Внеплановая проверка уфмс. Проверка деятельности предприятия особенности проверки федеральной миграционной службы

С ужесточением контроля над трудовой миграцией и усилением административной ответственности за незаконную трудовую деятельность иностранных граждан визиты сотрудников Федеральной миграционной службы РФ (ФМС РФ), как правило, не сулят ничего хорошего. Порой дело доходит и до абсурдных случаев (см. доп. материал). В связи с этим совсем не лишним будет знать порядок работы ФМС при проведении проверок.



Нормативная база



Почти год назад 28 июня 2009 года вступил в силу Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда (далее - Административный регламент).



Вышеуказанный документ внес ясность в деятельность ФМС при проведении проверок. Однако ряд положений регламента противоречит ФЗ N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) несмотря на то, что п. 8 регламента в числе прочих ссылается и на этот нормативный акт, которым якобы руководствовалось МВД РФ при подготовке регламента.



В частности в регламенте отсутствует обязанность ФМС при проведении выездных проверок уведомлять проверяемое лицо о своем визите не менее чем за 24 часа. В данном случае Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем Административный регламент, и данный факт может оказать решающую роль при обжаловании результатов проверки.



Стоит помнить, что Федеральный закон регулирует отношения только между государством и субъектами предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Отношения граждан и государства при проведении проверок регулируются Административным регламентом .



Объектами проверок выступают физлица, юрлица, индивидуальные предприниматели, а также транспортные средства, включая транспортные маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта, и места пребывания (проживания) иностранных граждан.



Предметом проверок в первую очередь выступает соблюдение законодательства, регулирующего порядок привлечения к труду иностранных работников и лиц без гражданства. Проверка соблюдения порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ играет второстепенную роль. Объясняется это тем, что штрафы за незаконную трудовую деятельность иностранных граждан могут достигать 800 тыс. рублей за каждого работника. Соответственно, в этом случае у проверяющих больше аргументов при общении с нерадивыми работодателями.



Виды проверок



Проверки могут быть плановыми , которые п роводятся не чаще 1 раза в 3 года по заранее утвержденному плану и согласованию с прокуратурой. Административный регламент предполагает еще также проведениевнеплановых проверок, однако следует иметь в виду, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей они могут проводиться только в двух случаях:

  • истечение срока исполнения выданного ранее предписания;
  • приказ руководителя ФМС, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.



Вышеперечисленные проверки могут быть документарными и выездными . При документарной проверке ФМС ограничивается требованием предоставить определенный набор документов. Выездная проверка сулит больше неприятностей, так как связана с визитом сотрудников ФМС и, соответственно, более детальной проверкой.



Порядок проведения проверок



Любая проверка проводится на основании распоряжения руководителя территориального подразделения ФМС. Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующие обязательные реквизиты (п. 31 Административного регламента):


  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • ФИО, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • объект проверки;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • номер и дата распоряжения о проведении проверки;
  • правовые основания проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (надзору);
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (указывается при проведении проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • даты начала и окончания проведения проверки.



Рассмотрим подробно проведение выездной проверки. Согласно п. 37 Административного регламента , она должна включать в себя следующие действия:


  • выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;
  • объявление распоряжения о проведении проверки;
  • предъявление служебного удостоверения;
  • вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта;
  • ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки;
  • осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства РФ, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими деятельности. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки.



При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра. В случае составления протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись;


  • изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на проверяемом объекте;
  • передача запросов о предоставлении дополнительной информации либо информации, для подготовки которой объективно необходимо время, в порядке, установленном Административным регламентом;
  • изучение предоставленных по запросам документов;
  • сопоставление оригиналов истребованных документов с их копиями и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;
  • запрос (устный) у представителя проверяемого объекта и получение устных пояснений по мере необходимости;
  • по мере необходимости запросы у должностных лиц проверяемого объекта, иных организаций и органов государственной власти дополнительных документов и информации;
  • фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства РФ;
  • завершение проверки.



Реалии практики




На практике при проведении выездных проверок сотрудники ФМС не считают необходимым разъяснять права участникам проверки их права и обязанности или предпочитают сначала задержать лиц, подозреваемых в нарушении миграционного законодательства, а потом уже объяснять цель визита. К сожалению, нарушение установленной очередности процедур при проведении проверок не является для суда существенным нарушением и не принимается во внимание при обжаловании результатов проверок.



