиры могут потребовать предоставления отеля при задержке свыше восьми часов. Если вылет отложили на четыре и более часов - клиентам должно быть предоставлено бесплатное горячее питание. Также, по правилам, после двух-трех часов можно попросить прохладительные напитки.

В большинстве случаев вопросы с отменой чартерных рейсов можно решить через туроператора. Чартерные рейсы обычно не выгодны для самостоятельных путешественников, ими летают преимущественно по пакетным турам. Крупные туроператоры, как правило, без проблем находят альтернативную авиакомпанию для осуществления перелета. Компания может предложить другие варианты отдыха или же обязана полностью компенсировать стоимость тура. В АТОР предполагают, что даже в случае банкротства «ВИМ-Авиа» ситуация не станет критической для туристического бизнеса.

Всё же в АТОР считают , что вернуть такое количество туристов своими силами российским туроператорам не по карману.

«Все чартерные программы «ВИМ-Авиа» до конца сезона в полном объеме были оплачены туроператорами. Выделить же средства на повторную оплату рейсов (а это, по предварительным оценкам, - не менее $10 млн) без угрозы нарушения стабильной работы туроператоры сегодня не имеют технической возможности», - говорится в письме ассоциации.

Если же билет куплен самостоятельно, то получить компенсацию можно, лишь обратившись напрямую в авиакомпанию. Не лишним будет следить за сообщениями Росавиации и Минтранса. Для отмененных полетов в страны ЕС существует система компенсаций, благодаря которой можно вернуть до €600 за отмененный перелет.

В сервисе Сompensair, который как раз специализируется на получении компенсаций за задержку и отмену рейсов, рекомендуют сохранять хладнокровие, а заодно подготовить ряд документов, которые могут в дальнейшем облегчить процедуру возврата средств. Так, например, если пассажир узнает об отмене рейса уже находясь в аэропорту, ему стоит получить письменный комментарий авиакомпании или справку об отказе от полета.

«Рекомендую собрать контакты всех пассажиров с рейса. Это позволит предъявить авиакомпании коллективную жалобу, а затем иск. В соответствии с законами РФ первое, что однозначно стоит требовать от авиакомпании,- выполнение обязательств по перевозке. Компенсацию за задержку или отмену вряд ли удастся получить напрямую у авиакомпании, поэтому я рекомендую пассажирам объединяться для обращения в суд», - рассказал генеральный директор компании Роман Гильманов.

Ввиду большого количества вопросов, поступающих в Правовую службу АТОР относительно сегодняшней сложной ситуации с чартерной перевозкой «ВИМ-Авиа», приводим здесь ответы на самые актуальные из них.

В первую очередь просим вас сохранять спокойствие и найти в себе силы конструктивно решать сложившуюся ситуацию. Изменение планов на отдых - всегда неприятно, но неразрешимых ситуаций не бывает.

АВИАКОМПАНИЯ ЗАКРЫЛАСЬ И ТЕПЕРЬ НИКТО НИКУДА НЕ ПОЛЕТИТ?

Ничего подобного не происходит. «ВИМ-Авиа» официально распространила заявление о том, что для стабилизации своего расписания, авиакомпания отменяет ряд чартерных рейсов. Изменения коснутся периода с 1 по 15 июня 2017 г. В дальнейшем компания планирует осуществлять свою деятельность по плану. Подробнее о заявлении «ВИМ-Авиа» можно прочитать здесь.

МЫ КУПИЛИ ТУР, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДИТ ПЕРЕВОЗКА «ВИМ-АВИА». ЧТО НАМ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?

Если вы приобрели турпродукт с билетами «ВИМ-Авиа» в турагентстве или у туроператора и ваш вылет должен состояться в период с 1 по 15 июня 2017 г., то, в первую очередь, не надо паниковать. Для туроператоров ситуация такая же внезапная, как и для вас, но все компании делают все возможное, чтобы заменить перевозку «ВИМ-Авиа» на рейсы других авиакомпаний.

