Ил 96 400 сухая масса характеристика. Авиация россии

С 1993 по 2013 год шесть Ил-96-300 эксплуатировались авиакомпанией «Аэрофлот». Еще три такие машины поступили в парк «Домодедовских авиалиний», две - KrasAir (по соглашению с ИФК эксплуатировались до 2008 года). Непродолжительное время один-два самолета из числа принадлежавших ОКБ летали на рейсах «Атлант-Союза» и др. Из некоммерческих структур «короткий» вариант используется президентским авиаотрядом (включая бывшие самолеты KrasAir).

Большую работу по продвижению Ил-96-300 на международный рынок проделала «Ильюшин Финанс Ко.» Воронежская лизинговая фирма реализовала три вновь построенных самолета. Их приобрела Куба, используя кредитные средства российских банков, предоставленные под суверенные гарантии островной Республики. Пока поставки Ил-96-300 на Кубу в 2005-2006 гг. остаются единственным случаем экспорта продукции отечественных четырехмоторных пассажирских самолетов нового поколения.

В прошедшем 2015 году парк национального перевозчика Cubana de Aviacion пополнился четвертой машиной. В отличие от предыдущих, эти «илы» ранее эксплуатировались Аэрофлотом. Данный опыт тоже представляет значительное событие в истории российского авиа-лизинга. Речь идет о машинах со вторичного рынка, прошедших смену собственника и капитальный ремонт перед реализацией за рубеж.

Коммерческую эксплуатацию Ил-96-300 в составе Cubana de Aviacion можно считать успешной. Большую роль здесь сыграла грамотно построенная практика технического обслуживания и ремонта. Этот и другие вопросы местным авиаторам помогает решать специализированная российская структура ИФК-Техник.

Обеспечение послепродажного обслуживания (ППО) - давняя, сложная тема для производителей отечественной авиатехники. Эксплуатирующие организации часто критиковали АК «Ил» за недостаточное внимание к их проблемам. Поэтому успешный опыт эксплуатации Ил-96-300 на Кубе трудно переоценить. По договоренности с кубинскими властями и Cubana de Aviacion, «Ильюшин Финанс Ко.» предложила, и реализовала на практике, логистические схемы, направленные на обеспечение бесперебойной эксплуатации российской авиатехники, поставленной по лизинговой схеме с экспортным кредитованием.

Своим опытом ИФК поделилась с ОКБ, проведя для специалистов конструкторского бюро соответствующие курсы. Вот что на данную тему сказал нам Николай Дмитриевич Таликов: «Наконец, мы поняли, что к чему. С помощью «Ильюшин Финанс Ко.», на примере самолетов Ил-96, мы пришли к пониманию того, что требуется для обеспечения бесперебойной эксплуатации авиатехники. Как надо строить подходы к обеспечению послепродажного обслуживания и как создавать систему поддержки эксплуатирующих организаций».

«Получив новые самолеты, эксплуатирующие организации не должны с ними испытывать проблем. Нужно, чтобы они извлекали максимальную прибыль путем интенсивной эксплуатации авиационной техники при обеспечении безопасности полетов. По сути дела, мы стали мыслить и их категориями тоже», - продолжает Николай Дмитриевич. Генеральный конструктор обещает «повернуться лицом к эксплуатации» вместо того чтобы «надувать щеки и говорить, что мы, мол, знаем все ваши проблемы - справляйтесь с ними сами».

После вывода Ил-96-300 из парка «Аэрофлота», Cubana de Aviacion осталась единственным в мире коммерческим оператором самолетов данной модификации. Как правило, салон кубинских машин вмещает 262 пассажира: в салоне установлено 18 мест бизнес-класса с шагом кресел 54 дюйма и 244 экономического с шагом 32 дюйма. Есть вариант с отдельной кабиной для чиновников высокого ранга, - они путешествуют на «илах» когда того требуют дела государственной службы.

Конкуренция: техническая и не только

После распада Советского Союза и либерализации местного рынка, к нам хлынул поток «иномарок». Процесс принес как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, у авиакомпаний появился широкий выбор и возможность не только эксплуатировать воздушные суда иностранного производства, но и пользоваться доступом к заемному капиталу иностранного происхождения под программы обновления парка. С другой, у отдельных руководителей возник соблазн использовать деловые контакты с фирмачами для решения задач личного характера.

Среди прочего, это привело к появлению различного рода т.н. «объективных сравнений» заграничных образцов с отечественными, где явно присутствовало желание выставить «иномарки» в более выгодном свете чем они того заслуживали «по технике». В частности, на рубеже 2000-х годов журналистам было представлено сравнение Boeing 767-300ER с Ил-96-300. К сожалению, проводившие анализ явно симпатизировали американской машине, «забыв» в своем сравнении учесть гораздо более вместительные грузовые отсеки «ила» при расчете коммерческой эффективности. Между тем, значительно больший диаметр фюзеляжа дает Ил-96-300 возможность, дополнительно к пассажирам, принимать на борт 16-18 контейнеров типа LD-3. Они располагаются в грузовых отсеках ниже пола пассажирского салона (belly cargo).

«Самолет Ил-96-300 конкурентоспособен с Boeing 767, и специально проведенное исследование это подтвердило, - сказал нам Генрих Новожилов. - При этом следует понимать, что «-300» - «обрезанный» вариант, а самолет-то задумывался на перевозку 350 пассажиров! На Ил-96М мы можем разместить 386 пассажиров, - соответствующий макет салона был нами изготовлен и сохранился в ОКБ».

Первый полет Ил-96-300 датируется 1988 годом. Сертификат типа получен в 1992-м, коммерческая эксплуатация началась в 1993-м. В том же году поднялся в воздух Ил-96М/Т с удлиненным, с 55,35 до 63.94 метров, фюзеляжем. Эти варианты оснащались американскими двигателями Pratt&Whitney PW-2037 и авионикой фирмы Collins. Они прошли сертификацию в России и «теневую» сертификацию североамериканской авиационной администрации (U.S. FAA).

Американцы высоко оценили наш самолет и даже использовали основные его параметры при проектировании собственной машины следующего поколения. Создание базовой модели Boeing 777-200 и Ил-96М шло параллельно. У этих машин удивительно схожая геометрия: диаметр фюзеляжа - порядка шести метров, разница по длине и размаху крыла укладывается в один метр. Поскольку всему этому предшествовало появление «короткого» Ил-96-300, упрекнуть ОКБ им. С.В. Ильюшина в плагиаторстве не представляется возможным (да и у Ил-86, что выпускался с 1980 по 1994 гг., диаметр фюзеляжа - 6,08 метра). Американские же проектировщики сначала приняли диаметр фюзеляжа равным 6,08 метров, - вспоминает Генрих Васильевич. Но потом прибавили еще 120 мм, и, в результате, у «трех семерок» окончательная цифра - 6,2 метра.

В девяностые годы и Аэрофлот и Трансаэро не просто обещали купить десятки Ил-96М/Т (и, позднее, Ил-96-400), а даже подписали соответствующие соглашения. Правда, реализовывать их тогдашнее руководство авиакомпаний не стремилось. А вот Boeing 777 они приобрели, причем последовательно, несколькими партиями. Аэрофлот «объяснил» приобретение Boeing 777-200ER (самая первая партия для авиакомпании) тем, что они «необходимы для того, чтобы раскатать маршруты для Ил-96М».

