Чертеж подводной лодки акула. Живой свидетель эпохи холодной войны – атомная подводная лодка «Акула

«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/


Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.

Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.

Причина данного парадокса очевидна:

Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.

В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент - 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.


Якорь подводного ракетоносца пр. 941 "Акула"


Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора "Нью-Джерси"


А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.

Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!

Большая разница

В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.

Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.


Малышка С-189 на фоне "Мистраля"


Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?

Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.

*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»

Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:


Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе


Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).

Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».

Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).

В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)

А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».

Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же - «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!

Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».

При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок - около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.

Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой !

Можно долго восхищаться акульим видом:


"Акула" и один из РПКСН семейства 677



Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне исполинской рыбины


Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…
Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.


Погрузка 90-тонной "кузькиной матери"
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39

Огайо

Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» - неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?

Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.

Убийца авианосцев

Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).

Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.

Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.


"Батон" и Акула


Два "батона"


Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –

Щука-Б

Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное до появления американских АПЛ типа «Сивулф».

Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).

В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.

Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» - непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).

Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.

В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.

Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».

Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).


Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца" - не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)


Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие - лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…

Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» - целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.

Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.

Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.


Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа "Сивулф"


Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, "Акула" не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа "Нимиц" или ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева - ДЭПЛ "Варшавянка"


Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ


Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию "Акулы"

Россия утилизирует последние две атомные ракетные подводные лодки класса «Акула» («Тайфун» по классификации НАТО) из своего резерва. Об этом сообщают главные СМИ страны.

«Денуклеаризация и утилизация подводных лодок ТК-17 „Архангельск" и ТК-20 „Северсталь" начнется в 2020 году. Их повторное введение в боевой состав оказалось нерентабельным».

Две подводные лодки проекта 941 «Акула» (как они называются в соответствии с правильной российской классификацией) были разоружены и стояли на якоре в порту Северодвинска в ожидании официального решения Кремля. «Архангельск» и «Северсталь», построенные в восьмидесятые, находились в резерве с 2006 и 2004 года соответственно.

Класс «Акула»/«Тайфун»

Параметры этих лодок — 173 метра в длину, 23 метров в высоту и 23,3 метра в ширину. Они обладают водоизмещением в 49 800 тонн и способны достигать максимальной оперативной глубины 400 метров. Шесть подводных лодок этого класса с двойным корпусом (в основе — два корпуса класса «Дельта») были включены в книгу рекордов Гиннесса. В 1996-1997 годы из-за отсутствия финансирования после всего 13 лет активной эксплуатации Кремль вывел из боевого состава три субмарины «Акула»: ТК-12 «Симбирск», ТК-202 и ТК-13.

Советский Союз спроектировал подводные лодки «Акула» для противостояния американским субмаринам класса «Огайо», они были предназначены для постоянного стратегического патрулирования территорий, расположенных к северу от Полярного круга (именно поэтому они получили укрепленный корпус, дополнительный резерв плавучести, равный 35% водоизмещения, и были оснащены экранированными пропеллерами, защищавшими судно от столкновений со льдом). Необычной особенностью «Акул» стал ракетный отсек в хвосте субмарины перед вышкой. Каждая лодка была оснащена двадцатью трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Риф» (SS-NX-20 Sturgeon) по 84 тонны, способными поразить любую точку в континентальной части США.

Контекст

Что «Бореи» позаимствовали у США?

Popular Mechanics 13.12.2017

На что способен российский «Статус-6»?

The National Interest 23.01.2018

Мнимое российское супероружие

The National Interest 23.11.2017

Россия строит подлодки пятого поколения

The Diplomat 06.12.2017

Чьи подлодки больше всех?

Svenska Dagbladet 12.11.2017 Система Р-39 была оснащена десятью боеголовками с блоками индивидуального наведения (Mirv) по 100 килотонн. Подводная лодка «Акула» могла запускать до 200 термоядерных боеголовок — на восемь больше, чем субмарины класса «Огайо». Помимо этого, подлодки были экипированы шестью торпедными аппаратами типа 53 и крылатыми ракетами «Старфиш» SS-N-15 (Starfish SS-N-15).