Все изменения в туре будут незамедлительно передаваться в турагентства, поэтому вас следует держать связь со своим агентом. Пожалуйста, наберитесь терпения и, если ваш выезд запланирован на более поздние даты, не требуйте немедленных ответов на ваши вопросы, дайте компаниям возможность спокойно найти замену отмененному рейсу «ВИМ-Авиа».

У МЕНЯ ТУР С ЧАРТЕРНЫМ РЕЙСОМ «ВИМ-АВИА», ВЫЛЕТ - ЗАВТРА. КУДА МНЕ ОБРАЩАТЬСЯ?

Обращайтесь к своему турагенту, у него будет вся оперативная информация от туроператора. Также актуальную информацию по ближайшим вылетам вы сможете найти на сайтах туроператоров. Если туроператор не сможет подобрать вам альтернативную перевозку в этот короткий промежуток времени, вы можете приобрести авиабилет самостоятельно и уже после отдыха заняться возмещением средств за отмененный рейс, обратившись в «ВИМ-авиа».

ВАЖНО! Обязательно предупредите агента (туроператора) о своих самостоятельных решениях, чтобы убедиться, что наземное обслуживание (размещение в гостинице) для вас будет сохранено. Обсудите, как вы будете добираться из аэропорта в отель, сохранится ли групповой трансфер для вас или вам будут предложены альтернативные варианты.

У МЕНЯ ТОЛЬКО БИЛЕТ НА ЧАРТЕРНЫЙ РЕЙС «ВИМ-АВИА», Я САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК, КАК БЫТЬ МНЕ?

Вы также будете пересажены на другой рейс. Но если вы приобретали билет через агентства по бронированию и продаже авиабилетов, вам придется держать связь с ними, потому что у туроператора ваших контактов точно нет, вы ему их не предоставляли. Поэтому вам следует связаться с компанией, в которой вы приобрели авиабилет и договориться об информировании вас о заменах рейса.

МЫ С СЕМЬЕЙ НЕ ВЫЛЕТЕЛИ СЕГОДНЯ НА ОТДЫХ. В АЭРОПОРТУ НАМ ПОСТАВИЛИ НА БИЛЕТ ШТАМП «РЕЙС ОТМЕНЕН». ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Если ваш билет был приобретен в составе тура, обратитесь к своему турагенту, он является вашим связующим звеном с туроператором. Сейчас туроператоры ведут переговоры и с руководством «ВИМ-Авиа», и с другими авиакомпаниями о заменах рейсов.

Возможно, вам предложат перенести даты тура или предложат иные варианты по вылету, чтобы вы смогли сохранить хотя бы часть тура. Если подобное будет невозможно или вас не устроят замены, в турагентстве вам объяснят, каким образом вы сможете оформить возврат денежных средств. Имейте в виду, что, возможно, туроператор не будет готов дать вам ответ немедленно после вашего обращения, пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Если вы купили в «ВИМ-Авиа» (в авиакассах) только авиабилет, - то за возмещением денежных средств также следует обратиться по месту покупки билета. В авиаагентстве вам подскажут, как и какое заявление вам следует подготовить и в какие сроки оно будет рассмотрено.

Обращаем ваше внимание на то, что авиабилет является вашим договором с авиакомпанией, поэтому, независимо от места и целей покупки (для самостоятельного путешествия или в составе турпродукта), вы можете напрямую обращаться в авиакомпанию «ВИМ-авиа» за возмещением денежных средств. Заявления вы можете подавать одновременно - по месту приобретения билета или тура и в авиакомпанию.

Семейная пара из Москвы Иван Волощенко и Екатерина Демидова почти двое суток не могут улететь в Москву из региона Фетхие в Турции.

Они приобрели пакетный тур в НТК «Интурист» и 17 сентября прилетели авиакомпанией «Ямал» в аэропорт Даламан, а затем заселились в отель Sentido Lykia Resort & Spa.