Через несколько лет, однако, «три семерки» вернули лизингодателям (а Ил-96М так и не взяли) поскольку он оказался слишком вместительным для тогдашних пассажиропотоков авиакомпании. Новая закупка улучшенных самолетов данной модели состоялась при нынешнем руководстве. А как сверх вместительные «боинги» «помогли» Трансаэро накопить долгов и разориться - об этом много написано в конце прошлого года, когда авиакомпания прекратила операционную деятельность.

«Не все еще потеряно»

За последние четверть века Россия многое потеряла в области гражданской авиации. Зачастую, позиции промышленности сдавались добровольно. Российские авиакомпании привыкли к эксплуатации иностранной авиатехники. «Мы полностью осознаем, где находимся, на что способны и каким образом в конечном итоге привлекать клиентов. Однако, если государство не будет помогать авиастроителям, то грош цена всем нашим усилиям», - говорит Николай Таликов.

Сегодня же механизмы государственной поддержки реализовываются, мягко говоря, странно. Например, субсидирование рейсов идет вне зависимости от того, используется ли для их выполнения воздушное судно иностранного или местного производства. «Государство выделяет большие средства, субсидируя полеты на Дальний Восток, а свой самолет, с расходом топлива 20 грамм на пассажиро-километр, мы не можем запустить в серию?!, - возмущается Генрих Васильевич Новожилов. - Мы с Николаем Дмитриевичем проповедуем, что еще не все потеряно. У нас есть готовый самолет с высокой топливной эффективностью и ресурсом 70 тысяч летных часов, проверенный сертифицирующими органами и в эксплуатации. Почему бы его не выпускать серийно?!»

Последние несколько лет ВАСО выпускал «илы» темпом по одной машине ежегодно. Крайний борт с регистрацией RA-96022 и салоном на 160 путешественников стал двадцать восьмым по счету летательным аппаратом семейства Ил-96. Он совершил первый полет в ноябре 2015-го и в настоящее время готовится к передаче в эксплуатацию в Президентский авиационный отряд. Средства массовой информации приводили стоимость соответствующего контракта 2013 года - 3,75 миллиардов рублей, что по нынешнему курсу не превышает и 52 миллионов долларов США.

Между тем, прайс-листы на иностранные широкофюзеляжные лайнеры дают значения в разы большие. В частности, соответствующий документ от авиастроителей Тулузы содержит следующие цифры в масштабе «миллионы долларов США»: A330-200 - 231.5, A330-800neo 252.3, A330-300 256.4, A330-900neo 287.7, A350-800 272.4, A350-900 308.1, A350-1000 355.7.

Когда баррель нефти продавался за сто долларов и дороже, на первый план вышла топливная эффективность воздушных судов. Доля керосина в цене на билет превышала 50-60%. С тех пор ситуация на мировом рынке изменилась. Расчеты, выполненные специалистами ОКБ им. С.В. Ильюшина, говорят о следующем. Сегодня прямые эксплуатационные расходы для двухдвигательных и четырехмоторных самолетов близки. Изменение цен на авиационный керосин (в долларовом исчислении) «произвело коррекцию», и разрыв между A330 и Ил-96-400М практически исчез.

«После падения нефтяных цен, жизнь самолета будет определять его цена, а не топлива. Роль отпускной цены самолета сегодня повышается», - утверждает Новожилов.

Во многом, отпускную цену самолета определяет трудоемкость его изготовления. Поэтому на первый план выходят современные технологии, обещающие сокращение ручного труда. Среди прогрессивных моментов последнего времени Генрих Васильевич отмечает следующие. По информации от американских коллег, фюзеляж Boeing 737MAX будет клепаться автоматически. Есть примеры автоматической сборки крыла на стапеле - пока применительно не к пассажирским, а боевым, самолетам. Особое значение приобретает «безбумажная» технология, когда вся документация ведется на компьютерах. Безусловно, эти и другие новинки должны найти применение и в отечественном авиастроении.

Большое значение для снижения стоимости самолета придается серийности. «Мы поставили вопрос: строительство не по одной штуке в год, а, как было в случае с Ил-86, по восемь-десять ежегодно. Тогда о чем-то можно будет разговаривать. Отечественный самолет может несколько уступать по техническому совершенству, но выигрывать по условиям поставки и обслуживания», - говорит Николай Таликов.

«Россию пешком не перейдешь, надо летать из европейской части на тихоокеанское побережье. Если российские авиакомпании смогут и дальше приобретать западные самолеты и беспрепятственно эксплуатировать их, - один расклад. А если государство почувствует, что есть самолеты собственных конструкций, и с ними можно работать… расклад изменится», - продолжает он.

Пока что основной опыт эксплуатации Ил-96 связан с его «короткой» версией. Удлиненный вариант «ила» выполнял полеты под флагом только лишь одной авиакомпании «Полет». В начале века она заказала у ИФК четыре грузовых Ил-96-400Т с двигателями ПС-90А1. Три из них были построены и переданы заказчику. После прекращения деятельности авиакомпании, эти машины вернулись лизингодателю. Два грузовых самолета в заводских условиях переделали в вариант специального назначения для «силовиков».

Решение в пользу серийного выпуска Ил-96-400М даст возможность сохранить крупный авиационный завод. Первое время, авиалайнер будет производиться в Воронеже параллельно с военно-транспортным Ил-112В. Последний будет собираться «под крылом» Ил-96 и «не сыграет погоду» с точки зрения загрузки завода и перепланировки цеха окончательной сборки. По меркам такого крупного предприятия, как ВАСО, предполагаемый спрос на турбовинтовые военно-транспортные самолеты сравнительно небольшой. После завершения серии Ил-112В, что дальше делать заводу? Ответ - Ил-96-400М!

Документация по планеру Ил-96-400М подготовлена. Решение о запуске новой модификации на ВАСО находится на рассмотрении у руководства отрасли. «Рассчитываем, что, если будет команда, в середине 2018 года мы первый самолет сможем построить», - утверждает Таликов.

Среди других отечественных машин, Ил-96 и сегодня неплохо выглядит по показателям весовой отдачи. Вместе с тем, любая машина нуждается в совершенствовании по мере пребывания в серии и доступности новых технологий. По мнению Генерального конструктора, необходимо провести мероприятия по снижению массы конструкции с тем, чтобы повысить весовую отдачу и транспортные возможности. «Мы хотим снизить вес пустого самолета на несколько тонн. Это возможно за счет применения современных проводов и электрики, другого оборудования, покрытий и тому подобное», - сообщил нам Николай Таликов.

Установленное на самолет бортовое оборудование полностью соответствует всем международным нормам, включая обеспечение посадки по Категории 3 ИКАО и требованиям Главы 4 ИКАО по шуму на местности. «Мы и далее будем совершенствовать наш самолет. В частности, если появятся новые требования международных организаций, мы будем вносить соответствующие изменения», - продолжает наш собеседник.

