Авиадиспетчер – плюсы и минусы профессии. Профессия "авиадиспетчер" Обучение на диспетчера гражданской авиации

We use cookies and other similar technologies to help provide our Services, to advertise to you and to analyse how you use our Services and whether advertisements are being viewed. We also allow third parties to use tracking technologies for similar purposes. If you are using our Services via a browser you can restrict, block or remove cookies through your web browser settings. The Help menu on the menu bar of most browsers also tells you how to prevent your browser from accepting new cookies, how to delete old cookies, how to have the browser notify you when you receive a new cookie and how to disable cookies altogether. To learn more, .

Essential Cookies

These cookies are necessary for the website to function and cannot be switched off in our systems. They are usually only set in response to actions made by you which amount to a request for services, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms. You can set your browser to block or alert you about these cookies, but some parts of the site may not work then.

Sessions
Cookie lawinfo
Mailerlite
Google services (Youtube, Google maps)

Functional Cookies

These cookies allow the provision of enhance functionality and personalization, such as videos and live chats. They may be set by us or by third party providers whose services we have added to our pages. If you do not allow these cookies, then some or all of these functionalities may not function properly.

Live Chats support

Performance Cookies

These cookies allow us to count visits and traffic sources, so we can measure and improve the performance of our site. They help us know which pages are the most and least popular and see how visitors move around the site. All information these cookies collect is aggregated and therefore anonymous. If you do not allow these cookies, we will not know when you have visited our site.

Google Tag Manager
Google Analytics

Targeting Cookies

These cookies are set through our site by our advertising partners. They may be used by those companies to build a profile of your interests and show you relevant ads on other sites. They work by uniquely identifying your browser and device. If you do not allow these cookies, you will not experience our targeted advertising across different websites.

Facebook pixel
Google Adwords
Google DoubleClick

«Следственный комитет снял обвинение с диспетчера-стажера Светланы Кривсун по делу о крушении во Внуково самолета Falcon» — это сообщение ТАСС двухнедельной давности о событии, произошедшем почти полтора года назад. Тогда молодой специалист попала под домашний арест и все это время испытывала значительный стресс. Хорошенькое начало карьеры!

Да, это — один из рисков этой профессии. Но подобные риски не снижают ее привлекательности. Ведь авиадиспетчер — особая профессия, но в чем это выражается?

Как это называется?

Авиадиспетчер — это наименование целого семейства профессий по управлению воздушным движением. Если вы думаете, что набравший высоту самолет летит как хочет, то глубоко ошибаетесь. За ним пристально следит диспетчер, контролирующий горизонтальный полет на своей территории. Он не только обеспечивает безопасность полетов, предлагая пилотам нужные высоту и коридор движения, но и рекомендует оптимальный путь, содействуя экономии топлива.

Все диспетчеры связаны и взаимодействуют между собой в рамках единой системы организации воздушного движения в стране, а за ее пределами — руководствуясь едиными международными правилами. Какие диспетчеры бывают?

  1. Диспетчер вылета выдает разрешение на полёт по заявленному плану полета.
  2. Диспетчер руления контролирует движение лайнеров с момента запуска двигателей до предварительного старта и с момента заруливания на рулежные дорожки после посадки.
  3. Диспетчер старта и посадки разрешает взлёт и посадку, руководит взлетающими и заходящими на посадку самолетами, контролирует движение на взлётно-посадочной полосе и предпосадочной прямой.
  4. Диспетчер «круга» контролирует движение воздушных судов в зоне взлёта и посадки на высотах до 1500 метров и в радиусе 50 км от аэродрома. Выдаёт разрешение на выполнение захода на посадку прилетающим и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим самолетам.
  5. Диспетчер подхода контролирует движение лайнеров на высотах 1 800-5 700 метров и в радиусе 90-200 км от аэродрома.
  6. Диспетчер контроля следит за движением воздушных судов на высотах выше 3 350 метров в пределах установленных границ в горизонтальной плоскости и передает контроль за полетом следующему диспетчеру, когда самолет выходит за пределы его зоны ответственности.
  7. Диспетчер местных воздушных линий контролирует полеты до высоты 1 500 метров в пределах района ответственности (обычно соизмеримого по площади с административным регионом) в горизонтальной плоскости.

Здесь перечислено семь видов диспетчеров, но есть и другие виды, например, диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района, диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода, диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора, диспетчер-инструктор тренажера. Итак, они разные.

Как стать авиадиспетчером?

Подготовка авиационных диспетчеров, как и представителей любой другой сложной профессии, серьезный и ответственный процесс.

