Предпосылки европейской интеграции. Европейская интеграция

1 этап (1951г.- 1957г.). 18 апр 1951г. в Париже - Договор об учреждении ЕОУС(Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция).
У истоков интеграции - Робер Шуман и Жан Моннэ. Инициатором евр интегр - Фр. План Шумана – объед-я каменноуг-й, железорудной и металлург пром-ти ряда западноевроп гос-в (9 мая1950 мин ин дел Фр)
ЕОУС: отмена импортных и экспортных пошлин, количественные ограничения, дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. Единые пошлины на импорт данных товаров(для стран не входивших). Наднациональный Высший руководящий орган, -общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации. Его решения обязательны, но его д-ть координировалась прежде всего с Советом Министров, страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм.
Центр европейской тяжелой промышленности (в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии), перестал быть постоянным источником войн и конфликтов там стал развивался процесс сотрудничества и прогресса. Организация открыла путь для серии новых инициатив в области европ интеграции.
2 этап (к. 50-х – нач. 70-х гг(“золотой век”)). март1957г те же 6 стран – 2 Римских дог о созд ЕЭС и Евратома (создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность).
ЕЭС отличает идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка. Цели ЕЭС:
постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
унификация налоговых систем;
установление правил конкуренции “на общем рынке”;
сближение законодательств стран-участниц;
разработка принципов согласования экономической политики и др.
В окт 1956г. Лондон заявил, что UK предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. подписана Стокгольмская Декларация- Великобрит, Австрия, Дания, Норвегия, Португ, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Параллельно в Зап Европе стали развиваться 2 типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.
1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз (ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к 3им странам). Гармонизация стандартов и тех норм, координация хоз законодательства. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.
Единая сельскохозяйственная политика(принципы: единство рынка (единые правила и нормы), преференции в отношении товаров из Сообщества(общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам), финансовой солидарности (все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики). В 1962 создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА).
3 этап (с нач 70-х г до сер 80-х г), -противоречия и трудности в д-ти Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.
янв 1973г. - 1 количественное расширение ЕС – Великобритании, Дании и Ирландии.
Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), осн на трех основных элементах: а) ЭКЮ; б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция- большой шаг в продвижении региональной интеграции и ступень к экономическому и валютному союзу.
В 1981г. в ЕС –Греция.
4 этап (с сер 80-х до нач 90-х г). Заверш создания единого внутреннего рынка. Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) (1987). ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его созд было предусмотрено к 31 дек 1992г. полное устранение физич, технич, налог и др барьеров в ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. На этом этапе в 1986 вступили Испания и Португалия
5 (современный) этап– переход к формированию Экономич, валютного и полит союза.
В дек 1991г. сессией Европейского совета одобрен текст Договора о ЕС (Маастрихтский Дог о ЕС).Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., новое название – Европейский Союз.
Единое европейское гражданство, полит союз, экономический и валютный союз.1 января 1999г. - вводится в безнал евро, с 1 июня 2002г. полностью заменит нац валюты.
В 1995 г. в ЕС вошли Финляндия, Австрия и Швеция.В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц.2007 - подписание Договора о реформировании в Лиссабоне2007 - шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии)19 ноября 2009 - избран первый постоянный председатель Европейского совета1 декабря 2009 - вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным
образование, созданное в 1991 г., куда вошли сув... подробнее ».


  • Начало интеграции Европейского о. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции интеграция проходит ряд этапов .


  • 24. Пути синтеза и интеграции наук.
    Можно выделить пять основных этапов развития естествознания: натурфилософия, классическое естествознание, синтетическая стадия , интегративно-дифференциальная стадия , информациологическая стадия познания природы.


  • Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции .
    Объективные основы и сущность региональной экономической интеграции . На современном этапе развития все больше возрастает зависимость экономик различных стран друг от друга...


  • Начало интеграции стран Западной Европы положил Парижский договор об учреждении Европейского объединения у.
    Основные формы региональной интеграции . В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов .


  • Документы, разработанные СЕ в этой области (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), используются в своей деятельности ЕС .
    СЕ и ЕС - интеграционные организации, различные по своей правовой природе.

  • Найдено похожих страниц:10


    Единая Европа, государство без границ - идеальная мечта многих философов, общественных деятелей, политиков и просто обычных граждан. Но воплотиться она смогла не так давно, в середине 20-го века.