Заключение

В одной из наших предыдущих публикаций упоминалось о заседании комиссии при Правительстве РФ, где была отмечена печальная картина, сложившаяся в отечественной гражданской авиации. «Иномарки» доминируют в парке авиакомпаний, и, в определенный момент, это может привести к весьма нежелательным последствиям. Санкции Запада, в случае их ужесточения, могут, в конечном итоге, привести к большим проблемам с обеспечением конституционного права российских граждан на свободное перемещение.

Стоимость топлива в расчете: 1000 американских долларов за тонну.

Таблица предоставлена АК «Ил».

Примечание. Фюзеляж Ил-96-300 допускает размещение до трехсот пассажиров и 16-18 контейнеров LD -3, а Ил-96-400 - до 435 пассажиров и 32 контейнеров LD-3 и 1АК-1,5. Для реализации технической возможности требуется провести соответствующие сертификационные работы. Практика показывает, что авиакомпании редко интересуются вопросами максимально возможной вместимости широкофюзеляжных лайнеров, предпочитая более комфортные компоновки пассажирского салона двух-трех классов обслуживания.

Ил-96 это первый советский пассажирский авиалайнер для дальнемагистральных рейсов имеющий широкий фюзеляж. Самолет Ил-96 был разработан конструкторским бюро имени Ильюшина в конце восьмидесядых годов прошлого века на базе предыдущей машины - Ил-86 . Новый самолет отличался крыльями, которые имели большую площадь и установкой новых турбовентеляторных двигателей ПС-90А. На самолет установлено четыре таких мотора каждый тягой по 16000 кгс.

Причиной создания новых пассажирских самолетов является постоянное развитие нашего общества и увеличение желающих воспользоваться услугами авиакомпаний. Именно поэтому и был создан новый дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96. Главной особенностью данной модели является то, что она имеет широкий фюзеляж, что позволяет разместить еще больше пассажиров и предоставить им комфортные условия полета. С помощью использования больших самолетов авиакомпания может перевозить большее количество пассажиров за один раз, и это позволяет снизить цену на эту услугу. Эти все факторы заставили руководство СССР задуматься над созданием новой машины, которой и стал Ил-96. Он был спроектирован на базе уже существовавшего самолета Ил-86.

Где применяется пассажирский самолет Ил-96

Ил-96 является дальнемагистральным самолетом, который перевозит пассажиров. Данная модель самолета способна выполнять перелеты на большое расстояние без посадок. Основной задачей данной модели было заменить узкофюзеляжные самолеты, которые были задействованы на рейсах как в пределах страны, так и за границу. До создания новой машины Ил-96 все перевозки пассажиров осуществляли старенькие и Ил-86. Потребность в новой широкофюзеляжной машине росла с каждым годом, поскольку начался активный рост количества пассажиров, которые хотели воспользоваться услугами авиакомпаний. Также самолеты, которые имели широкий фюзеляж, могли предоставить более комфортные условия перелета для клиентов.

История создания Ил-96 и его модификации

К разработке новой модели самолета конструкторы приступили в 1978 году. В основу новой разработки был положен уже существующий отечественный дальномагистральный самолет Ил-86Д. Конструкторы использовали за основу Ил-86 аж до 83-го года, пока не начали появляться передовые технологии, которые заставили создателей пересмотреть проект и задействовать более прогрессивные материалы и технологии. Конструкторы были поставлены перед фактом, что разработанные ими агрегаты и детали уже далеко не актуальны, а мировое авиастроение шагнуло далеко вперед.

Вот по этим причинам конструкторам пришлось отступить от своих планов и разработать принципиально новую машину, которая и была основой для всех последующих модификаций новой машины Ил-96. Впервые новый Ил-96 оторвался от земли в октябре 88 года, а уже в 89 году был представлен в Париже на всемирном авиашоу. В процессе испытаний Ил проводил много испытаний, главным из них являлся полет на дальность. На базе новой машины было создано много новых модификаций, которые были более специализированы.

Модификация Ил-96-400 была улучшена по сравнению с базовой моделью, поскольку в ней была увеличена мощность двигателей, а также количество мест для пассажиров. Была создана и грузовая модель Ила, которая активно используется и в наше время. Еще более прогрессивной была модель Ил-96М, которая разрабатывалась совместно с авиакомпаниями США. Но данная модель на сегодняшний день существует в одном экземпляре и используется только для презентации его на авиавыставках мира. Что касается стандартной модели Ил-96, то она в массовое производство поступила только с 1993 года.

Описание пассажирского самолета Ил-96

Данный самолет построен по схеме моноплана, который имеет низкое расположение крыльев, а также классическое оперение фюзеляжа. Главным назначением этого агрегата является перевозка 300 пассажиров, их багажа и дополнительных грузов, которые составляют 40 тонн. Дальность перевозки пассажиров составляет от 4 до 9 тысяч километров, в зависимости от модификации самолета. Конструкторами было предусмотрена максимальная дальность полета в 11 тысяч километров, так возможно изменять количество мест для пассажиров в салоне.

Фюзеляж самолета Ил-96 имеет такой же диаметр, как и предыдущая модель, но длина нового Ила меньше на 5 метров, чем у старого Ил-86. Конструкторы совместно с экспертами по аэродинамике провели плодотворную работу по созданию эффективного крыла нового самолета. Была также увеличена площадь хвостового пера на случай отказа одного из двигателей, это новшество помогло бы удержать самолет в полете.


Шасси этого самолета включает в себя три основные опоры, которые располагаются позади и учитывают центры масс. Также в систему шасси включена передняя опора. Каждая задняя опора состоит из четырех колес, которые оснащены эффективными тормозными системами. Передняя опора имеет два колеса и не имеет тормозной системы. Все колеса, которые входят в систему шасси Ил-96, имеют одинаковые размеры и давление.

Отрыв от земли обеспечивают четыре двигателя модели ПС-90А. Даная модель турбовентиляторных двигателей является достаточно эффективной и экономичной. Говоря о топливной системе, нужно отметить, что она работает автоматически, но при необходимости можно управлять ею вручную. Топливо в систему поступает из 9 баков. Восемь баков расположены в крыльях, а один по центру самолета.

За счет того, что Ил-96 является двухпалубным судном, его можно использовать в двух основных вариантах: смешанном и туристском. Первым и основным вариант является туристский. Его особенностью является то, что пассажирские кресла размещены в 3 ряда по 9 мест. При использовании такого метода размещения в переднем салоне самолета может разместиться 66 человек, а в заднем салоне − 234. При смешанном варианте самолет делиться на три класса и может вместить 235 пассажиров.

Ил-96 в коммерческой эксплуатации

В коммерческую эксплуатацию данная машина поступила только летом 93 года, первый рейс был из России в США. На первых этапах использования данный агрегат проводил международные рейсы по всему земному шару, а затем начал обслуживать и перелеты в пределах нашей страны. Во внутренних перевозках он связывал города России как на дальних, так и на коротких дистанциях. В 2005-2006 годах Илы начали экспортироваться за кордон, а именно три машины были проданы Кубе, причем один из них был президентского класса. В наше время отечественные авиакомпании широко используют Ил-96 для перевозки своих пассажиров. Также некоторые компании имеют в своих ангарах грузовые модели машин.