Улететь домой Иван и Екатерина должны были 25 сентября авиакомпанией «ВИМ-Авиа» рейсом 9304 из аэропорта Даламан. Однако сначала рейс переносили, а сейчас новых сведений о вылете и вовсе нет. «Нам не хватает информации, хочется понимать, что происходит, - делится Екатерина. - Вчера собрали вещи и до самого вечера не знали, где будем ночевать».

Семья ожидает новостей на территории своей гостиницы. Расходы на проживание и питание в эти дни взяла на себя турфирма. Однако паре пришлось переселиться в домик на окраине отеля. Предположительно, он рассчитан на персонал гостиницы.

«Ждать здесь, конечно, лучше, чем в отеле при аэропорте, но мужу еще 26 сентября нужно было выйти на работу. У него сорвались важные встречи, и руководство недовольно», - сетует Екатерина.

Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро «Замоскворечье»

В принципе, если семейная пара оказалась в Турции по «путевке», то есть купив туристический продукт у туроператора или через его посредника, то обращаться им в первую очередь необходимо именно к оператору или агенту.

В сложившейся ситуации по возвращении на родину можно подать иск в адрес авиаперевозчика с требованием компенсировать фактически понесенные убытки, дополнительные расходы, связанные с пребыванием на курорте и, если супруги решат купить билет обратно за свой счет, оплатой обратного перелета.

Понятно, что с учетом масштабов проблемы сразу деньги они не получат, даже после вынесения решения судом в их пользу. Однако в дальнейшем при вполне вероятном банкротстве компании их требования вполне могут быть внесены по решению управляющего в реестр требований к перевозчику. Следовательно, удовлетворить их требования полностью или частично можно будет только по завершении конкурсного производства, а если посмотреть на пример «Трансаэро», случиться это может через год-два. Собственно, в этой ситуации иного выхода я не вижу. Денег у перевозчика нет, требования к нему предъявляют не только рядовые пассажиры, но и кредиторы, и сотрудники, и аэропорты.

Дмитрий Хаванский, менеджер по развитию Skyscanner в России

Как добиться компенсации за отмену или задержку рейса

В России, согласно 126-й статье Воздушного кодекса РФ, вы можете предъявить претензии к перевозчику в течение шести месяцев со дня отмены или задержки рейса.

Чтобы получить деньги за перенос рейса, нужно к заявлению на имя авиакомпании (которое нужно отправить заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений) приложить копии следующих документов:

Авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов и посадочных талонов;

Чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;

Билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма - все это, согласно п. 2 ст. 13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1, может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель - например, концерт редко выступающей группы, футбольный матч, свадьба друга или встреча с тяжелобольным родственником.

Авиакомпания обязана вынести решение по вашей претензии в течение 30 дней с момента получения (п. 1 ст. 128 ВК РФ).

Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, вы можете подать на него в суд в течение трех лет с момента задержки или отмены рейса (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Пакет документов в этом случае выглядит так:

Исковое заявление;

Копия проездного документа с отметкой о задержке вылета или отмене рейса;

Счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д.;

Документы, подтверждающие, что по вине авиакомпании вы понесли сопутствующий материальный или моральный ущерб;

Письменная претензия в адрес авиакомпании с доказательством отправки и, желательно, получения;

Ответ представителей авиаперевозчика (если был дан).

Что авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажиру при задержке рейса?

В 99-м пункте Федеральных авиационных правил четко определено, как авиакомпании должны компенсировать неудобства, вызванные переносом рейса.

При задержке рейса более чем на 2 часа вы имеете право на 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте, бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребенка, если вы летите с детьми младше 7 лет.

Если рейс задержан более чем на 4 часа, вам должны предоставить бесплатное горячее питание. Если рейс задерживается надолго, кормить вас должны каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное.

Пассажиров, чей рейс перенесен более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью, авиакомпания обязана разместить в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом по закону вас не могут поселить в одном номере с посторонними людьми.