    Немного истории

    Идея образования Европейского Союза не возникла на пустом месте. Она стала своеобразным плодом общественно-политической ситуации, сложившейся в Европе по окончанию Второй мировой войны. Необходимо было сохранить и упрочить хрупкое равновесие между мировыми державами, создать реальное противостояние новым возможным зарождениям фашизма, поднять разрушенную экономику, вернуть и укрепить международный престиж ведущих западноевропейских стран на мировой арене. Это было особенно важно в свете образования другого крупного политического лагеря - социалистического - странами Восточной Европы во главе с СССР, а также в связи с настойчивым проникновением на европейский рынок США. Затем и Китай тоже заявил о себе достаточно громко.

    Для успешного противостояния и развития собственной экономики любой отдельно взятой державе капиталистического лагеря был необходим общий рынок, состоящий из 250 миллионов и более человек. Естественно, что ни одно, даже самое развитое западноевропейское государство не могло отвечать таким требованиям. Положение усугублялось жесткой конкуренцией и соперничеством внутри этого лагеря - между той же Францией, ФРГ, Бельгией и т.д.

    Понимая обоснованность и необходимость объединения, главы государств решали основной вопрос: на каких принципах должна строиться европейская интеграция? Брать ли за образец Америку и создавать свои Соединенные Штаты Европы или же ограничиться некоторыми соглашениями в области политического, экономического и правового сотрудничества, не затрагивая Спорные моменты на эту тему возникают и по сей день, их отражают основные этапы европейской интеграции.

    ЕС: период взлета

    Итак, постепенно, шаг за шагом, западноевропейские державы стали проводить политику сближения и объединения - сначала на экономической основе, создав «Объединение угля и стали», а также «Евратом», упростив и организовав единую таможенную зону для свободного перемещения внутри нее как людей, так и продукции, капитала и т.д. А затем было образовано и общее законодательное пространство в лице Европейского Совета и Европейского Парламента.

    Идея единства приобретает широкую популярность, все яснее понимается ее выгода. За несколько десятилетий увеличился в разы. Таким образом, европейская интеграция отражает повышение приоритета общих задач над частными государственными интересами в области социальной экономики, а также те действительно глобальные изменения в мировой политике, экономике, которые происходили во второй половине 20-го века.

    Парадокс геополитики этого периода состоит в том, что, будучи серьезным конкурентом США на и борясь с Америкой за сферы влияния и стабильность на мировой арене, были прочными союзниками с нею в военно-политическом блоке НАТО, в холодной войне против СССР, в стремлении перетянуть на свою сторону государства восточноевропейского социалистического лагеря.

    Развал Советского Союза, разрушение европейского социалистического организма, естественно, было как нельзя на руку всему Западу. Страны бывшего получили реальную свободу и возможность самоопределения, равно как и большинство республик, входивших в «Лихие девяностые» явились таковыми не только для едва получивших статус «государство» России, Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д., но и для Румынии, Польши, Балканского региона и пр., т.е. всей огромной территории, оказавшейся в состоянии социально-политического и экономического кризиса.

    Понимая, что в одиночку не выжить, что европейская интеграция - сейчас единственно верный шаг, страны Восточной Европы стали искать поддержку в Евросоюзе. Да и для Прибалтики, а позднее Украины, Молдовы вступление в ЕС, безвизовый режим стали важным ориентиром внешней и внутренней политики.

    Задачка с двумя неизвестными

    Если до этого момента единое европейское сообщество представляло собой примерно одинаково развитый экономический организм, то страны бывшего соцлагеря в этом плане сильно отставали от западных соседей. Потому дальнейшие этапы европейской интеграции были обусловлены нелегким выбором: принять эти страны в состав ЕС, понимая, что западные державы в их лице берут на себя достаточно объемный балласт, или же отказать во вступлении. Но тогда сохранялась потенциальная угроза: рано или поздно Россия вновь займет утраченные позиции сверхдержавы. И Восточная Европа опять окажется в геополитической орбите влияния Москвы. Естественно, такое положение дел Запад не привлекало. Потому Брюссель и Вашингтон широко распахивают ворота Евросоюза и НАТО, гостеприимно принимая в их состав не только бывшие соцстраны, но и три прибалтийских государства.

    Увеличение количества не значит повышение качества. Расширив географические рамки организации и сферу влияния, ЕС, в то же время, получил немалое количество слабых «братьев меньших», а на западноевропейскую экономику легла нешуточная нагрузка. Да и о конкуренции с США забывать тоже не стоило, Америка повсюду преследовала свои интересы, хоть и «дружила» с Евросоюзом.