В первую очередь при проверке выявляются иностранные граждане или лица без гражданства, и проверяется их законность пребывания на территории РФ. Если же они были пойманы за работой, то выясняется законность их трудовой деятельности, а также полномочия проверяемого объекта на привлечение иностранной рабочей силы.



По окончании проверки оформляется акт, и, в случае обнаружения состава административного правонарушения в области миграционного законодательства РФ, протокол об административном правонарушении. Задержанные в ходе проверки лица направляются в спецприемник дожидаться своей участи до суда. Настоятельно рекомендуем работодателям подготовить нотариально заверенные доверенности на представление интересов в суде от особо ценных работников, если есть риск их задержания. В противном случае принять участие в защите будет практически невозможно, так как работников могут направить прямо в суд и на оформление доверенности может просто не хватить времени.



Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства







Обратите внимание на то, что наказание за незаконное привлечение иностранных рабочих к работе следует закаждого привлеченного работника.

Данная статья – это подборка самых распространенных вопросов наших клиентов и кратких ответов на них.

С каждым годом все большее количество предпринимателей привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, что становится поводом для проверяющих органов лишний раз нанести визит и убедиться в том, что работодатель не нарушает миграционных требований. Мы расскажем Вам о видах проверок ФМС, основаниях, процедуре их проведения и порядке обжалования результатов проверки.

Проверки соблюдения требований миграционного законодательства проводятся в отношении предпринимателей и организаций, использующих труд иностранных граждан, предоставляющих иностранным гражданам место проживания и оказывающих им иные услуги. Такие проверки могут проводиться федеральной миграционной службой или прокуратурой. В настоящей статье мы расскажем о порядке проведения проверок миграционной службой.

1. Виды проверок ФМС: плановые и внеплановые.

В соответствии с законом миграционные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки предпринимателей. Плановые проверки ФМС проводиться не чаще одного раза в три года на основании распоряжения руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя. Плановые проверки ФМС полежат обязательному включению в ежегодный план проверок предпринимателей, который публикуется в открытом доступе на сайте генеральной прокуратуры РФ. Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Поводом для проведения внеплановой проверки ФМС является поступление в миграционный орган информации о возможном нарушении предпринимателем требований миграционного законодательства, истечение срока исполнения ранее выданного миграционным органом предписания, требование прокурора и пр. О проведении внеплановой проверки руководителем миграционного органа также издается распоряжение. Внеплановая проверка подлежит обязательному согласованию с прокуратурой.

Плановые и внеплановые проверки ФМС могут проводиться в форме документарной и (или) выездной проверки.

2. Проверки ФМС: срок проведения.

Срок проведения проверки ФМС не может превышать 20 рабочих дней в год, для малого предприятия — 50 часов, для микропредприятия — 15 часов.

3. Проверка ФМС: распоряжение о проведении проверки.

Плановая и внеплановая проверка ФМС проводиться на основании распоряжения о проведении проверки. Как уже было сказано, полномочиями по изданию распоряжения обладает руководитель (заместитель руководителя) территориальных подразделений миграционной службы.

В распоряжении о проведении проверки указывается:

— наименование подразделения миграционного органа.

— ФИО, должность, звание инспекторов ФМС, уполномоченных на проведение проверки.

— лицо, в отношении которого проводиться проверка.

— срок проведения проверки, дата начала и окончания проверки, количество часов.

— сведения о согласовании проведения проверки с прокуратурой.

— основания проведения проверки, законы, регламентирующие порядок ее проведения.

4. Проверки ФМС: уведомление предпринимателя о проведении проверки.

О начале плановой проверки ФМС предприниматель уведомляется за 3 суток, а при внеплановой за 24 часа до начала проверки. В случае, если внеплановая проверка проводиться на основании поступившей информации о возможном причинение вреда жизни и здоровью граждан, растениям, окружающей среде, памятникам культуры, то предварительное уведомление предпринимателя о проверке ФМС не допускается.

5. Проверка ФМС: что проверяют?

Инспектор ФМС, указанные в распоряжении о проведении проверки, вправе проверять документы, подтверждающие право иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность, получать объяснения от работников, требовать предоставления внутренних документов организации (устава, штатного расписания, должностных инструкций и пр.), обследовать помещения, запрашивать иную информацию в целях проверки.

Осмотр помещений, изъятие документов, отбор проб и образцов, должны оформляться протоколами в соответствии с 27 главой КоАП РФ, так как в противном случае они теряют доказательное значение.

6. Проверка ФМС: права предпринимателя.