Авиакомпания «ВИМ-авиа» может остановиться с понедельника. Фото: Википедия

Десятая в России авиакомпания «ВИМ-авиа» на грани остановки. У компании нет денег на авиатопливо и аэропортовое обслуживание, кредиторы оплатили ее полеты до 12.00 в понедельник, 25 сентября. На прошлой неделе «ВИМ-авиа» обратилась за помощью в правительство, но шансы получить госгарантии под новые кредиты невелики.

Что происходит?

  • 22-23 сентября в Домодедово на 10-13 часов были задержаны 19 рейсов «ВИМ-авиа». Причина - задолженность авиакомпании перед аэропортом и поставщиками топлива, сказал The Bell представитель Росавиации. У авиакомпании нет денег, чтобы оплачивать авиатопливо и аэропортовое обслуживание, говорят источники The Bell: только в Домодедово авиакомпания должна около 500 млн рублей, примерно столько же составляет совокупный долг перед другими аэропортами и поставщиками топлива.
  • В субботу утром работу «ВИМ-авиа» до 12.00 понедельника, 25 сентября, согласились профинансировать структуры, близкие к правительству Татарстана, где зарегистрирована авиакомпания, - «Татнефть» (она поставит авиатопливо), само правительство и близкий к нему банк «Зенит», рассказывают источники The Bell. Важно было обеспечить продолжение полетов именно в выходные, когда число пассажиров больше всего, говорит один из них.
  • В четверг «ВИМ-авиа» обратилась за поддержкой к профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу, попросив госгарантий по кредитам. Представитель Дворковича сообщил The Bell, что запрос компании был передан в Минтранс для «формирования предложений». Предложения должны быть представлены в понедельник. Собеседники The Bell, знакомые с позицией регуляторов, считают, что при оптимистичном сценарии авиакомпания может прожить максимум до середины октября, при пессимистичном - до конца сентября.
  • Росавиации поручено проработать с авиаперевозчиками маршрутную сеть «ВИМ-АВИА» с целью определения ответственных за перевозку пассажиров в случае «наступления обстоятельств, при которых «ВИМ-АВИА» не сможет выполнять рейсы», говорится в официальном сообщении Минтранса.
  • Всего на понедельник в расписании «ВИМ-авиа» заявлено 17 рейсов, из них 10 - после 12.00.
  • «Временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов», - говорится в комментарии, который переслала The Bell представитель «ВИМ-авиа» Елена Федорова. Компания провела консультации c контролирующими органами и партнерами и достигла предварительных соглашений об исправлении ситуации, говорится в комментарии.
  • Все источники The Bell называют причиной проблем «ВИМ-авиа» ее агрессивную стратегию: с начала 2016 года компания закупила 7 широкофюзеляжных самолетов Boeing-777 в расчете на рост турпотока между Россией и Китаем, но выполнить запланированный объем перевозок не смогла. За лето 220 тысяч пассажиров, купивших билеты «ВИМ-авиа», развезли другие перевозчики.
  • За 8 месяцев 2017 года «ВИМ-авиа» перевезла 1,83 млн пассажиров (рост на 31,4%) и занимает 10-е место среди российских авиакомпаний. Один из источников The Bell оценивает число проданных компанией на ближайшие месяцы билетов в 100 тысяч. Источник на туристическом рынке говорит, что на чартерные рейсы компания продала 20-30 тысяч билетов.
  • UPD: задержки «ВИМ-авиа» в «Домодедово» продолжаются, сегодня шесть рейсов компании задержаны на несколько часов

Что делать, если у вас билет на рейс «ВИМ-авиа»?