Подводные лодки «Акула» могли достигать скорости в 22 узла на поверхности и в 27 узлов при погружении благодаря двум водо-водяным ядерным реакторам 650 ОКБ по 190 МВт каждый, таким же, какие использовались в классах «Лира», «Плавник», «Барракуда», «Антей». Из восьми субмарин этого класса, запланированных Советским Союзом, было построено всего шесть.

Последний «Тайфун»

Последняя подводная лодка Проекта 941 используется в качестве экспериментальной платформы для межконтинентальных баллистических ракет «Булава». ТК-208 была первой подлодкой, введенной в эксплуатацию, и станет последней, выходившей в море в составе 18-й подводной дивизии Северного флота. Значительные модификации, которым подвергся «Дмитрий Донской», превратили эту лодку в первую продвинутую «Акулу», уровень которой не уступает подлодкам четвертого поколения.

Проект 941УМ был задуман для запуска ракет РСМ-56 «Булава». Подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ останется в эксплуатации до 2020 года: с 2003 по 2010 год она осуществила 14 испытательных запусков, половина которых была отменена.

«Красный Октябрь»

«Седьмая» субмарина класса «Акула», прозванная «Красный Октябрь», стала главной героиней первого романа Тома Клэнси (Tom Clancy), опубликованного издательством «Нэвал Инститьют Пресс» (Naval Institute Press) в 1984 году. В романе советская субмарина проекта 941 «Акула» обладала новым типом двигательной установки, выполненной по стелс-технологии без мобильных деталей, под названием «гусеничный движитель». Клэнси представил модифицированную подводную лодку «Акула» вооруженной 27 баллистическими ракетами: благодаря стелс-технологии двигателя «Красный Октябрь» смог бы беспрепятственно приступить к уничтожению верхней части восточного побережья Соединенных Штатов. В романе «Охота за „Красным Октябрем"» командир Марко Рамиус (Marco Ramius) в исполнении Шона Коннери (Sean Connery) тайно направляется к побережью США с целью дезертировать и передать подводную лодку военно-морскому флоту США.

К-139 «Белгород» проект 09852

Через год Россия получит самую большую в мире атомную подводную лодку, и она будет на 11 метров длиннее подлодок проекта 941 «Акула». Официально представленная как следующая модель класса «Антей» II Проекта 949А, субмарина К-139 «Белгород» проекта 09852 будет осуществлять миссии, связанные с научными изысканиями, в качестве платформы для беспилотных аппаратов и специального оборудования. К-139 была перепроектирована и получила новый центральный отсек длиной 30 метров, из-за которого размеры субмарины достигли 184 метров. Это на 30 метров больше первоначального размера подлодок класса «Антей» и на 11 метров длиннее субмарин класса «Акула».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Класса "Акула" до сих пор является непобежденным рекордом СССР. Находясь в автономном плавании 120 суток, она с легкостью и незамеченно пересекала океаны, ей под силу разломать толстый арктический лед и поразить цели противника, в течение короткого времени выпустив весь боекомплект баллистических ракет. Сегодня найти ей применение не могут, а ее судьба туманна.

Наш ответ

Развернувшаяся между СССР и США, требовала от обеих сторон достойных ответов на обоюдные вызовы. В 70-х годах Соединенные Штаты получили на вооружение корабль с водоизмещением 18,7 тонны. Скорость его составляла 200 узлов, в оснащение входило оборудование, совершавшее подводные пуски ракет с глубины от 15 до 30 метров. В ответ от советской науки и военно-промышленного комплекса руководство страны потребовало создания превосходящей техники.

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на создание подводного крейсера с шифром «Акула» и номером 941. Начало работ стартовало с постановления правительства о начале разработки, проект поручили выполнить ЦКБ «Рубин». Реализация конструкторской мысли произошла в самом крупном эллинге мира - на заводе «Севмаш», закладка состоялась в 1976 году. При строительстве подлодки было сделано несколько технологических прорывов, один из них - агрегатно-модульный способ постройки, что существенно сократило сроки сдачи объекта. Сегодня этот метод применяется повсеместно во всех видах кораблестроения, но подводная лодка класса «Акула» была первой во всем.