Специалисты готовятся на специализированных годичных курсах, в средних специализированных учебных заведениях (например, Санкт-Петербургскийавиационно-транспортный колледж гражданской авиации) и в вузах, например, в Санкт-Петербургском Государственном университете гражданской авиации, Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации и Московском Государственном техническом университете гражданской авиации. Эти вузы имеют филиалы в разных городах.

Диспетчеры регулярно проходят повышение квалификации и аттестацию с разной частотой, в зависимости от класса — ежегодно, раз в два или в три года. Руководители обучаются и аттестуются реже.

Обучение проводится либо на авиапредприятии, либо на базе специализированных учебных заведений.

Будущий диспетчер перед поступлением на учебу проходит врачебную комиссию. А став специалистом, делает это регулярно. Врачебно-лётная экспертная комиссия выдаёт заключение о профессиональной пригодности, позволяющее продолжать работу на протяжении следующих 4-х лет, если авиадиспетчер не старше 40-а лет, затем раз в два года и уже с 50-и лет авиадиспетчер должен проходить врачебно-летную экспертную комиссию каждый год, если он к этому возрасту не вышел на пенсию.

Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?

Рабочее место авиадиспетчера оснащено приборами навигации, средствами радиосвязи с пилотами и телефонной связи с другими диспетчерами и аэродромными службами. Кроме компьютера со специализированными программами, на рабочем месте присутствуют мониторы воздушной и метеорологической обстановки, различные табло, индикаторы и источники звуковых и визуальных сигналов, планшеты, графики, документы и справочники.

При этом специалист ведет переговоры с экипажем, следит за ходом полета на экране радара или монитора, поддерживает связь с метеослужбой и экипажами лайнеров, информируя их о погодных условиях или сообщая об изменении маршрута.

При этом, под контролем одного авиадиспетчера может находиться одновременно 10-20 воздушных судов.

Работа с техникой, разными источниками информации и каналами коммуникаций разного уровня предъявляет к диспетчерам целый ряд требований.

Требования к профессиональным качествам:

Среднее специальное или высшее образование по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» или «Управление движением воздушного транспорта».

Авиадиспетчер должен владеть английским языком и знать профессиональную летную терминологию на этом языке. По современным требованиям допуск к ведению полетов на международных трассах получают только те, кто владеет языком на 4-м уровне (из 6-и) по шкале ICAO (Международной организации гражданской авиации). Если диспетчер такого сертификата не имеет, он может работать только на местных линиях.

Требования к психологическим качествам:

По психоэмоциональной нагрузке эта профессия является одной из наиболее сложных, поскольку диспетчер несет ответственность не только за дорогостоящую технику, но и за человеческие жизни. Тем более, что эмоциональный резонанс в СМИ и сознании людей от авиакатастроф сильнее, чем, скажем, автокатастрофы, хотя происходят в сотни раз реже.

Поэтому помимо абсолютного здоровья для успешной работы авиадиспетчеру необходимо обладать высокой ответственностью и дисциплиной, стрессоустойчивостью, объемной оперативной памятью, пространственным воображением, способностью поддерживать внимание на высоком уровне активности в течение длительного времени.

Он должен уметь быстро определять воздушную ситуацию, поскольку ему приходится одновременно следить за несколькими объектами, движущимся в трехмерном пространстве в разных направлениях с разными скоростями, и управлять ими. Диспетчер должен отдавать команды в эфир и синхронно прослушивать переговоры своих коллег, работающих в смежных секторах. Кроме того, необходимо следить за экраном радиолокатора и вести записи на графике.

Как строится карьера в этой профессии?

Первичная карьерная ступенька — диспетчер-стажер. Далее диспетчеры могут специализироваться, например, в направлении управления воздушным движением или в направлении управления аэродромом. Но, так или иначе, им могут быть присвоены классы: первый, второй или третий. Они отражают степень квалификации специалиста.

Дальнейшие ступени роста: старший диспетчер, диспетчер-инструктор.

Начальник диспетчеров — руководитель полетов, руководитель диспетчерского пункта или диспетчерского центра разного масштаба — районного, зонального или главного центра организации воздушного движения.

Если посетить в интернете форумы диспетчеров, то можно заметить, насколько эти люди вовлечены в свою работу, как они ею гордятся, осознавая сложность, важность и уникальность такой работы. Они ощущают себя частью мировой системы, и это не слова: любой, владеющий английским языком диспетчер может работать за границей, поскольку система управления воздушным движением — международная.

Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность. Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги. Но не стоит забывать, что, беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей. Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность. К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.

Профессия «авиадиспетчер» очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов

Открытые вакансии «диспетчер» в разных городах

Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире. Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр. Проверяется как физическая, так и психическая форма. Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.