В соответствии с законом предприниматель вправе:

— присутствовать при проведении проверки, осмотре и обследовании помещений.

— давать объяснения по всем вопросам, возникающим при проведении проверки.

— знакомиться с материалами проверки.

— получать от миграционного органа информацию, касающуюся предмета проверки.

— обжаловать результаты проверки, а также действия должностных лиц миграционного органа.

7. Проверка ФМС: оформление результатов.

Результаты проверки ФМС оформляются актом проверки. Акт проверки составляется незамедлительно по ее окончанию в присутствии предпринимателя или его законного представителя. Копия акта проверки должна быть вручена предпринимателю сразу после его составления либо направлена в его адрес заказным почтовым отправлением.

В акте проверки ФМС указываются: дата, место и время его составления, ФИО, должность звание проверяющих, основания проведения проверки, сроки проведения проверки, а также фиксируются нарушения, выявленные при проверке.

8. Проверка ФМС: меры реагирования на нарушения.

В соответствии с законом, при выявлении нарушений при проведении проверки миграционный орган вправе: возбудить дело об административном правонарушении, выдать предписание, направить информацию о нарушениях в уполномоченный орган.

9. Проверка ФМС: обжалование результатов.

В ст.20 Закона о защите прав предпринимателей указано, что результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, могут быть признаны судом недействительными по заявлению предпринимателя. К грубым нарушениям закон относит: неуведомленные предпринимателя о начале проведения проверки, превышение сроков проведения проверки, невручение акта проверки, привлечение к проведению проверки неаккредитованных экспертов.

Для признания результатов проверки ФМС недействительными необходимо подать заявление в арбитражный суд.

"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2010, N 4

К вам с проверкой - ФМС!

В данной статье рассмотрен вопрос о порядке проведения проверок Федеральной миграционной службой работодателей, которые используют труд иностранных работников.

На совещании по вопросам защиты прав собственности субъектов малого и среднего предпринимательства Президент России Дмитрий Медведев изрек знаменитую фразу о том, что не надо "кошмарить бизнес". В результате вышел новый Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 27.12.2009, далее - Закон о защите при проведении проверок), призванный защитить предпринимателей при проведении проверок госорганами. Этот Закон установил, что проверки предпринимателей должны проводиться не чаще чем один раз в 3 года, а также утвердил иные права работодателей, о которых речь пойдет ниже.

МВД России и ФМС России также не заставили себя долго ждать и издали Административный регламент (Приказ МВД России, ФМС России от 30.04.2009 N 338/97 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда") (далее - Регламент), который более четко прописывает порядок действия сотрудников МВД и ФМС при проведении проверок предпринимателей.

А вот права, цели и задачи ФМС изложены в Положении о Федеральной миграционной службе (утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", ред. от 31.10.2009) (далее - Положение).

В пределах компетенции

Так чего же бояться работодателю, у которого на трудящихся иностранцев есть разрешение на работу и разрешение на привлечение и использование иностранных сотрудников? Помимо наличия этих документов, работодателю необходимо помнить и о других моментах, которые и рассмотрим более подробно.

Из Положения следует, что ФМС не может проводить оперативно-разыскные мероприятия, поэтому ее сотрудники во время проведения проверки обычно приходят с сотрудниками милиции, которые таким правом наделены.

Помимо сотрудников МВД, к проверке могут быть привлечены сотрудники государственной инспекции труда - в этом случае проверка будет уже называться совместной и действовать сотрудники обеих структур будут на основании Приказа Роструда N 40, ФМС России N 66 от 03.04.2007 "Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации". Основаниями для таких мероприятий служат совместный план проверок и изданное на его основе распоряжение (приказ), подписанное уполномоченными руководителями обеих структур. При этом в распоряжении обязательно должна быть обозначена дата начала и окончания ревизии.

Сотрудники государственной инспекции труда в ходе проверки выясняют, соответствуют ли трудовые договоры и условия труда иностранных рабочих российскому законодательству.

Проверяющим запрещается интересоваться сведениями и обстоятельствами, не входящими в компетенцию ФМС и государственной инспекции труда.

Работодатель должен помнить, что проверяющим запрещается интересоваться сведениями и обстоятельствами, не входящими в компетенцию ФМС и государственной инспекции труда, а также распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

Такие проверки, как и иные проверки контролирующих органов, могут быть двух видов: плановые и внеплановые. В план по проведению проверок попадают работодатели, которые уведомили ФМС о привлечении иностранных работников, а внеплановые проверки проводятся на основании поступивших в ФМС данных о нарушениях миграционного законодательства. О проведении плановой проверки контролирующие органы должны сообщить заранее - за три дня до планируемого визита на предприятие отправить заказное письмо с уведомлением.