Наиболее широко Илы в нашей стране используют две авиакомпании − это «Аэрофлот», а так же Cubana. Ил-96 имеет большое преимущество на дальних дистанциях, потому что он более просторный и комфортный для пассажиров, нежели его узкофюзеляжные аналоги. Пассажиры сами говорят о преимуществах данной модели над всеми остальными.

К сожалению, этот авиалайнер не смог достичь очень большой популярности из-за своей высокой цены и достаточно большого расхода топлива, на это также повлияли и другие экономические факторы. В начале 2009 года авиаконструкторы подняли вопрос о снятии самолета Ил-96 с серийного производства. Данная проблема возникла в основном из-за высокой конкуренции иностранных моделей пассажирских самолетов.

Интересные данные о пассажирском самолете Ил-96

    Данный пассажирский самолет стал первым воздушным судном с широким фюзеляжем, который был изготовлен на территории бывшего СССР.

    Он является одним из наиболее безопасных пассажирских самолетов на всем земном шаре, поскольку не было ни одной аварии, в которой пострадал человек.

    Были построены две модификации этого самолета под названием Ил-96-300ПУ. Он представляет собой пункт управления войсками на случай ядерного удара. Также в этой модели увеличена дальность полета.

    Многим Илам дают имена. Как правило, их называют в честь известных летчиков или же космонавтов.

    Данное судно отличается своей надежностью, поскольку за все года использования этих самолетов запрет на вылет получил только один из них, а именно президентский самолет и то из-за неполадок в шасси.

    Ил-96 является первым аппаратом из всего огромного семейства Илов, которым способны управлять всего лишь три человека. Это стало возможным за счет установки в самолете новейшего бортового оборудования.

Несмотря на то, что на сегодняшний день создание пассажирских самолетов марки Ил-96 практически приостановлено, этот авиалайнер по-прежнему служит верой и правдой народу на территории нашей страны и за ее пределами.

Ил 96-Фото


Первый испытательный прототип Ил-96 поднялся в воздух в 28 сентября 1988 года. После прохождения 1200 часов летных испытаний, в декабре 1992 года Ил-96 получил сертификат о летной годности. Испытания самолета проводились в разных метеорологических условиях, с температурным разбросом от -50 до +40, и в разных климатических зонах. В самолете используется электродистанционная система управления (ЭДСУ). Имеется также и резервная механическая система управления. Информация о состояниях систем самолета и показаний полета выводиться на шесть цветных дисплея. В серийном производстве самолет Ил-96-300 находится с 1993 года. Производство серийного Ил-96-300 ведется воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО).

Ил-96 Фото салона


В 1993 году Ил-96 был модифицирован и получил обозначение Ил-96М. Данная модификация имеет удлиненный корпус, и на самолет установлены американские двигатели PW-2337 фирмы "Partt & Whitney". Данный самолет способен совершать перелет на расстояние свыше двенадцати тысяч километров, и размещать до 435 пассажирских мест.

Лучшие места салона самолета IL 96-300 - Аэрофлот

Ил 96-300 схема салона


В 2000 году Ил-96 был снова улучшен. В новой модернизации был использован фюзеляж от Ил96-М. Эта модель получила обозначение Ил96-400. На этой модификации установлены турбореактивные моторы ПС-90А-1. Каждый имеет тягу больше 17000 кгс. Изменениям подверглась и авионика самолета. Дальность полета и Ил96-400 составляет тринадцать тысяч километров. А на основе уже этой модели был разработан грузовой вариант самолета - Ил96-400Т. На сегодняшний день в эксплуатации находятся модели Ил96-300 и грузовая версия Ил96-400Т. Пассажирская версия Ил96-400 в эксплуатации не находится, так как на эту версию не было заказов от авиаперевозчиков.

Ил 96 сконструирован на базе предыдущей модели Ил-86. Это отечественный широкофюзеляжный пассажирский аэробус. Он предназначен для выполнения рейсов средней и дальней протяженности. Его разработка началась в 80-х годах ХХ века. Уже в 1988 г. мир увидел первый экземпляр этой воздушной техники.

Согласно установленной программе испытаний лайнер совершил несколько полетов на дальние расстояния. Одним из показательных является рейс «Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва». В нем не была предусмотрена промежуточная посадка. Протяженность рейса составила 14 800 км на высоте до 12 000 м. Воздушное судно преодолело это расстояние за 18 часов 9 минут. На тот момент это был рекордный показатель для пассажирских воздушных суден, выпущенных в СССР.

По итогам многочисленных испытаний летных характеристик самолету выдали сертификат в 1992 г. Все тестирования проводились на свободных воздушных трассах «Аэрофлота».

Полезно знать! Ввиду недостатка финансов эксплуатационные испытания проводили вместе с коммерческими рейсами по перевозке грузов.

Особенности и преимущества воздушного судна

Диаметр фюзеляжа самолета Ил-96 не отличается от предшественника. Изменилась только его длина, которая меньше на 5 м. Крылья аэробуса стреловидные с большим удлинением. Они оснащены суперкритическими профилями и вертикальными оконцовками.

Интересный факт! Такие конструктивные особенности позволили увеличить аэродинамические характеристики.

Форма хвостового отсека такая же, что и у Ил-86. Конструкторы увеличили длину вертикального оперения. Это сделано в целях обеспечения безопасности полета в случае отказа одного из двигателей аэробуса.

Шасси установлены на трех опорах, которые оснащены тележкой с четырьмя тормозными колесами.

Примечание. На передней стойке шасси монтированы два не тормозных колеса. Это увеличивает скорость при разгоне самолета на взлетной полосе.

Ил-96, как и его предшественник, оборудован четырьмя турбовентиляторными двигателями ПС-90А. Вмонтирована автоматическая топливная система. При необходимости можно управлять ей в ручном режиме.

Топливо размещается в девяти баках, один из которых находится в центре фюзеляжа. Остальные - в консолях крыла. Расход топлива, а также его остаток контролируется посредством специальных устройств. В конструкции авиалайнера предусмотрены расходные отсеки для каждого двигателя. В них постоянно находится горючее.

Преимущества:

  • значительная дальность полета;
  • оптимальный показатель максимальной загрузки;
  • высокая скорость;
  • надежность и безопасность.

Авиалайнер оборудован двумя палубами. На первой размещается багажное отделение. На второй - пассажирский салон.

Технические характеристики

Вес воздушного лайнера составляет 117 000 кг. Он легче Ил-86. Масса при максимальной загрузке превышает 200 000 кг. Длина корпуса - 55,35 м, высота - 17,55 м. Площадь крыла у Ил-96 уменьшена, и достигает 391,6 кв.м. Самолет сконструирован для полетов на высоте до 12 000 м на расстояния не более 9 000 км. Максимальная скорость аэробуса при нулевой загрузке - 910 км/ч, а крейсерская - 850 км/ч.

Вместимость салона - 230-300 пассажиров. Сколько мест находится в лайнере, зависит от его модификации.

Оснащение Ил-96

Топливная эффективность воздушного судна повысилась за счет использования двухконтурных двигателей. Корпус выполнен из новых сплавов и композитных материалов. Это позволило уменьшить показатель основной нагрузки на шасси, а также улучшить аэродинамические характеристики.