В конце сентября 1980 года с верфи Северодвинска был спущен в Белое море первый подводный крейсер «Акула» проекта 941. По морской легенде или были, на носу подлодки, пока ее не спустили на воду, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившая зубы акула, хвостом обвивавшая трезубец. После спуска в море рисунок исчез под водой и эмблему никто больше не видел, но народная память, падкая на символику и приметы, сразу дала название крейсеру - «Акула». Все следующие подлодки типа 941 получали то же название, а для членов экипажей была введена собственная символика в виде нашивки на рукаве с изображением акулы. В США крейсеру дали название «Тайфун».

Конструкция

Подводная лодка класса «Акула» по конструкции напоминает катамаран - два корпуса, каждый из них имеет диаметр 7,2 метра, расположены параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. Герметичный отсек с модулем управления расположен между двумя главными корпусами, в нем находятся пульт управления и радиотехническое вооружение крейсера. Ракетный блок находится в передней части лодки между корпусами. Переходить из одной части лодки в другую было возможно по трем переходам. Весь корпус лодки состоял из 19 водонепроницаемых отсеков.

Проекта 941 («Акула») имеют в конструкции, у основания рубки, две всплывающие эвакуационные камеры вместимостью на весь действующий экипаж. Отсек, в котором разместился центральный пост, расположен ближе к корме крейсера. Титановая обшивка укрывает два центральных корпуса, центральный пост, торпедные помещения, остальная поверхность зашита сталью, на которую нанесено гидроакустическое покрытие, надежно скрывающее лодку от систем слежения.

Передние убирающиеся рули горизонтальной конструкции находятся в носовой части лодки. Верхняя рубка усилена и оснащена крышей округлого строения, способной взламывать прочное ледовое покрытие при всплытии в северных широтах.

Характеристики

На подлодки типа 941 устанавливались энергетические установки третьего поколения (их мощность составляла 100.000 л. с.) блочного типа, размещение было разведено на два блока в прочных корпусах, что уменьшило габариты ЯЭУ. При этом эксплуатационные качества были улучшены.

Но не только этот шаг сделал легендарными подводные лодки класса «Акула». Характеристики ГЭУ включали два водо-водяных ядерных реактора ОК-650 и две турбины парового типа. Все собранное оборудование позволило не только повысить эффективность всей работы подлодки, но существенно снизить вибрацию, а соответственно, улучшить шумоизоляцию корабля. Атомная установка вводилась в действие автоматически при исчезновении электрического питания.

Технические характеристики:

  • Максимальная длина - 172 метра.
  • Максимальная ширина - 23,3 метра.
  • Высота корпуса - 26 метра.
  • Водоизмещение (подводное/надводное) - 48 тыс. т./23,2 тыс.т.
  • Автономность плавания без всплытия - 120 суток.
  • Глубина погружения (максимальная/рабочая) - 480 м/400м.
  • Скорость плавания (надводная / подводная) - 12 узлов/25 узлов.

Вооружение

Основное вооружение - твердотопливные баллистические ракеты «Вариант» (вес в корпусе - 90 т., длина - 17,7 м.). Дальность ракеты составляет 8,3 тыс. километров, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн в тротиловом эквиваленте и индивидуальную систему наведения.

Старт всего арсенала боекомплекта подлодки может осуществляться единственным залпом с коротким интервалом старта между единицами ракет. Запуск боекомплекта производится из надводного и подводного положения, максимальная глубина на старте составляет 55 метров. Проектные характеристики предусматривали боекомплект в 24 ракеты, впоследствии уменьшенный до 20 единиц.

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью - более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название - «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом - проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.

Комфорт для экипажа

Экипаж подводного крейсера в основном комплектовался офицерами, мичманами. Старший офицерский состав размещался в двух- и четырехместных каютах оборудованных телевизором, умывальником, системой кондиционирования воздуха, шкафами для одежды, письменными столами и пр.

Матросы и младший офицерский состав получили в распоряжение удобные кубрики. На подводной лодке условия для жизни были более чем комфортными, только корабли этого класса оборудовались залом для спортивных занятий, бассейном, солярием и сауной. Чтобы не слишком отрываться от реальности в длительном походе, был создан живой уголок.