План проведения проверок утверждается руководителем территориального подразделения ФМС. В нем указываются юридический и фактический адреса объектов проверки, время проведения мероприятия и данные сотрудников, которые будут его проводить. Если же до ФМС дошла информация о нарушениях миграционного законодательства, тогда сотрудники ФМС могут проверить работодателя, который не был включен в план (п. 22.1.1 Регламента). И решение об этом вправе принять не только руководитель территориального органа ФМС, но и его заместитель либо руководитель структурного подразделения, например начальник отдела местного УФМС. При этом новый Закон о защите прав юридических лиц обязал контролеров согласовывать проверки с органами прокуратуры (п. п. 6.1 - 6.4 ст. 9 Закона о защите при проведении проверок).

Решение о проведении проверки должно быть задокументировано в виде приказа на проведение проверки конкретного работодателя, в котором, помимо названия компании, ее фактического и юридического адреса, должны быть указаны: место и цель проведения проверки, срок ее проведения, перечень документов, которые необходимо представить проверяющим, а также данные сотрудников ФМС и привлекаемых к проведению проверки экспертов, которые будут участвовать в проверке (п. 31 Регламента).

Как и любой другой представитель проверяющих ведомств, сотрудник ФМС обязан представиться, предъявить служебное удостоверение, оригинал приказа на проведение проверки и вручить его копию руководителю организации или лицу, его замещающему, а также ознакомить представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями (п. 37 Регламента).

Важно помнить о том, что, если сотрудники ФМС пришли без приказа или в нем указаны иные проверяющие, проверка будет считаться незаконной. В этом случае таких проверяющих можно смело не пускать в помещение. Если же они проявляют настойчивость либо уже попали на территорию предприятия, не стоит предъявлять им какие-либо документы - результаты такой проверки всегда можно опротестовать в суде.

Из судебной практики. Если вам не удалось доказать ФМС, что разные должности в разрешении на работу и трудовом договоре, штатном расписании не являются нарушением ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, то можно обратиться в суд с заявлением об отмене постановления по этому поводу. У некоторых предпринимателей это оказалось успешным. Хотим обратить внимание читателей, что Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2009 по делу N А56-14212/2009 такая отмена была признана обоснованной.

Как следует из материалов дела, Управлением ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) проведена проверка соблюдения Мирзалиевым Э. О. требований Закона о правовом положении иностранцев, в ходе которой выявлено, что Мирзалиев Э. О. привлек к трудовой деятельности иностранного гражданина Мирзалиева Аяза Октябр оглы, имевшего разрешение на работу серии 78 N 090392673 по виду деятельности "подсобный рабочий", фактически осуществлявшего работу мастера по ремонту обуви.

По результатам проверки Управлением составлен протокол от 18.02.2009 N 0000469 о совершении Мирзалиевым Э. О. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и вынесено постановление о привлечении Мирзалиева Э. О. к ответственности с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлена ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

В рассматриваемом случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что гражданин Республики Азербайджан Мирзалиев Аяза Октябр оглы прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, имеет разрешение на работу на территории Санкт-Петербурга серии 78 N 090392673, разрешенный вид деятельности - "подсобный рабочий". Следовательно, привлечение его Мирзалиевым Э. О. к трудовой деятельности по специальности, не указанной в разрешении, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель Мирзалиев Эльман Октябр оглы обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Управления от 26.02.2009 N 000469 о привлечении его к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Решением суда от 16.04.2009, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009, заявленные требования удовлетворены. Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке. Решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.

Что проверяют контролеры?

В первую очередь проверке подлежат все находящиеся на проверяемом объекте иностранные граждане и лица без гражданства, а точнее, их документы, которые сотрудники ФМС проверяют на наличие и подлинность. К ним относятся: документ, удостоверяющий личность, миграционная карта, документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет (уведомление), наличие действующей визы (если гражданин из "визовой" страны), вид на жительство или разрешение на временное проживание, при их наличии. Также сотрудники обязательно заинтересуются разрешением на работу и трудовым договором. Как правило, проверяющие перекрывают все выходы из помещения и могут проверить документы у всех граждан, находящихся на территории работодателя. А если на ней находится иностранец, который не трудится на данном объекте, работодателю не просто будет доказать, что этот гражданин не является его работником.