В целях безопасности авиасудно оборудовано такими устройствами:

  • российским цифровым авиационным комплексом с 6-ю многофункциональными дисплеями;
  • ЭДСУ (электродистанционной системой управления);
  • современной многофункциональной навигационной системой;
  • устройствами спутниковой связи.

Также встроена электроимпульсная противообледенительная система с цикличным действием. Она предназначена для защиты передних кромок крыльев, стабилизаторов и киля.

Схема пассажирского салона Ил-96

Существует две компоновки этого воздушного судна: монокласс и три класса. В салоне первого типа авиалайнера расположено 300 пассажирских мест. Они относятся к экономклассу. Расстояние между сиденьями составляет 87 см.

Самолет второго типа в салоне имеет три отсека:

  • 1-й класс;
  • бизнес-класс;
  • экономкласс.

Первый класс повышенной комфортности. В нем размещено 22 кресла по схеме 2+2+2 с двумя проходами. Между рядами расстояние в 102 см. Во время полета можно разложить спинку сиденья, и не мешать соседу. В этом классе удобными считаются кресла в последнем ряду.

В бизнес-классе размещено 40 пассажирских мест. Расположение: 2+4+2 с двумя проходами. Расстояние между сиденьями - 90 см. В этом отсеке лучше выбирать места в первом ряду по бокам салона.

В экономклассе расположено 173 места, расстояние между которыми 87 см. В этом отсеке не получится полностью разложить спинку сиденья. Расположение кресел: 3+3+3. Исключение составляют ряды в первом ряду данного отсека. В нем размещено по 2 кресла в центре и по бокам салона.

Полезно знать! В хвостовой части авиалайнеров моно- и трехклассового салонов расположено одинаковое количество посадочных мест.

Версии Ил-96

Ил-96-300 - самолет базовой комплектации. Он «поступил на службу» в компанию «Аэрофлот» в 1993 году. Лайнер оснащен мощными отечественными двигателями. Всего было выпущено 20 единиц такой техники.

На его основе был сконструирован Ил-96-300ПУ. Этот аэробус предназначен для перевозки президента РФ. Он не имеет отличий в технических характеристиках от базовой модели. Было выпущено два лайнера этой серии: в 1995 г. для Б. Ельцина и в 2003 г. для В. Путина.

Ил-96-400 представляет собой модернизированный Ил-96-300. Самолет может летать на высоте до 13 000 м. Максимальная загруженность салона составляет 435 пассажиров. Предельная взлетная масса - 270 тонн.

Полезно знать! Самолеты данной модели ни разу не выпускались. С 2009 года на их производство заказов не поступало.

Ил-96-400Т - грузовой вариант лайнера Ил-96-400. Он был создан путем модернизации Ил-96. Летные характеристики остались аналогичными, что и у пассажирского авиасудна.

Были разработаны и другие модели:

  1. Ил-96М - первый российский воздушный лайнер, который сконструирован в сотрудничестве с иностранными компаниями. Он имеет удлиненный фюзеляж.
  2. Ил-96МД - аэробус с двумя двигателями зарубежного производства. В авиакомпаниях его заменил более функциональный и скоростной Боинг.
  3. Ил-96МК - авиасудно, оснащенное четырьмя двигателями НК-92. Их тяга достигает 20 000 кгс.

В 1997 году выпустили грузовой лайнер Ил-96Т. Он участвовал в различных выставках.

Безопасность самолета Ил-96

За 22 года эксплуатации в путешествиях не погибло ни одного пассажира и члена экипажа. В оснащении воздушного судна были использованы многоканальные резервные системы с автоматическим управлением. Они самостоятельно переключают каналы связи, подают сигналы на дополнительные приборы в случае поломки любого авиационного устройства.

Также вмонтирована система оповещения экипажа об отказе двигателей. Ей можно управлять вручную. На безопасность самолета влияет система контроля топлива и несвоевременное оповещение о поломке одного из моторов.

Где производится Ил-96?

Воздушный лайнер спроектирован в конце 80-х годов 20-го века в Конструкторском бюро им. Ильюшина. Серийное производство этой модели началось в 1993 г. на авиастроительном заводе в г. Воронеж. Первый экземпляр был выпущен в 1988 году Конструкторским бюро в Москве на Ленинградском проспекте.

Стоимость разных моделей

Цена на Ил-96 различной модификации постоянно изменяется. Модели совершенствуют. Примерная стоимость базового Ил-96 составляет 1,320 млрд.руб. Более новая версия (Ил-96-400) превысила этот показатель на 200 млн.руб.

Модернизация авиасудна

Впервые Ил-96 был модернизирован в 1993 году. Новая модель получила название Ил-96М. У нее удлинен корпус. Она оснащена американскими двигателями PW-2337. Самолет совершает полеты на расстояния более 12 000 км. В его салоне размещено 435 пассажирских мест.

В 2000 году Ил-96 был снова улучшен. На его базе собран самолет Ил-96-400. У него фюзеляж, как и у Ил-96М. Самолет оснастили турбореактивными двигателями ПС-90А-1. Это повысило его летные и технические характеристики. Он может совершать полеты на высоте около 13 000 м.

В распоряжении авиакомпаний находятся самолеты Ил-96-300 и грузовая модель Ил-96-400Т. Пассажирская версия последнего авиалайнера не востребована в настоящее время. Заказов на ее производство не поступает.

Ил-96 – это широкофюзеляжный пассажирский самолет, создание которого началась в ОКБ Ильюшина еще в конце 70-х годов прошлого века. Этот самолет стал первой машиной подобного класса, разработанной в Советском Союзе. Первый полет Ил-96 совершил в 1993 году.

Серийное производство самолета Ил-96 было развернуто на Воронежском авиазаводе, всего с момента его начала было изготовлено 30 аэробусов.

В настоящее время Ил-96 эксплуатируется Специальным летным отрядом «Россия», в состав которого входит и президентский борт. С 1996 года российские лидеры летают на Ил-96-300ПУ – модификации лайнера, созданной специально для главы государства. В 2003 году для Путина был построен новый самолет этой модификации.

Ил-96 по праву считается одним из самых надежных пассажирских самолетов в своем классе. С момента начала эксплуатации с этими машинами не произошло ни одной аварии, которая бы привела к человеческим жертвам. Правда, и общий налет у этих самолетов гораздо ниже, чем у их зарубежных аналогов.

Также Ил-96 эксплуатирует кубинская компания Cubana. В 2014 году «Аэрофлот» списал шесть последних Ил-96, мотивируя такой шаг дороговизной их эксплуатации.

Можно сказать, что этому самолету очень не повезло, ибо момент его рождения пришелся на период распада страны и экономического кризиса, когда отечественная авиационная отрасль буквально выживала, и ей было не до обновления самолетного парка. В конце 90-х годов была предпринята попытка модернизации самолета, результатом которой стало появление модификации Ил-96-400. Однако и она не слишком заинтересовала отечественных авиаперевозчиков, заказов на нее от авиакомпаний не последовало.