  • Если вы вылетаете до 12.00 в понедельник, беспокоиться не о чем: до этого момента заправка и вылет самолетов «ВИМ-авиа» уже оплачены.
  • Нынешний кризис - возможно, самый серьезный, но не первый в истории «ВИМ-авиа». Есть вероятность, что владелец авиакомпании Рашид Мурсекаев найдет финансирование для продолжения ее работы в ближайшее время, а после окончания летнего чартерного сезона финансовое положение компании станет более стабильным.
  • Если вы летите чартерным рейсом (основные чартерные направления «ВИМ-авиа» - Турция, Китай, Кипр), вам надо связаться с туроператором, у которого вы покупали билет. В случае остановки полетов «ВИМ-авиа» договариваться о развозе чартерных пассажиров будут именно они. Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает, что на излете сезона у туроператоров не должно быть серьезных проблем с поиском самолетов для выполнения чартерной программы «ВИМ-авиа» в случае ее остановки.
  • Если вы за границей и должны лететь обратно рейсом «ВИМ-авиа», поводов для беспокойства немного меньше: российские авиакомпании, испытывающие проблемы с финансированием, обычно накапливают долги перед российскими аэропортами и топливными компаниями, а с иностранными поставщиками рассчитываются вовремя.
  • Если вы летите регулярным рейсом, не остается ничего, кроме как следить за информацией о рейсах компании на ее сайте, сайтах Росавиации и Минтранса. Обычно при остановке крупной авиакомпании Росавиации удается договориться с другими участниками рынка о развозе пассажиров.
  • Тем не менее, в любом из перечисленных случаев надо быть готовым к тому, что ваш рейс может быть задержан на неопределенный срок.

Петр Мироненко, Светлана Рейтер

Авиакомпании «ВИМ-Авиа» застали врасплох несколько сотен туристов. Начиная с пятницы, 26 мая, проблемы с вылетом произошли более чем на 20 рейсах. Больше всего это коснулось турецкого и кипрского направлений. Туроператоры пересаживают людей на другие борта и терпят убытки, а туристы блокируют информ-стойки перевозчика в аэропорту, так как не знают, что делать..

Записывайте не только на видео

Главное правило для туристов, которые попали в ловушку в аэропорту, – всё фиксировать. Причем не на видео и фото – по словам юристов, это плохо работает в суде, – а на бумагу. Записывать надо досконально: во сколько должны были улететь, на сколько рейс перенесли, предоставили ли еду, прохладительные напитки, интернет, комнату матери и ребенка, гостиницу (от 8 часов). Также юристы рекомендуют самостоятельно обращаться за предоставлением всего вышеперечисленного и за достоверной информацией о причинах невылета и точным временем отправки к авиакомпании и туроператору и просить подписать их ответ на том же акте. Если официальных представителей исполнителей нет или они отказываются ставить автографы, – собрать побольше свидетелей (лучше из числа своих земляков) и подписать всё самим, с указанием ФИО и телефонов. Всё это поможет впоследствии отстоять свои права в суде.

«Большое значение здесь будет иметь причина задержания рейса. У нас есть правила безопасности, неисправности воздушного судна, метеоусловия и т. д., но я так понимаю, что с «ВИМ-Авиа» не тот случай. Это скорее системный сбой, плохая организация работы авиакомпании. А раз это не какой-то форс-мажор, они должны нести гражданско-правовую ответственность, в том числе возмещать убытки», – отмечает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева .

В отпуск

Туристам, которые полетели на «ВИМ-Авиа», так как купили турпакет, юристы рекомендуют обращаться к туроператору. Уже после того как вылет всё-таки состоится и туристы прилетят на отдых, организатор тура наверняка постарается урегулировать все проблемы на месте, чтобы избежать судебных претензий в будущем.

Если задержка рейса оказалась настолько значительна, что привела к изменению даты заселения в отель, по прибытии на отдых туристам, скорее всего, постараются как-то компенсировать неудобства. Это может быть дополнительная экскурсия, улучшение типа номера или еще какой-либо бонус на усмотрение принимающей стороны. Если договориться на месте не удалось, следует предъявить письменную претензию туроператору уже по возвращении с отдыха. Если переговоры зайдут в тупик и на этом этапе, остается обращаться в суд, причем не факт, что судья встанет на сторону туристов.