Проверяющие обязательно проверят, трудится ли иностранец в той должности, которая указана в его разрешении на работу. Если они не совпадают, проверяющие могут посчитать это нарушением порядка приема на работу и оштрафовать за это, как за нарушение трудового законодательства. Слабым утешением для работодателя будет факт того, что ни в одном документе, регулирующем труд иностранцев в России, прямо не указано, что должности должны совпадать. Зато в п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009, далее - Закон о правовом положении иностранцев) закреплено право иностранного гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности на свое усмотрение. Но, как показывает практика, доказать проверяющим, что такое несоответствие не является нарушением, невозможно.

И еще один важный момент - иностранный работник имеет право трудиться только в том регионе, который указан в разрешении на работу. В случае такого несоответствия работодателя могут привлечь к штрафу.

Обычно максимальный срок проведения выездной проверки составляет 7 дней, но он может быть продлен еще на 7 дней, причем только тем должностным лицом, которое эту проверку назначило. А вот проверка документов без выезда на предприятие проводится в срок до одного месяца, с возможностью продления еще на один месяц (п. 15 Регламента).

После проверки работников очередь доходит до работодателей. Обязательно проверят: штатное расписание, договоры аренды помещения, разрешение на привлечение и использование иностранных работников для "безвизовых" иностранцев, уведомление о привлечении "безвизовых" иностранных работников к труду, уставные документы.

Если иностранный сотрудник находится в командировке, проверяющие также проверят и его документы. Продолжительность командировок иностранных сотрудников ограничена - для временно пребывающих иностранцев продолжительность командировки не может превышать 10 дней в течение всего срока действия разрешения на работу (пп "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.02.2010 N 97). Исключение - разъездной характер работы, прописанный в трудовом договоре, тогда срок увеличивается до 60 дней. Временно проживающие иностранцы могут находиться в командировке до 40 дней в течение года, при разъездном характере работы - до 90 дней. Если командировка по России, то миграционная карточка и уведомление о прибытии иностранного работника остаются прежними. Если же сотрудник выехал за границу, причем даже на один день, тогда работодатель обязан уведомить ФМС о выбытии иностранного гражданина, а затем при въезде заново уведомлять ФМС о его прибытии.

В случае если сотрудник, проводящий проверку, решит приобщить к материалам проверки какие-либо документы и забрать их с собой, он должен составить акт приема-передачи этих документов, подписанный с обеих сторон.

Если работодатель отказывается представить документы, сотрудник ФМС, осуществляющий проверку, оформляет письменный запрос (п. 58 Регламента). В этом случае проверяющие все равно добьются, чтобы им их выдали.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется акт. Сотрудник ФМС составляет его в двух экземплярах, подписывает и регистрирует его, знакомит с ним представителя проверяемого объекта. При необходимости копия этого акта направляется в другие заинтересованные госорганы.

Примечание. Содержание акта проверки

В акте проверки указываются:

Дата, время и место составления акта проверки;

Наименование структурного подразделения проверяющего органа;

Дата и номер распоряжения о проведении проверки;

Фамилии, имена, отчества и должности сотрудников, проводивших проверку;

Объект проверки;

Дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

Сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавшего при проведении проверки, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала;

Подписи сотрудников, проводивших проверку.

По результатам проверки могут быть приняты следующие виды решений:

О прекращении проверки в связи с отсутствием нарушений российского миграционного законодательства;

О назначении проверки в отношении иного объекта проверки, в связи с поступлением в ходе проверки информации о нарушениях законодательства со стороны данного объекта;

О прекращении проверки и направлении ее материалов в органы прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России и иные госорганы, в связи с выявлением признаков составов преступлений и административных правонарушений на проверяемом объекте;

О продлении срока проведения проверки;

О составлении протокола об административном правонарушении или возбуждении дела об административном правонарушении.

Все эти решения оформляются в виде распоряжения, которое подписывает должностное лицо, издавшее распоряжение о проведении проверки. Если его подписал другой сотрудник, работодатель может потребовать признать его незаконным. Интересно, что с 2007 г. ФМС не обязана передавать дело в суд, а может самостоятельно принимать решения и наказывать виновных.

Нарушивший миграционное законодательство представитель работодателя имеет право ознакомиться с актом проверки. Также при желании высказать пожелания, замечания и объяснения в виде отдельного документа, прилагаемого к протоколу.