Ил-96 можно назвать одним из самых известных и обсуждаемых отечественных пассажирских самолетов. С завидной периодичностью в прессе появляются интервью высокопоставленных российских чиновников с обещаниями скорого возобновления производства самолета Ил-96. Но воз и ныне там.

Если говорить о последних новостях, связанных с этим самолетом, то в начале нынешнего года вице-премьер Рогозин посетил Воронежский авиазавод и пообещал государственную поддержку авиастроителям. По словам чиновника, Ил-96-400 вполне способен закрыть потребности отечественных авиакомпаний в дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетах, пока не будет готов новый российско-китайский аэробус.

Ранее министр промышленности Мантуров обещал выделить на реанимацию производства Ил-96 50 млрд рублей. Правда, по его словам, сначала необходимо решить проблему чрезмерной топливной «прожорливости» машины, ибо по этой характеристике Ил-96 не может конкурировать с Boeing-767 и 777 или Airbus 330 – своими основными конкурентами.

Несмотря на все трудности начала 90-х годов, у нового Ил-96 были неплохие перспективы. В то время машиной всерьез интересовались иностранные компании. Специально для продвижения за рубежом была разработана модификация Ил-96М с двигателями Pratt&Whitney и продвинутой западной авионикой. В 1993 году прототип этого самолета уже летал, а вскоре он получил российский и американский сертификаты. Почему же этот проект так и не смогли довести до ума? И есть ли у него шанс занять достойное место в небе?

История создания

Работы над созданием советского широкофюзеляжного пассажирского самолета начались еще в первой половине 70-х годов. В то время большинство дальнемагистральных перевозок в Советском Союзе и странах социалистического лагеря осуществлялись на авиалайнере Ил-62. Однако этот самолет, построенный еще в начале 60-х годов, в тот момент уже не справлялся со значительно увеличившимся пассажиропотоком. Из-за его малой вместимости приходилось увеличивать количество рейсов, что создавало чрезмерную нагрузку на аэропорты. К тому же этот самолет по уровню комфорта значительно уступал своим западным аналогам.

Широкофюзеляжный пассажирский самолет – это машина с диаметром фюзеляжа 5-6 метров. Такие размеры позволяют разместить в одном ряду от 6 до 10 кресел. Следует отметить, что появление дальних широкофюзеляжных пассажирских лайнеров практически сразу же сделало узкофюзеляжные самолеты нерентабельными. Их пришлось переводить на маршруты с небольшим пассажиропотоком. Анализ, проведенный в СССР в середине 70-х годов, показал, что уже через десять лет «Аэрофлот» не сможет обеспечивать перевозки на дальних линиях без наличия вместительного широкофюзеляжного лайнера.

В это время в ОКБ им. Ильюшина занимались разработкой нового пассажирского самолета большой вместимости Ил-86. Именно на базе этой машины было решено построить новый дальний пассажирский самолет. Он получил наименование Ил-86Д. Он мало чем отличался от базовой модификации: увеличилась только площадь крыла и силовая установка, которая состояла из более экономных двигателей с более высокой степенью двухконтурности. Идея создать два самолета с высокой степенью унификации серьезно уменьшала сроки разработки новых машин, уменьшала их стоимость, а в будущем должна была значительно упростить техническое обслуживание.

Однако Ил-86Д так и не был воплощен в металле. В конце 70-х годов на его базе было решено создать новую дальнюю пассажирскую машину – самолет Ил-96. В конструкцию этой машины были внесены изменения, позволившие значительно повысить ее техническое совершенство.

На рубеже 70-х и 80-х годов авиационные технологии развивались настолько стремительно, что после окончания работ над Ил-96 конструкторам пришлось еще раз браться за работу заново и создавать принципиально новый проект, ибо самолет, созданный ими, уже на старте своей карьеры серьезно отставал от западных аналогов. Новый перспективный лайнер получил наименование Ил-96-300, и при его разработке уже не использовались узлы и агрегаты лайнера Ил-86.

Первый взлет Ил-96-300 состоялся в сентябре 1988 года, испытания продолжались до конца 1992 года, после чего лайнер был сертифицирован. В 1989 году самолет был продемонстрирован на авиасалоне в Ле Бурже. Если говорить о летно-технических характеристиках новой машины, то можно отметить, что конструкторам удалось выйти на новый уровень, по сравнению самолетами, созданными в ОКБ им. Ильюшина ранее. Так, например, расход топлива у Ил-96-300 на пассажиро-километр был в два раза ниже, чем у дальнемагистрального Ил-62.

За работу над созданием нового самолета коллектив ОКБ им. Ильюшина был награжден Государственной премией.

Первые Ил-96-30 были переданы Домодедовскому авиаотряду, коммерческая эксплуатация аэробуса началась в 1993 году. Первоначально лайнеры в основном использовали для полетов на международных маршрутах.

Серьезным ударом для дальнейшего развития проекта Ил-96 стало решение российского правительства о снятии пошлин на ввоз в страну иностранных самолетов большой вместимости. Его откровенно лоббировал «Аэрофлот», пообещав в случае снижения пошлин приобрести большую партию Ил-96. Решение было принято, но закупка отечественных самолетов так и не состоялась.

В 2000 году была разработана новая модификация лайнера – Ил-96-400, которая имела большую пассажировместимость и увеличенную дальность полета. Однако отечественных авиаперевозчиков эта машина не заинтересовал, было закуплено лишь несколько Ил-96-400Т – транспортной версии этого самолета.

В середине нулевых годов три Ил-96-300 были проданы на Кубу, причем один из них был выполнен в «президентском» варианте. Сейчас на Ил-96 летает не только Путин, но и высшее руководство «Острова Свободы».

В разные годы переговоры о поставках самолета вели с Китаем, Сирией, Ираном, Перу и даже Зимбабве. Особого успеха они не имели.

В 2009 году в правительстве заявили о необходимости снятия с производства Ил-96-300, якобы, из-за того, что он не может на равных конкурировать с последними европейскими и американскими аналогами.

В 2014 году «Аэрофлот» вывел из эксплуатации все принадлежащие компании Ил-96.

Однако уже в следующем году в ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» заявили о планах очередной модернизации Ил-96 и возобновлении его серийного производства. В следующем году представители предприятия сообщили, что занимаются повышением топливной эффективности лайнера и планируют довести ее до уровня современных западных аналогов. Генеральный директор Воронежского авиазавода сообщил, что Ил-96-400М будет готов к 2019 году. А в правительстве уже пообещали выделить средства на этот проект.

В феврале нынешнего года в СМИ появилось сообщение, что между производителем и ОАК подписан твердый контракт на проведения конструкторских работ по Ил-96-400М. Срок изготовления прототипа самолета – 2019 год.

Описание конструкции

Ил-96-300 – это свободнонесущий широкофюзеляжный низкоплан с четырьмя двигателями, вертикальным оперением и стреловидным крылом.