    Некоторые размышления

    Как любое крупное территориальное образование, не раз переживала европейская интеграция этапы взлетов и падений. Ведущими экономистами большие надежды возлагались на единую евровалюту, которая должна была стать выше и значительнее доллара, постепенно вытеснить его главенство на мировом рынке и поднять экономику всех членов Союза. В начале 2000-ых создается евро, претендующий на роль мирового резервного дензнака. Сама по себе идея была изначально правильной. И в Маастрихтском договоре ясно прописывались критерии, по которым следовало отбирать кандидатов в еврозону. Главное внимание уделялось дефициту бюджета - он не должен был превышать 3-х процентов от ВВП страны. Конечно, далеко не все желающие вписывались в эти рамки. Однако в еврозону приняты были - сыграли свою роль «подковерные» действия США. Это решение стало своего рода миной замедленного действия, а члены Евросоюза - заложниками ситуации.

    На первый взгляд, евро вполне справлялся с возложенной на него миссией, да и на сегодняшний день его курс выше, чем доллара. Но популярна и повсеместно в ходу все же традиционная «зеленая» валюта. А новые витки экономического кризиса, сотрясая Европу, представляют серьезную угрозу существованию ЕС. Греция, Португалия, Испания, Ирландия тянут общеевропейский экономический корабль на дно. Да и у самих «отцов-основателей» ЕС далеко не все гладко, кризис - он кризис и есть. Понятно, что европейская интеграция не предусматривала такие этапы в своем существовании. Финансировать кризисные страны за счет собственных налогоплательщиков - слишком дорогое удовольствие даже для основных доноров еврозоны. Но очередной парадокс: возможности избавиться от стран-балласта отсутствуют. Законодательные акты для принятия в Евросоюз, еврозону разработаны, а вот правила выхода из них - нет! И сами выйти из своего детища, создать новый союз передовые западные государства не могут - иначе они восстановят против себя своих бывших соседей и соратников. Да и путинская Россия прочно стоит на ногах, целенаправленно укрепляется на постсоветском пространстве и не упустит возможности вернуть былую сферу влияния в Восточной Европе.

    Выводы

    Итак, чтобы не допустить собственного фиаско, столпы Евросоюза, в частности, Германия и Франция, фактически вынуждены содержать своих союзников. Кто от этого выиграет? Ответ прост. Евро практически утратил доверие и не может конкурировать с американским долларом. Именно США, хотя в нынешнем кризисном состоянии им и самим не сладко, больше всего довольны шатким положением ЕС.

    В настоящее время Евросоюз стоит на распутье: нельзя отпустить слабые страны под влияние Москвы, но и содержать их крайне невыгодно. Однако, по всей видимости, придется: человеческие и политические амбиции всегда обходились дорого...

    Серьёзный шаг в экономическом сближении стран Европейского Союза был сделан в 1991 г. с под-писанием Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия.

    В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жёсткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфля-ции в этих странах не должен был превышать 2,6 %, дефицит госу-дарственного бюджета — 3 %, а общего государственного долга — 60 % валового внутреннего продукта (ВВП). Большинство госу-дарств — членов ЕС продвигалось к выполнению критериев кон-вергенции с огромным трудом.

    Нелёгкий процесс адаптации к маастрихтским критериям кон-вергенции во всех странах Европы, и в особенности в странах, во-шедших в ЕВС, сопровождался ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться.

    С 1 января 1991 г. в соответствии с конвенцией, подписанной в июне 1990 г. в замке Шенген (Люксембург) между ФРГ, Велико-британией, Францией, Италией, Данией, странами Бенилюкса, фак-тически были ликвидированы границы, которые остались лишь на географических картах ; внутри шенгенского пространства нет ни пограничников, ни таможен. С 1992 г. Шенгенское соглашение распространилось на остальных членов ЕС. В Европе зародился единый и однородный хозяйственный комплекс, в рамках которо-го капиталы из одной страны могли перетекать в другую.

    В Комиссию европейских сообществ входят избираемый председатель и 16 членов, назначаемых правительствами стран ЕЭС. Европарламент имеет кон-сультативные функции, которые с 1980-х гг. расширяются, он избирается пря-мым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на пять лет по нормам представительства пропорционально численности населения государст-ва. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбурге (Фран-ция), чрезвычайные заседания — в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; его секретариат располагается в Люксембурге.

    Второй этап реализации валютно-экономического союза начал-ся в 1995 г. Он был отмечен учреждением Европейского валютно-го института, в задачу которого входила координация валютной по-литики государств Союза и создание Европейского центрального банка, контролирующего новую валюту — евро.