После этого представитель работодателя должен подписать акт проверки. Если же он не желает этого делать, тогда сотрудник ФМС просто делает в нем соответствующую запись - никакого особого значения в решении дела это не повлечет.

Меры ответственности для работодателей за нарушение миграционного законодательства приведены в табл. 1, а что грозит работнику, изложено в табл. 2.

Таблица 1

Административная ответственность работодателя

За нарушение миграционного законодательства

Нарушение

Норма
КоАП РФ

Ответственность
должностного
лица

Ответственность
юридического
лица

Нарушение правил миграционного
учета, если организация
является для иностранного
работника принимающей стороной

Часть 1
ст. 18.9

От 40 000 до
50 000 руб.

От 400 000 до
500 000 руб.

Непредставление или
несвоевременное представление
по требованию миграционной
службы установленных
законодательством РФ документов
или информации об иностранных
гражданах

Часть 2
ст. 18.11

От 40 000 до
50 000 руб.

От 400 000 до
500 000 руб.

Привлечение к трудовой
деятельности в РФ иностранцев
как при отсутствии у них
разрешения на работу, так и при
отсутствии разрешения на
привлечение и использование
труда иностранных работников у
работодателя

Части 1 и
2
ст. 18.15

От 25 000 до
50 000 руб.

От 250 000 до
800 000 руб.
либо
приостановление
деятельности на
срок до
90 суток

Неуведомление территориального
органа ФМС, службы занятости
населения или налогового органа
о привлечении к трудовой
деятельности в РФ иностранца

Часть 3
ст. 18.15

От 35 000 до
50 000 руб.

От 400 000 до
800 000 руб.
либо
приостановление
деятельности на
срок до
90 суток

Предоставление администрацией
торгового рынка или торгового
комплекса места торговли
организации, в штате которой
незаконно трудятся иностранцы,
либо непосредственно
иностранному работнику

Часть 1
ст. 18.16

От 45 000 до
50 000 руб.

От 450 000 до
800 000 руб.
либо
приостановление
деятельности на
срок до
90 суток

Несоблюдение ограничений по
привлечению иностранных
работников к трудовой
деятельности на территории РФ

Часть 1
ст. 18.17

От 45 000 до
50 000 руб.

От 800 000 до
1 000 000 руб.
либо
приостановление
деятельности на
срок до
90 суток

Таблица 2

Административная и иная ответственность

Иностранного работника

Правонарушение

Нормативный
документ

Вид наказания

Нарушение иностранным
работником миграционного
законодательства

Пункт 9 ст. 18
Закона о
правовом
положении
иностранцев

Лишение разрешения на работу
территориальным органом ФМС

Нарушение работником условий
трудового или гражданско -
правового договора на
выполнение работ (оказание
услуг)

Пункт 2 ст. 32
Закона о
правовом
положении
иностранцев

Аннулирование разрешения на
работу по ходатайству
работодателя

Осуществление иностранным
гражданином трудовой
деятельности в РФ без
разрешения на работу

Статья 18.10
КоАП РФ

Штраф в размере от 2000 до
5000 руб. с выдворением за
пределы РФ или без такового

Порядок обжалования решения ФМС

Если работодатель не согласен с решением сотрудников контролирующих органов, принятым по результатам проверки, он может обжаловать решение в вышестоящем подразделении, которым для сотрудников ФМС является центральный аппарат ФМС России, расположенный по адресу: 107078, г. Москва, Боярский переулок, дом 4, а если это не поможет, тогда в прокуратуре или в суде.

При этом необходимо помнить, что срок для обжалования действия либо бездействия контролеров - 3 месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав. Срок для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности - 10 дней после получения этого постановления. Если эти сроки пропущены по уважительной причине, можно подать ходатайство о восстановлении срока с указанием причины.

Жалоба составляется в произвольной форме, при этом в ней указываются:

Адрес, наименование вышестоящей структуры, Ф. И.О. лица, к которому идет обращение. В ФМС это директор Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановский;

Наименование, ИНН, юридический адрес организации или свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

Ф. И.О. контролера, действие которого обжалуется;

Время и дата проверки;

Наименование контролирующего ведомства, акт которого обжалуется;

Номер и дата составления акта;

Обоснование жалобы (подробное описание ситуации).