Фюзеляж самолета имеет диаметр 6,08 метра, в зависимости от компоновки пассажирского салона он может вмещать от 235 до 300 пассажиров. При стандартной компоновке (300 мест), пассажирская кабина разделена на два салона, в переднем салоне находится 66 кресел, а в заднем - 234 кресла. Они расположены в ряд по девять кресел с шагом 870 мм и двумя проходами по 550 мм. Самолеты с пассажировместимостью в 235 человек имеют пассажирскую кабину, разделенную на три салона: первого класса (22 места с расстоянием между рядами 1020 мм), бизнес-класса (40 кресел) и экономкласса (173 места). Салон Ил-96 по уровню комфорта для пассажиров ничем не уступает лучшим иностранным аналогам.

Нижняя палуба Ил-96-300 занята грузовыми отсеками. Их три, первые два могут принять девять стандартных авиационных контейнеров АБК-1,5, а третий предназначен для перевозки штучного груза.

Ил-96 имеет крыло с размахом более 60 м и площадью 391 м2 с крупными вертикальными законцовками на краях. По площади оно значительно (на 70 м2) превосходит крыло Ил-86 и оснащено сложной механизацией. В ее состав входят предкрылки, занимающие всю длину передней кромки, и двухщелевые закрылки.

Вертикальное оперение самолета также имеет значительные размеры, оно на полтора метра выше, чем у Ил-86. Подобная особенность лайнера позволяет ему сохранять устойчивость в полете даже при отказе одного из двигателей.

Ил-96 имеет четыре стойки шасси: три основных, находящихся под центропланом, и переднюю стойку. Каждая из основных стоек имеет четырехколесную тележку с тормозными колесами, а передняя стойка снабжена двумя нетормозными колесами. Размер всех колес шасси самолета одинаков.

Силовая установка лайнера состоит из четырех турбовентиляторных двигателей с высокой степенью двухконтурности ПС-90А, которые могут создавать тягу 16 тыс. кгс. Они установлены в пилонах, которые крепятся к консолям крыла. ПС-90А выполнен по двухвальной схеме, есть реверс. Двигатель оснащен четырехступенчатой турбиной низкого давления и двухступенчатой – высокого. ПС-90А отличается модульной конструкцией, что облегчает его обслуживание: в случае необходимости тот или иной модуль — из одиннадцати имеющихся — можно быстро заменить.

Впервые в истории советского авиастроения силовая установка самолета была оснащена электронной системой управления и контроля «Диагноз-90», которая располагала двумя каналами. Данная система автоматически следит за расходом топлива и защищает двигатели от помпажа. Перспективный Ил-96-400М планируют оснастить новым двигателем ПД-35, который разрабатывается в настоящее время.

На Ил-96-300 был установлен новейший (для своего времени, конечно же) пилотажно-навигационный комплекс, который позволил отказаться от штурмана и обходиться экипажем из трех человек. Ил-96-300 – это первая советская машина, на которую была оснащена электронной системой управления полетом ВСУП-85-4 — кроме традиционных аналоговых приборов, в кабине Ил-96-300 появились еще и электронные индикаторы. Этот самолет оснащен системой ЭДСУ.

Топливная система аэробуса во многом напоминает аналогичную систему Ил-86. Топливо находится в девяти кессонных баках, откуда перекачивается в предрасходную емкость и, далее, в расходный отсек, который есть у каждого из двигателей. По четыре бака находятся в консолях крыла, еще один расположен в центроплане.

Ил-96-300 оснащен автоматической системой кондиционирования. Воздух в кабину подается от двигателей.

Самолет оснащен электроимпульсной противообледенительной системой. Воздухозаборники обогреваются воздухом, который подается из компрессорной камеры.

Модификации

С момента начала серийного производства самолета Ил-96 было разработано несколько модификаций машины. Ниже представлены основные из них:

  • Ил-96-300. Базовая модификация, оснащенная четырьмя двигателями ПС-90А. Лайнер впервые поднялся в небо в сентябре 1988 года и поступил в эксплуатацию в компанию «Аэрофлот» в 1993 году. Всего было выпущено двадцать самолетов этой модификации, в 2009 году было принято решение снять его с производства. Эта машина имеет максимальную дальность полета 13,5 тыс. км, она может принимать на борт до 300 пассажиров;
  • Ил-96-300ПУ/ПУ(М1). «Президентская» модификация лайнера, которая была специально разработана на базе Ил-96-300 для перевозки первых лиц страны. Всего было построены пять самолетов этой модификации. Буквы «ПУ» в обозначении машины обозначают «пункт управления». По своим характеристикам он практически не отличается от базовой версии машины, немного увеличена дальность полета лайнера. По сути, Ил-96-300ПУ – это воздушный командный пункт, который позволяет управлять страной и вооруженными силами в период ядерного конфликта. Внешне этот лайнер практически ничем не отличается от обычного серийного самолета. Данная машина была изготовлена в 1995 году для первого российского президента Бориса Ельцина. Второй Ил-96-300ПУ был создан для Владимира Путина, он впервые поднялся в воздух в 2003 году. Последний самолет этой модификации был изготовлен в конце 2019 года;
  • Ил-96-400. Модификация самолета, которая была разработана в 2000 году. Машина имеет более длинный фюзеляж по сравнению с Ил-96-300, на ней установлены двигатели ПС-90А-1 (тяга 17,4 тыс. кгс) и более совершенная авионика. Этот лайнер может принимать на борт 435 пассажира;
  • Ил-96-400Т. Транспортная версия лайнера Ил-96-400. Первая машина была собрана в 2007 году, всего же было изготовлено четыре самолета. В 2014 году один из Ил-96-400Т было решено переоборудовать в воздушный пункт управления для нужд ФСБ РФ. В 2019 году российское Министерство обороны заявило о закупке двух самолетов в модификации «топливозаправщик». Если эксплуатация этих воздушных судов пойдет успешно, то военное ведомство готово заказать еще 30 машин;
  • Ил-96-400ТЗ. Это самолет-топливозаправщик, созданный на базе Ил-96-400Т. Он будет способен передавать 65 тонн топлива на расстоянии в 3,5 тыс. км;
  • Ил-96ВКП. Данная модификация лайнера представляет собой стратегический воздушный командный центр. В настоящее время ильюшенцы работают над его созданием, в будущем этот самолет заменит Ил-86ВКП;
  • Ил-96М. Модификация базовой модели Ил-96-300 с удлиненным фюзеляжем, двигателями Pratt&Whitney и западной авионикой. Прототип этой машины впервые взлетел в апреле 1993 года, позже неоднократно демонстрировался на различных авиасалонах. В 2009 году порезан на лом;
  • Ил-96МД. Модификация самолета, оснащенная двигателями Pratt & Whitney PW4082;
  • Ил-96МК. Модификация с четырьмя двигателями НК-92.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Если говорить о безопасности полетов… то н аверное стоило бы упомянуть и о самом безопасном гражданском авиалайнере.

Сразу оговорюсь – причиной трагедии в Египте считаю не «старость» или плохую техническую готовность Аэробуса А321. На мой дилетантский взгляд – это теракт (взрыв на борту) или внешнее воздействие. Но, если абстрагироваться от данного случая, то – основная причина авиакатастроф сегодня это человеческий фактор. Хотя и техника немало влияет на положительное либо отрицательное окончание того или иного летного происшествия.
Например – сильно сомневаюсь, что подвиг «Алросовской» Тушки (полностью обесточенной с неработающими связью и навигацией, да еще и остатком горючего на полчаса полета) смогли бы повторить в аналогичной ситуации экипажи современных Боингов и Эйбасов.