На приколе

За весь период строительства подлодок типа 941 было принято на вооружение ВМФ шесть крейсеров:

  • «Дмитрий Донской» (ТК - 208) . Принята в декабре 1981 года, после модернизации вновь приступила к ведению службы в июле 2002 года.
  • ТК-202. Получила порт приписки и принята на вооружение в декабре 1983 года. В 2005 году лодка была разрезана на металлолом.
  • «Симбирск» (ТК-12). Принята в состав СФ в январе 1985 года. Была утилизирована в 2005 году.
  • ТК-13. Крейсер был принят на службу в декабре 1985 года. В 2009 году корпус был разрезан на металл, часть подлодки (шестиотсечный блок, реакторы) переведены на долгосрочное хранение на Кольский полуостров.
  • «Архангельск» (ТК-17). Дата поступления на флот - ноябрь 1987 года. В связи с отсутствием боекомплекта с 2006 года обсуждается вопрос утилизации.
  • «Северсталь» (ТК-20). Приписана в ряды ВМФ в сентябре 1989 года. В 2004 году вышла в резерв из-за отсутствия боекомплектов, планируется к утилизации.
  • ТК-210. Закладка конструкций корпуса совпала со сломом экономической системы. Лишилась финансирования и была разобрана в 1990 году.

Атомные подлодки класса «Акула» были сведены в одну дивизию, базой для них служит Западная Лица (Мурманская область). Реконструкция бухты Нерпичья была окончена в 1981 году. Для базирования крейсеров типа 941 были оборудованы причальная линия, пирсы со специальными возможностями, построен уникальный кран грузоподъемностью 125 тонн для погрузки ракет (не введен в эксплуатацию).

Современное состояние

На сегодняшний день все имеющиеся в наличии атомные подводные лодки класса «Акула» находятся в порту приписки в законсервированном виде, решается их дальнейшая судьба. Подлодка «Дмитрий Донской» была модернизирована под боевое снаряжение «Булава». По сообщениям в СМИ, в 2016 году планировалось утилизировать недействующие экземпляры. Сообщений о реализации плана не было.

Гигантская подводная лодка проекта 941 «Акула», до сих пор является уникальным вооружением, единственным крейсером, способным нести боевое дежурство в Арктике. Они почти неуязвимы для противолодочных подлодок, находящихся на вооружении США. Также ни один потенциальный противник не имеет технических авиационных средств для обнаружения крейсера под толщей льда.

Cтроительство подводных крейсеров проекта 941 "Акула" (по международной классификации "Тайфун") явилось своего рода ответной мерой на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа "Огайо", вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами. В СССР разработкой нового корабля начали заниматься позже американцев, поэтому проектирование и постройка шли практически параллельно.

"Перед конструкторами стояла непростая техническая задача -- разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, -- рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ "Рубин" С.Н. Ковалев. -- После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет". "Такую лодку мог построить только Севмаш", -- говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге -- цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки -- агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

В результате корабль построили в рекордно короткие сроки -- за 5 лет. За этой маленькой цифрой огромный труд всего коллектива предприятия и его многочисленных контрагентов. "Строительство подводной лодки обеспечивало более тысячи предприятий всей страны, -- вспоминает А.И. Макаренко, в то время главный инженер Севмашпредприятия. -- Наша "Акула" была готова на год раньше американского "Огайо". Естественно, что правительство высоко оценило заслуги участников создания этого уникального корабля". Анатолий Иннокентьевич приказом министра судостроительной промышленности был назначен персонально ответственным за постройку. За создание АПЛ проекта 941 А.И. Макаренко и сборщику КСП А.Т. Максимову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ответственному сдатчику А.С. Белопольскому присуждена Ленинская премия, Н.Г. Орлову, В.А. Бородину, Л.А. Самойлову, С.В. Пантюшину, А.А. Фишеву -- Государственная премия. 1219 работников предприятия награждены орденами и медалями. Среди отличившихся начальники цехов Г.А. Правилов, А.П. Моногаров, А.М. Будниченко, В.В. Скалобан, В.М. Рожков, главные специалисты М.И. Шепурев, Ф.Н. Шушарин, А.В. Рынкович.