Главное при составлении жалобы - четкие конкретные факты, подкрепленные ссылками на законодательство. Хорошо, если к жалобе приложены еще и копии документов, подтверждающих требования. Составить жалобу лучше в двух экземплярах, один необходимо оставить себе, а второй отправить по почте заказным письмом с уведомлением или лично отнести в канцелярию госоргана. При этом надо обязательно требовать, чтобы жалобу зарегистрировали и поставили на втором экземпляре входящий номер. Срок рассмотрения жалобы - месяц, а в случае обжалования постановления о привлечении к административной ответственности - 10 дней.

По результатам рассмотрения жалобы могут быть вынесены:

1) если обжаловались действия контролеров:

Полное или частичное удовлетворение жалобы;

2) в случае обжалования вынесенного акта:

Акт признается недействительным;

Отказ в удовлетворении жалобы;

3) в случае обжалования постановления об административном нарушении:

Изменение постановления;

Отказ в изменении постановления;

Отмена постановления, закрытие дела;

Отмена постановления, новое рассмотрение дела.

Если обращение в вышестоящий госорган не помогло, тогда остается одна дорога - в суд. Если заявление в суд подается от имени организации, тогда обращаться необходимо в арбитражный суд, а если от имени гражданина или должностного лица предприятия, тогда - в районный суд.

Необходимо помнить, что сроки обращения ограничены законодательно: если имущественный иск, тогда не позднее 3 лет со дня нарушения прав, в случае неимущественного иска - 3 месяца. Если оспаривается постановление о привлечении к административной ответственности, тогда срок обжалования ограничивается 10 днями. Таким образом, после введения в действие Закона о защите при проведении проверок работодатели стали чувствовать себя более защищенно. Главное, что ввел этот Закон: он не только определил права проверяемого, но и установил ограничение на проведение проверок чаще, чем раз в 3 года.

Библиография

1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под ред. Н. Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

2. Малумов А. Ю. Комментарий к Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.

В. Воскресенский

Референт

1-го класса

Подписано в печать

Федеральная Миграционная Служба России входит в структуру Министерства Внутренних Дел и занимается проверками деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые принимают на работу иностранных граждан. При этом Миграционная Служба может проводить как собственные, так и совместные проверки, например с представителями правоохранительных органов, Российской инспекцией труда или с представителями налоговых инспекций.

Сами проверки осуществляются не реже одного раза в течение календарного года и проводятся в полном соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ, ФМС России N 338/97 от 30 апреля 2009 года. Необходимость ежегодных проверок установлена Приказом ФМС России N 1, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 4, а также в соответствии с Приказом Министерства Транспорта N 1 и Госкомрыболовства России N 2 от 11 января 2008 года. Проверка начинается в день издания распоряжения о ее проведении, типовая форма которого утверждена Приказом Министерства Экономического развития России N 141 от 30 апреля 2009 года.

Виды и сроки проверок Миграционной Службы

Проверки Миграционной Службы могут быть документарными и выездными, а также плановыми и внеплановыми.

Документарная проверка ФМС

Поводом для проведения документарной проверки является:

  • 1.

    Получение Миграционной Службой сведений о возможных нарушениях действующего миграционного законодательства РФ;

  • 2.

    Наличие в имеющейся информации признаков административного правонарушения.

Обычно документарная проверка ФМС проводится на основании документов, полученных как от проверяемой организации, так и из других источников, без выезда инспекторов на проверяемый объект. Как правило, срок документарной проверки не может превышать один месяц за исключением случаев, когда ее срок продлевается еще на месяц должностным лицом, назначившим проверку. Документарная проверка включает в себя следующие этапы:

  • 1.

    Направление запроса о представлении необходимых документов и информации в адрес проверяемой организации;

  • 2.

    Направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о представлении дополнительной информации и документов, связанных с деятельностью проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя;

  • 3.

    Анализ полученных сведений;

  • 4.

    Составление акта и ознакомление с ним проверяемой организации.

Выездная проверка ФМС

Выездная проверка ФМС может быть как плановой, так и внеплановой, однако в большинстве случаев, выездные проверки проводятся по плану на основании информации у Миграционной Службы о наличии в штате организации иностранцев.

План проверок утверждается руководителем территориального подразделения ФМС.

Как правило, плановую проверку проводят по истечении трех лет со дня:

  • 2.

    Окончания проведения последней плановой проверки Миграционной Службы;

  • 3.

    Начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Внеплановые выездные проверки ФМС имеет право проводить, если у нее появилась информация о нарушениях действующего миграционного законодательства РФ. Решение о проведении внеплановой проверке выносится руководителем территориального подразделения миграционной службы или его заместителем. По общему правилу срок внеплановой проверки составляет до 7 дней, но может быть продлен еще на 7 дней. Проверка будет законной, если перед ее началом контролеры миграционной службы предъявят следующие документы:

  • 1.

    Оригинал распоряжения на проведение проверки вместе с его копией, которая вручается руководителю проверяемого юридического лица или индивидуальному предпринимателю в день выезда на проверяемый объект с отметкой о вручении;

  • 2.

    Служебное удостоверение сотрудника миграционной службы.

Кроме того, еще до начала проверки представители проверяемой организации должны быть ознакомлены под расписку с порядком проведения проверки, а также с их правами и обязанностями.

Что проверяют ФМС

В ходе проверки сотрудники ФМС вправе проверить любого иностранного гражданина или лиц без гражданства, находящихся на территории организации. При этом у них должны быть с собой следующие документы:

  • 1.

    Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

  • 2.

    Миграционная карта и вид на жительство (как вариант временное пребывание на территории России)

  • 3.

    Документ, подтверждающий постановку на миграционный учет;

  • 4.

    Трудовой договор и разрешение на работу.

Что касается работодателей юридических лиц, то они должны располагать уставными документами, договорами аренды помещений, штатным расписанием и т.д.

Кроме указанных документов инспектора миграционной службы проверяют:

  • 1.

    Разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы у работодателя, если таковое обязательно;

  • 2.

    Уведомление о привлечении иностранных работников, за исключением рабочий силы из Туркменистана;

  • 3.

    Соответствие численности и профессионального состава иностранных рабочих установленной квоте, а также соответствие заявленной цели въезда в Россию, фактически выполняемой работе или роду занятий.

Инспектора миграционной службы вправе осуществлять следующие действия:

  • 1.

    Проводить осмотр территории предприятия, в том числе с использованием фото- и видеосъемки, информация о котором заносится в итоговый акт проверки. Если в ходе осмотра было выявлено административное правонарушение, должен быть составлен самостоятельный протокол осмотра;

  • 2.

    Выставлять проверяемой организации в двух экземплярах требование представить копии документов. При предоставлении необходимых копий документов они должны быть заверены подписью представителя организации и скреплены печатью. Об изъятии заверенных копий документов составляется акт приема-передачи. В том случае, когда копии документов не могут быть представлены в установленный срок либо вовсе отсутствуют, руководитель организации обязан дать письменные объяснения. В случае выявления административного правонарушения, допускается изъятие оригиналов документов, исключительно с составлением акта приема-передачи;

  • 3.

    Истребовать необходимые для проверки документы и информацию в иных организациях и государственных органах;

  • 4.

    Получать объяснения в устной форме.

Оформление результатов проверки миграционной службы

По результатам проверки, проводимой миграционной службой, проверяющие лица должны составить акт в двух экземплярах, первый из которых направляется заказным письмом с уведомлением о вручении представителю организации, а второй остается в материалах проверки. В том случае, когда представитель проверяемой организации не согласен с содержанием акта, в орган ФМС России могут быть направлены мотивированные возражения на акт. При проведении проверки инспектора ФМС имеют право составить протокол об административном правонарушении, если было обнаружено нарушение действующего миграционного законодательства РФ. При этом, в соответствии со статьей 28.2 Кодекса РФ Об Административных Правонарушениях, протокол должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • 1.

    Дату и место его составления, а также должность и Ф.И.О. сотрудника миграционной службы;

  • 2.

    Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;

  • 3.

    Информацию от потерпевших и свидетелей, если таковые имеются;

  • 4.

    Место, время, дата совершения и событие правонарушения;

  • 5.

    Объяснения правонарушителя и т.д.

Протокол об административном правонарушении может быть признан незаконным, если он был составлен и подписан должностным лицом ФМС, который не указан в Приказе ФМС России N 137от 3 июня 2008 года, в качестве лица, имеющего право на составление и подписание данного протокола. Копия протокола должна быть вручена под роспись лицу, в отношении которого он составлен. Руководитель организации вправе давать объяснения по поводу происшедшего и высказать замечания к содержанию протокола, которые оформляются в виде отдельного документа и прилагаются к протоколу.

Если в ходе проверки ФМС будут выявлены нарушения, неподконтрольные миграционной службе, то все материалы должны быть направлены в компетентные ведомства в десятидневный срок или в органы полиции, если в выявленном нарушении будут обнаружены признаки уголовного преступления.