Какие знания необходимы диспетчеру

Багаж знаний авиадиспетчера зависит от того, какую специализацию он выбрал. Различают разновидности профессии, которые зависят от значения пункта трудоустройства и выполняемых функций:

  • местный пункт, обслуживающий полёты на высоте до полутора километра, располагающийся на удалённом расстоянии от крупных аэропортов;
  • пункт местных воздушных авиалиний – район местного небольшого аэродрома, высота как в предыдущем случае;
  • аэродром райцентра – обслуживаемая высота 2100 – 17500 м;
  • «Подхода» — в обязанности входит определение временного интервала и распределение очерёдности взлёта-приземления, обслуживаемая высота – 2100 – 5700 м;
  • «Круга» — контроль радиуса 50 км от точки расположения диспетчерского пункта;
  • «Старта и посадки» — руководство взлётами и приземлениями;
  • «Руления» — отвечает за состояние самолётов, даёт дозволение на буксировку, определяет место стоянки;
  • Аэродромного диспетчерского пункта – постоянная связь с экипажами бортов, контроль обстановки в воздухе, взаимодействие с прочими диспетчерскими пунктами.

Диспетчерские аэропортов работают в круглосуточном режиме. Каждый сотрудник должен уметь одновременно пользоваться несколькими приборами, держать под контролем погоду и всё вверенное воздушное пространство на предмет нахождения в нём самолётов. Нагрузки на мозг и психику фантастические.

Вне зависимости от специализации, диспетчер обязан знать:

  • Инструкции и правила эшелонирования. Речь идёт о расположении самолётов в пространстве на определённом расстоянии, не допускающем столкновения.
  • Авиаметрологию. Как влияют погодные изменения на воздушные машины, находящиеся в процессе полёта.
  • Воздушную навигацию. Средства и методы управления самолётами.

Диспетчер авиационных линий не вправе ошибаться. Одна его ошибка может стоить жизни многим людям.

Заработок российских авиадиспетчеров

Как видим, заработная плата представителей профессии высока. Однако, стоит отметить, что ситуация была такой не всегда. Ещё недавно, в начале 2000-х годов, доходы диспетчеров России не превышали 9 000 рублей.

Отметим, что региональная привязка не отражается на окладах. Более всего на уровень доходов влияет статус аэропорта. Естественно, что диспетчер своего коллеги, работающего на периферийном аэродроме.

Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах

Рассматривая доходы отечественных представителей профессии, нельзя не упомянуть о средних зарплатах их зарубежных коллег. Для примера приведём оклады диспетчеров некоторых европейских стран:

Как видно по таблице, в различных европейских государствах ситуации отличаются. Лучше всего живётся немцам и англичанам. А вот польским диспетчерам приходится нелегко. Профессиональные нагрузки и вознаграждение за них не соответствуют друг другу.

Отметим, что чуть меньше английских и немецких. Их доход равен 8 000 USD в месяц.

Подходящие образовательные специальности: Техническая эксплуатация автоматизированных систем, управление воздушным движением, техническая эксплуатация воздушных судов и аэропортов, системы управления движением летательных аппаратов, организация использования воздушного пространства, системы
Ключевые предметы: математика; русский язык; информатика; физика

Стоимость обучения (средняя по России): 560000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата.

Специалист по управлению воздушным движением.

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов.

Управление со стороны диспетчера включает в себя абсолютно все этапы движения самолёта: от его выруливания со стоянки перед взлетом до заруливания на стоянку после посадки.

Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим - указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100-5700 м. Площадь охвата зоны круга - 90-120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100-17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий - руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта - руководит полетом вдали от крупных аэропортов - на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт - это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.
Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией.
Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений - всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press.

Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон.

Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.
Среди бонусов профессии - право на досрочную пенсию. Для мужчин - с 50 лет, для женщин - с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 - ФЗ)

Важные качества

Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием.
Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

Знания и навыки

Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.
Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Где учат

Среднее профессиональное образование

Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,
Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа
Специальность «Управление движением воздушного транспорта»

Высшее образование

Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) им. В.М. Комарова
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им. А.К. Серова
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)
Специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»

Повышение квалификации происходит раз в 3 года, подтверждение действующего свидетельства авиадиспетчера производится, в зависимости от класса диспетчера, через 2 или 3 года. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является. 4 - обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

Авиадиспетчер – это дирижер, который управляет оркестром турбин самолетов в небесной выси. А еще диспетчер – это талантливый художник, который рисует уникальные картины следами самолетов на небесной лазури. Ну а если попытаться описать профессию авиадиспетчера официальными словами – то оказывается это специалист, управляющий движением воздушных средств с земли. Основной обязанностью авиадиспетчера является обеспечение упорядоченного и безопасного движения судов в зоне, за которую он несет ответственность.