В сентябре 1980 года непривычно большой подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость -- участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно -- гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки для АПЛ такого проекта. И в этом большая заслуга сдаточной команды, таких отличных специалистов, как Г.Д Павлюк, А.З. Элимелах, А.З. Райхлин, и личного состава корабля под командованием капитана I ранга А.В. Ольховикова. Несмотря на жесткие сроки строительства и испытаний новейшей АПЛ, возникали ситуации, когда от инженеров требовалась срочная разработка новых конструктивных решений. "Как известно, наружный корпус лодки покрыт толстым слоем резины, -- продолжает Анатолий Иннокентьевич. -- На "Акуле" каждый лист весил 100 килограммов, а общий вес наклеенной резины -- 800 тонн. Когда первый раз лодка вышла в море, часть этого покрытия оторвалась. Пришлось быстро изобретать новые технологические приемы приклеивания".
Корабль принял на вооружение первый отечественный твердотопливный ракетный комплекс Д-19. На головном крейсере серии, получившем впоследствии название "Дмитрий Донской", было проведено большое количество пусков ракет. "Программа расширенного испытания ракетного вооружения была более чем насыщенной,-- вспоминает бывший командир БЧ-5 капитан I ранга В.В. Кисеев. -- Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб не было отказов в технике. Все было очень надежно".

Через десять лет эксплуатации самый большой в мире подводный атомоход был поднят на стапель для среднего ремонта. Это была сложная задача в части обеспечения радиационной и пожарной безопасности, так как на цеховых стапелях Севмаша до этого АПЛ не ремонтировали. После среднего ремонта и замены ряда комплексов в мае 2002 года "Дмитрий Донской" был выведен из цеха. Эта дата считается вторым рождением корабля. Стапельными работами и выводом корабля руководил заместитель начальника цеха М.А. Абижанов, а действиями сдаточной команды на корабле -- механик Г.А. Лаптев. "Сейчас успешно проходят заводские ходовые испытания, государственные испытания различных комплексов вооружения. "Дмитрий Донской" уникален по маневренным характеристикам и управляемости, -- с гордостью говорит командир АПЛ капитан I ранга А.Ю. Романов. -- У этого заказа потрясающие боевые возможности. Это самый быстрый из всех кораблей серии, на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941. Успешные испытания корабля во многом заслуга ответственного сдатчика Е.В. Слободяна, его заместителей А.В. Ларинского и В.А. Семушина и, естественно, экипажа АПЛ, специалистов своего дела командира боевой электромеханической части капитана II ранга А.В. Прокопенко, командира штурманской боевой части капитана-лейтенанта В.В. Санькова, командира боевой части связи капитана III ранга А.Р. Шувалова и многих других".

Корабль, как и человек, имеет свою судьбу. Этот крейсер гордо несет имя великого русского воина, князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского. Как говорят сами подводники, их корабль надежный и счастливый. "Теперь судьба этого подводного атомохода ясна, -- рассказывает С.Н. Ковалев. -- Эта подводная лодка будет в течение долгого времени самым мощным кораблем Военно-морского флота. Сегодня хороший повод поздравить всех конструкторов, которые проектировали эту лодку, Севмаш, который ее строил, многие другие предприятия, которые участвовали в ее создании, и, естественно, Военно-морской флот с юбилеем замечательного корабля".

25 лет верой и правдой служит "Дмитрий Донской" Родине. Меняется экипаж, сдаточная команда, но для всех крейсер остается родным. Сегодня корабль, как и четверть века назад, первый -- он на передовых рубежах испытаний новой морской ракетной техники. С юбилеем и счастливого плавания тебе, "Дмитрий Донской"!

К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.

Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект – АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет. Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалёв

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалёв. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.


Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием - «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил её делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало её всесокрушающему потенциалу.

Компоновка и размеры

Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой лёгкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.

Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия её из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.

«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: её длина - почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».

И еще одно сравнение — средняя длина футбольного поля 105-110 метров. Теперь наглядно:

Характеристики

Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой – 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная субмарина могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров.

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла бы обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

В строю

Всего за 13 лет с 1976 по 1989 со стапелей «Севмаша» сошло 6 АПЛ «Тайфун». Сегодня службу продолжают 3 единицы - две в резерве и одна - «Дмитрий Донской» используется в качестве основного объекта для испытаний нового ракетного комплекса «Булава».