    В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, в соответствии с которым с 1999 г. вводилась в обращение новая валюта, начался третий этап инте-грации.

    Значительная доля управления экономикой была передана Европейскому центральному банку; он должен был контролиро-вать эмиссию, устанавливать базисные процентные ставки и нала-гать санкции на те страны, которые тратят слишком много или не выплачивают долги по кредитам. Национальные правительства по-прежнему могли решать, на что тратить деньги, но ограниче-ния, устанавливаемые банком, фактически определяли лимит той суммы, которую предстояло расходовать каждой стране, и уже ни одна страна не могла решать экономические трудности путём де-вальвации валюты или эмиссии.

    Страны ЕС обязались следовать совместному курсу в сфере внеш-ней политики и безопасности, в вопросах внутренней экономической политики, правоохранительной деятельности, в борьбе с преступно-стью, в том числе с наркобизнесом, и др. Устанавливалось единое ев-ропейское гражданство. Вновь созданный Европейский валютный ин-ститут позволял осуществлять единую денежно-кредитную политику. Материал с сайта

    В 1992 г. Европейское сообщество объединяло 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1992 г. на его базе был образован Европейский Союз. В 1995 г. в ЕС всту-пили Австрия, Финляндия, Швеция. 1 мая 2004 г. в ЕС состояло уже 25 стран. В состав ЕС вошли Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Венгрия, Кипр. В 2007 г. после вступления в ЕС Болгарии и Румынии общее число его членов достигло двадцати семи.

  • Западно евроинтеграция во 2 половине 20 века

  • Западная европа в современном мире

  • Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

    Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

    На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

    Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

    Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

    Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

    Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

    Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

    Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

    В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

    Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

    Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

    Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

    Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

    Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

    Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

    В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

    С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

    Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

    Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

    Выводы, проблемы, тенденции

    1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

    2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

    3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

    4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

    Контрольные вопросы

    1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

    2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

    3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

    4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

    5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

    6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?

    1. Предпосылки и вехиевропейской интеграции

    Идея единой Европы занимала мыслиевропейских политиков уже долгое время и только во второй половине ХХ в.она нашла свое практическое воплощение.Интеграцияне может быть порождением одной политической воли, для ее развития необходимыопределенные предпосылки.

    Таб.: Предпосылкисоздание единой Европы

    Цивилизационные

    Экономические

    Исторические

    Военно-политические

    Геополитические

    Наличие общих духовных ценностей, совместимость социальных и политических идеалов

    Возможность взаимодополняющего экономического и научно-технического развития

    Традиционная взаимодействие, взаимоуважение. Традиционное стремление к единству (насилием или добровольное)

    Общность интересов с главных вопросов международной жизни, сотрудничество в военных и военно-политических союзах, урегулирование территориальных споров

    Возможность развития экономически рентабельной сети транспортных коммуникаций

    Европейская интеграция является нагляднымпримером вертикальной интеграции, которая имеет несколько аспектов: экономический,политический, военный. Она активно развивается с начала 50-х годов. Ееначало положила реализация плана Маршалла. В апреле 1948 г. созданоОрганизацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЕС), которая в сентябре1950 была дополнена Европейским платежным союзом (ЕПС), который в1961 заменила Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР).

    Переход от простого международногоевропейского сотрудничества к настоящему наднационального сообществаначался 9 мая 1950, когда Роберт Шуман выступил с инициативой,обнародовав план разработан Жаном Монне по созданию отраслевого объединенияшести стран (Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса), Европейское объединениеугля и стали (ЕОУС). Новизной этого объединения было создание европейскогооргана управления независимого от правительств стран.

    Следующим шагом стало создание 25Март 1957 Европейского Экономического Сообщества ("Совместныйрынок ") и Европейского сообщества по атомной энергетике (ЕСАЕ), или"Евроатом".

    Римский договор 1957 г.

    Преисполненныерешимости заложить основы более тесного союза между европейскими государствами;

    Преисполненныерешимости обеспечить совместными действиями экономический и социальный прогресс своихстран путем устранения барьеров, разделяющих Европу;

    Ставяосновной целью своих усилий постоянное улучшение условий жизни и труда своихнародов.

    Признавая,что устранение существующих препятствий, требует необходимость согласованных усилий с цельюгарантировать стабильность экономического роста, равноправное торговлю и честнуюконкуренцию;

    Обеспокоенные укреплениемсоюза экономик и обеспечением их гармоничного развития при сокращении разрывамежду различными регионами и отставаниемстран, находящихся в худшем положении;

    Желаясодействовать с помощью общей торговли политике постепенного снятия ограничений намеждународной торговле;

    Желаяподтвердить солидарность, которая объединяет Европу и страны других континентов, и,Желая обеспечить развитие их процветание в соответствии с Уставом ООН;

    Преисполненныерешимости укрепить путем реализации указанного комплекса, мир и свободу и,призывая другие народы Европы, которые разделяют эти идеалы, присоединиться к этимусилий;

    Решили создать Европейское экономическое сообщество.

    Цель ЕЭС - Способствовать развитию национальных экономик и защищать Европу отзасилье американского капитала. Условиями вступления в ЕЭС является ликвидация убыточныхпредприятий и государственных дотаций. Страны-участницы совместно разрабатывают экономическуюполитику, межгосударственные проекты, таможенные тарифы, регулирующие финансовую систему,налаживают систему международной специализации с целью обеспечениярентабельности производства, создают единый рынок труда.

    Во второй половине 60-х годовпроисходит объединение структур ЕОУС, ЕЭС, Евроатома с целью создания единыхорганов (Совета, Комиссий, Суда и др.). В 1968 г. формируется единый таможенный союз.

    Дальнейшееразвитие ЕЭС идет путем углубления экономической и политической интеграции(Маастрихтские соглашения о создании Европейского Сообщества, 1992 г.).

    Процесс становления ЕЭС был длительными сопровождался кризисными явлениями, вызванными структурными изменениями вэкономиках стран, процессом наработки системы интеграции.

    Было немало и противников ЕЭС. Так,в 1960 г. в противовес "Общему рынку" Великобритания образовалаЕвропейскую ассоциацию свободной торговли, в которую вошли Великобритания, Швеция,Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия.

    В 60-е годы между ЕЭС и ЕАСТразгорелась острая конкурентная борьба. В этой борьбе ЕЭС получилоубедительную победу: за десять лет (1960-1970) судьба ЕЭС в мировомпроизводстве выросла с 26% до 32%, в то время, как судьба ЕАСТ уменьшилась с 16,5% до15%. В результате этого ЕАСТ распалась, а ее члены один за другим сталипереходить в ЕЭС, и первой из них была сама Великобритания.

    В 70-е годы в ЕЭС вступилиВеликобритания, Дания, Ирландия. В 80-е - Греция, Испания, Португалия.

    Переход от конфронтации ксотрудничества государств мира, завершение "холодной войны" (вторая половина80-х - 90-е годы), дал новый импульс интеграционным процессам в Европе.Они развивались в двух направлениях: углубление интеграционных процессов ирасширения ЕС (привлечение новых членов за счет стран Центральной, Северной,Восточной Европы.

    В 1987 г. члены ЕЭС ввели в действие"Единый европейский акт", по которому ликвидировали существующие препятствия вэкономическом сотрудничестве, создали единую налоговую систему, отменилиразличия в своих законодательствах. Кроме того, страны ЕЭС в мае 1992 г.заключили соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) об образованииЕвропейского экономического пространства (ЕЭП). Здесь свободно передвигаются капиталы,товары, услуги и рабочая сила. 6 февраля 1992 в г. Маастрихте(Нидерланды) страны-члены ЕЭС подписали соглашения, по которым с 1 января 1993началось функционирование единого рынка. Тогда же вступил в силу договор оЕвропейский Союз (ЕС), на основе которого в 1999 г. завершилось созданиеединого валютного пространства - вместо национальных валют введена единая"Европейскую валютную единицу" - "евро". Сообществопланирует разработать общую оборонную политику и ввести единое европейскоегражданство. Следовательно, должно образоваться Европейский дом, которым будут руководитьЕвропейский совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент, Евросуд.

    Этапы европейскойэкономической интеграции

    Этапы

    Зона свободной торговли

    Отмена пошлины. Квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим стран

    Таможенный союз

    Введение общих внешних таможенных тарифов и переход к единой торговой политики в отношении третьих государств

    Единственный внутренний (общий) рынок

    Таможенный союз плюс осуществления мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (включая свободу их профессиональной деятельности).

    Экономический и валютный союз

    Единственный внутренний рынок плюс гармонизация и координация экономической политики государств-участников на основе совместного принятия решений и контроля над их выполнением, замена национальных валют единой. Единая валютная и денежная политика

    Успехиевропейской интеграции сделали ЕС привлекательным для других европейских государств. 1Январь 1995 членами ЕС стали Швеция, Финляндия, Австрия. Однако референдумы вНорвегии и Швейцарии дали преимущество силам, которые выступали против вступления в ЕС.

    На саммите ЕС вАфинах в апреле 2003 г. было принято решение о принятии в Союз еще 10новых членов, среди которых были и бывшие три советские республики.

    В 2003 г. ЕС принял концепциюотношений со странами-соседями. Также началось рассмотрение Конституции ЕС. Однаковсе попытки ее принять так и имели успеха.

    Год вступления в ЕЭС (ЕС)

    Страны

    1957

    Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург

    1973

    Великобритания, Дания, Ирландия

    1981

    Греция

    1986

    Испания, Португалия

    1990

    После объединения Германии восточногерманские земли (бывшая ГДР).

    1995

    Швеция, Финляндия, Австрия

    2004

    Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Мальта, Кипр (греческая часть)

    2007

    Румыния, Болгария

    2. Институты ЕС

    Европейский совет.

    Функционирует с 1974 г., в1986 статус официально закреплен Единым европейским актом. В советвходят главы государств и главы правительств стран ЕС, а также Председатель Европейскойкомиссии. Европейский совет «дает Союза необходимый импульс для развития и определяетобщие политические ориентиры ». Заседает два раза в год. На заседанияхобсуждается общая ситуация и основные проблемы Союза, а также состояние мировойэкономики и международных отношений, определяются приоритеты деятельности,принимаются программы и решения стратегического значения. Происходят ивнеплановые заседания, на которых обсуждается один вопрос, требующийнемедленного политического решения. ЕР по итогам дискуссий принимает политический документ,который трансформируется в правовые акты и решения соответствующих органов ЕС.

    Совет Европейского Союза (Советминистров)

    Высший законодательный орган ЕС. Имеет право напринятия решений, обеспечивает общую координацию общей экономическойполитики; осуществляет руководство бюджетом (совместно с Европарламентом); заключаетмеждународные соглашения.

    Совет ЕС состоит из представителейгосударств - министров государств ЕС. Фактически существует около 30 Советов, занимающихсяконкретным направлениям деятельности ЕС и объединяют соответствующих национальныхминистров. Председатель Совета избирается поочередно на шесть месяцев.

    Европейская комиссия

    Исполнительный орган ЕС. Пользуетсяправом законодательной инициативы, то есть разрабатывает законодательные акты и направляет ихна рассмотрение в Раду, контролирует законодательный процесс; следит за применениемпринятых законодательных актов, в случае нарушения применяет санкции,направляя дело в Суд. Кроме того, Комиссия имеет полномочия приниматьрешения в таких сферах как сельское хозяйство, торговля, конкуренция,транспорт, функционирование единого рынка, защита окружающей среды;управляет бюджетом и фондами ЕС, несет ответственность за бюджетные расходы.

    Комиссия состоит из представителейгосударств ЕС (максимально 27), которые назначаются сроком на 5 лет национальнымиправительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатурыутверждает Европарламент.

    Комиссия состоит из генеральногосекретаря и более 20 генеральных директоров, которые отвечают за отдельныенаправления деятельности ЕС. Общий штат служащих Комиссии - свыше 15 тыс. чел.

    Европейский парламент

    Берет свое начало в 1974 г.,когда президент Франции В. Жискар д"Эстен выдвинул идею созданияЕвропарламент - политического органа, призванного выполнять совещательнуюфункцию при выработке общих принципов социальной политики (главное -права человека). Сначала в Европарламент национальные парламенты делегировали своихпредставителей, в дальнейшем стали проводиться общие прямые выборы напартийной основе (с 1979 г.). После подписания Маастрихтских договоренностейЕвропарламент стал важным институтом ЕС.

    Европарламент выполняет функции:проводит консультации и осуществляет контроль за деятельностью других институтов ЕС;одобряет или вносит поправки в законодательные акты, бюджет ЕС, утверждает бюджетЕС и заключает межгосударственные соглашения. Численность Парламента не должна превышать732 чел. Число депутатов зависит от численности населения страны. Срокполномочий депутатов 5 лет. Депутаты распределены по 20 комиссиям, ведающиеважными направлениями деятельности ЕС.

    Суд европейских сообществ

    Суд обеспечиваетединственное применение и толкование прав ЕС на всей его территории. Суд рассматриваетвсе вопросы, возникающие при исполнении правовых норм Союза. Решение суда необжалуются. Компетенция Суда не распространяется на общую внешнюю политику странЕС, политику безопасности и сотрудничество государств-членов в области правосудия ивнутренних дел. Суд состоит из 15 судей (будет 25) и 9 юридических советников,назначаемые правительствами стран сроком на 6 лет, независимы в выполнении своихобязанностей. В 1989 г. на помощь Суд создан Суд первой инстанции. Которыйрассматривает иски отдельных лиц на органы ЕС.

    Интересно знать

    Символика СЕ и ЕС

    С момента своего создания СЕ всегдачувствовала необходимость предоставления Европе символы, с которым каждый из ее жителей мог бысебя отождествлять. 25 октября 1955 Парламентская Ассамблея СЕ принялединогласное решение избрать в качестве своей эмблемы символ круга с синим полем, на которомизображены золотые звезды.

    8 декабря 1955 Совет министроводобрил это предложение и утвердила европейский флаг: изысканные в круг золотыезвезды на синем фоне. Это означает единение, сами же звезды символизируют собойнароды Европы, число «12» (по количеству звезд, и это число неизменно) символизируетсовершенство и неделимость. А в 1985 г. на заседании в Милане СЕ был достигнутдоговоренность о том, что принимается предложение Комитета по вопросам народностейЕвропы о введении собственного флага ЕЭС - флага, принятого СЕ в1955 С 1986 г. ЕЭС использует этот флаг как официальную символику.Таким образом в СЕ и ЕЭС (ЕС) единственный флаг. Кроме того СЕ имеет собственный флаг,который указан символика дополнена буквой «С» - Council (т.е. Совет).

    ФлагЕвропейский Союз

    Европейский гимн был принятСоветом Европы в 1972 г., который является прелюдией к "Оды радости" из Девятогосимфонии Бетховена в аранжировке австрийского музыканта и дирижера Гербертафон Караяна. Как известно, слово к «Оды радости» в свое время написал ФридрихШиллер. Однако чтобы избежать споров о том, на каком языке должны звучать словагимна, было решено от слов отказаться.

    Лозунгом ЕСвысказывание: «Единственные в разнообразии».

    Кроме указанных структурфункционируют: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Палатааудиторов (Счетная палата). В настоящее время стоит вопрос об избранииПрезидента ЕС, утверждение Конституции ЕС (2004 г.).

    Военная интеграция в Европеосуществляется в рамках Евро-атлантические структуры - НАТО, также ЗЕС и ЕС.

    В 1993 г. на конференции вМаастрихте было принято решение, что страны ЕС должны выработать "общуюполитику по обороне и безопасности ». Основой такой политики должны стать так называемые«Задачи Петерсберг», принятые ЗЕС. Этот документ определял цели, ради которыхевропейцы могут объединить военные усилия (гуманитарные, миротворческие акции и т.д.),спасение мирных граждан во время военных конфликтов и терактов,решения кризисов. После войны в Косово 1999 страны ЕС осознали своеотставание в военных возможностях от США. В результате на саммите вг. Хельсинки (декабрь 2002 г.) было принято решение о созданииевропейских сил быстрого реагирования для содействия созданию европейскойнезависимой обороны, с целью, чтобы ЕС был в состоянии самостоятельно, без НАТО, проводитьоперации по контролю за кризисами, миротворческие и спасательные операции. Численностьсил быстрого реагирования - 60 тыс. воинов, 400 самолетов, 100 кораблей.

    3. Другие европейскиеорганизации

    Средибольшого количества европейских организаций помимо ЕС следует отметить ОБСЕ,объединяет почти все европейские государства и СЕ.

    Организация безопасности и сотрудничества в Европе.

    Во время разрядки в советско-американскихотношениях (70-е годы) началось движение европейских народов за укреплениемеждународного сотрудничества. Страны европейского континента проявили стремлениек общим принципам сосуществования, сотрудничества, разрешения противоречий и созданияна их основе новой системы международных отношений. Их совместные усилия в этомнаправлении получили название "европейский процесс". Главным документом,определяет пути сотрудничества европейских государств, является Заключительный акт Совещания по безопасностии сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (1975 г., Хельсинки). 1 января1995 СБСЕ получила другое название - ОБСЕ (Организация по безопасности исотрудничеству в Европе, постоянно действующий орган). Важное значение имеютдокументы Парижской совещания (ноябрь 1990 г.) стран-участницЕЭС-Хартия для новой Европы, Совместная декларация 22-х стран, Договор ообычных вооруженных силах в Европе, в которых фактически согласуются принципы военныхдоктрин, международного сосуществования, механизмы общеевропейского процесса.

    Совет Европы

    Важными структурами в развитииинтеграционных процессов является Совет Европы (на настоящий день объединяет 41 страну),главной задачей которой является защита прав человека. Осуществляет надзор за соблюдениемправ человека, дает рекомендацию, имеет право вводить санкции.

    Европейские региональные организации

    Названия организаций

    Год создания

    Направление деятельности

    Страны-члены организации

    НАТО (Североатлантический союз)

    1949

    Согласование военно-политической деятельности и защите интересов стран участников, в том числе с применением вооруженных сил

    США, Великобритания, Франция, Германия, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Греция, Турция, Норвегия, Дания, Люксембург, Исландия, Чехия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария

    Участники программы «Партнерство ради мира»: страны Восточной Европы, СНГ.

    Особое партнерство: Украина, Россия

    ПАА (Североатлантический ассамблея)

    1955

    Согласование деятельности НАТО на межпарламентском уровне

    Страны НАТО

    ССАС (Совет Северо-Атлантического сотрудничества)

    1991

    Сотрудничество НАТО со странами Центральной и Восточной Европы, Прибалтики и СНГ

    Страны НАТО СНГ, Прибалтики, Словакия, Румыния, Болгария, Албания

    ЕС (Европейский союз)

    1993

    Широкая интеграция европейских стран

    Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия, Австрия, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Мальта, Кипр (греческая часть)

    Ассоциированные члены: Болгария, Румыния, Турция

    ЗЕС (Западноевропейский союз)

    1955

    Согласование военно-политической деятельности стран Западной Европы

    Великобритания, Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Греция, Люксембург

    Ассоциированные члены: Турция, Норвегия, Исландия

    Наблюдатели: Дания, Ирландия

    Ассоциированные партнеры: Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Литва, Латвия, Эстония

    СЕ (Совет Европы)

    1949

    Защита прав человека, решение гуманитарных проблем и европейской безопасности

    Все страны Европы кроме Андорры, Ватикана, Монако

    ПР (Северная совет)

    1952

    Координация политической и экономической деятельности стран Северной Европы

    Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия

    ЦЕИ (Центральноевропейская инициатива)

    1989

    Координация политической и экономической деятельности стран Центральной Европы

    Италия, Австрия, Албания,Беларусь, Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Румыния, Украина

    (ЦЕУВТ, англ.- CEFTA) Центральноевропейская соглашение о свободной торговле

    1993

    Многостороннее сотрудничество в целях либерализации торговли. Развитие свободной торговли между странами участниками

    Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Словения, Румыния, Болгария

    «Вышеградская группа »

    1991

    Координация политической и экономической деятельности стран Восточной Европы

    Венгрия, Польша, Чехия, Словакия

    Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС, английского - OBSEC)

    1992

    Поддержка экономического развития, достижения стабильности и мира в Черноморском бассейне. Стать элементом общеевропейского сотрудничества

    Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция, Украина.

    Наблюдатели: Сербия и Черногория, Австрия, Германия, Египет (желает стать полноправным членом), Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, Франция

    ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе)

    1975

    Выработка условий и мер по укреплению доверия и безопасности в Европе

    США, Канада, все страны Европы (кроме Андорры) и СНГ

    Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы

    1999

    Содействие установлению мира и укрепления демократических политических систем в странах региона, восстановление в них экономики и поддержка свободного рынка, поэтапном сближению народов Балканского полуострова с остальной Европой.

    Около 30 европейских государств, международных организаций, финансовых учреждений и региональных организаций

    Итоги

    Идея единой Европы не раз возникала вевропейских политиков ("Соединенные Штаты Европы", "ПанЕвропа", "Европейскийдом "и др.), однако свое реальное воплощение она нашла только во второй половине ХХ в.Пройдя сложный путь интеграционных процессов европейцы создали Союз (ЕС),которые реально функционирует, развивается и обеспечивает поступательное развитие всехстран Европы. Успехи ЕС сделали его привлекательным для других стран, особенно изВосточной Европы. Одни страны пытаются стать его членами, другие подражатьпример.

    Вопросы и задания:

    1. Что обусловило развертывания активных интеграционных процессов в Европе во второйполовине ХХ века?

    2. Какие вехи в становлении единой Европы можно выделить? Свой ответобоснуйте.

    3. Определите хронологические Ромки каждого этапа европейской интеграции и дайтеему характеристику.

    4. Охарактеризуйте механизм функционирования ЕС, дайте характеристику ееорганам.

    5. Каковы причины расширения ЕС на Восток? Определите последствия этого процесса.

    6. Назовите ведущие европейские организации, какие функции они выполняют?

    • ← § 8. 2. Особенности общественно-политического и экономического развития стран Запада: США, Канада, Западная Европа