Пилот не должен был летать. Закончено расследование авиакатастрофы в Казани

Следователи завершили расследование дела о крушении Boeing 737–500 в аэропорту Казани в ноябре 2013 года. Тогда погибли все находившиеся на борту 50 человек. Следственный комитет России (СКР) пришел к выводу, что в трагедии были виноваты пилоты Рустем Салихов и Виктор Гуцул, но их преследование прекратили в связи с их гибелью. Обвинения предъявили менеджменту авиакомпании «Татарстан» и бывшему главе Татарского управления Росавиации - они допустили к управлению самолета неподготовленный экипаж. Им грозит до семи лет лишения свободы.


Главное следственное управление СКР завершило расследование уголовного дела о крушении в Казани Boeing 737–500. Следствие установило, что к авиакатастрофе привели «ошибочные действия» пилотов.

Напомним, катастрофа произошла в международном аэропорту Казань вечером 17 ноября 2013 года. Пассажирский Boeing 737–500 (регистрационный номер VQ-BBN) авиа­компании «Татарстан» летел рейсом 363 из Домодедово. При заходе на посадку экипажу пришлось зайти на второй круг. Во время посадки самолет неожиданно рухнул. Все находившиеся на борту 50 человек - 6 членов экипажа и 44 пассажира - погибли. Среди последних оказались сын президента Татарстана Ирек Минниханов и бывший глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов. Помимо россиян жертвами стали гражданки Украины и Великобритании.

После катастрофы Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта у АК «Татарстан». Впоследствии республиканский перевозчик был признан банкротом. Проверка ведомства показала, что командир воздушного судна Рустем Салихов и второй пилот Виктор Гуцул могли получить фиктивные свидетельства об окончании авиационных курсов. Специалисты Международного авиационного комитета назвали причиной трагедии неподготовленность экипажа, который при заходе на второй круг допустил ряд ошибок, в результате которых самолет перешел в пикирование и упал на землю.

Расследование СКР подтвердило, что командир Boeing «не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов». По данным следствия, в 2009 году занимавший должность заместителя гендиректора АК «Татарстан» Валерий Портнов отправил в Татарское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Росавиации документы с недостоверными сведениями о Рустеме Салихове. Глава этого управления (было упразднено в 2014 году) Шавкат Умаров «по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации». «В результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал осуществлять пассажирские авиаперевозки в качестве пилота воздушного судна»,- считает следствие.

Кроме того, СКР установил, что Валерий Портнов и шеф-пилот авиа­компании Виктор Фомин «не обеспечили должную подготовку господина Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна». В результате в 2012 году Рустем Салихов стал командиром воздушного судна. 17 ноября 2013 года именно господин Салихов «ввел воздушное судно в сложное пространственное положение». При этом второй пилот Виктор Гуцул «управление на себя не принял». «В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна»,- говорится в сообщении СКР.

Уголовное преследование Рустема Салихова и Виктора Гуцула прекращено в связи с их смертью. Валерию Портнову и Виктору Фомину предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), Шавкату Умарову - по ч. 3 ст. 93 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц). Максимальное наказание, которое им грозит,- семь лет лишения свободы. Уголовное дело направили в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения.

В 2017 году были вынесены первые решения по искам о компенсации морального вреда, заявленным родными погибших при крушении самолета. Во всех случаях истцы отказались от претензий к американской корпорации The Boeing Company и ряду других иностранных компаний. В ответчиках они оставили авиакомпанию «Татарстан» и ООО «Ак Барс Страхование», с которыми заключили мировое соглашение.

Ниже приводится справочная информация.

17 ноября 2013 года в 19 часов 23 минуты по московскому времени в аэропорту города Казани при заходе на посадку произошла катастрофа самолета Boeing-737-500 авиакомпании «Татарстан». Погибли все 50 человек (шесть членов экипажа и 44 пассажира), находившиеся на борту воздушного судна. В числе погибших были сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов .

Разбившийся лайнер летел по маршруту Москва - Казань. Этот рейс должен был выполнять менее вместительный самолет Bombardier, но в связи с загрузкой пассажирами он был заменен на Boeing-737.

Согласно данным о разбившемся самолете, его эксплуатировали семь авиакомпаний, в том числе Uganda Airlines (с лета 1995 года). Свой первый полет Boeing совершил 18 июня 1990 года. В авиакомпании «Татарстан» самолет находился в лизинге с 18 декабря 2008 года.

Boeing-737-500 вылетел в Казань из московского аэропорта «Домодедово» . При подлете к международному аэропорту Казани экипаж лайнера доложил наземным службам о неготовности к посадке и попросил разрешения уйти на второй круг. При заходе на второй круг самолет потерял высоту, за 150 метров до начала взлетной полосы упал на землю и взорвался. Обломки самолета после взрыва были разбросаны в радиусе около 500 метров. Площадь их разброса составила 23 тысячи квадратных метров.

Незамедлительно к месту происшествия были направлены экстренные службы, начались аварийно-спасательные работы. В ликвидации последствий катастрофы были задействованы значительные силы МЧС России , в том числе отряд «Центроспас», специалисты центра «Лидер» и 179-го Спасательного центра, а также филиалов Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. Общая численность группировки сил превышала 1,6 тысячи человек и 260 единиц техники.

В первую годовщину трагедии в казанском аэропорту была открыта мемориальная стела, на которой выбиты имена всех 50 погибших пассажиров самолета и членов экипажа.

По факту крушения самолета следственными органами Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).

Позже уголовное дело было передано в главное следственное управление центрального аппарата Следственного комитета.

По результатам проведенной следствием экспертизы признаков наркотического или алкогольного опьянения в крови пилотов не было обнаружено.

После расшифровки «черного ящика» в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) заявили, что при подлете к полосе пилоты допустили ряд ошибок, которые они пытались исправить, уводя борт на второй круг. Один из двух автопилотов самолета Boeing-737 при этом был отключен, и экипаж лайнера осуществлял посадку в ручном режиме. При заходе на второй круг экипаж самолета, набирая высоту, слишком сильно задрал нос лайнера. В итоге воздушное судно потеряло скорость. Достигнув высоты 700 метров, самолет начал интенсивно пикировать и столкнулся с землей с большой скоростью (более 450 километров в час) и почти вертикально (под углом 75 градусов к поверхности земли). От момента начала ухода лайнера на второй круг до окончания записи на самописце прошло около 43 секунд.

Силовые установки работали вплоть до столкновения самолета с землей.

В авиакомпании «Татарстан» сообщили, что командир разбившегося лайнера до трагедии ни разу не выполнял маневр ухода на второй круг в реальном полете.

После катастрофы в Казани следствие занялось изучением подготовки пилотов. Впоследствии выяснилось, что командир рухнувшего самолета получил диплом в сомнительном учебном центре. По словам генпрокурора РФ Юрия Чайки, командир разбившегося самолета имел подложное свидетельство пилота. Свидетельство второго пилота также было получено незаконно при отсутствии необходимой летной практики.

После авиакатастрофы Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) провело внеплановые проверки ряда учебных летных центров и до конца расследования отстранило от полетов пилотов ряда авиакомпаний, в том числе и крупнейших.

Росавиация также проверила деятельность авиакомпании «Татарстан», по итогам которой выявила целый ряд нарушений и с 31 декабря 2013 года аннулировала ее сертификат эксплуатанта. Парк самолетов был передан другому татарстанскому перевозчику - авиакомпании «Ак Барс Аэро».

Гендиректор ОАО «Авиакомпания „Татарстан“ Аксан Гиниятуллин был уволен со своего поста решением совета директоров компании.

В мае 2014 года авиакомпания „Татарстан“ подала исковое заявление в суд о признании собственного банкротства, в июне суд признал авиакомпанию банкротом.

Руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкат Умаров после авиакатастрофы подал в отставку, которая была удовлетворена. Само территориальное управление потеряло свою самостоятельность и стало структурным подразделением Приволжского межрегионального территориального управления Росавиации.

В сентябре 2014 года МАК сообщил, что инженерно-техническая подкомиссия сделала вывод, что на записях средств объективного контроля разбившегося в Казани Boeing-737, а также на сохранившихся деталях, узлах и агрегатах планера, двигателей и систем, включая систему управления рулем высоты, признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют.