В обязанности авиадиспетчера входит информирование экипажей о метеорологической обстановке, как в пути следования, так и в аэропортах, а также поддержание связи с пилотами. Обмен сообщениями должен происходить согласно правилам радиообмена. Помимо этого диспетчер должен вводить данные в автоматизированные системы, чтобы они могли правильно оценивать обстановку в воздушном пространстве.

Именно авиадиспетчер должен поддерживать безопасность в случае, если в воздухе возникает непредвиденная ситуация. Также он управляет движением самолета, если на борту остается мало топлива, а также между воздушными судами создает безопасное расстояние. Контролировать качество связи и состояние радиотехнического оборудования также является прерогативой авиадиспетчеров. При неблагоприятных условиях погоды авиадиспетчера оказывают помощь, а при необходимости перенаправляют суда на другие аэродромы для посадки. При проведении поисковых или спасательных работ, если в них берет участие авиация, диспетчер координирует направление этих работ. Профессия авиадиспетчер описание

Авиадиспетчер – это общее название профессии, в которую входит несколько специальностей.

Диспетчер в диспетчерском пункте на аэродроме. В его задачи входит составление плана полетов на сутки, согласование этого плана с диспетчерами в других аэропортах.

Диспетчер в пункте обслуживания вылетов разрешает полет по заявленному курсу, указанному в плане. Разрешение выдается на основании информации, которая подается из диспетчерского пункта.

Диспетчер руления управляет самолетами и службами аэропорта лишь на его территории. Только этот диспетчер дает право запускать двигателя судов и производит руководство самолетами во время движения по рулевым дорожкам и дает отмашку на предварительный старт.

Диспетчер посадки и старта управляет самолетами на полосах взлета и посадки, разрешает старт, а также посадку воздушных судов.

Диспетчер круга разрешает заходить на посадку прилетевшим судам, а вылетающим судам дает команду о начальном наборе высоты.

Диспетчер подход а назначает очередность захода суден при посадке, а также выстраивает определенные интервалы взлетно-посадочного эшелонирования.

Диспетчер райцентра выполняет контроль за движение суден в горизонтали в пределах областей, которые для него установлены по воздушным трассам, пролегающим в районе его ответственности, и за их пределами.

Существуют также специальности диспетчера местных линий воздухоплавания, диспетчера информатора. Эти люди работают далеко от авиаузлов и трасс, на которых присутствует интенсивное движение.

Чтобы работать авиадиспетчером, необходимо обладать некоторыми качествами и соответствовать определенным требованиям:

– исключительное состояние здоровья, и требования такие же, как и к здоровью пилотов;
– высокая ответственность;
– устойчивость к стрессам;
– хорошая физическая подготовка;
– умение концентрироваться;
– быстрая реакция;
– великолепная память;
– умение быстро считать;
– умение ориентироваться в пространстве;
– иметь пространственное мышление.

Так же предлагаем ознакомиться с профессией пилота , лингвиста и бармена .

Диспетчер обязан уметь выбирать из множества сообщений нужную информацию, а также уметь представлять положение воздушных судов в пространстве на данный момент и через определенное время пути.

Профессия эта появилась в те времена, когда воздушные полеты стали массовыми и потребовалось установить определенные правила полетов, а также обеспечить радиотехническую связь и контроль за полетами. После этого появилась система управления движением в воздухе, где диспетчер управляет процессом передвижения самолетов. И именно от диспетчера зависит безопасность движения.

Если на секундочку представить себе такую ситуацию, когда диспетчер просто не вышел на работу. Сразу же в воздухе начнется настоящий хаос. Сотни самолетов будут лететь в разных направлениях на разной высоте, да еще и при плохой видимости. Про такое даже страшно подумать. Вот именно поэтому диспетчер должен обладать хорошей дикцией и умением правильно оценивать ситуацию в воздухе и мгновенно реагировать на любые ее изменения.

Хоть и считается профессия авиадиспетчера романтичной и творческой, но в ней, как и в остальных профессиях есть не только положительные стороны, но еще и довольно серьезные минусы.

Из плюсов хочется отметить:

– зарплата авиадиспетчера в Москве и в других городах достаточно высокая;
– отпуск, который имеет большую продолжительность;
– медицинская страховка;
– бесплатный перелет раз в году.

Минусы профессии значительные:

– постоянное состояние стресса;
– посменный график работы;
– ошибки авиадиспетчеров могут привести к уголовной ответственности.

Несмотря на наличие стрессовых ситуаций, работа диспетчера считается невероятно важной и нужно понимать, что без этих людей попросту невозможно летать на самолетах. Ведь именно они делают все перелеты легкими и спокойными, и мало кто из пассажиров задумывается о том, кто же самый главный в авиации.

Ближе с профессией можете ознакомиться на видео: