Остров кижи в карелии. ⛪ Кижи, Кижи, Кижи… Экскурсия по музею-заповеднику Интересные факты о деревянной церкви кижи

Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. Стоит сие удовольствие (туда и обратно) - 1950 рублей. А я еще считал, что в Новой Зеландии поезда дорогие...

Памятуя о том, что с этими теплоходами вечно были какие-то проблемы, выражавшиеся в хроническом отсутствии билетов, я специально приурочил поездку к эстонскому государственному празднику 20 августа, что в этом году пришелся на четверг, а на следующий день взял отгул с таким расчетом, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу, т.е. в будний день.

Большой речной вокзал в Петрозаводске не работает, билеты на теплоходы продаются в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании "Метеоров" такого времени не было. Ну что ж, значит будет время погулять по городу.

В означенное время я был на причале. Народу при этом было не очень много, много кресел в "Метеоре" осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15 ?

Несколько слов о самом "Метеоре". Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный:)


"Метеор" на фоне набережной Петрозаводска

Открытых палуб на "Метеорах" не предусмотрено, но зато в середине салона была площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову.

Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость "Метеора" - где-то 57 км/ч.


Речная пристань в Кижах

Итак, почитаем для начала, что пишет о Кижах путеводитель "Русский север" от издательства Полиглот, купленный мной за день до этого в Доме Военной Книги на Невском:

Остров Кижи (длина 7 км, ширина - от 1,5 до 0,5 км) расположен на юге Заонежского полуострова среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами. Издавна остров покрывали не леса, а пашни и сенокосы. Кижские шхеры и юг Заонежья испокон веков были населены, об этом говорят многочисленные археологические памятники, датируемые эпохой среднего и позднего камня. Около 9-6,5 тыс. лет назад здесь обитали племена, относящиеся к восточной ветви европеоидов, а пришедшие сюда в X в. новгородцы встретились с саамским населением и весью. Название острова происходит из языка карелов-людиков - слово kiza значило «игра, забава, танец», так что «Кижи» можно перевести как «остров игрищ» или «забава».

К моменту перехода этих земель к Московскому государству в 1478 г. население уже было русским, хотя культура Заонежья отличалась неповторимым своеобразием, представляя сплав славянской и финской культур, при этом местные жители отчетливо осознавали себя потомками новгородцев вплоть до нач. XX в. В Заонежье в течение веков сохранялись и изустно передавались из поколения в поколение древнерусские сказания и былины и одновременно активно развивались деревянное зодчество, народные промыслы.


Кижи. Открытка

Остров Кижи традиционно был центром деревень Южного Заонежья и Уницкой губы - Спасо-Кижского погоста, округа, который включал около 180 деревень, их описание впервые встречается в Писцовой книге Андрея Плещеева за 1582-1583 г, а через 20 лет здесь отмечено «115 деревень живущих и 88 запустевших». Кижский погост объединял окрестных крестьян до 30-х гг. XX в.

В Смутное время погост разорялся шведами и польско-литовскими отрядами, поэтому после подписания мира со Швецией вокруг Кижского погоста была срублена крепость для защиты от нападений. Угроза иностранной интервенции ослабла только с наступлением петровской эпохи и победы в Северной войне.

В нач. XVIII в. крестьян Кижского погоста приписывают к новым железоделательным заводам, где они должны были отрабатывать в счет податей, что разоряло даже крепкие хозяйства. Во втор. пол. XVIII в. по Заонежью прокатилась волна бунтов после царского указа о повышении податей. Знаменитое Кижское восстание 1769-1771 гг. было расстреляно правительственными войсками. Считается, что прекраснейшая Успенская церковь в Кондопоге явилась своеобразным памятником жертвам расправы с восставшими.

Во время Второй мировой войны Заонежье около трех лет находилось в финской оккупации, но уже в 1945 г. Кижский погост объявлен государственным заповедником, в 1951 г. на остров перевезен первый памятник архитектуры - дом крестьянина Ошевнева. В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Сейчас в Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», занимающем территорию около 10 тыс. га, насчитывается 87 памятников традиционной народной архитектуры ХIV-ХХ вв., в том числе ансамбль Кижского погоста, 26 уникальных археологических памятников, более десяти исторических поселений территории Кижской волости. Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья.


Схематичное изображение расположения экспонатов на о. Кижи
(на самом деле расстояния между строениями гораздо больше)
kizhi.karelia.ru

Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника, ее смысловой центр составляет храмовый ансамбль Кижского погоста (ХVIII-ХIХ вв.), состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.


Кижский погост

Церковь Преображения Господня (1714) - самая знаменитая постройка Кижей. Имена создателей неизвестны, а красивая легенда о мастере Несторе, который, закончив работу, выбросил в озеро топор со словами «не было такой церкви и не будет», очень широко распространена на Севере применительно ко многим памятникам деревянного зодчества. Не очень достоверно и еще одно расхожее мнение о том, что она срублена без единого гвоздя - осиновый лемех (чешуя, покрывающая главы) крепится к куполам с помощью небольших гвоздей.

Высота церкви - 37 м, основой строения является восьмерик с четырьмя прирубами, такие конструкции называются «двадцатидвухстенками». На восьмерике стоят еще два, меньшего размера. Главы различаются размером от яруса к ярусу для того, чтобы избежать монотонности и создать своеобразный ритмический рисунок. Не менее продумана и система защиты постройки от гниения, даже декоративные элементы зачастую служат для отвода воды и правильной вентиляции воздуха. Внутри храма вертикальный объем был перекрыт шестнадцатигранным потолком - «небом», утраченным во время войны, сохранился резной иконостас (1770). Он составлен из 104 икон, самые старые из которых, типичные для северной школы иконописи, относятся к концу XVII в.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения, совершенное произведение заонежских мастеров, является своего рода «лебединой песней» русского деревянного зодчества, которое достигло в это время вершины своего развития. Она строилась как «холодный» летний храм, а рядом с ней на полвека позже была возведена «теплая» клетская церковь Покрова Богородицы (1764). Строителям удалось создать произведение, которое явилось гармоничной частью ансамбля, а не просто отдельной постройкой. В Покровской церкви видна изначальная «подчиненность» доминирующему Преображенскому храму - мощный восьмерик на четверике, который мог бы нести огромный шатер, увенчан скромным девятиглавием с небольшими, изящными куполами; расширяющийся кверху силуэт подчеркивает устремленную вверх пирамиду главного здания ансамбля. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Покровская церковь строилась изначально как шатровая. В настоящее время восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас с 44 иконами ХVII-ХIХ вв. В сенях работает выставка «История Кижского православного прихода».

Колокольня Кижского погоста (1863) возводилась уже в то время, когда русское деревянное зодчество переживало упадок, и все же, несмотря на кажущуюся простоватость и чуждые традиции детали, постройка удивительно гармонично влилась в ансамбль. Схема традиционна - восьмерик на четверике. Грузный, в две трети сруба высотой, четверик удивляет ценителей культовых деревянных построек своей несоразмерностью, однако можно заметить, что он поднят ровно до высоты прирубов Преображенского храма и высоты четверика Покровской церкви, что еще раз подчеркивает единство трех зданий. В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте - 12 колоколов (9 старинных и 3 современных).


Церковь Преображения Господня, колокольня и церковь Покрова Богородицы

К середине XX в. от ограды погоста оставалась лишь каменная гряда. Облик первоначальной ограды восстанавливался реставраторами по гравюрам XVIII в. в книге Н.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Проект реконструкции основывался на сохранившейся ограде Водлозерского-Ильинского погоста, а также Почезерского погоста Архангельской области. Современная ограда представляет собой высокую каменную насыпь, на которую уложена стена из мощных бревен, стянутых ряжами. Поверх стены - двускатная тесовая кровля. На западном углу ограды - небольшая башенка, крытая четырехскатной крышей - епанчой. С севера и востока на погост ведут калитки с ажурными дверными полотнами. Центральный вход в западной стене с двух сторон ограничен двумя срубами под общей кровлей. Бревенчатая ограда была реконструирована по проекту архитектора А.Ополовникова в 1959 г.


Церковь Воскрешения Лазаря

Еще одной из главных достопримечательностей музея-заповедника является Церковь Воскрешения Лазаря, привезенная из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. Эта небольшая клетская церковь породила немало легенд среди верующих и гипотез среди ученых. Предметом споров в течение почти столетия является датировка постройки храма. Впервые церковь упоминается в завещании византийского монаха, основателя Муромского монастыря, Лазаря Муромского, который скончался в 1391 г., но в документе Олонецкой духовной консистории о ней говорится довольно противоречиво: «...во имя преподобного Лазаря, кладбищная, построена в 7086 г. от Мирозданья (1578), деревянная, построена основателем сего монастыря преподобным Лазарем». Анализ архитектурных деталей не вносит ясности в этот вопрос. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVШ вв. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.


Дом крестьянина Ошевнева

Неподалеку от Кижского погоста находится архитектурно-этнографический комплекс «Русские Заонежья». Экспозиционная «деревня» началась в 1951-1959 гг. с привезенного с Большого Клименецкого острова Дома крестьянина Н.Ошевнева (1876). Здание выстроено в виде «кошеля» - двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище - открытая галерея, окна боковых фронтонов украшены балкончиками. Раньше наличники окон раскрашивались в оранжево-желтый цвет, а свесы крыши - в красный, что очень оживляло внешний вид дома.

Кроме основного дома крестьянская усадьба - это еще и отдельно стоящие хозяйственные постройки. Пожары всегда были основным бедствием крестьян, и отнесенные от основного дома амбары могли сберечь самое ценное - зерно и муку, не дать погибнуть с голоду. Рядом с домом Ошевнева стоят несколько хозяйственных построек: двухэтажный амбар из деревни Южный двор (XVIII в.), амбар из деревни Липовицы (нач. XX в.) и баня из
деревни Мижостров (нач. XX в.).


Дом крестьянина Елизарова

Дом крестьянина Елизарова (кон. XIX в.) из деревни Потаневщина несколько меньше. Интерьеры обоих зданий схожи, но в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей - расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь. В хозяйственном помещении расположена выставка, рассказывающая о секретах создания лодки «кижанки». На берегу возле дома находится баня (нач. XX в.) из деревни Усть-Яндома.

Еще немного южнее от Кижского погоста расположен наиболее скромный Дом Щепина (1907). Тип постройки здесь - «брус», когда жилые и хозяйственные помещения вытянуты в линию под одной крышей. В интерьере можно увидеть предметы, связанные с бондарским ремеслом (изготовление бочек, ведер, жбанов и другой деревянной посуды).


Ветряная мельница

Экспозиционный сектор «Русские Заонежья» включает в себя также водяную мельницу (1875) из Березовой Сельги, ветряную мельницу (1928-1929) из Насоновщины и часовню Архангела Михаила (нач. XVIII в.) из деревни Леликозеро.


Часовня Архангела Михаила

Клетская часовня Архангела Михаила принадлежит к распространенному типу северных часовен. Это трехчастный сруб, состоящий из сеней, трапезной и собственно часовни. Постройка богато украшена резными элементами, в ней сохранился двухъярусный иконостас с иконами местного письма и «небо» - расписной потолок из 12 сегментов. С западного берега Онежского озера были привезены на Кижи Дом Сергеева (1908-1910) и кузница (нач. XX в.) из деревни Суйсарь.


Дом крестьянина Сергеева

В центральной части острова находятся две исторические деревни: Ямка, упоминаемая впервые в 1563 г, на восточном берегу и Васильево, упоминаемое в 1582 г, - на западном. В этих деревнях сохранились постройки, которые теперь вошли в музейный фонд, многие памятники архитектуры были привезены из других мест Заонежья: крестьянские дома, конюшни, амбары и риги. Около деревни Ямка сохранилась часовня Спаса Нерукотворного (ХVII-ХVIII вв.) из деревни Вигово, а архитектурной доминантой Васильево является местная часовня Успения Богоматери (ХVII-ХVIII вв.), которая является самой древней постройкой острова Кижи.


Дом крестьянина Яковлева

Три больших крестьянских дома и несколько хозяйственных построек составляют экспозиционный сектор Русские Пудожья, где представлена архитектура жителей восточного берега Онежского озера, а еще севернее можно увидеть дома, характерные для карел и вепсов. Усадьба карела здесь представлена домом крестьянина Яковлева (1980-1990-е гг.) из деревни Клещейла, поклонным крестом и амбарами, а среди памятников северных карел и карел-людиков интересна часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (втор. пол. XVIII в.). Два амбара и баня составляют хозяйственные постройки вепсов.

С памятниками острова посетителей знакомят маршруты, предлагаемые экскурсионной службой музея. Недавно проложена «Экологическая тропа», дающая представление о природе острова, разработан интерактивный семейный маршрут в дом Яковлева, где можно принять участие в традиционных крестьянских хозяйственно-бытовых процессах. Во время музейных праздников часто выступает фольклорный ансамбль.

На территории музея есть несколько кафе и торговых киосков, гостиные дома. На ночлег можно также попроситься в деревнях к местным жителям.


Открытка. Кижи с птичьего полета

Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться - не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке. А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?


Еще одна ветряная мельница. Слева видна часовня Спаса Нерукотворного

Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.


Вид на нос "Метеора" и Кижский погост

Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним, гыгы:)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро, это уже многовато. За такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате - 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда? А тогда Кижи превратятся просто в "вабаыхумуусеум", коих в мире полно.

Вот интересно, неужели сейчас нет умельцев, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет "новодел", но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!

Кижи – это красивейший остров, расположенный в Онежском озере, в Карелии.

Открытый и заселенный еще с самых древних времен, остров Кижи представляет собой огромнейший музей архитектуры.

Испокон веков Кижи славился своим ремеслом. Когда то здесь жили художники и поэты, передававшие свое мастерство по поколениям. Именно здесь были созданы былины об Илье Муромце и Владимире Красное Солнышко…

Ступив на острове первый шаг и вдохнув первый глоток воздуха, начинаешь чувствовать веяние светлой старины и безграничной свободы.

Когда то на острове было 14 деревень, но сохранилось только две – Ямка и Васильево. Одна находится на восточном берегу Онежского озера, другая – на западном его берегу.

Деревни состоят из нескольких домов, но это не мешает туристам со всей страны приезжать сюда круглый год, чтобы полюбоваться удивительными пейзажами и необычайно красивыми памятниками зодчества.

Экскурсии в Кижи проходят на Метеорах из Петрозаводска и в рамках речных круизов.

Но времени на острове получается немного, гораздо меньше, чем при посещении острова Валаам.

Поэтому надо самостоятельно расставить приоритеты: Что интересно, что посмотреть, какие достопримечательности посетить и увидеть.

Пожалуй, самая главная достопримечательность – это Преображенская церковь (1714г.). Церковь построена без единого гвоздя и имеет двадцать два позолоченных купола, вид которых с высоты птичьего полета, отделяет храм от других памятников архитектуры острова. Храм выполнен так, что вместе с прирубами с четырех сторон света образует крест.

На запад обращен алтарь, а на восточной стороне расположена трапезная с огромным крыльцом, вид из которого более чем прекрасен. Взору открыты деревни, проливы, поселения.

Внутреннее убранство храма производит неизгладимое ощущение умиротворения. Внутри расположен алтарь, выполненный в четыре яруса и уставленный 102 иконами, а все пространство залито спокойным и чистым светом.

Еще один прекрасный храм – Покровская церковь (1764 г.). Храм выполнен из дерева и имеет девять глав, необычная форма которых придает храму некоторой легкости и воздушности. Снаружи храм украшен деревянными столбами.

Конечно, Покровская церковь уступает Преображенской и является скорее как бы ее дополнением.

Внутреннее убранство очень скромное.

Первый иконостас был утрачен в ходе истории. Нынешний же иконостас был сделан в 1950 году при реставрации храма.

Третья по счету достопримечательность, сразу обращающая на себя внимание – Церковь Воскрешения Лазаря.

Предание гласит, что этот храм построил сам преподобный инок Лазарь, скончавшийся в 1391 году.

Говорят также, что построено он благодаря явлению Лазарю Василия Преподобного, епископа Новгородского.

Храм этот впоследствии стал первым сооружением Муромского монастыря.

Строительство монастыря посвящено библейскому событию воскрешения Лазаря из Вифании, чтобы тем самым укрепить веру людей в Иисуса Христа.

Среди местного населения ходят слухи, что храм обладает исцеляющей от недугов силой. Преподобный Лазарь объявлен святым, а его храм стал местом паломничества верующих со всех стран.

Когда-то Часовня была достопримечательностью деревни Леликозеро, но в 1961 году перевезена на остров Кижи.

Выглядит Часовня очень живописно.

Состоит из трех частей и представлено в виде прямоугольника, протянутого с запада на восток.

С северной стороны к часовне пристроены сени, а на запад обращено окошко.

В некоторых местах у часовни виднеется сдвоенная крыша, когда одна кровля как бы выходит из другой, удивляя зрителей мастерством и виртуозностью зодчего. Над сенями виднеется чудесная колокольня, которая сверху завершается пышным шатром.

Снаружи часовня украшена полотенцами, вырезанными ромбами и кругами. Тес кровли красного цвета, завершается в виде пик.

Внутри часовни расположено «небо».

В центре него располагается икона Христа Воздержателя, а в периметре – праотцы. В четырех углах находятся изображения евангелистов.

Изучая остров, взгляд непременно упадет на Шатровую колокольню , построенную в 1863 году на месте старой колокольни.

В 1874 году колокольня была перестроена, так как достроить восьмерик не было возможным.

Колокольня имеет вид четверика на восьмерике. Над восьмериком возвышается звонница и девять столбцов, которые придерживают шатер, заканчивающийся главкой с крестом. Четверик с севера на юг прорезан проходом с большими арками.

Внутреннее пространство колокольни освещается четырьмя окнами, выполненными в виде арок и большим окном в стене восьмерика.

Как ни описывай на бумаге, чтобы понять, это только нужно увидеть.

Кижи... они такие.

Копия ограды была воссоздана в 1959 году, по подобию сохранившихся укреплений.

Помимо древних храмов, на острове Кижи есть и другие, не менее интересные места.

Это всевозможные мельницы, старинные избы и амбары.

Они собираются со всего региона и доставляются на остров – музей, чтобы быть заново воссозданными.

Среди подобных построек особенно выделяется дом Ошевнева .

Привезен он из деревни Ошевнево и имеет вид карельских домов до революции. Это большое, двухэтажное здание, украшенное разнообразными наличниками и резьбой.

Пример хозяйственной постройки - амбар , привезенный из деревни Коккойла.

Светелка, доставленная на остров из деревни Ошевнево, расскажет нам о жизни местных крестьян.

Думаете, простая жизнь не интересна? Ошибаетесь... :)

А вот и деревянная ветряная мельница, привезенная с Волкострова на остров Кижи. Таких мельниц в Карелии больше нет.

Но не только памятниками славится Кижи.

Природа острова настолько потрясающа, что оторвать взгляд от подобного великолепия просто не возможно.

Уже приближаясь к острову, можно увидеть сказочные очертания рельефа острова, вдоль берегов тянется полоса редкого леса, вдали виднеются луга, блики солнца играют на волнах озера.

С организацией плотин на Свири и Беломоро-Балтийском канале, много деревень ушли под воду. чтобы сохранить уникальное наследие Карелии, был создан музей-заповедник Кижи.

В распоряжении музея находится около 50 тысяч разнообразных предметов, рассказывающих о жизни коренных народов края.

На острове туристы могут увидеть, как в старину плели жемчужные серьги, вышивали повойники женщины, изготавливали игрушки и многое другое.

Вот уже полвека остров Кижи является уникальным музеем, стремящимся сохранить все исторические и архитектурные памятники Карелии.

Кижи постоянно развиваются.

Открываются не только новые экспозиции, но акцент смещается в сторону интерактива: ремесленные лавки-мастерские, где можно провести мастер-класс и самостоятельно сделать интересную карельскую игрушку.

Поучаствовать в представлениях (но это если повезет - их устраивают «по случаю», на какие-нибудь праздники.

Как бы там ни было, на Кижах нужно дорожить каждой минутой. Здесь нет гостиниц и не поехать с проживанием ни на 2 ни на 3 дня.

Конечно, можно купить простой тур в Карелию - жить в гостинице на материке, и наведываться на Кижи ежедневно.

Но особого смысла в этом нет: в Карелии есть и другие интересные места, которые стоит увидеть: те же Марциальные воды, Рускеала. Водопад Кивач и даже поездка на Соловки (это не так далеко от Кижей, как кажется).

График экскурсий надо строить равномерно, чтобы поездка получилась насыщенной и интересной.

Почему именно Кижи?

Почему Кижи стали тем местом, куда стали свозить памятники со всей Карелии?

Кижский Погост - это был богатый административный центр еще в царской России. Жизнь здесь кипела еще до Петра Первого.

Богатые медные заводы могли позволить давать деньги на строительство самых уникальных церквей. Они отправляли руду на оружейные заводы Олонца и Петрозаводска.

Индустриализация обескровила карельские деревни, люди перебирались в города.

Однако, шлейф Истории прошел через Кижский погост настолько сильно, что другого подобного места на пути речных круизов просто не было.

Удивительный и загадочный остров Кижи — это место, которое стало настоящим символом мастерства и таланта зодчих русского Севера. Сегодня здесь находится музей-заповедник, включенный в Перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Остров находится в северной части , в 68 километрах от , и является самой популярной достопримечательностью Карелии после . Сюда едут туристы со всей России, из ближайших скандинавских государств, из Прибалтики и стран Западной Европы, из Азии и даже из-за океана.

Наиболее интересные объекты музея под открытым небом — сказочные Преображенская и Покровская церкви, колокольня с шатровым куполом, ветряная мельница с восемью крыльями, часовня Михаила Архангела и дом-музей Ошевнева, а также старинные избы и надворные постройки, привезенные сюда с других мест и органично дополняющие общую историческую картину.

Об острове Кижи и его достопримечательностях — наша статья.

  • Считается, что остров Кижи получил свое название от карельского слова «кижат», что в переводе означает «игрища». Ученые-археологи придерживаются мнения, что в дохристианские времена здесь проходили языческие ритуалы и обряды.
  • Большинство из нас привыкло произносить слово «Кижи» с ударением на второй слог, однако ученые-филологи и местные жители утверждают, что орфоэпически верным вариантом является произношение названия острова с ударением на первый слог.
  • Помимо историко-архитектурного музея, на острове Кижи находятся три деревни — Кижи, Васильево и Ямка. В каждой из них всего два-три двора, но это не мешает им ежегодно привлекать туристов — таких пейзажей и такого неповторимого крестьянского колорита не найти больше ни в одной точке земного шара.
  • Ансамбль Кижского погоста получил статус историко-архитектурного памятника в 20-х годах прошлого века, но музеем под открытым небом стал лишь четыре столетия спустя — в 1966 году.
  • В годы оккупации Карелии финскими войсками ансамбль чудом не пострадал — его спасло лишь то, что финны бережно отнеслись к нему в надежде включить остров в состав своей страны и сделать его объектом исследований финских ученых. Конечно, этим планам не суждено было реализоваться, но уникальные памятники русского деревянного зодчества им сберечь удалось.

  • Есть легенда, что оккупанты все же планировали уничтожить остров Кижи и все его достопримечательности, однако, увидев невероятную, практически неземную красоту Покровской и Преображенской церквей, пилоты, управляющие бомбардировщиками, сбросили бомбы в озеро. Однако документальных подтверждений этому факту до сих пор не нашлось.
  • Преображенская церковь на острове Кижи выполнена из сосновых бревен, а ее главки и бочки покрыты так называемым «лемехом » — небольшими пластинками, вырезанными из осины. Использование таких материалов рождает удивительное сочетание серо-коричневых оттенков бревенчатых церковных стен с серебристым цветом куполов, покрытых осиновыми пластинками, отражающими все краски окружающей природы. На фоне холодного северного неба эта картина приобретает еще большую красоту и загадочность.

  • Считается, что церкви острова построены без единого гвоздя. Это утверждение верно лишь отчасти — при возведении стен и башен гвозди действительно не использовались, а вот при покрытии куполов осиновыми чешуйками они все-таки применялись.
  • В середине XX века была выполнена первая масштабная реставрация ансамбля — она длилась 10 лет. В 80-х годах в Преображенской церкви был установлен металлический каркас для профилактики обрушения здания. К сожалению, он повредил часть бревен, поэтому пришлось разобрать иконостас и уникальный потолок-«небо».
  • Последняя реставрация ансамбля началась в 2010 году и длится по сей день. Для того, чтобы не повредить общий исторический облик строений и продлить им жизнь, мастера-реставраторы применяют в том числе и методики, использовавшиеся еще 300 лет назад при возведении Преображенской церкви.

Достопримечательности острова Кижи

Сайт музея-заповедника «Кижи»: kizhi.karelia.ru Стоимость входного билета: 600 руб., пенсионерам, студентам — 300 руб., детям до 16 лет — бесплатно.

Главные достопримечательности острова — это, конечно, «летняя» церковь Преображения Господня, «зимняя» Покровская церковь, шатровая колокольня и окружающая их ограда. Все вместе они образуют единый ансамбль «Кижский погост», подобного которому нет во всем мире. Он находится в южной части острова, ради него в основном приезжают туристы, посещая остров в первый раз. Слово «погост » в данном случае означает административный округ. Именно объекты Кижского погоста включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На острове находятся и другие постройки, которые очень интересны и взрослым, и детям-подросткам.

Преображенская церковь на острове Кижи

Преображенская церковь на реставрации

38-метровая Преображенская церковь — главный памятник острова Кижи, известный, наверное, каждому школьнику. Именно ее фото печатают в учебниках по истории в темах о русском зодчестве. Полностью деревянная постройка, увенчанная 22 куполами, придающими ему вид царского терема из русской волшебной сказки, датируется 1714 годом. Считается, что она была построена на месте церкви, сгоревшей в конце XVI века.

Существует две основные легенды относительно создания этого величайшего архитектурного шедевра. Первая — что проектировщиком и строителем Преображенской церкви был не кто иной, как сам император Петр Великий. Он проплывал по Онежскому озеру, увидел на берегу сваленный лес и повелел возвести чудо, равного которому нет и никогда не будет.

Вторая легенда гласит, что Преображенская церковь на острове Кижи построена талантливым мастером по имени Нестор. Закончив работу, он бросил топор в воды Онежского озера — это было сделано для того, чтобы никто и никогда больше не посмел построить что-то столь же великое. Как бы то ни было, завет и Петра, и Нестора выполнен — наверное, еще не родился мастер, талант которого мог бы превзойти мастерство создателей церкви Преображения Господня.

Даже форма церкви нетипична для религиозных построек того времени — она округлая. Главной фигурой создатель выбрал восьмерик. Из в храме три, каждый из них состоит из двух ярусов и ниже предыдущего по высоте. В строительстве храма принимали активное участие и прихожане. Храм является «летней» постройкой и зимой не работает.

К сожалению, в 80-е годы прошлого века при монтаже металлического каркаса был поврежден иконостас и уникальный «небесный» потолок — их пришлось разобрать и передать на хранение в различные музеи. С 2010 года Преображенский храм находится на реконструкции. Надо сказать, что тот самый каркас, из-за которого пострадала часть внутреннего убранства церкви, все же сыграл положительную роль — только благодаря ему постройка до сих пор не обрушилась под собственной тяжестью.

К Преображенскому храму пристроена трапезная — столь же уникальное строение, бревна которого имеют свойство переливаться в ясную и солнечную погоду. В прошлом местные жители использовали ее для народных собраний, судов или различных праздников.

Покровская церковь

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, как и Преображенская церковь на острове Кижи — уникальный памятник, свидетельствующий о невероятном мастерстве и таланте зодчих Русского Севера. Ее архитектура перекликается с архитектурой Преображенского храма и шатровой колокольни — все вместе они образуют цельную композицию и органично дополняют друг друга.

Покровская церковь имеет более скромные размеры и строгий внешний вид. Она увенчана всего девятью куполами, а единственный декоративный элемент ее фасада — узорчатый деревянный фронтон, геометрические формы которого устремлены к небесам. Это так называемый «зимний» тип храма, предназначенных для проведения богослужений в суровое зимнее время.

Известно, что Покровская церковь горела и неоднократно перестраивалась, а тот облик, которым мы восхищаемся сегодня, она обрела лишь в 1764 году. Храм оборудован высоким крыльцом и сенями — это характерная особенность церквей, строящихся в то время в северной части Российской Империи. Внутреннее убранство представлено высоким иконостасом, многие элементы которого были утеряны в ходе кровопролитных событий первой половины XX века. В 50-е годы он был восстановлен и сегодня его могут увидеть и прихожане, и туристы.

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня — еще одна постройка, расположенная между двух церквей, являющаяся неотъемлемой частью ансамбля Кижского погоста и сохранившая тот же стиль, несмотря на то, что она была построена гораздо позже, чем Покровский и Преображенский храмы. Мелодичный звон ее колоколов до сих пор разносится по округе. Известно, что 300 лет назад на ее месте находилась звонница, которая была снесена из-за ветхости.

Колокольня, дошедшая до наших дней, построена в 1863 году. Ее, как и обе церкви, хорошо видно со стороны Онежского озера.

Часовня Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела — еще одна часть великолепного Кижского ансамбля. Это небольшое деревянное строение с сенями и колокольней, построенное в начале XIX века. Постройка привезена на остров Кижи из деревни Леликозеро, что в северной части Онеги.

Эта постройка, как и многие другие на острове, имеет внешний вид, типичный для архитектурных шедевров Русского Севера. Ее венчает сдвоенная крыша и высокий деревянный купол с крестом. Ее главная отличительная особенность — шатровая колокольня-звонница, возвышающаяся над сенями. Также уникально внутреннее убранство — высокий иконостас, сливающийся с «небесным» потолком. Он датируется XVIII веком.

Дом зажиточного крестьянина Нестора Ошевнева — еще одно историческое здание, датированное второй половиной XIX столетия. Этот большой дом, предназначенный для многочисленной семьи, сегодня представляет собой музей жизни, быта и обычаев зажиточных крестьян Заонежья конца XIX — начала XX веков.

Дом имеет типичную для Заонежья форму — жилая часть и надворные постройки находятся под одной крышей. Это позволяло жильцам многие работы проводить не выходя на улицу, что зимой было большим преимуществом. Фасад украшен узорными балконами и галереей.

Каждая вещь в доме — настоящая, дошедшая из нас из того далекого и загадочного времени. Здесь и печь, и детская люлька, и посуда, и веретено, и большой ларь, и самовар. Все это создает уникальную и неповторимую атмосферу — заходя сюда, словно перемещаешься во времени и попадаешь в прошлое, которое осталось так далеко позади.

Дом Сергеева имеет квадратную форму, поэтому кажется, что надворных построек здесь, в отличие от дома Ошевнева, нет. Но если обойти его с другой стороны, можно увидеть, что они никуда не делись, а просто вынесены назад, однако все так же находятся под одной крышей с жилой частью. Фасад дома богато украшен, особенно привлекают внимание резные наличники на окнах.

Внутреннее убранство не реконструировалось — здесь потертый деревянный пол, по углам и в центре расставлена такая же потертая мебель. Сегодня здесь находятся две экспозиции: одна посвящена карельскому прикладному искусству, вторая — устному народному творчеству жителей Заонежья.

Бани

На острове четыре бани, которые также привезены из других населенных пунктов Карелии. Найти их несложно — они расположены на самом берегу озера у воды. Это простые деревянные постройки, внутри которых находится несколько мылен и печь.

Фасад бань никак не украшался, потому что они воспринимались просто, как способ поддержания чистоты тела, и никакой сакральный смысл в них не вкладывался. Тем не менее, баня обязана была быть даже в самой захудалой деревне.

Восьмикрылая ветряная мельница

Восьмикрылая мельница — сравнительно молодое сооружение, созданное в 20-х годах прошлого века. Оно было привезено на остров Кижи из деревни Волкостров.

Внутри мельницы два этажа — на первом находится мучной ларь и приспособление для помола муки, на втором — мельничный ковш, жернова и вал, на конце которого расположены крылья. Удивительно то, что в настоящее время восьмикрылая ветряная мельница выполняет свою первоначальную функцию — мелет зерно и изготавливает муку.

Место, где они расположены, притягивает не только туристов, но и тех, кто хочет прикоснуться к вековой святыне. Деревянные церкви острова Кижи, построенные в 1714 году, хранят в себе древние загадки и тайны, передавая атмосферу своего времени. Остров Кижи, как и храмы, расположенные на нём, считаются наследием ЮНЕСКО. И, хотя сегодня никто не служит в них, эти архитектурные памятники продолжают привлекать внимание прихожан своей историей. Вот, что сегодня удалось узнать об этом уникальном творении.

Немного об острове и храме

Любуясь прекрасными деревянными храмами на просторах интернета, многие задаются вопросом, на каком острове находятся деревянные церкви Кижи и как туда добраться. Остров, точнее, погост, на котором расположен храм, расположен на Онежском озере в Карелии. Ближайшим городом к нему является Петрозаводск, откуда можно попасть на территорию музея-заповедника, в котором и расположен легендарный храм Преображения Господнего.

Он был сооружён на месте другой древней церкви, которая когда-то сгорела от удара молнии. Новый храм Преображения Господня начали строить 6 июня 1714 года, и прообразом создания этого архитектурного шедевра стал храм Покрова Пресвятой Богородицы в Вологодской области. По традициям русского зодчества, церковь строили из дерева, и, как утверждают некоторые источники, в процессе возведения не было использовано ни одного гвоздя. На самом деле, в храме гвозди есть и сейчас, но расположены они только в куполах. В самом же помещении их нет.

Этот храм никогда не отапливался, и служили в нём только в летнее время. Однако на погосте был построен и другой, зимний храм, в котором службы проходили с 1 октября по Пасху. Первое строение сгорело, и в 1769 году на его месте был построен другой храм – церковь Покрова Богородицы. Он гораздо меньший по размеру, чем храм Преображения, у него меньше купалов, но его архитектура в такой же степени поражает воображение. Особенно привлекают внимание его изящные купола, очень красивые и тонко выполненные. В самом храме при входе находятся сени и трапезная. Именно там в дореволюционной России проводились различные собрания, зачитывались приказы и организовывались общественные мероприятия, ведь до ХХ века церковь была неотъемлемой частью государственной системы.

Неподалёку расположены колокольня и старинное кладбище с деревянными крестами. Колокольня тоже полностью выполнена из дерева и сделана в таком же стиле, как и храмы. Сегодня она тоже считается музейной достопримечательностью и относится к охраняемым памятникам культуры.

В начале ХХ века, когда по всей России сносились храмы, церкви Кижи минула эта участь. И даже не только потому, что и тогда не все знали, на каком острове находятся деревянные церкви Кижи, но и в интересе к храму, как к особому памятнику архитектуры. Поэтому во время сожжения церквей ни один храм не был повреждён, а в 1945 году один из них стал музеем, в который сегодня приезжают десятки тысяч людей со всего мира, чтобы полюбоваться уникальным творением русского зодчества.

В конце правления Российской империи открылось массовое производство новогодних и рождественских открыток с изображением храмов Кижи, а в 1911 году знаменитая картина Шлуглейта «На далёком севере», центральной частью которой стал погост с деревянными храмами, была куплена самим императором Николаем II.

2 октября 1945 года территория храмов была признана заповедником Кижи, а в 1991 году стала охраняемой ЮНЕСКО как памятник культуры.

С храмами связана легенда, согласно которой они были построены без единого гвоздя. Строитель Нестор даже выбросил в озеро топор со словами: «Никогда такого не было и больше не будет», чтобы больше никто не смог построить такой уникальный храм из дерева. На самом деле, гвозди есть, но они спрятаны в куполах, а вот само здание колокольни и храмов не содержит их. В строительстве была использована особая техника построения, секрет которой до сих пор никто не может разгадать.

Сложная конструкция Преображенской церкви выполнялась только топорами. Очень острый топор не резал дерево, как пила, сохраняя его природные свойства, что способствовало сохранности материала. Для украшения куполов храма применялись особые чешуйки лемеха, сделанного из осины. Благодаря особой технологии обработки они сверкали на солнце, отливая различными красками, в зависимости от особенностей освещения. Это даже сегодня видно на различных фотографиях. Поэтому удивительно, что они отливают серебром во время наступления белых ночей, отражают золото зари на закате и переливаются загадочным голубым свечением, как небо при северном ветре.

Можно ещё долго описывать, чем известны деревянные церкви Кижи сегодня. Но лучше увидеть собственными глазами это прекрасное творение рук человеческих на просторах интернета или решиться на поездку в Карелию. Может, древние храмы острова помогут вам соприкоснуться с рукотворной красотой, вдохновляя на развитие собственных умений и талантов.


Продолжаю рассказ о недавней поездке в Карелию. Первая часть у меня была посвящена достопримечательностям Петрозаводска, в этой же перейду к рассказу о Кижах. Да, какой русский не слышал о Кижах! А вот были там далеко не все.

Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. Стоит сие удовольствие (туда и обратно) - 1950 рублей. А я еще считал, что в Новой Зеландии поезда дорогие...

Памятуя о том, что с этими теплоходами вечно были какие-то проблемы, выражавшиеся в хроническом отсутствии билетов, я специально приурочил поездку к эстонскому государственному празднику 20 августа, что в этом году пришелся на четверг, а на следующий день взял отгул с таким расчетом, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу, т.е. в будний день.

Большой речной вокзал в Петрозаводске не работает, билеты на теплоходы продаются в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании "Метеоров" такого времени не было. Ну что ж, значит будет время погулять по городу.

В означенное время я был на причале. Народу при этом было не очень много, много кресел в "Метеоре" осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15 ?

Несколько слов о самом "Метеоре". Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный:)

"Метеор" на фоне набережной Петрозаводска

Открытых палуб на "Метеорах" не предусмотрено, но зато в середине салона была площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову.

Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость "Метеора" - где-то 57 км/ч.

Речная пристань в Кижах

Итак, почитаем для начала, что пишет о Кижах путеводитель "Русский север" от издательства Полиглот, купленный мной за день до этого в Доме Военной Книги на Невском:

Остров Кижи (длина 7 км, ширина - от 1,5 до 0,5 км) расположен на юге Заонежского полуострова среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами. Издавна остров покрывали не леса, а пашни и сенокосы. Кижские шхеры и юг Заонежья испокон веков были населены, об этом говорят многочисленные археологические памятники, датируемые эпохой среднего и позднего камня. Около 9-6,5 тыс. лет назад здесь обитали племена, относящиеся к восточной ветви европеоидов, а пришедшие сюда в X в. новгородцы встретились с саамским населением и весью. Название острова происходит из языка карелов-людиков - слово kiza значило «игра, забава, танец», так что «Кижи» можно перевести как «остров игрищ» или «забава».

К моменту перехода этих земель к Московскому государству в 1478 г. население уже было русским, хотя культура Заонежья отличалась неповторимым своеобразием, представляя сплав славянской и финской культур, при этом местные жители отчетливо осознавали себя потомками новгородцев вплоть до нач. XX в. В Заонежье в течение веков сохранялись и изустно передавались из поколения в поколение древнерусские сказания и былины и одновременно активно развивались деревянное зодчество, народные промыслы.

Кижи. Открытка

Остров Кижи традиционно был центром деревень Южного Заонежья и Уницкой губы - Спасо-Кижского погоста, округа, который включал около 180 деревень, их описание впервые встречается в Писцовой книге Андрея Плещеева за 1582-1583 г, а через 20 лет здесь отмечено «115 деревень живущих и 88 запустевших». Кижский погост объединял окрестных крестьян до 30-х гг. XX в.

В Смутное время погост разорялся шведами и польско-литовскими отрядами, поэтому после подписания мира со Швецией вокруг Кижского погоста была срублена крепость для защиты от нападений. Угроза иностранной интервенции ослабла только с наступлением петровской эпохи и победы в Северной войне.

В нач. XVIII в. крестьян Кижского погоста приписывают к новым железоделательным заводам, где они должны были отрабатывать в счет податей, что разоряло даже крепкие хозяйства. Во втор. пол. XVIII в. по Заонежью прокатилась волна бунтов после царского указа о повышении податей. Знаменитое Кижское восстание 1769-1771 гг. было расстреляно правительственными войсками. Считается, что прекраснейшая Успенская церковь в Кондопоге явилась своеобразным памятником жертвам расправы с восставшими.

Во время Второй мировой войны Заонежье около трех лет находилось в финской оккупации, но уже в 1945 г. Кижский погост объявлен государственным заповедником, в 1951 г. на остров перевезен первый памятник архитектуры - дом крестьянина Ошевнева. В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас в Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», занимающем территорию около 10 тыс. га, насчитывается 87 памятников традиционной народной архитектуры ХIV-ХХ вв., в том числе ансамбль Кижского погоста, 26 уникальных археологических памятников, более десяти исторических поселений территории Кижской волости. Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья.

Схематичное изображение расположения экспонатов на о. Кижи
(на самом деле расстояния между строениями гораздо больше)
kizhi.karelia.ru


Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника, ее смысловой центр составляет храмовый ансамбль Кижского погоста (ХVIII-ХIХ вв.), состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.

Кижский погост

Церковь Преображения Господня (1714) - самая знаменитая постройка Кижей. Имена создателей неизвестны, а красивая легенда о мастере Несторе, который, закончив работу, выбросил в озеро топор со словами «не было такой церкви и не будет», очень широко распространена на Севере применительно ко многим памятникам деревянного зодчества. Не очень достоверно и еще одно расхожее мнение о том, что она срублена без единого гвоздя - осиновый лемех (чешуя, покрывающая главы) крепится к куполам с помощью небольших гвоздей.

Высота церкви - 37 м, основой строения является восьмерик с четырьмя прирубами, такие конструкции называются «двадцатидвухстенками». На восьмерике стоят еще два, меньшего размера. Главы различаются размером от яруса к ярусу для того, чтобы избежать монотонности и создать своеобразный ритмический рисунок. Не менее продумана и система защиты постройки от гниения, даже декоративные элементы зачастую служат для отвода воды и правильной вентиляции воздуха. Внутри храма вертикальный объем был перекрыт шестнадцатигранным потолком - «небом», утраченным во время войны, сохранился резной иконостас (1770). Он составлен из 104 икон, самые старые из которых, типичные для северной школы иконописи, относятся к концу XVII в.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения, совершенное произведение заонежских мастеров, является своего рода «лебединой песней» русского деревянного зодчества, которое достигло в это время вершины своего развития. Она строилась как «холодный» летний храм, а рядом с ней на полвека позже была возведена «теплая» клетская церковь Покрова Богородицы (1764). Строителям удалось создать произведение, которое явилось гармоничной частью ансамбля, а не просто отдельной постройкой. В Покровской церкви видна изначальная «подчиненность» доминирующему Преображенскому храму - мощный восьмерик на четверике, который мог бы нести огромный шатер, увенчан скромным девятиглавием с небольшими, изящными куполами; расширяющийся кверху силуэт подчеркивает устремленную вверх пирамиду главного здания ансамбля. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Покровская церковь строилась изначально как шатровая. В настоящее время восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас с 44 иконами ХVII-ХIХ вв. В сенях работает выставка «История Кижского православного прихода».

Колокольня Кижского погоста (1863) возводилась уже в то время, когда русское деревянное зодчество переживало упадок, и все же, несмотря на кажущуюся простоватость и чуждые традиции детали, постройка удивительно гармонично влилась в ансамбль. Схема традиционна - восьмерик на четверике. Грузный, в две трети сруба высотой, четверик удивляет ценителей культовых деревянных построек своей несоразмерностью, однако можно заметить, что он поднят ровно до высоты прирубов Преображенского храма и высоты четверика Покровской церкви, что еще раз подчеркивает единство трех зданий. В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте - 12 колоколов (9 старинных и 3 современных).

Церковь Преображения Господня, колокольня и церковь Покрова Богородицы

К середине XX в. от ограды погоста оставалась лишь каменная гряда. Облик первоначальной ограды восстанавливался реставраторами по гравюрам XVIII в. в книге Н.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Проект реконструкции основывался на сохранившейся ограде Водлозерского-Ильинского погоста, а также Почезерского погоста Архангельской области. Современная ограда представляет собой высокую каменную насыпь, на которую уложена стена из мощных бревен, стянутых ряжами. Поверх стены - двускатная тесовая кровля. На западном углу ограды - небольшая башенка, крытая четырехскатной крышей - епанчой. С севера и востока на погост ведут калитки с ажурными дверными полотнами. Центральный вход в западной стене с двух сторон ограничен двумя срубами под общей кровлей. Бревенчатая ограда была реконструирована по проекту архитектора А.Ополовникова в 1959 г.

Церковь Воскрешения Лазаря

Еще одной из главных достопримечательностей музея-заповедника является Церковь Воскрешения Лазаря, привезенная из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. Эта небольшая клетская церковь породила немало легенд среди верующих и гипотез среди ученых. Предметом споров в течение почти столетия является датировка постройки храма. Впервые церковь упоминается в завещании византийского монаха, основателя Муромского монастыря, Лазаря Муромского, который скончался в 1391 г., но в документе Олонецкой духовной консистории о ней говорится довольно противоречиво: «...во имя преподобного Лазаря, кладбищная, построена в 7086 г. от Мирозданья (1578), деревянная, построена основателем сего монастыря преподобным Лазарем». Анализ архитектурных деталей не вносит ясности в этот вопрос. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVШ вв. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

Дом крестьянина Ошевнева

Неподалеку от Кижского погоста находится архитектурно-этнографический комплекс «Русские Заонежья». Экспозиционная «деревня» началась в 1951-1959 гг. с привезенного с Большого Клименецкого острова Дома крестьянина Н.Ошевнева (1876). Здание выстроено в виде «кошеля» - двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище - открытая галерея, окна боковых фронтонов украшены балкончиками. Раньше наличники окон раскрашивались в оранжево-желтый цвет, а свесы крыши - в красный, что очень оживляло внешний вид дома.

Кроме основного дома крестьянская усадьба - это еще и отдельно стоящие хозяйственные постройки. Пожары всегда были основным бедствием крестьян, и отнесенные от основного дома амбары могли сберечь самое ценное - зерно и муку, не дать погибнуть с голоду. Рядом с домом Ошевнева стоят несколько хозяйственных построек: двухэтажный амбар из деревни Южный двор (XVIII в.), амбар из деревни Липовицы (нач. XX в.) и баня из деревни Мижостров (нач. XX в.).

Дом крестьянина Елизарова

Дом крестьянина Елизарова (кон. XIX в.) из деревни Потаневщина несколько меньше. Интерьеры обоих зданий схожи, но в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей - расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь. В хозяйственном помещении расположена выставка, рассказывающая о секретах создания лодки «кижанки». На берегу возле дома находится баня (нач. XX в.) из деревни Усть-Яндома.

Еще немного южнее от Кижского погоста расположен наиболее скромный Дом Щепина (1907). Тип постройки здесь - «брус», когда жилые и хозяйственные помещения вытянуты в линию под одной крышей. В интерьере можно увидеть предметы, связанные с бондарским ремеслом (изготовление бочек, ведер, жбанов и другой деревянной посуды).

Ветряная мельница

Экспозиционный сектор «Русские Заонежья» включает в себя также водяную мельницу (1875) из Березовой Сельги, ветряную мельницу (1928-1929) из Насоновщины и часовню Архангела Михаила (нач. XVIII в.) из деревни Леликозеро.

Часовня Архангела Михаила

Клетская часовня Архангела Михаила принадлежит к распространенному типу северных часовен. Это трехчастный сруб, состоящий из сеней, трапезной и собственно часовни. Постройка богато украшена резными элементами, в ней сохранился двухъярусный иконостас с иконами местного письма и «небо» - расписной потолок из 12 сегментов. С западного берега Онежского озера были привезены на Кижи Дом Сергеева (1908-1910) и кузница (нач. XX в.) из деревни Суйсарь.

Дом крестьянина Сергеева

В центральной части острова находятся две исторические деревни: Ямка, упоминаемая впервые в 1563 г, на восточном берегу и Васильево, упоминаемое в 1582 г, - на западном. В этих деревнях сохранились постройки, которые теперь вошли в музейный фонд, многие памятники архитектуры были привезены из других мест Заонежья: крестьянские дома, конюшни, амбары и риги. Около деревни Ямка сохранилась часовня Спаса Нерукотворного (ХVII-ХVIII вв.) из деревни Вигово, а архитектурной доминантой Васильево является местная часовня Успения Богоматери (ХVII-ХVIII вв.), которая является самой древней постройкой острова Кижи.

Дом крестьянина Яковлева

Три больших крестьянских дома и несколько хозяйственных построек составляют экспозиционный сектор Русские Пудожья, где представлена архитектура жителей восточного берега Онежского озера, а еще севернее можно увидеть дома, характерные для карел и вепсов. Усадьба карела здесь представлена домом крестьянина Яковлева (1980-1990-е гг.) из деревни Клещейла, поклонным крестом и амбарами, а среди памятников северных карел и карел-людиков интересна часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (втор. пол. XVIII в.). Два амбара и баня составляют хозяйственные постройки вепсов.

С памятниками острова посетителей знакомят маршруты, предлагаемые экскурсионной службой музея. Недавно проложена «Экологическая тропа», дающая представление о природе острова, разработан интерактивный семейный маршрут в дом Яковлева, где можно принять участие в традиционных крестьянских хозяйственно-бытовых процессах. Во время музейных праздников часто выступает фольклорный ансамбль.

На территории музея есть несколько кафе и торговых киосков, гостиные дома. На ночлег можно также попроситься в деревнях к местным жителям.

Открытка. Кижи с птичьего полета

Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться - не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке. А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?

Еще одна ветряная мельница. Слева видна часовня Спаса Нерукотворного

Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.

Вид на нос "Метеора" и Кижский погост

Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним, гыгы:)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро, это уже многовато. За такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате - 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда? А тогда Кижи превратятся просто в "вабаыхумуусеум", коих в мире полно.

Вот интересно, неужели сейчас нет умельцев, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет "новодел", но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!