В конце декабря 2015 года МАК опубликовал окончательные итоги расследования авиакатастрофы. Причиной катастрофы самолета явились системные недостатки в выявлении факторов опасности и контроле уровня риска, а также неработоспособность системы управления безопасностью полетов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней (Татарское МТУ ВТ, Росавиация), что привело к допуску к полетам неподготовленного экипажа.

Вчера вечером в аэропорту Казани произошла трагедия. "Боинг-737" авиакомпании "Татарстан", выполняющий рейс U363 по маршруту Москва - Казань, вылетел из Домодедово ровно по расписанию в 18.25. Посадку в международном аэропорту столицы Татарстана должен был совершить в 19.40. Но в 19.25 самолет при попытке ухода на второй круг потерял высоту, столкнулся носом со взлетно-посадочной полосой и взорвался. На борту "Боинга" находились 44 пассажира и шесть членов экипажа. Все они погибли. Следствие рассматривает несколько версий крушения, в том числе ошибку пилотирования, погодные условия и техническую неисправность.

Среди погибших сын президента Татарстана Ирек Минниханов, глава республиканского управления ФСБ Александр Антонов и супруга спортивного комментатора Романа Скворцова Эллина. Гибель сына Рустама Минниханова и шефа татарстанского УФСБ подтвердил корреспонденту "РГ" зампред правительства РТ Юрий Камалтынов.

Авиакатастрофа произошла в 19.25. "Боинг", совершавший рейс из московского аэропорта Домодедово, разбился при посадке. По предварительным данным, воздушное судно задело взлетно-посадочную полосу и взорвалось.

Как сообщила "РГ" пресс-секретарь министра по чрезвычайным ситуациям России Ирина Россиус, самолет потерпел катастрофу в результате взрыва. Что стало причиной взрыва, выяснит специальная экспертная комиссия. Одна из версий - удар самолета о землю и детонация топлива.

Лайнер пытался зайти на посадку не три раза, как раньше сообщалось, а два. Первый раз не получилось сесть, пошли на второй круг. Вот на второй попытке и произошла катастрофа. Скорее всего, пилоты заходили на посадочную полосу под слишком острым углом. Самолет, вероятно, ткнулся носом во "взлетку" и взорвался - летчики, скорее всего, не рассчитали глиссаду.

В МЧС России корреспонденту "РГ" сообщили, что на месте катастрофы самолета работали три бригады медицины катастроф, 10 бригад "скорой помощи" и 5 бригад МЧС. Всего - свыше 300 сотрудников и 100 единиц техники. На место ЧП прибыла группа психологов минздрава Татарстана для помощи родственникам погибших, которые уже начали прибывать в аэропорт. Пожар на месте падения лайнера потушен.

Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что следствие рассматривает различные версии, в том числе ошибка пилотирования, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия.

Соболезнование

Президент России Владимир Путин поручил правительству срочно сформировать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы в Казани.

"После получения соответствующего доклада об авиакатастрофе глава государства поручил правительству РФ срочно сформировать правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств авиакатастрофы", - сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, "президентом даны поручения соответствующим министерствам и ведомствам по незамедлительному принятию мер для выполнения поисково-спасательной операции".

"Путин глубоко соболезнует родным и близким погибших в этой ужасной катастрофе", - подчеркнул Песков.

Глубокие соболезнования передал родственникам жертв этой трагедии председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Премьер-министр поручил министру транспорта Максиму Соколову создать и возглавить комиссию по расследованию причин катастрофы самолета в Казани, сообщила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова. "В ближайшее время министр вылетит на место трагедии", - уточнила она.

Следователи уже приступили к осмотру места происшествия. По его словам, в ходе следствия будут проверяться все возможные версии. Понятно, что помимо осмотра места происшествия, будут изъяты документация, образцы топлива и горюче-смазочных материалов, которыми был заправлен самолет. Проверят обслуживание лайнера, проведут комплексную техническую экспертизу. Кстати, в ситуационном центре Росгидромета сообщили, что метеоусловия в Казани вечером в воскресенье были благоприятны и обычны для Казани в это время года. Видимость - пять тысяч метров, взлетно-посадочная полоса сухая, временами шел небольшой дождь, температура - плюс 3 градуса. Ветер - 8 м/с, давление 734 мм рт. ст., влажность - 100 процентов.