Итак – какой же дальнемагистральник самый безопасный?
Ответ – Ил-96. За 22 года эксплуатации этот последний авиалайнер, созданный в СССР, не угробил в летных происшествиях ни одного человека.

Да, да – это тот самолет, на котором летает В.В. Путин, вы все правильно поняли.

Ил-96-300 специального лётного отряда «Россия»

Ил-96 стал нашим первым широкофюзеляжным дальнемогистальным пассажирским самолетом. По диаметру фюзеляжа — 6,08 метров, кстати, его превосходит только Боинг 777 (полетевший на 6 лет позже). Прочие до сих пор тоньше.
Но сравнивать его с 777-ым некорректно — машина и новее и немного иного класса. Максимальная взлетная масса Ил-96-300 составляет 216 тонн, а у Боинга 777-300 — уже 299 тонн. А вот в свое время Ил-96 вполне мог серьезную конкуренцию «одноклассникам».

- Когда в 90-х годах я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива еще на три часа полета , американцы страшно удивились. Представитель их авиавластей тогда прямо заявил: по некоторым позициям данный тип самолета является для нас недостижимым. Странно, что Россия все еще способна создать конкурентоспособный продукт.
На Ил-96 по заданию генконструктора я совершил шесть посадок с имитацией отказа всех двигателей. Ни на одном зарубежном типе такого никто не делал. А на Ил-96 такое может выполнить даже экипаж среднего уровня подготовки.

Анатолий Кнышов , летчик-испытатель, Герой России.

- Если сравнить два магистральных самолета: Боинг-767 и Ил-96−300, то американец при двух двигателях везет 200 пассажиров и расходует 6 тонн топлива. Ил-96 берет на борт 300 пассажиров и 15 тонн груза при расходе всего 7 тонн. Поделите тонны на километры - и вам все станет ясно. К тому же, Ил-96 -великолепная машина: просторная кабина, большие экраны - слепой все увидит. Диаметр фюзеляжа - 6 метров, как тоннель в метро. Ощущаешь себя в нормальном, надежном лайнере с четырьмя двигателями. Кстати, за всю свою историю Ил-96 не попал ни в одну катастрофу. Не погубил ни одного человека.
Сергей Кнышов , командир Ил-96 (проходил стажировку в США на Боингах).

Первый полет Ил-96 совершил в 1988 году.

Первоначально предполагалось, что отечественный дальний широкофюзеляжный самолет будет являться дальнейшим развитием самолета Ил-86 и сохранит максимально возможную конструктивную общность с ним. В соответствии с таким подходом новый самолет, получивший обозначение Ил-86Д («дальний»), имел одинаковую с Ил-86 конструкцию фюзеляжа, оперения, основных бортовых функциональных систем. Это позволяло сократить сроки создания новой машины, быстро внедрить ее в серийное производство параллельно с производством самолета Ил-86 и упростить техническое обслуживание Ил-86 и Ил-86Д в эксплуатации. Однако, в связи с активно начавшейся борьбой за топливную эффективность, а также в связи с появлением новых технологий производства, конструкторам пришлось серьезно пересмотреть проект.
Одновременно было выдвинуто требование об оснащении двух самолетов нового поколения — дальнего Ил-96-300 и самолета средней дальности Ту-204 — единым унифицированным двигателем ПС-90 с большой степенью двухконтурности и низким крейсерским удельным расходом топлива.
В итоге конструкторы отказались от применения агрегатов планера и систем с самолета Ил-86 и создали совершенно новый самолет Ил-96-300. Приоритетами при создании машины были проектно-конструкторские решения, направленные в первую очередь на повышение аэродинамического совершенства самолета, снижение его массы, обеспечение простоты технического обслуживания машины в эксплуатации.
Требуемое аэродинамическое совершенство Ил-96-300 обеспечили внедрением большого количества различных мероприятий, разработанных совместно с ЦАГИ. Работы по улучшению аэродинамики велись как в направлении совершенствования аэродинамической компоновки самолега, так и по пути внедрения новых конструктивных и технологических решений, приведших к улучшению качества внешней поверхности. Например – по всей поверхности самолета были применены заклепки с потайными головками.

Самолет стал большим шагом вперед по отношению к предшественникам. Например по отношению к Ил-86 — дальность полета серьезно возросла, при оставшейся прежней максимальной взлетной массе. А минимальный расход топлива на пассажиро-километр у Ил-96-300 вышел в два раза меньше, чем у предыдущего «узкофюзеляжного» дальнемагистральника — Ил-62М.

В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько полётов на дальность, в том числе «Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва» без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при −50°C и в Ташкенте при +40°C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолету вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками - возили радиоаппаратуру. Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96−300 была отмечена Государственной премией РФ.

Безопасность

Использование на Ил-96-300 многоканальных резервированных систем с автоматическим отключением или переключением неисправных каналов в основном освобождает экипаж от каких-либо действий при возникновении отказов. Система отображения информации оповещает экипаж о происшедшем отказе и лишь в некоторых случаях экипажу необходимо продублировать вручную работу автоматики. Только в отдельных случаях, когда несвоевременное включение или выключение наиболее ответственных систем (двигателей, второй и третьей очереди пожаротушения) может существенно влиять на безопасность полета, автоматика не используется и принятие решения возлагается на экипаж.

Главной особенностью самолета Ил-96-300 с точки зрения его эксплуатационной технологичности по сравнению с Ил-86 является наличие на самолете Ил-96-300 более совершенных и развитых систем встроенного контроля, обнаружения и распознавания неисправностей при техническом обслуживании. Эти системы собирают информацию о работе бортовых функциональных систем и оборудования (вплоть до работы отдельных составляющих элементов) самолета в полете, регистрируют ее и, в случае необходимости, могут выдать информацию об имевших место неисправностях или на индикаторах комплексной информационной системы сигнализации, или в виде распечаток (интересно на Боингах и Айрбасах принтеры есть?).

Большое внимание было уделено обеспечению отказобезопасности системы управления самолетом Ил-96-300. Его ЭДСУ продублирована механической системой управления. Как и на Ил-86, различные поверхности управления разделены на секции, каждая из которых отклоняется одним или несколькими приводами (бустерами). Резервирование приводов также повышает эксплуатационную надежность системы управления.

Конструкция фюзеляжа Ил-96-300 существенно изменена (по сравнению с Ил-86) для повышения его надежности и обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы, улучшения качества наружной поверхности и технологичности конструкции при изготовлении в производстве.

Акулы капитализма

Однако реальную конкуренцию иномаркам составить не получилось.
Самолет в РФ уже оказался никому не нужен — на открытый рынок в предвкушении большого куска пирога ворвались западные корпорации. Не смотря на то, что Боинг был вдвое дороже (180 млн.$ против 90 млн.$) и час полета Ил-96−300 обходился на тысячу долларов дешевле, чем В-767−300ER… Лоббирование сделало свое дело. Не зря Боинг продавал нам свои недешевые тренажеры по цене… 1$ !