Уже известно, что председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин взял расследование на личный контроль. По его поручению сформирована группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета, имеющих опыт расследования авиакатастроф. Бастрыкин лично прибывает в Казань в понедельник.

Понедельник в Татарстане объявлен днем траура.

Разбор полетов

Проблем у "Боинга" при взлете из столичного аэропорта Домодедово не было. Все шло в штатном режиме, отметили "РГ" в московском аэропорту. Самолет взлетел в 18 часов 25 минут. По расписанию, которое опубликовано на сайте авиакомпании "Татарстан" (ей принадлежал самолет), борт должен был прибыть в 19 часов 40 минут, но он прибыл на 15 минут раньше. Всего в парке авиакомпании два "Боинга".

Один из них - разбившийся Boeing 737-500 BBN. Всего количество мест в самолете 117, но на борту было 44 пассажира.

"Боинги" такого типа в парке авиакомпаний довольно популярны, такой самолет взлетает каждые пять минут. Эти машины давно работают в наших авиакомпаниях, таких самолетов не меньше 50.

Лайнеры этой марки выпускаются в трех сериях: Ориджинал, Классик и Next Generation. К первой относятся самолеты Boeing 737-100 и -200. Они выпускаются с 80-х годов. Но они уже давно сняты с производства. Многочисленные нарекания на неудобства заставили разработчиков усовершенствовать машины. Серия "Классик" начата самолетом "Боинг" 737-300, который и сейчас с успехом используется на российских авиалиниях. Чартерные компании интересовала вместимость самолетов, поэтому были разработаны еще две версии "Боинг" 737-400 и -500, здесь увеличены количество мест и дальность полетов. Для компаний-перевозчиков машины этой серии оказались золотой серединой. Отличные технические характеристики и положительные отзывы привели к тому, что большинство машин этого класса и сейчас используются российскими авиакомпаниями. "Боинг" 737-500 обладает очень хорошими техническими характеристиками, он развивает скорость 910 километров в час, отмечают эксперты.

Известно, что самолет задел взлетно-посадочную полосу при заходе на второй круг и произошло возгорание, сообщили в Росавиации. Но если говорить о причине, которая заставила пилотов зайти на второй круг, то пока никто не берется ее назвать. В ряде случаев заход на второй круг происходит либо из-за погодных условий, либо из-за технической неисправности. Но аэропорт был модернизирован летом этого года и позволяет принимать суда в трудных погодных условиях. Скорее всего, погодные условия на земле не могли стать причиной жесткой посадки. Пожар начался после удара самолета о взлетное поле. Но, видимо, пилоты не ожидали такого развития событий, предполагают эксперты. У этого лайнера нет системы экстренного сброса топлива. Если бы у экипажа были бы какие-то подозрения, они попытались бы топливо выработать.

Причины неудачной посадки официально будут известны после того, как будут расшифрованы черные ящики. Но пока на момент подписания номера они не были найдены. Кроме самописцев, эксперты Межгосударственного авиационного комитета при выяснении причин обычно принимают во внимание расположение обломков на месте катастрофы.

На данный момент известно, что самолет частично разрушен, очень много мелких фрагментов разбросано рядом, но фюзеляж в большей степени цел. Вчера вечером его не стали эвакуировать с полосы, чтобы эксперты могли воссоздать всю картину крушения. Поэтому аэропорт был закрыт.

Насколько повреждена сама полоса, судить будут после эвакуации обломков из аэропорта, отметили в Росавиации. Информация о взрыве на борту пока не подтверждается.

Потерпевший аварию самолет производства 1990 года, он соответствовал требованиям авиабезопасности, имел специальный сертификат. Хотя, по некоторым данным, разбившийся "Боинг" ранее уже имел опыт аварийной посадки. Однако в Росавиации эту информацию тоже пока не подтвердили.

Приволжское территориальное управление Госавианадзора вчера вечером создало комиссию, которая приступила к внеплановой проверке деятельности авиакомпании "Татарстан" на предмет соблюдения законодательства в части безопасности полетов.